– Сатана хотел быть независим от Бога. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов» ( Ис. 14:13 ). Гордость вызывает зависть и злобу, и наоборот. Эти вещи переплетены между собой, как метастазы раковой опухоли, которые проникают всюду. Справедливость-то – понятие очень сложное. Понятие правды и неправды в духовной жизни – очень непростые. Есть понятие правды человеческой, а есть правда Божия. Всякая правда человеческая – как ничто пред Богом. Когда-то Владыка Стефан (Никитин), Калужский архиерей, очень интересно объяснил мне смысл притчи о неправедном Судии. Судия неправды. Кто такой Судия неправды, Который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился? Это Сам Бог . Он не боится и не стыдится никого. А почему «Судия неправды»? Потому что, если бы нас всех судить по правде, то все бы были осуждены, а Он нас всё время милует. Судит Он милостиво. Проявления зависти – Как в жизни людей чаще всего проявляется зависть? – Зависть порождает неприязнь. Человек, когда завидует, начинает искать изъяны в другом. Он не может прямо сказать, но чувствует, что что-то не так и пытается оправдать свое чувство. – То есть он не понимает, что завидует другому, и начинает его осуждать? – Большей частью да. Зависть потому черная, что пытается очернить других. Тогда ведь не так захочется иметь то, что есть у других. Помните, как в басне Ивана Андреевича Крылова лисица говорит о винограде, который не смогла достать: «Да зелен еще». – Если человек завидует, то он завидует многим или кому-то конкретно? – Так же, как в случае с добродетелью, если у человека есть любовь к одному, то на основании этого он и к другим старается проявлять те же чувства. К несчастью, страсть имеет такое же свойство: если он одному завидует, то он и другим завидует, ему кажется, что он один несчастлив, а вокруг все счастливые. Это начинает проявляться и в речи: «кругом одни негодяи», «понаехали тут», «кругом одни дураки»… Начинает с одного, а потом весь мир ненавидит. Я знаю конкретные примеры: человека сначала раздражал один человек, потом его стали раздражать другие, потом третьи, а далее – все и всё. Это свойство страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerian_Krech...

Что касается его педагогических приемов, то характерным в этом отношение является следующее сообщение. Сказывавшегося 3 недели больным ученика Селлий, по его собственным словам, «служительским хлебом и розгами в прежнее здоровье привел». А затем, за его речи, будто его Селлий неверно и плохо учит, он «укрепил ему получше ученые вещи плетьми, дабы он их не позабыл» 2557 . И Зертис-Каменский и Кременецкий вскоре приняли монашество, первый с именем Амвросия в 1738-м году 2558 , а второй, по представлению преосвященного Стефана и с разрешения Святейшего Синода и Кабинета, в 1740-м году с именем Гавриила 2559 . Монах Амвросий в марте 1740-го года подписывался уже иеродиаконом 2560 , а в 1741-м году и монах Гавриил был произведен во иеродиакона 2561 . В 1742-м году он был произведен во иеромонаха 2562 . Сообщение Богданова, будто в 1742-м году, по повелению Императрицы Елисаветы Петровны, иеромонах Гавриил назначен ректором Семинарии, а иеромонах Амвросий префектом 2563 , не верно: они оставались учителями 2564 . Иеромонахи Гавриил и Амвросий вели высшие курсы Школы, собственно Семинарию, а обучение элементарным началам грамотности лежало на другом лице. Сами Гавриил и Амвросий писали в 1740-м году: «семинаристы при нас с 1736-го года обучатися начали и ныне обучаются: одни – по-Русски читать и писать и петь, другие – Латинской и Греческой Грамматикам и переводам и Арифметике, третьи – Пиитики, Риторики, Географии, Истории и имеют потом поступить к некоторым началам Еврейского языка, також к Философии и Богословии, понеже тые наипаче диалекты и науки приличны духовному чину и удобнейший способ подают к достодолжному исполнению звания их» 2565 . Учителем Русской или Славено-Российской Школы при Семинарии был Федор Шелковников 2566 . К 1725-му году в Школе числился 81 воспитанник. Прибыло за год 10 школьников, в том числе 5 церковнических детей Копорского и Ямбургского уездов, внук Головачева – Гавриил Никитин, брат копииста Екимова, племянник слуги Заозерского, хлопец преосвяшенного Киевского Рафаила и крестьянский сын из Старорусского уезда. На монастырском содержании был 61 человек. Выбыло за год 15 человек 2567 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Попевочная техника лежит в основе всех видов знаменного пения, включая малый