Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович (15.05.1852, г. Козлов (ныне Мичуринск) Тамбовской губ.- 3.07.1917, с. Хлебниково Московского у. и губ.), философ, религ. мыслитель и историк культуры, почетный член МДА. К. род. в семье купца 1-й гильдии Александра Степановича Кожевникова и его жены Натальи Васильевны. Родители К. были глубоко верующими людьми и отличались широкими научными и культурными интересами. К. получил хорошее домашнее образование, включавшее изучение европ. и древних языков. После смерти родителей, сначала матери, а затем и отца, К. занимался хозяйственными и финансовыми делами семьи, взял на себя заботы об образовании младших братьев, Григория и Дмитрия, к-рые, успешно завершив обучение в Московском ун-те, стали учеными-естественниками. Сам К. в 1868-1873 гг. числился в ун-те вольнослушателем и не получил диплома о высшем образовании. Своими обширными знаниями К. был всецело обязан самообразованию. Владение языками и редкое трудолюбие позволили К. быть в курсе исследований в области философии, христ. богословия, истории культуры и науки. Он стал ученым, в к-ром усвоенная с детства правосл. вера органично сочеталась с научными интересами и любовью к лит-ре, живописи, музыке и театру. Особое место в его жизни занимала поэзия. В. А. Кожевников. Фотография. Рубеж XIX и ХХ вв. В. А. Кожевников. Фотография. Рубеж XIX и ХХ вв. В 1874 г. в родном городе К. вышла его 1-я публикация - «Нравственное и умственное развитие римского общества во II в.», удостоившаяся ряда положительных рецензий в столичных и провинциальных изданиях. Событием огромной важности для всей последующей жизни К. стало его знакомство в 1875 г. в Румянцевской б-ке с философом Н. Ф. Фёдоровым , к-рый произвел на К. глубокое впечатление. К. стал сторонником учения Фёдорова, затем ближайшим помощником, редактором, собеседником в обсуждении его основных идей и соавтором неск. статей. По завершении имущественных дел семьи К., считая необходимым восполнить свое философское и историческое образование, отправился в длительную, с 1880 по 1894 г., поездку в Европу. Он знакомится с европ. культурой и самостоятельно изучает в б-ках Европы труды по философии, религии и истории культуры. Весной 1888 г., во время краткого путешествия по Востоку, К. совершает паломничество на Св. землю. Его поездка в К-поль нашла отражение в 2 статьях «Из путевых впечатлений по Востоку», опубликованных в 1898 г. в ж. «Русский вестник». В кон. 90-х гг. К. знакомится со своей буд. женой Анной Васильевной Андреевой (1864-1949), окончившей Московскую консерваторию по классу фортепиано; их брак был заключен в 1901 г. В браке родились дочь Анна (1903-1980), проработавшая более 30 лет в Московской Патриархии, и сын Александр (1906-1938), ставший биологом.

http://pravenc.ru/text/1841666.html

Патриарх прямо сказал Зенкевичу, что он предвидел мое нежелание ехать в Пензу, но что это назначение последовало под давлением Путяты, который им всем, и в частности ему, прямо жить не дает. Митрополит Кирилл сидит в одной камере с преосвященным Феодором и преосвященным Гурием . У них чисто, много им посылают, так что со стороны внешней они обставлены хорошо. Надежды на Казань у него нет, в смысле возвращения туда. Патриарх хочет в случае его освобождения, о чем хлопочут его благодетели, назначить его в Киев, где, по словам Патриарха, происходит нечто невообразимое в смысле церковного хаоса: архиереи друг друга предают анафеме - полная разруха. Но митрополит Кирилл не желал бы этого назначения, это значило бы ехать на верную смерть, по его словам. Очевидно, а[рхиепископ] Серафим уже назначен Крестецким. Меня смущает вопрос о том, смогу ли я приехать на его хиротонию. 30-го во всяком случае это невозможно. На Троицу тоже. Если Вы отложите, то мне будет время и устроиться относительно выезда туда, и подумать о том, как бы обеспечить себе разрешение на выезд оттуда, что тоже мудрено. Вот Вам и все новости, которые, быть может, Вам и без того более или менее видны из сообщений из московских тех или иных источников. Как бы хорошо было Вам наконец освободиться от архангельского гнета! Хотелось бы мне побывать в Новгороде и с Вами утешиться беседою. Вот только как сочетать и совместить все несочетаемое и несовместимое? Благословите и помолитесь о глубоко Вас чтущем и любящем усердном послушнике Е. А. 17 мая 1921 г. Краткие биографии, послужные списки (лат.). Мироносицкий Порфирий Петрович (1867 - дата смерти неизвестна), писатель, выпускник Казанской Духовной академии, магистр богословия, редактор журнала " Народное образование " и " Приходской листок " . Имеется в виду церковь преподобномученика Андрея Критского при экспедиции заготовления государственных бумаг. Храм освящен 18 октября 1892 года епископом Выборгским Антонием при участии отца Иоанна Кронштадтского. Закрыт в 1923 году и приспособлен под клуб фабрики Гознак. Евсевий (Никольский Евгений), митрополит Крутицкий (1861-1922). Евдоким (Мещерский Василий), архиепископ, бывший Нижегородский (1869-1935). С 16 июля 1922 года уклонился в обновленчество. Скончался, не соединившись с Православной Церковью. Гурий (Степанов Алексей Иванович), архиепископ Суздальский (1880 - расстрелян в 1938 году под Новосибирском). < < СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ [ 1 ]    [ 2 ]    [ 3 ]    [ 4 ]    [ 5 ]    [ 6 ]    [ 7 ]    [ 8 ]    [ 9 ]

