20 Перевод по конъектуре. 21 Ср.: Евр. 7:3; Григорий Богослов, свт. Слово 29. 19//PG. 36. Col. 100a. 22 Перевод по конъектуре. 23 Ср.: Максим Исповедник, прп. Opusc. 24: О том, что невозможно утверждать, что во Христе одна воля//PG. 91. Col. 268b; Иоанн Дамаскин, прп. Изложение веры. III 14//PG. 94. Col. 1037a; О двух волях во Христе. 27//PG. 95. Col. 160b. У прп. Максима в конце фразы слово φσις стоит в единственном числе: φσεως (природы), т.е. имеется в виду особенность человеческой природы Христа, а у Дамаскина, который заимствовал ее у прп. Максима,— во множественном: φσεων (природ), что затрудняет понимание этого места. 24 Как видим, прп. Иоанн допускает существование ипостасных волений, которые, правда, как правило, противятся воле Божией, которой не противоположны природные человеческие воления. 25 Перевод по конъектуре. 26 Ср.: Рим. 5:14—15; 1 Кор. 15:22, 45—49. 27 Ср.: Флп. 2:8. 28 Ср.: Мк. 7:24; ИоаннДамаскин, прп. Изложение веры. III 14//PG. 94. Col. 1040d. 29 См.: ДионисийАреопагит. Письмо 4//Corpus Dionysiacum, II. S. 160—161. 30 См.: Лев Великий, свт. Письмо 28. 4//PL. 54. Col. 767b; Слово 54. 2 PL. 54. Col. 319c; Иоанн Дамаскин, прп. Изложение веры. III 3//PG. 94. Col. 996a. 31 Петр Гнафей, или Кнафей (греч. κναφες ;, «валяльщик») — монофизит, ученик неоплатоника Прокла, епископ Антиохийский († ок. 488 г.). Еще будучи пресвитером, сделал прибавку к Трисвятой песне «Распятый за нас», приведшую к теопасхитским спорам. 32 Ср.: Рим. 14:10. 33 Евтих, Константинопольский архимандрит, и Диоскор, Александрийский архиепископ, известны как родоначальники монофизитства (сер. V в.); поскольку же они учили, что после соединения природ во Христе возникла одна природа-Божественная, полностью поглотившая человеческую, а значит, и страдавшая на кресте, вероятно, поэтому прп. Иоанн называет их теопасхитами. 34 См.: Деян. 8:9—24. 35 По всей видимости, речь идет о возникновении иконоборчества, современником и жестким обличителем которого был прп. Иоанн Дамаскин. 36 Марониты — сирийская (ныне арабская) христианская церковь в Сирии, состоящая в унии с Римом. Имя свое получили от монастыря св. Марона, одного из главных монастырей Сирии VI в. Сюда удалились сирийские монофелиты, гонимые властями Византии. Марониты исповедовали монофелитское учение вплоть до XII в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3244...

