Бысть же и другое знамение, проявляа хотящая быти граду злая. В вечеръ суще глубокъ, нам еще не спящим, внезапу прихожаше со оноя страны ркама яко трубный гласъ и по малу возывашеся, дóндеже в посад мняшеся, таже предъ градом, таже по всему граду, пребысть же на три часы, и мнхомъ, яко воиньство нкое прииде на градъ, яко изыти намъ со огнем и видти бываемое. Бысть же и ино знамение, еже из града взятися в воздух иже в велицей церкьви образы божественыя. Бысть же по чину, яко на втором пришествии: Царица убо и Владычица, Иоаннъ Предтеча со обоих странъ образа Спасова, два же на-десятных апостолъ по шести подобно со обоих странъ, еже мнхом въ славу и назирание града, се же бысть во оставление, увы! Преже же того яко искры пусти воздух на град, иже и возжизаху и паки погасоша; преже же сих вихоръ покровы церковныя, отъем, сверже на землю, и домы многи низложи, и дом сестры Стефана деспота. По сих же нкто от сьтраны Мисикиа пришед, юродива себе творя, егоже дла свдтельствоваху сокровена раба Божиа, иже, ходя по граду день и нощь, горко плакаше, «О горе» и «Увы!» вопиаше, дóндеже и деспоту Гургю вдомо бысть. Он же ему милостыню даяше, сей же, по своему обычаю, нищим сиа подаваше. Сие же знамение бысть не точию единаго Благрада ради, но и послдующаго ради запустниа всея земля Серпъскиа, 445 еже не по мноз бысть от безбожных турокъ, в них же царь б Амуратъ, иже многи грады серпьскиа поплени и покори, Богу тако попустившю грх ради наших. 371 …Андроника Палеолога... – Андроника II Палеолога, византийского императора (1282–1328). 373 Святый Симионъ... храпавы краль. – Перечисляются сербские великие жупаны и крали: Стефан Неманя (1168/70–1196), в монашестве Симеон, его сын Стефан Первовенчанный (1196–1227, с 1217 – краль), Стефан Урош I (1243–1276). 375 ...Милутинъ краль приобщаетъся второму браку... – Милутин был женат четырежды: на дочери византийского севастократора (высокопоставленного чиновника императорского двора) Елене, на дочери венгерского короля Стефана V Елизавете, на дочери болгарского царя Георгия I Тертерия Анне и (с 1229 г.) на Симониде, дочери Андроника II. Константин был сыном Милутина от Анны, а не от Симониды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

546 Житие св. Стефана Лазаревича: «Стефан первовенчанный роди 4 сына: Родослава, Владислава, Стефана, Предслава; Стефан же наречен бысть Урошь в прадеда своего и сье храпавый краль». Последний назывался еще Драгославом (Летопись в Гласнике (Кн. 1); Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Сербский октоих Уварова, писанный при крале Стефане Уроше (ИОРЯС. Т. I), должен быть отнесен ко времени 1237–1270 гг. При том же Уроше в 1252 г. переведен был Номоканон с полными правилами и толкованиями (Григорович В. Очерк путешествия), который потом перешел в Россию. Об Уроше летопись в Гласнике (Кн. 5). 549 О Владимире, графе Омышском, см.: Francesco Maria Appendini. Notizie istorico- critiche sulle antichita, storia e letteratura de Raguseï in 2 t. Ragusa, 1802. Т. I. 550 В Гласнике (Кн. 7) указывают церковь св. Стефана в Белом поле, построенную королем Владиславом (см.: Записки географического общества. Т. XIII). В 1242 г. король Владислав дал земли монастырю св. Николая Вранинскому и еще Богородичному монастырю, что в Быстрице (Miklosich. Monumenta Serbica). 551 Родослав у Раича (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Основания для мысли, что Владислав был жив при короле Уроше I, приводимые Майковым (Майков А.А. История сербского языка), очень не тверды. По летописи «Владислав, муж во крепости, умирает, не оставив сынов, но токмо две дщеры» (Гласник. Кн. 5). Изгнание Родослава из Сербии надобно относить к январю 1234 г., а февраля 4-го 1234 г. написан им из Рагузы протест против брата. Итак, Владислав управлял Сер- биею в 1234–1242 гг., восемь лет. Даниил считает 7 лет оттого, что пока Родослав не принял монашества, он назывался еще королем. 