http://pravoslavie.ru/archiv/pisma9.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Епископат ГРИГОРИЙ (Лебедев Александр Алексеевич; 1878-1937), еп. бывш. Феодосийский, сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 1866 - 1932), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких) ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк ДИМИТРИЙ (Добросердов Иван Иванович; 1864/1865 - 1937), сщмч. (пам. в Соборе Костромских святых, 8 окт.- в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Можайский. ДИМИТРИЙ (Беликов Дмитрий Никанорович, 1852 - 1932), бывш. архиеп. Томский, «митрополит Томский и Сибирский» в григорианском расколе; историк Сибири ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 1875-1918), еп., сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121850_3.html

459-460 460-461 461-462 ГУРА-МОТРУЛУЙ муж. мон-рь в архиепископии Крайова, принадлежит Олтенийской митрополии Румынской Православной Церкви 462-463 463-464 463-464 ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 464-469 ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ГУРИЙ († между 1603 и 1613), прп. (пам. 15 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шалочский, Устюженский 469-470 ГУРИЙ (†1589), прмч. Печенгский (пам. 9 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 28 дек.- в Соборе Кольских святых) 470-471 471-472 472-473 473-475 475-477 477-478 478-479 ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед 479-482 ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 1526)), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ученик прп. Нила Сорского, книгописец 482-483 483-484 484-485 485-488 488-489 489-490 490-492 492-493 493-494 494-496 496-497 ГУС Ян (ок. 1370 - 1415), чешский проповедник, идеолог религиозно-политического движения за реформу католич. Церкви в Чехии 496-499 499-500 ГУСЕВ Николай Владимирович (1926-1997), театральный худож., график, исследователь древнерус. живописи 500-501 ГУСЕЙНОВА Зивар Махмудовна (1951, Ашхабад), исследователь истории и теории древнерус. церковнопевч. искусства 501-502 502-503 503-509 509-512 512-519 519-520 520-522 522-523 523-524 524-525 525-526 526-527 ГУТТЕР Леонард (1563 - 1616), нем. теолог, представитель ортодоксального направления в лютеранстве 527-528 528-530 530-531 ГХОШ Ауробиндо (1872 - 1950), философ, политический деятель, один из лидеров неоиндуизма, основатель интегральной веданты

