Расцвет Сербского королевства начался с правления короля Стефана Уроша II Милутина (1282-1321) - правнука Стефана Немани. Он завоевал территорию нынешней Македонии и учредил свою столицу в Скопье. Таким образом, в руки сербов попал идеально расположенный в географическом центре Балканского полуострова исторический город с мощными укреплениями, заселенный в основном греками. Начался процесс активного заимствования сербами византийской культуры. С этого времени отмечается расцвет сербской архитектуры и живописи. Из Скопья берет начало так называемая «Милютинская школа» иконописи, являющаяся одной из вершин всемирного иконописного искусства. Это настолько неоспоримо, что любой человек, желающий изучать православную иконопись XIV в., должен начинать свое изучение с сербских монастырей и храмов. Вершина расцвета сербского государства приходится на правление Стефана Душана (1331-1355) - внука Стефана Уроша Милутина. Стефан Душан пришел к власти сразу же после победы сербов над болгарами в битве при Вельбужде (1330 г.) , в результате которой Болгарии уже никогда более не удалось стать сколько-нибудь влиятельной силой на Балканах. Теперь на полуострове всем диктовала свою волю могущественная Сербия. Да и не только на Балканах: со Стефаном Душаном считались во всей Европе, от Скандинавии до Пиреней. Блестящий полководец, Душан удвоил территорию своей империи и соответственно вдвое уменьшил территорию Византии. Сербское государство занимало большую часть Балканского полуострова и всю Северную Грецию до Патрасского залива (за исключением Салоник с непосредственными окрестностями). Сербский правитель оккупировал и Афон. По некоторым сообщениям, он даже, в нарушение древнего устава, привез туда свою жену, чтобы она могла поклониться святыням. Таким образом, сербская царица стала единственной женщиной, посетившей Святую Гору за последние десять веков. Неизбежно было, что, как Симеон Болгарский в X в., Стефан Душан возмечтал о покорении Константинополя и восприятии имперского римского достоинства. В ожидании этого он в 1345 г. присвоил себе временный титул - император (царь) и самодержец Сербии и Романии (т.е. Византии) - и возвел своего архиепископа Печского в ранг «патриарха сербов и греков». 16 апреля 1346 г. патриарх Иоанникий венчал Душана имперским венцом в Скопье.

http://sedmitza.ru/lib/text/434820/

121 См. Животи кральева и архиепископа српских, изданные Даничичеми, стр. 381, где говорит свидетель современный. Так называемый летописец троношский уверяет, что в последствии Душан вынудил себе у патриарха благословение (см. Гласника V, 69); но этот позднейший летописец такого рода, что один сам по себе не заслуживает никакой веры. 122 Сказание, принадлежащее современнику, в Животах кральева и архиепископа српских, стр. 380: «царь Стефан венчался на царство и патриарха себе избра сербом не по закону ни с благословением цариградского патриарха, якоже подобает, но поиска благословение безчинно на патриарху (у патриарха) терновском и на архиепископу ахридском. 123 Если Душан отнял у патриарха константинопольского и подчинил своему патриарху пекскому греческие епархии покоренных им греческих областей, то отсюда нисколько не следует заключать, что он должен был лишить автокефалии и архиепископа ахридского. Душан не хотел терпеть в своем государстве власти патриарха константинопольского потому, что он был патриарх иностранный и чрез подчиненных ому епископов ног действовать ко вреду его – государя сербского; но по отношению к архиепископу ахридскому это опасение вовсе не имело места. 124 Первое чтение в Книжицах, второе чтение принимают издавшие грамоту в Гласнике. В выписке из грамоты, находящейся в одной старой Кормчей, см. в Речи о Сербии Григоровича, прилож. стр. 41, прим, читается «от болиарь» из бояр. 125 О славянах в Италии см. статью г. Макушева: «О славянах Молизского графства в южной Италии», напечатанную в Записках Акад. Наук т. 18, кн. I. 126 Амбракчио, вероятно, принадлежавший тогда венецианцам, в южной Албании, на северном берегу Артского залива, недалеко от г. Арты. Василикатъ – область в бывшем неаполитанском королевстве. 