знаменный и столповой распевы. Эти два вида сформировались к XV веку, хотя и ранее знаменный распев не был однородным, а включал в себя несколько разновидностей. В основе малого знаменного распева и родственного ему пения «на подобен» старого знаменного распева, сохранявшегося почти неизменным с XI века, лежит силлабический принцип: одному слогу соответствует один звук. Таким способом распевались тексты, исполняемые на вседневном (будничном) богослужении 192 . Этот вид пения восходит к просодии – чтению священных текстов на одном или нескольких звуках. Мелодическая линия здесь полностью подчинена тексту. Столповой распев использовался для песнопений воскресного и праздничного богослужения. Своим наименованием этот распев обязан осмогласию: столпом называли полный круг восьми гласов Октоиха, повторяющийся каждые восемь недель 193 . В основе столпового распева лежит невматический принцип: одному слогу соответствует один знак (крюк), который может включать один, два, три или четыре звука. В столповом распеве с наибольшей полнотой раскрывается характерная для всей культуры знаменного пения попевочная (центонная) техника. В XVI-XVII веках в песнопениях знаменного распева появляются так называемые «аненайки» и «хабувы» – бессмысленные слоги, вставлявшиеся в текст песнопения для того, чтобы увеличить длину мелодии (как мы помним, аналогичное явление имело место в византийском калофоническом пении). Эти слоги («на», «не», «ни», «ха», «бу», «ва» и т.д.) иногда искажали весь текст песнопения до неузнаваемости и лишали его смысла 194 . Появление аненаек и хабув связано с общей тенденцией к развитию мелизматического пения в этот период. Мелизматический тип пения играет важную роль в творчестве выдающихся русских распевщиков второй половины XVI-XVII столетий. К их числу относится Варлаам Рогов, ставший в 1589 году митрополитом Ростовским и создавший целую школу распевщиков. Источники говорят о нем, что он был «муж благоговеин и мудр, зело пети был горазд, знаменному и троестрочному и демественному пению был роспевщик и творец» 195 . Среди других известных распевщиков – Маркелл Безбородый, Иван Шайдуров, Феодор Христианин (Крестьянин), Иван Нос, Стефан Голыш, Иван Лукошко, Фаддей Никитин 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Первые три года, когда я рукоположился, я везде ходил пешком, максимум ездил на велосипеде, а сейчас уже без машины священнику никак. И уполномоченных нет. А сколько же проблем от них было! Но ведь легкая жизнь опасна. Я однажды услышал от одного священника очень хорошие слова на этот счет. Раньше, говорит, были испытания трудностями, а теперь проверка комфортом. В этом смысле сложно сказать, когда духовенству легче. Тяжело сохранить веру, когда живешь в абсолютном комфорте. Христос никогда не жил удобно. И потом, есть еще очень серьезный момент, общечеловеческий. Одно из важных условий успеха священнической деятельности – это хорошая матушка. Обычно владыка Стефан (Никитин) 2 , который благословлял и меня на брак, всегда долго разговаривал с будущей матушкой. Уже потом я узнал, что владыка очень серьезно к этому относился, и если будущий батюшка, предположим, был на пятерку, а будущая матушка – на троечку, то никогда не рукополагал. А вот если матушка была на пятерку, а батюшка всего лишь на троечку, тогда благословлял на священство. Готовы ли сегодня все будущие матушки нести крест жены священника?.. Не знаю... – Отец Валериан, как вы думаете, насколько в современном мире священнику необходимо иметь какую-то работу, которая бы кормила его и его семью, чтобы матушка была спокойна? За границей у духовенства ведь есть такой опыт. – Все правильно, священник должен работать, в большинстве случаев это хорошее дело. Отец Сергий Мечев , например, совмещал служение с работой фельдшером в поликлинике. Он работал и служил. Мы забываем древнейший пример Антония Великого , который спросил: «Как спастись?» – и ангел, когда он молился, сказал: «Делай все то, что должен». Уметь что-то делать своими руками – это очень хорошо. Господь был плотником. Все апостолы знали какое-то ремесло: кто-то рыбачил, кто-то палатки делал, кто-то веревки мог плести. У русского народа есть пословица «век живи – век учись». Но не все знают, что она только вполовину звучит так. Ее изначальный посыл намного содержательней и серьезней: «Век живи – век учись тому, как следует жить». Не всему учиться нужно. А всю жизнь впитывать хорошее.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerian_Krech...

