Н. опубликовал множество статей по исторической географии, общественной и культурной истории средневек. Сербии, сербско-визант. духовным связям и связями сербов с османской Турцией. Вначале он исследовал историю значимых географических мест в гос-ве династии Неманичей , в т. ч. Брскова, Дане, Николь-Пазара, Бихора, Видинской обл. и др. Хотя многие его предположения вскоре были опровергнуты, они дали толчок развитию полемики по этим темам. Итогом этих публикаций стало исследование «Земли деятельности Немани» Н. Београд, 1877. 1. С. 163-243), в к-ром он попытался определить географические места, упомянутые в биографиях Стефана Немани, отца свт. Саввы Сербского и основателя династии серб. правителей Неманичей. Через год вышло 2-е исследование - «Ново Брдо и Враньское Поморавле в сербской истории XIV и XV вв.» (Ново Брдо и у ucmopuju cpnckoj XIV и XV в.//Там же. 1879. 3. С. 263-355), представившее развитие географической области в сербском средневек. гос-ве. Далее свет увидело исследование о серб. землях в период до правления Неманичей «Сербские области X и XII вв. до правления Неманичей» (Српске области X и XII в. пре владе Друштва српске словесности. Београд, 1880. 48. С. 1-151). Н. и позже продолжал публиковать исследования об отдельных важных городах и областях средневек. серб. державы. Вопросы церковной топографии он затронул в неск. исследованиях, из к-рых необходимо выделить «Заметки по истории Шабаца и шабацкой столицы правителя» (Белешке к ucmopuju Шапца и шабачке владичанске Н. 1887. 9. С. 3-34) и «Дополнение к истории Валевской митрополии» (Joш jeдah прилог к ucmopuju мumponoлuje//Там же. 1889. 11. С. 215-217), в к-ром автор определил изменения границ Шабацкой епархии, и исследование «Монастырь Убожац: Питье в Сербии XIII и XIV вв.» (Манастир Убожац: Пиво у Cpбuju XIII и XIV в.//ГСКА. 1911. 86. С. 141-166). Для церковной историографии важное значение имеет и труд «Охридская архиепископия в начале XI в.» (Охридска apxuenuckonuja у почетку XI в.//ГСКА. 1908. 76. С. 1-62), в к-ром на основании повелий визант. имп. Василия II Болгаробойцы, данных Охридской архиепископии в 1019 и 1020 гг., он определил территории, входившие в эту церковную структуру.

http://pravenc.ru/text/2577747.html

В позднее Средневековье практически все значимые фигуры в духовной жизни и письменности на Балканах были монахами. Великий св. Савва Сербский , чью историческую роль как основателя Сербской церкви мы уже уяснили, был выходцем с Афона. Среди его литературных трудов – «Житие» его отца Стефана Немани, который, приняв постриг с именем Симеона, стал широко почитаемым святым – Симеоном Мироточивым. Это житие послужило образцом для других агиографических сочинений: жития преемников Немани написаны некоторыми из учеников св. Саввы. Помимо того, что эти жития положили начало социально значимой мистической концепции «святого короля», они еще и способствовали формированию характерного именно для сербов почитания династии Неманичей как сербского воплощения православного наследия. Своеобразной параллелью к этим житиям королей стали составленные сербским архиепископом Данилой II биографии предстоятелей Сербской церкви, начиная со св. Арсения, первого преемника св. Саввы. Другим наиболее значительным вкладом св. Саввы были перевод и издание Кормчей книги – славянской версии византийского Номоканона, то есть сборника канонических постановлений и светских законов, касающихся церкви. Задуманная как руководство («лоция») для недавно основанной Сербской церкви, эта книга была принята как основной источник права также в Болгарии и на Руси 598 . Роль монашества в жизни южнославянских Церквей стала еще более заметной после того, как в Византии в середине XIV века одержали победу над оппонентами исихасты. В обширной научной литературе по общественной и религиозной жизни Восточной Европы XIV века стало общепринятым употребление термина «исихаст» в широком смысле – как обозначение всех, кто отождествлял