Трехнефный 2-столпный храм имеет квадратную форму и 3-частную апсиду. Верхние части внешних стен украшены 3 арками, в просветах центральных арок помещены большие иконы. Собор увенчан 5 куполами - центральным золоченым и малыми зелеными (до 1917 г. луковицы были синими, крыша - зеленой), барабан центрального купола световой, остальные имеют декоративные окна. К храму примыкают 2 придела: южный - в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1706), северный - во имя прп. Марии Египетской (2000; освящен 15 апр. 2008), звонница (1995) и с 2 сторон галерея (2007). В крипте собора, напоминающей древнехрист. катакомбные храмы, устроен придел в честь Воскресения Христова (2007). Совр. иконостас собора 5-ярусный, тябловый, с местным, деисусным, праздничным, пророческим и праотеческим рядами, иконы в стиле XV-XVI вв. были написаны в 1995 г. В сент. 1995 г. в память о жертвах расстрелов, которые проводились в 30-х гг. ХХ в. близ Сретенского собора, был установлен поклонный крест, выполненный по проекту В. М. Клыкова . В братском корпусе освящена ц. прав. Иоанна Кронштадтского, в корпусе наместника - ц. Живоначальной Троицы. В 2013 г. в М. С. м. было начато строительство собора в честь Воскресения Христова и во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской (по проекту Д. Смирнова и Ю. Купера). 25 мая 2017 г., в день празднования Вознесения Господня, Патриарх Кирилл совершил торжественное освящение этого храма. Святыни Древняя Владимирская икона Божией Матери, в честь встречи к-рой был основан мон-рь, находилась в обители весьма краткие периоды. С момента основания М. С. м. храмовым его образом был, вероятно, специально выполненный список чудотворной иконы (не сохр.). В мон-ре почитается список Владимирской иконы Божией Матери (кон. XX в.), которым при основании подворья Псково-Печерского мон-ря благословил архим. Тихона (Шевкунова) архим. Иоанн (Крестьянкин) . Икона находится в Сретенском соборе на сев. столпе; также здесь располагается образ прп. Серафима Саровского с частицей его мощей.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

При архим. Серафиме (Богоявленском), 7 окт. 1884 г., по благословению митр. Московского Иоанникия (Руднева) в М. С. м. открылись публичные собеседования с народом, «направленные к улучшению его жизни». Считая, что «общенародное пение может иметь весьма важное влияние на пробуждение и укрепление в православном народе религиозно-церковной жизни», архим. Серафим ввел в монастыре такое пение. С сент. 1886 г. в одно воскресенье стали проводить собеседование с прихожанами, в другое - всенародное пение поздней Божественной литургии ( Токмаков. 1885. С. 32-33). В настоятельство архим. Серафима был издан краткий исторический очерк об обители, подготовленный И. Ф. Токмаковым. В 1885 г. в соборном храме было устроено калориферное отопление, но оно действовало только год, и в зимнее время службы совершались в Никольской ц. В 1886 г. архим. Серафим поднял вопрос о реставрации настенной живописи и иконостаса собора, к реставрации был привлечен иконописец палешанин Н. М. Сафонов . Решением Синода от 17 марта 1887 г. пришедший в ветхость храм прп. Марии Египетской был укреплен 5 железными обручами, внутри здания установили подпорки. При настоятеле (1891-1904) архим. Димитрии (Ключарёве) завершилась реставрация обители, было торжественно отмечено 500-летие Сретения Владимирской иконы Божией Матери (1895), в 1897 г.- 500-летие основания мон-ря. К празднику был возобновлен Никольский храм (стены были покрыты живописью, переделаны печи и пол) с приделом во имя Всех святых (освящен 30 сент. 1894), отделана соборная церковь, возведен новый корпус для братии. В нач. XX в. в мон-ре кроме Сретенского собора, церквей Никольской и недействовавшей Мариинской, а также 8-гранной колокольни около ворот находилась Владимирская часовня с отдельным выходом на Б. Лубянку, где совершались чередным иеромонахом молебны, панихиды и водоосвящение ( Иосиф, иером. 1911. С. 17-18). Она также была возобновлена на средства неизвестного благотворителя к празднованию 500-летия обители в 1897 г. К 1 июля 1895 г. в мон-ре проживали 2 архимандрита, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 11 послушников и 13 рабочих (ЦГИАМ. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 26).

