Василий (Павловский), архп. Венский Окончил Духовную Академию. Магистр богословия. С 1935 по 1939 г. – декан Богословского факультета Харбинского института Св. Владимира. В 1939 году хиротонисан во епископа Венского. Принадлежит к Анастасиевской ориентации. Упоминается среди епископов, присутствовавших на соборе в Вене в конце 1943 года, осудивших якобы неканоническое избрание в патриархи митрополита Сергия. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. Дальнейших сведений о нем не имеем. Труды: «Загулы». Казань, 1900 год. Литература: Еп. Сергий. «Православие и гитлеризм». (Машинопись). Одесса, 1946–1947, стр.150. Заметки и дополн. Е.М. Geboren am 21.11.1880 in Kazan». Auf der Bischofssynode der Auslandskirche in Belgrad vom 14. bis 25.8.1938 wurde er zum V von Potsdam ernannt, zudem sollte er ein orthodoxes theologisches Institut in Deutschland gründen. (Irénikon 15/19387470) 15 .1.1939 Weihe zum В von Wien in Belgrad (durch den serbischen Patriarchen, M Anastasij, В Feofan, В Germogen und В Vladimir von Karpathien) (Irénikon 16/1939750). Wohnsitz in Lodz (Kyrios 5/1940/417297). Literatur: Fireside, H., Icon and Swastika (Cambridge 1971) S. 78. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ГУМБЕРТОВ Менандр, вымышленный автор «Манифеста с прошением» и «Вопросов о греко-российском вероисповедании», якобы поданных им старообрядцам в 1726 г. ГУМЕНИССЫ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Гуменисской, Аксиупольской и Поликастрской митрополии Элладской Православной Церкви ГУМИЛЕВСКИЙ Александр Васильевич (1830 - 1869), свящ., духовный публицист, организатор церковной благотворительности ГУРА-МОТРУЛУЙ муж. мон-рь в архиепископии Крайова, принадлежит Олтенийской митрополии Румынской Православной Церкви ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 1526)), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ученик прп. Нила Сорского, книгописец ГУС Ян (ок. 1370 - 1415), чешский проповедник, идеолог религиозно-политического движения за реформу католич. Церкви в Чехии ДАВИД (VI в.), еп. Меневии, почитается как покровитель Уэльса, св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 1 марта)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_85.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 1866 - 1932), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ ГРИГОРИЙ ТОПИНСКИЙ [в иночестве (схиме?) Геннадий] († 1613), «диак» (причетник?) в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ГРИЛИХЕС Леонид Ефимович (род. 1961), прот., доцент МДА, библеист, преподаватель семит. языков, переводчик ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) ГУМИЛЕВСКИЙ Александр Васильевич (1830 - 1869), свящ., духовный публицист, организатор церковной благотворительности ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 1526)), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ученик прп. Нила Сорского, книгописец

http://pravenc.ru/rubrics/121660_35.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких) ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (Беликов Дмитрий Никанорович, 1852 - 1932), бывш. архиеп. Томский, «митрополит Томский и Сибирский» в григорианском расколе; историк Сибири ДИОНИСИЙ (Порубай Петр Николаевич; род. 1.10.1975, г. Рязань), митрополит Воскресенский управляющий делами Московской Патриархии ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Хитров Димитрий Васильевич; 1818 - 1896), еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, сподвижник свт. Иннокентия (Вениаминова)

http://pravenc.ru/rubrics/121666_11.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Епископат ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии АЛЕКСАНДР (Павлович Андронник Иванович; 1798–1874), еп. Полтавский и Переяславский, организатор обороны Соловков в 1854 г. АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ

http://pravenc.ru/rubrics/121796.html

Когда Федор Михайлович Достоевский в 1880 году в своей знаменитой Пушкинской речи сказал о том, что «нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет новое слово миру», ему пришлось оправдываться от агрессивных нападок и насмешек господствовавших в общественном мнении западников. Революция 1917 года поначалу, как казалось, подтвердила правоту западников. Но потом советское государство, действительно, сказало новое слово (если не всеми миру, то по крайней мере, части человечества – незападному миру) – слово справедливости в международных отношениях, слово освобождения народов третьего мира от колониальной зависимости. И сегодня перед Россией стоит задача сказать новое слово теперь уже всему миру, и прежде всего, миру западному. Это слово удержания мира от расчеловечивания, охранения традиционных ценностей. Но может ли нынешняя грешная Россия сказать какое-то новое слово миру? Вспомним чрезвычайно актуальную сегодня книгу Откровение Иоанна Богослова. Господь говорит ангелу Филадельфийской Церкви: «Ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. ... И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3: 8, 10-11). Вот это от нас и требуется – держать, что имеем. А имеем мы немало – Истинную веру, основанную на ней Традицию. Имеем мы это потому, что, по слову Достоевского: «Народ же наш именно заключает в душе своей эту склонность к всемирной отзывчивости и к всепримирению... Русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия». Анатолий Дмитриевич Степанов , главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», историк, член Союза писателей России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/03/gl...

