Скачать epub pdf Житие святого Стефана Дечанского, краля Сербского 7287 Память 11 ноября Стефан Урош III Дечанский был Сербский краль (король), из числа благочестивых кралей и царей древнего православного Сербского государства. Он был сыном св. краля Стефана Уроша II Милутина 7288 , внуком Стефана Уроша I 7289 и правнуком св. Стефана, первовенчанного краля Сербского 7290 , брата святого Саввы, первого архиепископа Сербского и сына Великого Сербского Жупана св. Стефана (в иночестве Симеона) Неманя 7291 , основателя древнего Сербского государства. Матерью его была первая жена Милутина, Елисавета, дочь Венгерского короля Стефана V. Принадлежа к благочестивой Сербской королевской семье, Стефан с детства был воспитан в христианском благочестии. С ранних лет Стефану пришлось видеть и пережить много тяжких бедствий. В Сербии в те времена бывали частые смуты и междоусобия среди королевского рода, восстания и крамолы вельмож, постоянные войны с соседями – Болгарами, Греками и Татарами. Враги православного восточного христианства, татары, разгромивши и покоривши православную Русь, разоряли и прочие славянские православные государства, угрожали Болгарии и Сербии. Особенно сильная опасность грозила славянским государствам Балканского полуострова со стороны Крымского хана Ногая. Татарские войска, высылаемые Ногаем, опустошали Болгарию и Македонию, вторгались и в Сербию. Болгары на время подпали даже зависимости от Татар, та же участь угрожала и Сербии. Но Сербский король Милутин принял решительные меры. Не будучи в состоянии силой сопротивляться могущественному татарскому хану, он вступил с ним в переговоры, отвратил нашествие татар, но вынужден был отправить молодого сына в татарский лагерь в качестве заложника вместе с несколькими знатными сербскими боярами. Но Бог помогал благочестивому Стефану в его несчастьях. Возникшия вскоре среди татар междоусобия кончились убийством Ногая. Воспользовавшись сими смутами среди татар, Стефан возвратился на родину. Ради совместной борьбы с Татарами болгарский царь Смилец вступил в союз с сербским кралем Милутином; союз этот сопровождался браком сына Милутинова, Стефана Уроша, с дочерью Болгарского царя Смильца.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Григорий I, митрополит Киевский (Южно-русский) (Цамблак) По происхождению серб (по другим сведениям – болгарин). Родился около 1364 года в городе Тырнове в боярской семье. Образование получил под руководством патриарха Тырновского Евфимия. Был пресвитером Великой (соборной) церкви Молдовлахийской (1402), затем игуменом Дечанского Пантократорова Нямецкого монастыря в Сербии (1403–1406), наконец, игуменом греческого монастыря Плинарского, около Константинополя. В Россию он прибыл по письменному приглашению своего дяди Киприана, митрополита Московского и всея Руси (1 1406, память 27 мая/9 июня и 16/29 сентября). В момент его приезда митрополит Киприан скончался, и Григорий остался в Литве. Будучи образованным человеком своего времени, Григорий завоевал расположение литовского князя Витовта, который решил назначить его митрополитом православных литовских епархий. Вопреки запрещению Константинопольского патриарха Евфимия и Киевского митрополита Фотия, князь Витовт 15 ноября 1415 года (по летописи Е. А. – 15 ноября 1414 года) собрал литовских епископов и заставил их посвятить Григория в сан митрополита. С этого времени произошло разделение русской митрополии на две части, которое, впрочем, продолжалось до смерти митрополита Григория. Преосвященный Григорий обладал ораторским талантом, но его речи и поучения отличались оторванностью от жизни, однако в них он активно