Годичное же время, протекшее от освящения деревянной церкви Воскресения до заложения каменного соборного храма (1 Сентября, 1658 года), было необходимо не для одной посылки Арсения Суханова в Иерусалим за моделью и планами, но еще более для приготовления материалов, потребных для столь громадной постройки: белого камня, кирпича, извести, леса, не говоря уже о созвании и распределении рабочих и мастеров разного рода. Вскоре по освящении храма Воскресения Господня в ново созданной обители (18 Октября, 1657 г.), Патриарх должен был расстаться с нею и уехать в Москву, куда требовали его дела его высокого звания, как Патриарха Московского и всея России. Управление ново созданною обителью было поручено одному из приближенных к Патриарху лиц, Игумену Стефану, который в жалованной грамоте к Воскресенскому монастырю на место в Москве для подворья, от 9 Октября, 1657 года, еще значится Игуменом, а в Январе 1658 года уже называется Архимандритом; из сего следует заключить, что он возведен в этот сан во время торжества освящения деревянной церкви Воскресения Христова, 18 Октября, 1657 года. Из Москвы Патриарх не переставал сноситься с монастырем посредством грамот, которых в монастырском архиве упоминается пять (уцелело же в копиях две): две относятся к 1657, и остальные три к 1658 году. Содержание их следующее: а) первая грамота к Архимандриту Стефану да к Наместнику старцу Зосиме с братьею, что посланы в Воскресенский монастырь крестьяне Анкудинко Карпов с товарищи, и что велено им жить за Воскресенским монастырем, 166 года, Ноября в 27 день (1657 года); б) вторая грамота к ним же, что куплено село Рожествено с деревнями, и крестьян, Анкудинку Карпова с товарищи, велено перевести в то село Рожествено и деревни, 166 года, Декабря в 18 день (1657 г.), за приписью Дьяка Ивана Калитина; в) третья грамота в Воскресенский монастырь к Архимандриту Стефану с братиею (1658 г.), что посланы в Воскресенский монастырь с детьми Боярскими 32 семьи Белорусцов с женами и детьми, и велено им жить в разных деревнях, и под тою грамотою тем Белорусцам именная роспись, Марта в 1 день, за приписью Дьяка Ивана Калитина; г) четвертая грамота к Архимандриту же Стефану с братией о вымененной вотчине в Рузском Уезде, селе Казанове, с деревнями и с пустошьми, пересмотря велено принять на лицо 166 (1658 г.), Апреля в пятый день, за приписью Дьяка Ивана Калитина; д) пятая грамота (того же 1658 года, без означения месяца и числа) Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, в Новый Иерусалим Живоносного Христова Воскресения, Архимандриту Стефану, да Наместнику Старцу Зосиме с братиею, по той грамоте велено быть в Воскресенском монастыре в портных мастерах Ипатке Вонифатьеву, и под тою грамотою подклеена его, Ипатова, отпускная грамота; за приписью Дьяка Ивана Калитина. Из сих грамот уцелели в списках лишь две, которые и приводятся в приложениях к сей главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Исправлено и в издании 1799 года напечатано: «Радуйся, пределы Росския без меча и без пролития крови разширивый». В новейших изданиях печатается: «Радуйся, пределы Российския проповедию Слова Божия разширивый». Напечатанный в 1799 году, акафист святителю и чудотворцу Стефану Пермскому не издавался до 60-х годов прошлого столетия (XIX. – Ред.) . В 1859 году от 17 ноября преосвященный Неофит, архиепископ Пермский и Верхотурский, вошел в Святейший Синод со следующим представлением: «Пермской губернии Осинского уезда г-н помещик Павел Дмитриевич Дягилев письмом ко мне изъяснил: «Весьма давно отпечатан в Москве акафист св. Стефану Велико-Пермскому с кратким жизнеописанием сего святителя, имеется в Пермской губернии, сколько известно, не более как в трех экземплярах, между тем как многие из благочестивых жителей сего края желают иметь оный, да и для молитвенного употребления вообще в храмах Божиих встречается в нем ощутительная надобность. Вследствие сего он, Дягилев, изъявил свое