Святитель Стефан, епископ Пермский 9 мая (26 апр. по церковному календарю) Святой Стефан родился в городе Устюге в середине 14-го столетия. С детских лет он отличался большими дарованиями и любознательностью. Невдалеке от его родных мест жили зыряне. Постоянно видя зырян на торговой площади в родном городе, Стефан возгорелся желанием просветить их дикую страну светом Христовой веры. Для приготовления к этому подвигу Стефан поступил в один из Ростовских монастырей (обитель святителя Григория Богослова ), где была богатая библиотека. Изучив Священное Писание и греческий язык, святой Стефан изучил и язык зырян. Потом из славянских и греческих букв он составил зырянскую азбуку, перевел на зырянский язык некоторые священные и богослужебные книги и в 1379-ом году отправился на апостольский подвиг. Семнадцать лет (сначала в сане пресвитера, потом в сане епископа) он трудился над просвещением зырян и потерпел много искушений и напастей. Но смирением и кротостью святой Стефан побеждал своих противников и весьма многих зырян обратил к вере. Он сжег знаменитую зырянскую кумирню (языческий храм) со всеми находящимися там идолами и с помощью местных жителей соорудил церковь Благовещения Божией Матери в главном поселении зырян – Усть-Выме (при слиянии рек Выми и Вычегды). В то же время он учил новопросвещенных зырян грамоте и слову Божию и, в зависимости от успехов, поставлял одних – священниками, других – диаконами, третьих – чтецами. Самым опасным врагом святого Стефана был некто Пам, глубокий старик, старший из всех языческих жрецов. Имея сильное влияние на зырян, он многих удерживал от крещения, а крещенных отвлекал от веры. Много раз святой Стефан вступал с ним в открытый спор, прения их длились дни и ночи, но Пам оставался непреклонным язычником. Наконец, знаменитый язычник сам вызвался пройти вместе со святым Стефаном сквозь огонь и воду для того, чтобы испытать, чья вера лучше. Он никак не ожидал, что епископ согласится на это. Между тем, святой Стефан сейчас же велел народу зажечь отдельно стоявшее строение и подал руку Паму, чтобы вместе с ним идти через огонь, но тот отказался, несмотря ни на какие убеждения и требования со стороны зырян.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

13. Отшельническая келья самых суровых подвижников. 14. Архимандрит Херувим. Из удела Божией Матери. 1998. Киев. С. 41--42. 15. Архимандрит Херувим. Из удела Божией Матери.1998. Киев С.113 16. Там же. С. 114. 17. После смерти о. Стефана, воспользовавшись данными сербского писателя Павла Рака, мне удалось составить следующий краткий некролог в российской печати. Видимо, эти данные следует считать наиболее достоверными: Почил о Господе афонский подвижник схиархимандрит Стефан Карульский. Вся жизнь афонского старца была тесно связана с братским русским народом. О. Стефан (Милкович) родился в 1922 году. Учился в сельскохозяйственном техникуме. Знания, полученные там, пригодились ему впоследствии, когда он стал афонским монахом. Еще до Второй мировой войны о. Стефан поступил послушником в монастырь Туман в Сербии, где в то время подвизалось русское братство. Во время войны находился в монастыре Студеница. По словам о. Стефана, однажды коммунисты хотели его расстрелять, но ему удалось спастись бегством. Это находит подтверждение в воспоминаниях архимандрита Иоанна (Радосавлевича). В это время о. Стефан был рукоположен владыкой Николаем (Велимировичем) в диакона. На Афон, по собственным словам о. Стефана, он пришел из Сербии пешком, в самом начале пятидесятых годов. Сначала поступил в сербский монастырь Хиландарь, где пробыл совсем недолго. Жил с русскими монахами в Карее, затем один в Старом Руссике, а потом поселился на Каруле месте самых суровых подвигов афонских монахов. Здесь о. Стефан провел почти 40 лет. О. Стефан принадлежал РПЦЗ, как и некоторые другие карульские подвижники, но принимал всех, кто обращался к нему за советом и помощью. На Каруле о. Стефан вел строгую подвижническую жизнь и был известен во всей Греции. Сотни людей приходили к нему или обращались письменно за наставлением, или испрашивали молитв. Во время своего пребывания на Каруле о. Стефан ежедневно служил Божественную Литургию. Причем часто ему приходилось служить в одиночестве, так как все эти годы он практически не имел послушников.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=42&iid=1...