552 Гласник. Кн. 3. В грамотах Владислав писался так: «Стефан Владислав с по- мокию (помощью) Божиовь краль всех Рашских земель и Диоклитие и Далмацие и Травуние и Захльмие». Царь Алексей Михайлович грамотою 1653 г. дозволил Милешеву монастырю чрез 4 года присылать в Россию 4 иноков для сбора подаянии (см. грамоту в: Северный архив. 1823. Ч. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Стефан Неманя родился в дуклянской области, в г. Рыбнике в 1114 г. Крещен первоначально по обрядам римско-католической церкви в монастыре св. Сергия и Вакха и получил в крещении имя Вакхин. По возвращении его родителей в свое отечество, г. Рашку, крещен вновь по обрядам православной церкви и получил новое имя Немен, которое он после обратил в прозвище и назывался Стефан Неманя. Неманя вырос под крылом своих родителей и получил сербское домашнее и православно-религиозное воспитание. После смерти своего отца и дяди, великого жупана Уроша I в 1159 году, братья Стефана Немани разделились и получили каждый по части рашской жупании, под верховным управлением великого жупана Уроша II. Стефану Немани достались в удел Топлица, Ибар, Рашка и Река. После тридцатисемилетнего управления, Неманя отказался от престола в пользу своего сына Стефана Тихомила, впоследствии названного Первовенчанным, принял 25 марта 1195 г. монашеский чин с именем Симеона и удалился в свою «задушбину» монастырь Студеницу 735 . Спустя два года отправился в Св. Гору и —524— сначала поместился в монастыре ватопедском, а потом перешел в монастырь Хиландарь, каковой монастырь он обновил и устроил, и здесь скончался на руках своего младшего сына св. Саввы 13 февраля 1199 года, как утверждают одни историки или 1200 года, как думают другие. – Стефан Неманя своею жизнью и деятельностью имел великое влияние на политическую и религиозную судьбу сербского народа. Он был основателем сербской династии Неманичей, первым объединителем сербского народа. Победив противников своей государственной идеи – объединения сербских племен, Стефан Неманя в 1187 году был уже единодержавным властителем. Так как в его державе было много еретиков богомилов, бывших противниками и государственной и церковной власти, то Неманя открыто преследовал их, созвал против них собор, изгнал учителей богомильских и сжег их книги. Вместе с богомильством уничтожил и следы прежнего язычества. Он же был великим покровителем православной церкви. В своей области и даже за пределами ее он много построил церквей и монастырей, богато их одарил и прилагал особые заботы о церковном благоустройстве и порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда Калоян скончался в 1207 г., его царство держало в страхе весь Балканский полуостров. Он добился папского признания своей власти, но не собирался играть по обязательным для папских вассалов правилам. Его церковь в Тырново de facto была независимым патриархатом. Ее предстоятель, чья юрисдикция была почти идентична болгарскому патриархату времени Симеона, называл себя патриархом. Лишь " автокефальная архиепископия Охридская входила в территорию греческого Эпирского деспотата. В 1211 г. преемник Калояна узурпатор царь Борил (1207-1218) председательствовал на соборе в Тырново, на котором была осуждена ересь богомилов. Как мы знаем, эта ересь с ее дуалистическими корнями, резкими выступлениями против Церкви, иерархии и таинств, развилась в Болгарии в X в., но обрела второе дыхание во время всех сложностей и перемен века XII. Тырновский собор 1211 г. проходил по византийскому образцу: он возглавлялся царем и концентрировался на местных проблемах и ситуациях. У нас нет информации о том, что отцы собора получали какие-либо указания из Рима. Однако интересно отметить, что Тырновский собор прошел одновременно с репрессиями против альбигойцев (или катаров) на юге Франции. Вспомним, что альбигойцы, по всей видимости, происходили от богомилов. 