237 . «1447 года 3 января, бысть облак тученосен, с дождем, и паде пшеница и рожь, на поле и на лесе, до реки Мсты, на 15 верст. Граждане стекошася видети сие преславное чудо, откуду и како бысть?» 238 . Особенно странными вымыслами наполнены описания русских путешественников. Наши странники простосердечно записывали все небылицы, сообщаемые им проводниками. Напр. Стефан Новгородец, описывая Царьград, говорит о жабе, которая ходила по городу и глотала людей, о метлах, которые сами собою мели улицы и пр. Эта чудесность, проникающая древнюю литературу, свидетельствует, с одной стороны, о возбуждении чувства, всюду подозревающего таинственные силы, а с другой стороны – о бессилии разума, не сведущего в законах природы. При возбужденности чувства и настроенности к чудесному, народ естественно впадал и в мечтательность и визионерство. Невежественному разуму, подавленному верою в таинственные силы природы, казались естественными и неизбежными разные озарения и иллюзии. Он принимал собственные мечты и желания за внушение свыше. Непонимание преемственности причин в законах природы и преувеличенное понятие о ее могуществе заставляли подчиняться и рабствовать ей. Притом же, говорит один писатель, изучивший славянскую мифологию, «для непросвещенной детской фантазии народа всегда понятнее и увлекательнее мифический мир язычества. Без знания законов природы и истории, совершенно беспомощный, неразвитый человек постоянно чувствует себя под влиянием таинственных сил и свою зависимость от них, и во всем окружающем ищет силы, на которую хочет опереться в своем бессилии». За неимением собственной силы в знании и опыте, приходилось опираться на воображаемую силу, химерические существа. Напр. «кто почитает 5 и 6 пятницу, тот избавится от скудости и всякого недостатка» 239 . Против 12-ти трясавиц, дочерей Ирода, следовало призвать на помощь Сихаила и Аноса 240 . И народ слепо веровало в подобные химеры, обращаясь к ним за помощью». В 1590 г. тавренские крестьяне положили заповедь на три года: «в пятницу ни толочь, ни молоть, камня не жечь, проводить ее с чистотою...

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Эта теория, что со смертью жены, которая составляет с мужем одно тело, вдовый священник представляет из себя полумертвеца, которому не должно оставаться в миру, если она принадлежит самому Фотию, свидетельствует о его способности к изобретению благовидных, хотя и несостоятельных, теорий. В правление Фотия и при его участии и содействии прекратила свое существование в Пскове явившаяся там секта Стригольников. Стригольники, представлявшие из себя раскольническое общество, отделились от церкви вследствие того, что не хотели признавать истинными пастырями современных им епископов и священников, как поставляющих и поставляемых на мзде, и как ведущих жизнь, недостойную пастырей. Под 1375 годом летопись сообщает, что в Новгороде предали казни трех развратников христианской веры: Никиту диакона, Карпа – по одним летописям – простца, по другим летописям – тоже диакона и третьего – не известного по имени, и простца. По Никоновской летописи казнь состояла в том, что еретики брошены были в воду (с моста в Волхов, что у новгородцев соответствовало римскому сбрасыванию с Тарпейской скалы). Это были основатели секты, главным между которыми был Карп, имевший ремесло стригольника, т. е. цирюльника, от чего и получила свое название секта. В старое время не брили у нас бород, за исключением некоторых людей, служивших разврату – педерастии, но цирюльники нужны были для подстригания волос на голове и для подбривания затылков. В Москве в XVII веке был в торговых рядах особый стригольничий (стригачий) ряд. Название Вшивых горок, существующих у нас по городам, как дает знать Олеарий, происходит от того, что летом цирюльники занимались на них своим ремеслом, и что они устилались толстым слоем волос, в которых скрывались, давшие названия горкам, насекомые. Стригольники представляли собою не еретиков, а раскольников. Они отпали от церкви, ибо не хотели быть в общении с современными им русскими епископами и священниками. Стригольники утверждали, что все епископы и все священники поставляются на мзде, т. е. обвиняются в симонии, и что от последних напрасно принимать христианам таинства. Стригольники представляют весьма близкое сходство с нынешними раскольниками-беспоповцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Полем их интересов и стремлений была вся Русь. Удел и город были только временным жилищем, «прокормлением», а мысли