В арм. апокрифической лит-ре также фигурируют обе традиции. Рассказы о Л. С. в основном включены в циклы апокрифов, посвященных Понтию Пилату, напр., в «Деяния Пилата» в составе «Евангелия Никодима» (Сокровищница. 1898. С. 375-377) или в апокрифический сб. «История мучений Господа нашего Христа (Страстей Христовых) во времена Понтия Пилата, судьи Иудеи, и первосвященников Анны и Каиафы, написанная рукой блаженного апостола Иакова, брата Господа нашего и сына Иосифа», в котором содержится самая краткая из упомянутых версий - «История св. Лонгина Сотника». Она отличается рядом деталей (напр., Л. С. отправился на родину, в Каппадокию, по приказу ап. Петра) и эпизодом прозрения Л. С.: «Я был слеп на один глаз, и во время распятия Христа я присутствовал там по приказу Пилата, и, когда я вонзил копье в Его подреберье, оно открылось, и оттуда хлынула кровь с водой - свидетельство Его бессмертной Божественности и живой смертности - и брызнула одна капля животворящей крови из ребра Христа на мои слепые очи, и они прозрели. Вместе с этим прозрели и глаза души моей, дабы понять и узреть свет Божественной мудрости» (Книга о Страстях Христовых. 1710. С. 114). Кроме того, «История св. Лонгина Сотника» представлена в составе «Истории св. Животворящего и страшного знака св. Креста о том, как он привезен из страны Аршаруниев в Камрджадзор», в к-рой текст дополнен преданием о св. Копье. Эта версия истории Л. С. была распространена в Армении в X-XI вв. В ней повествуется о том, что Л. С., взяв с собой «знак Животворящего Креста с боговонзенным Копьем» и неск. др. святынями, пришел в мон-рь Камрджадзор в М. Армении и совершил там множество чудес при помощи привезенных святынь, а затем принял мученическую смерть. Привезенные Л. С. реликвии оставались в Камрджадзоре до тех пор, пока в правление Романа I Лакапина (армянина-халкидонита) священник этого мон-ря Иоанн, опасаясь начавшихся гонений со стороны императора по отношению к духовенству нехалкидонского вероисповедания, забрал эти реликвии и вместе с 40 монахами пришел в пров. Аршаруник и попросил защиты и покровительства у царя Абаса I Багратуни (929-953), сына Смбата I. Царь Абас предложил им основать монастырь там, где они пожелают. В 939 г. они построили новую обитель, во всем похожую на прежнюю и также назвали ее Камрджадзором. Краткая версия этого сказания засвидетельствована историком нач. XI в. Степаносом Таронеци в «Истории Армении». В др. истории, посвященной Камрджадзору и написанной в XIII в., сообщается, что после нашествия турок-сельджуков в 50-60-х гг. XI в. св. Копье вместе с остальными святынями 177 лет хранилось в земле. По-видимому, реликвии были вновь обнаружены в 1225-1235 гг., что совпадает с реальными историческими фактами (известно, что в 60-х гг. XIII в. св. Копье уже хранилось в Айриванке).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

