В ходе неосавваитской реформы: 1)умеренный летний пенсум был замещен длинным зимним, так что и летом псалтырь стала прочитываться за неделю; 2)был создан новый зимний пенсум из трех кафизм на полунощнице: к двум традиционным кафизмам полунощницы присовокупили прежнюю вечернюю кафизму, а на вечерне стали читать кафизму 18, как сегодня. Мы видим начало этого сдвига уже в типиконе Никона с Черной Горы в его Тактиконе I, 21, где летний и великопостный пенсум, которому он приписывает агиополитское происхождение, уже соответствуют неосавваитской системе, в то время как зимний пенсум, называемый им обычаем Студиона и Афона, добавляет лишь только одно дополнительное чтение к летней стихологии. Как здесь, так и в каноне, мы можем наблюдать одну и ту же динамику: пенсум делается тяжеловеснее простым удалением легкой формы, которую замещает собой следующая легкая форма; в свою очередь в образовавшийся вакуум приходит более тяжелая форма. Такие небольшие сдвиги обихода покажутся непримечательными или ничего не значащими только несведущему. Следует вспомнить, что сказал Баумштарк по этому поводу: «Die Entwicklung der Liturgie nur aus Sonderentwicklungen entsteht» 307 – развитие литургии – это серия индивидуальных эволюций, так же как и ожерелье не более чем последовательность отдельных бусин.. Неосавваитский обиход на Афоне По причинам, не вполне понятным, новый палестинский монашеский обиход вскоре приобретает большую популярность. Уже в начале XII столетия, во времена студитского Эвергетидского типикона, 308 мы видим повсеместное проникновение савваитского материала второго поколения в чинопоследования константинопольских монастырей. 309 Авторы нескольких других типиконов XII столетия в большой степени заимствуют последования из устава Эвергетиды и типикона св. Саввы, в результате чего типикон сербского монастыря Хиландар на Афоне, датируемый ок. 1199 г., по замечанию Джона Томаса, становится практически переводом савваитского устава на сербский. 310 Последующие афонские типиконы от XV столетия и позже уже полностью неосавваитские. 311 Из Афона новый обычай распространился повсюду, кроме Южной Италии, оставшейся на пути афонского исихазма. 312 Филофей Коккин и исихастское господствующее влияние

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

История любого учебного учреждения может плодотворно изучаться в виде совокупности биографий учивших и учившихся в нём. С этой точки зрения, исследуемый нами источник представляет огромную ценность. Биографического материала на страницах ревизии Савваитского очень много. Так, например, сведения о преподавательском составе дополняют довольно скупой, официальный материал послужных списков, обнаруживаемых в семинарском фонде Государственного архива Саратовской области, и данные о преподавателях, публиковавшихся в «Саратовских епархиальных ведомостях». В отчетах, как правило, нет данных о возрасте, образовании, ученой степени преподавателя, зато почти всегда даются живые характеристики человеческих, педагогических качеств того, о ком идет речь, приводится информация о дисциплине на его уроках, о ведении им классного журнала и выставлении отметок, подчеркиваются недостатки. Для иллюстрации сказанного приведем примеры позитивной и негативной оценки педагогической деятельности наставников из отчёта о ревизии Саратовской духовной семинарии. «Основное, догматическое и нравственное богословие преподает кандидат Казанской духовной академии Зубарев, в июне сего года перемещенный из Олонецкой семинарии... Этот наставник с любовию относится к изучению своих предметов и на уроках старается восполнять сухие учебники сведениями из лучших богословских трудов, имеющихся на русском языке; говорит просто и с убеждением; к сожалению, голос у него очень слабый, и потому он, чтобы всем ученикам было слышно, при объяснении уроков садится за одну из парт. Сам с любовию и интересом занимаясь изучением богословской литературы, он знакомит с нею и воспитанников; письменные упражнения учеников читает внимательно и, отмечая все выдающиеся недостатки, делает и даже письменно излагает общую характеристику этих упражнений, которую и прочитывает в классе при разборе упражнений. Вообще этот преподаватель полезен для семинарии, как имеющий нравственное влияние на учеников». «Прот[оиерей] Махровский (преподавателя библейской и церковной истории.