«Здравствуйте! Я хочу усыновить ребенка!» Ранним июльским утром 1996 года 20-летний монах Стефан (Канубриков) – настоятель Свято-Ильинского храма в далеком селе Урджар на границе Казахстана с Китаем – торопился на автобус в областной центр. До Усть-Каменогорска – 500 км, автобус ходит раз в сутки, поэтому опаздывать нельзя: отец Стефан выбрал день, когда нет службы, чтобы успеть усыновить ребенка из областного дома малютки. «Здравствуйте! Я хочу усыновить ребенка!» – сказал он с порога. Заведующая слегка удивилась, а потом показала восьмимесячного Сережу – на молодого монаха смотрели большие голубые глаза. Он поднял мальчика из кроватки, а малыш взял крест на шее монаха в руки и стал пробовать его на вкус. Отец Стефан узнал, какие документы нужно оформить, уехал, а через неделю вернулся за Сережей – так в его жизни появился первый сын. С того момента для священника будет достаточно лишь одной встречи или даже фотографии, чтобы взять ребенка. – Сегодня есть разные базы данных, а в то время почти все зависело от заведующей – она могла показать любого ребенка. Да я бы и не смог выбрать. Увидел – взял. Если бы был другим, то у меня не было бы 17 детей, – объясняет отец Стефан. – На самом деле мне везло с сотрудниками органов опеки, все относились с пониманием. Конечно, иногда смотрели пристально, с настороженностью, но я не давал повода усомниться в том, что имею на это право, все по закону. Спустя три месяца после усыновления Сережи отец Стефан вновь отправился в Усть-Каменогорск – понял, что без братика сыну будет скучно. Второго сына, на месяц младше первого, назвал Максимом. К тому времени отец Стефан уже год служил настоятелем в Свято-Ильинском храме – единственном в горном селе. Скорее, из-за климата храм и освятили в честь самого грозного пророка. В какой-то момент священник понял, что хочет заниматься чем-то еще, кроме богослужения в храме – «тем, что лежит ближе к сердцу». А ближе всего оказались дети. Отец Стефан мечтал именно о малыше – еще до появления первых детей он провел выходные с пятилетним мальчиком Кириллом из детского дома соседнего села, которому приход Свято-Ильинского храма постоянно помогал продуктами, и понял – ему нужен ребенок помладше, иначе не справится.

http://pravmir.ru/creative/monah-stefan-...

