Принц Чарльз собирает средства для восстановления сербского монастыря Хиландар на Афоне 1 августа, 2011. Новостная служба Настоятель монастыря Хиландар архимандрит Мефодий сказал, что принц Уэльский проявляет особый интерес к реконструкции монастыря, однако эта работа была приостановлена в связи с экономическим кризисом, который заметно сказался на возможностях сербского и греческого правительств. 1 августа. ПРАВМИР. Принц Уэльский Чарльз организовал сбор средств для реконструкции сербского монастыря Хиландар (Афон) . Примерно 100 гостей из Великобритании, Европы, США съехались на прием по случаю сбора денег на все необходимые работы по восстановлению монастыря. Как известно, принц Чарльз регулярно посещает Афон и, в частности, монастырь Хиландар, в котором он при очередном визите увидел масштаб разрушений, вызванных огнем. Настоятель монастыря Хиландар архимандрит Мефодий сказал, что принц Уэльский проявляет особый интерес к реконструкции монастыря, однако эта работа была приостановлена в связи с экономическим кризисом, который заметно сказался на возможностях сербского и греческого правительств. На недавней встрече в Великобритании архимандрита Мефодия и принца Чарльза обсуждались восстановительные работы и особенно реконструкция западного крыла монастыря. Принц Чарльз сказал, что собранные им деньги будут вложены в виноградники и оливковые деревья, которые помогут организовать полноценную жизнь монастыря. Стоит сказать, что во время своего визита в Великобританию архимандрит Мефодий также посетил церковь святого Саввы в Лондоне и монастырь святого Иоанна Предтечи в Эссексе. Справка: Хиландар – один из афонских монастырей. Принадлежит Сербской православной церкви и является одной из величайших сербских религиозных святынь. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Монастырь основан в 1198 году сербским архиепископом Св. Саввой и его отцом, сербским князем Стефаном Неманей. 4 марта 2004 года в Хиландаре вспыхнул сильный пожар, серьезно повредивший древний афонский монастырь.

http://pravmir.ru/princ-charlz-sobiraet-...