http://bogoslov.ru/article/355527

К группе В Утрени, которая отныне будет категория II, относятся типы Вечерни редких документов В и С, но особенно типы D и Ε и некоторые из типов I, L, N и Ρ 532 . Мы не думаем больше, что группа В Утрени могла бы называться «константинопольской»; она является скорее переходной группой к монашеской савваитской группе С, которая представляет собой теперешнюю практику, и к студийской группе D. Эти евхологии категории II содержат почти все молитвы категории I, в самом порядке, и сохраняя также названия тех молитв для псалмов Песенного последования, которые находятся также и в монашеской службе. Это объясняет, почему в этих евхологиях категории II молитвы Утрени псалма 50 и Пс. 148–150 сохранили свои древние места и названия, между тем как параллельные молитвы Вечерни [IX, Χ, XI] «малых антифонов», или Пс. 114–116 , больше не встречаются. К группе С, савваитской традиции ΧΙ– ΧΙΙ века (отныне категория IV), принадлежат типы Вечерни N и Ρ и некоторые рукописи типа I 533 . Наконец, к группе D, палестино-константинопольской студийской традиции VIII-IX века (отныне категория III), относились бы типы Вечерни К и L и некоторые Е, G и I 534 . Итак, из всего вышесказанного, мы полагаем, что существующие и нам известные византийские евхологии можно распределить на 4 категории, имеющие следующие характеристики: КАТЕГОРИЯ 1: Евхологии, содержащие весь суточный круг по Песненному последованию. Таких евхологиев дошло до нас небольшое количество: Греческие: Барберини 336 «Св. Марка» (VIII в.), Ленинград 226 « Успенский» (X в.), Москва ГБЛ 27 «Севастьянов 474 » (X в.)? Синай 959 (XI в.), Коален 213 «Стратигий» (XI в.), Гроттаферрата Г β I «Виссарион» (XI в.). К этой категории, вопреки некоторым несущественным аномалиям, прибавим: Гротт. Г β VII (X в.): Вечерния типа С, Синай 958 (X в.): Утреня группы D, Ватикан 1970 (XI в.): Вечерня типа В, Утреня группы В. К которым можно еще прибавить: Славянский: Синодальный ГИМ 675/371 (XIV в.). Грузинский: Тбилиси 450 (XVI в.). Эти две последние рукописи сохраняют письменное свидетельство древней практики, но уже вышедшей из официального употребления, во время их редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Игумен Никон Хочется помочь изломанной душе, но не получается ничего. Как быть? Исправлять изломанные души – это великое духовное дарование, которое дается немногим. Дается тем, которые научились совершенно не надеяться на силы и всю свою надежду возлагают на Господа, непрерывно прося у Него вразумления. Нужна молитва . Нужно, наставляя кого-нибудь, одновременно и молиться о нем. Схимонах Антоний Савваит Если с некоторыми скучно, не лучше ли как отделаться от них, когда они приходят? Нет, нужно их слушать. Ведь они несчастные. Нужно понуждать себя входить в их интересы, стараться чувствовать, как они чувствуют, думать, как они думают. Таким образом их состояние становится для тебя ясным. Начинаешь их жалеть, а жалея любить. Нужно над этим работать. Сначала понуждать себя – трудно и скучно будет. Потом, как только сможешь их пожалеть, так уже легче будет, и скучно уже не будет... О. Алексей (Мечев) Сейчас многие жалуются на невнимательность людей. Если это есть в себе, то как быть? Старайся внимательно относиться к людям. Привыкнуть к этому трудно. Помни: забудь себя и забудь все в себе и живи жизнью всех и каждого... О. Алексей (Мечев) В каком случае помогает совет? Нужно молиться, чтобы Господь Сам вложил в наши уста Свое слово и помог Своей благодатью. Когда это случится дело идет по-другому. Наше слово оказывается действенным. Благодать Божия действует тогда и в говорящем, и в слушающем. Одному дает слово, другому отверзает уши, чтобы его слышать. Схимонах Антоний Савваит Когда кто-то говорит о волнующем его, ждет участия или совета, а сказать надо серьезно и по делу, нельзя отделаться незнанием или чем-то общим, как быть, чтобы не ошибиться? Прежде чем сказать, надо подумать, Христа можно вспомнить, как бы Он тут поступил, а потом – как совесть твоя говорит, так и делать и говорить. О. Алексей (Мечев) Говорят, надо быть твердым человеком. Уступай – так на голову сядут. Как же в жизни без уступок? Не стыдись быть мягким. Уступай. Уступать более слабому – знак мужества и великодушия, а не слабости.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

