Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУБРОВНИК [лат. Ragusium, Ragusa], г. в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., в средние века центр самостоятельной Дубровницкой (Рагузинской) республики и важный торговый центр. История города Лат. название г. Рагуза (Рагузий) восходит к названию прибрежного о-ва Лаус (Laus - Lausium - Rausium - Ragusium), на к-ром ок. 614 г. возникло поселение романоязычных беженцев из Эпидавра (совр. Цавтат) (потомков рим. и иллирийского населения), спасавшихся от аваро-слав. нашествия. В письменных источниках Рагуза впервые упомянута в 667 г. Слав. название Д. (от слова «дубрава») принадлежало поселению, сложившемуся к кон. XI в. на материке напротив Рагузы. В XII в. эти поселения объединились, отделявшая их протока была осушена и на ее месте возникла центральная улица города - Страдун. Оба названия сосуществовали: Рагуза в офиц. (до 1472 лат., затем итал.) и в далматинском (бывшем в употреблении до XVI в.) языках; слав. название Д., зафиксированное в кон. XII в., стало офиц. в 1918 г. С момента возникновения и до 1204 г. Д. как город-анклав с небольшой сельской округой, граничившей с землями, где жили славяне, входил в состав визант. фемы Далмация. Из-за географической удаленности от империи далматинские города обладали большой самостоятельностью. В 866-867 гг. город выдержал 15-месячную осаду арабов, снятую визант. флотом. В 972 г., по легенде, благодаря заступничеству св. Власия , сщмч. Севастийского, был предотвращен захват города венецианцами. Ок. 992 г. Д. осадили войска болг. царя Самуила , но взять его не смогли. В 1000-1018 гг. Д. был под властью Венеции. Со 2-й пол. XII в. из-за постоянно меняющейся политической обстановки республика балансировала между Византией, Венецией, норманнским Сицилийским королевством и позже серб. гос-вом Стефана Немани. В 1186 г. серб. войска заняли часть Д., но норманнский флот спас город от оккупации. По договору с серб. вел. жупаном Стефаном Неманей Д. получил гарантию неприкосновенности границ и свободу торговли в серб. землях. В 1189 г. подобное право купцы Д. получили от боснийского бана Кулина, в 1191 г.- от визант. имп. Исаака II Ангела.

http://pravenc.ru/text/180532.html

Принц Чарльз собирает средства для восстановления сербского монастыря Хиландар на Афоне 1 августа, 2011. Новостная служба Настоятель монастыря Хиландар архимандрит Мефодий сказал, что принц Уэльский проявляет особый интерес к реконструкции монастыря, однако эта работа была приостановлена в связи с экономическим кризисом, который заметно сказался на возможностях сербского и греческого правительств. 1 августа. ПРАВМИР. Принц Уэльский Чарльз организовал сбор средств для реконструкции сербского монастыря Хиландар (Афон) . Примерно 100 гостей из Великобритании, Европы, США съехались на прием по случаю сбора денег на все необходимые работы по восстановлению монастыря. Как известно, принц Чарльз регулярно посещает Афон и, в частности, монастырь Хиландар, в котором он при очередном визите увидел масштаб разрушений, вызванных огнем. Настоятель монастыря Хиландар архимандрит Мефодий сказал, что принц Уэльский проявляет особый интерес к реконструкции монастыря, однако эта работа была приостановлена в связи с экономическим кризисом, который заметно сказался на возможностях сербского и греческого правительств. На недавней встрече в Великобритании архимандрита Мефодия и принца Чарльза обсуждались восстановительные работы и особенно реконструкция западного крыла монастыря. Принц Чарльз сказал, что собранные им деньги будут вложены в виноградники и оливковые деревья, которые помогут организовать полноценную жизнь монастыря. Стоит сказать, что во время своего визита в Великобританию архимандрит Мефодий также посетил церковь святого Саввы в Лондоне и монастырь святого Иоанна Предтечи в Эссексе. Справка: Хиландар – один из афонских монастырей. Принадлежит Сербской православной церкви и является одной из величайших сербских религиозных святынь. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Монастырь основан в 1198 году сербским архиепископом Св. Саввой и его отцом, сербским князем Стефаном Неманей. 4 марта 2004 года в Хиландаре вспыхнул сильный пожар, серьезно повредивший древний афонский монастырь.

http://pravmir.ru/princ-charlz-sobiraet-...