усердие принять на себя издержки на отпечатание вторым изданием книги «Служба с акафистом иже во святых отцу нашему Стефану, епископу Пермскому» по образу вновь отпечатанной третьим изданием в 1853 году «Службы преподобному Сергию, игумену Радонежскому». Пермского кафедральнаго собора протоиерей со старшей братией, со своей стороны изъясняя, что при сем образе в зимнем храме во имя святого Стефана Пермскаго имеется один только экземпляр службы святителю Стефану с акафистом с присовокуплением жития сего святого, отпечатанный в Москве 1799 года, и в Пермской епархии находится, как известно, еще того ж издания сей службы два экземпляра, один при Успенской церкви города Кунгура, другой – при Спасской церкви Нытвинского завода в Оханском уезде, признают необходимым отпечатание сей службы вторым изданием, потому что как в Пермском соборе, так и в других местах Пермской епархии много бывает желающих слышать молебное пение с акафистом святому Стефану, Пермскому чудотворцу, и иметь экземпляры сей книги для домашнего молитвенного употребления».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

И «господин Феодосий архимандрит» «приказывает»: «против требования о бытности в Ингерманландском полку священнику Иоанну дать указ» 296 . Иногда присылаемого архимандритом Феодосием к митрополиту Стефану кандидата для посвящения митрополит поручает посвятить другому иерарху, присутствовавшему в Петербурге 297 . По установившемуся порядку, в Петербурге ежегодно был особый архиерей, вызываемый на год из епархии, на чреду священно-служения. В 1720-м году был Воронежский митрополит Пахомий, в 1721-м году епископ Ростовский Георгий, в 1722-м году епископ Вологодский Павел, в 1723-м году епископ Устюжский Боголеп, в 1724-м году епископ Вятский Алексей, в 1725-м году епископ Белоградский Епифаний 298 . Архимандрит Феодосий дает указы об освящении церкви 299 , для которой антиминс был выдаваем преосвященным Аароном или митрополитом Стефаном. Для вотчин, принадлежавших Монастырю, также создан был такой порядок, что прошение о назначены члена причта или монастырского начальствующего было направляемо к архимандриту Феодосию, который о посвящении этого лица писал уже от себя тому или другому архиерею 300 . Точно также и при лишении сана архимандрит Феодосий направлял подлежащих лишению сана лиц к преосвященному Стефану. Характерна форма сношений в данном случае. Светская власть прислала в 1718-м году к архимандриту Феодосию «для обнажения диаконства» диакона, оказавшегося беглым крестьянином, обманно принявшим посвящение. Архимандрит Феодосий пишет «по указу Великого Государя» «преосвященному Стефану, митрополиту Рязанскому и Муромскому», то есть в форме указа. Изложив дело, заключает: «по тому Его Великого Государя указу оный дьякон для обнажения диаконства из Александро-Невского Монастыря послан к вам, преосвященному Стефану, митрополиту Рязанскому и Муромскому, из Монастырской Канцелярии с подьячим Семеном Федоровым. И по указу Великого Государя преосвященному Стефану, митрополиту Рязанскому и Муромскому, о обнажении оного диакона от диаконства и по обнажении о присылке его в Невский Монастырь для отсылки во Адмиралтейство учинить по Его Великого Государя указу».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

ж) Дело Василида, епископа леонского в Испаши и апелляция его к Стефану Римскому показывают, что: паствы леонская и астурийская, лишив епископства Василида и астурийского епископа Мартиала, не хотят принять их епископами после того, как Стефан Римский возвратил одному из них сан епископский; жалуются Киприану прямо на самозванцев епископов, и косвенно – на Стефана; Киприан с африканским собором выслушивает эту жалобу и одобряет решение испанцев, противное решению Стефана, – дает мысль, что в правое дело независимых церквей Стефану и мешаться не следовало, – что испанцам не только не следовало покориться решению Стефана, но следовало даже винить его за неосторожное