После вводных сведений о герменевтики П.И. Савваитов описывает основные исторические вехи развития науки. В этом кратком анализе Павел Иванович подчёркивает непосредственную преемственность святоотеческой мысли в формировании правил толкования Священного Писания. Это очень важно, поскольку современные исследователи не всегда понимают важность святоотеческих критериев анализа текста, иногда недооценивая и пренебрегая ими. П.И. Савваитов выделяет следующие задачи герменевтики: учение о способе толкования Писания должно предложить средства и пособия к нахождению и уразумению смысла, а также способ изъяснения найденного смысла другим. 48 Блаженный Августин по этому поводу пишет следующее: «два главных предмета, которые мы должны иметь ввиду, занимаясь учёным образом Священным Писанием: 1) способ находить истинный смысл оного, и 2) способ сообщать, или излагать сей смысл другим». 49 Речь идёт об объективной необходимости исследования текстов Священного Писания, поскольку для современного человека на пути спонтанного понимания первоначального смысла Писания появляется ряд трудностей. Это и изменившийся культурно-исторический фон, на котором происходили события Ветхого Завета, и то факт, что Священное Писание написано на древних языках, каждый из которых имеет совершенно особую структуру и идиоматику абсолютно не схожую с идиоматикой русского языка, и отсутствие систематизации в изложении Библейского учения, и даже отсутствие прямых указаний на некоторые важные истины Священного Писания. Не говоря уже о том, что многие из литературных жанров Писания даже незнакомы современному читателю 50 . Здесь же Павел Иванович оговаривает главное условие, при котором возможно реализовать поставленные задачи: «предварительно должно быть раскрыто понятие о том, что такое подлинный смысл Писания и каким началом надо руководствоваться, как при нахождении и уразумении, так и при изъяснении другим этого смысла». 51 Само понятие «смысла Священного Писания» автор раскрывает непосредственно в первой части своего сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

епископ, позже архиепископ Вологодский и Тотемский. Сохранился его послужной список на 1883 г.: ГА ВО, ф. 496, оп. 1, 15591. Павел Иванович Савваитов (1815–1895 гг.), известный историк, лингвист, краевед, уроженец Вологды, происходил из семьи протоиерея Софийского собора, закончил Вологодскую духовную семинарию, затем Петербургскую духовную академию, имел учёную степень магистра богословия, ряд лет преподавал в Вологодской семинарии, затем – в различных образовательных учреждениях Петербурга (духовной академии, Павловском кадетском корпусе, Павловском военном училище и в училище подпрапорщиков), был членом многих учёных обществ России и Европы, членом-корреспондентом Академии наук, разрабатывал проблемы археографии и источниковедения, имел многочисленные ордена и награды за свои ученые труды, научную и культурно-общественную деятельность. П. И. Савваитов имел чин действительного статского советника (IV разряд российской Табели о рангах), поэтому обращение автора письма к нему как «Ваше превосходительство» было вполне оправданным. Иван Николаевич Суворов (1860–1926 гг.), известный вологодский историк-краевед, общественный деятель, закончил историко-филологический факультет Петербургского университета, преподавал в Вологодской духовной семинарии, с 1894 г. был соредактором вместе с отцом, а с 1896 г. – редактором «Вологодских епархиальных ведомостей», одним из организаторов епархиального древнехранилища, Вологодского общества изучения Северного края. Подробнее см.: Орешина М. А. Русский Север начала ХХ в. и научно-краеведческие общества региона. М., 2003; она же. Выявление и сохранение исторических источников в Вологодской губернии в 1910-е гг.//Отечественные архивы. 2004. 5. С. 13–25. Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н. И. Суворову (1885–1896 гг.)   (Л. 2) + Многоуважаемый Николай Иванович с супругой Юльей Ивановной и с дет[очками] Иваном и Лидией, испрашиваю на Вас благословение Господне от святителей Казанских! Прибыл я в Казань на Масляной неделе в субботу, остановился в Архиерейском доме и принят был арх[иепископом] Палладием я, как сын ем[у] родной; но и теперь еще живу в его доме и часто кушаю вместе с ним.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

