Для приема указов от патриарха в патриаршее время от каждой епархии при патриаршем управлении были «стряпчие» 1881 . Несколько епархиальных стряпчих сохранилось и до синодального времени 1882 . При Сенате были комиссары от каждой губернии 1883 . Стряпчие получали указы на руки от синодального агента и уже сами должны были озаботиться доставкою указа по принадлежности 1884 . Это был самый простой способ рассылки указов. Но так как стряпчие были не ото всех епархий, то необходимо было пользоваться и другими способами рассылки указов. Так, в епархии, от которых не было при Синоде стряпчих, Синод, по докладу своего агента, определил посылать указы чрез нарочных, на счет епархий 1885 , что и было практикуемо 1886 . С нарочными лейб-гвардии солдатами посылались и спешные указы 1887 . Один раз посланы были подтвердительные указы в епархии с курьерами за счет монастырей, виновных в проволочке, вызвавшей посылку подтвердительных указов 1888 . Обыкновенно наряжался с целой группой указов один «нарочный курьер» в Москву, с прогонами на одну лошадь по одной деньге или по одной, или по две, или по три копейки с версты, смотря по времени года и по месту пути 1889 . В 1721 году в Смоленск привозил синодальные указы солдат 1890 . Преосвященному Аарону Корельскому указы посылались чрез контору Новгородского архиерея 1891 . Во избежание слишком крупных расходов на нарочных или на содержание особых стряпчих, Синод рекомендовал преосвященным войти в соглашение с губернскими стряпчими, бывшими при Сенате 1892 . Казалось бы, наиболее обычный путь рассылки указов был казенная почта, заведенная с 15 мая 1720 года 1893 . Но это был путь слишком медленный. В Москву, например, казенная почта ходила сначала дважды в неделю 1894 , в прочие города – раз 1895 , а в конце июня 1721 года Сенат распорядился, из экономических соображений, отправлять указы с ординарною почтой только раз в неделю, по вторникам. Получались бумаги из Москвы по понедельникам, причем за получением бумаг каждый раз посылались из Синода в ямской приказ, куда почта доставлялась, «дневальные подьячие» 1896 . «Нужные» указы полагалось посылать с нарочными курьерами 1897 . В августе 1723 года, по жалобе ямщиков, содержавших почту, что постоянно отправляемые из разных учреждений курьеры держат в разгоне почти всех ямских лошадей, Сенат дал указ, чтобы впредь указы и прочие бумаги из коллегий и других учреждений, «доношения и всякия письма по делам его императорскаго величества», т. е. так называемые «казенные», посылаемы были не с курьерами, а по почте, за исключением особенно важных случаев 1898 . В самое первое время ямской приказ ежемесячно представлял счет за пересылку указов, но вскоре положено было Сенатом платить деньги за пересылку при сдаче указов на почту, и без денег никаких бумаг не принимать. Плата за пересылку по почте взималась по полуденьге с золотника до Москвы, а далее – по расчету веса и расстояния применительно к Москве 1899 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Утешителя, извлек меч на предателя и воинов и думал, что нужно отражать силу силою. Но Стефан, исполненный Св. Духа, искал Христа уже не на земле, а видел славу Божию в отверстом небе, и не помышлял об отмщении, но молился и взывал о своих гонителях: Господи, непостави им греха сего ( Деян. 7:60 ). До пришествия Св. Духа, в самое время креста, одни из учеников убегают, другие боятся голоса рабыни и в страхе, объявшем их сердца, отрекаются от своего Господа; но после просвещения и утверждения от Св. Духа, когда были мучимы в темнице и терпели раны, идяху радующеся, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти ( Деян. 5:41 ). И те, которые с клятвою отвергались Христа, ныне радуются в страданиях, за Него