Вскоре на Римский дукат напали лангобарды. Беневентский герц. Гизульф I разорил ряд поселений и захватил множество пленных, остановившись всего в 5 милях от Рима и разбив там укрепленный лагерь (ср.: LP. Vol. 1. P. 384). По свидетельству Павла Диакона, лангобарды завладели 3 стратегически важными городами. Это создавало прямую угрозу существованию Римского дуката, жители к-рого не могли отразить нападение. И. направил к Гизульфу послов, и те путем переговоров и благодаря щедрым подаркам убедили герцога вернуться в свои владения и выкупили всех пленных. Связь между нападением лангобардов и мятежом в визант. войске во время пребывания экзарха в Риме остается неясной. Сведения о церковно-адм. деятельности И. немногочисленны. Они в основном касаются дела св. Вильфрида , еп. Эборакского (Йоркского), к-рый был изгнан из Нортумбрии. Первое изгнание Вильфрида (677/8) было вызвано конфликтом с кор. Эгфридом и церковными деятелями, в т. ч. со св. Теодором, архиеп. Дуровернским (Кентерберийским). Несмотря на решение о восстановлении Вильфрида на кафедре, вынесенное Собором под рук. папы Агафона в 679 г., король запретил ему возвращаться в Нортумбрию. После гибели кор. Эгфрида (685) Вильфрид получил от его преемника Альдфрида разрешение вернуться, но из-за возникших разногласий вновь был изгнан (691) и направился в Мерсию. Ок. 700 г. Вильфрид попросил папу Сергия I повлиять на кор. Альдфрида, однако понтифик велел рассмотреть дело в Англии. Собор, созванный в 703 г. в Нортумбрии под рук. Дуровернского архиеп. Берхтвальда (Бритвальда), поддержал короля и применил против Вильфрида серьезные санкции. Вильфрид отправился в Рим и апеллировал к суду папы, архиепископ послал к И. клириков с обвинениями. Ход судебного процесса подробно изложен в Житии св. Вильфрида, составленном Эддием Стефаном, там же приведены тексты петиции Вильфрида к папе и послания И. к кор. Мерсии Этельреду и кор. Нортумбрии Альдфриду с извещением об оправдании Вильфрида и с требованием восстановить его на кафедре. Для разбирательства по делу Вильфрида папа созвал Собор епископов. Согласно Житию, епископы совещались между собой на греч. языке, что вызвало недоумение Вильфрида, говорившего только на латыни. На оправдательный приговор повлияло то обстоятельство, что папы - предшественники И. благожелательно относились к Вильфриду, а папа Агафон ранее снял с него ряд обвинений. Вероятно, тогда же И. послал паллий архиеп. Берхтвальду.

http://pravenc.ru/text/469680.html

НЗ совершенно исключает прежнее понимание Б.: Христос призывает идти за Ним «скопцов, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф 19. 12). Девство в христианстве почитается уже как высокий плод добродетельной жизни с Богом: ап. Павел провозглашает «хорошо человеку оставаться так» (1 Кор 7. 26), т. е. безбрачным, одному, без детей (ср.: Быт 2. 18). Но, отдавая предпочтение безбрачию (бесчадию), позволяющему христианину отдавать всего себя Господу, НЗ признает брак и рождение детей в этом браке: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7. 8-9). Дети, рожденные в христ. браке,- «святы» (1 Кор 7. 14). НЗ приносит различные понимания Б. в переносном смысле, к-рые составили богатую традицию в христианстве. «...Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3. 10; Лк 3. 9), «всякое дерево познается по плоду своему» (Мф 7. 17-19; Лк 6. 43-44). Б. Елисаветы, родственницы Пресв. Богородицы (Лк 1. 5-7, 25), и ее поздняя беременность воспринимаются как знамение величия и благости Божией. Евангельские притчи о Царстве Божием также иносказательно говорят о плодоношении и Б. (Мф 13. 2-52; Лк 13. 18-19). Виноградарь уговаривает хозяина оставить еще на год бесплодную смоковницу, «не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк 13. 9). Злые виноградари не хотят отдать плодов хозяину, за что преданы смерти (Мф 21. 33-41; Мк 12. 1-9; Лк 20. 9-16). Сам Христос говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Я есмь лоза, а вы - ветви» (Ин 15. 1-2, 5). Незадолго до завершения Своего земного служения Христос совершает таинственное проклятие бесплодной смоковницы: «...Ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф 21. 19). По мнению большинства христ. толкователей, Б. смоковницы является указанием на Б. синагоги и живущих по делам Закона ( Orig. In Matth. 16. 26; Суг. Alex. In Luc. (caten.)//PG. 72. Col. 764; Aug. Sermo 211). По словам блж. Августина, и Церковь, будучи в истории «некогда бесплодной, ныне увеселяется большим числом сынов, чем известная синагога» ( Aug. De consensu Evangelistarum. I 32. 49).

