Еда птица обрела себе храмину и горлица гнездо себе, на нем же положит. И воспитает птище свои, рекох, олтари твои, Господи мои, Господи сил, Царю мой и Боже мой, и блажении пребывающии во дворех Твоих. Тем же и аз умиленный, подобяся пустынолюбной горлице, рад убо бых был огласити вся удолия пусгынныя мыслию всею и присещением благим, якоже и горлица воркованем своим оглашает дебри, гласомъ точию, а крепость ея немощна сущи, какожде и аз грешныи; глас бо мой во всю вселенную изыде, делъ же моих благих на земле Бог не виде, да ин кто видитъ? понеже не сотворих блага на земли. Слышав же от Спаса моего некую вдовицу, двема медницима приобретшу паче богатства ипнех многа, и аз грешный не отчаяхся, видев Святые прародители и родители мои, приложившие в Святой Горе многая множества монастырю Святой Богородицы, называемому Хиландарь, по изволению Отца Небеснаго, Света Святаго, аз, Урош Краль Стефан, сын Уроша велияго Краля, сына Стефанова, Стефана сына Неманина, рекше Святаго Симеона, пришедшу ко мне иеромонаху Кириаку с чернецами Хиландарскими, и воспомянуша ми беды своя на мори, случающиеся им от безбожных хурсар (корсаров). Ихже не можем исповедати, глаголющим им ко мне с умилением и мольбою: «Сотвори нам препокоище, весь живот нам на мори и от моря ны есть» и не пречюх их, но исполних все прошение их, и создах им пирг, и на нем сей храм Спасов и исполни их книгами 12 , и завесы, и иконами и сосуды, и еще иными потребами довольными, да есть на славословие Божие, а онем на покоище и утеху. И меня в молитвах своих да поминают раба Божия Стефана Уроша Краля. Соверши же се храм сей во дни Благовернаго Царя Кур Андроника, и сына его, Кур Михаила, при Проте Иоаннике, при Игумене Хиландарском Кирияце. В лето 6801 (1302) солнечнаго круга 22, луннаго же 8, Индикта 13-го». Что же касается до приложенных Кралем имений Хиландарскому монастырю, они исчисляются подробно в нескольких его хрисовулах. Так, в одном из них упоминается не только о селах, приложенных самим Кралем, но и о тех, которые приложил отец его, Краль Урош 1-й великий, и дед Стефан, первовенчанный Краль Сербский; тут же объясняется и причина написания самого хрисовула: «яко хрисовуле створенные дедом и отцем ми Светей Богородицы у Светей Горе Хиландару, в них же села и власи (влахи, как работники) и пашища (пашни), обрет Кралевство ми, едно потрено, а друго изгублено, изистив данная прародители и родители Кралевства ми, уписах у хрисовоул сии: село Гюргевик, Крупиево, Книна, Рубч Потокь, Дрстник, Грбник, Говнь, Дольц, Трьг, Книнц, Петрьче, обои Враники, Беличищи, Видене.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Милешево. Милешевский Вознесенский монастырь. Манастир Милешева Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1218 и 1219. Адрес: Сербия, Златиборский округ, Милешево Координаты: 43.3721, 19.709154 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Милешево – один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа. Он находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. Саввы его племянником сербским королевичем Св. Владиславом, в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267 г. и был похоронен в своей задушбине. Соборный храм Вознесения Господня был построен в 1218-1219 гг. Самые ранние и ценные фрески в этом храме были написаны в 1220-х гг. предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма. Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая Св. Владислава с церковью в руках. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Савва I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав. В 1236 г. с запада к церкви пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. Фрески в часовнях написаны в том же 1236 г. В 1237 г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник, Св. Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе Св. Владислава. Мощи св. Саввы были торжественно перенесены в Милешево и положены во гроб (память этого события – 6/19 мая). Но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме.

