В списках епископий К-польского Патриархата (с нач. X в.) приведены названия правосл. кафедр на арм. землях. В митрополию Трапезунда (совр. Трабзон, Турция) входили епископии Шариан и Келькит по р. Гайл-гет (совр. Келькит), Сарчамадзор близ Карина, Байберд, Керчанис, Лерион, Мананали, Визана, Дзернак, Мцурн, Хах, Хавчич, Серманц, Еланцберд, Андак, Басен, Сукавет, Хантиерц. Митрополия Екелесены, Хордзена и Тарона включала в себя 21 епископскую кафедру, среди них Хордзен, Тарон, Муш, Хойт, Хацюн, Манцикерт (Маназкерт), Арчеш, Арцке, Амюк, Беркри, Востан. Ликопотамская епархия включала в себя область в долине р. Ликос (совр. Кельхас) в Сев. Месопотамии. В епархию Феодосиополя (Карин), находившуюся в юрисдикции Антиохийского Патриархата, входили епископии Ордуру, Маврак (Маврокастрон), Сурб Мари (св. Марии), Аруч. Антиохии подчинялись также кафедры Панаскерт и Калмах в Сев. Тайке. Мн. кафедры А.-х. не поддаются точной локализации. Возможно, они располагались следующим образом: Мастраватц - у горы Мастара на Евфрате в Анзитене; Марментидзур - по р. Мармет-джур, впадающей с востока в оз. Ван; свт. Николая - у мон-ря свт. Николая Чудотворца на сев. берегу оз. Ван; Сурб Аствацацин (Пресв. Богородицы) - в г. Ван; Елиссау - у мон-ря св. Елише в Нареке, к югу от оз. Ван. Т. о., в XI в., в период наибольшей экспансии Византийской империи на Востоке, епархии А.-х., иерархически связанные с правосл. Церковью, находились в М. Армении, в Месопотамии, в Сирии, в Тароне, во владениях Давида Куропалата (Карин, Басен, Чормайри, Мардали, Харк, Апахуник), в Васпуракане, в Багреванде, в Айрарате, в Шираке. На землях, соседствовавших с Византией, общины А.-х. имели давнюю историю, а в Сев. Месопотамии (принадлежавшей кайситским эмирам) и Васпуракане они появились с приходом визант. войск. Общины А.-х. существовали также в столицах Багратидов - Карсе и Ани. Однако в этих городах, являвшихся оплотами национальной Армянской Церкви, не могло быть епархий А.-х. до тех пор, пока они не вошли в состав империи (соответственно в 1045 и 1065).

http://pravenc.ru/text/76122.html

Наконец, в 317–318 гг. Тринидат, созвав начальников и предводителей армянского народа, с общего их согласия решил обратить Армению в христианство и признать Григория духовным руководителем и учителем веры. Составлена была пышная депутация и отправлена с Григорием к кесарие-каппадокийскому архиепископу Леонтию для поставления Григория в епископы. Леонтий исполнил письменную просьбу Тиридата, созвал собор местных епископов, рукоположил Григория и, отпуская, снабдил его святынями. Возвратившись в Армению, Григорий первым делом разрушил после упорного сопротивления два храма в округе Тароне, в которых приносились жертвы индийским идолам. Этого требовали огромные богатства храмов и большой авторитет коллегии жрецов, находившихся в вассальных отношениях к царю. На месте храмов была заложена церковь во имя Иоанна Крестителя, которую Фавст Византийский называет матерью армянских церквей. Здесь же были крещены армянские князья, сопровождавшие Григория в Кесарию, и многие из местных жителей. Сам царь с семейством и множеством народа был крещен в р. Евфрат, у подошвы г. Небат, в Араратской области. После того св. Григорий, путешествуя по стране, в живой и одушевленной беседе проповедовал слово Божие, крестил желавших принять христианство и строил церкви. У армян тогда не было письменности и приходилось совершать богослужения и читать Священное Писание на греческом или сирийском языке. В виду этого, не легко было св. Григорию найти сотрудников, которые владели бы одним из этих иностранных языков и живым армянским для устной проповеди. В его распоряжении было несколько монахов, взятых им из Севастии, и несколько бывших языческих жрецов, которые искренно прониклись христианством и могли послужить его распространению своим прежним влиянием на народ и своим образованием: они были рукоположены в священные степени, некоторые даже в епископскую. Для обеспечения полноты клира в будущем св. Григорий воспитывал при себе нескольких мальчиков, а затем завел школы, где молодые армяне изучали греческий и сирийский язык и Священное Писание. Наконец, в тех же просветительных целях Григорий, по совету архиепископа Леонтия, устроил в Армении несколько монастырей, в том числе один в Таронской области при храме Иоанна Предтечи (Глаский) и содействовал развитию монашеской жизни. Нередко сам он оставлял на время кафедру и уходил с некоторыми из учеников в горы и там жил уединенною жизнью в гротах и пещерах. Все это имело глубокое влияние на армянское население, укрепляя христиан в истинах веры и нравственной