себя, прямо или косвенно, с этой победой. На самом деле сам термин, получивший широкую известность еще в IV веке, имеет более узкое значение: он относится к монахам, ищущим исихии (покоя), то есть отшельникам и пустынникам, подвизающимся в непрестанной молитве. В XIII веке началось мощное движение за возрождение этой традиции. Новым в XIV веке было то, что определенные богословские положения, высказанные византийскими исихастами (прежде всего св. Григорием Паламой ), – главным образом то, что Сам Господь может быть постижим для верующего в Своих «энергиях», – были оспорены некоторыми богословами, но в итоге все же получили торжественное одобрение церкви на соборах 1341, 1347 и 1351 годов. Эти события дали новый мощный импульс исихастской традиции, а также способствовали росту авторитета монашества и выходу его представителей на ведущие позиции. Поэтому термин «исихазм» стали относить ко всем этим людям. Однако стоит помнить, что термин отчасти условен и что символически он отсылает нас к истокам движения, получившего немалое влияние во многих сферах общественной и интеллектуальной жизни Восточной Европы в целом 599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Вступив на престол по смерти отца, он встретил многих врагов, которые сами желали захватить в свои руки правительственную власть. Это были его наместники, которых своеволие росло все больше и больше. Каждый из них хотел быть самостоятельным и независимым. К сожалению, Урош с мягким характером доверился хитрому и честолюбивому Вулкашину, злоупотребившему его доверием: Вулкашин убил его на охоте (2 декабря 1367 г.) близь местечка Неродимля (на Коссовом поле). Тело его отсюда перенесено было в соседний Успенский храм близ города Петрпча. В нашествие турок, оно было перенесено на Фрушскую гору, в обитель Язля, где и доселе почивает 157 . Сербский князь Лазар не был из потомков Неманичей, а происходил из боярского рода Гербляновичей, но так как он> женат был на девице из рода Немани, Милице, то, как родственник Неманичей, носил, с дозволения Душана, княжеский титул. При сыне Душана Уроше он управлял Сремскою придунайскою областию. Когда же, по смерти узурпатора Вулкашина, он успел обуздать своеволие областных правителей, – то вся Сербия признала (1374 г.) его своим верховным правителем. Лазарь много заботился о водворении мира в Сербии, о распространении просвещения и устройстве храмов и монастырей 158 . В битву с турками на Коссовом поле он был ранен, взят в плен и, по приказанию султана, обезглавлен Он был погребен в храме приштинской епархии; но когда чрез 2 года и 8 месяцев тело его обретено было нетленным, – то перенесено было в устроенный им монастырь Раваницкий; после же опустошения этого монастыря турками (1683 г.) оно перенесено было в одну из обителей Фрушской горы, известную под именем новой Раваницы. Память его 15 июня 159 . Сербы свято чтут память и многих своих святителей, каковы Савва I, Арсений, Савва II, Никодим, Иоанникий, Спиридон, Макарий, Гавриил и некоторые другие. Но жизнь их мало известна, за исключением св. Саввы, первого архиепископа сербского. Св. Савва, в мире Растько или Ростислав, был младший сын великого жупана Сербии Стефана Немани и Анны. Получив высокое образование, он с юности (с 15 года) уже стал управлять Герцеговиною, которая впоследствии называлась герцовством Саввы; но с юности же он полюбил пост и молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

