Христианская вера проникла к сербам двумя путями – чрез латинское духовенство из далматского побережья и чрез духовенство греческое и болгарское; архиепископ болгарский простирал свою власть на большую часть сербских земель. Но до времени св. Саввы-Просветителя христианское просвещение в землях сербских было весьма слабо, сами сербы колебались между латинством и православием , а иные увлекались и ересью богомилов; от того сербский народ начинает помнить о своем христианстве и своих иерархах только с того архипастыря, который своими подвигами и трудами стяжал славу «первого роду сербского просветителя, крепкой стены церкви своего отечества, разбивающей волны язычества и все стрелы еретические притупляющей» 1 . Он был не только первым архиепископом в своем отечестве, но и просветителем его. С него и начинается ряд архипастырей сербских в таком порядке: 1) Св. Савва, сын великого жупана Стефана Немани. Неманя еще в l143 году перешел из католичества в православие и крестился от Леонтия, епископа расского, первого известного по имени православного архиерея сербского; отнявши у греческой империи много городов, чрез то самое еще усилил в своем царстве влияние греческой иерархии, потому что епископы-греки остались на своих местах и в зависимости от патриарха константинопольского. Ростислав, третий сын Немани, после двухлетнего управления страною Кудвергов (позднейшею Герцеговиною), на 17 году жизни удалился тайно от родителей своих на Афон и в русском монастыре принял пострижение с именем Саввы. Около 1199 года он вместе с отцом своим, теперь монахом Симеоном, возобновил на Афоне запустевший монастырь Хилендарский, написал для него «устав», – затем уединился в Карее и здесь описал житие отца своего, скончавшегося в 1200 году. Между тем в Сербии возникли смуты. Там царствовал после Немани старший сын его, Стефан; но другой брат, Вулкан, при помощи венгров утвердился в Далмации и Диоклеи и принял титул короля, признав верховенство папы. Тогда св. Савва перенес мощи отца своего с Афона в сербскую Студеницкую 2 обитель, примирил братьев и предпринял путешествие по всей стране, с целью проповедать Слово Божие и утвердить в народе православную веру (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Рака с мощами прп. кнг. Милицы в мон-ре Любостиня (В монашестве Евгения; ок. 1335 - 11.11.1405, мон-рь Любостиня), прп. (пам. 19 июля), серб. кнг. М. происходила из боковой ветви правящей династии Неманичей , была прапраправнучкой вел. жупана Сербии Вукана , старшего сына серб. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), правнучкой его сына Димитрия (см. Давид , прп.), младшей дочерью кн. Вратко, вельможи при дворе серб. кор. Стефана Уроша IV (с 1346 царь, см. Стефан IV Душан ). О раннем периоде жизни М. ничего не известно, сведения о ней появляются в источниках (Жития кн. Лазаря и Похвальные слова ему, акты, сказание Григория Цамблака о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) Тырновской в Видин и Сербию, житие деспота Стефана Лазаревича) после 1389 г. В нач. 50-х гг. XIV в. она вышла замуж за придворного Стефана Душана Лазаря , принявшего впосл. титул князя, а после смерти Стефана Уроша V (1371) ставшего крупнейшим правителем на серб. землях и имевшего двор в г. Крушевац. Сначала у М. родились 5 дочерей, затем 3 сына - Стефан (см. Стефан Лазаревич ), Добривой (или Добровой; † во младенчестве) и Вук. В воспитании детей ей помогала дальняя родственница мон. Евфимия , впосл. деспот Стефан называл ее своей 2-й матерью. После гибели супруга в битве на Косовом поле (15 июня 1389) М. стала регентшей при малолетнем сыне Стефане до его 16-летия (1393) и решала внутри- и внешнеполитические вопросы. Вскоре после Косовской битвы к княжескому двору в Крушевац прибыли послы тур. султана Баязида I (1389-1402). Сербия признала зависимость от Османской империи и обязалась выставлять войско для участия в османских военных действиях. Наследник серб. трона Стефан и его брат Вук регулярно посещали двор султана, а их сестра Оливера была отправлена в султанский гарем. М. согласилась на эти требования, выдвинув условия, что ее дочь останется христианкой, а Православная Церковь в Сербии не будет подвергаться гонениям. Оливера стала одной из законных жен султана, имела на него влияние и помогала матери и братьям, а после гибели супруга в 1402 г. вернулась в Сербию. Верность Православию и Сербии сохранила и дочь М. Драгана, когда ее муж Александр, сын болг. (тырновского) царя Иоанна Шишмана, в 1393 г. принял ислам и стал тур. пашой.

