Декабрь День второй Страдание святого царевича Уроша-Стефана Единственный сын Сербского царя Душана, Урош, родился в 1337 году 884 . В 1346 году он «венчан был королевским венцом, тогда как отец венчался царским венцом» 885 . Никогда Сербия не была так сильна и обширна, как при царе Душане Сильном. Вся Болгария была тогда под властью владетеля Сербии; греческие города Македонии, Эпира и Фессалии также были покорены Душаном. Душан, могущественный властитель, просил руки дочери Французского короля для сына; но папа настоял, чтобы дочь короля не изменяла латинского исповедания, а Душан не хотел видеть в семье почитательницу папы. Урош, сын Душана, вступил в брак с дочерью Влада, могущественного князя Валахии. Казалось, империя Душана проживет века. Но Душан сам потряс основания своей империи и приготовил печальную судьбу для сына. Он при жизни своей, надеясь на свою силу, дал много силы шести областным правителям своей империи. Например, Оливер, «великий начальник» Сербский и Струмский, чеканил монету со своим именем, как независимый властитель. В Кратовском монастыре на картине представлены областные правители Душана (шесть), а внизу читаются слова, как бы от Душана: «Отсюда большая вина падения царства моего» 886 . Мысль давно поверенная опытами; но люди не слушают и опыта. Когда бы южные славяне долгим рядом страданий твердо убедились в том, что политические беды их всегда зависели от их раздробленного правления и не кончатся дотоле, доколе не соединятся они под одно твердое правление твердого единовластия! Душан, не безвинный в смерти отца своего, умер среди замыслов о славе на 45 году жизни, в декабре 1355 года 887 . По смерти отца Урош принял в свое управление Сербию. Он писался: «Стефан Урош, благоверни царь Серьблем и Грьком» 888 . На первое время власти ему пришлось иметь дело с претендентом на царский престол. Синиш, дядя его, правитель Фессалии, поднялся с сильным войском, чтобы согнать племянника с престола Сербии; он занял Зету и осадил Скутарь. Но Сербия поднялась за Уроша, и Синиш смирился. Явился другой искатель власти. Никифор Ангел, даже с согласия царицы, матери Урошевой, с мечом в руке занял Фессалию, оттого что с ним обручена была сестра царицы. Но греческих интриг не любили в Сербии, и Никифор усмирен был 889 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Декабрь-студень 2 ч. Страдание св. ц. Уроша Единственный сын сербского царя Душана, Урош, родился в 1337 г. 766 В 1346 г. он «венчан был королевским венцем, тогда как отец венчался царским венцем».– Никогда Сербия не была так сильна и обширна, как при ц. Душане сильном 767 . Вся Болгария была тогда под властию владетеля Сербии; греческие города Македонии, Эпира и Фессалия также были покорены Душаном. Душан, могущественный властитель, просил руки дочери французского короля для сына; но папа настоял, чтобы дочь короля не изменяла латинского исповедания, а Душан не хотел видеть в семье поклонницу папы. Урош, сын Душана, вступил в брак с дочерью Влада, могущественного князя Валахии. Казалось, империя Душана проживёт века. Но – Душан сам потряс основания своей империи и приготовил печальную судьбу для сына. Он при жизни своей, надеясь на свою силу, дал много силы шести областным правителям своей империи. Напр. Оливер, «великий начальник» сербский и струмский, чеканил монету с своим именем, как независимый властитель. В Кратовском монастыре на картине представлены областные правители Душана (шесть), а внизу читаются слова, как бы от лица Душана: «отсюду большая вина падения царства моего» 768 . Мысль, давно поверенная опытами, но люди не слушают и опыта.– Когда бы южные славяне долгим рядом страданий твёрдо убедились в том, что политические беды их всегда зависели от их раздробленного правления и не кончатся, дотоле, доколе не соединятся они под одно твёрдое правление твёрдого единовластия. Душан, не безвинный в смерти отца своего, умер среди замыслов о славе, на 45 году жизни, в декаб. 