жизни, а язычников располагая к принятию христианства. К укреплению христианства в Армении послужило также свидание Григория и Тиридата где-то на востоке (в Никодимии) около 325 г., с императором Константином, отнесшимся с большим почтением к их личности и с сочувствием к их просветительным трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Но жрецы крепко защищали свое достояние и своих богов. Храмы приходилось осаждать и брать приступом как крепости. Имущества разрушенных храмов, их многочисленные богатства раздавались бедным и нищим или отбирались в казну на дело утверждения новой веры. Вместо разрушенных капищ «Григорий везде воздвигал знамение креста; он ставил кресты на перекрестках, на площадях и в начале улиц; во всех городах, местечках и селах он назначал место для церкви, но не полагал самого основания и не воздвигал алтаря во имя Божие, потому что еще не был облечен саном священства; он только окружал выбранные места стенами и ставил кресты». Наконец Тиридат созвал (в 317 или 318 г.) в Вагаршапат начальников и предводителей армянского народа, и здесь, уже с общего согласия, решено было обратить армянский народ в христианство, а Григория призвать духовным руководителем и учителем веры. Тогда составлена была пышная депутация из главных сатрапов и князей страны и отправлена вместе с Григорием в Кесарию-Каппадокийскую к архиепископу Леонтию для посвящения Григория в епископа. Почему выбрана была в этом случае Кесария? – Вероятно просто потому, что сам Григорий принадлежал к кесарие-каппадокийской церкви; Кесария была издавна знакома ему; она была вторым его отечеством. Тиридат снабдил депутацию богатыми дарами для соседних церквей и особым письмом к архиепископу Леонтию. Архиепископ Леонтий исполнил просьбу армян, созвал собор местных епископов и вместе с ними «возложил на Григория руки со св. Евангелием». Армянские историки говорят, что по просьбе Григория Леонтий дал ему половину мощей св. Иоанна Предтечи и присоединил еще мощи священномученика Афиногена, епископа севастийского, замученного при Диоклетиане. Возвратившись в Армению, Григорий думал было уже приступить к крещению армян, но так как в округе, Тароне оставалось еще два храма, в которых приносились жертвы индийским идолам, то отправился туда, чтобы разрушить их. Разрушить эти храмы оказалось не легко. Храмы индийских богов владели громадными сокровищами, многими значительными селами и обширными пастбищами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Сословие, жрецов, находившихся при этих храмах, составляло из себя как бы государство в государстве и находилось к царю в таких же вассальных отношениях, как армянские князья. Влияние этого сословия в Тароне было значительно, и Григорий имел уважительные причины как можно скорее разрушить эту твердыню язычества. После упорной борьбы жрецы были побеждены, храмы были разрушены и на их месте заложена церковь во имя св. Иоанна Крестителя, которую Фавст Византийский называет матерью армянских церквей. Тогда же были крещены армянские князья, сопровождавшие Григория в Кесарию, и многие из местных жителей. Продолжив путь, Григорий наконец прибыл к подошве горы Небат, в Араратской области. Здесь встретил его Тиридат с своим семейством и множеством народа. В назначенный день сам царь и масса народа собрались на реку Евфрат и крестились. После того св. Григорий, путешествуя по стране, в живой и одушевленной беседе проповедовал слово Божие, крестил желавших принять христианство и строил церкви. Так как в то время у армян не было еще письменности, и совершать богослужение и читать Свящ. Писание возможно было лишь на иностранном языке, греческом или сирийском, то положение св. Григория было трудное. Требовалось исключительно живое слово на армянском языке, нужны были такие пастыри и проповедники, которые бы звали греческий или сирийский язык и в то же время говорили по-армянски. На возвратном пути из Кесарии Григорий, пробыв несколько дней в Севастии, нашел здесь много монахов, готовых идти с ним в Армению; во их оказалось не достаточно. Так как бывшие армянские жрецы, без сомнения, составляли самый образованный класс среди армян, то Григорий не пренебрег их прежним знанием и более искренних из них и преданных христианской вере рукоположил в священные степени и даже поставил епископами. Чтобы приготовить для ближайшего будущего пастырей и проповедников из армян, были устроены школы, набраны мальчики для обучения их греческому и сирийскому языкам и Свящ. Писанию. Некоторых детей Григорий даже воспитывал при себе, под своим личным наблюдением.