http://pravenc.ru/text/78240.html

Святая Церковь даёт нам время поста для того, чтобы помочь исцелить и восстановить нашу повреждённую природу. Спортсмен не получает приза, прежде чем не будет терпеливо упражняться в дисциплине и «воздерживании от всего» ( 1 Кор. 9:25 ). И если мы хотим получить «венец нетленный» (там же), то и мы должны положить наше начало в воздержании—начиная от вещей материальных и, восстанавливая богоустановленный порядок, достигая даже до вещей духовных. Если мы не сможем усмирить свой желудок, как можем мы надеяться усмирить свой язык и мысли, как можем мы взяться за борьбу со страстями? Мы должны приучить свои телеса к дисциплине, потому что без этого основания мы не сможем построить стен храма души своей. И как любое основание ценно не само в себе, но в том, что на нём построено, смысл подчинения тела заключается в том, чтобы освободить из-под его подчинения душу. В этом году (2009) Рождественский пост начался на следующий день после американского Дня Благодарения. Я знаю, что у некоторых главным блюдом в этот день была не индейка и не тыквенный пирог, а люди, которых они за столом раздирали на куски и пожирали своими сплетнями, пересудами и злыми разговорами за спиной. Какая им польза от поста, если они продолжают пожирать людей? Какая им польза от того, что они не вкушают мяса, если язык их рубит всё вокруг, как топор мясника? Царь и Пророк Давид говорит: «Воздержи язык свой от зла» ( Пс. 33:13 ), и «Восхвалю Господа на всякое время, всегда хвала Его во устах моих» (1, 2). Если мы хотим, чтобы наш пост стал чем-то б о льшим, нежели просто диетой для похудания, то мы должны следовать словам Пророка. Мы должны научиться сдерживать свой язык и уберегать мысли через общение с Богом. Во всякое время, но особенно во дни поста мы должны «трезвиться и бодрствовать», потому что противник наш диавол «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1 Пет. 5:8 ). Но в Господе нашем и Спасителе Иисусе Христе мы имеем надёжную защиту от всякого противника. Бегите ко Христу в молитве, но блюдите, чтобы молитва ваша не была бы как «медь звенящая или кимвал звучащий» ( 1 Кор. 13:1 ). С усердием внимайте каждому слову молитвы, чтобы слова эти стали не просто чужими словами, которые вы повторяете, но вашими собственными словами, исходящими из всего сердца вашего, всей души вашей и всего помышления вашего (ср. Мф. 22:37 ).

http://azbyka.ru/propovedi/na-nachalo-ro...

От трудностей тесного пути не отрекаюсь, дерзаю по вере и на призыв Бога: «Кого Мне послать?» отвечаю с пророком Моисеем: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6:8). Соделай меня, Христе, делателем Твоего виноградника, пастырем словесных Твоих овец. Это великое доверие Великого Архиерея Христа возбуждает во мне ревность служить Церкви и людям самоотверженно и без саможаления. Благодарю Бога, призвавшего меня «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9), сподобившего меня последовательно служить Церкви в разных качествах от алтарника до игумена монастыря, учиться и преподавать в Московских духовных школах, приобщиться благодати Святой Земли, послужить после Иерусалима и в Екатеринбурге, в местах царских страданий, также пронизанных светом духовного торжества и воскресения, а ныне отверзающего предо мной великую и широкую дверь архипастырства (ср. 1 Кор. 16:9). Благодарю Господа за встречу с достойными пастырями и мудрыми наставниками, Христолюбивыми монахами и истинными христианами, из которых многие «доныне в живых, а некоторые и почили» (1 Кор. 15:6). Особо благодарен первому наставнику в вере протоиерею Виктору Дорофееву в селе Кудиново, протоиерею Александру Шаргунову, многолетнему ректору Московской духовной академии Высокопреосвященнейшему Евгению , архимандриту Илии (Рейзмиру) и многим академическим преподавателям и отцам Лавры, где прошли 18 лет моей жизни, а также начальнику Миссии в Иерусалиме архимандриту Александру (Елисову) и митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу , оказавшим мне большое доверие и любовь. Недостанет времени перечислять по порядку всех, кому я благодарен, начиная с преподобного Сергия и других любимых святых, и потому я низко кланяюсь прежде всего Вам, Ваше Святейшество, призревшему на мое недостоинство! Благодарю и всех епископов нашей Церкви, оказавших мне в лице Священного Синода это великое и обязывающее доверие, которое я всеми силами постараюсь оправдать. Прошу ваших святительских молитв и отеческих советов, чтобы достойно проходить архипастырское служение на благо нашей Матери Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5494737...