http://pravenc.ru/text/2563208.html

Одна часть нынешней Герцеговины прежде называлась Рамою, другая Захлумьем, и каждая из них управлялась своими князьями. В начале X века ими завладела Византия, а в XII веке (около 1152 – 55 г.) боснийские байы. Это продолжалось до сербского государя Стефана Немани: Неманя соединил в одно целое все разрозненные сербския области, и тогда Захлумье и Рама вошли в состав сербского государства, и управлялись жупанами под верховною властию сербского государя. Стефан Неманя отдал Захлумье в удел младшему сыну своему Растько, который впоследствии постригся в монашество с именем Саввы ,и был первым сербским архиепископом. Оттого оно стало называться воеводством св. Саввы. По удалении же Стефана в монастырь и по вступлении на сербский престол старшего сына его Стефана Первовенчанного (1195– 1224), младший сын его Вулкан (или Бук) сделался независимым правителем Рамы и Захлумья. В ХП веке они переходили то к венграм, то к сербам. В XIV веке боснийский бан Стефан Котроманичь отнял (1333 г.) Захлумье от сербов, а спустя 20 лет после того венгерский король Людовик, женатый на дочери Котроманича, отнял Захлумье от преемника Котроманича, Стефана Твартько и отдал своей жене. Но по смерти его (1383 г.) Твартько, возвратил себе Захлумье и отдал, с именем воеводства, в удельное владение боснийским боярам из фамилии Храничей. Эти воеводы управляли Захлумьем в продолжение 100 лет (1383– 1483 г.), именно Влатко Храничь, сын Влатко, Сандал Храничь (+1433 г.), племянник Сандала, Стефан Косача или Козаричь (1434– 1466 г.), и наконец сыновья Косача– Владислав и Влатко. Из них Стефан Косача, отказавшись от подчинения боснийскому королю, признал ленную зависимость от немецкого короля Фридриха Ш, и за то получил (ок. 1448 г.) от него титул герцога. С тех пор он стал титуловаться: «Степань Херцег одь светого Саве господарь Хумски, и приморьски, велики воевода русага (области) босньского, князь Дриньски и више (т. е. и пр.)», а Захлумье стало называться Герцеговиною. Он построил близ Требинье крепость Клобук, и здесь основал свою столицу, которая потом перенесена была в город Благой, а наконец в Мостар. Когда султан завладел (1463 г.) Босниею, – Стефан также признал себя данником Турции. По смерти его, Два сына его Владислав и Влатко разделили между собою отцовския владения, и при их жизни Герцеговина обращена была (1483 г.) в турецкую провинцию. После покорения Герцеговины турками, ею управляли сперва герцеговинские аристократы, потом назначаемые Портою турецкие чиновники, или паши 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ [тронное имя - Владислав Стефан] (ок. 1200 - 11 нояб. между 1264 и 1281), св. серб. король (1234-1242) (пам. 24 сент.). Внук Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), 3-й сын Стефана Первовенчанного (см. Симон монах ) от брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела . В. женился ок. 1234 г., вероятно во 2-й раз, на Белославе, дочери болг. царя Иоанна Асеня II. От этого брака имел сыновей Стефана и Десу, а также дочь, имя к-рой не сохранилось, выданную замуж за кн. Чуру Качича, владетеля Омиша в Сев. Далмации. До восшествия на престол В. был соправителем старшего брата Радослава, они совместно подтвердили в 1230 г. жалованную грамоту г. Котору. Через 4 года, после битвы при Клокотнице (1230), в к-рой болг. войска Иоанна Асеня II разгромили армию эпирского имп. Феодора Ангела , на дочери к-рого был женат кор. Радослав, В., опираясь на серб. вельмож, сверг с престола старшего брата, лишившегося поддержки тестя. Архиеп. св. Савва I , не одобряя этих действий, но и не видя выхода из ситуации, короновал В. и способствовал заключению его брака с болг. царевной - дочерью сильнейшего в то время государя на Балканах. Серб. агиографические источники (Житие св. Саввы - см. статьи Доментиан, Феодосий Хиландарец ) и восходящие к ним позднейшие родословия характеризуют В. в сравнении с братьями очень положительно ( Наумов. Господствующий класс. С. 242-243). По благословению св. Саввы В. ок. 1234 г. начал возведение и роспись своей задужбины, мон-ря-мавзолея Милешева . В. участвовал в церковном Соборе в Жиче, на к-ром св. Савва передал обязанности Главы Сербской Церкви своему преемнику - архиеп. Арсению I , и щедро снабдил св. Савву средствами для благотворительности и раздачи милостыни во время путешествия по св. местам. После изгнания из страны Радослава В. заключил мирный договор с Дубровником, а 23 июля 1237 г. со Сплитом. В. так же, как Радослав, титуловал себя «кралем всех сербских и поморских земель», при нем было впервые документально зафиксировано употребление титула «самодержец» применительно к серб.