127 Грамота напечатана в издании Тейнера Vetera monnmenta Poloniae et Luthnaniae, Romae, 1863, t. III, p. 1 fin. По малодоступности дорогой книги Тейнера приводим грамоту вполне. (После титула в обычного приветствия) «Гавриил, патриарх ахридонский, предпринявший странствование к христианским государям для испрошения у них милостыни, которою бы мог помочь своей церкви в уплате тяжких, наложенных в настоящее время туркой (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Однако, большое количество недавно открытых документов, особенно в архивах Барселоны (архивы de la Corona d " Aragó) 834 показали, что взгляды историков прошлых лет по этому вопросу были ошибочными. Годы каталонского владычества в Средней Греции были не только смутными и разрушительными, но и созидательными. Акрополь, называемый по-каталонски Castell de Cetines, был укреплен; впервые после закрытия афинской школы Юстинианом в Афинах был открыт университет. 835 Каталонские укрепления были возведены также в Средней и Северной Греции. 836 Современный каталонский историк, лучший специалист по каталонской проблеме в Греции, Рубио-и-Льюч, писал, что “открытие каталонской Греции является, по нашему мнению, одним из самых неожиданных событий, какие современные исследователи встречали в политической истории средних веков.” 837 Конечно, полную историю каталонского господства в Греции еще предстоит изучить, однако, мы должны отдавать себе отчет в том, что работы прошлых лет и ранее высказывавшиеся мнения по этому вопросу многих известных исследователей следует уточнять, ибо новую историю каталонского владычества следует писать на новом материале. 838 Смертельный удар каталонскому преобладанию в Греции нанесло наваррское вторжение 1379 г. Успехи турок в Малой Азии В самом начале XIV века каталонская “кампания” удачно боролась с османскими турками. Но эти удачи греко-испанского оружия продолжались недолго. Наступившая вслед за убийством Рожера де Флора кровавая эпопея движения каталонских дружин на Балканском полуострове и вспыхнувшая затем известная уже нам внутренняя междоусобная война между двумя Андрониками, дедом и внуком, отвлекли силы и внимание империи от восточной границы. Этим воспользовались османы и в последние годы Андроника Старшего и в правление Андроника Младшего одержали ряд серьезных успехов в Малой Азии. Султан Осман и после него сын его Урхан завоевали там главные византийские города: Бруссу, которая сделалась столицей турецкого государства османов, Никею и Никомидию, после чего они подошли вплотную к берегу Мраморного моря. Некоторые города западного побережья Малой Азии стали платить туркам дань. В 1341 г., когда умер Андроник III, турки-османы, можно сказать, являлись уже полными распорядителями Малой Азии с явно выраженным намерением перенести военные действия на европейскую территорию империи и угрожать даже самому Константинополю; по крайней мере, Фракия подвергалась непрестанным набегам с их стороны. Между тем, сельджукские эмирства, чувствуя для себя угрозу от османов, вступали с империей в дружественные и союзные отношения для борьбы как против латинян, так и против османов. Византия и возвышение Сербии. Стефан Душан

