Г. занимался и серб. историограф и агиограф архиеп. Даниил II (1324-1337). Ему атрибутируют на основании стилистического анализа службы, посвященные его предшественникам по кафедре - св. архиепископам Арсению и Евстафию (О (II) 1970. С. 292-296). Взлет серб. державы в правление Стефана Душана (1331-1356) и последовавший за этим ее упадок не способствовали развитию Г. (как и лит-ры в целом, за исключением переводов), только в посл. четв. XIV в. возникли новые гимнографические произведения. Крупнейшим гимнографом эпохи был патриарх Ефрем (см. выше). В 1380 г. инок мон-ря Баньска (впосл. патриарх Даниил III) написал службу в честь основателя обители кор. Стефана Уроша II Милутина, в к-рой прославил вместе с ним его мать Елену Анжуйскую и брата Драгутина (О (II) 1970. С. 297-299). Сразу после трагической гибели в битве на Косовом поле св. кн. Лазаря (1389) анонимные авторы написали тропарь и 2 цикла стихир в его честь (Там же. С. 300-302), а нек-рое время спустя (ок. 1402) в его «задужбине», мон-ре Раваница, была составлена и полная служба, в к-рой мученик воспевается как духовный победитель (Там же. С. 303-305). Каноны 8 гласов святым Симеону и Савве Сербским иером. Феодосия. Богородичник. Сер. XVI в. (Chil. 227. Fol. 166) Каноны 8 гласов святым Симеону и Савве Сербским иером. Феодосия. Богородичник. Сер. XVI в. (Chil. 227. Fol. 166) В 1-й трети XV в. в державе деспота Стефана Лазаревича трудились ряд талантливых гимнографов. Мон. (впосл. епископ) Марк († после 1412), ученик патриарха Ефрема, создал службы своему учителю и архиеп. Никодиму (Там же. С. 306-312). Службой кор. мч. Стефану Дечанскому, написанной Григорием Цамблаком, отчасти воспользовался его безымянный современник, чтобы создать канон молебный тому же святому (Там же. С. 318-322). Инок Никодим, к-рого предположительно отождествляют с основателем мон-ря Тисмана в Валахии, написал новую службу (с проложным Житием и акростихом) Ахиллию, еп. Ларисскому, на рубеже Х и XI вв. особо чтимому в Охриде и в Сербии, и прославил архиерея как священномученика и борца с ересями ( Иванова. (II) 1999; Иванова. (I) 2002). В это время создавались и новые серб. редакции служб греч. св. женам, чтимым в Болгарии, прп. Параскеве (Петке) и царице Феофании, чьи мощи после тур. завоевания этой страны были перенесены в Белград ( Иванова. (I) 1988/1989).

http://pravenc.ru/text/165013.html

47) Цароставник у Гильфердинга в Зап. геогр. общ. XIII, 228. После Цамблака, житие ц. Уроша: " оболгания, и наветы творяху кралю Стефану (Душану) на родителя его, - и многа зла подьять от сына своего… Пристанище сего блаженнаго бяше непостоянное, овогда в граде Петричу, а овогда в Звенчану, идеже и конец жития его прият " . Согласно с тем говорят о смерти серб. летоп. в Гласнике 1, 165; V, 64. 65; Х, 267. XI, 147. Душан в последствии к паломнику пишет: " диавол шед развея лукаваа словеса – посред людей отечества нашего: скорна сотворише о мне родителя моего и тако наустише его на мя, яко весьма да не будеть имене моего, ни живота " . Бояры Дечанского готовы были покуситься и на свободу и на жизнь Душана; это вероятно. - Но Душан не договорил всей правды; не сказал, что говорили ему зетские бояры его. Потом, если бы Дечанский послушался своих бояр, конечно не застали бы его не готовым к защите. 48) О годе смерти надпись в Дечанской обители: " доспеше совсем церковь в л. 6843 (1335), единым летом пред смертию своею " . Раича II, 581. 596. То же Цароставник у Раича II, 706. 