И вот Бог послал ему одного чернеца, который хорошо знал святую гору. Это был русский инок из русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Он удовлетворил все желания знатного юноши, рассказал обо всех афонских святых обителях и о всех видах подвижничества на святой горе. Рассказы захожего инока вполне соответствовали намерениям и чаяниям благочестивого юноши: он тогда же бесповоротно решил и дал обет Богу оставить мир и подвизаться на Афоне. Было всего семнадцать лет юноше, когда он решил оставить мирскую жизнь. Горячо помолившись Господу Богу, он уговорил несколько богобоязненных мужей содействовать ему в исполнении его намерения и быть его спутниками, и немедля отправился в путь, прежде всего — в дом своих родителей. Несказанно обрадовались отец с матерью прибытию своего любезного сына, устроили по этому случаю пиршество и старались всячески оказывать ему свою ласку. Через несколько дней пребывания в гостях у своих родителей, Растько просится у них на охоту в одну неблизкую дикую местность, богатую всякого рода добычей. Родители охотно дают свое согласие. Получив родительское благословенье, Растько в сопровождении своих верных людей отправляется в путь, но не для звериной ловли в пустыню, а на святую Афонскую гору, для подвигов ради душевного спасения. Достигши благополучно Афона, Растько поселился в русском Пантелеимоновом монастыре, инок которого подробно повествовал ему ранее о святогорском подвижничестве. Родители вскоре хватились сына. Догадываясь, что сына их увлек не кто иной, как русский монах и не в иное место, как на Афон, Стефан Неманя немедленно послал одного из своих старших воевод с великим отрядом. Получив от греческого императора Исаака Ангела [ 2 ] строгое предписание к проту (настоятелю) Афонской горы и ко всем святогорцам и военный отряд от Солунского воеводы, уполномоченный Стефана Немани явился на Афон и нашел разыскиваемого знатного беглеца в монастыре святого Пантелеимона. Сильно обрадовался верный слуга Немани, что так скоро нашел, кого искал, и надеялся вскоре возвратить юношу к родителям, так горевавшим о нем, и получить за сие достойную награду. Не надеясь, чтобы беглец добровольно и охотно вернулся на родину, оставив свое намерение, посланные не спускали с глаз юношу и стерегли, чтобы он снова не скрылся от них. Но Растько давно уже решился, несмотря ни на какие препятствия, принять иноческое пострижете на Афоне и остаться там. Это намерение было известно игумену Пантелеимонова монастыря, который и решился оказать содействие отважному юноше.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Следует обратить внимание, что движение развивается параллельно в Сербии и Болгарии и что византийское правительство столько же озабочено бьшо восстанием в Болгарии, как военными предприятиями великого жупана Сербии. Последний одновременно ведет дело на два фронта. В то время как на юго-востоке успех сербов был обеспечен восстанием Петра и Асеня 212 , по направлению Адриатического моря притязаниям их стояли на дороге Венгрия и Венецианская республика. С этой точки зрения представлялось бы весьма важным осветить намек на предприятия сербского великого жупана в Далмации, относящиеся к царствованию Исаака, хотя в самом слове под далматами разумеются сербы. Здесь по смерти Мануила Стефан Неманя в союзе с венгерским королем занял некоторые города в Северной Далмации вместе с Зарой. На Адриатическом море сербские владения в Захлумье и Зете представлены были в княжении Мирослава и находились в зависимости от Сплетской архиепископии. Столько же влияние Римского престола, как и отдаленность от центра этих владений постоянно ставили великого жупана в необходимость защищать эти области против покушений со стороны соседей. После переговоров и соглашения с германским императором Неманя продолжал более активную деятельность на далматинской окраине. Так, он овладел Скутари вместе с окрестными епископскими городами 213 и приморскими укрепленными местами Дульциньо, Антивари и Котор. В 1189 г. жена князя Михаила Дуклянского Демслава бежала в Рагузу вследствие притеснения со стороны Немани, и весьма вероятно, что с тех пор и Дукля присоединена к Сербии. По отношению к Котору имеется акт городского совета от 1186 г., помеченный временем Стефана Немани. Поражение на Мораве, которое так сильно преувеличил в своем похвальном слове Никита Акоминат, сопровождалось следующими результатами. «Неманя убежал из боязни, чтобы не попасться в плен и не потерпеть наказание за