“Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился” и прочее (Деян 7:58–59). Неосведомленные читатели думают, что Савл должен был охранять эти одежды от воров. На самом же деле свидетели, самолично избивавшие Стефана, согласно букве 17-й главы Второзакония, брали на себя ответственность за это не только пред родственниками казнимого, но и пред римским правительством, без разрешения которого они не имели права исполнять смертного приговора (Ин 18:31): итак, они сложили свои одежды к ногам Савла как вещественное доказательство своего убийства, в удостоверение тому, что они не отопрутся от допущенного самоуправства. Вот почему и Савл ссылался на то, что он стерег одежды побивавших Стефана (то есть не от воров, а от их же владельцев), как на доказательство своего деятельного участия в этом событии (Деян 22:20). Из всех этих сопо­ставлений новозаветных событий с ветхозаветными законами и, в частности, с законами судебными, надеюсь, для читателей ста­нет ясным, что “лобзание Иуды” не было делом издевательства, как думают многие, а выполнением, хотя и не точным, иудейского судебного ритуала. Но, кроме того, эти сопоставления открывают нам, насколько возможно человеческому коварству самое ужасное преступление проводить как бы в рамках всех статей закона, даже закона Божия. 2. Изъяснение Господней притчи о домоправителе 3 Чтобы оградить себя от всякого недоумения, навеваемого поверхностным чтением сей притчи, должно прежде всего правильно понять слова Господни: “Приобретайте себе друзей богатством неправедным”. Здесь Господь разумеет не только то земное богатство, которое приобретено обманом или воровством, а всякое вообще вещественное богатство, противопоставляя его богатству добродетелями и благодатью: только такое духовное богатство есть богатство прочное, праведное. Это доказывается Его дальнейшими словами: “Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны: кто поверит вам истинное?”. То есть: если вы, имея жалкое (неправедное) богатство денежное, не послужили им Богу, то как Бог доверит вам истинное благодатное богатство — силу исцелений и видений? Подобное пишет и апостол Павел Тимофею: “Богатых в настоящем веке (противопоставляет их богачам духовным, то есть святым людям) увещевай, чтобы они… и прочее… уповали не на богатство неверное (неправедное), но… и прочее… чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами (истинным богатством)” и прочее.

http://pravmir.ru/iz-tolkovaniy-na-evang...

А чтобы видеть, как действенна молитва святого мученика Стефана, обратимся мыслью к тому юноше, названному Савлом, у ног которого убийцы сложили свои одежды, когда побивали камнями Стефана. Стерегущий одежды убивающих Стефана и одобрявший убийство его, он как бы руками всех убийц побивал мученика. И после этот юноша, " дыша угрозами и убийством на учеников Господа " , испросил себе у старейшин иудейских послания, чтобы всех, кого найдет, мужчин и женщин, связанными привести в Иерусалим на истязания и мучения. " Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна " (Деян. 9, 1-5). Давно следовало бы истребить тебя с земли, но Стефан молился за тебя. Тогда павший с злобой востал с верою; пал, как волк, а востал, как агнец; пал гонитель Церкви Божией-востал проповедник ее. Скажу яснее: пал сын погибели-востал сосуд избранный; пал Савл-востал Павел. И если бы святой Стефан не молился таким образом, то Церковь, быть может, не имела бы ныне Павла. Потому Павел востал от земли, что Стефан, преклонявший на земле колена, был услышан. Блаженный Августин (114, 237). Любовь всех любит, добрых и злых не исключает из своего благоволения и благотворения, в чем она подражает Небесному Отцу, " ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных " (Мф. 5, 45). Он уподобляется солнцу, которое и освещает, и согревает хулящих и хвалящих его; уподобляется плодовитому дереву, которое и своего хозяина, и чужого питает своими плодами; уподобляется источнику, который и засоряющих, и очищающих его напояет; уподобляется коню, который возит и кормящих его, И бьющих; уподобляется земле, которая и возделывающим ее, и плюющим на нее подает свои плоды. Таков нрав любви. Она не смотрит на лица, не разбирает чина и родства, близости и Дальности, приязни и неприязни; не спрашивает, кто