их мерили просторы от Полоцка до Киева, от Новгорода до Тмутаракани. В Киеве – широкий и размах. В киевских князьях – былинная поэзия удали и лихого полета. И все краски киевской жизни пестры, беспокойны, полны противоречий, языческого буйства жизни и строгости первых монастырей. На севере эти краски тускнеют. В Суздале – сдержанность, труд и привязанность, часто на всю жизнь, к одному городу, к одному урочищу. Работа над землей приковала взгляд к одному болотистому, неплодородному полю. Мысль не могла рыскать по всей земле. Для этого не было и южных просторов. Здесь княжества затеряны среди широко, во все стороны растекающихся рек, неизвестно куда выводящих, никуда не влекущих, как прямой и многоводный Днепр, устремленный к Византии. Поэтому на Суздале, по сравнению с Киевом, лежит печать глухого провинциализма, медвежьего угла. И князь, и боярин, и смерд здесь упорно работают над землей. Пусть они иногда сталкиваются в своих интересах, спорят и восстают. В них всегда есть единая воля. В Суздале уже не чувствуется парчи. Образ Суздаля – серая, сермяжная Русь. И суздальский князь, и боярин, становясь хозяевами-вотчинниками, входят в быт. Их богатые одеяния вливаются в сермяжную Русь, становясь в ней неотъемлемым, ярким пятном. Киевцы презрительно называли суздальцев «мужиками залешными». И правда, Суздаль, – это мужик залешанин. Надолго затерянный в болотах, он воспринял, сам еще дикий, дикость окружавшей его Руси. Христианство и язычество смешалось в нем в то двоеверие, с которым боролся через пять веков в своей митрополии Св. Дмитрий Ростовский . Как это двоеверие, Суздаль на много веков причудливо сочетал владимирские и ростовские храмы с курными избами и бревенчатыми шалашами. И все это слилось в нем в единую, задумчивую в однообразии лесов и озер, картину. Суздаль создал русское пустожительство, русские северные монастыри и погосты. Его благочестие, его вера иная, чем на юге. Он более целен, более смирен. От Суздаля идет смиренная, убогая Русь. От Суздаля и великодержавность Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Особенно поражала их огромная конная статуя Юстиниана, вознесенная на высокую колонну в центре Константинополя. Вслед за автором анонимного «Хождения» конца XIII — начала XIV в. ее описывали и Стефан Новгородец, и троицкий инок Зосима . Восхищаясь размерами, величием, реалистичностью скульптурной группы, русские книжники пытались усмотреть в ней некое конкретное и одновременно символическое содержание, которое менялось (!) в зависимости от социально–исторической ситуации в Царыраде. Автор конца XIII — начала XIV в. увидел Константинополь в период последнего расцвета стольного града при Палеологах, когда византийцы еще жили иллюзией возрождения былой мощи и величия империи. Поэтому в скульптурной группе Юстиниана он усматривает символ этого величия. «Поганые цари» преклонили колена перед великим императором, изрекающим под пером русского книжника гордую фразу: «Вся земля Сорочиньскаа под моею рукою» (КХ 83). Инок Зосима побывал в Царыраде, со всех сторон обложенном турками, за три десятилетия до его окончательного падения. Великодержавные иллюзии уже рассеялись, и русский книжник по–новому осмысливает группу с конной статуей Юстиниана, который всё так же гордо «зрит на восток, хвалится на сорочинские цари». Те же, однако, «противу ему стоять, болваны медяны, держать в руках своих дань и глаголють ему: не хвалися, господине, на нас, мы ся тобе ради пративити (сопротивляться) начнем» (122). По характеру описания Зосимы чувствуется, что он знал текст «Хождения» начала XIV в., но в интерпретации скульптурной группы не согласился со своим предшественником. Реальное историческое положение Царьграда заставило его увидеть новый, практически пророческий, смысл в древнем произведении искусства. Усмотрение смысла в произведениях искусства, в частности в пластике, составляет одну из главных черт экфрасиса этого времени. Восхищаясь «живоподобной» и искусной формой византийской скульптуры, русский паломник стремился понять и ее содержание. Тот же Зосима описывал еще одну скульптурную группу, установленную перед церковью Св. Апостолов: « и на столпе стоит аггел страшен, велик и держит в руце скипетр Царя града и противу ему стоить царь Константин как живой, держить в руках своихь Царь град и даеть аггелу тому на соблюдение (под охрану)» (123). Как видим, смысловой аспект изображения интересует русского автора начала XV в. больше, чем внешний вид.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