13 и 14) Епархии призренская и скопийская. Города Призрен и Скопия (Ускюб) были завоеваны Милутином у греков в первые годы правления. В Скопии кафедра епископская существовала уже прежде (при болгарах и греках); когда открыта была Милутином кафедра в Призрене – неизвестно, но при архиепископе Евстафии 2-м она уже упоминается (см. у Григоровича в Пушеш. стрр. 41 и 46 u Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 60). Кафедральной церковью епископии призренской, по одним известиям, была созданная Милутином церковь Успения Богородицы (Родосл. стр. 138), по другим известиям – созданная им же церковь Св. Стефана (см. у Даничича в Речнике под словом Призрен). Из епископов призренских известны: Дамиан, бывший при Милутине, в правление архиепископа Евстафия 2-го (Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 60), Савва, вероятно преемник Дамиана, бывший потом под именем Саввы 3-го всесербским архиепископом (Родосл. стр. 325), Арсений, упоминаемый под 1333 г. (Monum. Serb. р. 104 fin.). Из епископов скопийских известен Николай, бывший при Милутине, в правление архиеп. Евстафия 2-го (Monumenma Serbica p. 60). 15) Епархия браничевская. Область браничевская обнимала северовосточную часть нынешнего княжества сербского между правым берегом соединенной Моравы и Дунаем; небольшой юго-западный угол ее, вероятно, был приобретен еще Стефаном Неманей, а окончательно вся она была завоевана у болгар Милутином. Сербская епархия браничевская не была вновь открытою епархией, а только продолжением уже прежде существовавшей здесь епархии болгарской (упоминается в хризовуле Милутина, писанном при архиеп. Никодиме, у Григоровича в Путеш. стр. 48 нач.). Кафедра епископа браничевского находилась при церкви Св. Николая (сербские лemonucu ibid.); но в каком месте искать этой церкви, остается неизвестным (города Браничева, в котором бы всего естественнее предполагать кафедру, в то время, по всей вероятности, уже не существовало; сербские исследователи предполагают, что она находилась или в нынешнем селе Каона, которое на левом берегу впадающей в Дунай ниже Млавы небольшой реки Пек, или в селе Ждрело, которое на юг от Каоны, на правом берегу Млавы, см. Гласн. IV, 191 sqq u приложенную карту: относительно Каоны мы ничего не можем сказать; но что касается до Ждрела, то при Милутине оно составляло вотчину архиепископского Жичского монастыря, Родосл. стр. 117, и монастырь впервые построен в нем князем Лазарем, притом не Св. Николая, а Бoropoдuцы. Monumenma Serbica pp. 194 и 212fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Приобретения, сделанные Стефаном Неманей, состояли в следующем: во-первых, он возвратил от греков Диоклею или Дуклю, иначе Зету, которая, быв исконною частью сербских владений, перед ним и в начале его правления, как свидетельствуют его жизнеописатели (Стефан Первовенч. в Памятниках § VII и Дометиан в изд. Даничича стр. 23, cir Memor. рор. II, 188 и 190 fin.), «была насилована от рода греческого»; во-вторых, в собственном смысле или впервые он приобрел – будем перечислять начиная с юга – приморскую полосу, лежащую на юг от нынешней Черногории со всеми находившимися здесь городами по город Котор или Каттаро на западе включительно; на северо-востоке и на востоке от воссоединенной Диоклея или Дукли – албанскую область, называвшуюся в древнее время Пилотом, а в настоящее время называемую Пулати и лежащую по правому берегу соединенного Дрина; на северо-восток отсюда- область Хвостно, находившуюся на реке Быстрице, впадающей в верхний Белый Дрин, где город Ипек или Печь и монастырь Дечанский (см. Речник Даничича), и область Подримье, лежащую между левым берегом Белого Дрина и Косовым полем (см. Записки Географич. Общества кн. XIII, стрр. 216 и 221), не доходя в сей последней на юго-востоке до города Призрена, который оставался за греками (Monumenta Serbica p. 6 нач.); на северо-востоке отсюда несколько жуп или волостей, обнимавших большую часть местности Косова поля, но не захватывавших посередине его к северо-востоку города Приштины, который принадлежал болгарам; на востоке отсюда область Поморавье, прилегавшую к левому берегу верхней болгарской Моравы; наконец, в северо-восточном углу государства – юго-западный небольшой угол области браничевской между соединенной Моравой и верхней Млавой и ту часть области нишавской, которая находилась за правым берегом р. Нишавы, за исключением однакож самого города Ниша, который несомненно принадлежал болгарам 267  (после Немани при Стефане первовенчанном сербы владели в Браничеве жупой или волостью Хвостно, которая на верхней Mлabe, Monumenma Serbica p.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1973 году я без особых трудностей шел пешком из Хиландара в Карею. Расстояние между ними – 22 километра, и путешествие заняло примерно пять часов, но каждое мгновение из этих пяти часов было для меня настоящим подарком. В 1982 году я попытался проделать тот же путь, но пройдя около трех километров, повернул обратно, не в силах больше пробираться через заросли терновника. И теперь я узнал, что благодаря усилиям организации «Друзья святой горы Афон», работавшей большей частью в 2010 году, эта тропа снова открыта. Боюсь, что теперь пройти по этому маршруту мне не позволит мое физическое состояние, но я настоятельно рекомендую проделать этот путь молодым и более энергичным паломникам. Но ответ на наш первоначальный вопрос – почему Святая гора является особенной – остается неполным. Ведь есть на земле и другие места с потрясающе красивой природой, такие как парк Кэрнгормс или Пиренеи, реки Твид и Уай, озера Деруэнт-Уотер или Охрид – они тоже могут свидетельствовать о Божественном присутствии. Почему же Святая гора стоит на более высоком уровне, чем они, что придает ей особую святость? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо переключить наше внимание с самой горы на монахов, живущих на ней. Фото: Владимир Ходаков Вселенское православие Еще одной отличительной особенностью Святой горы, помимо сакраментальной красоты, является ее всеобщность. С конца X века, когда на полуострове Афон был основан первый общежительный монастырь, и вплоть до настоящего времени афонское монашество носило интернациональный характер. Говорят, что святой Афанасий Афонский, основатель первой монашеской обители на Святой горе (963 г.) – Великая Лавра – собрал в свой монастырь большое число монахов разных национальностей, рас, говоривших на разных языках, из разных городов, не только из близлежащих, но из самых отдаленных, даже из Рима, из Италии, Калабрии, Амальфи, Иберии (Грузии), Армении и из еще более далеких стран. Поразительно, что из четырех наиболее важных, «первенствующих» монастырей – Лавра, Ватопед, Иверон, Хиландар – два являются или изначально были не греческими. Так, Иверский монастырь основали грузины – святой Иоанн и святой Евфимий – около 979-80 гг., всего через семнадцать лет после открытия святым Афанасием его Великой Лавры, хотя, к сожалению, сегодня в стенах Иверона нет ни одного грузина. Хиландарский монастырь был основан сербами – святым Стефаном Неманей и его сыном, святым Саввой в 1198 году. В XV веке, кроме Хиландара, уже пять монастырей были преимущественно сербскими. Есть свидетельства о том, что уже в 1016 году на Афоне был русский монастырь, а болгарский монастырь Зограф относится еще к XII веку.

http://pravmir.ru/svyataya-gora-vseobshh...