10. За пару лет до этого князь Вукан Зетский (сын Стефана Немани) заключил союз с венгерским королем Эммерихом (1196-1204) и признал власть папы над собой. Церковь Зеты вновь была помещена в юрисдикцию латинского архиепископа Антибари. Вукану удалось даже на краткое время захватить власть над княжеством своего брата Стефана Рашского, который вернулся к власти лишь с помощью Болгарии (1202-1204). Чтобы упрочить свою власть и более не опасаться нападений брата, Стефан развелся со своей женой Евдоксией (дочерью императора) и женился на внучке Энрико Дандоло - дожа Венеции. Вукан и Стефан открыто соперничали, желая добиться папской благосклонности. Первой задачей, вставшей перед св. Саввой сразу же после его возвращения, было примирить братьев. Он добился этого, но подписанное ими мирное соглашение подразумевало, что Зета останется под папской церковной юрисдикцией. Стефан и св. Савва согласились, что для укрепления власти Рашки Стефану следует написать папе Гонорию III и попросить королевской короны для Стефана. Запрос был принят благосклонно, и в 1217 г. в Рашку прибыл папский легат-кардинал, короновавший Стефана. С тех пор в своем народе он стал известен как Стефан Первовенчанный .

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

386 Восхот же обителъ тмъ създати... – Стефан построил в начале XIII в. монастырь в Дечанах (в области Метохия, близ города Печ). 387 ...бысть въ болгарех царь Михаилъ. – В 1323 г. болгарским царем стал Михаил Шишманович, женатый на сестре Стефана Дечанского Анне. Византийский император Андроник III Палеолог (1328–1341) выступил в союзе с Михаилом против Сербии. В 1330 г. в битве под Вельбуждом (западнее современного города Кюстендил в западной Болгарии) болгарские войска были разбиты, а Михаил убит. 390 ...Александра, того нетия, царя поставльше... – После победы под Вельбуждом Стефан восстановил на престоле свою сестру Анну и ее сына Ивана Стефана, но в 1331 г. власть захватил племянник Михаила – Иван-Александр, царствовавший до 1371 г. 392 ...отца ятъ... горчайшей смерти осужаеть. – Стефан Дечанский был свергнут с престола своим сыном и спустя два года убит (удушен) в г. Звечане. 393 ...Андрониц и при сыне его Иване... – Византийских императорах Андронике III Палеологе (1328–1341) и Иоанне V Палеологе (1341–1391). 396 ...краль в сербех Волкошинъ, да брат его деспотъ Углешь... – Стефан Душан разделил страну на шестнадцать областей, раздав их в управление своим родственникам и вельможам. Македонские земли получил Вукашин, объявивший себя в 1366 г. кралем. Земли Вукашина и его брата Углеши фактически отделились от Сербии. 397 ...сего ради не изгнаша, но сами от них убиени Быша... – В 1371 г. в битве на реке Марица близ Черномена (к западу от г. Эдирне в современной Турции) Вукашин потерпел поражение и был убит. 398 ...великаго князя Лазаря... – Князь Лазарь (1371–1389), сын Ирибаца Хребельяновича, придворного Душана. Жена Лазаря Милица происходила из рода Неманичей, ее предок Вукан был сыном Стефана Неманича, братом Стефана Первовенчанного. После смерти Уроша Лазарь правил его уделом, пытался вновь объединить Сербию. В 1389 г. потерпел поражение от турок в битве на Косовом поле, попал в плен и был казнен. 399 ...