В конце 1722-го года состоялся синодальный указ на будущее время все необходимое для рассылки по церквам Новгородской и Псковской епархий и области ново-завоеванных городов – указы, книжицы, тетради и листы – печатать и Петербурге: гражданским шрифтом в С.-Петербургской Типографии, а церковным – в Невской 1310 . В 1722-м году, по словесному приказанию архиепископа Феодосия, отпущено было из Типографии в Москву, где был тогда Святейший Синод, 4.300 Букварей на 1.051 рубль 1311 . В 1722-м году Типография отпустила в Нижний преосвященному Питириму тысячу книг, «в которых обретаются учиненные противу раскольнических вопросов ответы» 1312 . Не совсем ясна бухгалтерия того времени. По приходо-расходным книгам Типографии значится денежных: прихода в 1720-м году 450 рублей, в1721-м году 318 рублей, в 1722-м году 2.981 рубль и в 1723-м году 1.208 рублей; расхода за те же годы 226, 217, 3.113 и 1.383 рубля. При перемене расходчика с 1724-го года новому расходчику сдано наличных 10 рублей и осталось не сданными 8 рублей. Поступление материалов за те же годы показано в такой оценке: в 1720-м году – 1.730 рублей, в 1722-м году 960 рублей и в 1723-м году 614 рублей; расход – 393, 601, 644 и 900 рублен. Напечатано книг и листов: в 1720-м году 3.296, в 1721-м году 6.000, в 1722-м году 14.450, и 1723-мч. году 15.600 1313 . По другому счету, к 1722-му году Типография получила прибыли от своих операций 1.256 рублей 1314 . Денежный оборот Типографии за 1722-й год определился в следующих цифрах: приход 3.179 рублей, остаток материалов к 1723-му году на 1.327 рублей, чистой прибыли получено за 1722-й год 1.577 рублей. Стоимость оборудования Типографии 1.051 рубль 1315 . С начала Типографии по 1723-й год в Типографию было принято из Москвы типографских материалов на 1.301 рубль, куплено на монастырские деньги на 773 рубля, содержание личного состава – служителям трактамента, считая и хлебный, на 754 рубля, ученикам с хлебным трактаментом на 176 рублей, сторожу с одеждою 15 рублей, – всего на 761 рубль. Всего расхода на 2.263 рубля. Книг сделано по 1-е мая 1722-го года на 4.828 рублей. Припасов израсходовано на 1.101 рубль. Прибыль исчислена в 2.675 рублей. Книг в продаже на 3.675 рублей 1316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Св. синод оповестил о высочайшем повелении всех епархиальных преосвященных 2699 . Это было в конце 1800 года. Для доброй половины России, не изобилующей, как известно, нужными для постройки каменных зданий материалами, это распоряжение было в высшей степени тягостно. Как только явилась возможность, с воцарением нового государя, немедленно начались попытки к хотя бы то частной отмене стеснительного указа. Жители Новгородской и С.-Петербургской епархий в самое первое время по восшествии на престол Адександра I стали просить о разрешении им строить новые деревянные церкви, в виду изобилия деревянных материалов и полного почти отсутствия каменных. Митрополит Амвросий снёсся по этому вопросу с генерал-прокурором Беклешовым, тот доложил государю, а государь повелел: не отменяя прежнего указа, о всяком случае, где встретится затруднение в постройке каменной церкви, представлять на высочайшее усмотрение 2700 . Так, действительно, и было 2701 . Св. синод разослал на этот случай всем епархиальным архиереям следующую инструкцию: вменяется преосвященным, как пастырский их долг, склонять к построению каменных церквей, хотя бы небольших и без архитектурных украшений, так что их постройка не вызовет и больших расходов; «но если бы случилась где либо в селении самая необходимая нужда в построении деревянной церкви и не было бы никаких способов сделать каменную», в таком случае архиереи должны предложить прихожанам, не согласятся ли они, чтобы «приход их приписан был к другим церквам, по близости к ним состоящим; буде же и в сем найдено будет затруднение или какая неудобность, то тогда уже снестись с гражданским правительством, которое должно препоручить, кому следует, сделать освидетельствование на месте при достоверной особе из духовных чинов показуемым неудобностям и невозможности; и потом с ясным всего онаго описанием представлять на разсмотрение св. синоду, который, по уважению обстоятельств, будет иметь о том свое разсуждение. Впрочем, если кто просить будет о построении церкви вновь, где оной прежде не было, то не иначе позволяемо, быть может, как одне каменныя, а о деревянных таковых и представления делать св.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