23 Книга Праведного, или Книга Доблестного. 24 В современной Библии эти книги, обнимающие ЯЭС и В в совокупности составляют Тору (Пятикнижие) и сборник Первых Пророков, т. е. Исторические книги ВЗ. 25 Профетизм — от греч. профетес, пророк. 26 Все дни памяти пророков указываются по старому стилю. 27 См. §15 28 Амос, отец пр. Исайи, «не был, как многие думают, третий из двенадцати пророков, а другой, и они пишутся у евреев различными буквами» (бл. Иероним. Толк. на пр. Исайю. Кн. 1. Твор., т. 7, с.6). Имя отца Исайи произносилось как Амоц. 29 «После исторической истины все должно быть понимаемо духовно» (Бл. Иероним. Твор., т. 7, с.4). 30 То есть благоденствие. 31 О значении этого пророчества см. ниже §28 32 В Септуагинте слово «Эвед» передано существительным «Пайс», которое переводится как дитя, сын, молодой слуга (отрок). Точно также назван Христос в речи ап. Петра (Деян 4,27, согласно древнейшим рукописям), несомненно, в связи с гимнами Эведа в Кн. Исайи (по переводу LXX). 33 В синод. переводе Кн. Ездры названа 1-й, т. к. в него включены неканонические 2-я и 3-я Кн. Ездры. 34 См. Еп. Питирим Волоколамский. Основные принципы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века. БТ, 1970, в. 5. 35 Семь столбов Дома Премудрости означают полноту совершенства. 36 Следует отметить, что первоначально храмы св. Софии посвящались «Христу, Премудрости Божией» (ср. 1 Кор 1,24). 37 Иез 14,14. Даниил, упомянутый у пророка, — легендарный финикийский царь-мудрец. 38 Это не относится к Ангелу Господню как образу Богоявления. 39 Иисус Сирахов для краткости часто именуется просто Сирахом. 40 Симон жил около 200 года до Р.Х. 41 Или Праведного Учителя. 42 Хилиазм — учение о тысячелетнем Царстве Божием на земле. Этот взгляд разделяли многие ранние Отцы Церкви. 43 Синодальный перевод «воззрят на Него» менее точен. 44 Гесиод (VIII в. до Р.Х.) делил историю на золотой, серебряный, медный и железный века — в соответствии со степенью их упадка. 45 3-я гл. Дан лежит в основе ирмосов утрени (7-8 песни).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Об обращении Л. неоднократно упоминалось св. отцами ( Basil. Magn. Moral. reg. 37; Ioan. Chrysost. In Act. 36. 1; Nil. Epist. 3. 145; Phot. Bibl. 122 и др.), напр., Амброзиастер отмечает, что, придя в Македонию в притеснениях и страданиях (2 Кор 7. 5), ап. Павел со спутниками обрел утешение в лице уверовавшей Л. ( Ambrosiaster. In 2 Cor.//PL. 17. Col. 303). Тем не менее память Л. отсутствует в визант. церковных календарях. К-польская Православная Церковь приняла решение о внесении памяти Л. в календари греч. Церквей только в 1972 г. В 1972-1974 гг. по инициативе Неапольского и Фасосского митр. Александра рядом с Филиппами был сооружен баптистерий св. Лидии, где проводятся массовые крещения. Во имя этой святой был освящен храм в Аспровалте. Мон. Герасим Микраяннанит составил в честь Л. службу, молебный канон и икосы акафиста. Л. также была включена в число сотрудников ап. Павла, память к-рых совершается в 1-е воскресенье после Собора 12 апостолов (30 июня). В зап. традиции память Л. отсутствует во всех древних мартирологах, в XVI в. кард. Цезарь Бароний внес ее почитание под 3 авг. в составленный им Римский Мартиролог как «первой из всех, кто уверовала в Евангелие [в Македонии]» на основании упоминания в Деян 16. 12-14 (ActaSS. Aug. T. 1. P. 199; MartRom. Comment. P. 321). В совр. зап. историографии Л. торжественно называют первой женщиной на европ. континенте, принявшей благовестие ( Witherington. 1992; ср.: Προκπιος (Τσακουμακς), μητρ. 19952. Σ. 51). Лит.: Lattanzi U. Lidia//BiblSS. Vol. 8. Col. 43-45; Witherington B. Lydia//ABD. 1992. Vol. 4. P. 422; Προκπιος (Τσακουμακς), μητρ. Απστολος Παλος κα Θιλπποι. Τ Βαπτιστριο τς Αγας Λυδας. Καβλα, 19952; Dunn J. D. G. The Acts of the Apostles. L., 1996; Fitzmyer J. The Acts of Apostles. N. Y. etc., 1998; Αγαθγγελος, π. Θαναρου. Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 5: Μος. Σ. 307-310; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 9: Μος. Σ. 229-230; Левинская И. А. Деяния Апостолов. Гл. 9-28: Ист.-филол. коммент. СПб., 2008; Σκαλτσς Π. Ι. Η Αγα Λυδα στ χριστιανικ ορτολγιο κα τν μνογραφα//ΓΠ. 2010. Τ. 92. Τευχ. 836. Σ. 554-557.