Стефан вскоре построил первую деревянную церковь в Устьвыме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, «в начаток спасению Пермския земли и вере христове явление. Якоже и Благовещение спасения нашего бе начало» 33 . Спустя некоторое время после этого 34 , Св. Стефан построил в Устьвыме новую деревянную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, память дня пришествия своего в Устьвым, и близ обеих церквей, на другом холме, – третью церковь во имя Архангела Михаила, на месте уничтоженного им предмета обожания Вымских Зырян, известного в предании под именем «прочудливой ели» 35 . Вот как рассказывают об этом зырянские предания. Св. Стефан, прежде чем решился уничтожит кумирницу с боготворимой елью, два раза удостоился получить откровение от Бога: «мужайся, Стефане! испепели кумирницу и искорени прокудливую ель: Я твой помощник». Новообращенные Зыряне рассказали св. Стефану о свойствах ели, которая у них искони была оракулом, пользовалась общим народным уважением, как обиталище духов. С надеждою на Бога, св. Стефан начал рубить дерево; за каждым ударом разносились в воздухе жалобные стоны и крики мужские и женские, старческие и младенческие: «Стефане, Стефане! зачем нас гониши? Сие есть наше древнее пребывание». За каждым ударом лились из дерева разноцветные струи смрадной крови 36 . В первый день, св. Стефан не мог срубить дерево, а когда на другой день, утром, он приступил снова к работе, то, к общему ужасу язычников, нашел его целым; только на третий день он успешно покончил с елью. Падение ели с горы в реку Вым произвело страшный шум, потрясение под ней земли и всколыхание реки. Когда наступила тишина, то св. Стефан велел рубить ель на части, а кумирницу разрушить. Все это, при различных видимых знамениях 37 , было сложено в костер, сожжено и обращено в пепел, а затем развеяно поднявшимся вихрем и смыто дождем 38 . На этом-то месте, ознаменованном чудесами, и была вскоре создана св. Стефаном церковь во имя Святых Архангел Михаила и Гавриила и прочих бесплотных сил: «да прогоняют и побеждают они мечтательную силу вражию», как говорит составитель жития св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стефана, и притворялся незнающим о поступках его. Доходили слухи об о. Стефане и до архиерея. Но преосвященный думал «благочинному эти дела лучше знать, а он не доносит, следовательно это ложь и клевета«… Случилось так, что крестьяне решились наконец жаловаться на отца Стефана и самому архиерею. О. Стефан не стал хоронить одной женщины. Сначала обратились мужики к становому. «Станового действительно возмутил подобный факт, да и кого он не взмутил бы, кроме самих духовных отцов, слишком привыкших ко всему подобному»(?!). Но становой без священника сделать ничего не мог. Обращались лемеховцы к другому священнику своего села, потом к благочинному,-и тоже толку не вышло никакого. Обратились наконец лемеховцы к архиерею. Архиерей жалобе мужиков не поверил: благочинный-де бы донес о безобразии о. Стефана если бы оно случилось, и дал мужикам только пастырское наставление. «Братие, грех великий жаловаться,-терпите, ведь вы христиане, а Христос-то, Спаситель наш, разве столько терпел? Вас притеснили немного, вы уж и жаловаться… терпите, а я Богу за вас буду молиться, чтобы Он вам терпения послал». Не найдя удовлетворения в просьбе даже у архиерея, лемеховцы перестали писать прошения и покорились неизбежному злу. О. Стефан после этого случая еще выше поднял голову. В один праздник, когда церковь была битком набита народом, о. Стефан не вздумал служить обедню. Колокол звонил-звонил, не переставая, народ ждал-ждал службы, священник не идет. Вдруг… является и о. Стефан. Причетник быстро зачитал часы, «по церкви так и раздавалось: по-ми-нас, по-ми-нас… (помилуй нас)». О. Стефан, пройдя в алтарь, облачился, раскрыл Царские врата и произнес: Благословенно Царство и пр. -Аминь… подхватил было Никитич. -Замолчи, скотина,-вскрикнул на него о. Стефан. Никитич съежился, и не знал, что ему делать. Отец Стефан снова начал. -Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь! Произнес он сам и особенно громко. Затем вышел, сделал отпуск, как в окончании обедни и снова ушел в алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

При храме Благовещения было учреждено училище, где занимались будущие пастыри – зыряне. По истечении четырёх лет миссионерской деятельности иеромонах Стефан отправился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для зырян. Собор русских архипастырей и благоверный великий князь Дмитрий Иванович Донской († 1389; память 19 мая/1 июня) постановили, что первым архиереем новообращённой Пермской земли должен стать сам святой Стефан. В 1383 году, зимой, во Владимире на Клязьме митрополитом Киевским Пименом (1389) была совершена епископская хиротония святого Стефана. Возвратившись в Усть-Вымь, святитель Стефан учредил при соборном храме Благовещения архиерейскую кафедру и первый в тех краях монастырь, получивший название Архангельского. Впоследствии им были построены ещё три монастыря и несколько странноприимных домов. Святителя Стефана связывала духовная дружба с преподобным Сергием Радонежским. Святитель Стефан с благоговением относился к Радонежскому подвижнику и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не смог исполнить своего желания из-за недостатка времени. Находясь в десяти вёрстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан обратился в сторону обители и с молитвой и поклоном произнёс: «Мир тебе, духовный брате!» Преподобный Сергий, сидевший вместе с братией за трапезой, встал, помолившись, и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!» Об этой глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского свидетельствует совершаемая и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе в Троице-Сергиевой лавре. Богословская образованность Пермского епископа и его выдающиеся личные качества создали ему высокий авторитет в Русской Православной Церкви, Несмотря на отдаленность его епархии, великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных Соборах. В начале 1396 года, по приглашению святого митрополита Киевского Киприана († 1406; память 16/29 сентября), святитель Стефан вновь отправился в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Творения: Сочинения его разделяются на поучительные, полемические, исторические и драматические. К нравственным относятся многочисленные проповеди. Полемические сочинения направлены против раскола. Главное из них, написанное в 1709 г. «Розыск о раскольнической брынской вере, об учении их, о делах их и изъявлениях, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не богоугодны». К историческим трудам Димитрия принадлежит летопись от начала миробытия до Рождества Христова, состоящая из нравственных размышлений; Диариум, каталог киевских митрополитов; Четьих-Миней, «Алфавит духовный». Ему принадлежит еще несколько духовных драм или мистерий: «Успенская», «Дмитриевская», «Воскресение Христово», «Есфирь и Агасфер», «Грешник кающийся» и самая знаменитая – «Рождественская». § 38. Стефан Яворский, митрополит Рязанский (1658 – 1722) (В миру Симеон), знаменитый иерарх. Родился в 1658 г. в польском местечке Яворе, в православной семье. Грамоте Стефан выучился еще на своей родине, а дальнейшее образование получил в Киево-Могилянской коллегии. В период обучения в коллегии Стефан пользовался лекциями по богословию и философии известного схоласта Иосафа Корковского и приобрел покровителя в лице Варлаама Ясинского, позднее митрополита Киевского. В 1684 г. Стефан уехал из Киева; чтобы получить доступ в католические школы, ему пришлось наружно принять католическое исповедание под именем Станислава Симона. Стефан побывал в высших католических школах: во Львове и Люблине он прослушивал философию, в Познани и Вильно – богословие, усвоил все начала схоластической премудрости, искусно слагал стихи на латинском, польском и русском языках, писал великолепные панегирики. Он вынес также из польских школ основательное знакомство с католическим богословием и враждебное отношение к протестантизму. В 1687 г. Стефан в Киеве принес покаяние в своем отречении от православия, и был снова принят, в 1689 г. постригся в монахи. Несколько лет он преподавал в Киево-Могилянской коллегии и был ее префектом; читал риторику, пиитику, философию и богословие, есть известие, что Стефан «весьма папежное учение в киевских учениях утвердил». В 1697 г. он был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря. Он был ближайшим помощником киевского митрополита, и неоднократно по церковно-административным поручениям ездил в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