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Это так раздражило Драгутина, что он, с помощию своего тестя, начал войну против отца. Урош должен был бежать от сына в Драчь и там скончался (1272 г.), а Драгутин сделался королем, хотя ненадолго (1272– 1275 г.). Мать его, Елена, и сербский архиепископ Савва II расположили его отказаться от престола. Драгутин, уступив Милутину престол, жил до самой смерти своей в Среме, который вместе с Мачвою получил он от тестя в приданое за женою. Милутин, мудрый политик и храбрый воин, царствовал (1275– 1321 г.) счастливо и возвысил Сербию в политическом и нравственном отношении, хотя сам запятнал жизнь свою тем, что, по политическим рассчетам, он несколько раз вступал в брак, представлявший ему выгоды, и для того по разным причинам разводился с прежними женами 34 . Но этот нравственный недостаток впоследствии он искупил строгою, благочестивою жизнию и делами милосердия. Милутин счастливо воевал с греками, болгарами, татарами, венгерцами и другими народами, и значительно расширил пределы своего государства присоединением к нему завоеванных областей 35 . По смерти Милутина (1320 г.) на престол взошел сын его Стефан Урош III Дечанский, помимо старшего брата Константина Милутиновича и двоюродного брата Владислава Драгутиновича. Опять – семейная вражда. Но Владислав вскоре умер (1324 г.), а Константин был убит на сражении. Дечанский во все время своего царствования (1321 – 1336 г.) шел по следам отца своего, счастливыми войнами еще более расширил пределы Сербии 36 , и на отнятую у врагов добычу построил (1327 – 1335 г.) в Дечанах великолепный храм Вседержителя, от которого и получил прозвание Дечанского. Но, несмотря на заслуги его для государства, против него образовалась сильная партия, во главе которой стоял, сын его Душан Сильный. Дечанский, еще при жизни своей, венчал на царство и сына своего Душана и назвал его младшим королем. Когда же он женился, по смерти болгарской княжны, в другой раз на гречанке Марии, – то Душан, опасаясь, чтоб престол сербский не достался сыну её, возбудил бояр против отца, и они задушили (1336 г.) его 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

ову прилику и част да разговарамо са Вама, би било да нас у кратким цртама упознате са црквене уметности на простору рашко-призренске и На овакво тешко дати сажет одговор а да се не сведе на и црквене споменике, али да црквене уметности на овом простору сведем на три фазе, свакако зависне од политике, заправо период од XIII до XIX века. Косово и простор су Словени населили у VII веку, али у мраку био све до XI века, и Стефан након смрти цара Комнина. Важно поменути и да приликом Хиландара Стефан за изузетно великог манастирског властелинства установио управо Златно доба црквене уметности на Косову и био период власти Милутина на том простору установио неколико дворова, што било и црквене уметности. се Стефан Првовенчани у XIII века старао око обнове Грачанице и Богородице су епископска седишта у и Призрену, али их обновио или изнова подигао Милутин се на Студеницу Стефана као гробну цркву недалеко од Звечана саградио син Стефан потом градио Дечане, али доживео да их види довршене, те цркву довршио син Стефан Душан, пак, на реци Бистрици у близини Призрена, подигао велелепне Свете архангеле као гробну цркву. Тако део слива Белог Дрима властелинствима владарских задужбина, Хиландара, Студенице, Дечана и Светих архангела – и отуда и данас има назив Дакле, првих XIV века, са богатих рудних налазишта, Косово и област Српске што утицало и на црквене уметности. метоха у Хвосну властелинству манастира Жиче око 1220. године било од далекосежног како за цркву тако и за црквену уметност. У XIII и XIV веку, архиепископима Никодиму и Данилу II, створен комплекс манастира Осим великих задужбина, Косово и краси мноштво цркава; као што су владари следили узор Стефана владаре следила властела градила властеоске цркве, од била задужбина великог казнаца Драгослава у Мушутишту из 1315. године. У време Милутина у Призрену породица подигла цркву Светог Спаса, а Никола нешто подигао цркву Светог Николе. задужбине су и цркве у у Будисавцима, Светог Николе у Хочи, цркве у Црколезу, Ваганешу, Речанима… Од средине XV века, уз и велики уметности, а као културно средиште се одржала Грачаница, седиште Новобрдске првенствено митрополиту Никанору.

