В Макариевом Желтоводском мон-ре в 1785 (1786) г. в одной из башен был устроен храм во имя Г. (ныне действующий). С кон. XVIII в. в г. Кадникове Вологодской обл. известна часовня во имя Г. (вновь освящена во имя преподобного в 2002). Ист.: ВМЧ. Сент., дни 25-30. Стб. 2268-2296; Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры/Под ред. А. И. Пономарёва. СПб., 1896. Вып. 2. Ч. 1. С. 28-30 [проложная редакция Жития]; Описание о российских святых. С. 119-120; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского/Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. С. 147-180 [Житие Г.], 117-118 [Житие прп. Дионисия Глушицкого], 11-68 [вступительная статья]; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели. СПб., 2005. С. 117-118, 155-156, 181, 196-197, 209 [Житие прп. Дионисия Глушицкого]. Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 21-23; СИСПРЦ. С. 81-82; Ключевский. Древнерусские жития. С. 196-198; Верюжский И. Прп. Григорий Пельшемский, основатель Лопотова мон-ря, Вологодский чудотворец. Вологда, 1879; он же. Вологодские святые. С. 279-298; Барсуков. Источники агиографии. С. 138-139; Строев. Словарь. С. 326-327; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 171-175; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 80-81; Муравьёв А. Н. Рус. Фиваида на Севере. СПб., 1894. С. 63-75; Коноплев Н. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. С. 60-64; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сентябрь. С. 203-205; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 33-40; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 303, 338; Голубинский. Канонизация святых. С. 104; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество (по совр. Минеям). П., 1951. С. 195-196; Martinov I. Annus ecclesiasticus graeco-slavicus editus anno millenario sanctorum Cyrilli et Methodii slavicae gentis apostolorum. Brux., 1963. P. 238; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 177-181; Соколова Л. В. Житие Григория Пельшемского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 255-257; Минеева С. В. Наблюдения над месяцесловом четьих рукописных сборников XVI-XVII вв.: (Жития рус. подвижников)//Макариевские чт. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 422; Семячко С. А. Проблемы изучениярегион. агиогр. традиций (на примере вологодской агиографии)//Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 122-142; она же. К истории текста Жития Григория Пельшемского//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 617-632.

http://pravenc.ru/text/166551.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ИОАНН I КИЕВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоанн I (+ ок. 1035 ), второй достоверно засвидетельствованный митрополит Киевский . Сохранилась небольшая свинцовая булла с надписью “Io(anni) mi(t)ropo(liti) " Rosias”, которую В. Лоран по эпиграфическим признакам со всей определенностью отнес к рубежу X - XI вв. . В обоих агиографических произведениях о святых Борисе и Глебе, анонимном Сказании и Несторовом Чтении (т.е. согласно традиции, зафиксированной во второй половине XI в.) Иоанн I титулуется то «архиепископом», то «митрополитом», т. е. выступает как глава Русской Церкви в первые годы княжения Ярослава Мудрого (после 1019 г.) . Это обстоятельство позволяет предполагать, что именно Иоанн I был тем киевским архиепископом, о котором идет речь у Титмара Мерзебургского в рассказе о событиях 1018 г. (VIII, 32). Видимо, Иоанн I стал митрополитом до 1018 г. и был им, самое позднее, до середины 30-х годов. По одним источникам, он управлял Киевской митрополией с 1019 г., по другим - не позже 1008 г. О происхождении его также имеются различные