царь... Хириданъ... – История Хиридана – родоначальника турок-османов – видимо, легендарна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Византия в лице своих вельмож, царей, патриархов, простых людей знала эту любовь к монашеству. Они были, как тогда выражались, «монахолюбы». Можно смело говорить о династиях святых и о семьях преподобных. Для примера характерна семья самого св. Григория Паламы. Его отец, видный сановник часто забывал на заседаниях царского совета, где он находится, и погружался в глубокую молитву. Сам импер. Андроник II (Старший) должен был брать его под свою защиту, чтобы оградить его от упреков его коллег, возмущенных таким предпочтением духовного делания государственным делам. Вся семья Паламы: отец, мать и все дети, включая и св. Григория ушли в монашество. Прекрасен пример сербской династии Неманичей; он отражает в этом отношении византийские традиции: Растко Неманичь становится св. Саввою, просветителем и первым архиепископом сербским; его мать принимает монашество с именем Анастасии; отец, старый Стефан Неманья уходит на Афон и впоследствии причислен к лику святых, как Симеон Мироточивый; младший брат св. Саввы, первовенчанный краль Стефан, становится иноком Симоном; их потомки — св. краль Стефан II Милутин, св. краль Стефан III Дечанский, св. краль Урош V переворотов и частых смен царей, семь кончили жизнь в монастыре Из 15 императоров XI века, века особенно бурного в смысле (Михаил IV Пяфлагон, Михаил V Калафат, Михаил VI Стратиотик, Исаак Комнин, Роман IV Диоген, Михаил VII Парапинак и Никифор Вотаниат). О монашестве обеих порфирородных сестер Зои и Феодоры лучше не вспоминать, настолько оно окутано неблаговидными подробностями. Конечно, можно говорить, что эти пострижения были часто принудительными. Хорошо говорит проф. Н. А. Скабаланович: «с царского трона было только две дороги — на эшафот и в монастырь... Монастырь был тюрьмою для преступников и, вместе с тем, он был мирным приютом и местом упокоения для разочарованных; монашеская мантия надеваема была на тех, кто пред судом власти достоин был кары, облекались в нее и те, которые были проникнуты чистым порывом, не знали за собою никакого политического греха, единственный грех которых состоял в политическом отчаянии " ….

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1960 г. начались работы по реставрации Д. с. под рук. архитекторов Д. Милошевича и Й. Нешковича. К 1962 г. остатки построек были очищены от земли и завалов. Стены центральной части церкви и купол были обновлены. Возле мон-ря был устроен лапидарий, в к-ром поместили найденные фрагменты построек. Неск. фрагментов удалось соединить, т. о., почти полностью был собран зап. портал, где обнаружилась надпись об окончании возведения обители. Живопись Св. Троица. Роспись Драгутиновой капеллы мон-ря Джурджеви ступови. 1282-1283 гг. Св. Троица. Роспись Драгутиновой капеллы мон-ря Джурджеви ступови. 1282-1283 гг. От фресок, выполненных ок. 1175 г., в центральной части храма фрагментарно сохранились поясные изображения святителей, отдельные фигуры пророков и евангелистов, свидетельствующие о близости росписи церкви к лучшим образцам росписи в визант. искусстве того периода. Живопись 1282-1283 гг. близка к росписям мон-рей Сопочани , Арилье и Градац . В припрате церкви, на зап. стене, над входом в наос, находится монументальное изображение вмч. Георгия на белом коне и по сторонам 4 сцены из его Жития. В сев.-вост. углу расположены ктиторские портреты Стефана Немани и Драгутина. В Драгутиновой капелле в нижней зоне, представлена процессия династии Неманичей: к восседающему на престоле Христу подходят Стефан Неманя, Стефан Первовенчанный, кор. Стефан Урош I с женой Еленой, кор. Драгутин с моделью храма в руках, кор. Милутин и его жена Елена. В сводах капеллы изображены 4 сцены из серб. истории: Стефан Неманя передает престол сыну Стефану; венчание на царство кор. Стефана Уроша, опередившего в престолонаследии старшего брата Владислава; архиерейское благословение кор. Драгутина, отнявшего престол у отца; кор. Драгутин передает престол брату Милутину. С 1964 г. в капелле проводилась консервация сохранившихся фресок, часть фресок перенесена в Народный музей в Белграде. О состоянии фресок в период между двумя мировыми войнами, в т. ч. о погибших во время второй мировой войны, можно составить представление благодаря фотографиям и описаниям Н. Л. Окунева.