В декабре 2006 Священный Синод  Русской Православной Церкви постановил «Отложить дальнейшее суждение по делу епископа Василия до завершения переговоров с представителями Константинопольского Патриархата». На вопрос одного из студентов, что теперь, спустя некоторое время, думает епископ Василий (Осборн) о своем решении, отец Стефан передал слова владыки, сказанные им самим в ответ на такой же вопрос: «Время покажет, был я прав или нет». В настоящее время в Оксфорде, где служит отец Стефан Платт, три прихода: Благовещенский, перешедший под юрисдикцию Вселенского Патриарха вместе с владыкой Василием; приход Элладской Церкви ; Свято-Никольский приход Московского Патриархата, в котором служит отец Стефан. Ситуация в Оксфорде отражает общую ситуацию в Сурожской епархии. В заключение отец Стефан рассказал, какие задачи и цели стоят перед Православными Церквями в Англии на сегодняшний день. «Мы должны изгнать из Православной Церкви национализм и ксенофобию — эти понятия в корне не соответствуют христианской жизни, — заметил отец Стефан Платт. — Нам следует стремиться к подлинному и ясному Православию, той вере, которая пришла в Великобританию 2 тыс. лет назад». Отец Стефан указал также пути, которыми, по его мнению, следует идти к православному единству. Во-первых, необходимо организовать регулярные встречи всех православных иерархов Великобритании, как это принято в США и Франции. Во-вторых, целесообразно сотрудничество всех юрисдикций, существующих на территории Англии, в обеспечении православного богословского образования для будущих пастырей. Американский опыт убеждает, что обучение в вузе другой юрисдикции, способствует укреплению православного единства. Начало этому уже положено в Кембридже, где существует Институт православных исследований. Но этого явно недостаточно. Сообщение священника Стефана Платта вызвало большой интерес у студентов и преподавателей. Отец Стефан сумел достаточно тонко и дипломатично изложить непростую ситуацию в Сурожской епархии, представив взгляд изнутри. Как человек, знакомый с проблемами епархии на личном опыте, ему удалось достигнуть объективности в своем рассказе. А призыв к православному единству вместо церковно-политических конфликтов оказался понятен и близок для всех.

http://patriarchia.ru/db/text/188170.htm...