мнения. Одни считали его греком . По другим соображениям его считали болгарином или даже русским . По некоторым сведениям скончался в 1035 г. Иоанн I считается также автором древнейшей службы в честь святых Бориса и Глеба ; однако это литургическое сочинение могло возникнуть только в момент канонизации князей-мучеников или после нее. Ortho-rus.ru сообщает, что митр. Иоанн 14 июля 1021 г. торжественно открыл и прославил мощи русских князей-страстнотерпцев Бориса и Глеба и установил празднование их памяти. Но Православная энциклопедия называет наиболее вероятным временем прославления Бориса и Глеба - 2-ю пол. 40-х гг. XI в., что сильно позже оценочных сроков его правления. Литература Использованные материалы   Laurent V. Le corpus des sceaux de 1 " empire byzantin P., 1963. T. V, pars 1. P. 600. N 781.   Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Подгот. к изданию Д. И. Абрамович. Пг., 1916. (Памятники древнерусской литературы. Вып. 2). С. 19. Редакция текста от: 19.04.2009 18:17:31 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ИОАНН I КИЕВСКИЙ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/12706.html

Список 1263 г. (ГИМ. Син. 345), сербский по происхождению, переписан на Афоне и привезен в Москву в 1654 г. Арсением Сухановым. Однако Шестоднев Иоанна Экзарха был известен на Руси не позднее нач. XII в. (Словарь книжников. Вып. 1. С. 482). См. комм. Рукопись Толкований на книгу Песнь Песней (РГБ. ОИДР. 171) датируется в настоящее время 2-й пол. XIII в. Толкование на Евангелие Феофилакта Болгарского известно на Руси с нач. XIII в. Этим временем датируются отрывки БАН. 4.9.11 (ГИМ. Син. 7), написанные, по всей видимости, теми же писцами, что и Толковый Апостол 1220 г. ростовского происхождения. Отдельные толкования содержатся также в сборнике XIII в. (РНБ. Q. п. I. 18). Во 2-й пол. XIV в. на Руси получает известность новая редакция перевода, сделанная у южных славян не позднее середины этого столетия. Она и отражена в указанных митр. Макарием русских списках XV в. Указанные списки Синодальной библиотеки были привезены в Москву с Афона в 1654 г. Арсением Сухановым. Русские списки обоих памятников известны с XV в. Пандекты Антиоха известны в русских списках с XI в. (ГИМ. Воскр. 30). Старшие русские списки Слов постнических Василия Великого датируются 1388 г. (ГИМ. Чуд. 10) и 1392–1402 гг. (ЦМиАР. 291). Эти тексты известны уже в русском списке XIII в. (ГИМ. Хлуд. 10Д и БАН. Никольск. 323 — две части одной рукописи — Буланин Д. М. Реконструкция древнерусского сборника XIII в.//Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987). О поучениях в русских рукописях XII–XIV вв. подробнее см.: Творогов. Древнерусские четьи сборники. (Статья первая). С. 197–214. Огласительные беседы свт. Кирилла Иерусалимского известны уже в списке рубежа XI–XII вв. (ГИМ. Син. 478). Беседы на Евангелие свт. Григория Двоеслова имеются уже в списке XIII в. (РНБ. Погод. 70). Часть этих Бесед содержится в русской рукописи кон. XIV в. (ГИМ. Чуд. 21). Подробнее о житиях святых в русских рукописях см.: Творогов. Древнерусские четьи сборники. (Статья вторая: Памятники агиографии)//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 196–225.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