http://pravenc.ru/text/154993.html

Святые сербские короли HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архиепископ Филарет (Гумилевский) Святые сербские короли В издательстве Сретенского монастыря не так давно вышли в свет " Жития святых " , составленные архиепископом Филаретом (Гумилевским). Автор включил в них большое количество ранее неизвестных на Руси житий южных славян: сербов, болгар и др. Один из таких примеров приходится на 24 сентября (7 октября по новому стилю). В этот день празднуется память святого Стефана Первовенчанного, племянника его Давида и сына, короля Владислава. Святой Симеон Неманя / " Свят Симон монах " , - так говорит надпись над древним изображением сына Стефана Немани. Изображение представляет первовенчанного краля Сербского с огромною бородою, в монашеской одежде, с черным платом, подвязанным под подбородком, и в черном клобуке с развалом наверху. Когда престарелый жупан Неманя решился посвятить последние годы свои молитве и посту в иноческой обители, то пред собранием священных лиц и вельмож Сербии передал правление Сербиею старшему сыну Стефану. " Оставих на престоле моем любавнаго ми сына Стефана, велнего жупана и севастократора " , - так говорил сам отец. Стефан сын стал великим жупаном в марте 1195 г. В первое время правления покойно занимался он делами благочестия. Но потом, несмотря на то, что по воле отца Стефан был великим жупаном всей Сербии, младший брат его Вулкан захотел предоставить удельному княжеству своему Зете полную независимость от брата. Венгерский король, по его просьбе, послал войска, и Вулкан стал независимым князем Зеты. Потом Вулкан стал домогаться того, чтобы согнать брата с сербского престола. Он вошел в сношения с папою, располагавшим тогда силами Запада, и подчинился распоряжениям его. Венгерский король с своей стороны дал обещание папе, по его убеждению, ввести папизм в Сербию. Война кровопролитная опустошала Сербию. Стефан мужественно, но с трудом, отбивался от неприятелей. Они даже провозгласили Вулкана королем Сербии. Стефан не пренебрегал и тогдашним сильным средством против врагов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

сост. А.А. Маркова Места, связанные с жизнью святителя Святитель Николай Сербский был подвижником и паломником. За свою жизнь он побывал во многих святых местах. Однако были места, по-особому связанные с жизнью святителя. Это Вознесенский монастырь в Жиче, о котором святитель имел особое попечение, Тихоновский монастырь в Саут-Кейнан, где прошли последние годы жизни святителя, и монастырь во имя Николая Чудотворца в Леличе, храм в котором был построен святителем и где сейчас почивают его мощи. Монастырь Жича Монастырь Жича (другое название – Дом Святого Спаса) – это женский монастырь (первоначально монастырь был мужским) в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Он расположен в обширной и плодородной речной долине между Ибром и Западной Моравой, в исторической области Рашка, близ города Кралево. Монастырь был основан в начале XIII века, около 1206 года, братьями Неманичами – сыновьями князя Стефана Немани (в монашестве преподобного Симеона Мироточивого), Стефаном и Саввой. Князь Стефан – правитель Сербии – сделал значительное пожертвование на строительство обители, а его брат, тогда еще простой монах Савва, непосредственно наблюдал за строительством Жичской обители. «Сей боголюбец (святой Савва) основал великую Архиепископию, дом Спасов, зовомую Жича, кою начал и завершил с благословенным своим братом, великим жупаном кир Стефаном», – писал летописец, объясняя построение Жичи любовью меж братьями. В 1219 году святой Савва Сербский отправился в Константинополь. Там, после переговоров с Константинопольским Патриархатом, он был рукоположен во архиепископа – Предстоятеля Сербской Церкви, а сама Сербская Церковь получила автокефалию. Вернувшись после хиротонии из Константинополя, святой Савва привез византийских мастеров для росписи собора Вознесения Господня в Жиче. Новоустроенный Жичский монастырь стал кафедрой Сербской архиепископии. В 1220–1221 годах строительство монастыря было завершено, храм расписали мастера, приглашенные из Византии. По завершении строительства в Жичской обители были проведены собор и коронация князя Стефана Неманича как первого сербского короля (поэтому он получил свое прозвание Первовенчанный). Впоследствии в народном эпосе Жичская обитель была воспета как «седмивратная Жича», поскольку, начиная со Стефана Первовенчанного, при коронациях первых семи государей каждый раз открывали новые ворота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Высшая награда Сербской Православной Церкви — орден святого Саввы Сербского, 1 степени, будет вручена Президенту России Дмитрию Медведеву. Торжественная церемония состоится сегодня, 20 октября, в ходе посещения российским лидером Патриаршего двора и встречи с иерархами Сербской Православной Церкви, временно возглавляемой митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием. Орден Святого Саввы учрежден в 1883 году в период правления Милана Обреновича. Изначально им награждал лично король Сербии, но после упразднения монархии в Югославии это стало прерогативой Патриарха, и отличие приобрело исключительно церковный статус. Орден является высшей наградой Сербской Церкви и имеет три степени (в прошлом их было 5). Решение о его присуждении за выдающиеся заслуги в духовной, просветительской и гуманитарной областях принимается лично Патриархом и Синодом Сербской Церкви. Орден может вручаться как духовным, так и светским лицам, а также коллективам и организациям. Среди его кавалеров — известные сербские и иностранные политические деятели, в том числе глава Правительства РФ Владимир Путин. Источник: Седмица.ru Справка Святитель Савва Сербский. День памяти 12-14/25-27 января. Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В 17-летнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого — 1169 — древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам). Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода приказал дружинникам глаз не спускать с Ростислава. Но однажды, во время вечернего Богослужения, когда воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители.