этот человек, нуждающийся в плоде его любви,брат или не брат, родственник или не родственник, единоплеменник или иноземец, приятель или неприятель, добрый или злой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Бытия, гл. 22: жертвоприношение Исаака. Ангел Господень, явившийся Аврааму, говорит здесь от лица Божия: «Я знаю, что ты боишься Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (22, 12, 15–18). Исход, 3 гл.: явление Моисею купины неопалимой. «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды терновного куста» (ст. 3) «И воззвал к нему Бог из среды куста.... и сказал: Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» (6 и далее, до самого откровения имени Божия Иегова). Это же самое подтверждается и в речи первомученика Стефана: «явился (Моисею) в пустыне горы Синая ангел Господень в пламени горящего терновного куста» ( Деян. 7,30 ), а в то же время здесь же говорится: «а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень» (ст. 31). А далее еще выразительнее: «сего Моисея... Бог чрез ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем» (ст. 35). О синайском законодательстве в Исх. 19, 3 лишь говорится: «Моисей взошел к Богу (на гору), и воззвал к нему Господь, с горы говоря» (и далее в гл. 19 все время говорится о повелениях самого Господа, явлении Славы Его и проч. До конца книги Исход). И, тем не менее, эта теофания изъясняется в Новом Завете как ангелофания, именно, в той же речи Стефана прямо говорится о Моисее: «это тот, который был в собрании в пустыне с ангелом, говорившим ему на горе Синае». И столь же определенно в Послании к Галатам (3, 19) говорится, что закон «преподан чрез ангелов» (уже множественное число в отличие от единственного у Стефана). Сюда же относится и Евр. 24 : «ибо, если чрез ангелов (также множ. ч.) возвещенное слово было твердо», то как вознерадим о спасении, «которое, быв сначала проповедано Господом», утвердилось от Бога знамениями, и чудесами, и раздаяниями Св. Духа 116 . Исход 13, 21–14: предшествие Израилю при Исходе из Египта Самого Господа (ср. Числ. 14,14 , Втор. 1, 33; 4, 37 , Неем. 9,19 ), о чем, однако же, говорится и так: «и двинулся ангел Божий, шедший пред станом» (14, 19). Ср. также Числ. 20, 16 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В Евангелии сказано конкретно и ясно: Если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24: 23–24). Но много ли мы исполняем из того, что написано в Евангелии? Зачастую Священное Писание, вызывая у нас уважение, оказывается не связано с нашей реальной жизнью. Если бы трезвая осторожность проявилась в те дни, то, помимо евангельского предостережения, люди еще обратили бы внимание на некоторые странности в речах Стефана. Он говорил о знамениях и чудесах, якобы поданных ему Самим Христом, которые подчеркивали значимость его фигуры. Например, Стефан вспоминал, как накануне появления таинственного монаха он погнался с хворостиной за коровами, забредшими в пшеницу, а те вдруг пали перед ним на колени. Стефан рассказывал об этом ради лучшего убеждения публики: «Не так ли и нехристи падут перед нами!» — уверенно заключал он. Дети верили ему безоговорочно. Но культ его личности возрастал не по дням, а по часам. Многотысячные толпы детей собирались послушать пламенные речи Стефана, теснились поближе к нему, чтобы заполучить хотя бы маленький лоскут его одежды, и, случалось, в этой безумной толчее за «святыней» придавливали насмерть одного-двух малышей. Ни порка родителей, ни вразумления короля, ни взывания богословов того времени к здравому разуму не принесли результатов — возле Стефана собралось «воинство» в 30 000 детей. Все они были убеждены в его святости. Фрагмент картины «Крестовый поход детей в XIII в.» кисти Дж. М. Бойс Покажется невероятным, но в то же самое время в Германии появился подобный же мальчик. Звали его Николай (точнее, Николас), только был он чуть помоложе, около десяти лет от роду. Мальчик выступил в Кёльне и утверждал, что увидел крест в облаках, а голос свыше повелел ему собирать детей в поход. Немедленно последовали исцеления бесноватых и прочие чудеса, а народ в считанные дни разнес слух об этом по всем окрестностям. Чудо, наглядно перед всеми совершенное, воспринималось как очевидное доказательство истины.