1988. 7. С. 74. 51 Повести о житии Михаила Клопского/Подготовка текстов и статья Л. А. Дмит­­риева. М.; Л., 1958. С. 143. 53 Архимандрит Даниил. Предисловие к Житию преподобного Саввы Крыпецкого//Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария. Вып. 7. Можайск, 2000. С. 202; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. Ч. 2. СПб., 2007. С. 370. 55 Там же. О пребывании апостола Андрея в Новгороде см. Мурьянов М. Ф. История книжной культуры России. Очерки. Ч. 1. СПб., 2007. С. 87–88. 58 Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим (Глаголев­ский) даровал его причту право совершать Божественную Литургию с отверстыми царскими вратами до Отче наш во все воскресные и праздничные дни. 59 Интересно, что кроме памятного соборного храма в Грузине имелся и ещё один памятник святому апостолу Андрею. Это был чугунный портик из ионических колонн, в центре которого стояла статуя самого Апостола с икс-образным крестом, изваянная скульптором И. П. Мартосом по античным образцам. Памятник этот, весьма чуждый канонам и искусству Православной Церкви, тем не менее весьма типичен для классицизма, который господствовал в архитектуре и искусстве того времени. О связях и взаимовлиянии мемориальной функции храмов и различных стилей и направлений в русской архитектуре и искусстве будет ещё сказано в дальнейшем. 62 Мещерский Н. А. К изучению ранней московской письменности//Изучение русского языка и источниковедение. М., 1959. С. 95. Троицкий старец Епифаний Премудрый в житии святителя Стефана Пермского говорит: “Хвалит бо Римская земля обою Апостолу Петра и Павла ; Греческая Андрея Апостола, Руская земля Великого княза Володимера”. – Хрестоматия по древней русской литературе XI-XVII веков. М., 1938. С. 173. 63 Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. в двух томах. Опыт историко-художественной классификации. Т. 1: XI – начало XVI века. М., 1963. С. 269. 65 ПСРЛ. Т. 21. Ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛОТ ЕГИПЕТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Лот ( V в.?), египетский подвижник, преподобный Память 22 октября (Греч.) в Соборе всех преподобных отцов Подробностей и точного времени жизни подвижника источники не сохранили. О нем известно только, что он скончался в мире. Некоторые сведения о Лоте есть в Apophthegmata Patrum - агиографическом памятнике IV-VI веков, представляющем собой сборник рассказов и назидательных поучений египетских монахов. Преподобный жил близ Арсинойского озера ( Египет ). Одной из главных его добродетелей было милосердие, сочувствие немощным и к тем, кто подвергается искушениям. Так, некий старец попросил у Лота позволения жить поблизости от него. Лот дал ему келью и стал заботиться о нем, т. к. старец был болен. Всех, кто приходили к Лот за советом, он направлял и к своему немощному соседу. Когда старец начал проповедовать приходящим еретическое учение Оригена , это сильно обеспокоило Лота, т. к. такая проповедь могла скомпрометировать всех живущих в окрестных кельях монахов. Однако даже по этой веской причине он не изгнал немощного брата. По совету аввы Арсения Лот предложил ему остаться с условием, что он не будет распространять ересь, и тогда старец сам покинул Лота. Сохранился рассказ о том, как к Лоту пришел некий монах в сильном душевном волнении. Он поведал, что впал в блудный грех и смущается рассказать о нем на исповеди. Лот утешил брата и сказал, что возьмет на себя половину греха. После исповеди он велел брату поститься, а через некоторое время получил откровение, что грех прощен Богом. Тот монах оставался послушником у Лота до самой своей смерти. Учеником аввы Лота был прп. Петр Египетский (+ ок. 400; память 27 января). Память прп. Лота и посвященное ему двустишие находятся в византийских стишных Синаксарях. Оттуда память преподобного и стих перешли в " Синаксарист " прп. Никодима Святогорца , а также в славянские стишные Прологи . Литература Использованные материалы   Пролог из РГБ, собр. Троице-Сергиевой Лавры, 1429 г. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 327) Редакция текста от: 04.11.2020 15:18:05 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680025.h...