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   Параллельно с апостолом Андреем проповедовали евангелисты Матфей и Варфоломей. Уже по Евсевию (V, 10, 3), Варфоломей проповедовал «индам и оставил им Евангелие от Матфея». «Инды», как и «эфиопы», которых ап. Варфоломей мог встретить в воспорском царстве, были племя, «oi Sindoi», жившее к югу от устья Кубани. Но здесь разумеются инды в собственном смысле. Это были «счастливые инды», обитатели Аравии. Им-то и оставил ап. Варфоломей Евангелие Матфея на сирийском языке. Хотя в счастливой Аравии и жили арабы, но язык арабский тогда не был литературным, и северные племена Аравии, равно и обитавшие за Иорданом, писали и говорили в торжественных случаях по-арамейски. Следовательно, сирийский язык не мог быть здесь более непонятным, нежели в средние века в Европе латинский, так что апостол мог оставить евангелие на сирийском языке. Круг деятельности ап. Варфоломея намечается еще далее к востоку. Предание представляет, что он проповедовал то в Албании, то в Армении, где и скончался. Относительно того города, в каком скончался апостол, существует разногласие: по одним то был город Алванополь, по другим — Урванополь или Корванополь. Урванополь отожествляется (Gutschmid) с армянскою столицей «Эровандашат» (при впадении реки Арпачай в Араке). Но если предположить, что предание это о смерти ап. Варфоломея прошло через сирийский источник и слово «Корванополь» название правильное и происходит от сирийского «курбана» ­­ жертвоприношение, то можно будет предположить, что местом мученической кончины апостола был один из армянских городов — Аштишат (в Тароне) (Ашти-шат значит «город жертвоприношений»).    II) Сказания о деятельности апостолов в Малой Азии (вторая группа — в римской империи) покоятся на более исторической почве. Она твердо засвидетельствована церковными преданиями. На «Филиппа, одного из 12 апостолов, почившего в Иераполе» (фригийском) и на «Иоанна, почившего в Ефесе» ссылается в 191 году Поликрат, епископ ефесский (Euseb. V, 24, 2. 3).    III) Апостолы Фома, Фаддей и Симон Кананит (третья группа) действовали южнее, в Парфии. Указание на последнюю нужно понимать в самом широком смысле. В то время в Персии, как и в Армении, царствовала парфянская династия, и Месопотамия была под властию персидских арсакидов. Таким образом, понятие Парфии очень растяжимо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Его-то согласно вашему желанию приблизил я к небесной благодати: он принял степень от нас, убогих; стал пастырем паствы тот, которого от начала избрал святой Дух, чтобы утвердить вас, и подобно главе исполнил в вас все. Отныне примите святого пастыря мира, мудрого ученого и первого управителя, мы же постоянно будем молиться о вас в твердой вере при вашей любви к Богу и послушании пастырю мира, которым наделены вы по милости Христа. И когда вы совершите это, то будете с нами, и хотя будем разлучены телесно, но духовно мы будем в единении. Отец мира Бог и единородный Сын Христос Бог да сохранит вас святым Духом и избавит от волнения и окружит Своей любовью. Мир с вами душевный и телесный». ср.468, 2 Они отправились с радостью и достигли города Севастии. Остановились они в месте, называемом Троицким, и там разбили свои палатки. И не наносили они убытка никому, ни в чем, ни в городе, ни в селе, а торговали с людьми из своего путевого запаса. Жители Севастии обрадовались все вместе с епископом святым Петром. Властитель ее также обрадовался и с великим веселием держал (букв. посадил) их у себя в городе Севастии шесть дней. После этого он отправил их, и они пустились в путь в свою страну. Святой Григорий взял из Севастии священников и монахов не в малом количестве, чтобы сделать их священниками в церквах Армении. С ним было письмо от патриарха Леонтия к Петру, епископу Севастии, чтобы тот шел с ним, дабы посадить его на трон, как велят церковные каноны . ср.469, 7       ср.470, 15 Когда они достигли великой Армении, навстречу им вышел народ со всех сторон, и он нашел, что те к его возвращению уже построили церкви во всех городах (странах), где он водрузил кресты. И когда Григорий прибыл, построил в них жертвенники, а епископ владыка Петр освятил их по канону. Поставили священников в области Тароне, выступили оттуда и достигли города Шатисата (Аштишата); в одном из мест этого города царская колесница, в которой сидел святой Григорий, остановилась. Вместе с ним в ней сидел блаженный Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(суббота перед Воздвижением); праздники освящения храмов Рождества Господня в Вифлееме, Вознесения Господня в Иерусалиме и Успения Пресв. Богородицы в Иерусалиме (соответственно вторник, среда и