и изданной в К-поле в 1782 г. В ней Л. С. упомянут трижды. В разд. «О приделе сотника Лонгина» подробно описан этот придел в храме Гроба Господня, принадлежавший сначала эфиопам, а затем переданный грекам; излагается история Л. С. ( Ованнес Ганна. 1782. С. 44). В разд. «О капелле Разделения риз» рассказывается, что в ней хранились 4 части ризы Спасителя, тогда как о нешвенном хитоне был брошен жребий (Ин 19. 23-24). Между этой капеллой и приделом Л. С. было место длиной в 25 шагов, где находилась арочный проем со ступеньками, одна из дверей храма Гроба Господня. Когда-то, по словам автора, это место было завалено большим камнем и заделано известью, а сейчас, уточняет автор, камня и риз нет. «Это место принадлежит нам (армянам.- Авт.), и мы каждую пятницу отслуживаем молебен Христу, и там горят 5 неугасимых лампад» (Там же. С. 45). В конце книги приводится «Список святых мест святого города Иерусалима», в к-ром упомянут и придел Л. С. (Там же. С. 143). В средневек. арм. миниатюрах Л. С. обычно изображается стоящим по правую сторону от Креста, как один из праведников, в то время как Стефатон - воин, давший Господу уксус вместо воды, представлен слева от Распятия, что отражает символические достоинства правой (солнце, копье, олицетворение Церкви) и левой (луна, трость с губкой, олицетворение синагоги) сторон Креста. Более того, в отличие от Л. С. Стефатон, по примеру изображений Иуды, всегда представлен в профиль, с искаженным лицом. Иногда Л. С. тоже изображается в профиль с выражением ужаса на лице, т. е. показан тот момент, когда сотник еще не уверовал во Христа (Матен. 6201. Ованнес Ганна. 1782. Л. 7 об., 1038 г.; 7736. Л. 19 об., XI в.; 2744. Л. 6, 1305 г.). Есть серия миниатюр, в к-рых капли из потока крови, хлынувшего из раны Спасителя, падают и на лицо Л. С., что символизирует спасение и прозрение через кровь Христа после удара копьем (напр., Евангелие XV в. из Эчмиадзина Матен. 69. Л. 15 об.). Ист.: Книга сия повествует о Страстях Христовых, понесенных Им перед Понтием Пилатом, судьей Иудеи, и первосвященниками Анной и Каиафой, сказанная блаженным Иаковом, братом Господа. К-поль, 1710. С. 113-116 (на арм. яз.); Ованнес Ганна. Книга истории св. и великого града Божьего Иерусалима и св. мест Господа нашего Иисуса Христа. К-поль, 1782 (на арм. яз.); Авгерян М. Полное собрание житий и мученичеств святых. Венеция, 1813. Т. 7. С. 319-361 (на арм. яз.); Всеобщая история Степаноса Таронского, Асолика по прозванию, писателя XI ст./Пер. с арм. и объяснена Н. Эминым. М., 1864; Хроника патриарха Михаила Сирийца. Иерусалим, 1870 (на арм. яз.); Всемирная история Степаноса Таронеци Асолика/Ред.: С. Малхасянц. СПб., 1885 (на арм. яз.); Сокровищница арм. старого и нового письменного наследия//Апокрифы Нового Завета. Венеция, 1898. Т. 2. С. 375-377 (на арм. яз.); Гарегин I (Овсепян), католикос. Колофоны рукописей. Антилиас, 1951. Т. 1 (на арм. яз.); Матфей Эдесский. Хронография/Под ред. Гр. Бартикяна. Ереван, 1991 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь св. апостолов в Карсе. 931 г. К. основан в древности; в «Географии» Страбона (I в. до Р. Х.) упоминается область Армении под названием Хорзена (Χορζην; Strabo. Geogr. XI 14), вероятно имеющая отношение к К. Название К. происходит скорее всего от арм. термина «крепкий город». О древнейшей истории К. надежных сведений нет. Возможно, в эпоху поздней античности здесь правила фамилия нахараров, владевшая обл. Вананд. С распространением христианства в Армении в К. была создана Карсская (Ванандская) епархия Армянской Апостольской Церкви. В средние века К.- крупный торговый центр на пути между Ани и Феодосиополем (арм. Карин, впосл. Эрзурум), в регионе, к-рый связывал торговыми путями Анатолию и Причерноморье с Закавказьем и Ираном. В 888 г. вместе со всем Ванандом К. был присоединен к владениям арм. царя Ашота I Багратуни и вошел в состав Армянского царства Багратидов. В X в. значение К. постепенно росло. Когда на арм. трон взошел царь Абас (928-953), ранее владевший Ванандом и К. как своим уделом, в К. была перенесена царская резиденция. Здесь были построены цитадель, царский дворец, кафедральный собор св. Апостолов. По сообщению арм. историка Степаноса Таронеци, ок. 937 г. князь Абхазии Бер предпринял поход против Армении и через своего посла передал Абасу требование не освящать собор в К., пока он не захватит город, желая освятить храм по обычаю своей, халкидонской (православной), веры. Князь вскоре был взят в плен и казнен в К. В 961 г. преемник Абаса Ашот III (953-977) перенес столицу из К. в Ани. При этом на территории Армении сохранялась и развивалась система уделов под властью различных представителей правящего дома, и с 962 г. в К. также складывается Карсское (Ванандское) царство, находившееся в вассальной зависимости от Ани. В 962 г. Ашот III передал Вананд своему брату Мушегу, основавшему в К. отдельную ветвь династии Багратидов. В XII-XIII вв. население города составляло ок.