724. Летопись: " в л. 6844 (1336) престави се краль Стефан, удави бо сын его в граду Звенчану " . Гласник 1, 165. Против этого показания воюют (Гласник VII, 98-103), но безуспешно; показания крапивникской летописи неточны и в других случаях. У Цамблака не показан день мученической смерти св. краля; только житие поставлено под 11 ноября (Гласник XI, 38. 43. 80). В хиландарском типике " ноебра 3 престави се Урошь краль третий " (Миклошича Monum. р. 115). При таких показаниях надобно положить, что страдальческая смерть в Звенчане последовала 3 ноября, а нояб. 11 св. тело погребено было в Дечанской обители. 49) В грамате Дечанского 1330 г. Породимле; в грамате Душана - Неродимле. таинственный муж являлся с грозным приказанием не одному экклесиарху, но и самому игумену. Игумен донес архипастырю. Собор духовных лиц, совершив моление в Дечанской обители, открыл гроб и от нетленного тела распространилось благоухание во храме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

58 . Минеи Служебные полный круг напеч. в Москве, в лист. В коже. Месяцы Сентябрь, Октябрь и Ноябрь в 1689 году, Декабрь и Генварь в 1691 г., Февраль в 1690 г., Март, Апрель, Май, Июнь, Июль и Август в 1691 году. 59 . Минеи Служебные полный круг, напеч. в Москве, в лист. В коже, Месяцы: Сентябрь в 1692 г., Октябрь и Ноябрь в 1689 г., Декабрь в 1691. г., Генварь в 1693 г., Февраль в 1690 г., Март, Апрель, Май, Июнь, Июль и Август в 1691 году. 60 . Минеи Служебные за полугодие, напеч. в лист. В коже. Месяцы: Февраль в 1690 г., Март, Апрель, Май, Июнь, Июль в 1693 году. 61 . Праздничная Минея, т. е., службы праздникам Господским, Богородичным и нарочитым Святым с «обличием образа их» (литографические изображения некоторых). Напечатана Иеродиаконом Моисеем в типографии Божидара Вуковича, в Венеции, 1538 года, в лист, в 2 столбца, 434 листа. На внутренней стороне задней дски переплета надпись: «Сию книгу, глаголемую Сборник (Соборник) мне грешному Митрополита и Диакона Дамаскина в лето 7158 (1650) г., месяца Августа 16 дня в Святей Горе» (дали). Из Сербских Святых здесь службы: 1.Ноября 11 Св. Великомученику Царю Стефану Сербскому (Дечанскому); 2.Генваря 14 Св. Отцу Савве Архиепископу Сербскому; 3.Февраля 13 Св. Симеону Сербскому учителю. В конце помещена Пасхалия Кирилла Философа, с солнечным и луновым кругом. Переплет кожаный. 62 . Трефолой, напеч. в Москве, в 1638 году, в лист, в двух книгах; в первой книге месяцы: Декабрь, Генварь и Февраль, во второй Март, Апрель и Май. Листов в первой книге 731 л., во второй 413; переп. в коже, с подписью Святейшего Патриарха Никона . 63 . Минея Общая с Праздничной, напеч. в Москве в 1681 году, в лист, 732 листа. В коже. 64 . Минея Общая с Праздничной, напеч. в Москве в 1685 году, в лист, 764 листа. В коже. 65 . Триодь Постная. Без выхода, напеч. в одной из Южных Славяно-Сербских типографий начала XVI века, в лист, 715 листов. С подписью по листам, относящейся к 1562 году «Лета 7070 (1562) дал книгу сию в дом чудному Богоявлению старец Севастьян, Митрополич ключник». Далее следует подпись Патриарха Никона 1661 г. Переплет кожаный.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Дечанский вопрос//Славянские известия. 1912. 7. С. 89-91; Лeohmuje архим. Чудеса св. Стефана, Дечанског. Сремски Карловци, 1929; Мано-Зиси Дечани. Београд, 1934; В. , Манастир Дечани. Београд, 1941. 