– Молодой человек, – спросил отец Нектарий, – вы читали про потоп? – Читал, – ответил Сергей Алексеевич. – Представьте себе, – продолжал старец, – ведь теперь совершенно необоснованно считают, что эпоха, пережитая родом человеческим в предпотопное время, была безотрадно дикой и невежественной. На самом деле культура тогда была весьма высокой. Люди многое что умели делать, предельно остроумное по замыслу и благолепное по виду. Только на это рукотворное достояние они тратили все силы тела и души. Все способности своей первобытной молодой еще природы они сосредоточили в одном лишь направлении – всемерном удовлетворении телесных нужд. Беда их в том, что они «стали плотью». Вот Господь и решил исправить эту их однобокость. Он через Ноя объявил о потопе, и Ной сто лет звал людей к исправлению, проповедовал покаяние пред лицем гнева Божия, а в доказательство своих слов строил ковчег. И что же вы думаете? Людям того времени, привыкшим к изящной форме своей цивилизации, было очень странно видеть, как выживший из ума старикашка сколачивает в век великолепной культуры какой-то несуразный ящик громадных размеров да еще проповедует от имени Бога о грядущем потопе. Смешно. Священник Сергий Никитин, впоследствии епископ Стефан Тут Сергей Алексеевич покраснел от стыда, понимая, что старец прочел его мысли о «старикашке». От изумления он даже забыл задать свой вопрос и уже не помнил о нем. Впрочем, беседа закончилась мирно: – Небось, устали с дороги, а я вам про потоп, – сказал батюшка и предложил Сергею Алексеевичу прилечь на диване. Усталый врач мгновенно уснул, а к концу ночи его разбудили: пора уезжать. Старец благословил Сергея Алексеевича в дорогу и, просияв по-детски чистой улыбкой, ответил на так и не заданный вопрос: «Врач-практик, врач-практик». Это было больше, чем ответ на вопрос, потому что специальность врача-практика облегчила пребывание владыки в заточении. В 1931 году его арестовали в группе маросеевских прихожан и приговорили к трем годам заключения. Из Бутырской тюрьмы врача Никитина привезли в лагерь на Северном Урале и там назначили лагерным фельдшером. Теперь доктор проводил медосмотры заключенных и при тяжелых заболеваниях рекомендовал назначить на легкие работы. Сергей Алексеевич старался облегчить участь заключенных, но в первые месяцы, рассказывала Елена Владимировна, ему пришлось нелегко. И здесь к рассказу Елены Владимировны добавлю фрагмент из воспоминаний покойного протоиерея Василия Евдокимова, дважды отбывавшего срок в лагерях.