вмешательство 1179 . з) Сношение Киприана Карфагенского со Стефаном Римским, по делу Маркиана, епископа арелятского в Галлии, приставшего к Новатианову расколу, показывает, что Фавстин епископ лионский об этом деле пишет к Стефану так же, как и к Киприану; помочь этому делу Киприан считает своей обязанностью так же, как и долгом Стефана; принять особенное участие в этом деле Киприан просит Стефана потому, что они, как преемники Корнилия и Люция римских, главных деятелей в осуждении раскола Новатианова, обязан был в деле Маркиана, Новатианова последователя, принять участия больше всех, чтобы поддержать честь своих предместников и своей кафедры 1180 . и) Сношения церквей как западных, так и восточных, со Стефаном Римским, по спорному вопросу о крещении еретиков, показывают, что, когда первоначально возник в Церкви вопрос о том, должно или не должно перекрещивать еретиков, обращающихся к Церкви, и римский епископ Стефан, следуя давнему обычаю римской церкви, решил вопрос отрицательно, – Киприан Карфагенский , напротив, следуя решению одного из своих предместников – Агриппина, на карфагенском соборе решил вопрос положительно, считая это решение «благочестивым и законным и спасительным и согласным с верою и Церковью кафолической», а о Стефане, вследствие его решения, выражаясь, что он не содержит истинного и неизменного кафолического правила, не есть со Христом, – что Стефан не должен угрожать другим из-за своего обычая, но убеждать разумом, – не должен дерзко приписывать себе что-либо или усвоять самоуправно и говорить, что ему – Стефану принадлежит первенство и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

В Римской церкви, державшейся обычая принимать еретиков и раскольников без крещения, по-видимому, не могло быть никаких недоумений относительно способа принятия в Церковь новациан. Но потому ли, что сами новациане перекрещивали православных, или потому, что многие из африканских епископов считали необходимым принимать новациан через крещение, среди римских христиан также появились люди, сомневавшиеся в правильности римской практики, в силу которой еретики и раскольники принимались в общение с Церковью без нового крещения. По крайней мере, мы имеем некоторое основание думать, что от этих сомнений не свободны были даже некоторые из членов римского клира, не исключая, может быть, и самого Стефана, который впоследствии в сане епископа без всяких колебаний защищал римскую практику и решительно требовал ее принятия от малоазийских и африканских Церквей. До нашего времени сохранился небольшой, но весьма важный по своему содержанию отрывок письма св. Дионисия Александрийского «к Дионисию и Стефану, предстоятелям Римской церкви». 583 Судя по содержанию этого отрывка, св. Дионисий в своем письме к Дионисию и Стефану доказывал мысль, что те из еретиков, которые не погрешают в учении о Св. Троице, должны быть принимаемы без нового крещения, над остальными же должно быть совершаемо крещение. Так как это послание назначалось не одному Стефану, а «Дионисию и Стефану, предстоятелям Римской церкви», то можно думать, что оно написано было в то время, когда и Дионисий, и Стефан вместе управляли Римской церковью, первый в сане пресвитера, а второй – в сане архидиакона. 584 Это могло случиться в то время, когда Римские епископы Корнилий и Луций находились в ссылке. Может быть, в это именно время Дионисий и Стефан обратились к св. Дионисию Александрийскому с просьбой высказать свое мнение о способе принятия в Церковь еретиков и раскольников и получили от него в ответ упомянутое послание. Неизвестно, какое впечатление произвело это послание на Стефана, но не подлежит сомнению, что, сделавшись Римским епископом, Стефан, может быть не столько по искреннему убеждению, сколько из желания унизить Киприана, 585 стал настойчиво требовать от всех Церквей принятия римской практики с угрозой прекратить общение с теми Церквами, которые не захотели бы подчиниться его требованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Когда Стефан, со своей стороны, основываясь на древнем обычае римской церкви и своем первенстве, настойчиво потребовал себе повиновения от южных, равно как и от восточных церквей, – потребовал, чтобы они держались правила, принятого в Риме – еретиков не перекрещивать 742 ; потребовал с угрозой отлучения в случае сопротивления 743 : тогда Киприан составляет второй собор в Карфагене из епископов Африки и Нумидии, в числе 71 744 и, вопреки грозному велению Стефана, постановляет, что «крещение есть едино, в Церкви кафолической учрежденное, и что потому, еретики у них не перекрещиваются, но крещаются» 745 . Свой взгляд на этот вопрос, после второго собора, Киприан обстоятельно раскрывает в двух посланиях, соборном к римскому епископу Стефану 746 , и частном к Юбаиану 747 . Содержание последнего послания раскрыто выше 748 ; а в послании к Стефану, Киприан от лица собора, прямо вопреки мнению Стефана, пишет между прочим: «то крещение, которое употребляют еретики, не есть крещение, и никто из тех, которые враждуют со Христом, благодатью пользоваться не может». Имея, однако же, в виду настойчивость Стефана и его угрозу, Киприан в заключение послания говорит: «довели мы это до сведения твоего, любезный брат и по взаимному почтению, и по искренней любви, в уверенности, что тебе, по неложности твоего благочестия и веры, угодно то, что равно и благочестиво и истинно. Мы знаем, конечно, что некоторые, однажды всосав в себя что-либо, не хотят оставить и намерение свое переменить легко; но при неразрывных узах мира и согласия между сослужителями удерживают нечто собственное, что однажды вошло в неправое употребление. В этом случае и мы не делаем кому-либо насилия и не предписываем закона: так-как в управлении церковном всякий предстоятель имеет свободное произволение своей воли (suae voluntatis liberum arbitrium), имея отдать отчет в своем поведении Господу». С этим посланием, равно как с копиями посланий, соборного к пастырям нумидийским 749 и частного Киприанова к Квинту 750 , два посла епископа, от лица южных церквей, отправились в Рим к Стефану 751 . Своими поступками и речами епископы африканские дали ясно понять Стефану, что он не должен делать им насилие или предписывать закон, как «и они не делают и не предписывают ему», что «всякий предстоятель имеет в церковном управлении свободное произволение, имея дать отчет Господу», – тем более – целый собор предстоятелей отдельной великой церкви. Однако же, Стефан послов не принял; отказал им «не только в мире и общении, но и в крове и гостеприимстве» 752 ; в посланий к африканской церкви объявил: «итак, если кто приходит к нам от какой бы то ни было ереси; да не вводится ничего нового сверх того, что предано, да возлагается на него (приходящего) рука в покаяние " 753 ; и, провозгласив Киприана лжехристом, лжеапостолом, злым делателем, предателем единства и извратителем истины, прервал с ним и со всей африканской церковью общение, точно так же как с Фирмилианом и церквами восточными 754 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

334 См., например, акафисты: «Достойно есть» (ик. 6), Толгской иконе (конд. 2–4, ик. 4, 8–11), Феодоровской иконе (ик. 6), Грузинской иконе (конд. 4, ик. 5), иконе «Знамение» (конд. и ик. 5), Казанской иконе (ик. 3), Почаевской иконе (ик. 4, 6), «Троеручице» (ик. 7). 335 Примеры заимствованы из отзывов о неодобренных акафистах Лаврентию Калужскому, Стефану Сурожскому, иконам Божией Матери Любечской, Донской, Черниговской, об акафисте заупокойном, акафистах Иоанну Златоусту , Симеону Столпнику, Василию Блаженному, Кресту и Ризе Господней и др. 336 Из отзывов о неодобренных акафистах всем святым, Стефану Сурожскому, Михаилу и Феодору Черниговским, Палладию, Трифону Вятскому, Петру, Алексию и Ионе, Филиппу, иконам «Взыскание погибших», Одигитрии Смоленской, Кресту и др. 337 Если об известном Божием угоднике, например св. Лаврентии юродивом, или о чудотворной иконе фактического материала недостаточно, чтобы создать обычный акафист с 13-ю кондаками и 12-ю икосами, нам думается, возможна была бы форма уменьшенного акафиста – малый акафист, заключающий в себе 6 икосов и 7 кондаков, при 6-ти и даже 4-х возглашениях, кроме заключительного припева. Не решаем вопроса, возможно ли чтение подобного акафиста при богослужении, но для домашнего, келейного чтения употребление такой литературной формы, думаем, допустимо. 