1; Шакота М. Дечани. Београд, 1960; она же. Дечанска ризница. Београд, 1984; она же. Манастир Високи Дечани. Београд, 19872; Р. Вита Которанин, неимар Дечана. Београд, 1962; П. Дечани. Београд, 1963; П. , М. Дечанска Нови Сад, 1976; Пагануцци П. Н. Высоко-Дечанская лавра на Косовом поле. Джорд., 1976; Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. София, 1983; Д. Т. Дечанско Београд, 1989; Дечани и buзahmujcka уметност сред. XIV в.: науч. скуп поводом 650 година ман-ра Дечани, септ. 1985/Ред. В. J. Београд, 1989; М. , Р. Рукописне ман-ра Високи Дечани: Водени знаци и Београд, 1995. 2; Зидно сликарство ман-ра Дечана: и cmyдuje/Ред. В. J. Београд, 1995; J. Он добролепи подиже храм боголепи: Ко je био Вита Которанин, неимар Дечана и ко су били приморски мajcmopu-kaмehapu//Српско Београд, 1998. Бр. 10; Panteli B. The Architecture of Deani and the Role of Archb. Danilo II. Wiesbaden, 2002; М. Прва ман-ра Дечана. Београд, 2004; Б. , М. Манастир Дечани. Београд, 2005; Косово: Православное наследие и совр. катастрофа. М., 2007. С. 100-139, 270-271. Б. Тодич, О. А. Кузеванов, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви БИСТРИЦА ПРИЗРЕНСКАЯ ущелье, где наход. муж. мон-рь во имя св. Архангелов Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ГРАЧАНИЦА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЕВИЧ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ЗОЧИШТЕ муж. мон-рь во имя мучеников Космы и Дамиана Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви МИЛЕШЕВА (Милешево), муж. мон-рь в честь Вознесения Господня Милешевской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/171794.html

Осмех на дар деци од Memoxuje до Книна Оливера Дарови ,,Осмех на дар“ изазвали преко осмеха широм а нарочито на Косову и Прва студенстска хуманитарна ,, Осмех на дар“ и ове, ко и година, организовала за сиромашну децу, децу без болесну децу широм а део отишао на Косово и Хуманитарна ,,Осмех на дар“ спроведена на Универзитетима у Београду, Новом Саду, Нишу у са Волонтерским центром, Факултетима и две школе у и другим местима где су студенти прилоге и слаткише од су припремани за децу из Новог Сада, ( колективни центар у Рачи), и Косова и Одржане су хуманитарне журке у Нишу, и Новом Саду. Врхунац била хуманитарна журка одржана 27. децембра у клубу ,, Република „ у Београду, на су присуствовале познате личности из света музике, спорта, филма и помогле прилозима, Иван Бранислав Виктор група Зана, Милорад учесници Првог гласа и многи други. 230 стигло из код и околних места , а 330 из Вуковара и Борова. Из тих стигли су и са гардеродбом. Активисти ,, Осмех на дар“ су у оквиру посетили многе установе и упознавали их са и за узврат конкретну у новцу или наставним средствима за школе на Косову и и деловима    У првим данима активисти Осмех на дар“, су посетили и где 400 а у данима пред Српску Нову годину упутили су се пут Косова и како би 570 обрадовало децу у изолованим српским срединама. Са 30-оро активиста кренуло и четворо младих хуманитараца из и Вуковара. шест година они у местима али су се по први пут упутили на Косово и да лично поделе радост са децом добити. Првог дана посете Осмеховци“, како су их деца назвала, посетили су Суво Грло, Црколез, Клину, Клинавац и даривали деци лопте , школи у географске карте, дружили се и фотографисали са малишанима, велики оних у своме месту осим брата или сестре друштво за игру. Касно поподне, после кратког предаха и моштима Светога у Дечанима, ови млади су поделили малишанима у Ораховцу и Хочи. ОШ,, Светозар у Хочи уручен за видео бим, дар Драгише и пар другара из Новог Сада, а у Ораховцу наслова за школску библиотеку и лопте за рукомет и Пар активиста посетило Живана су недавно помогли у новца за на ногама. У дому у Хочи уз вечеру, црно дечанско вино и погачу, традиционално за трпезом.