Ксенофом. Другая, находившаяся на западной стороне полуострова, пониже первой, у самого моря, носила название Св. Пантелеймона Солунского 31 . На этом месте воздвигнут возобновленный теперь Русский монастырь. При совершенном недостатке исторических известий вообще о святой горе, мы не можем сообщить никаких подробностей о значении в то время этих обителей. То несомненно, однакож, что в первой из них были уже, как и теперь, в употреблении греческие и славянские надписи. В любопытном списке XII стол. монастырского имения упоминаются уже русские книги, именно: апостолы, ирмологии, синаксары, паремияки, минологи, Св. Ефрем и даже номоканоны 32 . С XII столетия постоянно употребляется во всех грамотах название Русского монастыря. Первое об этом свидетельство находим в грамоте, которой Прот, т. е. начальник всех Святогорских монастырей, закрепляет в собственность монастыря Ксилургу, или м. Русских, обитель Солунскую 33 . Это обстоятельство подало, без сомнения, повод к общему теперь названию монастыря. Обитель Солунская была во имя Св. Пантелеймона, обитель Пресвятой Богородицы Ксилургу называлась Русскою. После соединения обеих, общим названием монастыря сделалось название монастырь Св. Великомученика Пантелеймона Русских или Руси 34 . В исходе XII и в продолжении XIII столетий монастырь Русский достиг высокого значения своего степенью наряду с другими Святогорскими монастырями, и особенно своим нравственным веянием на христианское просвещение сродных Русским племен Славянских. Не упоминая уже о тех отличиях, которыми он пользовался 35 , да позволено будет указать на событие, которое останется навсегда достопамятным. Возникавшее тогда государство Сербское, основанное Стефаном Неманей, получило из недр обители Русской первого своего Святителя, который положил прочное основание церковному, а вместе с тем, в тогдашнее время, и государственному порядку. Известно, что сын знаменитого Стефана, впоследствии Св. Савва, провел юные годы свои, как мирской и как монах, в Русском монастыре 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Телефон: +381 35 84 14 328 Подробнее... Монастырь Каона [ править править код ] Согласно преданию, монастырь возник во времена правления династии Неманичей, также его основание приписывают Иконии, сестре героя Косовской битвы Милоша Обилича. Монастырь впервые упоминается в турецких документах в 1548 г. В 1-й половине XVIII в. в монастыре действовала богословская школа: согласно описи Валевской епархии 1735 г., большинство ее священнослужителей были ее выпускниками. В монастырской ризнице хранятся резной крест архимандрита Хаджи-Рувима (†1804), большое число богослужебных книг и церковной утвари XVIII-XIX вв. Ценность представляют царские врата, вырезанные в 1761 г. Петром Молером, и иконостас (1766), выполненный зографом Теодором Стефановичем Гологлавацем. Адрес: Каона, 15226 Сербия Проезд: Монастырь Каона расположен в общине Владимирцы близ села Каона. Ближайший крупный город – Шабац, примерно в 30 км. От Белграда – 90 км через Обреновац, от Нови-Сада – 100 км через Шабац. Дорога к монастырю в хорошем состоянии. Неподалеку находятся монастырь Петковица, Радовашница, Илинье (Очаге) и Лелич, задужбина святителя Николая (Велимировича), который раньше был метохом монастыря Каона. Телефон: +387 15 565 100 , +387 15 565 186 Подробнее... Монастырь Кончул [ править править код ] Монастырский храм был возведен на фундаменте древнего храма, приблизительно в 1175 году, великим жупаном Стефаном Неманей (преподобным Симеоном Мироточивым) в первые годы своего правления. После 1318 года в монастыре Кончул находилась резиденция епископа Кончулского и Ибарского. В Кончуле принял монашество будущий архиепископ Сербский Даниил II (1324-1337 гг.). Монастырь Кончул посвящен Святому Николаю, и в народе его называют Николяч. Адрес: 1а, 36350 Рашка Проезд: Монастырь расположен в трех километрах от нынешнего города Рашка, недалеко от деревни Кончула на левом берегу реки Ибар. Телефон: +381 36 428 564 Электронная почта: manastirkoncul@gmail.com Подробнее... Монастырь Копорин [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