http://sobory.ru/article/?object=48574

Тропарь, глас 8: Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Феодоре премудре, ученьми твоими вся просветил еси: цевнице духовная, моли Христа Бога, спастися душам нашым. Кондак, глас 2: Постническое и равноангельное житие твое страдальческими уяснил еси подвиги, и ангелом совсельник богоблаженне явился еси Феодоре: с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.  Житие святого Стефана Дечанского, краля Сербского Стефан Урош III Дечанский был Сербский краль (король), из числа благочестивых кралей и царей древнего православного Сербского государства. Он был сыном св. краля Стефана Уроша II Милутина внуком Стефана Уроша I и правнуком св. Стефана, первовенчанного краля Сербского брата святого Саввы, первого архиепископа Сербского и сына Великого Сербского Жупана св. Стефана (в иночестве Симеона) Неманя основателя древнего Сербского государства. Матерью его была первая жена Милутина, Елисавета, дочь Венгерского короля Стефана V. Принадлежа к благочестивой Сербской королевской семье, Стефан с детства был воспитан в христианском благочестии. С ранних лет Стефану пришлось видеть и пережить много тяжких бедствий. В Сербии в те времена бывали частые смуты и междоусобия среди королевского рода, восстания и крамолы вельмож, постоянные войны с соседями — Болгарами, Греками и Татарами. Враги православного восточного христианства, татары, разгромивши и покоривши православную Русь, разоряли и прочие славянские православные государства, угрожали Болгарии и Сербии. Особенно сильная опасность грозила славянским государствам Балканского полуострова со стороны Крымского хана Ногая. Татарские войска, высылаемые Ногаем, опустошали Болгарию и Македонию, вторгались и в Сербию. Болгары на время подпали даже зависимости от Татар, та же участь угрожала и Сербии. Но Сербский король Милутин принял решительные меры. Не будучи в состоянии силой сопротивляться могущественному татарскому хану, он вступил с ним в переговоры, отвратил нашествие татар, но вынужден был отправить молодого сына в татарский лагерь в качестве заложника вместе с несколькими знатными сербскими боярами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Влияние этого святого в Сербии было и остаётся глубоким, хотя при жизни он имел проблемы с церковной иерархией, во многом из-за своей прямолинейности и нежелания замалчивать свои убеждения. На наш взгляд, при нашем языковом барьере и ничтожном знании сербского языка его богословская школа в стране сегодня господствует, начинаясь от прп.Иустина и его учеников, в особенности Амфилохия (Радовича) , Афанасия (Евтича) , Артемия (Радосавлевича), Иринея (Буловича); из них все – епископы (в случае Артемия – бывший епископ). Весьма высоко его ценили представители парижской школы, как, например, о. Иоанн Мейендорф . В некрологе он перечислял такие характеристики его богословия, как: «Не только его любовь к святым отцам, не только строгое и просвещенное монашество, носителем которого он был, но и его забота о Православии в целом, его открытость и восприимчивость одновременно как к греческой, так и к русской богословской мысли и прежде всего – его способность видеть богословие как живую философию Истины». 331 Преподобный Иустин и Сербское Православие Поскольку сейчас мы идём иным путём в рассмотрении св.Иустина Нового, то было бы полезно отразить историю Сербии и место её в православном мире, попутно касаясь значения преподобного в истории православной мысли. Первое упоминание о славянских племенах на территории современной Сербии восходит в VI веку. Литературное подтверждение находим в сочинении «Об управлении империей» Константина VII Багрянородного Х века, также существуют обширные археологические свидетельства. В то время сербы – или, как минимум, их родовая верхушка – приняли христианство, возможно после миссии свв.Кирилла и Мефодия в Моравии и последующего обращения болгар в IX веке. Однако сербская христианская идентичность связана прежде всего со св.Саввой, младшим сыном Стефана Немани, которому в XII веке удалось объединить земли в единое государство. Стефан и его сын, Стефан Первовенчанный, построили монастырь Студеница, «матерь всех сербских церквей». Здесь правитель принял постриг после своего отречения от престола в 1196 году, тут его останки нашли окончательное пристанище (после возвращения из монастыря Хиландар на Афоне, основанного Стефаном и Саввой); здесь же они и почивают. Св.Савва стал первым архиепископом Сербии с кафедрой в Жиче. Важность этого святого трудно переоценить. Особенная природа Сербского Православия названа «святосаввием» или «святосаввством». Великий сербский поэт XII века Васко Попа прославил святителя в цикле поэм:

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Кроме того, существует еще одно доказательство, что в Ивановском скальном монастыре подвизались исихасты-синаиты, – это обнаруженная здесь фреска Преображения Господня. Праздник Преображения был наиболее любимым в синаитско-святогорских кругах. Это подтверждается тем, что многочисленные храмы от Метеоры в Фессалии вплоть до Дуная были освящены в честь этого праздника с. 120], а также множество Преображенских фресок и икон созданы именно в этот период. Преображение нетварным Фаворским светом как человека, так и творения в целом – одна из главных мыслей синаитско-паламитского богословия и целей жизни исихастов. Значительные следы монашеского пребывания, относящиеся к XIV веку, обнаружены в верховьях реки Русенский Лом. Здесь “при селе Нервен, – пишет болгарский исследователь А. Васильев , – была воздвигнута сильная крепость и создан мощный военно-стратегический и духовно-просветительный центр, который имел тесную духовно-культурную связь со столицей Тырново и испытывал ее влияние” с. 6]. По всей вероятности, это влияние Тырновской школы преподобного Феодосия. Археологические раскопки в горах Мадара на месте древних монастырей показали, что основное строительство монастырских жилищ приходится на XIII–XIV века с. 25, 30]. Монастыри и скиты в этих горах также представляли собой пещерные естественные и искусственно созданные города. Монахи-отшельники селились в них еще с IV века. Они поддерживали связь с обителями Святой Афонской Горы. Это подготовило почву для распространения и процветания исихазма, которое началось, надо полагать, с пришествием в эти места монахов-синаитов. “Наивысшее развитие монашеской колонии в Мадарах, – говорит Ст. Маслев, – совпало с распространением исихазма в Болгарии во второй половине XIV века” с. 34]. Глава 6. Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Сербии К первой половине XIV века в Сербии закончились междоусобные распри между сыновьями Стефана Немани. Один из них, по имени Стефан, стал во главе государства. В начале XIII века папским легатом он был коронован королевской короной, почему и назван Стефаном Первовенчанным. С этого времени Сербия превратилась в королевство, а Стефан стал “кралем” всех сербских земель. Новое королевство, получив свой статус с повеления папы Римского, тем не менее осталось верным учению и традициям Восточной Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Не принесло пользы империи и организованное в 1196 г. убийство болг. вождей Петра и Асеня : на смену им пришел еще более энергичный царь Иоанн (Калоян), к-рый в 1201 г. штурмом взял Варну - последний оплот визант. власти к северу от Балкан. Пленных ромеев болгары закопали в землю живыми. После этого был заключен невыгодный для империи мир. Визант. влияние ослабло и в Сербии: жупан Стефан II (буд. кор. Стефан Первовенчанный ), еще в 1190 г. женившийся на дочери А. А. К., через неск. лет обвинил ее в супружеской измене и с позором отослал на родину. Одновременно росла напряженность в отношениях с Западом. Только последовавшая в 1197 г. смерть герм. имп. и сицилийского кор. Генриха VI Гогенштауфена избавила Византию от угрозы войны или выплаты тяжелой дани. Оставляли желать лучшего отношения с венецианцами, к-рым правительство пыталось противопоставить пизанских купцов. Наконец, когда в кон. июня 1203 г. у стен визант. столицы появились корабли участников 4-го крестового похода , А. А. К., не сумевший организовать сопротивления, после безуспешной вылазки против осаждавших тайно бежал из столицы. В 1204 г., после захвата К-поля крестоносцами, он, стремясь избавиться от соперника, обманом ослепил своего зятя, имп. Алексея V Дуку , но в итоге был вынужден сдаться в Фессалонике Бонифацию Монферратскому . Позже свергнутый василевс, все еще желавший вернуть престол, обратился в поисках поддержки ко Льву Сгуру и эпирскому правителю Михаилу I Дуке Комнину Ангелу, а затем уехал к иконийскому султану Кей-Хюсреву II. В 1211 г., после гибели султана в битве при Антиохии-на-Меандре, А. А. К. попал в плен к никейскому имп. Феодору I Ласкарю , своему зятю, и закончил жизнь в мон-ре Иакинфа. Ист.: Никита Хониат. История. Т. 2. С. 138-285; Акрополит. Летопись. С. 12 сл.; Виллардуэн. С. 20-21; 35-47; 68-70; Darrouz è s J. Les discours d " Euthyme Tornikès (1200-1205)//REB. 1968. T. 26. P. 56-72. Лит.: Brand C. M. Byzantium confronts the West, 1180-1204. Camb. (Mass.), 1968. P. 117-159; Queller D. E. The Fourth Crusade: the Conquest of Constantinople, 1201-1204. Phil., 1977. P. 5-29; Βαρζς Κ. Η γενεαλογα τν Κομνηνν. Θεσσαλονκη, 1984. Τ. Β. Σ. 726-801. А. М. Крюков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64536.html