http://pravenc.ru/text/1681163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС МАЙРАВАНЕЦИ [Майрагомеци; арм. (?)(?) ()] (кон. VI-VII в.), арм. церковный деятель, богослов. Был одним из приближенных католикоса Комитаса I Ахцеци (610/15-628), который доверял ему вести дела католикосата. В первые годы правления католикоса Езра I Паражнакертци (630-641) состоял ключарем ц. св. Григория Просветителя в Двине. Действия католикоса Езра I на армяно-визант. Соборе в Феодосиополе (Карин, ныне Эрзурум, Турция) ок. 633 г., воспринятые как признание им Халкидонского Собора ( Вселенский IV Собор ), вызвали острую критику со стороны О. М. В свою очередь католикос, обвинив О. М. в еретических взглядах, выслал его из Двина. Нек-рое время О. М. пребывал в мон-ре Майраванк в окрестностях Бжни, однако из-за преследований со стороны католикоса вскоре переселился в Гардман, где, согласно арм. источникам, и скончался. Однако халкидонитские авторы ( Аноним Армянский , Арсений Сапарский ) сообщают, что после смерти Езра I О. М. вернулся в Армению и при содействии некоторых князей попытался завладеть престолом католикоса. По этой причине сменивший Езра I католикос Нерсес III Строитель (641-661/2) при поддержке князя Армении Теодороса (Феодора) Рштуни созвал Собор, на к-ром осудил богословские взгляды О. М. и его учеников как еретические и, нанеся им клейма с изображением лисы (ахвесадрошм), сослал в Кавказские горы. После смерти католикоса Анастаса I Акореци (661/2-667) О. М. вернулся в Армению, где скончался в глубокой старости. О. М. был выдающимся богословом своего времени. Его лит. наследие свидетельствует о хорошем знании автором содержания современных ему богословских споров. По свидетельству Степаноса Таронеци, О. М. написал 3 сочинения: «Наставление о поведении», «Корень веры» и «Нойемак». «Наставление о поведении» в совр. науке иногда отождествляется с гомилиями, известными под именем католикоса Ованнеса I Мандакуни (478 - ок. 490), а «Корень веры» считается 1-й редакцией или прототипом сб.

http://pravenc.ru/text/2578145.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАВИД ДВИНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Давид Двинский, Армянский (+ ок. 703 ), мученик Память 23 декабря Сурхан, в крещении Давид, происходил из персидского княжеского рода Хорасана и появился в Армении в годы правления «великого Амазаспа», который был назначен правителем страны после смерти своего тестя Феодора Рштуни (658 г.) и оставался в этой должности три года (658-661 гг.). Сурхан участвовал в походе арабов на Армению в VII в. при патрикии Армении Григоре Мамиконяне (661-685 гг.) и католикосе-халкидоните Анастасии (661-667 гг.), приемнике и бывшим постельничим св. Нерсеса Строителя. Согласно Мученичеству, в Армении Сурхан пришел к великому князю Григору просил его дать ему Христово крещение. Великий князь, став восприемником его от воды святой купели, назвал его именем своего отца Давида и пожаловал ему во владение селение Дзаг Котайкской области. Св. Давид мученически пострадал от востикана Абдаллы «после того, как сарацины овладели страной Армянской», т. е. примерно в 703 г., когда армянских наместников или правителей впервые сменили арабские востиканы. Абдалла истязал св. Давида страшными побоями, оковами и тюрьмой за веру в Христа. Но непокорившийся и мужественно устоявший святой старец был распят на кресте и, пронзенный стрелой, скончался . Мученическая смерть Давида Двинеци датируется 22 января 703 г. Дата уточнена И. Абуладзе на основе содержащегося в грузинской рукописи X в. перевода Жития Давида, который был сделан с древнеармянской рукописи VIII в. В западных православных календарях св. Давид упоминается как Давид Эчмиадзинский . Мученичество Давида Двинского является одним из популярных мартириев армянской агиографии раннего средневековья. Исторические и побочные источники позволяют установить лишь приблизительное время возникновения Мученичества. Самое раннее упоминание о нем встречается у Ованеса Драсханакертци. Оно также было хорошо известно многим историографам X-XIII вв. – Степаносу Таронеци, Самвелу Анеци, Мхитару Айриванеци, Вардану Аревелци, Киракосу Гандзакеци. Свидетельством существования «Мученичества Давида Двинского» ранее X века является также грузинский перевод.