http://pravmir.ru/dmitriyu-medvedevu-vru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафоликон мон-ря Морача. XIII в., сер. XVI в. Муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Находится в горном каньоне над р. Морача, рядом с водопадом Светигора (40 м), между городами Колашин и Подгорица (Черногория). М. основал как задужбину в 1251-1252 гг. кн. Стефан (в ней он и был похоронен), сын великого жупана Вукана , внук серб. великого жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ). Серб. кор. Милутин (1282-1321) обновил мон-рь. В XV в. обитель сильно обеднела. Известно о покупке в 1444 г. настоятелем М. Никодимом книг для «оскудевшей» б-ки мон-ря с целью их копирования. В 1505 г. турки сняли крышу и подожгли кровельные конструкции Успенского собора. Почти 70 лет собор стоял без крыши, что нанесло урон его убранству и фрескам; он был отремонтирован в 1574 г. игум. Фомой при помощи кн. Вукича Вучетича. В 1577-1578 гг. при игум. Моисее продолжилось восстановление собора, была построена и расписана трапезная, при обители открылся скрипторий. В этот период М. стала национально-освободительным, образовательным и культурным центром Черногории, здесь проводились народные соборы (вече), строились планы по освобождению от османского ига. Ок. 1639 г. при патриархе Печском Паисии (Яневаце) , митр. Герцеговинском Лонгине и игум. Антонии были отремонтированы соборная и Никольская церкви, в 1642 г. расписана капелла первомч. Стефана с припратой. В 1648 г. в М. состоялись выборы Печского патриарха, которым стал Гавриил I (Раич) . Обитель поддерживала тесные отношения с афонским мон-рем Хиландар , поэтому хиландарские мастера участвовали в росписи собора в XVII в. В 1691-1699 гг., во время австро-турецкой войны, М. находилась в запустении. Впосл. она уступила свое лидирующее положение Цетинскому монастырю, но ее насельники продолжали координировать борьбу местного населения против турок. В 1712 г. поменяли крышу собора, в 1742 г. он был отремонтирован. В XVIII в. морачские монахи возродили неск. обителей в Сербии, опустевших после великого переселения сербов ( Каленич , Каменац и Манасию ). В этот период в М. продолжали действовать иконописная мастерская и школа, а ее насельники неск. раз приезжали в Россию за милостыней.