обличал латинян в их заблуждениях и отступлениях от Православной веры. В 1418 году митрополит Григорий присутствовал на Констанцском Соборе, где присутствовал и папа Римский Мартин V. Митрополит Григорий открыто заявил папе Римскому о своем решительном протесте соединения с римскою Церковью, т. е. выступил противником унии. Скончался преосвященный Григорий в Киеве зимою 1419 года (по БЭЮ, т. 7, С. 588 – скончался в 1420 году). Труды: Житие и служба сербскому королю Стефану III. Житие и служба Иоанну Новому. Сказание о перенесении мощей преподобной Параскевы из Тырново в Видин и в Сербию. Надгробное слово Григория Цамблака российскому архиепископу Киприану//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1872, кн. 1. – С. 25–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Стефан Дечанский, мч. - житие Вмч. Стефан Дечанский, король Сербский Стефан Урош III, Дечанский (1285-1331), король Сербский, великомученик. Память 30 июня в день перенесения мощей, 30 августа (Серб.), 30 октября в день обретения мощей (Серб.) 11 ноября в день кончины Сын святого короля Сербии Стефана Уроша II Милутина и Анны Болгарской. В молодости королевич был отолсан отцем в качестве заложника к хану Ногаю в Золотую Орду. По возвращении ему было вверено управление Зетой (нынешняя Черногория). В 1314 году его отец, по наущению мачехи Стефана Дечанского, отослал сына в монастырь Пантократор в Константинополе, приказав ослепить его в дороге. Тогда святитель Николай Мирликийский явился святому Стефану и сказал: «Не бойся, Стефан, твои очи поручены мне и в надлежащее время я верну их тебе». Стефан провел пять лет в строжайшей аскезе, которую совершал, как совершенный монах. Он прославился своею мудростью; по его совету Византийский император выслал из столицы еретика Варлаама. В 1320 с чудесно возвращенным зрением Стефану Дечанскому было позволено вернуться в родную Сербию, где ему пришлось одолеть нескольких претендентов на трон перед тем как он смог принять королевский венец в 1321 году. Но его соперники заручились поддержкой соседних держав и Стефану Урошу III пришлось противостоять союзу Болгарии и Византийской Империи. Две державы намеревались соединить свои силы для вторжения в Сербию в 1330 году, но Сербский король упредил их и разгромил болгарское войско в Вульбуждской битве, сразив болгарского царя Михаила Асена III. Византийский император Андроник III Палеолог отказался от вторжения в Сербию, а Стефану Дечанскому удалось присоединить часть Македонии к своей державе. Король Стефан Урош III был покровителем Церкви в своих владениях и построил Дечанский монастырь, один из прекраснейших памятников сербского благочестия, с именем которого он и вошел в историю. Однако, против короля составился придворный заговор и на трон был возведен его сын, Душан. Стефан Дечанский был заточен в Звечанском замке, где был удавлен 11 ноября 1331 года.

http://pravicon.com/info-3440

Да би виноград мора се волети - Око винограда се ради девет месеци. Колико носи у утроби, толико се у винограду ради. Почне се на Светог Трифуна, а завршава до      Као и година и векова, Трифундан у ораховачком низом везаних за винограде и почетак радова у У часовима Свету у капели Светог Трифуна, у згради у порти Дечанске винице, служило неколико свештеника и свештеномоха, а присуствовао велики верника из Ораховца, Велике Хоче као и из других Косова и По су славски колачи, а потом у Дечанском винограду прочитана молитва Светом Трифуну и молитвено започео рад у виноградима. Поред оца Марка, дечанског монаха задуженог за бригу о дечанским виноградима, прве чокоте су симболично орезали и председник Привременог органа општине Ораховац, Голуб и од виноградара из Велике Хоче.      