подъятых. Те, которые устрашались прежде слов, ныне укрепляются в страданиях и муках, исповедуют Христа не только словами, но и делами, свидетельствуя о силе своей любви кровию, и, будучи согреваемы и воспламеняемы вином Господней любви, восклицают: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас!» ( Рим. 8:18 ). Св. Злат. Бес. на деян. ап. 4 гл. 3: ч. 1 с. 81–82. Спб. 1856. Евсев. см. Бес. на 50-цу 8: больш. библ. св. отц. т. 6 с. 642. Лион, 1677. Пр. Иер. Толк. на Исаию: воскр. чт. XV, 67. Бл. Авг. Слов. 185: там же XVIII, 71–73. Св. Кипр. Письм. 57: там же с. 276. «Что ныне во время миропомазания (confirmatio) новопросвещенных сообщает каждому возложение руки, то тогда (во дни апостолов) давал каждому Дух Святой, нисходя на народ верующих. Но поскольку сказали мы, что возложение руки и миропомазание может сообщать нечто тому, кто отрожден уже во Христе, то может быть, подумает кто-нибудь: какая мне польза от служения миропомазующего после таинства крещения? Неужели мы не все получили от купели, когда после купели нужна нам прибавка нового рода? Не так, возлюбленнейшие! Да внемлет любовь ваша. Как воинский устав требует, чтобы полководец, приняв кого-нибудь в число воинов, не только запечатлел принятого, но и снабдил его, имеющего сражаться, оружием: так и в крещенном благословение то есть ограждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Но этим не ограничился Дамаскин: он писал Иову послание за посланием, убеждал прогнать Домецкого, не знаться с малороссами. " Призови, - говорил он, - лучше людей греческого воспитания, изволь поискать оного красносоделанного монастырского благочиния, которое ныне обретается на Афонской горе, а не в польских, литовских и малороссийских странах; киевляне все древнее благочестие изменили, перешли от смиренного на гордое, от скромного на пышное; и в одеждах, и в поступках, и в нравах - все у них латиноподобно. Если хочешь насладиться божественными книгами, вызови греческих переводителей и писцов и увидишь чудо преславное, а в этих латинниках нам нет никакой нужды. Можно, очень можно, обойтись без киевлян: не Бог посылает их на нас, а сатана на прельщение... " Наветы Дамаскина наконец подействовали: Иов удалил Домецкого. Домецкий уехал в Киев, где оставался до смерти. Но киевской науке этим не был нанесен удар. Дамаскин мог вытеснить Домецкого из Новгорода, а между тем, в Москве, с наступлением XVIII века, окончательно восторжествовали киевляне. Малоросс Стефан Яворский, назначенный местоблюстителем патриаршего престола после умершего Адриана, внушил царю Петру, что киевские ученые могут быть всего полезнее для русского просвещения, и царь, задавшись мыслью пересадить в Россию западное просвещение, увидел в малорусских духовных превосходное орудие для своих целей; с тех пор малоруссы заняли места преподавателей в московской Академии; преподавание шло по киевскому образцу; даже большинство учеников в Москве было из малороссиян , наконец, на все важнейшие духовные места возводимы были малороссияне. Так не бесплодным осталось для русского просвещения перенесение киевской образованности в Москву в половине XVII века . Примечания 1. Так, напр., у Транквиллиона о распятии Христа было выражение: " Пригвоздили до креста " . Московские книжники возмутились этим, увидали здесь ересь, говорили, что следует писать: " ко кресту " , не понимая того, что " до креста " по-малорусски и значило ко кресту: или, нашедши слово речь - в смысле вещи (по латыни res=rzecz) они приняли это слово в том смысле, в каком оно употреблялось в Великороссии, и приписали автору такие мнения, каких он вовсе не имел. Густынские монахи, как мы уже заметили, именем Исаии Копинского уверяли москвичей, что Могила изменник православию.