http://srpska.pravoslavie.ru/140144.html

Что еще очень интересно, «Повесть временных лет», написанная в начале XII века, уже втянувшая в себя всю терминологию, свойственную для «Slavia Orthodoxa», она царями однозначно называет византийских императоров. Здесь стоит отметить то, что царь – это самый высокий титул в монаршей иерархии того времени и «Повесть временных лет» это очень живо и четко улавливает, потому что царь – это византийский василевс. Он один, как Бог один на небе, так и царь, император один на земле. Эта идея в общем-то, была общей для всей европейской культуры того времени и как бы соотносила небесную власть с властью, которая находилась на земле. Единственным императором признавался естественно византийский император, или «базилевс Румеев». И эту иерархию поддерживали и с ней соглашались абсолютно все западные европейские монархи, известно о том, что и короли франков, и прочие монархи варварских королевств себя считали, или вассалами византийского императора, да, это было естественно абсолютно формальным, но тем не менее, они считали себя в подчиненном положении. Именно также выступает и первый русский князь, который заключил договор с византийцами – князь Олег, мы все прекрасно знаем, что этот договор 907 года включал в себя торговые соглашения. Но на самом деле, здесь очень важно отметить то, что фактически Олег выступает здесь, как младший партнер Византийской империи. И очень характерно, опять-таки, очень известным фактом является то, что перед принятием христианства князь Владимир должен был разбить мятежного византийского военачальника – Варда Фока. Почему он это делает – потому что он обязан был это делать по ряду договор, заключенных в X веке. Киевский князь – это по большому счету вассал Византийского императора. Это абсолютно формальность, но тем не менее, в этой иерархии он является именно таким. И что очень характерно для «Повести временных лет», западноевропейские короли – это, или «краль», собственно церковнославянская форма произношения слова «король», или же «рикс», что является прямым заимствованием из греческой номенклатуры – «рэкс» – король, правитель, царь. И здесь, пожалуй, что стоит отметить, один очень важный подтекст использования титула «царь» в ранней нашей книжности – это естественно внешнеполитическое могущество. Это не только религиозный термин – это еще и термин абсолютно политический. В частности, простой пример, что в Сербии – это третья страна, где был принят царский титул, его впервые на себя берет Стефан Душан – это XIV век и Стефан Душан примеряет к себе царский титул в результате того, когда сербская держава достигает своего внешнеполитического могущества, фактически полностью контролируя весь Балканский полуостров. Точно также поступал его дед Милутин, но он не брал его официально, но частенько именовал себя царем. И здесь прямая абсолютно аналогия с болгарским царем Симеоном, который будучи правителем, контролирующим также весь Балканский полуостров в начале X века, принимает уже этот титул официально.

http://academy.foma.ru/tag/fenomen-russk...

Завоевательная политика Милутина способствовала значительному территориальному расширению Сербии, в основном за счет визант. земель и после присоединения обл. Македония. После смерти Драгутина Милутин заточил в темницу его сына, Владислава, желая сделать наследником кого-то из своих детей. Но после его внезапной смерти началась борьба за престол среди сыновей, рожденных от разных браков,- правителя Зеты Константина (ок. 1282 - ок. 1322) и св. Стефана Уроша III Дечанского († 1331) и с бежавшим из заточения их двоюродным братом, Владиславом. Урош одержал победу над Константином, к-рый вскоре был убит, и в 1322 г. коронован вместе с младшим сыном, Душаном (ок. 1308-1355; см. Стефан IV Душан ). В 1324 г. Урош разбил войско Владислава, собранное при поддержке венгров и боснийского бана Стефана II Котроманича. В 1331 г. Урош, согласно одним источникам, умер естественной смертью, а по другим - был убит сыном Душаном, т. к. планировал передать престол младшему сыну, Симеону (Симеон Синиша Урош Палеолог Неманич; 1326-1371). При Стефане IV Душане Сербское гос-во достигло наивысшего расцвета, как в территориальном (он присоединил обширные области на Балканах и в Сев. Греции, в т. ч. Св. гору), так и в экономическом отношении. В апреле 1346 г. Сербский архиеп. Иоанникий II был наименован патриархом Сербским, а Душан провозглашен «царем сербов и греков». Но его сын, св. Стефан Урош V (1336/37-1371), после смерти отца не смог сохранить всю полноту власти. В 1359 г. его дядя, Симеон (Синиша), в Костуре объявил себя царем. Он попытался опереться на братьев Мрнявчевичей и провозгласил в 1365 г. прилепского властителя Вукашина Мрнявчевича соправителем, но тот вскоре объявил себя самостоятельным правителем. По др. версии, Вукашин был возведен в королевское достоинство, т. к. Урош желал найти опору в лице сильных правителей сев. части царства его отца. В 1366 г. власть Уроша отказались признавать зетские правители Балшичи. Еще до смерти бездетного Уроша Сербское гос-во фактически перестало существовать, т. к. во мн. областях правители обрели полную независимость и вели междоусобные войны. В этот период в Центр. Сербии окрепла власть кн. мч. Лазаря . В 1377 г. боснийский бан Твртко I (ок. 1338-1391; внук Драгутина по жен. линии) в мон-ре Милешева короновался как король Сербии, Боснии и приморских земель, но добиться реальной власти не смог.