http://srpska.pravoslavie.ru/58949.html

Яко звезду превелию, Церковь, имущи днесь Богоглаголиваго Симеона,/световодится, зовущи://радуйся, мучеников честный венче. преподобному Стефану, игумену Печерскому, епископу Владимиро-Волынскому Тропарь преподобному Стефану, игумену Печерскому, епископу Владимиро-Волынскому, глас 8 Учению повинуяся Богоноснаго Феодосия,/поставлен бысть от него вождь быти святому его стаду,/еже добре пасый,/церковь Богородицы, волею Тоя основанную чудне,/совершил еси благолепно,/приснопамятне Стефане,//в нейже нам, молящимся, испроси от Христа Бога велию милость. Ин тропарь преподобному Стефану, игумену Печерскому, епископу Владимиро-Волынскому, глас 2 Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик/и истинный жития его подражатель,/первый по нем бремя настоятельства понесый,/темже и мощей его честных самовидец быти сподобился еси,/яже с прочими святолепно принес,/наследил еси с темже Царство Небесное,/Еже получити и нам, чтущим тя, Стефане,//Господеви молися. Ин тропарь преподобному Стефану, игумену Печерскому, епископу Владимиро-Волынскому, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/Волынския паствы светильниче,/архиереев Богодухновенное удобрение,/Стефане премудре,/ученьми своими вся просветил еси, цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобному Стефану, игумену Печерскому, епископу Владимиро-Волынскому, глас 6 Завидя враг честному ти житию,/изринул тя бяше злокознством своим от начальства паствы,/но ты, изгнан быв,/и на ином месте церковь Богородицы воздвигл еси,/за что и Та саном почте тя архиерейства,/в нейже ты добре упас врученная ти овцы,/прейде во веселии ко Христу, Стефане,//Емуже молися о нас, рабех твоих. Ин кондак преподобному Стефану, игумену Печерскому, епископу Владимиро-Волынскому, глас 4 Стефан, исполнь веры и благочестия,/совершитель Богом основанныя церкве Печерския,/днесь, яко великое светило, всем возсия,/Христово стадо богоугодно упас/в неусыпных стражех нощных./Егоже чтуще, приносим песнь/единому Тебе, Христу, всех Владыце,/моляще помиловати нас//того благоприятными молитвами. Ин кондак преподобному Стефану, игумену Печерскому, епископу Владимиро-Волынскому, глас 1

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Никон принадлежал к кружку ревнителей благочестия, был одним из самых видных и деятельных его членов, находился как к Стефану, так и к другим ревнителям, в близких дружественных отношениях. Впоследствии Неронов говорил Никону, уже патриарху: «прежде сего совет имел ты с протопопом Стефаном, и которые советники и любимы были, и на дом ты к протопопу Стефану часто приезжал и любезно о всяком добром деле беседовал, когда ты был в игумнах, и в архимандритех, и в митрополитех. А которые боголюбцы посланы государем блаженные памяти ко Иосифу патриарху, чтоб ему поставити, по его государеву совету, оных в митрополиты, и во архиепископы и епископы, иных в архимандриты, и игумены и протопопы, а ты с государем духовником протопопом Стефаном тогда был в советех и не прекословил нигде, а на поставлении их не говорил: неаксиос, сиречь недостоин. Тогда у тебя вси непорочнии были, а ныне у тебя те же люди недостойнии стали… Доселе ты друг наш был – на нас востал». В письме к царице из Спасокаменного монастыря Неронов жалуется, что он и братия страдают теперь «но древле от любимого нами по Бозе, ныне же честь вземша и переменишася». Игумен Феоктист в письме к Стефану Вонифатьевичу говорит, что «братия» страдает теперь «не от врага, по Бозе от отца и от любезного нам древле зело, ныне же, грех ради наших, жестока бывша