Недалеко од Дечанског винограда, у винограду Жикице са сином Томицом, дошли су другари Петар и Мирослав да обаве трифундански Орезали су неколико чокота па засели око ватре на се пеку кобасице. Док су лозу приликом првог залили вином, ватре су уз и мезе,, да година буде родна и квалитетно“.      И Великохочанин Стефан зашао у 73.годину живота на Трифундан орезао прве чокоте у свом винограду. од оца наследио, а како се отац у години, на Стефану био од остало да ради и винограде.      И тако, по Трифун живи и се са код српског народа. од Трифундана виноград да живи, у се први послови. И они како ми недавно, при посети Ораховцу, рече Србин поникао из у долини Неретве, Данило, девет месеци. - Око винограда се ради девет месеци. Колико носи у утроби, толико се у винограду ради - прича Данило. Почне се на Светог Трифуна а завршава до И велика ствар бавити се виноградарством. Код нас кажу: виноград садити и градити човек може само у животу. И виноград се мора волити. И Ораховац и Велика Хоча су доказ те према виноградима, иза нашег народа више од осамсто година и Нама од Господа дано да се бавимо воноградарством. рад виноградара тежак, али у су само руке Он опере руке кад после тешког рада из винограда. И су образ и душа чисти, кад хода, зна да хода по Зато они данас српске винограде, никад не могу направити добро вино, све што се ради у сили Господа, не

http://srpska.pravoslavie.ru/90692.html

   Баш сам до касно остао у Високим Дечанима важна документа се тичу живота манастира и, уопште, овог и су живели на овом простору. Па на документ о да се 1930, на битке код Велбужда, и Дечана подигне споменик Светом Стефану Дечанском. Замислите то, а како нам таква данас изгледа Па нпр. документ из Дебра – имамо ону чувену песму Милана о цркви где каже како оквир икони радио уметник из Дебра – и црква у Дебру се гради и наша из Старе траже од Царске лавре Дечана, веле ми смо се 500 година молили у тами, шапатом, и ево дошло време да зидамо цркву. Знамо где Дебар, да то сад друга држава, знамо каква етничка структура становништва. Па документе где се Албанци врло често писмом, када траже нешто од манастира или кад му се за услугу, па онда видите и снагу Београда у том времену. У преписци, председник општине из Дечана, Албанац, служи се писмом од првог до слова, се А сад ми кажемо да се права, па латиница, па равноправно латинично писмо са Па онда, ако су равноправна та два писма, што онда у Вуковару и у Босни и у Херцеговини, па и овде на таблама кроз села, што натписе и што само ове називе села написане Али да се вратимо на нашу тему, и документ из каже ,,ми мали Загорци благодаримо на Високим Дечанима“, исто око римокатоличке цркве. И видите са све три стране: из и старе са и из хрватског са запада исто према и према српском народу. Држите те документе и кроз видите, ту силу, ту снагу народа какав онда био. А затим гледате нашу и видите велики пад тог истог народа. И просто се некако запитате, ако гледате кроз ту краткорочно: Боже има ли нам спаса. А ту врло често, као слабоверни, паднемо у замку, па као да мислимо – ето, живимо у 2018. и као да су нам дани Као да до 2020, а до тад као Срби шта смо испунили од националних испунили смо, после тога потоп. А битка се до у вечност! До у вечност наш Косовски И кад имамо ту свест, па кад имамо ту то чини онда на цео живот да гледамо. Наши онда више нису од данас до сутра. А ратови ма како то сад некима грубо и агресивно звучало. Ми се налазимо у економском рату, у психолошком рату, у духовном рату. И сад морамо да спремно дочекамо 2050. годину.