В Успенском храме монастыря Морача, что стоит на водопадах Светигора, часами можно восхищаться при виде ярких фресок XVI века " Рождество Иоанна Крестителя " , " Крещение царей и пророков " , " Ворон кормит св. Илию " . " Отче, как вы умудрились сохранить эти древности? " - поинтересовался я у инока. " О, надо всего лишь каждые 30 лет аккуратно реставрировать их " , - смиренно ответил тот. Сейчас этот монастырь, основанный сербским правителем Стефаном Неманей, отмечает свое 750-летие. Поражает своим величественным видом Острожский монастырь. Сначала у паломников замирает сердце во время подъема автобуса по однополосному серпантину, когда из окон вместо асфальта видна пропасть. Говорят, за многие десятилетия здесь не было ни одной аварии - это чудотворец и целитель Св. Василий хранит путников и помогает черногорским асам-водителям. Но вот и церковь Святой Троицы Нижнего Острога позади, и затем полчаса странники карабкаются вверх по грубым камням. Но какова награда в конце подъема! Перед нами - белые стены, будто парящие на 900-метровой высоте над уровнем моря, прилепившиеся к влажной, исходящей родниковыми струями горе. Строгий монах приказывает соблюдать полную тишину. Прикладываемся к раке с мощами святого Василия - второго после Саввы Сербского святителя всей Православной Церкви южных славян. Куда повернет черногорский фургон? По историческим меркам совсем недавно, всего полтора столетия назад, черногорское государство строилось по принципу симфонии духовной и светской властей. Последней династией митрополитов, одновременно являвшихся и светскими владыками, были Негоши - Савва, Василий, святой Петр I и наследовавший ему племянник Петр II, успевший поучиться в России, но, к сожалению, очень рано, в 21 год, умерший. Петра I черногорцы до сих пор считают величайшим своим соотечественником, но в отношении к его памяти балканские парадоксы проявляются во всей красе. Прежде всего святитель завещал похоронить себя на живописнейшей горе Ловчен, но не на высочайшем ее пике, а на втором: " Быть может, после меня появится черногорец еще умнее " .

http://pravoslavie.ru/rusdom/200110/17.h...

государям (не исключено, что этот титул использовался и раньше) ( Острогорски. Автократор. С. 326, 327, 329; Наумов . Господствующий класс. С. 232-233); есть также сведения об именовании В. царем (Там же. С. 242). В. выдал ряд жалованных грамот (хрисовулов), содержащих привилегии и льготы (Там же. С. 115-119): мон-рю Богородицы на Бистрице, основанному Стефаном Неманей, островному Вранина на Скадарском (Шкодер) оз. (1242) и, вероятно, мон-рю Милешева. В 1237 г. В. организовал перенесение из Тырнова в Милешеву мощей св. Саввы. Иоанн Асень II желал оставить мощи святого в своей столице, В. пришлось лично уговаривать тестя вернуть их на родину и сопровождать перенесение святыни. Очевидно, В. наряду с архиеп. Арсением был инициатором написания проложного Жития св. Саввы и служб на его успение и перенесение мощей (см.: О делима у Cmyдuje. Београд, 1970. С. 273-276). Христос благославляет кор. Владислава. Роспись ц. Вознесения мон-ря Милешева. До 1228 г. Христос благославляет кор. Владислава. Роспись ц. Вознесения мон-ря Милешева. До 1228 г. В последние годы правления В. заметно ослабли его позиции в Приморье, возможно, в результате монг. набега 1241 г., но нельзя исключать, что он мог уступить нек-рые земли, пытаясь найти союзника в грядущей междоусобице: с 1241 г. источники вновь упоминают изгнанного из Зеты в правление кор. Радослава его двоюродного брата Георгия Вукановича, сначала как князя в Улцине, а в 1242 г. как короля. Вскоре после смерти Иоанна Асеня II (1241) В., лишившийся поддержки тестя, был свергнут младшим братом Урошем I, к-рый дал ему в удел с сохранением королевского титула юж. часть серб. приморских владений в Зете со столицей в Шкодере. В качестве удельного соправителя В. играл значительную роль в политической жизни региона, во всяком случае в Далмации: в договоре болг. царя Михаила II Асеня, заключенном с Дубровником в 1253 г. и направленном против Сербии (см.: Стари српске и писма. Сремски Карловци, 1934. 1. Дио 2. С. 206-207), В. фигурирует наряду с Урошем в качестве основного противника.