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

Р.Ф.Алитова " К истории церковного строительства в Ростовском уезде (XVIII – начало XIX вв.) " . Информация с сайта http://www.rostmuseum.ru Храм во имя Преображения Господня Построен в 1808-1811 годах, на средства прихожан на месте утраченной древней деревянной церкви. Каменный, пятиглавый, с ярусной колокольней. В середине XIX века храм расписан, сооружен шестиярусный иконостас с позолоченными колоннами. Престолов три: во имя Преображения Господня; во имя Покрова Пресвятой Богородицы; во имя Успения Пресвятой Богородицы. Особенно почитались иконы священномученика Власия (XVII век) и " Преображения " (1395). Закрыт в 1938 году. В советский период в храме был склад зерна. " Монастыри и храмы земли Ярославской " , краткая иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах, том первый, 2000 год Спас-Подгорье, казенное село, при пруде и колодцах, в 20 верстах от Ростова; в нем 18 дворов, 57 душ и 57 наделов. Местная каменная пятиглавая, в связи с колокольнею, церковь во имя Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1811 г. усердием прихожан. Прежде здесь была деревянная церковь, но когда она была выстроена и когда нарушена, о том письменных сведений нет. В 1880 г. здесь открыта сельская школа. В приходе Спас-Подгорья бывают крестные ходы: - в селе Спас-Подгорье 23 апреля по случаю выгона скота, - в д. Лаврентьеве 8 мая, установленный по случаю неурожая хлебов, - в д. Псареве в Вознесеньев день, установленный по случаю падежа скота, - в д. Ивашево-Поддубном 24 июня, установленный по случаю неурожая хлебов, - в д. Глинке 26 июня, установленный по усердию, - в д. Афонове 8 июля, установленный по усердию, - в д. Дядькове в Ильинскую пятницу, учрежден по поводу неурожая хлебов, - в д. Степанове 20 июля, установлен по поводу скотского падежа и 28 июля, учрежденный по поводу пожара, - в д. Ивашове Малом 1 августа, установлен по усердию, - в д. Кузяеве 2 августа по поводу пожара, - в д. Тенетнине 4 октября, также по поводу пожара. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г.

http://sobory.ru/article/?object=07076

А. Кто автор «Увета духовного»?//ХЧ. 1886. Т. 2. С. 163-177; Титов А. А. Летопись Двинская. М., 1889; Плотников Г. С. Описание мужского Далматовского Успенского мон-ря и бывшего приписным к нему женского Введенского мон-ря. Екатеринбург, 1891; Голубцов А. П. Чиновники холмогорского Преображенского собора. М., 1903; Верюжский В. М. Афанасий, архиеп. Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908; Шаскольский И. П. «Описание трех путей» Афанасия Холмогорского//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 457-460; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977. С. 185-197; Шашков А. Т. Афанасий Холмогорский и идейно-литературное наследие Максима Грека//Русская и армянская средневековые литературы. Л., 1982. С. 173-184; Панич Т. В. Особенности «Шестоднева» Афанасия Холмогорского//Источники по истории рус. общественного сознания периода феодализма. Новосиб., 1986. С. 5-24; она же. Афанасий//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 117-125; она же. Литературное творчество Афанасия Холмогорского: «Естественнонаучные» сочинения. Новосиб., 1996; она же. «Книга о пресуществлении» Афанасия Холмогорского в контексте полемики «грекофилов» и «латинствующих»//История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI-XX вв. Новосиб., 1998. С. 56-68 и др.; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.): Сб. док-тов/Сост. И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 23, 160-161, 166-167, 180-183. Т. В. Панич Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых) МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей)

http://pravenc.ru/text/76904.html

Ист.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 221. Соч.: Голос «Книги о вере», зовущий раскольников к обращению. М., 1875; Материалы для биографии Аркадия, архиеп. Олонецкого и Петрозаводского: (Письма преосв. Аркадия к разным лицам)//ХЧ. 1888. Т. 1. С. 716-726; Т. 2. С. 186-203, 451-462; 1889. Т. 1. С. 170-186; 293-321, 546-569; Т. 2. С. 74-96, 398-424, 631-666; 1890. Т. 1. С. 334-364, 626-667; Т. 2. С. 96-146, 187-195, 369-433, 625-676, 752-765; 1891. Т. 1. С. 37-68, 492-510; Поучения на пятницу и субботу Страстной седмицы//ХЧ. 1889. Т. 1. С. 241-249; Слово на собор 12 апостолов//Там же. С. 540-545; Беседа на память св. Стефана Пермского//Там же. 1890. Т. 1. С. 439-451; Поучения//Там же. 1890. Т. 1. С. 281-289; Соч. против раскола. М., 1890-1898. 4 вып.; Беседа в день Благовещения Пресв. Богородицы//ХЧ. 1891. Т. 1. С. 234-237; Искренняя беседа старообрядца с «Книгою Кирилловою». Екатеринбург, 1897. Лит.: Попов Е. , прот. Великопермская епархия. Пермь, 1879; Троицкий И. Е. Восп. о преосв. Аркадии//ХЧ. 1882. Т. 1. С. 405-424; Анекдотический архиепископ//Екатеринбургские ЕВ. 1888. 12; Нименский В. , свящ. Из восп. о преосв. Аркадии//ХЧ. 1888. Т. 1. С. 410-429; Докучаев-Басков К. Памяти Аркадия, бывш. архиеп. Олонецкого//Там же. 1889. Т. 1. С. 570-578; Миорский П. Т. , прот. Данилов: Из восп. о преосв. Аркадии//Там же. Т. 2. С. 180-222; Субботин Н. И. Аркадий, архиеп. Пермский и Петрозаводский, и соч. его против раскола// Аркадий, архиеп. Пермский. Соч. против раскола. М., 1890. Вып. 1; ПБЭ. Т. 1. Стб. 1027-1028. А. И. Алексеев Рубрики: Ключевые слова: ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед АДАМ (Филипповский-Филипенко Адам Аполлинариевич; 1881 - 1956), архиеп. Филадельфийский и Карпаторосский АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/76046.html