http://srpska.pravoslavie.ru/110796.html

Мачиха, коварная гречанка, желавшая предоставить престол сыну своему, Константину, с женскими ласками внушала су­пругу королю, что сын Стефан замышляет недоброе на отца; недовольная тем, она наконец со слезами говорила, будто Стефан покушался даже на её супружескую чистоту.– Стефану давали знать о кознях против него, но вместе коварно разстроивали и его любовь к отцу. – На несчастие, некоторые областные начальники, негодовавшие на замыслы хитрой гречанки, выказали непокорность королю; это поспешили выставить пред королём-отцом, как дело нечуждое замыслов сына. Король явился с войском в Зету и усмирил мятеж.– Сын, обвинённый партизанами мачехи в участии с мятежниками, замедлил явиться к отцу по его требованию, чем усилил подозрения отца против него. Когда явился он с полною сыновнею покорностию, отец сперва принял его ласково, как и обещал. Но потом партия гречанки до того разстроила доброго отца, что он, не отобрав ответов у сына против обвинений, повелел ослепить его в замке Скопле и отослал его с детьми к императору в заточение 699 .– На дороге в Овчеполье, где был храм св. Николая, является святитель и говорит: «не теряй духа; вот очи твои на моей длани» и показал ему глаза. Это видение утешило страдальца и облегчило боль страшной операции. Когда прибыл страдалец в Царьград, то заперт был в дворце, с строгим приказанием не допускать никого до него. Потом заключили его в монастырь Вседержителя, под строгий надзор настоятеля.– В это время хитрый сторонник запада Варлаам тревожил Царьград своими схоластическими выходками о свете фаворском. Блаж. патр. Афанасий осудил Варлаама на соборе, но пронырливый Варлаам нашёл себе сторонников при дворе и волновал столицу. Император, узнав терпение Стефана и его искреннюю любовь к вере, оказывал ему ласки. При одном свидании Кантакузен спросил мнения Стефана о Варлааме.-Ненавидящия тя, Господи, возненавидех,– отвечал умный страдалец и прибавил:- вредных людей надобно выгонять из общества. Кантакузен поступил по его отзыву 700 .– Упражнения в церковной молитве, посте, слушании книг, смирении так любил Стефан, что приводил иноков в изумление и они с любовию выслушивали советы его о духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. Савва, арх. Серб., янв. 12, 1237 г. Пр. Роман, ноябр. 24 Арсений серб. 1267 г., окт. 28. Савва 2 арх. авг. 30. Евстафий арх. Янв. 4. Иоанникий чернорецкий, апр. 26. Петр коршишский, июн. 5. К. Стефан Милютин, окт. 29, 1320 г. Пр. Козма, сент. 23, 1323 г. Никодим арх. авг. 30. К. Стефан дечанский, ноябр. 11, 1336 г. Даниил арх. авг. 30. Пр. Филофея, мая 28. Иоанникий арх. авг. 30. Пр. Феодосий, февр. 27, 1362. Ц. Урош, дек. 2, 1367 г. Кн. Лазарь, июн. 15, 1389 г. Спиридон и Ефрем п. авг. 30. Пр. Григорий, дек. 7, 1406 г. Стефан Лазаревич, июл. 19, 1427 г. Пр. Нектарий битольский дек. 5, 1500 г. Иоанн деспот, дек. 10, 1503 г. Георгий муч. февр. 11, 1515 г. Стефан Щилянович, окт. 4, 1515 г. Феофил, июл. 8, 1548 г. Макарий арх., авг. 30, 1570 г. Василий арх. апр. 29. XVII в. Гавриил патр., авг. 30, 1659 г. XVIII в. Никодим, июл. 11, 1722 г. Дамаскин, янв. 16, 1771 г. Иоанн, мар. 4, 1784 г. Анастасий, авг. 29, 1794 г. Злата, окт. 18, 1795 г. Никита, апр. 4, 1808 г. Игнатий, окт. 8, 1814 г. Онуфрий, янв. 4, 1818 г. Этот перечень святых еще неполон. Напр., в службе св. к. Стефану дечанскому (Белград 1850 г.) упоминаются дечанские подвижники Евфимий и Нестор; но о них пока ничего более неизвестно. Сербляк также жалеет, что некоторые святые известны только по именам. Чтобы вписать поименованных святых славян южных сколько-нибудь удовлетворительно, кроме сведений о самих святых, требуются сведения и о гражданской и о церковной жизни южных славян. А как мало еще обработана и гражданская и церковная история южных славян! Потому дозволительно думать, что не будут слишком строги в суде о недостатках предлагаемого описания. Новые открытия и исследования могут быть издаваемы впоследствии в виде дополнения. ЯНВАРЬ – ПРОСИНЕЦ. 