проступок против своего господина. Ты же напустил на его дом всепожирающий огонь, который уничтожил не только то, что подвергается горению, но и самые камни, и взял большой полон, а многих перебил 214 . Земля обратилась в пустыню, и не осталось в ней жителей. Далмация стала доступна только ветрам. Ты сам лично участвовал в битве, не подражая в этом своим предшественникам. Вследствие того еще недавно гордившиеся перед нами иноязычные племена испытали скорбь, и напал на них страх и трепет при слухе о том, какие бедствия постигли далматинцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Стефан Неманя родился в дуклянской области, в г. Рыбнике в 1114 г. Крещен первоначально по обрядам римско-католической церкви в монастыре св. Сергия и Вакха и получил в крещении имя Вакхин. По возвращении его родителей в свое отечество, г. Рашку, крещен вновь по обрядам православной церкви и получил новое имя Немен, которое он после обратил в прозвище и назывался Стефан Неманя. Неманя вырос под крылом своих родителей и получил сербское домашнее и православно-религиозное воспитание. После смерти своего отца и дяди, великого жупана Уроша I в 1159 году, братья Стефана Немани разделились и получили каждый по части рашской жупании, под верховным управлением великого жупана Уроша II. Стефану Немани достались в удел Топлица, Ибар, Рашка и Река. После тридцатисемилетнего управления, Неманя отказался от престола в пользу своего сына Стефана Тихомила, впоследствии названного Первовенчанным, принял 25 марта 1195 г. монашеский чин с именем Симеона и удалился в свою «задушбину» монастырь Студеницу 735 . Спустя два года отправился в Св. Гору и —524— сначала поместился в монастыре ватопедском, а потом перешел в монастырь Хиландарь, каковой монастырь он обновил и устроил, и здесь скончался на руках своего младшего сына св. Саввы 13 февраля 1199 года, как утверждают одни историки или 1200 года, как думают другие. – Стефан Неманя своею жизнью и деятельностью имел великое влияние на политическую и религиозную судьбу сербского народа. Он был основателем сербской династии Неманичей, первым объединителем сербского народа. Победив противников своей государственной идеи – объединения сербских племен, Стефан Неманя в 1187 году был уже единодержавным властителем. Так как в его державе было много еретиков богомилов, бывших противниками и государственной и церковной власти, то Неманя открыто преследовал их, созвал против них собор, изгнал учителей богомильских и сжег их книги. Вместе с богомильством уничтожил и следы прежнего язычества. Он же был великим покровителем православной церкви. В своей области и даже за пределами ее он много построил церквей и монастырей, богато их одарил и прилагал особые заботы о церковном благоустройстве и порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Великий жупан Михаил, по совету дубровничан, которые с IX века вступили в торговые сношения с сербами и были ревностными последователями папы, отправил (1076 г.) к папе послов с просьбою дать ему королевский венец, обещая за то платить ему ежегодно немалую дань, – и папа не замедлил исполнить просьбу его: папский легат венчал Михаила на царство, – и Сербия поставлена была в зависимость от Рима 89 . При преемниках Стефана Немани папы, при всяких неурядицах в Сербии и грозивших опасностях, предлагали свою защиту и помощь, но предлагали под непременным условием признать власть римской кафедры. II правители Сербии не раз вынуждаемы были силою обстоятельств обещать папе покорность Сербии, но обещаний не исполняли. – Так сряду же по кончине Стефана Немани началась сильная борьба между его сыновьями – Волканом и Стефаном. Волкан, утвердившийся в Хлуме и Диоклее, при помощи венгров, с титулом короля и признавший главенство папы, обещал ему ввести во всей Сербии латинское вероисповедание, если он побудит католических государей оказать ему помощь в борьбе с братом 90 . В то же время и Стефан, желая отстоять престол, жаловался папе