к нам и горька зело дотолика, яко и смерть у когождо нас пред очима» 65 . Сделавшись новгородским митрополитом, Никон деятельно и энергично осуществлял в своей епархии идеи ревнителей и поддерживал с ними, особенно со Стефаном, прежние близкие дружеские отношения. Так, отправляясь на Соловки за мощами св. митрополита Филиппа, Никон поднес в дар Стефану дорогую шапку для церковного служения 66 . В росписи книг и писем, взятых при обыске у игумена Феоктиста в Вятке, между прочим значится: «отписка преосвященного Никона митрополита новгородского к духовнику Стефану Нифантьевичу, ево руки, на трех столбцах», из чего можно заключить, что Никон, сделавшись новгородским митрополитом, находился в переписке с Стефаном 67 . Даже по возвращении своем из Соловецкого монастыря, когда Никон уже хорошо знал, что царь предназначил его в патриархи, он поспешил явиться, по свидетельству Аввакума, к Стефану и другим ревнителям с поклоном и ласками, будто бы в тех видах, чтобы снова подтвердить свою полную солидарность с кружком ревнителей и не встретить с их стороны какой-либо помехи в достижении им патриаршества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Никон принадлежал к кружку ревнителей благочестия, был одним из самых видных и деятельных его членов, находился как к Стефану, так и к другим ревнителям, в близких дружественных отношениях. Впоследствии Неронов говорил Никону, уже патриарху: «прежде сего совет имел ты с протопопом Стефаном, и которые советники и любимы были, и на дом ты к протопопу Стефану часто приезжал и любезно о всяком добром деле беседовал, когда ты был в игумнах, и в архимандритех, и в митрополитех. А которые боголюбцы посланы государем блаженные памяти ко Иосифу патриарху, чтоб ему поставити, по его государеву совету, оных в митрополиты, и во архиепископы и епископы, иных в архимандриты, и игумены и протопопы, а ты с государем духовником протопопом Стефаном тогда был в советех и не прекословил нигде, а на поставлении их не говорил: неаксиос, сиречь недостоин. Тогда у тебя вси непорочнии были, а ныне у тебя те же люди недостойнии стали.... Доселе ты друг наш был — на нас востал». В письме к царице из Спасокаменного монастыря Неронов жалуется, что он и братия страдают теперь «но древле от любимаго нами по Бозе, ныне же честь вземша и переменишася». Игумен Феоктист в письме к Стефану Вонифатьевичу говорит, что «братия» страдает теперь «не от врага, по Бозе от отца и от любезного нам древле зело, ныне же, грех ради наших, жестока бывша к нам и горка зело дотолика, яко и смерть у когождо нас пред Сделавшись новогородским митрополитом, Никон деятельно и энергично осуществлял в своей епархии идеи ревнителей и поддерживал с ними, особенно со Стефаном, прежние близкие дружеские отношения. Так, отправляясь на Соловки за мощами св. митрополита Филиппа, Никон поднес в дар Стефану дорогую шапку для церковного В росписи книг и писем, взятых при обыске у игумена Феоктиста в Вятке, между прочим значится: «отписка преосвященного Никона митрополита новгородского к духовнику Стефану Нифантьевичу, ево руки, на трех столбцах», из чего можно заключить, что Никон, сделавшись новгородским митрополитом, находился в переписке с Даже по возвращении своем из Соловецкого монастыря, когда Никон уже хорошо знал, что царь предназначил его в патриархи, он воспешил явиться, по свидетельству Аввакума, к Стефану и другим ревнителям с поклоном и ласками, будто бы в тех видах, чтобы снова подтвердить свою полную солидарность с кружком ревнителей и не встретит с их стороны какой либо помехи в достижении им патриаршества.