http://pravenc.ru/text/171883.html

569 Житие св. Стефана Лазаревича: «Стефан первовенчанный роди 4 сына: Родослава, Владислава, Стефана, Предслава; Стефан же наречен бысть Урошь в прадеда своего и сье храпавый краль». Последний назывался ещё Драгославом (Летоп. в Гласнике I, 165. Раич II, 387). Сербский октоих Уварова, писанный при крале Стефане Уроше (Изв. акад. Ï 248, 249) должен быть отнесён ко времени 1237–1270 г. При том же Уроше в 1252 г. переведён был номоканон с полными правилами и толкованиями (Григоровича 182, 183), который потом перешёл в Россию. Об Уроше летоп. в Гласнике V: 49, 50. 573 Аврамовича Памятники 8. О Владимире графе омышском Аппендини Noticie Storico-critice sulla antichita dei Ragusci T. I, 280. 574 В Гласнике VII, 328 указывают церковь св. Стефана в Белом поле, построенную кор. Владиславом. Сл. Зап. геогр. общ. XIII, 314. В 1242 г. кор. Вла­дислав дал земли монастырю св. Николая вранинскому и ещё Богородичному монастырю, что в Быстрице (Miklosch. Monum. 32, 34). 575 Родослав у Раича II, 378–386. Основания для мысли, что Владислав был жив при кор. Уроше I, приводимой Майковым (стр. 223–225) – очень не тверды. По летописи «Владислав, муж во крепости, умирает, не оставив сынов, но токмо две дщеры». Гласник V, 48. Грамоты 1235, 1239 г. у Шафарика в Памят. 2, 12–14. Летопись 2, 51 «богоугодно и благочьстивно поживь».– Самая поздняя грамота Владислава вранинская 6750 (1242) у Миклошича 32. Изгнание Родослава из Сербии надобно относить к январю 1234 г., а февр. 4, 1234 г. написан им из Рагузы протест против брата. Итак, Владислав управлял Сербиею 1234–1242 г. восемь лет. Даниил считает 7 лет от того, что пока Родослав не принял монашества, он ещё назывался королём. 576 Гласник III, 203–206. В грамотах Владислав писался так: «Стефан Владислав с поможию (помощию) Божиовь краль всех рашских земль и диоклитие и далмацие и травуние и захльмие» – Аврамовича Памят. 7. Ц. Алексей Мих. грамотою 1653 г. дозволил Милешеву монастырю чрез 4 года присылать в Россию 4 иноков для сбора подаяния. Грамота в Сев. архиве за 1823 г. ч. 5. стр. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мужской монастырь Студеница Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Студеница (серб. Манастир Студеница) — один из первых и самых больших сербских монастырей, Сербская Лавра, основанная Стефаном Неманей в 1190 году. Монастырь известен по сохранившимся фрескам 13 и 14 века. В 1986 году монастырь включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Содержание История [ править править код ] Монастырь Студеница был возведён в 12 веке на пустынном месте, где иногда охотились местные жители. Посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Его основатель, Стефан Неманя , отрёкся от престола в пользу своего второго сына, Стефана Первовенчанного , и отошёл в монастырь Студеницу в 1196 году. Тогда же в монастыре завершились первые этапы строительных работ. Позднее он едет на Афон , где со своим младшим сыном, монахом Саввой , работает над восстановлением монастыря Хиландар . Здесь же Стефан Неманя принял монашеский постриг с именем Симеон. В это время о монастыре Студеница заботился Стефан Первовенчанный. Монах Симеон умирает в 1199 году на руках своего сладшего сына Саввы, который возвращается с Афона в Сербию в 1206 году,чтобы помирить своих старших братьев, и привозит с собой в монастырь Студеницу мощи своего отца. Тогда святой Савва становится старейшиной (игуменом) монастыря до двадцатых годов 13 века в чине архимандрита. В это время монастырь