338 Из отзывов о неодобренных акафистах всем святым, Иоанну Предтече, Феодосию Углицкому, Благовещению, Феодору Стратилату и др. 339 Из отзывов о неодобренных акафистах Стефану Сурожскому, Святому Причащению, Абалацкой иконе Божией Матери, Андрею Критскому , Феодору Стратилату, Параскеве, Симеону Столпнику, Стефану Сурожскому, Михаилу Архангелу, Феодосию Углицкому, иконе «Знамение», Симеону Столпнику, иконе «Блаженное Чрево», Анастасии Римлянине. Читать далее Источник: Православные русские акафисты. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 656 с. – (Серия «Литургическая библиотека»). ISBN 978–5–88017–345–7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Игумен Феоктист в письме к Стефану Вонифатьевичу говорит, что «братия» страдает теперь «не от врага, по Бозе от отца и от любезного нам древле зело, ныне же, грех ради наших, жестока бывша к нам и горка зело дотолика, яко и смерть у когождо пас пред очима» 1479 . Сделавшись новогородским митрополитом, Никон деятельно и энергично осуществлял в своей епархии идеи ревнителей и поддерживал с ними, особенно со Стефаном, прежния близкия дружеския отношения. Так, отправляясь на Соловки за мощами св. митрополита Филиппа, Никон поднес е дар Стефану дорогую шапку для церковного служения 1480 . В росписи книг и писем, взятых при обыске у игумена Феоктиста в Вятке, между прочим значится: «оуписка преосвященного Никона митрополита новгородского к духовнику Стефану Нифантьевичу, ево руки, на трех столбцах», из чего можно заключить, что Никон, сделавшись новгородским митрополитом, находился в переписке с Стефаном 1481 . Даже по возвращении —179— своем из Соловецкого монастыря, когда Никон уже хорошо знал, что царь предназначил его в патриархи, он поспешил явиться, по свидетельству Аввакума, к Стефану и другим ревнителям с поклоном и ласками, будто бы в тех видах, чтобы снова подтвердить свою полную солидарность с кружком ревнителей и не встретить с их стороны какой либо помехи в достижении им патриаршества. Несомненно, что кружек ревнителей благочестия, выставляя Никона кандидатом в патриархи, видел в нем не только своего личного друга, но и человека, казалось ему, вполне разделявшего все взгляды и убеждения ревнителей. Неронов говорил впоследствии Никону патриарху : «святитель, иноземцев ты законоположение хвалишь и обычаи тех приемлешь, благоверны и благочестнии тех родители нарицаешь, а прежде сего у тебя же слыхали, что многажды ты говаривал: гречане де и малые Росии потеряли веру и крепости и добрых нравов нет у них, покой де и честь тех прельстила, и своим де нравом работают, а постоянства в них не объявилося и благочестия ни мало» 1482 . Из этих слов Неронова очевидно, что ревнители видели в Никоне, до его патриаршества, человека их убеждений и воззрений, и потому не.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стефана и перенес в Сионскую церковь в Иерусалиме (15 сент.); а затем (в 428 г.) мощи св. первомученика были перенесены в Константинополь и установлено было в память этого события празднование св. Стефану 2-го августа. Едва ли в честь какого св. апостола из 70-и было составлено отцами церкви столько похвальных слов, бесед, как именно в честь первомученика и архидиакона Стефана… Св. Златоуст , Григорий Нисский , Евсевий Емесский, Астерий и др. писали и произносили в храмах похвалы и слова в честь св. первомученика Стефана. Празднование св. Стефану в правосл. церкви совершается 27 декабря (в