900 АСС., 1789 г., 112, л. 215. – преосвященным Виктором был оставлен в Варшаве уполномоченный для ведения дела в судах. – Агр. Сб., V. 154. 907 М. Н. Кречетников, происходивший из старого дворянского рода, получил образование в сухопутном шляхетском корпусе в С. – Петербурге. В 1742 г. поступил в военную службу, в 1769 г. назначен командиром полка. Участвовал в турецкой войне, где, в сражении под Хотином, выказал примерную храбрость, за то был произведён в генерал-майоры. В 1772 г., по выходе из военной службы, назначен губернатором в Псков. В 1776 г. переведён в Тверь – правителем наместничества. С 1776 по 1790 г. состоял в должности «генерал-губернатора Тульского, Калужского и Рязанского наместничества». В 1790 г. перемещён на должность «генерал-губернатора Киевского, Черниговского и Новгородсеверского наместничества», с командованием всеми расположенными в Малороссии войсками. С 1785 г. состоял сенатором, с 1790 г. – генерал-аншефом. Когда открылась война с Польшей, Кречетников был назначен командиром отдельного корпуса с которым он «покорил всю Литву», за что получил орден св. Андрея Первозванного, и ещё до присоединения западнорусских областей к России был назначен генерал-губернатором Минским, Изяславским и Брацлавским. 6 мая 1793 г. Кречетников был пожалован графским титулом. 9 мая он скоропостижно скончался по дороге в Киев, в одном из самых живописных уголков Малороссии –местечке Меджибоже, в 15 верстах от города Летичева. – «Волынь. Исторические судьбы юго-западного края. С высочайшего соизволения издано при министерстве внутренних дел. П. Н. Батюшковым» Спб. 1888. Объснение к портретам. Стр.56. 911 Карта была готова уже в начале июня 1793 г. По крайней мере, в синодальных делах есть указание, что по определению св. синода 6 июня 1793 г. «куплен в книжных лавках продающийся чертёж новоприобретённым в 1793 г. Россиею от Польши землям» – за 2 р. 50 к. – АКОП., 1226. – Позднее, по определению св. синода 24 апреля 1794 г., куплена «у Клостермана, Невский, 96», «гравированная карта губернии», за 1 р. 25 коп., и « постановлено оную хранить в архиве». – АСС., 1794 г., 379. – АКОП., 1292, лл. 12. –Этой карты ныне не имеется ни в архиве св. синода, ни в академии наук, ни в публичной библиотеке, ни в военноучёном архиве главного штаба. Единственный её экземпляр отыскан автором в сенатском архиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

22-е Святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского Аверкий был третьим епископом города Иераполя, бывшего недалеко от нынешнего Турецкого Бамбук-Каласи, и которого теперь не осталось и следов. Многими трудностями сопровождалась его ревностная деятельность в городе, где христиан было очень мало; тем не менее он содействовал к распространению веры, в чём поддерживал его Бог многими чудесами. Однажды во время одного языческого празднества во время епископства его, когда он сильно скорбел об ослеплении народа и усердно молился, чтобы Бог помог ему в деле просвещения язычников, увидел он, заснув после молитвы, знаменательное сновидение. – «Иди и сокруши жезлом начальников заблуждения!» – сказал ему светлый юноша, подавая жезл. Уразумев смысл видения, Аверкий, встав, поспешил в языческое капище и разбил в куски множество бывших в нём драгоценных идолов. Как только узнал об этом народ, то с яростью бросился к дому Аверкия, чтобы убить разрушителя его святыни. Епископ не уклонился от опасности, но, выйдя на площадь, наставлял народ, в Кого он должен веровать вместо идолов своих... В это же время, именем Того, Кого он проповедовал, совершил он в глазах всей толпы исцеление трёх больных юношей. И внезапно ярость народа против христианского епископа обратилась в почитание человека Божьего. – Истинно Тот – Бог, Которого проповедует Аверкий! – прозрела толпа и устремилась к нему, прося поведать ей о Том Боге, одним именем Которого больные получают исцеление. Весь тот день епископ поучал язычников и на другой день приняло от него святое крещение 500 человек. Но не в одном только своём городе Аверкий приводил народ к вере во Христа; он путешествовал с целью проповеди и в других странах, был в Сирии, Киликии, Месопотамии, Риме, почему и получил наименование равноапостольного. Кончина его полагается около 167 г., когда ему было около 72-х лет. Мощи св. Аверкия видели в Константинополе, в храме Спаса Милостивого, Стефан Новгородец и иеродиакон Зосима в XIV и XV столетиях. † Память о преп. Феодоре и Павле Ростовских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Голицын