Мужской монастырь Студеница Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Студеница (серб. Манастир Студеница) — один из первых и самых больших сербских монастырей, Сербская Лавра, основанная Стефаном Неманей в 1190 году. Монастырь известен по сохранившимся фрескам 13 и 14 века. В 1986 году монастырь включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Содержание История [ править править код ] Монастырь Студеница был возведён в 12 веке на пустынном месте, где иногда охотились местные жители. Посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Его основатель, Стефан Неманя , отрёкся от престола в пользу своего второго сына, Стефана Первовенчанного , и отошёл в монастырь Студеницу в 1196 году. Тогда же в монастыре завершились первые этапы строительных работ. Позднее он едет на Афон , где со своим младшим сыном, монахом Саввой , работает над восстановлением монастыря Хиландар . Здесь же Стефан Неманя принял монашеский постриг с именем Симеон. В это время о монастыре Студеница заботился Стефан Первовенчанный. Монах Симеон умирает в 1199 году на руках своего сладшего сына Саввы, который возвращается с Афона в Сербию в 1206 году,чтобы помирить своих старших братьев, и привозит с собой в монастырь Студеницу мощи своего отца. Тогда святой Савва становится старейшиной (игуменом) монастыря до двадцатых годов 13 века в чине архимандрита. В это время монастырь становится культурным, духовным и медицинским центром Сербии. Здесь святой Савва написал Студеницкий типик , в котором описал житие своего отца, преподобного Симеона. Монастырь играл важную роль в сербской истории. Позже его восстанавливали и другие сербские правители из династии Неманичей, но Студеница часто разрушалась турками во время турецкого ига. В комплексе монастыря сейчас три церкви, хотя раньше их было четырнадцать. Главный храм посвящён Успению Пресвятой Богородицы, к которому уже в 1230 году король Радослав, внук Стефана Немани, возвёл притвор, где находилась первая церковь, посвященная святому Симеону. Вторая по величине церковь посвящена святым Иоакиму и Анне, она известна как Королевская церковь, так как её основал в 1314 году король Милутин. Третья церковь посвящена святому Николаю Чудотворцу. На территории монастыря также сохранился фундамент церкви, которая скорее всего была посвящена Иоанну Крестителю. В комплекс монастыря входят трапезная, корпуса, колокольня из 13 века, где когда-то была часовня. К северу от трапезной расположены монастырские кельи XVIII века, где находится музей и выставка экспонатов Студеницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Женский монастырь Баня Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Баня (серб. Манастир основан в XII-XIII веках великим жупаном Сербской Рашки Стефаном Неманей и относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Этот монастырь следует отличать от монашеской обители с таким же названием в сербском городе Прибой. Содержание История [ править править код ] Расположенный на берегу Рисанского залива черногорский монастырь Баня своим необычным названием обязан находившимся здесь в античную эпоху римским баням. В настоящее время от них осталось одно лишь воспоминание − давным-давно они были полностью разрушены сильным землетрясением. Появление монастыря относится к XII-XIII векам. Считается, что он является задужбиной великого жупана Стефана Немани ( св. Симеона Мироточивого ), который посвятил этот монастырь св. вмч. Георгию Победоносцу. Впоследствии его сын Стефан Первовенчанный присоединил этот монастырь к своей задужбине − монастырю Михольска Превлака . В письменных исторических источниках монастырь Баня впервые упоминается в 1602 году. С момента своего существования до сегодняшнего дня монастырь Баня пережил множество разрушений во время войн и стихийных бедствий, но всегда восстанавливался, как и был возрожден однажды после разрушения турками в 1654 году. В начале XVIII века, а точнее в 1702 г., архимандрит Петр Кордич из Рисана решил возродить монастырь Баня, построив на остатках средневековой церкви сначала часовню, а потом и новый храм в честь Святого Георгия. Строительство храма велось с 1718 по 1720 гг. при участии архимандрита Афанасия Хиландарца и хиландарских монахов, а также жителей Рисана, о чем сообщается в памятной грамоте, которая находится в алтаре монастырской церкви. В 1720 году в день памяти св. вмч. Георгия было совершено освящение церкви и отслужена первая Божественная литургия. Интересно, что алтарь церкви был построен на месте часовни, возведенной в 1702 году архимандритом Петром Кордичем. Согласно прошению от 4 апреля 1718 года жители Рисана назначили архимандрита Афанасия Хиландарца игуменом монастыря Баня. В 1729 году им была проведена масштабная реконструкция монастыря, средства на которую пожертвовали зажиточные моряки Рисана.