http://pravoslavie.ru/98463.html

В прихожанах они желают видеть не столько лиц, вверенных их нравственному руководству, которых они должны путеводить в царство небесное словом и примером жизни, сколько овец, с которых они желают снимать шерсть, т. е. пользоваться от них возможно большими земными благами. А так как благодать есть спасительная сила Божия, которая дается всемогущим Творцом мира лицам, достойным ее; то возможно, что поставление лиц, избранных недостойно и неправильно, не удостаивается благоволения Божия, а скорее навлекает гнев Божий, как на лиц, приступивших недостойно к благодати, так и на иерархических лиц, рукоположивших, неправильно и недостойно избранного. Великими образцами и руководителями для диаконов во все время существования Церкви Христовой на земле должны служить диаконы первенствующей Церкви: св. Стефан, св. Филипп и другие. Стефан был «исполнен веры и силы и совершал великие чудеса и знамения в народе» ( Деян. 6:8 ). Сила его святой проповеди как огонь опаляла немощную совесть Иудеев – первых врагов и гонителей верующих в Иисуса Христа. Все, сидящее в синедрионе, смотря на Стефана, «видели лице его, как лице Ангела» ( Деян. 6:15 ); так оно было свято и сияло святым воодушевлением, когда он защищал и утверждал истины христианской веры. Исполненный благодати Св. Духа, св. Стефан на земле удостоился видеть славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и он в восторге и с благоговением воскликнул: «вот я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян. 7:56 ). Когда св. Стефана побивали камнями, то он молился, говоря: «Господи Иисусе, приими дух мой», и, следуя своему Учителю и Господу, Который молился за врагов, он, «преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им греха сего. И сказав сие, почил» ( Деян. 7:59–60 ). Такова была святая кончина первомученика-архидиакона Стефана. Св. диакон Филипп проповедовал христианское учение в Самарии. Проповедь об Иисусе Христе он подтверждал многими знамениями и чудесами. Нечистые духи с великим воплем выходили из людей, одержимых ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Видимо, сам Стефан, как показывает его имя и речь, был эллинистом, а потому он и проповедовал в синагогах эллинистов. Но он встретил противодействие: с ним вступили в споры. Однако, не будучи в состоянии " противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил, " противники Стефана научили некоторых оклеветать его, якобы он произносил хульные слова на Моисея и на Бога. Примечательно, что им удалось возбудить народ, который до сих пор был так расположен к Апостолам и христианам вообще. В этом сказалась хитрость врагов христианства, которые боялись сами преследовать Апостолов официальным путем, а решили действовать против них через народные массы, вызвав в тех негодование против христиан, якобы богохульствующих. Как при судебном обвинении Самого Господа, так и тут народ легкомысленно поверил этой клевете. Стефан был схвачен и приведен на суд в синедрион, который, как видно, очень быстро собрался на чрезвычайное заседание. Как при суде над Господом, так и тут были представлены ложные свидетели, извращавшие слова Стефана. Вероятно, Стефан говорил, а может быть, только намекал на прекращение Ветхого Завета с приходом Мессии-Христа, а лжесвидетели вложили в эти слова Стефана совсем другой смысл, обвиняя его в том, будто он говорил, что " Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. " " Разрушит место сие, " то есть храм - это то же уголовное преступление, в котором обвиняли и Самого Господа. Естественно, что взоры всех были направлены на этого обвиняемого в столь тяжких преступлениях христианина. Но в лице его они не видели ни страха, ни уныния, ни враждебного выражения: лицо его было похоже на лицо Ангела. Без сомнения, в этот решительный и торжественный момент он сподобился особенного озарения от Святого Духа, что преобразило и его внешний вид, сделав его ангелоподобным.  А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

http://sedmitza.ru/lib/text/430523/