на брата и просил себе королевского венца 91 . Папа Иннокентий III, приняв сторону Волкана, очень рад был этой распре между братьями и отправил легатов капеллана Иоанна Де-Сазашагиз и иподиакона Симеона, которым поручил созвать в Диоклее собор для преобразования всей сербской церкви в духе римской и послал Волкану королевский венец, а диоклейскому архиепископу Иоанну паллий. Вместе с этими дарами он послал письма к Волкану и жене его, к диоклейскому архиепископу, к великому жупану Стефану и жене его, всем архиереям и игуменам сербским 92 , требуя от них без-прекословного повиновения легатам. И в самом деле, собор был открыт в Диоклее. Тут вместе с папскими легатами был и диоклейский архиепископ с подведомыми ему епископами и духовенством, и составлено было в духе римской церкви 12 постановлений, которые все были приняты. По окончании собора, Волкан с архиепископом Иоанном написали папе благодарственные письма 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Оба подвижника происходят из аристократических семей: св. Савва – из царственной семьи великого жупана Стефана Немани, преп. Сергий – из семьи небогатых ростовских бояр Кирилла и Марии. С юных лет, отличаясь особым благочестием, Растко и Варфоломей (так звали их в миру) полагают в своём сердце твёрдое намерение посвятить свою жизнь Богу. Варфоломей удаляется в пустыню в 21 год, после кончины своих родителей. Юному Растко встать на иноческий путь помогает некий русский черноризец, прибывший в его отечество с группой святогорских монахов. После долгой беседы с ним Растко покидает родные края и водворяется на святой Афонской горе в русском Пантелеймонове монастыре. Далее следует пострижение и суровая монашеская жизнь. Непрестанное духовное горение подвигает их всё к большим подвигам и большему самоотречению, возводя от силы в силу. Но, уйдя в пустыню, удалясь от мира, сербский и русский святые не переставали о нём молиться, продолжали с состраданием и любовью относиться к своей Родине и соотечественникам. Каждого приходящего преподобные встречали как долгожданного гостя. Время, в которое жили преп. Сергий и св. Савва, было для их отечеств временем собирания раздробленных земель в единое государство. На Руси московские князья предпринимают огромные усилия, чтобы объединить вокруг новой столицы все русские земли. Сербия, современная св. Савве, также преодолела раздробленность благодаря мудрому правлению его отца – Стефана Немани. Как преданные своему отечеству граждане, преп. Сергий и св. —9— Савва принимают самое активное участие в деле преодоления междоусобной вражды. В самые критические моменты жизни государства, когда уже кажется неминуема гибель государственного корабля и великому князю не под силу совладать с его управлением, на помощь спешат святые подвижники, убогие иноки, не имеющие под своим началом ни вооружённых воинов, ни мирской власти. И от их слова, полного благодати и силы, умиряются распри, угасает пожар злобы и ненависти. Про св. Савву говорили: «Он отрёкся от престола, но всё-таки для сербского народа сделал больше, чем любой государь». Впервые св. Савва покидает горячо любимый им Афон, чтобы предупредить назревающий раздор между его единокровными братьями Стефаном и Вуканом. Не остаётся безучастным св. Савва, и когда соседние страны угрожают независимости сербского государства. Желая устранить опасность, св. Савва едет во вражеский стан к болгарскому мятежнику Стрезу и угорскому королю Андрею.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пантелеимона. Статьи «Любителя истины», а в Константинополе на греческом: « Περ το ζητματος τς ν Αθ ερ ς μονς το γου Παντελεμονος. " π Φιλαλθους» и на французском: «Opuscule sur la question du couvent de St.