http://pravenc.ru/text/2564158.html

Скачать epub pdf Как благодатный брат Христа, Савва приходил ко всем крещенным народам как к братии Христовой, а не как к чужестранцам. Народы это ощущали, и потому Савву принимали с любовью, почтением и грустью провожали. Он не ходил по свету, чтобы прославить сербский народ, но чтобы прославить Христа, любовь над любовью. Святитель Николай Сербский 1174 г. Родился будущий святитель Савва Сербский . Он был третьим сыном Великого жупана (самодержца Сербии) Стефана Немани (позднее монаха Симеона) и матери Аны (позднее монахини Анастасии). При рождении получил имя Ростислав – Растко Неманич. Место рождения – город Рас. 1191 г. Принц Растко оставил управление над Хумуской областью, которую ему доверил отец Стефан Неманя, и уходит на Святую Гору, где постригся в монахи в монастыре Святого Пантелеймона (сегодня также называется и Русским монастырем, основан между 1016 и 1030 годами). Растко получил монашеское имя Савва, по имени преподобного Саввы Иерусалимского – Освященного. 1192 г. На Благовещение (25 марта) уходит в греческий монастырь Ватопед (посвящен Благовещению, основан между 972 и 985 годами). 1196 г. На соборе в Расе Великий жупан Стефан Неманя уступает власть жупана в пользу второго сына Стефана (позднее Стефан Первовенчанный). Самому старшему сыну Вукану Стефан дал в управление Зету. Удалившись от власти, Стефан Неманя принял монашеский постриг в монастыре Студеница, получив монашеское имя Симеон. 1197 г. Великий жупан Стефан Неманя (Симеон) встретился со своим сыном Саввой 2 ноября в святогорском монастыре Ватопеде, где начали жить оба. После этого Неманя и Савва обходят все монастыри Святой Горы, чтобы поклониться святогорским святыням. Монастыри, которые посетили, богато одаривали деньгами, особенно Протатскую церковь в Кареи (Успение Пресвятой Богородицы, построена в 962 году), Иверский монастырь (посвящен Успению Пресвятой Богородицы, основан около 975 года, а, вероятно, в предыдущие века существовал как келия) и монастырь Великую Лавру (Святого Афанасия Афонского , основан в 963 году). Кроме денежных даров, обновили церковь Святого Симеона в Просфоре и воздвигли около церкви город, а посреди большую башню, построили палаты, посадили виноград и присоединили к все к монастырю Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

XIII век Святитель Савва, первый архиепископ Сербский Родился будущий святитель в семье сербского самодержца Стефана Немани и в крещении был назван Ростиславом. Ему дали доброе христианское воспитание, но готовили совсем не для духовного пути. Отец, имевший еще двух старших сыновей, готовил к престолонаследию именно Ростислава. Он видел душевные и умственные дарования младшего сына и полагал, что он станет лучшим правителем, чем его старшие братья. И действительно, Ростислав стал впоследствии владыкой Сербии, но не мирским, а духовным. С детства он любил богослужение и часто посещал храмы, всегда с благоговейным трепетом относился к монахам. В богатстве и роскоши великокняжеского двора он жил своей, обособленной от всякого мирского попечения, жизнью. И вот, когда родители Ростислава всерьез задумались о поиске сыну невесты, он познакомился с русскими иноками, прибывшими с Афона. Тогда ему только исполнилось 17 лет. Биограф святителя пишет, что «слова юного княжича поразили афонского старца. После рассказа о Святой Горе Афон и населявших ее подвижниках Ростислав сказал: «Бог, зная болезнь сердца моего, послал твою святость утешить меня. Теперь я понял, чего так сильно желал. Если бы не препятствия со стороны своих родителей, я бы ни дня не остался здесь " ». Видя в юноше искреннее желание иноческой жизни, старец взялся сопроводить его до Афона. Под предлогом охоты за оленями Ростислав покинул дом отца и, встретившись в условленном месте со старцем, бежал на Афон. Когда исчезновение княжича было обнаружено, его родителям нетрудно было догадаться, куда он скрылся. Его отец послал одного из главных своих сановников отыскать и вернуть сына, и если понадобится, то силой. Беглеца нашли в русском Пантелеймоновом монастыре. Он был еще в мирской одежде, что обрадовало искавших. Его стали убеждать вернуться к отцу, пригрозив, что если он не сделает этого добровольно, то его заставят силой. Видя их непреклонность, Ростислав ответил: «Да будет воля Божия!» Успокоив этим бдительность послов, юноша вымолил у игумена благословение на постриг, который и был совершен, пока слуги отца спали. Теперь послы уже ничего не могли сделать. Они забрали с собой только мирскую одежду, остриженные волосы и письмо юного инока к отцу. В письме он просил своих родителей не скорбеть о нем, не считать его погибшим, а лучше молить Бога, чтобы Он даровал ему благополучно совершить путь, на который он вступил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010