http://pravenc.ru/text/2110489.html

«Се стою у двери и стучу» И апостол Павел, когда пишет о христианах, говорит: «А кто вы – избранные ? Мало из вас что-либо значат. Но Бог избрал ничего не значащее, чтобы посрамить значащее» (ср.: 1 Кор. 1: 27–28). Действительно, по милости Божией, мы собраны в Церкви – хромые, убогие в нравственном смысле, но во Христе мы можем стать кем-то и чем-то. И мы – никто и ничто без Христа. Православные христиане – это люди, которые ответили на призыв идти по тернистому пути, узкой тропе христианина. И мы принимаем те вызовы мира, которые он предъявляет нам. Мы готовы терпеть в этой жизни. Как сказано в Евангелии, «претерпевший до конца спасется» (Мф. 24: 13). Мы готовы переживать и гонения, потому что, имея целью Царствие Божие, о чем мы можем еще заботиться? Это великая цель. А почему немногие находят этот путь, это тайна, непостижимая для нас. Господь стучится в каждую дверь человеческой души, но иногда Его рука бывает пробита гвоздем нашего неверия и скептицизма Но если Господь касается нас Сам и приглашает следовать за Собою, мы должны отвечать согласием. Святитель Амвросий Медиоланский, наставляя, говорил: «Не пытайся найти Господа, пока Он Сам не найдет тебя». Поэтому тот человек, который испытывает тоску в этой жизни, чувство одиночества, невостребованности и хочет обрести смысл своей жизни в Боге и с Богом, должен обратиться к Богу и попросить Его, чтобы Он нашел его в этой сложной жизни, Сам пришел бы к нам и прикоснулся к каждому из нас. В некотором смысле Христос стоит перед каждым сердцем – Он стучится в каждую дверь человеческой души. «Се стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20), – как сказано в книге Апокалипсиса. Но иногда Его рука бывает пробита гвоздем нашего неверия или даже скептицизма. Но те, которые открывают навстречу Ему дверь, даже являясь неким меньшинством, слышат Его полные надежды слова: «Не бойся, малое стадо: Отец благоволил дать вам Небо». Рейтинг: 9.9 Голосов: 850 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ксения 9 февраля 2016, 23:38

http://pravoslavie.ru/90187.html

В ВЗ блудный грех рассматривался не столько как нарушение общественной морали, сколько как скверна, оскорбляющая святыню Божию - народ Израиля. Поэтому для иудея недопустим распространенный у язычников обычай «предоставления» дочерей: «Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнялась земля развратом» (Лев 19. 29), хотя формального наказания за это не предусматривалось. Нарушение человеком Божественного закона вызывает горькие последствия - изменение всего мироздания: истребление человека, скота, гадов и птиц «с лица земли» (Быт 6. 2-7, 13); гибель городов Содома и Гоморры (Быт 19. 1-25); истребление 24 тыс. чел. (Числ 25. 1-9) и др. (о Божией каре за Б. ср.: Isaac Syr. Sermo 62). В НЗ присутствуют гораздо более строгие понятия о браке (Мф 19. 8-9; 1 Кор 7. 10-11), целомудрии, об отношении к человеческому телу, соответствующие открывшемуся высочайшему предназначению человека - единению с Богом: «тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор 6. 13). Ап. Павел называет тело храмом живущего в христианах Св. Духа (1 Кор 6. 19) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа - Его Церковью (1 Кор 6. 15-17). Христос обращает внимание на то, что прелюбодеяние (как и Б.) совершается прежде всего в сердце человека, т. е. в мысли и чувстве: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5. 28). Любодеяние указывается Христом в числе злых помыслов, исходящих из сердца и оскверняющих человека (Мф 15. 19; Мк 7. 21), целомудрие же ап. Павел называет Божиим освящением христиан (1 Фес 4. 3-5). Поэтому Б. и всякая нечистота «не должны даже именоваться» у христиан, «как прилично святым» (Еф 5. 3). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, к-рые «Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10; ср.: Откр 22. 15), ибо Б. растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом ( Иоанн Кронштадтский . С. 24). Блудник «отторгается от тела Церкви, разрушается ежедневным гниением - греховными удовольствиями...» ( Greg. Nyss. Adv. fornic.), оскверняет в себе образ Божий: «                  » (4-й тропарь 2-й песни понедельника Великого канона прп. Андрея Критского).