http://sedmitza.ru/lib/text/435672/

Главным вывозным из Персии товаром был шелк-сырец, и его-то правительство брало исключительно в свои руки, так, что при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче русские, покупая или выменивая шелк-сырец, привозили его в Москву и сдавали в казну государя, а казна продавала европейским купцам. В 1667 году правительство, по соглашению с персидским шахом, поручило это дело армянской компании: основатели ее были персидские подданные армяне Стефан Ромоданский и Григорий Лушков. Эта компания обязывалась закупать в Персии и возить в Россию шелк, который до того времени в большом количестве шел в Европу другими путями. Складочным местом шелковой торговли была Астрахань, куда компания подрядилась возить свой товар двумя путями: по морю и сухопутьем через город Терек. В случае, если бы продажа шелка не могла состояться в Астрахани, армянам предоставлялось везти шелк в Москву и далее в порубежные города: Новгород, Смоленск и Архангельск, наконец, при накопившемся количестве шелка им позволялось ездить и за границу, с тем, однако, чтоб непременно возвращаться через Россию и платить на возвратном пути пошлины. Эта компания торговала и другими товарами, например, верблюжьей шерстью. Правительство обязывалось давать ее членам для оберегания от разбоев во время плавания по Волге ратных людей и вознаграждать их в случае потопления судов или убытка, происшедшего от небрежения провожатых. Компания не освобождалась от разных поборов и пошлин, но могла возить с собою беспошлинно до десяти пудов разной домашней рухляди и съестных припасов, в том числе вино и табак, которых, однако, не могла продавать. Привилегия, данная компании, возбудила зависть русского купечества. Гости жаловались, что у них отнимают хлеб, доказывали, что, до основания армянской компании, русские гости сами покупали у восточных купцов товары и доставляли в царскую казну, а потом брали их из казны на комиссию и перепродавали иностранцам, а полученную за то звонкую золотую и серебряную монету сполна доставляли в казну; тогда как теперь получившая права компания, продавая персидские товары иностранцам, отвозит золото и серебро в свое отечество; европейские товары переходят к восточным народам через руки армян, а восточные товары достаются европейцам через те же руки; напротив, они бы переходили через русские руки и доставляли пользу как казне, так и купечеству, если персидская торговля сосредоточивалась исключительно у русских гостей и они были бы посредниками между Востоком и Европою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Вследствие их просьб, 2-го апреля 1750 года, св. синоду чрез духовника императрицы прот. Дубенского объявлено было Высочайшее повеление, чтобы дела о смоленских в св. синоде, по силе правил св. отец были рассмотрены и представлены Ее Величеству с мнением непродолжительно. По поводу сего повеления, св. синодом, в журнале от 2-го апреля, определено: „предложить к докладу экстракт из дела после 25-го апреля (дня коронации); а между тем с учиненных о винах брачных разводов мнений преосвященных Феофана новгородского, Иосифа московского и Афанасия вологодского 372 послать копии к членам синода для рассуждения». Прежде, чем св. синод занялся „рассуждением» о всем деле „смоленских шляхтичей», чрез московского митрополита Платона (Малиновского) объявлено в синоде новое высочайшее повеление, данное чрез духовника Ее Величества протоиерея Дубенского с „наикрепчайшим» подтверждением о том, чтобы дело о браке смоленского шляхтича Богдана Друцкого-Соколинского, женившегося на второй жене в пятой степени свойства, по смерти первой жены, бывшей ему в кровном родстве в 6-й степени, „особо от прочих о таковых в свойствах поженившихся шляхтичах в св. синоде дел, всеконечно, как наискорее, производством и решением окончено было». Сверх того, 1-го июля 1750 года, от графа Разумовского, чрез нарочно присланного в св. синод, Высочайшим именем учинено было напоминание и подтверждение св. синоду о скорейшем окончании дела Б. Друцкого-Соколинского. Журналом 1-го июня в св. синоде было положено составить из