См.: Левенсон М. Л. Государственный Совет. Пг. 1915. С. 84. 110, 128 Савваитский Михаил Иванович; (12 октября 1861 – ?). Окончил Владимирскую ДС (1882) и С.-Петербургскую ДА (1886), к. б., оставлен профессорским стипендиатом. С 1887 – преподаватель основного, догматического, нравственного и обличительного богословия Холмской ДС. 1889 – магистр богословия («Исход израильтян из Египта. СПб. 1889). С 23 марта 1895 – инспектор Могилевской ДС. С 22 марта 1901 – член Учебного комитета при Св. Синоде, посылаемый на ревизию духовно-учебных заведений. В 1917–1920 – делопроизводитель канцелярии Высшего Церковного Совета. В 1920 был лектором на агитационных курсах при Башкирской дивизии. С июня 1921 по 1932 работал в Институте книговедения в Петрограде: сначала как ученый библиограф, с 1922 – зав. библиографической библиотекой и помощник заведующего архивом С. А. Венгерова, в 1923–1924 – заведующий библиотекой. После реорганизации Института книговедения в НИИ книговедения при Публичной библиотеке стал научным сотрудником Института. См.: Тищенко М. Н. Савваитский М. И.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 546. 225 Савельев Василий Владимирович; (1847 – не ранее 1917). Окончил 1-й Московский кадетский корпус (1865) и двухлетний курс в Московском военном юнкерском училище. С 1 ноября 1866 состоял на военной, с 1869 – на гражданской службе. В течение 9 лет был мировым посредником, председателем съезда мировых посредников, непременным членом и председателем по крестьянским делам присутствия (с 1874), председателем съезда мировых судей Петрозаводского округа. С 18 декабря 1879 по 11 марта 1905 – председатель Олонецкой губернской земской управы. С 11 марта 1905 причислен к Министерству внутренних дел. 21 марта 1906 избран членом Государственного Совета от земского собрания Олонецкой губернии (переизбирался 10 июля 1909, 13 августа 1912). Состоял почетным членом Олонецкого Епархиального училищного совета. К 11 мая (церковно-школьный праздник – день памяти свв. Кирилла и Мефодия; установлен определением Святейшего Синода 20 мая – 4 апреля 1901) 1904 награжден книгою «Библия», от Святейшего Синода выдаваемой «за особые труды, усердие и ревность по благоустройству местных церковно-приходских школ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2466       Ваксель Л. Изображения разных памятников древностей, найденных на берегах Черного моря, принадлежащих Российской империи, снятые с подлинников и 1797-м и 1798-м годах, с приложением географической карты тех мест, где оные памятники обретены, с древними наименованиями. СПб., 1801; нем. и франц. переводы: Waxel L. Sammlung einiger Altertümer an den Küsten des Schwarzen Meeres, innerhalb der Grenzen des Russischen Reichs endeckt in den Jahren 1797 und 1798 nach den Originalen gezeichnet. B., 1803; Idem. Recueil de quelques antiquités, trouvées sur les bords de la Mer Noire, appartenant à de Russie, dessinées d’après les originaux en 1797 et 1798. B., 1803; Kiezeritskiy G., Watzinger C. Griechische Grabreliefs aus Südrussland. B., 1909; Murzakewicz N. Descriptio musei publici Odessani. Pars I, continens numophylacium Odessanum. Odessae, 1841. 2467       Raoul-Rochette D. Antiquités grecques du Bosphore-Cimmérien publiées et expliquées. P., 1822. 2469       Бороздин К. Рисунки и чертежи к путешествию по России по высочайшему повелению в 1809 г.//РНБ. Русский отдел. F. IV. Ч. I. Л. 4–6, 9; Вздорнов Г.И. История открытия… С. 21; см. также: Описание бороздинского собрания рисунков к его археологическому путешествию по России/Сост. Д. Поленов//Тр. I археологич. съезда в Москве. Т. 1. M., 1871. 2470       Кеппен П. Список русским памятникам, служащим к составлению истории художественной и отечественной палеографии. M., 1822. 2472       Ильинский Н.С. Историческое описание города Пскова и его древнейших пригородов. СПб., 1795. 2474       Древности Российского государства. Т. 1–6. Отд. I: Св. иконы, кресты, утварь храмовая, облачения сана духовного. M., 1849–1853. 2475       Федор Григорьевич Солнцев – художник-археолог/Сост. Я.Д. Верховец. СПб., 1899; Вздорнов Г.И. История открытия… С. 29–35. 2482       Сахаров И. Исследования о русском иконописании. Т. 1–2. СПб., 1849; см. также: Для биографии И.П. Сахарова, сообщено П.И. Савваитовым //Рус. архив. 1. M., 1873. С. 897–1017; Вздорнов Г.