воспоминание его кончины), 15 сентября (обретение его мощей), 2 августа (перенесение оных из Иерусалима в Константинополь) и 4 января в соборе 70 апостолов. В западной церкви память его совершается 26 декабря. Впрочем установление праздника св. Стефану во 2-й день Рождества Христова принадлежит восточной церкви. Св. Григорий Нисский в своем похвальном слове св. Стефану говорит: «мы, один праздник совершаем вслед за другим. Вчера Владыка Мира призывал нас на свой пир, а сегодня последователь Господа – Стефан. Вчера Христос облекся в человеческую плоть ради нас людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа». Составитель Апостольских Постановлений говорит о празднике в честь св. Стефана (VIII кн.). Святой апостол Филипп Св. Филипп Диакон был родом из Кесарии Палестинской, которая находилась на восточном берегу Средиземного моря между Антипатридою и Дорою в 30 милях от Иопии (прот. П. Солярский , Библ. Словарь 2 т., 404), где у него был собственный дом ( Дeяh. XXI, 4 ). Филипп был не природный еврей, а эллинист и, вероятно, принадлежал к числу последователей Иисуса Христа, при Его жизни, что можно заключить из того, что апостолы избрали его в число Диаконов – первым после знаменитого Стефана, исполненного веры и Духа Святого ( Дeяh. VI, 5 ). Во время великого гонения на церковь после убиения Стефана, Филипп оставил Иерусалим и пришел в город Самарийский (вероятно Сихарь, см. Uh. V, 5 ) и проповедовал Христа жителям оного (города).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

От юности, мудре, яже паче смысла вожделел еси мужески,/мирский мятеж оставил еси/и был еси Божественнаго ради жительства Троицы жилище/и просветил еси верою приступающия тебе.//Тем зовем: радуйся, Павле пребогате. святителю Стефану исповеднику, архиепископу Сурожскому Тропарь святителю Стефану исповеднику, архиепископу Сурожскому, глас 4 Яко святитель со безплотными единожитель быв,/священномучениче Стефане,/восприем бо Крест, яко оружие,/и став крепко сопротив иконоукорителя и духоборцев,/не покланяющихся Пречистому Образу Христа Бога нашего,/и отсекл еси всяку ересь лукавых./Того ради прием мучения венец,/избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни./И ныне молим тя, святе,/да избавиши нас от всяких злых искушений, и бед,//и вечныя муки. Кондак святителю Стефану исповеднику, архиепископу Сурожскому, глас 3 Вышняго силою, священне, укрепився,/царева низложил еси иконоборная шатания./Днесь Сурожу и нам верным предлежат/слава и богатство, святыя твоя мощи,/ихже свыше дароносят ангельстии чинове,/песньми и пением славословят тя,//великий священный Стефане. Молитва святителю Стефану исповеднику, архиепископу Сурожскому О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю отче Стефане, услыши нас, с верою и любовию призывающих тя. Поминай нас у Престола Вседержителева и не престай молитися за нас. Испроси предстательством твоим у всемилостивейшаго Спаса нашего: мир Церкви Его, пастырем Божиим ревность и силу, православней стране нашей мир и спасение. Умоли Небеснаго Отца всем подати коемуждо благопотребен дар: веру истинную, надежду твердую, любовь неоскудную, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и губительства избавление, от нашествия иноплеменников сохранение, юным благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и укрепление, болящим исцеление, сирым и вдовицам милость и заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас во уповании нашем, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести благое иго Христово во благодушии и терпении и всех нас управи в мире и покаянии непостыдно живот свой скончати и Царствия Божия наследницы быти, идеже ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми святыми, выну хваля Бога в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Собору Крымских святых

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-12-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010