дела Друцкого экстракт и предложить оный присутствию 6-го числа июня, о чем и известить повестками всех членов синода. Но 6-го числа в присутствие синода не явились члены – Стефан (Калиновский) архиепископ новгородский и Арсений (Могилянский) епископ переяславский. Члены эти, как известно было тогда, держались того мнения, что св. синод – не в праве отступать в решении брачных дел от правил, изложенных в 50-й и 51-й главах кормчей книги. Присутствовавшие же в заседании члены заявили, что они желали бы высказать свои мнения, но „без полного собрания синода оного учинить стали быть воспрепятствованы», потому что в полном собрании „каждый член, согласився с другими, удобнейше утвердиться может в мнении».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

1. – Державнейший царь, государь милостивейший. В прошлых годах за юрьевым монастырем было по переписным книгам 186 году в новгородском и олонецком уездах крестьянских и бобыльских шестьсот восемьдесят дворов, да в Старой Руси у соляного промысла две варницы, с которых приходило в год по триста рублев. И в прошлом 708-м год по твоему, великого государя, указу взято из-за того нашего юрьева монастыря олопецкого уезду заонежския вотчины пять погостов, в которых по переписным книгам было триста четырнадцать дворов, и приписаны к олонецкой верфи, да в ямщики на разные ямы из новгородского уезду пятьдесят восемь дворов, да пустых, которые от нынешних в военное время тягостей и от недороду хлебного врознь разбрелись, а иные померли на разных работах в новозавоеванных городах сто семьдесят четыре двора. А в остатках за тем юрьевым монастырем по переписным книгам 710-го году крестьянских и бобыльских всего сто тридцать четыре двора, а варницы пусты, понеже по указам варить не велено. И от вышеозначенных убытков тому юрьеву монастырю ныне во всяких доходах не малое есть оскудение. Еще же к тому многое утеснение и запор того монастыря и монастырской слободки скоту и лошадям от дворцовых трех деревень ракомския волости, которые в самом ближнем расстоянии при том монастыре пребывают, а именно шелонския пятины деревня Горки от приписного к юрьеву пантелеймонова монастыря во ста саженях, а пашенная земля у самой ограды, а от самого юрьева монастыря та деревня в двухстах саженях с небольшим; деревня Ушково в четырехстах саженях; деревня Рощеп от монастырского скотского двора в двухстах в пятидесяти саженях, а от ракомской дворовой волости оныя деревни в трех и в четырех верстах, и от тех трех деревень в весне и в лете монастырскому скоту и лошадем великое утеснение и безкормица бывает, и к общему градскому выгоду мало пропускают, также и хлебу монастырскому непрестанная толока и потрава многая бывает. А в иные стороны со скотом ни по которому образу деться негде, потому что с одной стороны близ самого монастыря река Волхов, с другой стороны озеро Ильмень и речки Ракомка и Прость, которые вешним временем разливаются на полверсты и на версту, а с третьей стороны озеро Мячино, которое разливается к тому Юрьеву и Пантелеймонову монастырям, к самым воротам приходит и в редкое лето сбывают те воды к петрову посту, а в прочее бывает та прибылая вода до петрова и до ильина дней, и от такового вышеозначенного случая многая теснота тому юрьеву и приписному Пантелеймонову монастырям и безкормица скоту и лошадям бывает. А в прежде бывших летах из тех вышеозначенных деревень деревня Горки была приписного нашего Пантелеймонова монастыря. А дворового числа в тех вышеозначенных трех деревнях по переписным книгам 710-го году в деревне Пантелеевых Горках два двора, в деревне Ушков два же двора, в деревне Рощеп три двора, а всего семь дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Через год обиженный владыка был приглашен к участию в торжестве коронования императрицы Екатерины, происходившем 7 мая 1724 года. Будучи по этому случаю в Москве, преосвященный обращался к царице с двумя челобитными: об освобождении от доплаты недочета по нижегородскому архиерейскому дому и о передаче в рязанский архиерейский дом некоторых предметов из домовой и церковной утвари, оставшихся после митрополита Стефана (Яворского) и остававшихся опечатанными. «Пресветлейшая и премилостивейшая наша государыня, первая императрица Екатерина Алексеевна всего христианского народа премилосердная наша заступница. Вашего пресветлого величества нижайшего богомольца, бывшего нижегородского и тверского митрополита Сильвестра о нижеследуюшем всенижайшее доношение. 