http://drevo-info.ru/articles/23087.html

С. 117). С постройкой кафедрального собора связана история, описанная арм. историком Степаносом Таронеци (Асоликом). «Князь апхазов» Бер предпринял поход на Армению и отправил к армянскому царю посла с приказанием не освящать церкви по обряду «веры святого Григория» (т. е. монофизитскому), пока «не придет он сам и не освятит по постановлению Халкидонского Собора». Бер был схвачен, его привезли в Карс и царь сказал ему: «Взгляни на эту красивую церковь, ибо ты больше не увидишь ее»,- и приказал выколоть Беру глаза (Там же. С. 117-118). Рассказ отражает попытку груз. царей распространить среди местного населения халкидонское (православное) вероисповедание и соответственно юрисдикцию ГПЦ на пограничные арм. области. Во 2-й пол. X в. было образовано арм. Карсское (Ванандское) царство со столицей в Карсе. Правящая династия Багратуни находилась в вассальной зависимости от ширакских царей. Расположенный на торговом пути из М. Азии в Закавказье, Карс являлся одним из важнейших торговых центров Армении. По словам арм. историка XI в. Аристакеса Ластивертци , «с давних времен этот город был избавлен от бедствий, посему жители пребывали в беззаботности и безмятежности и богатели, накапливая щедроты моря и суши» ( Аристакес Ластивертци . 1974. С. 86). В 50-х гг. XI в. на царство напали турки-сельджуки. Царь Гагик (1029-1065) нашел убежище в Византии, а царство в 1065 г. уступил визант. имп. Константину X Дуке . Карсская обл. стала частью Иберийской, а позднее Феодосиопольской фемы Византийской империи. Власть византийцев была номинальной; Карс и др. арм. провинции заняли войска сельджукского султана Алп-Арслана. Имп. двор, учитывая буферное положение единоверной Грузии, был вынужден уступить ей эти земли. Дипломатическая миссия была возложена на известного визант. сановника, выходца из знатного груз. рода и основателя Петрицонского (Бачковского) мон-ря Григория Пакуриана (Бакурианис-дзе). По сведению анонимного груз. историка XII в., когда царь Георгий II (1072-1089), одержав победу над сельджуками, разбил лагерь в Бане (пров.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