1676 Гривцев А., свящ. Белощельский приход Мезенского уезда//Архангельские епархиальные ведомости. 1911. 2. С. 64–65. 1677 О. Александр дал обещание отслужить панихиду по Иуде, если найдется его потерявшийся бык; когда в тот же день бык сам пришел домой, священник выполнил свой обет (см.: Там же. С. 65). 1679 См.: Никодим (Кононов), иеромонах. Преподобный Иов, Ущельский чудотворец, и судьбы основанной им обители. Исторический очерк. СПб., 1900. 1680 Подробнее см.: Новикова. В. 1) Лешуконье XV–XIX вв. С. 175–195; 2) Лешуконские храмы. С. 192–222. 1681 Стихи духовные/Сост., вступ. статья, подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. М., 1991. С. 176. 1682 См.: Мороз А.Б. Севернорусские пастушеские отпуска и магия первого выгона скота у славян. # Восточнославянский этнолингвистический сборник. М., 2001. С. 232–258. 1683 См.: Белова О.В. Как в деревне Арзубиха «кабалу писали»//Язык культуры: Семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923–1996). М., 2004. С. 183–189. 1684 См.: Пигин А. В. 1) Литературные сочинения о преподобном Пахомкии Кенском, Каргопольском чудотворце//Вестник церковной истории. 2009. 1–2 (13–14). С. 100–120; 2) Сказание о иконе Макария Желтоводского и Унженского в Хергозерском монастыре Каргопольского уезда//Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 76–111. 1685 «Явленная Богородица в деревне Нонбург (Республика Коми)/Публ. Т.С. Каневой, Д.И. Шомысова, предисл. Т.С. Каневой.//Живая старина. 4. С. 53. 1686 Сведения о современном почитании Иуды содержатся в материалах экспедиций Российского государственного гуманитарного университета (Москва) в с. Вожгора (2014 г.) и С-Петербургского государственного университета в селах Вожгора, Ценогора, Селище (2009–2010 гг.). 1688 См.: Батюшков Ф. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. СПб., 1891; Гуревич А.Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» Средних веков//Труды по знаковым системам. Тарту, 1977. Т. 8. С. 3–27; Ярхо Б. И. Из книги «Средневековые латинские видения»//Восток–Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989. Вып. 4. С. 18–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. изучал воинские повести, выполнил текстологическое и историко-лит. исследование «Сказания о Мамаевом побоище», что нашло отражение, в частности, в издании «Сказания...» и ряда посвященных памятнику статей Д. в серии «Литературные памятники» - «Повести о Куликовской битве» (М., 1959). В кн. «Сказания и повести о Куликовской битве» (Л., 1982) из той же серии к «Сказанию о Мамаевом побоище» добавлены «Задонщина» и Летописная повесть о Куликовской битве. Поскольку проблемы текстологии «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище» тесно связаны с вопросом о подлинности «Слова о полку Игореве», работы Д., посвященные этим памятникам, были важным звеном в т. ч. в спорах относительно подлинности «Слова...». Позднее Д. исследовал «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о побоище на реке Пьяне», «Повесть о битве на реке Воже» и др. памятники. Д. занимался рус. агиографией. В серии исследований-изданий сектора древнерус. лит-ры ИРЛИ вышла его монография «Повести о житии Михаила Клопского» (М.; Л., 1958). Книга включала издание Жития прп. Михаила Клопского по всем редакциям, текстологическое и историко-лит. исследование. Особое значение имеют работы Д., посвященные северорус. агиографическим памятникам, в частности монография «Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв.: Эволюция жанра легендарно-биогр. сказаний» (Л., 1973). Книга основана на исследовании житий преподобных Варлаама Хутынского, Михаила Клопского, Адриана Пошехонского, Иоанна и Лонгина Яренгских, Варлаама Керетского, Артемия Веркольского, свт. Иоанна Новгородского; ученый ввел в научный оборот сотни новых списков житий. Ряд работ Д. посвящен проблемам 2-го южнослав. влияния (см. в ст. Южнославянские влияния ), к-рое он рассматривал на материале рус. житий XIV-XV вв., в первую очередь написанных митр. св. Киприаном и прп. Епифанием Премудрым . Д. принадлежит ряд статей в Советской исторической энциклопедии, Краткой литературной энциклопедии, статья о древнерус. лит-ре в 3-м изд. БСЭ, статьи в словаре «Русские писатели» (М., 1971), в «Словаре книжников и книжности Др. Руси» и в биобиблиографическом словаре-справочнике для средней школы «Литература Древней Руси» (М., 1996). Им написано неск. разделов в коллективной монографии «Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе» (Л., 1970), в академической «Истории русской литературы: В 4 т.» (Л., 1980. Т. 1), в учебнике для высшей школы «История рус. литературы XI-XVII вв.» (М., 1980, 19852).