Если эта клятва моим спасением покажется вашему великодержавию не заслуживающею веры, прошу приставить ко мне какого-либо офицера с солдатами на время моего пути» 425 . Государь 14 августа дал разрешение съездить в Москву, но не в Нежин, и требовал непременно вернуться к празднику Рождества в Петербург, обещая, что и двор ему к тому времени будет готов. «А в Нежин», прибавлял государь, «можно и иным временем, не теперь, съездить» 426 . Любопытно, почему государь сдерживал намерение Стефана к поездкам. В переписке о приезде Стефана в Петербург по делу Тверитинова Петр замечал, в письме 5 января 1715 года: «в Нежин для освящения церкви можете вы и после съездить, как помянутое дело окончится, понеже ваша должность есть тех управить и решить, для кого церкви делаются» 427 . Так как Стефан, несмотря на ясно выраженную волю Петра, в Петербург не ехал, то ему 23 декабря 1715 года Сенат послал указ, чтобы приезжал в Петербург с ризницей для посвящения Вологодского и Архангельского архиереев 428 . Стефан, однако, сославшись на болезнь, не выехал на этот раз в Петербург. В 1716 году Стефан наконец был в Нежине и здесь 25 июля торжественно освящал свой храм. К этому времени прибыли в Нежин и участвовали в освящении Киевский митрополит Иоасаф Кроковский, первенствовавший в служении, Черниговский архиепископ, епископ Переяславский и множество архимандритов, игуменов и прочего духовенства 429 . В Нежине Стефан оставался довольно долго; он здесь говорил проповеди и на Успение, и на Покров 430 . Письмом 18 мая 1718 года Петр вытребовал Стефана в Петербург для участия в верховном суде по делу царевича, повелевая прибыть немедля, не позже как через восемь или девять дней по получении письма, со всеми бывшими в Москве архиереями, налегке, а относительно доставки в Петербург необходимого для житья распорядиться после 431 . Стефан выехал из Москвы 24 мая 432 . 13 июня было уже в Петербурге «рассуждение» по делу царевича с участием Стефана 433 . С этого приезда Стефан уже безвыездно жил в Петербурге до конца 1721 года, когда, вместе со всем Синодом, он в последний раз выехал в Москву 434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

5. После кончины Митрополита Тимофея (20 мая 1962) митрополичья кафедра более чем три года вдовствовала. Временно управляющим Церковью был архиепископ Лодзинский и Познанский Георгий (Корянистов). Наконец в 1965 году был избран и 18 июля торжественно интронизирован в Варшавском митрополичьем Марие–Магдалининском соборе архиепископ Белостокско–Гданьский Стефан. Митрополит Стефан (в миру Стефан Рудык) родился в 1891 году в Майдане Липовецком Львовской области. Гимназию закончил во Львове, а духовную семинарию — в Орле. В сан священника был рукоположен в 1915 году епископом Дионисием (впоследствии — Митрополит). Пастырское служение проходил в разных приходах, некоторое время был военным священником. Во время Второй мировой войны был интернирован, а затем находился в лагерях для военнопленных в Германии. По освобождении состоял благочинным Александре–Невского округа — уже в сане архимандрита (овдовел в начале войны, в 1939 году — супруга погибла в госпитале во время бомбардировки Варшавы). В 1953 году был хиротонисан во епископа Польской Православной Церкви. Владыка Стефан принимал участие в трех Всеправославных Совещаниях на острове Родос. В 1962 году был избран вице–председателем Польского Экуменического Совета Церквей. В 1968 году в качестве главы делегации своей Церкви участвовал в работах IV Генеральной Ассамблеи ВСЦ в Упсале. К дню 20–летия Польской Народной Республики (в 1964 г.) Владыка Стефан был награжден Рыцарским крестом ордена «Polonia Restituta» (Возрождения Польши). Митрополит Стефан ревностно заботился о благоустроении церковной жизни, о поднятии дисциплины среди духовенства, неутомимо посещал самые отдаленные от Варшавы приходы. Великой заслугой Митрополита явилась его забота о престарелом духовенстве, вдовах и сиротах духовного звания. Его стараниями был организован социальный фонд Митрополии, который в настоящее время опекает около 80 человек. «Не осталась без внимания и забот Владыки Митрополита, — пишет протоиерей С. Железнякович, — и такая важная сторона церковной жизни, как урегулирование положения Православной Церкви в Польской Народной Республике, установление правовых норм ее внутренней организации, отвечающих духу Православной Церкви и существующим условиям. Вопрос этот хотя и поднимался в прошлом, но не был решен. Владыка Стефан создал комиссию, которая выработала проект Статута и дала его на рассмотрение Собора епископов, который внес свои поправки, и делу дан был дальнейший ход»   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010