http://pravenc.ru/text/149399.html

В межзаветный период А. встречается редко, и, как правило, его употребление соответствует ветхозаветному. Но есть и примеры нового (нереспонсорного) употребления, когда словом «А.» молящиеся сами завершают свою молитву: супруги Товия и Сара (Тов 8. 8). Пример нового употребления А. дают также кумранские рукописи , где А. является устоявшейся формулой - частью регулярно совершаемого богослужения (1QS 1. 18-20). В НЗ А. (в виде греч. кальки с евр. μν) употребляется очень широко. В Евангелиях встречается ок. 75 раз и почти во всех случаях употребляется в совершенно новом по сравнению с ВЗ значении - Господь Иисус Христос многократно начинает свою речь словами «μν λγω μν [или: σοι]» (церковнослав. «        », рус. Истинно говорю вам [тебе]); при этом в Евангелии от Иоанна в отличие от синоптических Евангелий Господь Иисус Христос использует двукратное А. («μν μν λγω μν») (Иеремиас. С. 52-54). Вне слов Христа в НЗ (как и в ВЗ, и в раннем иудаизме - Иерус. Талмуд. Берахот VIII 9. 12с; Вавил. Талмуд. Шаббат. 119b) А. сохраняет характер ответа общины на молитву предстоятеля (1 Кор 14. 6; ср.: Откр 5. 14; 7. 12; 19. 4; 22. 20), встречается после славословий (Рим 11. 36; Гал 1. 5), благословений (Рим 1. 25; 9. 5), восхвалений (Откр 19. 4), пророчеств (Откр 1. 7), обетования (Откр 22. 20), часто употребляется для обозначения окончания текста (напр., 1 Кор 16. 24; Гал 6. 18; Флп 4. 23; 2 Петр 3. 18; Иуд 25). Откровение св. Иоанна Богослова (3. 14) дает пример персонификации А.: «Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (ср.: Ис 65. 16 (не по LXX)). Христос здесь назван « μν», т. к. в Нем Бог подтвердил свое обетование. (ср.: 2 Кор 1. 20, где христологически понимается и слово «да»: «Ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь»,- в славу Божию через нас»). В ранней христ. Церкви А.- одна из устойчивых формул литургического и богословского языка. Она встречается в 1-м послании сщмч. Климента Римского к Коринфянам (100 по Р. X.) 9 раз, в т. ч. в конце славословия «Ему слава во веки веков. Аминь»; в конце послания сщмч. Поликарпа Смирнского к Филиппийцам (ок. 135), 2-го послания Климента Римского к Коринфянам (150) и послания Диогнета (в т. ч. после славословия) и др. В Дидахе А. входит в состав евхаристического богослужения - одна из молитв заканчивается аккламацией: «Да приидет благодать и да прейдет мир сей! Осанна Сыну Давидову! Если кто свят, пусть приходит, а кто нет, пусть покается. Маранафа! Аминь» (10. 6). В «Мученичестве св. Поликарпа Смирнского» (15. 1) встречается как завершение молитвы сщмч. Поликарпа: «Когда он произнес «аминь» и окончил молитву, тогда приставленные к костру разожгли огонь».

http://pravenc.ru/text/114466.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010