http://pravenc.ru/text/154993.html

«Похвала Богоматери с Акафистом». Икона из Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV в. (ГММК) «Похвала Богоматери с Акафистом». Икона из Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV в. (ГММК) Церковь Пресв. Богородицы в квартале Диакониссы (17) (τν Διακονσσης) ( Janin. 1969. P. 174-175; Иванов. 2011. С. 269-270), основана патриархом свт. Кириаком II (596-606). Согласно соч. «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного, была местом остановки во время торжественной имп. процессии, направлявшейся в ц. св. Апостолов в Светлый понедельник. В храме совершался синаксис в честь ап. Иоанна Богослова (15 февр.), Пресв. Богородицы (13/14 мая), апостолов Петра и Павла, Стефана и Иакова, брата Господня (19 нояб.); освящение церкви праздновалось дважды (28 июля и 19 нояб.), что может указывать на ее большую реконструкцию. Развалины церкви были обнаружены в ходе раскопок 1943-1946 гг. на месте, к-рое в наст. время занимает здание философского фак-та Стамбульского ун-та. Монастырь Пресв. Богородицы Евергетиды (18) (Эвергетис) (τς Εεργετδος - Благодетельницы; Евергетидский мон-рь) ( Janin. 1969. P. 178-183), известен в основном благодаря своему Типикону (см. Евергетидский Типикон ), составленному во 2-й пол. XI в. Основан состоятельным жителем К. Павлом в его загородном владении, где он начал вести подвижническую жизнь в 1048 г. После его смерти (1054) управление общиной перешло к его ученику Тимофею, который организовал полноценный мон-рь с церковью (освящение - 29 дек.) и 3 часовнями - в честь Спасителя, во имя св. Апостолов и кладбищенской. В рукописях известны неск. игуменов и насельников мон-ря XI-XII вв. В числе последних был буд. патриарх Неофит I (1153-1154). Мон-рь неоднократно посещал свт. Савва I , архиеп. Сербский (1219-1237), к-рый вместе со своим отцом великим жупаном Стефаном Неманей сделал в его пользу значительные пожертвования. В марте 1206 г. мон-рь (лат. Santa Maria de Virgiotis) со всем его имуществом был передан обители Монте-Кассино с условием, что греч. монахи не будут из него выселены (акт о передаче был подтвержден в 1217 и 1222). Мон-рь находился в прибрежном районе на расстоянии ок. 3 км от городских стен. У него было подворье в К., о к-ром упоминал Антоний Новгородец и в к-ром, вероятно, останавливался свт. Савва Сербский. По мнению Жанена, подворье может быть отождествлено с «монастырем святого Андрея», к-рый находился близ мон-ря св. Андрея в Криси и в к-ром, по свидетельству анонимного рус. паломника XV в., хранился посох прп. Андрея Юродивого (по сведениям Антония Новгородца, на подворье хранился крест ап. Андрея Первозванного).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

К сему празднику приглашались все подвижники Афона. Получил приглашение и царственный инок Савва. С великою радостью и охотою он отправился на славное торжество, на которое собрались все афонские подвижники во главе с протом афонских обитателей. Встреченный вниманием всех афонских властей, Савва получил возможность видеть вполне церковное торжество на Афоне, этом излюбленном Пресвятою Богородицею святом месте. Он так был поражен всем виденным и слышанным, что тотчас же решился остаться в обители Пресвятой Богородицы, и стал усердно просить игумена Ватопедской обители Феостирикта принять его в число братии монастыря. Искренняя просьба Саввы была принята и удовлетворена: он вступил в число рядовой братии и усердно начал выполнять все иноческие обязанности и послушания. При самом своем вступлении в Ватопедский монастырь, Савва поспешил сделать богатый вклад в обитель, которая так поразила его и удовлетворила его давние благочестивые желания. Между тем известие, принесенное в Сербию посланными Стефаном Неманей для розысков его сына, глубоко потрясло не только его родителей, но и всю страну: царственный юноша отказался от родной семьи и всего мирского и стал монахом! На первых порах родители грустили, разлучившись с сыном, но скоро они сознали, что на все есть воля Божия, а будучи благочестивыми христианами, печаль переменили на радость, видя в своем сыне служителя Божиего и ожидая от нею блага, как себе самим так и отечеству. Собравши свои мысли и чувства, родители отправили Савве слезное послание, в котором, выражая сожаление о разлуке, но вместе воздавая славу Господу Богу, все устрояющему Своей премудростью ко благу, убеждают и умоляют сына навестить родителей, приехать в родную Сербию и доставить всем утешение, обещая после свидания беспрепятственно отпустить его обратно на святую гору. Вместе с посланием родители отправили сыну большую сумму золота, как для его личных потребностей, так и для раздачи афонским церквам и убогим людям. Святой Савва был утешен сим родительским посланием, но не пожелал отправиться на родину: он горел желанием подвизаться на Афоне, куда так стремился и где благополучно водворился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010