1355 г 769 . По смерти отца Урош принял в своё управление Сербию. Он писался: «Стефан Урош, благоверни царь срьблем и грьком» 770 . На первое время власти ему пришлось иметь дело с претендентом на царский престол. Синиш, дядя его, правитель Фессалии, поднялся с сильным войском, чтобы согнать племянника с престола Сербии: он занял Зету и осадил Скутарь. Но Сербия поднялась за Уроша и Синиш смирился. Явился другой искатель власти. Никифор Ангел, даже с согласия царицы, матери Урошевой, с мечем в руке занял Фессалию, от того, что с ним обручена была сестра царицы. Но греческих интриг не любили в Сербии и Никифор усмирён был 771 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3. Внешняя политика Византии в царствование Андроников Внешнее положение империи при двух Андрониках, деде и внуке, было иным, чем при их предшественнике Михаиле VIII. Последнему грозила страшная опасность с запада от Карла Анжуйского; но эта опасность со стороны королевства Обеих Сицилий благодаря Сицилийской Вечерне была в год смерти Михаила от Византии устранена навсегда; переживавшие же период смуты турки не могли в достаточной мере использовать выгодное для них положение на восточной границе империи. Главный интерес внешней политики времени Андроника II и Андроника III заключается в их отношении к двум новым сильным врагам: Сербии на Балканском полуострове и туркам-османам в Малой Азии, причем оба эти народа в лице их наиболее выдающихся государей ставили определенной целью своей борьбы с Византией, подобно Карлу Анжуйскому, полное ее сокрушение и образование на ее месте или греко-славянского, или греко-турецкого государства. План Карла – образовать греко-латинское государство, как мы знаем, не удался. В XIV веке, казалось, был близок к намеченной цели великий сербский государь Стефан Душан, о котором речь будет ниже. Но осуществить вполне этот план удалось, в силу целого ряда исторических условий, лишь османским туркам, создавшим в середине XV века громадное не только греко-турецкое, но и греко-славянотурецкое государство, в состав которого вошли и сербы, и болгары. Главным явлением на Востоке в эпоху двух Андроников надо считать усиление турок-османов. Двигаясь по направлению к Малой Азии, монголы оттеснили на запад из персидской области Хорасана одну турецкую орду из племени огузов, которая, попав на территорию иконийского государства сельджуков, получила разрешение от их султана остаться в Малой Азии и пасти там свои стада. После понесенного от монголов поражения царство сельджуков распалось на несколько самостоятельных владений (эмирств) с особыми династиями, которые, тем не менее, довольно сильно тревожили империю. Сделалась самостоятельной и пришедшая из Хорасана турецкая орда из племени огузов. В самом конце XIII века во главе ее стал Осман, начавший династию Османов, или Оттоманов, и давший свое имя находившимся под его властью туркам, которые с тех пор и стали называться османскими, или оттоманскими, турками. Династия, основанная Османом, продолжала править в Турции до 1923 года. 820

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Рака с мощами прп. кнг. Милицы в мон-ре Любостиня (В монашестве Евгения; ок. 1335 - 11.11.1405, мон-рь Любостиня), прп. (пам. 19 июля), серб. кнг. М. происходила из боковой ветви правящей династии Неманичей , была прапраправнучкой вел. жупана Сербии Вукана , старшего сына серб. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), правнучкой его сына Димитрия (см. Давид , прп.), младшей дочерью кн. Вратко, вельможи при дворе серб. кор. Стефана Уроша IV (с 1346 царь, см. Стефан IV Душан ). О раннем периоде жизни М. ничего не известно, сведения о ней появляются в источниках (Жития кн. Лазаря и Похвальные слова ему, акты, сказание Григория Цамблака о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) Тырновской в Видин и Сербию, житие деспота Стефана Лазаревича) после 1389 г. В нач. 50-х гг. XIV в. она вышла замуж за придворного Стефана Душана Лазаря , принявшего впосл. титул князя, а после смерти Стефана Уроша V (1371) ставшего крупнейшим правителем на серб. землях и имевшего двор в г. Крушевац. Сначала у М. родились 5 дочерей, затем 3 сына - Стефан (см. Стефан Лазаревич ), Добривой (или Добровой; † во младенчестве) и Вук. В воспитании детей ей помогала дальняя родственница мон. Евфимия , впосл. деспот Стефан называл ее своей 2-й матерью. После гибели супруга в битве на Косовом поле (15 июня 1389) М. стала регентшей при малолетнем сыне Стефане до его 16-летия (1393) и решала внутри- и внешнеполитические вопросы. Вскоре после Косовской битвы к княжескому двору в Крушевац прибыли послы тур. султана Баязида I (1389-1402). Сербия признала зависимость от Османской империи и обязалась выставлять войско для участия в османских военных действиях. Наследник серб. трона Стефан и его брат Вук регулярно посещали двор султана, а их сестра Оливера была отправлена в султанский гарем. М. согласилась на эти требования, выдвинув условия, что ее дочь останется христианкой, а Православная Церковь в Сербии не будет подвергаться гонениям. Оливера стала одной из законных жен султана, имела на него влияние и помогала матери и братьям, а после гибели супруга в 1402 г. вернулась в Сербию. Верность Православию и Сербии сохранила и дочь М. Драгана, когда ее муж Александр, сын болг. (тырновского) царя Иоанна Шишмана, в 1393 г. принял ислам и стал тур. пашой.

http://pravenc.ru/text/2563208.html

Афон (θως). Монастырь Хиландар. Χιλανδαρου /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Монастырь Хиландар (в некоторых источниках Хилендар) посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Судя по некоторым рукописным источникам, обитель с таким именем существовала уже в X веке, но со временем пришла в запустение. С этим этапом истории монастыря связано и его название: первоначально он именовался «обитель Георгия Хиландара» – так звали пустынника подвизавшегося в монастыре в конце X века. От первой обители в Хилендаре сохранился только колодец. В 1198 году указом византийского императора Алексия III Ангела монастырь был передан сербским святым Савве и его отцу Стефану Немане (в иночестве Симеону). Их трудами началось восстановление обители. Попечение о Хиландаре продолжил его второй ктитор – сербский король Стефан Урош Милутин, а после него – царь Стефан Душан, именовавшийся самодержцем греков, сербов и болгар (он, между прочим, известен в святогорских преданиях ещё и тем, что поднялся на самую вершину Афона на коне). Став самой значительной славянской обителью на Святой Горе, Хиландар сделался мостом связавшими узами дружбы Сербию и Византию, колыбелью сербской духовности и центром распространения исихастской традиции в славянском мире. Показательно, что с этой обителью были связаны практически все предстоятели Сербской церкви. Покровительствовали монастырю византийские императоры Андроник II и Михаил VII Палеологи и русские цари. Постепенно Хиландар приобрёл многие земли, так что в настоящий момент его владения превосходят по площади даже наделы Великой Лавры. В XVIII веке в монастыре преобладали иноки из Болгарии. Среди них стоит выделить Паисия Хиландарского – автора первого текста новейшего периода болгарской письменности – «Истории болгарского народа» (1762). Насельники Хиландара поддержали восставших против османского владычества греков, и монастырь был занят и разорён турецкими войсками, причинившими ему значительный ущерб. Также Хиландар серьёзно пострадал от пожаров 1722 и 1891 годов. В 1896 году, спустя несколько лет после второго бедствия, обитель была восстановлена на пожертвования Сербского царя Александра.