4 ч. Преставление СВ. ЕВСТАФИЯ, архиепископа сербского. В месяцеслове евангелия, писанного в 1329 г. показана под 4 января «память св. Евстафия архиепископа сербского»1). Мощи его покоятся под спудом в кафедральном храме печской архиепископии2). Блаженный Евстафий, сын богобоязненных родителей из будимльской жупы, обучавшись в юности книжной мудрости, принял иночество в зетской Михайловской обители от руки епископа Неофита. Пожив здесь в посте, отправился с двумя иноками к св. местам, и возвращаясь оттуда, поступил в афонский Хиландарский монастырь. Здесь за добродетельную жизнь избран был в игумена3), в каковом звании идим его с 1263 г.4). Потом посвящен был в епископа зетского, туда, где принял он монашество5). Последовавшие затем гражданские смуты Сербии имели последствием своим замешательство церковное в Сербии. Когда кор. Урош изгнан был из королевства (1269 г.), блаж. Иоанникий архиепископ, любивший короля своего, последовал за ним и скончался вдали от своей кафедры. Сербская церковь,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Служба Г. Н. К. (по Иерусалимскому уставу: С. 104-131; Ангелов. 1978. С. 131-155) была написана попом Пейо одновременно с Житием с использованием службы Григория Цамблака серб. кор. мч. Стефану Дечанскому и переведенной с греч. языка службы Георгия Скилицы прп. Иоанну Рильскому ( С. 142; Ангелов. 1978. С. 133, 135-137). В каноне Николаю Новому, написанном ок. 1556 г. болг. гимнографом «тах» Андреем, 5-й тропарь каждой песни (в 8-й - седьмой) прославляет 3 мучеников софийских вместе ( Кожухаров С. Проблеми на старобългарска поезия. София, 2004. Т. 1. С. 264, 271-277). Иконография Иконы Г. Н. К. появились уже в 30-60-х гг. XVI в. Поп Пейо в житии оставил описание внешности мученика: «Беше же сьи мученикъ летом 18-тиим, вьзором же тьнькь и высок, нарусичавь, образом подльгновасть, вежди вьзвишени и густи, нось похиль, прьести ручны тьньци и дльзи...» ( Ангелов. 1978. С. 125). Согласно этому описанию, Г. Н. К. изображали высоким, стройным, русоволосым, безбородым, с изогнутыми бровями, облаченным, как правило, в национальную одежду - сорочку с длинными рукавами, поясом и накидкой, на ногах высокая обувь из кожи, иногда в высокой шапке из меха. В руках держит крест и пальмовую ветвь. Древнейшая из икон, высотой 30 см (1537), находилась в одной из молелен Хиландарского мон-ря ( Г. Hajcmapuje представе св. Гeopruja Кратовца//ЗРВИ. 1993. 32. С. 167-202). На др. хиландарской иконе 2-й четв. XVI в. Г. Н. К. стоит рядом с серб. кн. Лазарем. Подобную икону в 1550 г. хиландарский игум. Паисий во время приезда в Москву за милостыней подарил царю Иоанну Грозному ( С. 143), но данные сведения не имеют подтверждения ( Калиганов. С. 652-654). Та же иконография повторена на иконе 1667 г., написанной иером. Даниилом, хранящейся в ризнице Хиландарского мон-ря. Фрески с изображением Г. Н. К. находятся в церквах свт. Николая Топлицкого мон-ря (1536/37), в Печской Патриархии (1561), в Неманином притворе мон-ря Студеница (XVII в.), в ц. вмч. Георгия мон-ря Ломница (1607/08) и мн. др. В иконостасе собора Рильского мон-ря и в церквах Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи в Кратове есть иконы Г. Н. К. 1-й пол. XIX в., 1833 и 1869 гг., работы болг. зографа Захария Доспевского. Гравированное изображение Г. Н. К. помещено (на одном листе с Параскевой-Петкой и прп. Ангелиной Бранкович) наряду с др. чтимыми серб. и болг. святыми в «Стематографии» Х. Жефаровича (Вена, 1744. Л. 52).