Высочайшая красота и художественность изображения всегда вселяла в людей непреходящую веру и надежду на воскресение каждого верующего и всей прекрасной Сербии. Прямо под ним разместилась ктиторская композиция, изображающая короля Владислава с возведенным им храмом в руках. Его ведет за руку Богородица к Христу, сидящему на троне с раскрытым Евангелием. Он, благословляя Владислава правой рукой, прощает ему грехи. Владислав, одетый в расшитую золотом королевскую белую далматику (верхняя расшитая риза), первоначально был изображен без царских регалий, поскольку он был вторым сыном короля Стефана Первовенчанного и не имел особых прав на престол. Но, став в 1234 г. королем Сербии, ему была дорисована царская корона. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Стефан Неманя (как монах Симеон Мироточивый), архиепископ Савва 1 Сербский, Стефан Первовенчанный со своими сыновьями Радославом и Владиславом. Напротив Неманичей изображены святые Константин и Елена и неизвестный византийский император, а напротив – игумен монастыря. Все они обращены с молитвенно протянутыми руками к святым Саве и Симеону, которые благословляют их. Ансамбль фресок храма Вознесения является несомненным шедевром сербского и всего православного искусства. Купол украшен фресками Вознесения Господня, а на восточной стене изображен достаточно редкий для иконографии сюжет «Христос благословляет апостолов перед Своим Вознесением». Основной темой росписей храмового пространства являются Великие праздники. В нартексе и алтаре на синем фоне, традиционном для византийской живописи, изображены архиереи, святые воины, мученики и монахи. На своде апсиды ранее были изображения Пресвятой Богородицы, ныне утраченной фрески, от которой сохранились лишь фрагменты. Надо отметить, что росписи храма часто представляют собой различные направления византийской и сербской церковной живописи первой половины XIII в. А часть фресок неоднократно поновлялась в течение XVI–XVIII вв. Но, несмотря на многочисленные поновления, фрески сохранили не только первоначальный художественный замысел, характерную романскую тяжеловесность форм, но и спокойную внутреннюю сосредоточенность лиц и одухотворенность.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Задолго до объединения сербский народ был уже христианизирован. Великий жупан Стефан Неманя, объединитель сербских земель, стал основателем династии Неманичей, около двухсот лет правившей Сербией в период ее наивысшего расцвета. Неманя известен и под именем преподобного Симеона Мироточивого, мощи его находятся в основанном им монастыре Студеница. Его сын св. Стефан Первовенчанныйпервый король Сербии, а другой сын (Растко) – святитель Савва, первый архиепископ автокефальной Сербской Церкви. Каждый правитель считал своим долгом основывать новые храмы и монастыри. Так св.Стефаном Милутином основано их сорок. При нём уже столица находилась в Македонии в Скопье, а при его внуке св. Стефане Душане, принявшем царский титул, страна включала и территории северной Греции. Однако вскоре Сербия распалась на княжества и постепенно, как Византия и как все православные земли Балкан, была завоевана турками и находилась под игом до XIX столетия. На территории будущей Сербии есть и памятники раннехристианского времени. Так в городе Нише (древний Наисус) – месте рождения первого христианского императора св. равноапостольного Константина – сохранились росписи раннехристианской гробницы сс. 20–22]. Есть и архитектурно-художественные памятники последующих веков, а также времени, предшествовавшего объединению: церковь-ротонда св. Петра в Расе Х в. – центр Рашской епископии, ряд сооружений XI-XII вв. в приморском сербском государстве Зета, в то время имевшем латинскую ориентацию. В период правления Неманичей сложились три архитектурные школы. Школа Рашки начинается с XII в., она соединила структуру крестово-купольного храма, правда, вытянутого по основной оси, с западноевропейскими романскими приёмами строительной техники и стилистики: это часто белокаменные церкви с резными деталями, так называемыми перспективными порталами (обрамлёнными сужающимися к дверному проёму арками на колонках), сдвоенными и строенными арочными оконными проёмами, аркатурными поясами под карнизами. Наиболее выдающиеся примеры храмов данной школы – это монастырские соборы: Великой Успенской лавры Студеница (80е, 90е гг.