Он же приказал созвать братию всю; братья же ударили в било, и собрались все. Он же сказал им: «Братия моя, и отцы мои, и дети мои! Вот я ухожу от вас, как это открыл мне Господь во время поста, когда я был в пещере, что отойти мне от света сего. Вы же кого хотите игуменом иметь у себя? Я бы подал ему благословение». Они же сказали ему: «Ты нам всем отец, и, кого пожелаешь сам, тот нам и будет отец и игумен, и будем слушаться его, как и тебя». Отец же наш Феодосий сказал: «Отойдите от меня и назовите, кого хотите, кроме двух братьев, Николы и Игната; из прочих – кого захотите, от старейших и до меньших». Они, послушав его, отошли немного к церкви и, посовещавшись, послали к нему двух братьев сказать так: «Кого захочет Бог и твоя честная молитва, кого тебе любо, того и назови». Феодосий же сказал им: «Если уж от меня хотите игумена принять, то я поступлю не по своей воле, а по Божию промыслу». И назвал им Иакова пресвитера. Братии же это не любо было, говорили, что «не здесь пострижен». Ибо Иаков пришел с Альты, вместе с братом своим Павлом. И стала братия просить Стефана доместика, бывшего тогда учеником Феодосия, говоря, что «тот вырос под рукой твоей и у тебя послужил, его нам и назначь». Сказал же им Феодосий: «Вот я по Божию повелению назвал вам Иакова, а вы на своей воле настаиваете». Однако послушал их, дал им Стефана, да будет игуменом. И благословил Стефана, и сказал ему: «Чадо, вот поручаю тебе монастырь, блюди его бережно, и, как я уставил службы, так и держи. Преданий монастырских и устава не изменяй, но твори все по закону и по чину монастырскому». И после того взяли его братья, отнесли в келью и положили на постели. И когда настал шестой день и ему было уже очень плохо, пришел к нему князь Святослав с сыном своим Глебом, и, когда они сели у него, сказал ему Феодосий: «Вот, отхожу от света сего и поручаю монастырь тебе на попечение, если будет в нем какое-нибудь смятение. И поручаю игуменство Стефану; не дай его в обиду». Князь же простился с ним и обещал заботиться о монастыре, и ушел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Они начинали уже понимать, что из последователей Христовых образуется совершенно особое, самостоятельное религиозное общество, которое может поколебать все иудейство, а главное, подорвать их авторитет. Повод к гонению был следующий. Силе апостольской проповеди иудейские законоучители захотели противопоставить свою мудрость. И вот, некоторые из них вступили в спор со Стефаном, одним из семи диаконов, о христианском учении и законе Моисеевом, «но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил». Вследствие этого они сильно озлобились на Стефана, схватили его и привели в синедрион. Здесь наученные ими ложные свидетели обвиняли его в том, что будто бы он говорил хульные слова на святое место сие и на закон, ибо он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал Моисей. В свою защиту Стефан сказал пред синедрионом речь, в заключение которой обличил самих иудеев в несохранении закона Моисеева и убиении Мессии, о Котором предсказал Моисей. Слушая его, члены синедриона «рвались сердцами и скрежетали зубами». Когда же Стефан, исполнившись Святого Духа, воззрев на небо, воскликнул: «Вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога!», они с яростью бросились на него и, выведши за город, побили его камнями. Стефан до самой своей смерти молился за своих убийц. Это событие относят к 36 году по Рождестве Христовом. Мученическою смертью Стефана началось открытое преследование верующих в Иерусалиме. Их отыскивали по домам, заставляли хулить имя Иисуса, заключали в темницу и после суда многих предавали смерти. Особенною ревностью при этом отличался один юноша, по имени Савл, родом из Тарса. Еще в убиении первомученика Стефана он принимал некоторое участие, охраняя платье бросавших камни убийц и ободряя их; когда же началось преследование верующих, он не только отыскивал их и заключал в темницу, но и подавал свой голос за убиение их 9 . Спасаясь от преследований, верующие бежали из Иерусалима и рассеялись по всей Иудее и соседним странам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечательно, что им удалось возбудить народ, который до сих пор был так расположен к Апостолам и христианам вообще. В этом сказалась хитрость врагов христианства, которые боялись сами преследовать Апостолов официальным путем, а решили действовать против них через народные массы, вызвав в тех негодование против христиан, якобы богохульствующих. Как при судебном обвинении Самого Господа, так и тут народ легкомысленно поверил этой клевете. Деян.6:12. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. Деян.6:13. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Деян.6:14. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. Деян.6:15. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.    Стефан был схвачен и приведен на суд в синедрион, который, как видно, очень быстро собрался на чрезвычайное заседание. Как при суде над Господом, так и тут были представлены ложные свидетели, извращавшие слова Стефана. Вероятно, Стефан говорил, а может быть, только намекал на прекращение Ветхого Завета с приходом Мессии-Христа, а лжесвидетели вложили в эти слова Стефана совсем другой смысл, обвиняя его в том, будто он говорил, что «Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей».     «Разрушит место сие», то есть храм — это то же уголовное преступление, в котором обвиняли и Самого Господа. Естественно, что взоры всех были направлены на этого обвиняемого в столь тяжких преступлениях христианина. Но в лице его они не видели ни страха, ни уныния, ни враждебного выражения: лицо его было похоже на лицо Ангела. Без сомнения, в этот решительный и торжественный момент он сподобился особенного озарения от Святого Духа, что преобразило и его внешний вид, сделав его ангелоподобным. Глава седьмая Суд над архидиаконом Стефаном и его мученическая смерть Деян.7:1. Тогда сказал первосвященник: так ли это?     «Так ли это?» — спросил первосвященник Стефана: признает ли себя Стефан виновным в возведенном на него обвинении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

«Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился» и прочее ( Деян. 7:58, 59 ). Неосведомленные читатели думают, что Савл должен был охранять эти одежды от воров. На самом же деле свидетели, самолично избивавшие Стефана, согласно букве 17-й главы Второзакония, брали на себя ответственность за это не только пред родственниками казнимого, но и пред римским правительством, без разрешения которого они не имели права исполнять смертного приговора ( Ин. 18:31 ): итак, они сложили свои одежды к ногам Савла как вещественное доказательство своего убийства, в удостоверение тому, что они не отопрутся от допущенного самоуправства. Вот почему и Савл ссылался на то, что он стерег одежды побивавших Стефана (то есть не от воров, а от их же владельцев), как на доказательство своего деятельного участия в этом событии ( Деян. 22:20 ). Из всех этих сопоставлений новозаветных событий с ветхозаветными законами и, в частности, с законами судебными, надеюсь, для читателей станет ясным, что «лобзание Иуды» не было делом издевательства, как думают многие, а выполнением, хотя и не точным, иудейского судебного ритуала. Но, кроме того, эти сопоставления открывают нам, насколько возможно человеческому коварству самое ужасное преступление проводить как бы в рамках всех статей закона, даже закона Божия. 2. Изъяснение Господней притчи о домоправителе неправды 3 Чтобы оградить себя от всякого недоумения, навеваемого поверхностным чтением сей притчи, должно прежде всего правильно понять слова Господни: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» ( Лк. 16:9 ). Здесь Господь разумеет не только то земное богатство, которое приобретено обманом или воровством, а всякое вообще вещественное богатство, противопоставляя его богатству добродетелями и благодатью: только такое духовное богатство есть богатство прочное, праведное. Это доказывается Его дальнейшими словами: «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» ( Лк. 16:11 ). То есть: если вы, имея жалкое (неправедное) богатство денежное, не послужили им Богу, то как Бог доверит вам истинное благодатное богатство – силу исцелений и видений? Подобное пишет и апостол Павел Тимофею: «Богатых в настоящем веке (противопоставляет их богачам духовным, то есть святым людям) увещевай, чтобы они... и прочее... уповали не на богатство неверное (неправедное), но... и прочее... чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами (истинным богатством)» и прочее ( 1Тим. 6:17, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Скачать epub pdf Глава восьмая Деян.8:1–4 .  Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь , входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Сами апостолы, говорит Лука, не рассеялись, но остались в Иерусалиме, потому что где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости. «Стефана же погребли мужи благоговейные». Если они были «благоговейные», то как же они «сделали великий плач?» Это потому, что они не были еще совершенны. С другой стороны, кто бы и не заплакал, лишившись такого учения, такой защиты и таких чудес и видя этого праведного, лежащего мертвым и побитого камнями? «А Савл терзал церковь ». Великое бешенство и быть одному, и врываться в дома. Это потому, что он душу свою предал за закон. Деян.8:5–8 .  Так Филипп пришел в город Самарийский, и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе. Не тот апостол Филипп, что считается в числе двенадцати, но один из семи, избранных для попечения о вдовицах, а также крестивший евнуха и огласивший Симона. Послушай, что говорит евангелист Лука: по убиении Стефана «произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (8, 1). Отсюда ясно, что апостол Филипп с прочими апостолами находился в Иерусалиме. Лука сделал это замечание для того, чтобы показать, что Филипп крестил тех, которым было преподано христианское учение в Самарии. Апостолы же Петр и Иоанн, придя к ним из Иерусалима, преподали им благодать Духа. А если бы он был из числа двенадцати апостолов, то он имел бы власть и преподавать дары Духа. Он крестит только как ученик, а завершительную благодать преподают те апостолы, которым дана власть преподавать такой дар. Иные говорят, что Филипп потому не низвел на крещеных Духа, что он был только диакон, выдвинутый теми, которые находились со Стефаном, а не имел ни пресвитерского, ни епископского сана, как избранные ученики Господни. А что он был диакон, об этом свидетельствует Павел в «Правилах» – он свидетельствует не только о нем, но и об Анании, который крестил самого Павла. А будучи диаконом, он крестил по недостатку пресвитеров в Самарии, потому что в случае необходимости, когда нет пресвитера, позволено крестить и диаконам, как этому научил Сам Дух, внушивший тому же Филиппу мысль приблизиться к евнуху. Надобно заметить, что после крещения на крещаемых через возложение рук в силу молитвы во имя Господа Иисуса нисходит Святый Дух. Поэтому и до сих пор этот чин соблюдается в том же виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Ст. 18. Выслушав сие, они успокоились и пр.: рассказом своим Петр отвечал собственно не на упрек, который делали ему обрезанные, что он ходил к необрезанным и ел с ними. Но он волю Божию о сих язычниках, прямо явленную в непререкаемо истинных и великих делах Божьих, поставляет в основание для оправдания образа своих действий в отношении к ним. Если Бог при таких необычайных знамениях принял язычников в церковь свою, то разве не мог он, Петр, обращаться с ними как с братьями своими, есть и пить с ними, жить в их доме? Этот рассказ Петра произвел на упрекавших его желаемое действие; они не только успокоились (собственно – умолкли, перестали упрекать), но и славили Бога, говоря: видно (из всего сего события) и язычникам дал Бог покаяние (см. Деян.5:31 и прим.) в жизнь, т.е. для вечной жизни в царстве Христовом (см. прим. к Ин.3:15 и парал.). «Видишь ли, как все сделано речью Петра, обстоятельно рассказавшего о случившемся? Потому они и славили Бога, что Он и тем даровал покаяние, – так они смирились от этих слов! – Тогда-то наконец открылась дверь веры язычникам» (Злат.). Проповедь христианства вне Палестины, особенно в Антиохии (19–21) 19. Между тем, рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, пошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. 20. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествую Господа Иисуса. 21. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Рассеявшиеся от гонения после Стефана и пр.: говоря о начале гонения, воздвигнутого на Церковь Христову по смерти первомученика Стефана ( Деян.8:1 и д.), дееписатель упомянул, что верующие (кроме апостолов) рассеялись тогда по разным местам Иудеи и Самарии; описав затем важнейшие события в Церкви Христовой, случившиеся после сего (гл. 8–10), он снова обращается к указанию деятельности рассеявшихся тогда уже далее пределов Иудеи и Самарии, имея в виду главным образом, как кажется, указать на основание и утверждение христианской общины в Антиохии, имеющей такое важное значение в истории первохристианской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога...» Заметьте, что Христос стоял одесную Отца. В Евангелии от Марка мы читаем: «Господь же убо, по глаголании Его к ним, вознесся на небо, и седе одесную Бога». Так мы и поём в «Символе веры»: «Восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца...» Т.