http://pravenc.ru/text/178587.html

Текст памятника представлен первой частью Антониевской редакции без предисловия. Можно выделить две группы списков. Первая группа: 1) ЯМЗ, 15358. Сборник (л. 122–133), кон. 50-х – нач. 60-х годов XVII в. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом литеры SLG – Дианова Т. В. Филиграни XVII века по старопечатным книгам Украины и Литвы. М., 1993. 442 (1659–1661 гг.). Текст дополнен по Степенной книге; отметим: среди убитых в Батыево нашествие упомянут князь «Василей Долгая рука». 2) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 278. Сборник (л. 133– 138), 70-е годы XVII в. Филигрань: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка MLI – Дианова и Костюхина, 352 (1673–1674 гг.). Текст начинается со слов: «…дно во граде Ярославле, измлада бо Христа возлюби». 3) ГАЯО, 473. Сборник (л. 74–82 об.), 70-е годы XVII в. Филигрань: Герб Амстердама, под ним буквы CD – Гераклитов, 51 (1671 г.). Текст начинается со слов: «от всякия неправды огребашеся, аки воин изящен». Вторая группа: 1) Список, изданный А. А. Титовым 557 . 2) РНБ, Софийское собр., 1354. Сборник (л. 67–72), 1597 г. (дата читается во второй части рукописи – Соф., 1355). 3) РГАДА, ф. 187 (Рукописное собр. РГАЛИ), 61. Сборник (л. 42 об. – 52), сер. XVII в. § 9. Редакция 1620 г. Редакция датируется 1620 г. условно – по древнейшему списку (Увар., 492). Представляет компиляцию из Переработанной редакции иеромонаха Антония, Великих Миней Четьих и Степенной книги, разнесенную под двумя числами: 19 сентября и 5 марта. Под 19 сентября читается собственно Житие Федора Ярославского, под 5 марта – статья о проявлении мощей и последующие чудеса. Редакция составлена скорее всего дьяконом одной из Ярославских церквей, судя по тому, что автор постоянно вставляет дьяконов в перечисление «священнического чина», а протопопа Константина называет протодьяконом. Выявлено два списка редакции: 1) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 492 (1 ). Сборник (л. 1–13 об., 201 об. – 233), 1620 г. В записи писца на л. 397 говорится, что книга написана «рукою многогрешнаго раба Божия Георгия Евсевиева сына Комынина в преславном и в преименитом и богоспасаемомъ граде Ярославле, по велению ярославцов посадцкых людей Ивана да Козмы, да Назария, да Аникия Второво детей Чистово и иных посадцькых людей, святого и славнаго пророка Илии прихожан, и совершена бысть сия книга книга в лето 7128-го, марта в 23 день … И положена бысть в храмъ святого пророка Илии и преподобнаго отца Варлама Хутынскаго чюдотворца, а настоящии храм Покров Пресвятеи Богородицы на Пробоинаи улицы въ граде Ярославле Поволъском» 558 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чин архиерейской литургии в русской церкви в середине XVI века. Свидетельство великих Миней-Четьих свт. Макария, Митрополита Московского Источник Вводные замечания Источники, описывающие древнерусский чин архиерейской литургии, столь малочисленны, что каждый из них заслуживает самого тщательного рассмотрения 2 . Тем более удивителен тот факт, что один из этих источников, долгое время находившийся практически на самом виду у исследователей, до сих пор не был введён в научный оборот. Речь идёт о самобытном русском диатаксисе 3 архиерейской литургии XVI в. – «Чине службы святительския, егда восхощет литургисати», – который содержится в приложениях к Великим Минеям-Четьим (далее: ВМЧ) митрополита Московского и всея Руси св. Макария. ВМЧ представляют собой знаменитый памятник русской книжности 2-й четверти – середины XVI в., обширнейшее собрание агиографических, аскетических, богословских произведений, как переводных, так и оригинальных 4 3. К настоящему времени текст ВМЧ, сохранившийся в трёх главных списках: Успенском, Царском и Софийском, – издан лишь частично. Интересующая нас статья находится в самом конце сборника – в книге за август, не изданной. Состав приложения к этой книге, содержащего в том числе литургические статьи, был обнародован ещё в 1848 г. В.