четверг после Воздвижения). Памяти святых не должны совершаться в Господние праздники и посты, в обычные недели они могут приходиться только на понедельник, вторник, четверг или субботу, в многодневные посты - только на субботу. Исключением является совершение памяти св. прор. Ионы , к-рый явил пример покаяния и воздержания, в посл. день недели (пятницу) Начального поста. В период от Пасхи до недели, следующей за Пятидесятницей, из памятей святых празднуется только Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (в субботу пасхальной недели) и память прор. Илии (на неделе после Пятидесятницы). Рождество Иоанна Предтечи празднуется 14 янв. (в визант. обряде - 24 июня). В совр. месяцеслове присутствует ок. 400 имен: библейские святые (89, включая Небесные Силы), вселенские святые 5 первых веков христианства, арм. святые IV-XIV вв. (более 60), среди них: преподобные Антон и Кронид, сподвижники свт. Григория Просветителя и основатели мон-ря св. Иоанна Предтечи в Тароне ( 355; пам. в 5-й понедельник после Воздвижения), мученики Саргис с сыном Мартиросом и 14 воинов (IV в.; пам. в субботу после Начального поста), мц. Шушаника (V в.) (пам. во вторник недели Варагского поста, в визант. традиции - 28 авг.), мученики Саак и Амазасп Арцруни ( 785; пам. в четверг после праздника Варагского Креста), свт. Григор Нарекаци ( 1003; пам. вместе со святыми Переводчиками в субботу 4-й недели после Воздвижения). Посты Постными днями ( [пас]), имеющими покаянный характер и посвященными поминовению усопших, являются все среды и пятницы (кроме сред и пятниц периода Пятидесятницы и попразднств Богоявления, Пятидесятницы, Преображения и Успения), будние дни Великого поста (кроме суббот и воскресений), а также дни 9 малых постов (всего в году около 117 постных дней). В случае совпадения Господнего праздника и поста отмечается праздник. Из многодневных постов наибольшую продолжительность имеет Великий. Пост перед праздником Богоявления (Йиснакац), первоначально продолжавшийся 50 дней (ср. Рождественский пост , Адвент ), в наст. время сокращен до одной недели (15-21 нояб.). По 5 дней (с понедельника по пятницу) продолжаются посты перед Преображением, Успением и Воздвижением. Так же устроены: Начальный пост; 3 поста накануне наступления времен года: лета (пост прор. Илии), осени (пост Варагского Креста), зимы (пост св. Иакова Нисибинского); пост свт. Григория Просветителя перед праздником обретения его мощей. В продолжение 3 последних постов по понедельникам, вторникам и четвергам дозволяется празднование памятей святых. Поминовение усопших

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Истории исцелений, которые якобы происходят по советам Натальи Ивановны Степановой, являются, основной составляющей книг, что привлекает читателей к покупке и использованию мало проверенных методов. Насколько правдивы эти истории неизвестно, но крайне подозрительно верить, что Наталья Ивановна Степанова исцелила многих людей от СПИДа, онкологических заболеваний, всевозможных психических расстройств, и множества других болезней. Не смотря на то что, современная медицина ушла далеко от учения Натальи Ивановны Степановой и относится отрицательно к заговариванию, взывая к современным методам лечения, Наталья Ивановна Степанова в своей 32 книге заговоров сибирской целительницы не скромничая пишет о том, что победила в конкурсе «Лучший целитель России» и имеет множество других наград. Если при лечении медицинскими лекарствами можно прочитать о побочном эффекте, то в своих методах Наталья Ивановна Степанова предпочитает умалчивать о возможном бесновании, которое  придётся пережить её пациенту, который после, скорей всего обратится в один из центров для пострадавших от оккультизма. Духовная зараза оккультизма захватившая наш народ, заставляет Бога исполнять свои обещания данные в Библии  «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» ( Лев.20:6 ).  Не удивительно видеть нашу нацию вымирающей и деградирующей, когда молодые парни к 30 годам теряют свой образ и опускаются до уровня алкоголиков, разрушая семьи, а женщины, сами того не понимая пытаясь им помочь, скупают оккультные книги Натальи Ивановны Степановой, и начинают заговаривать, усугубляя свои проблемы, впускаю в свою жизнь бесов, которые ещё больше начинают трепать эти семьи. Давайте будет честны. Как гласит греческая притча: Александр Македонский заметил среди своих воинов человека по имени Александр, который во время сражений постоянно обращался в бегство. И он сказал ему: — Прошу тебя, либо преодолей трусость, либо измени своё имя, дабы сходство наших имён никого не вводило в заблуждение.