http://pravenc.ru/text/2564902.html

В своих греческих документах Душан именует себя на византийский манер: « Στφανος ν Χριστ τω Θε πιστς βασιλες και ατοκρτωρ Σερβας κα Ρωμανας». Сербская титулатура Душана, которая в деталях обнаруживает некоторые колебания, звучит: «Стефан в Христа Бога верни цар и грком». См.: Ст . Cmyдuje о cpnckoj дипломатици//Глас САН 106 (1923). С. 40 сл. и Острогорски . Автократор. С. 154 ел. Интересный вклад в исследование истории царского титула Душана и его признания или же непризнания иностранными державами вносит: Н . Душанова царска титула у очима савременика//Зборник у част шестестогодишшице Законика цара Душана. Т. 1. Београд, 1951. С. 87–118. 1206 Его греческие дарственные во всех деталях подражают византийским императорским документам. См. тексты в: Coлobjeb А ., Мошин В . Грчке српских владара. Београд, 1936. 1208 Подробный обзор пространной литературы о «Законнике» Душана приводится Н. Радойчичем в: Зборник у част шестестогодицньице Законика цара Душана. Т. 1. Београд, 1951. С. 207 сл 1211 См.: Jireek . Geschichte. Bd. I. S. 386; Соловьев А . Греческие архонты в сербском царстве XIV в.//BS1 2 (1930). С. 275–286; Острогорски Г . Душан и властела у борби за Buзahmujoм//Зборник у част Законника цара Душана. Т. 1. Београд, 1951. С. 83–86. 1212 Документ от 1345 г., адресованный Венеции и выданный в захваченных Серрах: Ljubi S. Listine о odnošajih izmedju junoga Slavenstva i Mletake republike.T. II. Zagreb, 1870. S. 278. 1217 Miklosich-Müller. Т. III. Р. 124,140; Hopf . Geschichte. Bd. I. S. 444; Zakythinos . Crise monétaire. P. 92,99. 1219 Nic. Gregoras . II. P. 788. При Кантакузине на царский стол расходовалось в десять раз меньше, чем расходовалось ранее: Nic. Gregoras . П. P. 811. 1220 Согласно одной западной хронике, в Константинополе вымерло 8/9 всего населения (Chronicon Estense, ed. Muratori. T. XV. P. 448). Во всяком случае, количество жертв было весьма велико: Cantacuzenns . HI. P. 49 sq. 1221 Утвердилось представление о том, что византийские владения в Морее с этого времени представляли собой «деспотат».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один из добрых вельмож сербских, зная тесное житьё страдальца, прислал ему значительную сумму денег, но он передал её игумену, а посланному сказал наедине: благодарю за любовь доброго господина,– но лучшим утешением для меня будет, если назначаемое для меня раздавать он будет бедным. На пятом году заключения, когда совершалось всенощное празднование свят. Николаю, Стефан, утомлённый трудом, вздремнул в седалище церковном. И вот являвшийся ему прежде говорит: «обещание мое пришел я исполнить» и, знаменовав его крестным знамением, коснулся очей его. Стефан стал ясно видеть 701 .– Возблагодарив святителя сердцем полным, Стефан, для безопасности от врагов своих, продолжал носить повязку на глазах. На испытание терпения вслед за тем умер один из сыновей страдальца; он перенёс дорогую потерю терпеливо. Так прошло ещё два года 702 . Нужды потребовали от Кантакузена послать доверенных лиц к кор. Милютину и послан был умный и благочестивый игумен обители Вседержителя. Когда краль при разговоре с игуменом спросил о сыне своём, игумен отвечал: ты спрашиваешь меня, король, о втором Иове; да будет известно, что нищета его выше королевскаго величия твоего. И разсказал ему об изумительном терпении и благочестии Стефана 703 .– В то же время явились к королю ходатаи за Стефана. По его просьбе епископ Даниил, живший тогда в Хиландаре, и великие афонские старцы пришли к королю и просили возвратить отеческую любовь страдальцу сыну.