М. Ундольским, опубликовавшим постатейную опись Успенского списка ВМЧ, подготовленную в конце XVII в. справщиком Московского Печатного двора Евфимием, монахом Чудова монастыря в Кремле 5 . А в 1892 г. архим. Иосиф (Левицкий) представил свою, значительно более подробную роспись того же списка 6 ; в ней приведены в том числе и полное название и начальные слова интересующей нас статьи 7 . Они привлекли внимание Е.Е. Голубинского , великого историка Русской Церкви, который сделал соответствующую выписку, а затем включил её в перечень имеющихся свидетельств о чине литургии на Руси в XVI в. 8 Но непосредственно текста устава архиерейской литургии из ВМЧ (как, вероятно, и самих списков ВМЧ) Голубинский не видел, и все его сведения ограничивались росписью архим. Иосифа. В монографии А.А. Дмитриевского , одного из ведущих дореволюционных русских литургистов, полностью посвящённой богослужению Русской Церкви в XVI в. 9 , включая в том числе и чин архиерейской литургии 10 , устав из ВМЧ не упоминается. В работах другого выдающегося русского литургиста того времени, А.П. Голубцова , исследовавшего особенности архиерейского и, шире, кафедрального богослужения в Византии и на Руси 11 , этот источник также не используется. В работах последующих исследователей устав архиерейской литургии из ВМЧ также не упоминался. Таким образом, его полный текст публикуется нами впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В разделе «Критика, библиография, научная жизнь» обращает на себя внимание, прежде всего, тщательный анализ недавно вышедшего двухтомного свода записей болгарских книгописцев 10-11 веков, предпринятый А.А. Туриловым, а также рецензии на новые книги: «Иноземцы в России XVI-XVII веков» (Т.А. Опарина), «Книга бытия моего» (К. Королевский), «Смоленская епархия (1776-1917)» (Л.Л. Степченков) и др. Также в данной рубрике можно познакомиться с итогами таких крупных научных форумов, как Шестые Каптеревские чтения и российско-греческий форум «Российско-греческие государственные, церковные и культурные связи в мировой истории». В номере 3/4 (15/16) впервые вводится в научный оборот целый ряд памятников русской агиографии. Это Жития преподобного Афанасия Высоцкого (Л.И. Алехина), преподобного Иродиона Илоезерского (А.Л. Лифшиц), преподобного Нила Сорского (Е. В. Романенко). В разделе публикаций следует также отметить материал А.А. Романовой и Р.П. Биланчука «Сказание о явлении Великорецкого образа святителя Николая», рассказывающий о преподобном Агапите Маркушевском и Николаевском Маркушевском монастыре. А.В. Маштафаров впервые издал «Предисловие во книгу Синодик о пособии мертвым» - яркий памятник древнерусской книжности. В разделе «Исследования» представлена статья Е.Л. Конявской о святителе Арсении Тверском. Материал А.Н. Старицына раскрывает ряд неизвестных фактов из истории Курженской пустыни. Новые данные о биографии Вятского архиепископа Ионы сообщила Н.Е. Завойская. С.М. Шамин подробно проанализировал новости о церковной жизни Европы, которые 2-й половине XVII века сотрудники Посольского приказа включали в обзоры европейской прессы, предназначенные для царей и Боярской Думы. Пердставлены в журнале и небольшие сообщения: «Землевладение и организация хозяйства костромского Авраамиева Городецкого монастыря в конце XVIII - начале XX века (А.В. Гневышев); «Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Товия (Цынбалов) и его завещание» (Д.Г. Давиденко); «Витебские страстотерпцы» (Священник Владимир Горидовец); Кампания по изъятию церковных ценностей в Рязанской губернии (1922 год)» (М.В. Семина).

http://pravoslavie.ru/34947.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010