http://sobory.ru/article/?object=30431

I. Жизнь Детство Гойко Стойчевич, будущий патриарх Павел, родился в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября 1914 года, в деревне Кучанцы в Славонии, которая в то время относилась к Австро-Венгерской империи, а сегодня находится в Хорватии. Его предки, выходцы из Южной Сербии, с давних пор поселились в этом регионе, где большинство жителей были сербами. Происходя из крестьянской семьи, его отец Стефан отправился на поиски счастья в Америку, но спустя некоторое время после приезда заболел туберкулезом и вернулся домой, чтобы умереть. Гойко было тогда три года, а его брат Душан только родился. Анна, его мать, вышла замуж вновь, но вскоре умерла. Маленькие сироты были поручены их бабушке и тете. Гойко потом скажет: «Мое ощущение материнской любви связано с теткой, которая заменила мне мать, и я помню ее безграничную любовь. Думаю, что когда умру, первой встречу ее, а потом всех остальных» 1 . Отсутствие отца восполнялось крепкой связью с Отцом Небесным, которая укреплялась в атмосфере благочестия его приемной семьи. Потом будущий патриарх скажет: «Когда растешь без родителей, чувство Отца Небесного переживается намного сильнее» 2 . Здоровье Гойко с детства было настолько слабое, что однажды у его изголовья даже зажгли свечу, думая, что он умер. Гимназия В каком-то смысле слабое здоровье дало ему шанс: тетя, увидев, что он не может работать в поле, по окончании начальной школы разрешила ему продолжать обучение, руководствуясь еще и тем, что Гойко проявлял большой интерес и прилежание к учебе. Он был отправлен к своему дяде по отцу, жившему в пригороде Тузлы, продолжать образование в нижней (начальной) гимназии. Перед тем он провел лето в монастыре Ораховац, в пятидесяти километрах от своей родной деревни, чтобы духовно подготовиться к новой жизни. Это пребывание в монастыре оставило след в сердце Гойко, не разбудив в нем, однако, его будущего монашеского призвания. Вспоминая этот эпизод, он пишет: «Я был не в состоянии понять всего хода богослужения, но я ощущал печать прошедших веков и наших предков, которые здесь молились; их молитвы были для меня словно бы осязаемыми, так же как их стенания и их радости. Все это запечатлелось в моей памяти, но я не мог тогда еще и представить, что мое будущее станет связано с Церковью » 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

V. Пропаганда противоцерковных идей и учений. Происхождение ереси стригольников Византийские церковные партии в XIV b. – Характеристика паламитов в полемических сочинениях той эпохи. – Отождествление паламитов с богомилами. – Пропаганда антицерковных учений в Македонии и Болгарии. – Житие Феодосия Терновского. – Палама и царь сербов Стефан Душан. – Пропаганда антицерковных учений в России. – Значение термина «стригольник». – Взгляды на происхождение ереси стригольников. – Обличения ереси. – Догматические, метафизические и обрядовые черты в учении стригольников объясняются из системы вероучения богомилов. Отринутые Церковью учения представляют собой благодарный материал для проверки и обоснования весьма важной в культурно-историческом отношении проблемы о степени и области влияния Византии на южных и северо-восточных славян. В общем, конечно, никто не будет отрицать этих влияний в сфере богословско-церковной и литературной, но, в частности, по отношению к отдельным учениям и идеям остается много неясного и гадательного в рассуждении способов и путей передачи плодов византийской духовной производительности. В особенности это имеет значение относительно тех учений и идей, которые для своего распространения по отдаленным окраинам нуждались в посредничестве, то есть разносились не самими греками, а непосредственными учениками их из южных славян. Весьма вероятно, что при посредстве этих последних византийские идеи доходили и до России. Мы предполагаем здесь проследить пропаганду византийских антицерковных движений XIV b. и наметить следы их на севере России в ереси стригольников. Начиная с конца тридцатых годов XIV столетия в Византийской империи происходило весьма живое философское и богословское движение, взволновавшее все классы общества и породившее раскол в Церкви. Мало-помалу образовались три партии, которые оспаривали одна у другой главенство в Церкви; попеременное господство и падение этих партий необходимо сопровождалось смутой и потрясениями, следствия которых давали себя знать до самого конца XIV b. Чтобы не повторять здесь подробностей, изложенных в предыдущей главе, ограничимся самым существенным. Возгоревшийся между Варлаамом и Григорием Паламою спор о существе Божием и об энергиях разделил Церковь на два лагеря: варлаамитов и паламитов. Прежде чем партии варлаамитов и паламитов окончательно организовались и сформулировали свои церковно-богословские воззрения, выделилась средняя умеренная партия, которая, с одной стороны, не одобряла увлечений Паламы, с другой же, хотя и отвергала принципы Варлаама, не считала возможным войти в соглашение с одним из представителей партии варлаамитов, Акиндином. Эта средняя умеренная партия господствовала с 1340 по 1347 г. и группировалась около патриарха Иоанна Калеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Византийские церковные партии в XIV веке.