http://pravoslavie.ru/78271.html

Относительно личности блаженной Матрёши пока не удается сделать окончательного заключения, так как в многочисленных рассказах духовных детей епископа Стефана, слышавших эту историю от него самого, присутствует некоторое расхождение в описании обстоятельств жизни Матрёши. В семье Правдолюбовых хранится предание, что помощь он получил от блаженной Матроны Анемнясевской. Оно основано на воспоминаниях Александры Анатольевны Правдолюбовой, в 1920-х годах знавшей владыку и работавшей вместе с ним в одном из медицинских учреждений. В любом случае, совершенно очевидно, что это была святая старица, которая за сотни километров услышав молитвенный призыв, реально помогла Сергею Алексеевичу Никитину избегнуть увеличения срока. Врач – тайный священнослужитель После освобождения из лагеря Сергей Алексеевич, не имея права проживать ближе, чем за сто километров от Москвы, устроился жить и работать врачом в городе Карабанове, недалеко от Александрова. А затем, довольно скоро, переехал в Струнино, тоже Александровского района Владимирской области. К этому периоду жизни будущего владыки относится его тесное общение с епископом Афанасием (Сахаровым). Здесь необходимо сказать о проблеме, которая также пока не находит разрешения – это датировка священнической хиротонии Сергея Алексеевича Никитина. По обстоятельствам советского времени, такие темы между собой не обсуждали, поэтому духовные чада владыки Стефана называют различные даты его тайного рукоположения. Самый ранний срок – это 1925-1927-е годы. Наиболее поздний – 1934 или 1935-й год. Достоверно известно то, что будущий владыка Стефан был тайно рукоположен епископом Афанасием (Сахаровым). И в этот, Карабановско-Струнинский, период, уже, без сомнения, был тайным священником. Владыка Василий (Златолинский), свидетельствует, что уже в лагере Сергей Алексеевич Никитин тайно служил, и хранит священные сосуды, на которых совершались эти литургии в заключении, а затем в Струнине и Карабанове. На тайных службах в Струнине приходилось бывать Ирине Сергеевне Мечёвой и матушке отца Глеба Каледы, Лидии Владимировне. Служил Сергей Алексеевич, отец Сергий, обычно по ночам, поскольку днём был занят на работе в больнице. Лидия Владимировна отмечает некоторую нервозность, сопровождавшую службы. Дело в том, что отец Сергий был единственным врачом на этом краю города, причём не только невропатологом, но и терапевтом. Поэтому обращавшиеся к нему за медицинской помощью соседи могли приходить и среди ночи.

http://pravoslavie.ru/37792.html

Только не подумайте, что я не хотела бы иметь зятя-священника. Очень хотела бы. Правда, не уверена пока, что моя дочь смогла бы стать хорошей матушкой. Впрочем, время подумать у нее еще есть. Священник Александр Ильяшенко: Благодать Божия помогает тем, кто хочет Господу служить, а служение матушки – очень высокое, крест очень тяжелых, духоносные священники говорят, что подвиг матушки подчас превосходит подвиг монашеский. Священник постоянно занят на приходе, в приходских делах, окружен людьми, которым уделает много времени, а на свою семью подчас не хватает времени и сил. Священник часто общается с молодежью. Кстати – одна из причин того, что к будущему священнику и его супруге ставятся такие высокие требования – чистоты до брака состоит именно в том, что элементарно можно начать ревновать супруга – священника, к его духовным чадам, прихожанкам храма. Чтобы не начать ревновать и переживать – нужен большой запас прочности, нужно быть совершенно уверенным в своем батюшке и батюшка должен выдерживать некий незлонамеренный прессинг. Здесь хочется вспомнить слова «утешительного попа» из книги Б.Ширяева «Неугасимая лампада»: «– Не смущал тебя бес? — Как не смущать? Смущал. Ты думаешь, поп — не человек? Все мы — люди, и всему людскому не чужды. Это и латинскими мудрецами доказано. Бесу же смущать человеков и по чину положено. Он свое выполнять обязан. Он меня — искушением, а я его — молитвою..» В семье священника с особой силой реализуется то, что муж и жена – едина плоть: те трудности, которые выпадают на долю священника разделяет и матушка, и она должна не чем–то заправлять и командовать, а проявить удивительный такт, тонкость, деликатность и активность, которая не бросается в глаза. Не только священник готовится к  служению, матушка тоже должна готовиться к ее служению, которое в чем–то может быть сложнее пути священника: она остается на вторых ролях, а батюшка – в центре всеобщего внимания и любви прихожан. Вспоминается замечательный подвижник, исповедник, страдавший за Христа в сталинских лагерях – епископ Стефан (Никитин) – из духовных чад о.Алексия Мечева. Он говорил что перед тем как рукополагать кого–то в священники, то обязательно приглашал для беседы кандидата в священники с его супругой: «когда приходил ставленник со своей матушкой, если кандидат был на троечку, а матушка на пятерку – я не сомневался, а если наоборот, то уже думал».