Перед экзаменом ездил в Казанский женский монастырь [ 12 ] или заходил в академическую церковь, где находился большой крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня. Упаду, бывало, в храме пред иконой Божией Матери или пред Крестом Христовым и говорю: " Господи! Матерь Божия! Я все сделал, что требуется от человека. Теперь время Твоей помощи. Помоги, не оставь мое скудоумие " . И что же? После молитвы в сознании непременно появлялась мысль, что именно такой-то билет достанется мне. Я прочитывал его лишний раз. И мне действительно доставался билет, таинственно указанный, и я почти всегда безупречно сдавал экзамены. Помню, при переходе на второй курс академии у меня только по истории Византийской Церкви был неполный балл — " 4,75 " . По всем остальным предметам против моей фамилии значились полные баллы.Благодарю Господа и Божию Матерь за помощь моему окаянству. Святитель Феофан Затворник (1815–1894) — выдающийся церковный деятель и духовный писатель. Много лет отдал преподаванию в Духовных семинариях и академии. В бытность свою епископом Тамбовским поддержал становление Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1866 г. удалился на покой в Вышенскую пустынь, где до сих пор пребывают его мощи. Прославлен в лике святых на Поместном Соборе 1988 года. Архиепископ Гурий (Степанов; 1880–1938) — выдающийся богослов, востоковед, знаток буддизма, переводчик православных богослужебных книг на калмыцкий и др. языки. Пострижен в монашество, будучи студентом Казанской духовной академии; после окончания учебы оставлен преподавателем, с 1912 года был инспектором, а затем — ректором. После Собора 1917–1918 годов один год находился в заключении, в 1920 году рукоположен во епископа Алатырского, и в дальнейшем недолгие периоды управления разными кафедрами чередовались с пребыванием в заключении, в том числе с 1926 по 1927 год — на Соловках. После 1931 года епархией не управлял, а занимался писательским трудом. Имеется в виду оптинский распев. Иона (Покровский; 1892–1937), ученик и постриженник оптинского старца Антония (Потапова), окончил Казанскую духовную академию в 1914 г., был оставлен в ней доцентом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