http://sedmitza.ru/lib/text/439642/

Но стали к нему приходить мысли уйти из пустыньки о. Стефана в другой монастырь жить, в такой монастырь, который ему казался настоящим общежитием, но о. Стефан не советовал ему, говоря: «тебе там хуже будет». В продолжение полутора года тяготили сего человека возмутительные мысли, чтобы уйти в монастырь. О. Стефан много его уговаривал, чтобы жил с ним, но тот все не оставлял своего желания. Наконец, о. Стефан сказал словами ап. Павла: «все испытывайте, но хорошего держитесь» ( 1Фес.5:21 ). Ну, и ты испытай, сходи. Но, если опять придет у тебя желание возвратиться ко мне, то иди: я приму с любовью. Но, если будут тебя отговаривать: не ходи к о. Стефану, то ты не слушайся, а приходи, поживешь со мною хотя года четыре, и то будет тебе на пользу». Этот брат ушел все-таки в другой монастырь, но прожил там немного времени, так как на него такая сильная грусть и тоска напали, что каждый день он плакал и чувствовал себя больным от сильного плача и рыдания. Братия даже с плачем сожалели о нем и уговаривали его остаться в монастыре, и снова не возвращаться к о. Стефану, но он все-таки ушел от них, прожив 6 месяцев в их монастыре, и отправился к о. Стефану, который с радушием принял его и дал ему ту же келлию. Вернувшийся прожил с о. Стефаном, действительно, только четыре года, пользуясь его благодатными советами, – и о. Стефан умер. Многие приходили к о. Стефану издалека: кто получить благословение, кто попросить совета и святых молитв за них. Никого не отпускал он, всем приходящим давал он спасительные советы и наставления, иконки и книжки своего сочинения, и все уходили от него, получая душам своим великую пользу и духовное утешение. Приходящий народ, которого иногда бывало очень много, с любовью и большой охотой помогал о. Стефану в земляных работах: расчищали площадки, проводили дорожки и делали насыпи для прудов. Сам о. Стефан, конечно, являлся первый на работу, копал землю и указывал, что нужно делать. Работа шла успешно и с благоговением. Многие говорили при работе: «слава Богу, что Господь сподобил мне, грешному (или грешной), поработать для монастыря о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Царство Небесное всем нашим дорогим молитвенникам-патриархам,владыкам, батюшкам и отцу Стефану с матушкой. Николай 30 января 2013, 15:36 Вечная память Архидиакону Стефану матушка ольга 30 января 2013, 15:24 отец Стефан был уникальным протодиаконом его служение настраивало на молитву нашему поколению нужно учиться у таких благочестивых светлых людей сохранились записи его служб и именно таких дисков должно быть много это старое поколение священнослужителей которым нужно низко поклониться их светлый образ навсегда останется в сердцах верующих они пережили все трудные этапы того времени в котором оказалась церковь многие из них уже почили царство небесное вам труженики и низкий поклон какие это были скромные люди принимали священный сан в одно из самых трудных времён для православной церкви Игумен Всеволод 30 января 2013, 14:19 Спасибо за воспоминания. Хорошо помню голос отца Стефана по Лавре, когда он служил со Святейшим Пименом. Вот что запомнилось. На летний праздник Преподобного меня назначили на дежурство в Академии и я слушал молебен на Лаврской площади через окошко на расстоянии не менее 150 метров. Никаких усилителей звука тогда не было. Благодаря его голосу было понятно, что происходит на площади. Явственно и четко слышался только голос архидиакона Стефана. Даже сводный хор отца Матфея не мог его перекрыть. Ольга СПб 30 января 2013, 13:49 Большое спасибо за очень интересную и нужную статью. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ Архидиакону Стефану! Светлана 29 января 2013, 22:00 ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ Архидиакону Стефану! Спаси Бог Николай за доставленную радость, услышать голос о.Стефана. Голос от Бога; и Богу послуживший и служащий Богу у престола Его. Daniil 29 января 2013, 20:36 Спасибо за великолепные воспоминания о достойном служители Церкви Христвой, под чьи призывы: Миром Господу помолимся " проходили наши службы Божии нашего детства в дорогом сердцу Елоховском соборе! Вечная память о. ахридиакону Протодиакон Евгений Каллаур 29 января 2013, 19:44 Вечная память Архидиакону Стефану! http://ekallaur.com/deacon/mp3.html#gavshev

http://pravoslavie.ru/59080.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010