http://sueverie.net/stepanizaciya-nasele...

А иерей Иусик, сняв груз со спины осла, внес домой. И жена иерея, открыв [мешок], взяла муки и замесила тесто. Когда хлеб испекся, она сказала иерею: – Пойди позови мальчика, скажи, пусть идет поест. Ибо они думали, что он с деревенскими мальчишками играет или, намучившись, спит [в тени] какой-нибудь стены или на крыше дома. Тэр Иусик пошел поискал его по всей деревне и не нашел. И мать, по присущей матерям жалостливости, забеспокоилась – не случилось ли что с парнем. С наступлением вечера родители стали еще больше тревожиться, ибо до этого думали, что, где бы он ни был, вечером вернется домой. [Они] провели всю ночь в тревоге, не сомкнув глаз. Особенно горько плакала мать, по привычке матерей тревожась за сына, – может, голоден он или хочет пить, может, случилось с ним что, где он да что с ним. Так, тревожась, в волнении провели всю ночь без сна отец и мать. Утром рано они [снова] стали расспрашивать [о нем] повсюду. Отец отправился в Востан, а мать – в Ван. Поиски их были тщетны. Они вернулись к себе домой и в безутешном горе, в слезах проводили дни и ночи. Прошло десять дней. И вот им повстречался один из слуг. Увидев их в слезах и с печальными лицами, он спросил о причине и, узнав, сказал: – Я видел Степаноса в такой-то день в селении Ани 500 . Он сказал [мне]: «Отец послал меня по делу в Беркри». Услышав об этом], они обрадовались и благословили того мужа и его путь. Тэр Иусик отправился в Беркри, пошел в монастырь Аргелан 501 и нашел отрока. Заплакав от радости, он сказал: – Сынок, что ты сделал с нами? Твоя мать и я исстрадались и выплакали все глаза, искали тебя в Ване и Востане, в деревне и городе. И продолжал: – Твоя мать испекла хлеб, и я искал тебя по всей деревне и не нашел. Степанос] спросил: – Из чего испекла моя мать хлеб? Иерей отвечал: – Из муки, которую ты привез с мельницы. Степанос два-три раза переспросил: – Разве то была мука? И отец отвечал: – Сынок, ты повез пшеницу на мельницу и привез муку. Что же это было, если не мука? И тогда Степанос сознался и сказал отцу:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Нужны ли обязательные огласительные беседы? Ответы пастырей Казалось бы, ответ на вопрос: нужны ли огласительные беседы ? – однозначен: конечно, нужны! Да и сам вопрос кому-то покажется странным. Действительно, что плохого в том, что решивший стать христианином перед Таинством Крещения больше узнает о вере, об учении Христа. Между тем у многих решивших креститься и особенно у тех, кто хочет крестить детей, сообщение о том, что необходимо обязательно пройти огласительные беседы, не всегда вызывает положительные эмоции. Бывает, что и открытый протест. И кто-то решение о крещении откладывает на неопределенное время. Так не теряет ли Церковь из-за этого прихожан? И есть ли польза от формального присутствия на таких беседах тех, кто на них пришел, «потому что так надо», «ради галочки»? Может быть, не стоит обязывать к оглашению тех, кто этого не хочет по тем или иным причинам? Мы попросили высказать свое мнение по этим вопросам пастырей. Дезертиры с поля духовной брани Игумен Лука (Степанов) Игумен Лука (Степанов) : – Не желающие узнать дух и букву церковной жизни потенциальными членами Церкви не являются, а представляются очевидными дезертирами с поля духовной битвы, формальное приобщение которых к числу спасающихся не оставляет без вины и тех, кто содействовал этой профанации. Лучше меньше да лучше, – скажет вам любой ответственный руководитель организации о своих подчиненных. Не думаю, что Церковь Христова даже в малой степени является бюрократическим сообществом, в котором количество адептов является существенным показателем ее благополучия. Употреби максимум усилий в деле оглашения Протоиерей Олег Стеняев Протоиерей Олег Стеняев : – Сказано: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4: 2–3). «Настой во время и не во время», то есть употреби максимум усилий в деле оглашения и катехизации, есть ли настроение тебя слушать («во время») или нет настроения тебя слушать («и не во время»). Но! Помни: если первая беседа не обеспечила вторую, значит, ты не отнесся правильно к ее подготовке.

http://pravoslavie.ru/93830.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010