Григорий Богослов (329–389), святитель, архиепископ Константинопольский, один из трех вселенских учителей Церкви. Губонин Ефим Семенович († 1924), отец М. Е. Губонина. Губонина Зоя Петровна, жена М. Е. Губонина. Гулевич Поликарп, протоиерей см. Порфирий (Гулевич), священномученик, епископ Гурий (Степанов Алексей Иванович; 1880–1938), архиепископ. Член Св. Собора 1917–1918 гг. В 1920 г. хиротонисан во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии, вскоре был арестован, находился в заключении до 1922 г. В 1923 и 1924 гг. подвергался арестам. С 1924 г. архиепископ Иркутский. Арестован в 1925 г. по «делу митрополита Петра». Осужден на три года высылки в Сибирь. С 1930 г. архиепископ Суздальский, викарий Владимирской епархии. В 1932 г. вновь арестован и до конца жизни находился в заключении. Расстрелян в лагере под Новосибирском. Гурьев Петр Викторович (1863–1943), управляющий делами Святейшего Синода. Член Св. Собора 1917–1918 гг. С 1918 г. управляющий делами Св. Синода и Высшего Церковного Совета. В 1922 г. был арестован и привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном. Сослан в Бухару, где находился в ссылке до 1934 г. В 1934–1943 гг. проживал в г. Можайске. Д’Эрбиньи Мишель, кардинал см. Эрбиньи Мишель-Жозеф Бургиньон, католический епископ Дамаскин (Орловский), иеромонах, игумен. Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878–1937), священномученик, епископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии. Арестован в 1925 г. по «делу митрополита Петра». Осужден на три года высылки в Сибирь. С 1929 г. в Соловецком лагере; с 1933 г. на свободе; с 1934 г. в ссылке; с 1936 г. в Карагандинском лагере. Расстрелян. Дамиан (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873–1937), священномученик. архиепископ. В 1918 г. хиротонисан во епископа Переяславского, викария Владимирской епархии. Несколько раз арестован в начале 1920-х гг. До 1925 г. в ссылке в пос. Теджен, Туркмения. С 1925 г. временно управляющий Владимирской епархией. В 1925 г. перешел в григорианский раскол. В 1926 г. по покаянии принят в общение с Русской Православной Церковью. С 1928 г. архиепископ Курский и Обоянский. Был арестован в 1930 и в 1932 гг.; с 1932 г. в Соловецком лагере. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Ф. Гиргас. Фотография. Кон. 70-х гг. XIX в. Владимир Федорович (1.12.1835, Гродно - 1887, Киев), рус. востоковед, лингвист, арабист; исследовал правовое положение христиан в мусульман. странах. Происходил из старинного польско-литов. дворянского рода, образование получил в С.-Петербурге, где учился в 4-й гимназии, а затем с 1854 по 1858 г.- в С.-Петергбурском ун-те на фак-те вост. языков. Затем на протяжении 2 с половиной лет в Париже посещал лекции учеников знаменитого франц. ученого Сильвестра де Саси - Коссена де Персеваля и Рено. Заинтересовался изучением совр. араб. языка и лит-ры. Зимой 1860 г. возвратился в С.-Петербургский ун-т, а 31 мая 1861 г. был отправлен в научную командировку в Сирию и Египет, к-рая продлилась до 1 мая 1864 г. В нач. 1865 г. Г. защитил магист. дис. «Права христиан на Востоке по мусульманским законам» и затем преподавал араб. язык и лит-ру в С.-Петербургском ун-те. В 1873 г. защитил докт. дис. «Очерк грамматической системы арабов» (СПб., 1873). В 1875 г. в С.-Петербурге вышло в свет литографическое издание его очерка истории араб. лит-ры, в 1875-1876 гг. совместно со своим учеником бароном В. Р. Розеном он составил фундаментальную хрестоматию по араб. лит-ре, в 1881 г. им был выпущен арабско-рус. словарь, в 1882 г. Г. осуществил перевод «Основ мусульманского права» нидерланд. ученого ван ден Берга. Также им были составлены учебники по араб. языку. Г. принимал участие в международном проекте - составлении указателей к антологии «Книга песен» (Х в.) и приступил к изданию истории Абу Ханифы ад-Динавери. 22 марта 1886 г. Г. подал в отставку по болезни (он был болен туберкулезом) и уехал в Киев, где и скончался. Соч.: Права христиан на Востоке по мусульманским законам: Дис. канд. фак. вост. яз. В. Гиргаса на степ. магистра араб. словесности. СПб., 1865; Словарь к Арабской хрестоматии и Корану. Каз., 1881; Арабская хрестоматия. СПб., 1875-1876. 2 т. (совм. с В. Р. Розеном); 18902, 19003, 19124; Арабско-рус. словарь к Хрестоматии. Ташкент, 1924. Лит.: Крачковский И. Ю. В. Ф. Гиргас: (К 40-летию со дня его смерти)//Зап. Коллегии востоковедов. 1928. Т. 3. Вып. 1. С. 63-90; он же. Очерки по истории рус. арабистики. М.; Л., 1950. С. 136-139. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед КРАЧКОВСКИЙ Игнатий Юлианович (1883-1951), востоковед-филолог, один из создателей отечественной школы арабистики, основоположник изучения арабо-христ. литературы в России АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР

http://pravenc.ru/text/165031.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010