Один из них был из племени хужик 915 . Когда его подвели к кресту, он стал целовать ноги святому мученику и, взяв земли, смешанной с кровью, которая стекала с него, положил себе за пазуху. Палач ударил его по голове и тут же, пригвоздив его к древу справа от мученика, метнул в него стрелу, и он испустил дух. А другой [осужденный] был еврей. Когда его подвели к древу, он стал молить судей: «Не предавайте меня смерти, я согласен принять огнепоклонство». А они, не обращая внимания на его слова, пригвоздили его ко древу слева от святого. И блаженный был на возвышении под палящими лучами солнца между двумя осужденными на смерть и на виду у всего народа. В этом был удивительный смысл, и Господние слова об истинном исповедании [веры] применительны к нему: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» 916 . И апостол говорит: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего» 917 . Так неустрашимо принял мученическую смерть святой Иезидбузид на 23-м году [правления] царя Хосрова 918 , второго числа месяца калоц, в воскресный день, в третьем часу. [Судья] приказал оставить тело блаженного на древе. А верующие с Божьей помощью взяли тело святого, завернули его в дорогие полотна и с большими почестями опустили в могилу, с великой радостью отметив праздник, в который воссиял и возрадовал души истинно верующих сей свет. За что всеспасителю Иисусу Христу, Господу нашему, вместе с Отцом вседержителем и Духом святым подобают слава, честь ныне и присно. Мученичество Давида Двинеци «Мученичество Давида Двинеци» является одним из популярных мартириев армянской агиографии раннего средневековья. Оно было хорошо известно многим историографам X-XIII вв. – Ованесу Драсханакертци, Степаносу Таронеци, Самвелу Анеци, Мхитару Айриванеци, Вардану Аревелци, Киракосу Гандзакеци. Время, описанное в нем, – вторая половина VII века. Сурхан-Давид появился в Армении в годы правления «великого Амазаспа», который был назначен правителем страны после смерти своего тестя Теодороса Рштуни (658 г.) и оставался в этой должности три года (658–661).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В 1862 г. М. Х. получил должность настоятеля мон-ря Сурб-Карапет. Здесь он основал духовную семинарию и стал выпускать газ. «Тарони Арцвик» (Орленок Тарона), к-рая выходила раз в 2 недели. Современники окрестили ее «птенцом Орла Васпуракана». В знак всенародной любви и уважения М. Х. стали именовать Айрик. Редактором издания стал любимый ученик М. Х. ученый-филолог еп. Гарегин Срвандзтян. В Васпуракане и Тароне М. Х. встал на защиту прав арм. населения, к-рое подвергалось политическому и экономическому гнету со стороны тур. властей. В результате своей деятельности он приобрел среди местных чиновников репутацию неблагонадежного лица, и, как следствие, школа и типография в Тароне по распоряжению османского правительства были закрыты. В 1868 г. в Эчмиадзине М. Х. был возведен в сан епископа. В 1869-1873 гг. занимал пост Армянского К-польского патриарха, на котором продолжал активную борьбу против эксплуатации и насилия по отношению к армянам в Османской империи. Направил тур. властям протестную петицию, составленную на основании многочисленных фактов нарушения прав армянского населения. В 1873 г. в условиях углубляющегося конфликта с османским правительством М. Х. объявил о сложении с себя сана патриарха. В 1878 г. М. Х. возглавил арм. делегацию, отправленную из К-поля на Берлинский конгресс. Однако армян не допустили к участию в работе конгресса; не позволили присутствовать даже на том заседании, где рассматривалась 16-я ст. русско-тур. Сан-Стефанского мирного договора, затрагивавшая интересы арм. населения. По возвращении в К-поль М. Х., обратившись к собравшемуся в кафедральной церкви католикосата народу, образно описал события на конгрессе. Он, в частности, сказал, что в Берлине раздавали харису (арм. национальное блюдо из пшеницы и мяса) из огромного котла, представители разных народов подходили и черпали свою долю. Но ложка арм. делегации в отличие от железных черпаков других оказалась бумажной, она обмякла и застряла в харисе, и потому армянам не досталось ничего. Использованная М. Х. метафора символизировала насущную необходимость вооружаться и вступать на путь национально-освободительной борьбы.