http://pravenc.ru/text/164411.html

И как много этих небесных руководителей по земному пути! Далеко более, чем думают иные при неблизком знакомстве с предметом. Напр., в службе св. князю Стефану Дечанскому (Белград. 1850 г.) упоминаются Дечанские подвижники Евфимий и Нестор; но о них пока ничего более не известно. Сербляк также жалеет, что некоторые святые известны только по именам. Чтобы вписать святых Славян южных сколько-нибудь удовлетворительно, кроме сведений о самих святых, требуются сведения и о гражданской и о церковной жизни южных Славян. А как мало ещё обработана и гражданская и церковная история южных Славян! Потому дозволительно думать, что не будут слишком строги в суде о недостатках предлагаемого описания. Новые открытия и исследования могут быть издаваемы впоследствии в виде дополнения. К «Святым подвижницам Восточной Церкви» «Сияет преподобных жен сословие, яже уязвившеся любовию и добротою Христа жениха своего, во след Его текоша, последующе стопам Его Божественным. Сего ради возмездие трудов своих на небесех восприимше, с лики ангельскими и преподобных веселятся, молящеся непрестанно Христу Богу нашему, еже спастися всем нам». (Кондак препод. жёнам). «В царстве льдов, – говорит восторженный почитатель смелого путешественника по Альпам, – всё изменчиво: где вчера вы шли по снежной арке, перекинувшейся через пропасть, сегодня не можете пройти: арка рухнула и перед вами бездна... Идёте далее: от одного неверного глаза зависит ваша жизнь... Здесь всё зависит от крепости ваших мускулов, от силы вашей воли, от ловкости, от уменья невозможное сделать возможным, от сознательного мужества... Вот, перед вами отвесная стена в несколько сот футов, на которую надобно взобраться... И вы начинаете взлезать, заметив углубление в стене, за которое можно уцепиться пальцами; с невероятными усилиями, при помощи подкованных башмаков и подсаживаний, вы взобрались высоко и висите над бездною... Вот небольшой выступ. Вы укрепляете на нём верёвку, поднимаетесь на ноги, упираетесь ногою о выступ... Малейшее дрожание ваших мышц и – не только вы погибли, но погибли и те, которым вы помогаете взобраться по верёвке» и проч., и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Таких случаев, когда здесь принимают Православие люди разных званий и наций, огромное количество. И итальянцы, и немцы, и американцы, и албанцы – много таких. Возвращались в Православие из католичества, протестантизма, переходили из ислама…Только несколько дней назад здесь принял Православие один хорват. Люди чувствуют здесь присутствие Бога, чувствуют благодатную помощь, энергию, можно сказать, которая исходит от мощей святого Стефана Дечанского, и поступают так, как им велит образумившееся сердце: приходят к Христу. К мощам святого Стефана приходят и албанцы-мусульмане, зная, что они могут получить помощь от него: думается, здесь не столько погоня «за чудом», а искреннее, пусть и потаенное, желание быть ближе к Истинному Богу. Это наша миссия – помочь человеку с исковерканной душой встать на правильную дорогу Каждую неделю, по четвергам, мы служим молебен святому Стефану. Стоит видеть, сколько человек приходят на него, и что это за люди! Здесь и солдаты КФОР, и представители миссии ЕУЛЕКС (специальная миссия ЕС, состоящая из гражданских лиц и представителей правоохранительных органов, размещенная в Косово. – Прим. ред ), и местные жители, и, конечно, паломники: такое, знаете, тихое, многими невидимое, но – настоящее торжество Православия! Поистине: не в силе Бог, а в правде. Нет такого человека, я уверен, который вышел бы из монастыря таким же, каким вошел сюда: о слишком важном в жизни (и смерти) предлагается здесь задуматься человеку. Конечно, многих сначала привлекает красота православного богослужения, средневековая архитектура, монастырское пение, космический свет светильников, паникадила, но эти внешние впечатления тоже служат свою службу: они помогают человеку глубже заглянуть в собственное сердце и быть с Христом откровеннее. Многие, очень многие люди, живущие в западных странах, открывают здесь для себя Христа: признают, что так называемая «западная цивилизация» и созданный ею религиозный культ потребления и удовольствий во что бы то ни стало, господствующий в этих странах, является антихристианским по своей сущности. Они видят это, ужасаются и возвращаются ко Христу. Можно назвать это нашей миссией сегодня: помочь человеку с исковерканной душой встать на правильную дорогу.

http://pravoslavie.ru/72193.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010