И. История открытия… С. 55–59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бирюза – драгоценный камень небесно-голубого цвета. См. Камни. Боболев кутаз, Боболев хвост Боболев кутаз, Боболев хвост – по объяснению Висковатова, большая, длинная кисть из шелка или шерсти, преимущественно белого цвета с красным; она вешалась на шнуре под шеей лошади 101 . В. Броневский говорит, что «бобылем называли коня чисто белаго» 102 , а кутаз – Польск. kutas, означает кисть. Но Сенковский объясняет это иначе: он говорит, что словом кутаз называется «особая порода быков, встречающаяся в Малой Бухарии и Тибете; она отличается особенно широким и пушистым хвостом, который Бухарцы сравнивают с хвостом туземных и Крымских баранов. Из хвоста этих быков они делают бунчуки или волосяныя космы, которыя носят на своих штандартах; отсюда-то воинские хвосты у Оттоманов и получили название кутас » 103 . В описи 1589 г. находим после тулумбазов «два кутаза боболевы чорны; кутаз боболев был курчават; 5 кутазов белые нацветы; кутаз боболев бел, чекма серебряна через грань; 2 кутаза белы, чекмы медяные» 104 . У казаков боболев хвост есть один из знаков атаманского достоинства, состоящий из древка, у коего, вместо набалдашника, золотой шар, на верху украшенный двуглавым орлом; белый конский хвост выходит из шара – знак этот в войсковом кругу означает волю 105 . Между предметами конского прибора у князей Голицыных оказались: «наряд лошадиной тафтяной, плетен золотом и серебром по алому бархату; кутас, у него чашка медная, позолочена, лопасти розных тафт; цена 6 рублев. – Наряд розных отласов по червчатому бархату, оплетен серебром с золотом, бахрама золотная; кутас деревянной, оплетен узлами Кафимскими, под кутасом и в средине, и в концах узлы кафимские, кисти серебряныя; цена 15 рублев» 106 . Бокан Бокан – пурпуровая краска, добываемая из червеца (кошенили); но в Торговой книге говорится: «камень бокан выбирать с приметом как соболь доброй». См. Камни. Болт самострельный. См. Стрелы. Брань, Бранина Брань или Бранина – узорчатая ткань, у которой нити основы прибираются особенным счетом для составления желаемого узора. Употребляется для убрусов, скатертей, пологов и т. п. Браный сшитый из этой ткани. «Скатерти браныя; браный полог; полотенце браное» 107 . Броня

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Однако подлинную славу литургической науке в КДА принес Дмитриевский, к-рый был выпускником Астраханской семинарии и КазДА и продолжателем научной традиции, заложенной Н. Ф. Красносельцевым . В 1884/85 уч. г. он читал студентам 3-го и 4-го курса историю христ. архитектуры, иконографии и церковных облачений. Студенты 4-го курса кроме вводного курса по литургике прослушали курсы лекций по истории гимнографии и развитию богослужебных чинопоследований. В 1885/86 уч. г. в курс литургики Дмитриевский включил чтения «О Типиконе, его составе и значении в ряду других богослужебных книг, с обзором и характеристикой известных уставов церковных». В 1886/87 уч. г. в этот курс был добавлен разд. «О Служебнике и Требнике, Триоди Постной и Цветной». Помимо чтения лекций Дмитриевский занимался описанием церковных предметов, книг и рукописей, поступивших по его инициативе из Нежина в ЦАМ при КДА, где было собрано множество ценных экспонатов (в первую очередь рукописи на греч. и слав. языках и другие, напр.: Тураев Б. А. Ночное богослужение Эфиопской Церкви по ркп. 143 археол. музея при КДА//ТКДА. 1901. 3. С. 389-424). В 1896-1903 гг. Дмитриевский вместе с неск. преподавателями КДА предпринял 7 научных путешествий по греч. Востоку и Зап. Европе с целью изучения литургических рукописей. По материалам рукописных исследований Дмитриевского в Киеве были изданы первые 2 т. его монументального труда «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока». За эту работу он был удостоен степени д-ра церковной истории и избран ординарным профессором КДА. В 1907 г. в Киеве Дмитриевский издал монографию «Древнейшие патриаршие Типиконы - Святогробский иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви: Критико-библиогр. исслед.». Помимо этих объемных томов в 2 киевских журналах - Трудах КДА и «Руководстве для сельских пастырей» - Дмитриевским были опубликованы десятки статей литургического содержания. В их числе: 1-я публикация Серапиона Евхология , ценнейшего литургического памятника IV в., обнаруженного Дмитриевским в одной из афонских рукописей (отд. отт. из Трудов КДА: К., 1894); серия статей о чинах рукоположений, впосл. объединенных в монографию «Ставленник: Руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях...» (К., 1904); публикации новонайденных памятников древнего савваитского богослужения и др.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010