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Женский монастырь Кончул Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Кончул или Кончулич , Николача — женский монастырь Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви в честь святого Николая, датируется XIII веком, является центром местной епархии. Расположен на реке Ибар возле города Рашка в Сербияи. Содержание История [ править править код ] Монастырский храм был возведен на фундаменте древнего храма, приблизительно в 1175 году, великим жупаном Стефаном Неманей ( преподобным Симеоном Мироточивым ) в первые годы своего правления. С момента основания монастырь имел неоспоримый авторитет. Игумен монастыря участвовал в выборах настоятелей окрестных монастырей Студеницы . Известно, что святой Савва , отправившись тайно в монастырь Хиландар , на Афон , провел в монастыре Кончул первую ночь своего странствия. После 1318 года в монастыре Кончул находилась резиденция епископа Кончулского и Ибарского. В Кончуле принял монашество будущий архиепископ Сербский Даниил II (1324-1337 гг.). Своего наибольшего подъема монастырь Кончул достиг в 14 веке и в первой половине 15 века. В 1317 г. этот монастырь упоминается как ставропигиальная (королевская) лавра. В XIV в. игумен Кончула был на 8-м месте в ранге настоятелей монастырей Сербской архиепископии. После падения сербской монархии в 1459 году, когда Сербия попала под турецкую власть и перестала существовать как государство, войдя в состав Османской империи, для монастыря Кончул и для других сербских монастырей наступил трудный период. Позже монастырь сильно пострадал во время войны с Австро-Венгрией в 1686 году и в разрушенном состоянии оставался до 1861 года. Храм восстановили в 1861 г. (частично сохранились первоначальные особенности архитектуры), и до конца ХХ в. он оставался приходским. В ходе археологических раскопок 1975-1979 гг. были открыты фундаменты древних зданий, могилы и надгробные памятники XVI-XVII вв. Современное состояние [ править править код ] В начале 2000 года игуменья Катарина с сестрами из Свято-Троицкого монастыря села Мишутиште в, разрушенного местными албанцами, приходит в монастырь Кончул, с ее приходом начинается материальное и духовное возрождение заброшенной и разрушенной святыни.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Разделы портала «Азбука веры» 30 Июн 2023 Монастырь Хиландар был основан в 1198 году сербским архиепископом Святым Саввой и его отцом, сербским князем Стефаном Неманей АФОН. На святой горе Афон отметили 825-летие основания сербского монастыря Хиландар. В главном храме монастыря по этому случаю состоялось Всенощное бдение, за которым возносились молитвы святым основателям обители — святому Савве Сербскому и преподобному Симеону Мироточивому. Почетными гостями на праздничном богослужении в Хиландаре были настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем и наместник Студеницкого монастыря архимандрит Тихон. На богослужении, которое возглавил архимандрит Ефрем, на правом клиросе пели монахи ватопедские, а на левом клиросе хиланардские, сообщает пресс-служба монастыря. После Литургии хиландарский игумен архимандрит Мефодий обратился к собравшимся в храме и напомнил о том, что в трудные времена монастырь сохраняет память о деяниях предков. Основатели монастыря, святые Савва и Симеон, были создателями сербского государства, родоначальниками династии Неманичей. «Мы видим, куда движется современный мир, и, к сожалению, наш народ. Хотя мы пытаемся спастись от этого неправильного пути, тем не менее из-за нашего духовного расслабления мы замечаем и понимаем, что этот поток все же охватил нас и несет нас туда, куда нам не нужно, в противоположную сторону от того пути, который оставил нам наш святой Савва. Поэтому хорошо, что мы празднуем их память, но они будут еще больше рады, если в дополнение к этому празднованию мы будем следовать примеру славных Неманичей, которые укрепили наш народ и государство на православном пути, на пути святого Саввы, пути Евангелия», — сказал владыка Мефодий. Монастырь Хиландар был основан в 1198 году сербским архиепископом Святым Саввой и его отцом, сербским князем Стефаном Неманей. Первоначально они приняли постриг в соседнем монастыре Ватопед, но затем создали собственную обитель. Хиландар считается одной из главных святынь православной Сербии. Источник: Седмица.RU Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/na-afone-otmetili-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНЧУЛ (Кончулич, Николача), жен. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на р. Ибар возле г. Рашка (Сербия). Монастырский храм был возведен на фундаменте древнего храма в первые годы правления (ок. 1175) вел. жупаном Стефаном Неманей ( Симеон Мироточивый , прп.). В Студеницком типике нач. XIII в. упоминается, что игумен К. участвовал в избрании архимандрита мон-ря Студеница. В К. принял монашество буд. архиеп. Сербский Даниил II (1324-1337). В 1317 г. этот мон-рь упоминается как ставропигиальная (королевская) лавра. В XIV в. игумен К. был на 8-м месте в ранге настоятелей мон-рей Сербской архиепископии. С кон. XIII в. в К. находилась кафедра Кончульской епископии, из иерархов к-рой известен митр. Геннадий (1427-1456). В 1689-1690 г. мон-рь был сожжен турками. Храм восстановили в 1861 г. (частично сохр. первоначальные особенности архитектуры), и до кон. ХХ в. он оставался приходским. В ходе археологических раскопок 1975-1979 гг. были открыты фундаменты древних зданий, могилы и надгробные памятники XVI-XVII вв. Обитель была возобновлена в 2000 г. монахинями из сожженного албанцами мон-ря Пресв. Троицы в с. Мушутиште (близ г. Призрен, Косово и Метохия). В 2007 г. был освящен новый жилой корпус. Святынями обители являются мощи вмч. Иакова Персиянина и список Киккской иконы Божией Матери. При мон-ре действует иконописная мастерская. Лит.: В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српскога народа. Београд, 1950. С. 151; С. Делатност Завода за заштиту споменика културе у од 1976. до 1980. г.//Рашка Баштина. 1980. 2. С. 301-302; М. Enuckonuje и мumponoлuje српске цркве у веку. Београд, 1985. С. 193-194; Сава еп. Српски jepapcu. Београд; Kparyjebaц, 1996. С. 110, 362-363; он же. Данило II, св. архиеп. Српски//Ehцukлoneдuja Београд, 2002. 1. С. 515-516; К. J. Кончул//Там же. 2. С. 1017; [Электр. ресурс]. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2057180.html