Главное условие рукоположения    Несомненно, что апостолы передали священство Христово через определенное таинство, именуемое таинством священства, Церковь же установила и канонические условия, необходимые для того, чтобы человек принял эту великую благодать и исполнял это высочайшее служение.    Одним из рукоположений такого рода является рукоположение диаконов в первой Иерусалимской Церкви. После избрания семи диаконов, повествует книга Деяний, их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян.6:6). Здесь налицо возложение рук и молитва. Иоанн Златоуст, разбирая этот отрывок, пишет, что апостол «не объясняет, каким образом, но просто говорит, что они были рукоположены молитвою, потому что так совершается рукоположение. Возлагается рука на человека, но все совершает Бог» (Свт. Иоанн Златоуст. Указ.соч. Т.9. Кн.1. С.138).    В данном случае необходимо отметить, что эти люди, избранные из множества христиан первой Церкви, обладали несколькими качествами, главным из которых было наличие Духа Святого. В связи с избранием Стефана Деяния апостолов говорят, что избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого (Деян.6:5). Таким образом, он не принял Святого Духа лишь в момент рукоположения, но уже имел Его благодать.    Объясняя это место, Иоанн Златоуст замечает, что Стефан имел благодать Святого Духа «с купели», с момента святого крещения. Однако «не довольно одной благодати, но нужно еще рукоположение, которое умножало (дары) Духа» (там же, с.143). Кроме того, он отмечает, что Стефан принял большую благодать, нежели остальные дьяконы: «Хотя рукоположение было общее, но он, однако, получил большую благодать» (там же). Это принятие большей благодати связано с величайшей чистотой Стефана и с тем, что Святой Дух уже пребывал в нем.    Отсюда, несомненно, явствует, что кандидаты на принятие великого священнического служения не просто ожидали дня рукоположения, чтобы принять Святого Духа, но должны были иметь его ранее.    Церковь придает этому большое значение, что видно и из так называемых пастырских посланий апостола Павла. Великий апостол пишет Тимофею: «...приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» (2Тим.1:5). Между тем мы Хорошо знаем, что вера – это не отвлеченное учение, но «сознание и видение сердца», жизнь Духа Святого в нашей душе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

Два этих аспекта мученичества в полной мере проявляются уже в подвиге первого христианского мученика, архидиакона Стефана. Стефан, предстоя осудившему его синедриону, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян. 7.55–56 ); таким образом, он свидетельствует о Царствии Небесном, открывшемся для него во время и в результате мученичества. Само же мученичество напоминает Страсти Христовы. Когда Стефана побивали каменьями, он «воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» ( Деян. 7.60 ). Слова прощения реализуют тот образец, который дал Христос при распятии, сказав: «Отче прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23.34 ). Таким образом, в своем мученичестве Стефан следует путем Христа, к которому должен быть готов каждый христианин, свидетельствующий о своей вере и истине: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2.21 ). В ранний период Церкви Христовой именно мученичество более всего способствовало распространению Евангелия, и в этом плане оно также выступает как продолжение апостольского служения. Первое рассеяние Церкви, благодаря которому благовестие вышло за пределы Иерусалима, соотнесено с мученичеством св. Стефана ( Деян. 8.4 и дал.), этим мученичеством было подготовлено и обращение апостола Павла ( Деян. 22.20 ). Одиннадцать из двенадцати апостолов (кроме ап. Иоанна Богослова) закончили жизнь мученическим подвигом. И в дальнейшем, вплоть до Миланского эдикта 313 г., мученичество как сильнейшее свидетельство веры было одной из основ распространения христианства. «Никакая изысканная жестокость ваша не приносит вам успеха – она скорее располагает в нашу пользу. Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся; кровь мучеников есть семя христианства» ( Тертуллиан ). Задача апостольского служения мучеников – пробудить уснувшую и изжившуюся совесть окружавшего христиан язычества, заставить людей серьезнее взглянуть на свои религиозные обязанности, своим личным примером высокого самоотвержения показать окружающему их миру факт того, что религия есть дело самое важное, и в известных случаях приходится лучше пожертвовать самой жизнью, чем сберечь ее. Мученики, не прибегая ни к каким аргументам, предлагали свою кровь вместо доказательства той истины, в которой они были убеждены, которая для них, «свидетелей», имела очевидность факта. Выведывать истину под пытками (выпытывать ее) – было традиционным явлением для древнего судопроизводства, и мученики удостоверяли, засвидетельствовали неложность факта Воскресения, сопричастниками которого становились по благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