– Добрый отец давно желал видеть сына и теперь рад был, что снимают тяжесть с души его. При свидании отец и сын плакали навзрыд. Король пожелал, чтобы внук Душан оставался при нём на утешение его; а сыну Стефану снова поручил он в управление отдельную область 704 ; это было в 1316 г. 705 Когда умер отец, блаженный Милютин († окт. 30 1320 г.), мачеха, явившаяся незадолго пред тем в Сербию из Константинополя, подняла бурю при гробе мужа; сторонники сына её вступили в спор и потом в рукопашный бой с преданными старшему сыну покойного; полилась кровь и начались грабежи. Явившийся архиепископ едва успел своими увещаниями прекратить постыдные сцены при гробе короля 706 . После погребения блаженного Милютина, все лучшие люди Сербии заявляли вслух, что признают они наследником Милютина старшего сына его и никого другого.– Стефан только тогда, как узнал о расположении к нему Сербии, явился в кафедральную обитель архиепископа, куда собрались и представители народа. «Я был венчан,– говорит он сам,– богодарованным венцем в один день с сыном моим в 1321 г. генваря 6 д., благословением и рукою преосвященнаго архиепископа Никодима, всех епископов и всего собора, чтобы называться мне Стефаном, Богом помилованным и Богом просвещенным кралем, Урошем третьим» 707 . Повязка с глаз теперь была снята и все уверились, что он видит всё также хорошо, как прочие 708 . Он принял название Уроша, как чистый потомок Уроша, родоначальника Неманичей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Папа уже поручил венгерскому (колочскому) архиепископу отправиться в Сербию для принесения клятвы в верности папе. Но когда оба брата помирились между собою, – и власть Волкана над Сербиею окончилась, – вместе с тем окончилась и власть над нею папы. Стефан прервал всякия сношения с Римом и пребыл навсегда верным православию 94 . – Не раз папа предлагал и Милутину принять унию; даже посылал к нему с этою целию двух легатов Марина и Киприана, и крепко надеялся на успех, упросив мать Милутина, вдову кралицу Елену, расположенную к католичеству, всеми средствами действовать на сына. И Милутин, из видов политических, как будто склонялся на сторону папы, но не только не исполнил предложения папы, а еще наложил двойную подать на рагузян, исповедывавших католическую веру. Это так раздражило папу, что он начал (с 1314 г.) проповедывать против сербского защитника православия крестовый поход, называя его в окружных посланиях: rex perfidus shizmaticus и, по могучему голосу его. поднялись против Милутина немецкий император, короли– польский, венгерский, богемский и другие. К счастию Милутина, возмущение в Венгрии прекратило войну 95 Латинские писатели, а на основании их и некоторые из наших соотечественников утверждают, будто бы и Душан Сильный предан был католичеству и готов был себя и все свое царство положить к подножию римского престола 96 . Но насколько мысль эта справедлива, – довольно вспомнить, что папа Иннокентий III вооружил против Душана за его твердость в православии венгерского короля Людовика I, проигравшего, впрочем, сражение; довольно вспомнить, его «Законник», которым Душан особенно старался оградить православие, и которым предписывал православным, перешедшим в католичество, снова возвратиться в недра православной церкви, а для удобнейшего достижения этой цели велел архиереям поставить по всем городам и значительным местечкам благонадежных протопопов, которые бы каждое воскресенье поучали православных в церкви, а упорных противников церкви, и особенно совратителей велел строго наказывать и даже запретил православным жить вместе с еретиками 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010