http://pravmir.ru/bez-matushki-net-i-bat...

Одним из главнейших деятелей при учреждении братства был протоиерей И. Я. Духовской, первый председатель совета. После его кончины в 1873 году его заместил протоиерей П. Ф. Менчиц, скончавшийся в 1882 году. Их портреты, как и портрет нынешнего председателя совета братства, генерала Лашкарева, помещены в приютской зале. С благодарностью братство вспоминает в обоих отчетах и деятельность других настоятелей Сергиевского собора – протопресвитера А. А. Желобовского и протоиерея Д. Л. Никитина. Из лиц, имеющих пред братством заслуги благодаря личной своей деятельности на его пользу, кроме уже упомянутых, следует отметить врачей: профессора П. Д. Шипулинского, Ю. Ю. Гюблера, А. А. Руссова, Порембского, Г. Ф. Мерша, В. П. Тумаркину, И. Г. Зильберберга, Г. И. Горского и особенно Н. А. Вильчковского. Безмездно преподавали в приюте закон Божий протоиереи А. А. Желобовский и Д. Л. Никитин, священники И. В. Морев, Н. М. Покровский и Ф. М. Ласкеев, кандидат богословия С. И. Вишняков. Лудильщик Поликарпов чинил и лудил посуду безмездно, в продолжение многих лет, водопроводчик Смуров исправлял водопровод, братья Туляковы, а потом Сорокина предоставляли призреваемым свою баню, Степанов присылал часто даром молоко, Гартман – белые хлебы, Марфин – дрова, мусорщик Захаров очищал приютский двор, гробовщик Н. А. Шумилов доставлял похоронные принадлежности. Многие жертвователи и жертвовательницы доставляли съестные припасы, одежду, обувь, лакомства. Членские взносы начались с суммы в 800 рублей, в 1872 году опустились до 584 рублей, но скоро прочно стали на сумме свыше 1,000 рублей, а в 1883 году поднимались даже до 1,726 рублей. За 1896 год членских взносов поступило 1.135 рублей. Кружечный сбор начался с 482 рублей и вырос в 1896 году до 1,705 рублей. В 1888 году он равнялся 2,329 рублям. В 1896 году он слагался из сбора в 12 кружек: в Сергиевском соборе (кружка и блюдо) – свыше 1,000 рублей, в церквах Космодамианской, Захарие-Елисаветинской и Всех Скорбящих Радости и в часовне при соборе – около 50 рублей в каждой, в церкви протопресвитера военного и морского духовенства – свыше 150 рублей; кружки при братском доме – снаружи и внутри, в магазине гробовщика Шумилова, в казначействе, в главном артиллерийском управлении – дали незначительные суммы и кружка в квартире казначея братства К. Н. Кладо дала 100 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Государевы певчие дьяки писали сами все нотные книги для церковного и домашнего употребления, на нотах безлинейных и линейных квадратных. Такой труд, на первый взгляд, очень естествен, но он может изумить каждого своей обширностью, своим искусством и своим постоянством. Певчий дьяк Иван Конюховский, около 1640 г., написал безлинейный двоестрочный обиход на 600 листах, с такой отчетливостью, что, несмотря на мелкий почерк, каждая нота и каждое слово текста очень ясны и доселе еще не утратили своей четкости 118 . Государевы певчие дьяки Феодор Журавль, Емельян Шушерин и Стефан Гордиовский занимались перепиской партесно-положенного пения на квадратных линейных нотах, и писали опять с такой ясностью и раздельностью, которые нисколько не уступают четкости печатных нотных книг. Само путешествие Государевых певчих дьяков не прерывало их занятий по переписке. В 1722 г. Государев певчий писал свою партицию ехав от Дербеня к Астрахани 119 . Только в важных случаях, когда переписка нот требовала особенной поспешности, хор Государевых певчих дьяков находил себе помощь в особенных