е. Христос сидит одесную Отца, а здесь Стефан увидал небо открытое и Сына Божиего Иисуса, стоящего одесную Отца, и сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Стояние Христа означает крайнюю степень внимания. Т.е. Христос, когда сидит, находится в покое и царствует, а когда Он встал с трона, это значит, что Он не пребывает в покое, Он беспокоится о том, что происходит, и Он полон внимания к тому, что сейчас совершается на земле, Он смотрит и внимает совершающемуся. Христос встаёт с престола всегда, когда убивают или преследуют тех, кто любит Его, кто служит Ему, когда совершается что-либо из ряда вон выходящее. И вот Стефан говорит: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Но они закричав громким голосом, затыкали уши свои, единодушно устремились на него, и выведя за город, стали побивать его камнями. Очевидцем этого преступления был будущий Павел — тогда ещё Савл, который стерёг одежду убивающих. Побивали камнями Стефана, который молился и говорил: «Господи Иисуси (он видел Иисуса Христа: Христос смотрел на него, а он на Христа), прими дух мой». «И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил». Т.е. он был в полном смысле слова учеником Христовым, потому что Христос молился Отцу: «Отче, простим им, они не знают, что творят». И Стефан просил Христа: «Не вмени им греха сего». И Павел смотрел на всё это и слышал молитву Стефана. У Блаженного Августина есть такое размышление в одной из проповедей, что если бы не эта молитва, то Савл не стал бы Павлом. Т.е. Савл дышал угрозами и убийством, одобрял убиение Стефана, и он терзал Церковь, — как пишется в следующей главе, — входя в дом, влача мужчин и женщин, отдавая их в темницу.

http://pravoslavie.ru/90222.html

«Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе»  ( Деян.6:8 ). Эти слова о святом архидьяконе Стефане, прозвучавшие в сегодняшнем апостольском чтении, записал евангелист Лука. Среди радостных рождественских гимнов, прославляющих пришествие на землю Христа Спасителя, звучали песнопения, восхваляющие этого первого христианского мученика. Архидьякон Стефан был одним из семи первых диаконов, поставленных, чтобы помогать апостолам в попечении о бедствующих. Святой Стефан благовествовал Христа всем без исключения с великим дерзновением и силой, подтверждая чудесами свою проповедь. В книге Деяний Апостольских сказано, что был он мужем исполненным веры и Святого Духа (ср. Деян.6:5 ). Благодаря богодухновенности своих речей он многих обращал ко Христу, и этим возбуждал зависть и злобу в сердцах вождей иудейского народа, особенно в среде фарисеев. Они нашли ложных свидетелей, которые сказали: «Мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога» ( Деян.6:11 ). На основании этой лжи фарисеи приказывают схватить архидьякона Стефана. На каждый из задаваемых ему вопросов Стефан отвечает спокойно и ясно, говоря самое важное, напоминая о предсказанном пророком Моисеем пришествии посланного Богом Мессии, то есть Христа, подчеркивая тем самым, что не хулит Бога и Моисея, а лишь проповедует исполнение всех пророчеств о Христе. Слушавшие его речи «рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» ( Деян.7:54 ). Подняв очи, «полон Святого Духа» святой архидьякон Стефан говорит: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:56 ). Обвинители, в духовном ослеплении, полагая слова Стефана новой хулой и насмешкой, выводят его за город и побивают камнями. По примеру своего Учителя, Иисуса Христа, святой Стефан молится о своих палачах, и принимает мученический венец, как истинный воин Христов. Быть может благодаря его молитве ярый враг и гонитель христиан Савл, присутствовавший при убиении святого Стефана, обратился ко Христу и стал ревностным проповедником Его учения — апостолом Павлом.