1). Прошлого 722 года мая 28 дня, по его императорского величества указу и по согласному святейшего правительствующего синода приговору, велено на мне взять издержанныя в бытность мою с казначеем в доме архиерейском в Нижнем Новгороде после пожарного разорения в церковныя и в долговыя строения и на покупку хлебных припасов деньги, две тысячи пятьсот восемьдесят один рубль 28 алтын 4 деньги для того, что на те издержанныя деньги при моей безвременной перемене из Нижнего расход записки было не предложено. 2). И того ради вышеписанное число деньги принужден платить по указу и по приговору святейшего синода и по се время принужденно и одолжась, и от келейныя своей рухледи, что было, испродав, я, нижеименованный богомолец ваш, платил 1.400 рублев. 3). А прошедшиго 722 году декабря в 14 день в святейшем синоде при доношении моем особливом означенных положенных на мне денег отысканная перечневая приходе выписка да записка правдивая во взятье на расход казенных денег и расходу именно тем деньгами записку с росписками разных чинов людей я, богомолец ваш подал, а зачету по моей расходной записке в платеж не достальныя в 1.200 рублев не зачитают, а поданныя мною расходныя книги доныне к рассмотрению время не допустило, а мне, нижеименованному вашему нижайшему богомольцу, таких вышеозначенных денег стало платить нечем и взять негде.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

8 „Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего синода“, 1725 г., прил. 2 и 12 стр. 158 и 488 9 „Описание рукописей, хранящихся в архиве святейшего правительствующего синода“, т. 1. Спб. 1904 г. Стр. 540, 11 Там же. 1731 г. 215. – „Варнава, архиепископ холмогорский и важеский“ (1712 – 1730 гг.), – .Странник“ 1878 г., 8. 15 в ноябрьском доношении только счет расходов разница; именно: на «хлеб и харч и прочие живности показано 479 руб. 1 алтын и от того весь итог расходов сосчитан в 945 руб., 29 а. 19 Государств. архив 10, Кабинет 2, 44, л. 45. Письмо не подписано и, по-видимому, не дописано. Даты нет, но оно переплетено в письмах 1719 года. 20 «Описн арх св. син». 1722 441, 159,422,1248,191;1724 г. 273 1726 г. 185,107; 1729г. 687 23 Архив св. синода, дела 1725 г. 20 я 1728 г. 388. В „Опис. арх. св. спн.“ это дело 20 изложено не вполне отчетливо. 26 „Полное собрание поставовлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи“, т. 7, 2453. 28 Я. Лебединский «Сампсон. Митрополит Астраханский и Тесркский». «Астраханские епархиальные ведомости» 1878 г. 34–36, 52 1879 г. 37–38 «Краткая история Астраханской епархии», – «Астраханские епархиальные ведомости» 1883 г. Н.Михайлов «Знаменитые люди в истории Астраханской епархии», – «Астраханские епархиальные ведомости» 1895г. – «Сампсон. Митрополит Астраханский и Терский», «Астраханские епархиальные ведомости» 1886г. 18, 20–22. 29 „Краткая история астраханской епархии“ – „Астраханские Епархиальные Ведомости“ 1883 г. – „Описание архива св. син. 1721г. 131 127, 744; 1722 г. 11, 141, 666; 1723 г. 452; 1724 г. 547; 1725 г. 298 и прил. 4; 1728 г. 99 – К. Я. Здравомыслов , „Иерархи новгородской епархии“. Новгород, 1897 г. 31 “Описан арх св. син“ 1722 556 222,223, 333, 469,526. 1724г. 124 – “Полн соб постан и расп. По вд. праву исп.” 1723 Г. 1124. 36 “Описан.арх.св.син.” 1724г. 499,550; 1725г. 1726 г. 272; 1727 г. 40 1730 г. 168 и стр.814; 1731 г. 6, 193; 1732 г. – “Краткая история астраханской епархии”- “Астраханские епархиальные ведомости” 1883 г. 10 – И.