-Pantéléimon au mont Athos, par un ami de la verité (Traduit du grec)» языках. Другая часть тома заключает в себе «Хрисовулы и грамоты Зографа» или просто «Акты Зографа», как отмечено на начальном листе, на котором еще записано «Афон», и хронологическую таблицу актов с указанием страниц, на которых акты помещаются. На обороте следующего листа представлена сделанная от руки о. Порфирием карта-план той части Афона, где находится Зографский монастырь. Со стр. 3-й начинаются самые акты, во главе которых стоит известное сказание о начале Зографского монастыря. Всех актов на славянском и греческом языке, из которых последний и в славянском переводе, 73; они относятся к 980–1850 гг. В числе актов приведена выписка из есфигменской рукописи о захвате земель зографцами. Хрисовулы даны византийскими, болгарскими и сербскими царями и молдовлахийскими воеводами. На стр. 261–306 помещено черновое предыдущего, а на стр. 307–401 выписки из книги Муравьева: «Сношения России с Востоком» под заглавием «Помощь Зографу из России», ч. I, стр. 142, 183; ч. II, стр. 36, 48, 205 и 262, 225–6. 4-я книга (IIIA21b), состоящая из 464 лист, или 927 стр., содержит в себе акты Хиландарского монастыря, числом 105, с 1198 г. до конца XVII столетия; из этих актов 69 славянских: жупана Стефана Немани, Стефана Уроша, Стефана Душана (22), Стефана Уроша, десп. Иоанна Углеши, Иоанна Драгаша, Господина Константина, Влка, царя Лазаря, десп. Стефана, Иоанна Кастриота, Юрия Бранковича, деспотицы Ангелины, деспотицы Елены, султанши Марии, византийск. императора Андроника, русских царей (6), молдавского господаря Иеремии Могилы, сербских патриархов Никодима, Спиридона и Паисия, игуменов монастыря Гервасия, Саввы, Пахомия и Афанасия, – и 36 греческих – Алексея Комнина, Михаила Палеолога, Андроника Палеолога (22), Иоанна Палеолога, архиепископа сербского Саввы I с славянской подписью и константинопольского патриарха Самуила и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Город Каттаро пли Котор был завоеван сербами у греков еще в правление Стефана Немани (см. житие Немани, написанное Стефаном Первовенч. в Памятниках Шафарика § VIIfin., стр. 8) и с тех пор постоянно принадлежал им, впрочем не как город, вполне включенный в состав государства, а как община или республика, находившаяся в вассальной от них зависимости (cм. Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 149 fin. sqq u в журнале Загребской Akaдeмuu Rad kh. 1, стр. 129, 130, 142 и 146; о католичестве его жителей см. Гласн. XII, 160 и у Teйhepa ibid. р. 259). Епархия каттарская или которская (лam. Camharensis, Camarensis), по некоторым известиям существовавшая еще во второй noлobuhe VIII, а во всяком случае открытая не позднее haчaлa IX beka (о чем см. выше в примм. 16 и 19), вероятно, была и перечислена из митрополии салонской в митрополию рагузскую тотчас после открытия сей последней (о чем также выше). Под митрополией рагузской она оставалась, как мы сказали выше, до начала XIV века, а потом переведена была в митрополию автиварскую (у Teйhepa ibid. рр. 135 fin., 162, 166, 171, 190, CCL fin. и другие). В половине XIV столетия епископ каттарский, кроме города Каттаро с прилежащей к нему областью, заведывал еще не имевшими своих епископов – во-первых, в самой Сербии католиками города Призрена и его округи, – во-вторых, во владениях венгерских католиками принадлежавших тогда венгерцам областей северной Сербии мачевской и белградской (в этих двух областях католиками были, нет сомнения, венгерские чиновники и поселенцы), и втретьих, в Герцеговине и Боснии – католиками ropoдob de Chelmia (haxoдubшerocя недалеко на юг от нынешнего Mocmapa), deSave, de Lipinch (ocmaющuxcя неизвестными) и некоторых других в северо-восточном углу второй из областей (см. у Teйhepa ibid. р. 216, 281 и 282). Что касается до пространства собственной епархии каттарской, то в той же половине XIV столетия на запад по адриатическому побережью она простиралась по старую Рагузу (Ragusa Vecchia) или Цавтат включительно, а на восток приблизительно по нынешнюю границу австрийской Далмации от турецкой Албании (Teйh. ibid. р. 215). Епископия каттарская существует до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010