За проповедь о Спасителе иудеи вывели его за город и стали побивать камнями. Он же молился, говоря: " Господи Иисусе! приими дух мой " , и затем со словами: " Господи! не вмени им греха сего " , умер. Убиением св. Стефана и многих других верующих иудеи не могли ослабить веру Христову; наоборот, этим они еще больше, способствовали ее распространению. Христиане, пребывавшие в Иерусалиме, от этих гонений рассеялись по иудее, Самарии и другим странам, и везде, куда они приходили, проповедовали о Господе Спасителе и Его учении. Никакая сила в мире не могла остановить победного шествия христианства потому, что вера Христова есть истинная вера, учение Христово есть Божественное учение, жизнь по вере и учению Христову есть святая жизнь - Царство Божие. Верующих укреплял Отец Небесный, с ними был Спаситель, их утешал Дух Святый, Утешитель. ПРИМЕЧАНИЕ: см. в кн. Деянии Апостолов, гл. 6; гл. 7; гл. 8, 1-2, 4. Обращение Савла Когда побивали, камнями святого первомученика Стефана, один еврейский юноша именем Савл, охранявший одежды, сброшенные с себя людьми, побивавшими св. Стефана, одобрял это убийство. Савл был противником христиан, он участвовал в преследовании их, входил в дома христиан, хватал их и отдавал в темницу, терзая Церковь Христову. Он, не довольствуясь преследованиями христиан в иудейской земле, испросил у первосвященника позволения идти в сирийский город Дамаск разыскивать там христиан и, связав, их, приводить в Иерусалим на суд и мучения. Когда же Савл шел в Дамаск и приближался к городу, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: " Савл, Савл, что ты гонишь Меня? " Савл опросил: " Кто Ты, Господи? " Господь сказал: " Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна " . Савл в трепете и ужасе сказал: " Господи! что повелишь мне делать? " И Господь сказал ему: " встань и иди в город, куда шел; там тебе будет сказано, что нужно делать " . Люди же, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. Когда Савл поднялся с земли, глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Тогда спутники его взяли его за руку и привели в Дамаск. Там он три дня провел в молитве и ничего не ел и не пил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Здесь представлены были ложные свидетели, которые показали о нем следующее: Этот человек непрестанно говорит хульные слова на святое место сие (т. е. храм) и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые предал нам Моисей. Но что же произошло со Святым Стефаном в это время на суде? Уничижаемый от людей, он удостаивается видимой славы от Бога. Члены синедриона, замечает святой писатель Деяний Апостольских, смотря на него, видели в лице его лице Ангельское, т. е. лице его сияло светлостью божественной благодати, подобно как было с Моисеем, когда он сошел с горы Синая после видения Господа ( Деян. 6 ). Кажется, этого одного достаточно было бы для заграждения уст врагам святого; но ожесточение ужасно, оно осудило Святейшего из Святых – Христа, оно готово судить и осуждать и самих ангелов Господних. И Стефана, как обыкновенного подсудимого, начинают допрашивать. Подлинно ли это так, что говорят против тебя? спросил его первосвященник ( Деян. 7 ). Невинный, но ищущий оправдания себя, защищал бы себя в таком случае просто, ссылаясь только на свои слова и поступки. Но ангелоподобная душа Святого Стефана в оправдании себя пред людьми искала оправдания и своим гонителям пред Богом. Речь, в которой защищает себя невинный проповедник, вся направлена к тому, чтобы вразумить противников и обратить их на путь истины, для собственного их спасения ( Деян. 7 ). Содержание её – история Евреев от Авраама до Соломона. Вот текст всей речи Святого Стефана: «Братие и отцы! Послушайте! Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и оставь родство твое и дом отца твоего, и поди в землю, которую Я тебе покажу. Тогда он вышел из земли Халдейской и начал жить в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете. И не дал ему на ней в наследство ниже столько места, чтобы поставить ногу, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще он был бездетен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010