Чистович “Феофан Прокопьевич и его время” Спб 1886 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Любимцу государеву спешат оказывать свое внимание и знатные бояре: в свои именины Василий Иванович Стрешнев, князь Иван Дмитриевич Пожарский представляются к Никону с именинным пирогом и просят у него благословения. В свою очередь и митрополит Никон поддерживает знакомство и дружбу с лицами, близко расположенными к государю и имевшими на него влияние. В числе их был царский духовник, благовещенский протопоп Стефан Вонифатьевич; в конце февраля Никон заказал и поднёс ему дорогую шапку для церковного служения, убранную горностаем 7 . Домашняя жизнь Никона отличалась замечательной простотой. Окруженный постоянным вниманием государя и всего царского семейства, владея богатыми средствами содержания, которые доставляло управление обширной епархией, митрополит Никон в своей келейной жизни был весьма не прихотлив. Вышедший из простого крестьянского сословия, привыкший к лишениям еще в детстве, он воспитал в себе строгого подвижника – аскета, каким оставался на всю жизнь. Домашний стол его, особенно в дни постные, был далеко не изыскан и мало отличался от стола, каким питалась масса нашего крестьянства. Вот по этим записям обыкновенная стоимость расхода на его стол: „дано на стол митрополиту–на грибы 6 денег, на хлеб, калач и хрен 6 денег»; или: „на хлеб и хрен 4 деньги»; в сочельник пред Рождеством „куплено к столу митрополита и в расход на свиту: грибов на 4 алтына, хрену на 4 деньги; дано хлебнику на муку гречневую 6 алт. 4 деньги; куплено на кутью пшеницы четверик и гороху четверик»; в сочельник крещенский „дано повару 3 алтына 4 деньги, а он купил к митрополичу столу и про обиход грибов, луку, и хрену». В другие дни употреблялась рыба, но о покупке её за это время нет никаких записей; она присылалась или со дворца, или от патриарха. 12 числа февраля у Никона был стол для посторонних, и вот запись расходов на этот стол; „куплено икры черной фунт и для пирога 100 яиц и 50 пучков визиги’’. Бережливый в домашней жизни, Никон не был скуп на расходы для своей церковной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

И вдруг в России выходит книга, направленная против протестантизма, и, что всего хуже, автор ее мирволил католицизму, умолчал о различии между русскою и римскою церковью и брал против протестантов оружие у католических полемистов. Значит, отношения извратились; русские духовные вступают в союз с западною церковью против протестантизма. Вслед за лейпцигскою рецензиею появилась против «Камня веры» целая книга, приписанная известному ученому Буддею; в 1731 году богослов Мосгейм издал диссертацию против одной главы из «Камня веры» – О наказании еретиков. Протестантское движение вызвало католическое: если протестанты вооружились против книги Яворского как полезной католицизму, то католики должны были вооружиться для поддержания союзницы, и доминиканец Рибейра, находившийся в России при испанском посланнике герцоге Лириа, написал сочинение против книги Буддея, в защиту книги Яворского. Но если книга Яворского возбудила такой интерес между протестантами и католиками, то понятно, что полемика, завязавшаяся по ее поводу, должна была возбудить сильное внимание в России, где к общему интересу присоединялся еще интерес личный. Стефан Яворский был обруган в книге Буддея, а имя Стефана было теперь священным именем для известного кружка людей, противоположного той «ученой дружине», которая считала своим главою Феофана. Рецензент лейпцигских актов противопоставил Лопатинскому, решившемуся издать такую нелепую книгу архиерея новгородского, мужа ученого, благоразумного и умеренного, который не одобрил книги. Лопатинский рассердился, решился отвечать на книгу Буддея и высказывал подозрение, что эта книга вовсе не принадлежит Буддею, а написана Прокоповичем. Но время препираться с протестантами и ссориться с преосвященным новгородским было выбрано самое дурное. Анна воцарилась и самодержавствовала; люди, не любившие Феофана и уже по этому самому сочувствовавшие направлению Яворского, были в опале, не имели никакой силы; русские люди, получившие теперь значение как главные виновники уничтожения голицынского замысла, князь Черкасский с товарищи, должны поддерживать своего ревностного союзника Феофана, который имеет еще других, более сильных защитников; Бирон, Остерман.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010