26 мая 2011 года решением Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви был избран викарием Патриарха Сербского с титулом Липлянский. Решением Священного Архиерейского Собора 2014 года избран епископом Пакрацко-Славонским. Владыка Йован известен в Сербской Православной Церкви и как военный парашютист. В октябре 2002 года он был включен в резервный состав 63-й парашютной бригады, духовником которой является --------------------------------------- Хиландар – один из афонских монастырей, расположенный на северо-восточной стороне полуострова. Обитель была основана в 1198 году сербским архиепископом святым Саввой и его отцом, сербским князем Стефаном Неманей, которые приняли постриги в соседнем монастыре Ватопед. В святогорской иерархии Хиландар занимает 4-е место. Крестная слава – сербский обычай, празднование дня святого покровителя семьи, церкви, монастыря. Преподобный Симеон Мироточивый в миру был великим жупаном (правителем) Сербии, объединил большую часть сербских земель и добился политической независимости для своей страны. В возрасте 80 лет Стефан удалился на Афон, где святостью жизни прославился уже его сын – святой Савва. Преподобный Симеон был великим подвижником и мудрым наставником иноков. Интифада – арабское освободительное движение. В настоящее время под словом «интифада» чаще всего понимается вооруженная борьба палестинских арабов против Израиля. Мар Саба или Лавра Саввы Освященного – православный греческий мужской монастырь, расположенный на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне. Обитель была основана в 484 году преподобным Саввой Освященным. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви. Отец Йован, где вы? Вас ищет сербский епископ – англ. Славский колач – праздничный хлеб, выпекаемый в честь сербского праздника Крестной славы и торжественно освящаемый. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть

http://ruskline.ru/opp/2020/12/29/s_patr...

В Успенском храме монастыря Морача, что стоит на водопадах Светигора, часами можно восхищаться при виде ярких фресок XVI века " Рождество Иоанна Крестителя " , " Крещение царей и пророков " , " Ворон кормит св. Илию " . " Отче, как вы умудрились сохранить эти древности? " - поинтересовался я у инока. " О, надо всего лишь каждые 30 лет аккуратно реставрировать их " , - смиренно ответил тот. Сейчас этот монастырь, основанный сербским правителем Стефаном Неманей, отмечает свое 750-летие. Поражает своим величественным видом Острожский монастырь. Сначала у паломников замирает сердце во время подъема автобуса по однополосному серпантину, когда из окон вместо асфальта видна пропасть. Говорят, за многие десятилетия здесь не было ни одной аварии - это чудотворец и целитель Св. Василий хранит путников и помогает черногорским асам-водителям. Но вот и церковь Святой Троицы Нижнего Острога позади, и затем полчаса странники карабкаются вверх по грубым камням. Но какова награда в конце подъема! Перед нами - белые стены, будто парящие на 900-метровой высоте над уровнем моря, прилепившиеся к влажной, исходящей родниковыми струями горе. Строгий монах приказывает соблюдать полную тишину. Прикладываемся к раке с мощами святого Василия - второго после Саввы Сербского святителя всей Православной Церкви южных славян. Куда повернет черногорский фургон? По историческим меркам совсем недавно, всего полтора столетия назад, черногорское государство строилось по принципу симфонии духовной и светской властей. Последней династией митрополитов, одновременно являвшихся и светскими владыками, были Негоши - Савва, Василий, святой Петр I и наследовавший ему племянник Петр II, успевший поучиться в России, но, к сожалению, очень рано, в 21 год, умерший. Петра I черногорцы до сих пор считают величайшим своим соотечественником, но в отношении к его памяти балканские парадоксы проявляются во всей красе. Прежде всего святитель завещал похоронить себя на живописнейшей горе Ловчен, но не на высочайшем ее пике, а на втором: " Быть может, после меня появится черногорец еще умнее " .

http://pravoslavie.ru/rusdom/200110/17.h...

Когда великий жупан был уже 80 лет, сын его св. Савва писал к отцу: «движимый Апостольским духом, ты просветил людей своих православием , истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе исполнить слова Сына Божия, глаголющего в Евангелии: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет». – Собрав вельмож и выбранных народа, он объявил желание свое оставить мир и назначил преемником своей власти сына Стефана. – Напрасно упрашивали его не разлучаться с ними. – Марта 25-го 1195 г. совершена была литургия епископом Каллиником; великий Неманя сложил с себя и передал сыну права властителя Сербии 272 . Затем тот же епископ в обители Студеницкой облек его и благочестивую супругу его Анну в иноческие одежды, назвав одного Симеоном, а другую Анастасиею 273 . – В то же время роздана была щедрая милостыня бедным, больным, иночествующим. Анастасия удалилась в женскую обитель; Симеон остался в Студенице. Здесь подвизался он иночески два года. Потом отправился к сыну на Афон 274 . Посетив вместе с Саввою все святогорские монастыри, насладившись беседою с отшельниками и оделив всех милостынею, Симеон поселился в кельях, построенных сыном в Ватопеде. Они вместе проходили подвиги, помогая один другому: сын удвоял пост и поклоны за себя и за старца; отец проливал слезы и вздохи за себя и сына. Симеон и на Афоне изливал щедрость свою для обителей молитвы. При входе на Афон, на месте называемом просфора, был монастырь с храмом Симеона Богоприимца; морские разбойники разорили его и он оставался в запустении. Щедростию Симеона построены были келии, ограда и башня, насаждены виноградники и возобновлен храм. Ватопед также украсился многими келиями для отшельников 275 . Благочестивый старец Славянин подал мысль князьям инокам – построить новый или возобновить какой-нибудь запустевший монастырь, с тем, чтобы приходящие на Афон Сербы находили себе готовый приют иночества. Старец Симеон с восторгом принял эту мысль и поручил сыну исполнить ее. Ни одно место столько не понравилось им, как запустевший Хиландарский монастырь. Ватопедским Грекам не хотелось выпустить из рук своих ни власти, ни земли. Савва обратился к проту всей горы и тот предоставил им Хиландарь. По просьбе отца сын, жупан Стефан, прислал деньги на возобновление обители и покупку участков земли; с любовию назначил и в Сербии имения в пользу Сербского Хиландаря 276 . Быстро возобновился Хиландарь и наполнился иноками – Славянами 277 . Император Алексей, родственник дома Неманей, даровал Хиландарю права независимой обители 278 . В хризовуле своем Симеон писал: «вышел я из отчизны в святую гору и застал Хиландарь таким, что не оставалось камня на камне; Владыка мой удостоил меня быть ктитором его; выпросил я грамоту у царя; даю ему в Призрене монастырь, в Милиях села Милушу, Сламодравы, Ретивлу» и пр. 279 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010