После всенощной. Согрешил пред Богом: от множества горьких искушений диавольских возроптал на Господа, сказав, что Он пустил бесов, как волков голодных, на терзание нас и погибель нашу и не останавливает их, когда они пакостят нам, особенно в великие или на великие праздники. Да, тяжка была борьба с ними во время всенощной, после всенощной у Филиппа Степанова на домашней службе и на панихиде у Яцкевича; задавил и задушил меня сатана окаянный. Думаю, что из-за чревоугодия и пресыщения: щей много ел за обедом, мяса всласть, чаю пил вдоволь. Доколе человек-христианин не выходит на духовную брань с врагами невидимыми, дотоле он не чувствует нужды в воздержании и посте и ест-пьет сколько хочет, не терпя наказания, не встречая в своих действиях препятствий, преткновений, искушений, озлоблений, язв со стороны злых духов, но когда выходит на борьбу с ними, не укрепив души и сердца своего постом, тогда как он бывает слаб, бессилен, легко уязвим, жалок, беден, малодушен, боязлив, быв от них уничижен, низложен, посрамлен! Потому Святая Церковь , выводя нас на подвиг духовный, на борьбу с грехом и виновником его диаволом, облекает нас во всеоружие духовное, укрепляет душу постом, молитвой, богомыслием, верою, упованием, любовью. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начольств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных [ Еф.6:11–12 ]. Многообразная тля земная в виде яств и питий, в виде тканей различных, приятных на вид и осязание, в виде злата и сребра и камней драгоценных, самоцветных, в виде различной красивой и удобной утвари домашней, в виде книг всякого рода, исключая, конечно, доброго содержания, в виде газет и журналов мирских – эта разновидная тля земная ежедневно пленяет меня и порабощает и не допускает меня нередко войти в себя как должно, чтобы видеть, кто я и для чего я стал и живу на свете? Какое мое назначение? Осуществляю ли его? Не удаляюсь ли от цели? Не живу ли в мире мечтаний и призраков? Не стремлюсь ли в область мрака и смерти вечной? И, к несчастью, это так. О душа моя, не медли возникнуть из глубины греховной тли и стать на путь истинный, Божий, ведущий к нетлению и бессмертию. Земное всё обманчиво и оставит тебя, и ты оставишь его; стяжи то, что вечно будет с тобою, – чистую и крепкую любовь к Богу и ближнему, милостыню усердную, кротость, незлобие, терпение, бесстрастие. Не убегай от милостыни, от просящих, хотя их и много, – рука Господня не оскудевала и не оскудеет. Она подаст тебе всё нужное без недостатка, не будь только маловерен и безнадежен, малодушен и ропотлив, не имей пристрастия к этому тлению, не заключай его в сокровищах, не заключай сердца своего, утробы своей от неимущих, как это делаешь нередко. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. [ Иак.5:3 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ввиду того, что правильно поставленная миссия кроме лиц, пригодных к ней, требует и значительных денежных средств, на изыскание этих средств и образование достаточного запаса капитала, из % которого могли бы быть содержимы все учреждения Донской миссии, было обращено преимущественное внимание Комитета в начале его открытия, причем Комитет исхлопотал себе у Совета Православного Миссионерского Общества право все собираемые им суммы, за исключением церковно-кружечного сбора, оставлять у себя для образования капитала на устройство миссии (отношение Совета Общества, от 21 мая 1872 г.). Благодаря этому, к 1880 году у Комитета образовался капитал в 22286 руб. 69 к., но в 1880 году Совет Православного Миссионерского Общества весь запасный капитал Комитета в сумме 14780 руб. 69 3 / 4 коп. потребовал перевести в Москву в его распоряжение и тем положил конец энергично и настойчиво проводимому Комитетом образованно запасного капитала. В заботах своих об образовании запасного капитала, Комитет не оставил и своей основной задачи положить прочное начало правильной миссии среди Донских калмыков. Более надежным и верным средством для сего было признано учреждение приюта для калмыцких детей. 21-го ноября 1880 года в слободе Ильинке, 2-го Донского округа, как ближайшем пункте к калмыцким кочевьям и где находилось приходское и окружное калмыцкие училища, был открыт приют для помещения в нем от 3 до 5 мальчиков. Задачей этого приюта было поставлено: дать образование принятым в оный мальчикам в приходском и окружном училищах и воспитать их в духе христианства, не обязывая в то же время принимать самого христианства, если они не изъявят на то своего желания. Организация этого приюта была такова: во главе его состоял заведующий приютом из студентов или кончивших курс семинарии, в то же время по соглашению с министерством народного просвещения, состоявший и законоучителем для русских детей в местном окружном училище с жалованием в 500 руб. в год. Таковыми воспитателями за время существования приюта были: 1) студент Воронежской семинарии Александр Григорьев (с 21-го ноября 1880 по 13-е июля 1882 г.) поступивший затем в священники; 2) кончивший курс Воронежской семинарии Александр Говоров (с 13-го июля 1882 по 2-е октября 1884 г.), оставивший службу по болезни; 3) студент Воронежской духовной семинарии Владимир Простянский, умерший 17-го апреля 1886 года и 4) смотритель окружного училища, студент семинарии Козьма Игнатьевич Яковлев, служивший до закрытия приюта в 1884 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Платонов Сергей Федорович (1860–1933), историк, магистр (1888), доктор (1899) русской истории, член-корр. Петербургской АН (1909), академик РАН (1920, исключен в 1931, восстановлен в 1968). Приват-доцент (1888–1890), профессор (1890–1912), заслуженный профессор (1910), секретарь (с 1893), декан (1900–1905) историко-филологического ф-та Петербургского ун-та, профессор и директор Женского педагогического ин-та в Петербурге (1903–1916), профессор (1889–1916) и декан историко-филологического отделения Петербургских ВЖК, преподаватель Археологического ин-та в Петербурге (с 1910). Действ. (1890), почетный (1909) член, управляющий Русским отделением (1894–1898), председатель (1922–1924) РАО. Почетный член Ученого к-та Постоянной комиссии народных чтений Мин-ва нар. просв. (с 1903). Преподаватель в Николаевской академии Генерального штаба, Александровской военно-юридической академии. Член Межведомственной комиссии по охране и устройству архивов упраздненных учреждений (с весны 1918), зам. председателя Главного упр-ния архивным делом (1918–1923), председатель АК (31.12.1918–1929, член с (1894), одновременно, преподаватель Петербургского ун-та, Педагогического и Археологического ин-тов (1918–1923), директор Пушкинского дома (1925–1929), БАН СССР (1925– 1928), академик – секретарь отделения гуманитарных наук АН СССР. Арестован 12.01.1930, с 1931 в ссылке в Самаре. Умер в ссылке. Реабилитирован посмертно (1967); Плотников Иван Степанович (1878–1955), физикохимик, доктор философии (1905), магистр химии (1908), доктор химии и физики (1915). Приват-доцент (1909–1912), профессор физико-математического ф-та М.у. (1912–1918), создатель первой в России фотохимической лаборатории (1913), зав. объединенной лабораторией неорганической, физической химии и фотохимии (1914–1917). С 1919 в эмиграции, в 1919–1920 руководил научной фотохимической лабораторией в Берлине, с 1920 профессор и директор Ин-та физики и физической химии Загребского ун-та; Победоносцев Константин Петрович (1827–1907), правовед, государственный деятель, магистр судопроизводства (1859), почетный член Петербургской АН (1880), почетный член Французской академии (1883). Профессор юридического ф-та М. у. (1860–1865). Сенатор (с 1868), член Государственного совета (с 1872), обер-прокурор Синода (1880–1905), член К-та министров (1880–1905);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010