-Характеристика паламитов в полемических сочинениях той эпохи.-Отождествление паламитов с богомилами,-Пропаганда антицерковных учений в Македонии и Болгарии.-Житие Феодосия Терновского.-Палама и царь сербов Стефан Душан.-Пропаганда антицерковных учений в России.-Значение термина «стригольник». – Взгляды на происхождение ереси стригольников.-Обличения ереси.-Догматические, метафизические и обрядовые черты в учении стригольников объясняются из системы вероучения богомилов. Отринутые церковью учения представляют собою благодарный материал для проверки и обоснования весьма важной в культурно-историческом отношении проблемы о степени и области влияния Византии на южных и северо-восточных славян. В общем, конечно, никто не будет отрицать этих влияний в сфере богословско-церковной и литературной, но в частности, но отношению к отдельным учениям и идеям, остается много неясного и гадательного в рассуждении способов и путей передачи плодов византийской духовной производительности. В особенности это имеет значение относительно тех учений и идей, которые для своего распространения по отдаленным окраинам нуждались в посредничестве, то есть, разносились не самими греками, а непосредственными учениками их из южных славян. Весьма вероятно, что при посредстве этих последних византийские идеи доходили и до России. Мы предполагаем здесь проследить пропаганду византийских антицерковных движений XIV века и наметить следы их на севере России в ереси стригольников. Начиная с конца тридцатых годов XIV столетия, в Византийской империи происходило весьма живое философское и богословское движение, взволновавшее все классы общества и породившее раскол в церкви. Мало-помалу образовались три партии, которые оспаривали одна у другой главенство в церкви; непеременное господство и падение этих партий необходимо сопровождалось смутой и потрясениями, следствия которых давали себя знать до самого конца XIV века. Чтобы не повторять здесь подробностей, изложенных в предыдущей главе, ограничимся самым существенным. Возгоревшийся между Варлаамом и Григорием Паламою спор о существе Божием и об энергиях разделил церковь на два лагеря: варлаамитов и паламитов. Прежде чем партии варлаамитов и паламитов окончательно организовались и формулировали свои церковно-богословские воззрения, выделилась средняя умеренная партия, которая с одной стороны не одобряла увлечений Паламы, с другой же, хотя и отвергала принципы Варлаама, но считала возможным войти в соглашением одним из представителей партии варлаамитов Акиндином. Эта средняя умеренная партия господствовала в период от 1340 по 1347 год и группировалась около патриарха Иоанна Калеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - 7 (или 11).11 после 1375), местночтимая прп., кор. (с 1346 царица), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана (см. Стефан Душан ), мать кн. св. Стефана Уроша V , великосхимница. Сведения о Е. многочисленны, однако носят отрывочный характер. Е. род. в семье деспота Страцимира и его жены Керацы (дочери видинского владетеля Шишмана) (Buзahmujcku извори. 1986. С. 394. Примеч. 118). Благодаря родственным связям Е. с болг. правителями (она была сестрой царя Иоанна Александра (1331-1371)) брак с ней серб. кор. Стефана Душана, заключенный весной 1332 г., вскоре после коронации последнего, имел большое значение для стабилизации сербско-болг. мирных отношений. Поначалу положение Е. при серб. дворе осложнялось отсутствием детей, но с рождением в кон. 1336 - нач. 1337 г. наследника престола оно упрочилось и оставалось таким до смерти царя Душана. Е. играла заметную роль во внутренней и внешней политике мужа. В 1341 или 1342 г. она ездила к болг. царю Иоанну Александру в Тырново (до границы в сопровождении мужа), как полагают, с целью договориться о сотрудничестве в связи с начавшейся гражданской войной в Византии (Там же. С. 385. Примеч. 96). В июле 1342 г. она вместе с мужем принимала в Приштине претендента на визант. престол Иоанна Кантакузина (см. Иоанн VI Кантакузин ), особо отметившего в своем сочинении ее любезность и дружелюбие (Там же. С. 391). Е. участвовала в совете короля с 24 крупнейшими вельможами-военачальниками, на к-ром решался вопрос о вмешательстве Сербии в визант. события на стороне Кантакузина, и высказалась за оказание военной помощи Иоанну Кантакузину при условии сохранения за Сербией уже занятых ее войсками визант. городов. Е. оставалась его сторонницей и во время борьбы Кантакузина с регентшей Анной Савойской. 16 апр. 1346 г. вместе с кор. Душаном, к-рый венчался в Скопье имп. короной, Е. была возведена в царское достоинство. Е. принимала активное участие в церковной деятельности мужа.