писцах, состоявших при хоре. Переход от раздельноречия к истинноречию, совершившийся около половины XVII века, по своей важности, требовал усиленных занятий в исправлении старых нотных книг и в переписке их на новое истинноречие: потому что Соборное постановление требовало гласовное пение пети на речь. По этой причине в хоре Государевых певчих являются особые наречного пения мастера и писцы 120 . В 1678 г. наречного пения писцами были: Кирилл Никитин, Андрей Михайлов, Потап Максимов, а в 1701 г. Иван Матвеев и Степан Димитриев 121 . Новое истинноречие или просто пение на речь явилось первоначально на безлинейных столповых знаменах (нотах), без сомнения, потому что этот вид нот был очень известен и привычен Государевым певцам, наравне с прочими современными певчими. Но безлинейная система нотописания в то время значительно теряла свою силу от введения нот квадратных, писавшихся на линейных строчках. Быстрый переход от безлинейных нот к линейным немедленно потребовал новой переписки нотных истинноречных книг. Поэтому, при том же хоре Государевых певчих, в последней четверти XVII века, явились особые мастера строчного пения и письма. В 1676 г. строчного дела мастером был Прокопий Андреев 122 . IV. Судьба Государевых певчих в конце XVII и в начале XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

«Калужские просторы» – это, конечно, Оптина. Там было что-то еще, пишу сейчас по памяти, но смысл был один: призыв к до-священническому светлому и свободному другу. Посылая письмо, я мало на что рассчитывал: уже лежали между нами годы одиночества на разных путях. Кстати, сейчас вспомнил, как однажды С.Н., уже будучи священником, сказал мне как-то: «Сейчас время одинокое». И вот пришел ответ. Он писал примерно так: «Спасибо тебе. Я получил письмо, когда лежал едва живой в сердечном припадке, и я читал его в слезах». Тут же были выписаны строки Батюшкова: О память сердца, ты сильней Рассудка памяти печальной! Но переписка и общение дружбы между нами так и не восстановились. Говорят, что перед смертью он много плакал, что он чувствовал ее приближение и сказал своей жене: «Можешь хоронить меня или как священника, или как мирянина, мне все равно», как бы заявляя этим, что он не отрекался от священства, а только отошел от него. Передавали мне, что и епископ Стефан (Никитин) (см. о нем: ЖМП, 1963, с.26. – В.П.), знавший его лично, говорил, что он никогда и нигде не отрекался от Церкви и не снимал сана. Писать о нем мне трудно, потому что его болезни – мои еще больше, или как он мне сам написал в этом же письме: «На Страшном суде мы с тобой будем расплачиваться по одному векселю». Когда-то, кажется, в 20-х годах, он читал в Московском богословском институте «курс аскетики», а жил он тогда в келий башни Боголюбской часовни у Варварских ворот. Мне говорил один человек, опытно и до конца жизни прошедший аскетическим путем, что когда он в этот период пришел к нему, то увидел действительно монаха-мыслителя, несущего силу и тишину. Но «курс аскетики», т.е. учение о практике христианского пути, имеет одну особенность: если за него браться, то по этому курсу надо и идти, хоть спотыкаясь, всю долгую жизнь. Это не «Размышление о Фаусте», закончив которое можно испортить существование своим ближним или окунуться в иной вид слепоты и самодовольства. Вот почему чем ближе ко мне срок расплаты по векселю, тем мне все страшнее жить V Милому Андрею Дмитриевичу с благодарностью за тепло дружеской поддержки – самое нужное в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010