http://pravenc.ru/text/2563852.html

Самым крупным событием были массовые выступления против политики российского самодержавия, в нач. XX в. ущемлявшей права арм. населения: закрывались арм. школы, ограничивалась деятельность издательств и благотворительных орг-ций, была введена строгая цензура периодической печати. 12 июня 1903 г. царское правительство приняло закон о конфискации земель и доходного имущества Армянской Церкви, на средства к-рой содержалось большинство арм. школ Закавказья. В июле-сентябре произошли многолюдные демонстрации и митинги в Александрополе, Карсе, Эчмиадзине, Эривани, Тифлисе, Елисаветполе, Шуше, Баку, Караклисе и др. городах Закавказья. В Тифлисе власти ввели военное положение, в Елисаветполе и Александрополе выступления переросли в столкновения с полицией и войсками. Волнения не прекращались вплоть до отмены этого закона (авг. 1905). Имущество Армянской Церкви, а также полученные от него за 1903-1905 гг. доходы были возвращены. Армяне и Турция (XIX - нач. XX в.) В Османской империи общая численность арм. населения к сер. XIX в. составляла более 3 млн. чел. Основная часть его проживала в вост. вилайетах, на исконных землях Армянского нагорья. Значительная арм. община жила в Стамбуле. В условиях обострения внутреннего кризиса Османского гос-ва власти осуществляли политику преследования армян, потакали вспышкам жестокого насилия и религ. погромов. По просьбе тур. армян рус. делегация включила в условия Сан-Стефанского мирного договора 1878 г. статью о гарантиях безопасности населения Зап. А. и о реформах, уравнивавших их в правах с остальными подданными Османской империи. Берлинский конгресс, летом того же года пересмотревший этот договор, включил в принятый им итоговый документ «армянский вопрос», однако в нем уже ничего не говорилось о присутствии в Зап. А. рус. войск. Усиление национально-освободительной борьбы армян в кон. XIX в. (гайдуцкое движение в Сасуне, Ване, Тароне, Муше, Киликии и в др. провинциях) обусловило появление арм. политических партий - «Арменакан» (Армянский национальный союз, 1885), «Гнчак» (1887), «Дашнакцутюн» (Армянский революционный союз, 1890).

http://pravenc.ru/text/76104.html

О внешнеполитической деятельности В. С. после Крещения имеются лишь разрозненные сведения. Они создают впечатление, что на смену чрезвычайной военной активности В. С. языческого периода приходит политика, направленная больше на удержание и стабилизацию достигнутого. Надо полагать, что Крещение и женитьба В. С. на сестре правивших императоров повели к максимальному повышению статуса киевского князя и Руси в идеальной визант. иерархии государей и гос-в: от нейтрального, внеположного по отношению к этой иерархии титула «князь и т. п.» (αρχων) до включения В. С. в число «духовных» (πνευματικοι) родичей визант. василевсов. Однако полной ясности в этом вопросе нет из-за отсутствия прямых указаний на этот счет в источниках. Несомненно неблагоприятный для Руси договор с Византией, к-рый был вынужден подписать Святослав после своего поражения в 971 г., при В. С. был пересмотрен, хотя текст нового договора в отличие от более ранних не сохранился. Ясно лишь, что к Руси перешла непосредственная власть над Керченским прол. и прилегающими землями (Тмутараканское княжество). Союз В. С. с Византией обусловил, по свидетельству анонимного визант. тактикона того времени, участие рус. войск в болгаро-визант. войне в 90-х гг. X в. (Traité de tactique, connu sur le titre «Traité de castramétation rédigé à ce qu " on croit»/Ed. A. Martin. P., 1898. P. 29, 39, 51), a также, вероятно, какие-то перемены в положении и численности рус. наемного корпуса на визант. службе, действия к-рого источники фиксируют в 999 г. в Сирии ( Розен. Имп. Василий Болгаробойца. С. 40), а в 1000 г.- в Армении (Всеобщая история Стефаноса Таронеци. С. 200-201). Поход В. С. в 992 г. к русско-польск. пограничью, к-рый кроме ПВЛ упоминается также в нем. Хильдесхаймских анналах (Annales Hildesheimenses/Ed. G. Waitz. Hannover, 1878. P. 25), закреплял в связи со вступлением на польск. трон нового кн. Болеслава I Храброго приобретения Руси, сделанные здесь ок. 980 г. Совет кн. Владимира с Добрыней. Заключение Владимиром мира с волжскими булгарами в 985 (или 986) г. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 48)

http://pravenc.ru/text/159104.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010