http://pravenc.ru/text/187025.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [серб. Jakob], митр. Серрский Сербской Православной Церкви (40-60-е гг. XIV в.). Впервые упоминается в 1343 г., когда серб. кор. Стефан IV Душан (с 1345 г.- царь) поставил его строителем и игуменом мон-ря св. Архангелов близ Призрена; во время строительства мон-ря жил в метохе во имя прп. Петра Коришского. Возможно, ранее он был монахом на Синае. После завоевания Стефаном Душаном г. Серры (ныне Серес) И. был поставлен митрополитом Серрским. Благодаря знанию греч. языка, сохранил часть визант. клира в митрополии. Поддержал возведение Сербской Церкви в ранг Патриархии, не признанное К-польским патриархом Каллистом I , поэтому после смерти Душана положение митрополита в Серрах было неустойчивым. Принимал активное участие в гос. делах: заседал в гос. Соборе, в 1346 г. участвовал в коронации Стефана IV Душана, в мае 1349 г.- в утверждении и дополнении его Законника. В нояб. 1354 г. был на Соборе в Серрах, на к-ром патриархом Сербским был избран Савва IV . Состоял советником у царицы Елены ( Евгении , прп.), к-рая после смерти мужа, Стефана IV Душана (1355), управляла выделенным ей княжеством с центром в г. Серры. Последний раз И. упоминается в нояб. 1360 г.; его преемник Савва занял кафедру ранее авг. 1365 г. В 1352/53 г. И. получил в дар ц. свт. Николая Чудотворца на р. Пчиня с земельными угодьями (после его смерти передана мон-рю св. Архангелов). Сохранилась грамота, данная И. в 1355 г. афонскому мон-рю Филофея с подтверждением границ одного из его метохов ( 1992. С. 66-67). И. известен как книголюб. В сент. 1354 г. по его указанию в ц. святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата в г. Серры было переписано роскошное Евангелие на пергамене (найдено в 1857 в мон-ре св. Павла на Афоне англ. путешественником Р. Керзоном и позднее подарено Британскому музею; в нем сохр. изображение И., молящегося Спасителю ( J. Српске мuhujamype. Београд. 1983. С. 43, 51, 102-103, 119), и пространное лит. послесловие ( Записи. 1. N 103)). В сент. 1359 г. отправил неск. книг в мон-рь вмц. Екатерины на Синае («Пресвятой Богородице Синайской») для слав. насельников этой обители, в т. ч. заказанные им монахам афонского мон-ря Зограф списки нового перевода постной и цветной Триоди, выполненного незадолго до этого болг. книжниками (хранятся и ныне в монастырской б-ке). Оба списка Триоди сопровождаются кратким стихотворением И. о Синае (Там же. N 116; Стара Београд, 19722. С. 562). С именем И. известен также канон на греч. языке, предназначенный для чтения ночью. На церковных и светских документах, написанных на греч. языке, И. подписался по-славянски (1357, 1359).

http://pravenc.ru/text/200263.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010