просил митрополита почаще назначать Филарета к произнесению проповедей, а митрополит каждую новую проповедь Филарета, в свою очередь, посылал и Голицыну, и Сперанскому, как приятную духовную новость. Проповедническая кафедра Филарета была постоянно окружена множеством публики из петербургской знати. Филарету случалось говорить проповедь и в присутствии государя. Однако, терния все еще усеивали путь Филарета. По поводу одной проповеди распускались слухи, будто Филарет в ней обокрал французского духовного оратора Массильона, другую проповедь академические противники Филарета называли «не проповедью, а одой», третью уже сам архиепископ Феофилакт публично, на обеде у митрополита Амвросия, обвинил в пантеистических воззрениях. Феофилакт в это время переживал апогей своей славы. «Высшее петербургское общество восхищалось его блестящими проповедями, его светскостью, беглым французским разговором». В то время было, по-видимому, предположение пригласить и архиереев в молодой государственный совет, и, понятно, великосветские слухи называли Феофилакта первейшим кандидатом. Лица, недовольные им, прозвали его по этому поводу Бриенном, – имя французского епископа, участника революции. Слухи сулили ему уже белый клобук в Петербурге, на место Амвросия, которого, по примеру его предшественника, удаляли в Новгород. Однако, Феофилакту не удалось удержаться на своей высоте. Был ли причиною того его горячий и порывистый характер, быть может несколько испорченный стремительностью карьеры, или же он просто рискнул и зарвался, увлекся и потерпел неудачу, только он, слишком понадеявшись на свои личные силы, разошелся с теми именно лицами, которые создали его карьеру и от влияния которых в сущности зависели и дальнейшие его успехи. Порвав возможность найти поддержку у друзей и имея достаточно врагов, он долго собственными недюжинными силами еще держался на месте, но затем, как только случайно или ловко был с него сдвинут, немедленно вышел из правительствующей машины и затем утонул в реке забвения, среди отсутствия подходящей работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Два года Царь еженедельно виделся с Никоном. Два года Никон постоянно испрашивал Царские милости различным лицам. Открылось место митрополита в Новгороде и Государь назначил Никона на место митрополита Новгородского. Это было в 1648 году. Государь расстался с Никоном и почтил его чрезвычайным полномочием. По такому полномочию Никон в Новгороде пересматривал все решения по судам Новгородским, разбирал, при посещении тюремных мест, жалобы заключенных и освобождал из темницы тех, которых он признавал невинными. Обо всем этом Никон должен был только доносить Государю. 10. Церковные поучения Никона и заботливость его о порядке богослужения По приезде своем в Новгород митрополит Никон занялся проповеданием слова Божия. Литургии он совершал очень часто. За литургиями говорил с церковной кафедры поучения своего сочинения. Его поучения выказывали в нем обширное знание Священного Писания . Исполненные силы слова Божия, они возбуждали в слушателях любовь к Богу, духовную радость, сердечное умиление. Голос Никона, произносивший такие поучения, был голос сильный и приятный. Вместе с тем Никон ввел особый порядок и благочиние в церковном богослужении. Чтобы поскорее кончить чтение и пение в церкви, прежде читали и пели в ней в одно и то же время человека по два и даже по три вдруг, в несколько голосов. Никон решился установить единогласие, то есть, чтобы читал один человек, пели один стих, а не два, не три человека, не два не три стиха в одно и то же время. Такое решение Никона люди разумные и добросовестные с радостью одобряли, а невежи и недобросовестные с досадою охуждали, и заговорили: какие это Никон вводит новости? Подобным образом, Никон стал улучшать церковное пение и указывал применяться к напевам древним, киевским и греческим. С детства, привыкшие к принятому, но пришедшему в упадок, пению, и не хотевшие вновь обучаться пению древнему, были также недовольны распоряжением Никона. 11. Благотворительность Никона во время голода в Новгороде В 1650 году в Новгороде открылся страшный голод. В это время Никон каждый день на свой счет кормил иногда человек по сто, иногда по двести, по триста и более, а по воскресным дням вместе с хлебом раздавал еще деньги. Кроме того он устроил, в разных местах, четыре богадельни для бедных сирот, для вдов и престарелых. 12. Самоотвержение Никона во время бунта в Новгороде

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010