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Но Святой Савва, напротив, еще более ускорил свой путь, огорчаясь тем, что он не облек вовремя своего брата в ангельский образ и молясь Господу о сохранении брата в числе живых. И что же? Когда Савва с горячею молитвою приблизился к одру брата, он нашел в нем признаки жизни, и Стефан немедленно очнулся. Возрадовался Святой Савва, облек Стефана в великий ангельский образ с именем Симеона и воздал ему предсмертное целование. Король Стефан в иночестве Симеон тихо почил на руках своего брата, святого Саввы. Прах его положен был в монастыре Студеницком рядом с ракой его отца, святого Симеона Немани. Сербский престол занял старший сын Стефана Первовенчанного, Радослав, которого Святой Савва торжественно венчал королевским венцом. Давно Святой Савва горел желанием посетить святую землю, поклониться гробу Господню и походить по тем Местам, которые прославлены жизнью и смертью нашего Спасителя. Он желал также посетить знаменитые палестинские обители и видеть жизнь палестинских подвижников. Теперь свою мысль и решение Савва сообщил своему племяннику, королю Радославу. Тяжело было королю расставаться с дядей, который мог быть его мудрым советником и руководителем, но он не смел отказать ему в просьбе и отпустил, снабдив его на путешествие большою суммою золота. Святой Савва отправился чрез принадлежавшее Сербии Адриатическое приморье, сел на собственный корабль и направился к святой земле. Совершив благополучно плавание, он вскоре достиг святого града Иерусалима, где был с любовью принят иерусалимским патриархом Афанасием, и приступил к обозрению святынь и поклонению им в Иерусалиме и окрестностях. Вместе с патриархом он служил в великом храме Воскресения, равно как с благословения патриарха, и в других знаменитых храмах на Сионе, в Вифлееме, Гефсимании, на Елеоне, в Вифании. Во всех сих храмах, как и других посещенных им святых местах, Савва щедро раздавал милостыню и вносил жертвы на поддержание, устроение и украшение святых храмов. Святой Савва ходил на Иордан видеть место Богоявления и в пещерную церковь Иоанна Крестителя, а оттуда опять в Иерусалим чрез обитель святого Герасима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  Тропарь, глас 8: Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Феодоре премудре, ученьми твоими вся просветил еси: цевнице духовная, моли Христа Бога, спастися душам нашым.   Кондак, глас 2: Постническое и равноангельное житие твое страдальческими уяснил еси подвиги, и ангелом совсельник богоблаженне явился еси Феодоре: с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас. Стефан Ypoш III Дечанский был Сербский краль (король), из числа благочестивых кралей и царей древнего православного Сербского государства. Он был сыном св. краля Стефана Ypoшa II Милутина [ 2 ], внуком Стефана Ypoшa I [ 3 ] и правнуком св. Стефана, первовенчанного краля Сербского [ 4 ], брата святого Саввы, первого архиепископа Сербского и сына Великого Сербского Жупана св. Стефана (в иночестве Симеона) Неманя [ 5 ], основателя древнего Сербского государства. Матерью его была первая жена Милутина, Елисавета, дочь Венгерского короля Стефана V. Принадлежа к благочестивой Сербской королевской семье, Стефан с детства был воспитан в христианском благочестии. С ранних лет Стефану пришлось видеть и пережить много тяжких бедствий. В Сербии в те времена бывали частые смуты и междоусобия среди королевского рода, восстания и крамолы вельмож, постоянные войны с соседями — Болгарами, Греками и Татарами. Враги православного восточного христианства, татары, разгромивши и покоривши православную Русь, разоряли и прочие славянские православные государства, угрожали Болгарии и Сербии. Особенно сильная опасность грозила славянским государствам Балканского полуострова со стороны Крымского хана Ногая. Татарские войска, высылаемые Ногаем, опустошали Болгарию и Македонию, вторгались и в Сербию. Болгары на время подпали даже зависимости от Татар, та же участь угрожала и Сербии. Но Сербский король Милутин принял решительные меры. Не будучи в состоянии силой сопротивляться могущественному татарскому хану, он вступил с ним в переговоры, отвратил нашествие татар, но вынужден был отправить молодого сына в татарский лагерь в качестве заложника вместе с несколькими знатными сербскими боярами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010