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Так блестяще закончился ответ Стефана своим судьям и обвинителям. «Они, притворно защищая закон, говорили: «он говорил хульные слова на Моисея» ( Деян.6:11 ); а он показывает, что они сами еще более произносят хулу не только на Моисея, но и на Бога, и что они издревле так поступают; что они сами нарушили обычаи, в которых уже нет нужды; что они, обвиняя и называя его противящимся Моисею, сами противились Духу, и не просто, но с совершением убийства, и что издревле они враждовали против Бога...» (Златоуст). Таким образом «здесь он представляет их непокорными и Богу, и ангелам, и пророкам, и Духу, и всем» (Златоуст). Во всем этом слышалось также спокойное убеждение Стефана, что «если отцы ваши убивали предвозвестников (Мессии), то нет ничего удивительного, что и я, проповедующий этого Предвозвещенного, буду убит вами, которые слишком гордитесь своими предками» (Феофил.). Деян.7:55 .  Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воз­зрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, «Увидел славу Божию». Дееписатель выражается так, очевидно, в затруднении описать то невидимое и не поддающееся описанию, что увидел Стефан. Он увидел, несомненно, Бога Отца, одесную Которого стоял Иисус в прославленной Богочеловеческой плоти. Так как Бог Отец не имеет доступного человеческому видению облика, подобного столь родному нам облику Иисуса, то и говорится, что он увидел «славу Божию», вероятно, представившуюся ему в виде особого небесного света или облака. Все это тотчас же и исповедует Стефан и как смелый исповедник, и просто как восхищенный чудным видением и не могущий не выразить тотчас же своего восхищения. Деян.7:56 .  и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. «Небеса отверстые» – множественное число указывает на отверзение для духовного ока Стефана внутреннейшего святилища неба, или неба высочайшего (ср. 2Кор.12:2 ). «Сына Человеческого стоящего». Замечательно здесь наименование Господа Иисуса Сыном Человеческим. Наименование это так любил употреблять о Себе Сам Господь, и однако – апостолы нигде более не именуют Его так – ни в Евангелиях, ни в Деяниях, ни в посланиях. Употребление в данном месте этого наименования Стефаном объясняется, по мнению толкователей, тем, что в эту минуту духовному взору его предносилось подобное же видение пророка Даниила, который видел также подобного Сыну Человеческому ( Дан.7 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такая стойкость была не по душе его оппонентам, и они не нашли ничего лучше, как подговорить людей оклеветать уважаемого в городе христианина и сказать, что он говорил хулу на Моисея. Стефана схватили и повели в синедрион, поставили перед судьями, «и все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела». Стефан стал говорить им о Моисее, Торе, предании, об истории еврейского народа (к которому и сам был причастен), но смысл его слов не был для них главным. - Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы, - цитировал он им книгу пророка Даниила. - Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили. Стефан говорил правду, в каком-то смысле он говорил и о себе, потому что был евреем, и его предки также были причастны ко всем этим беззакониям. Он не сказал ничего, чего бы не знали сами его оппоненты и что не было бы правдой, но правда оказалась слишком горькой. Вместо того, чтобы признать ошибочность пути, спросить, что же делать, у человека с лицом, подобным лику Ангела, «они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами». Он увидел открытое небо и сказал: - Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но для них это было невыносимо, его не хотели слушать и повели за город, чтобы забить камнями. Побиение Стефана камнями. Иллюстрация к Библии в картинах Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда Пока в него кидали большие камни, он молился Богу. А когда забили почти до смерти, нашел в себе силы, чтобы встать на колени и помолиться в последний раз: - Господи! не вмени им греха сего. Сказав это, он умер. Неподалеку от убийц стоял молодой человек, из лучших учеников легендарного раввина Гамалиила. Он не бросал камни, но следил, чтобы не украли одежду убийц. Его звали Савл, а через несколько лет его окрестят именем Павел и он станет одним из величайших проповедников Христа, за которого у него на глазах умер 34-летний Стефан. Удивительная встреча. Кто знает, не вдохновлял ли впоследствии апостола Павла пример молодого христианина, который остался верен Христу перед лицом невыносимой боли от ударов камнями и страшной смерти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010