становится культурным, духовным и медицинским центром Сербии. Здесь святой Савва написал Студеницкий типик , в котором описал житие своего отца, преподобного Симеона. Монастырь играл важную роль в сербской истории. Позже его восстанавливали и другие сербские правители из династии Неманичей, но Студеница часто разрушалась турками во время турецкого ига. В комплексе монастыря сейчас три церкви, хотя раньше их было четырнадцать. Главный храм посвящён Успению Пресвятой Богородицы, к которому уже в 1230 году король Радослав, внук Стефана Немани, возвёл притвор, где находилась первая церковь, посвященная святому Симеону. Вторая по величине церковь посвящена святым Иоакиму и Анне, она известна как Королевская церковь, так как её основал в 1314 году король Милутин. Третья церковь посвящена святому Николаю Чудотворцу. На территории монастыря также сохранился фундамент церкви, которая скорее всего была посвящена Иоанну Крестителю. В комплекс монастыря входят трапезная, корпуса, колокольня из 13 века, где когда-то была часовня. К северу от трапезной расположены монастырские кельи XVIII века, где находится музей и выставка экспонатов Студеницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Стефан Владислав, Стефан Радослав и Стефан Первовенчанный Неманичи. После блаженной кончины Стефана Первовенчанного Сербией правил его старший сын Радослав, который поначалу был властителем, достойным всякой похвалы, но, по словам церковного писателя Феодосия, постепенно подпал под сильное влияние своей жены, от красоты которой повредился умом. Сербская знать была недовольна поведением правителя, и под ее давлением власть вынужден был принять Владислав. Между братьями началась вражда. Родной дядя – архиепископ Савва – увещевал их жить в мире, но был не в силах скоро примирить их. Лишившийся власти Радослав искал убежища в городе Драче, но и там красота супруги послужила ему источником бед. В скором времени он был лишен злонравной и лукавой жены, которая стала для него, по словам того же Феодосия, как Далила для Сампсона. По ее вине на Радослава обрушилась ненависть местного правителя Драча, и он едва спасся от смерти. Желая окончательно прекратить вражду между братьями, святитель Савва украсил Радослава ангельским иноческим чином, дав ему в монашестве имя Иоанн. Для окончательного прекращения смуты и распрей архиепископ венчал Владислава королевским венцом. А вскоре по благословению дяди Владислав породнился с могущественным болгарским царем Иоанном II Асенем, взяв в супруги его дочь Белославу. Любовь к дяде Первосвятителю Известно, что благочестивый Владислав был во всем послушен своему дяде и архиепископу, пребывал с ним в мире и согласии. Когда святитель Савва задумал оставить первосвятительский престол и сообщил о своем желании Владиславу, тот со слезами просил дядю изменить свое решение, но не смог удержать его. В 1233 году святитель Савва собрал в Жиче собор сербских архиереев и, сообщив о своем намерении, избрал из числа ближайших учеников себе наследника – блаженного Арсения, мужа, во всем преподобного и хранящего со страхом Божии заповеди. Святитель Савва, Архиепископ Сербский. Монастырь Милешева Владислав и вельможи также присутствовали на соборе, где святитель преподал им наставления, заповедал хранить и оберегать святые церкви. Когда весной 1234 года Савва отправлялся на Святую землю, Владислав щедро снабдил его золотом и всем необходимым для раздачи милостыни в святых местах.

http://pravoslavie.ru/40269.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010