http://pravenc.ru/text/2564214.html

После революции Владимирская икона была изъята из Успенского собора Кремля и передана сначала в ГИМ, а в 1930 г. в Государственную Третьяковскую галерею, где хранится и теперь в храме Святителя Николая в Толмачах. Вернемся к истории Сретенского монастыря. Первоначальные постройки его не сохранились. С приходом большевиков была снесена древнейшая церковь Преподобной Марии Египетской, возведенная в 1482 г., храм святителя Николая (1688 г.), святые ворота с колокольней и братские корпуса. На его территории разместились учреждения НКВД. Чудом сохранился единственный пятиглавый собор монастыря во имя Сретения Владимирской иконы, возведенный в 1679 г. царем Федором Алексеевичем. До начала девяностых годов в нем находился Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. В 1991 г. обитель была передана РПЦ, а в 1996 г. здесь был восстановлен Сретенский ставропигиальный мужской монастырь и образована в 2001 г. Духовная семинария. Среди святынь обители имеется точная копия знаменитой Туринской плащаницы. При входе в монастырь в память о жертвах «богоборческой» власти был установлен (1995 г.) поклонный крест, освященный Патриархом Алексием II. Храм Христа Спасителя Сегодня нам трудно даже представить, чем являлся для современников храм Христа Спасителя, олицетворявший в глазах народа,искреннюю благодарность Богу за помощь в защите земли Русской. На краю неминуемой гибели, перед невиданным нашествием иноплеменников, лишь вера в Спасителя и его милость помогли одержать блистательную победу над могучим противником Наполеоном I, покорившим тогда уже почти всю Европу. Возведение храма было положено Высочайшим манифестом императора Александра I, подписанного сразу, как только последний французский солдат покинул пределы страны. «…В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…» – так гласили строки манифеста, когда первопрестольная еще лежала в развалинах.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Купола над Москвой " Деловой завтрак " с Владимиром Ресиным в Сретенском монастыре Любовь Проценко Источник: Российская Газета      Такого " Делового завтрака " - в действующем мужском монастыре - у " Российской газеты " еще не было. Но именно сюда пригласил журналистов Владимир Ресин. Строя Москву почти шесть десятков лет в самых разных должностях, от мастера до главы стройкомплекса, первого вице-мэра Москвы и до нынешней - депутата Государственной Думы, он всегда знает лучшие точки, откуда особенно хорошо видно: чем старше российская столица, тем краше она становится. Так с его легкой руки родилась традиция выездных " Деловых завтраков " . Где они у нас уже только не проходили! В возрожденном Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском, обновленном Большом театре, в самый разгар реставрации в Новодевичьем монастыре, в родившемся уже в наши дни Православном Свято-Тихоновском богословском университете… В Сретенский ставропигиальный мужской монастырь , основанный в 1397 году, Владимир Иосифович пригласил показать новый храм, открывшийся в 2017 году. Это удивительное соединение древности с современностью. Разговор шел в прекрасной библиотеке Сретенской духовной семинарии накануне богослужения, которое Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил здесь в честь 25-летия возрождения монашеской жизни в Сретенской обители. Вместе с Владимиром Ресиным на вопросы журналистов отвечали и.о. наместника Московского Сретенского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев) и иеромонах Афанасий (Дерюгин) , и.о. благочинного Сретенского монастыря.      Храм на Крови Владимир Иосифович! Как вам новый храм? Владимир Ресин: Потрясающий! Как строитель скажу - удивительное архитектурное и сложнейшее инженерное сооружение. Построен на небольшом кусочке земли в самом центре плотно застроенной столицы, где технике ни войти, ни развернуться. Да еще и всего за три года! А какое тонкое сочетание традиций русских православных храмов и новых материалов, инженерии… Это делает храм одновременно величественным и легким. И в то же время удобным для пользования - с современными скоростными лифтами, IT-mexhoлoruямu. Думаю, возможно такое стало во многом благодаря Его Святейшеству Патриарху Кириллу и митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону, на тот момент наместнику Сретенского монастыря и ректору Сретенской духовной семинарии. На время стройки он стал здесь прорабом, для которого не было мелочей. Весь мой жизненный и профессиональный опыт показывает: при строительстве храма главным на стройке должен быть настоятель, духовное лицо: ставь со стороны хоть десять отличнейших прорабов, ничего не получится. Я убедился в этом, когда на месте бассейна заново строили храм Христа Спасителя. Там главным прорабом был сам Патриарх Алексий. В почтенном возрасте он в строительной люльке, которую на ветру трясло как пушинку, поднимался наверх, чтобы посмотреть, как там идут работы.

http://pravoslavie.ru/119466.html

В день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Сретенском ставропигиальном монастыре 28 декабря 2013 г. 14:01 28 декабря 2013 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Сретенский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. В соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери, где покоятся честные мощи священномученика Илариона, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Евгений , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ ; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Тихон (Шевкунов) , наместник Сретенского монастыря; протоиерей Олег Клемышев, благочинный Сретенского округа; протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии; насельники Сретенской обители в священном сане, духовенство г. Москвы. Пел хор Сретенского монастыря (регент — Никон Жила). Среди молившихся были насельники обители, преподаватели и учащиеся Сретенской духовной семинарии, многочисленные паломники. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Кирилла Малевича, клирика Покровского храма Московской духовной академии. Проповедь перед причастием Христовых Таин произнес иеромонах Игнатий (Шестаков), насельник Сретенского монастыря. От лица участников богослужения Святейшего Патриарха приветствовал архимандрит Тихон (Шевкунов), который преподнес Его Святейшеству миниатюрную копию памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея России, установленного в Александровском саду у стен Московского Кремля. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Приветствуя наместника обители, Святейший Владыка, в частности, сказал:

http://patriarchia.ru/db/text/3483923.ht...

Доклад на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 22–23 января 2015 года)      Внутренняя жизнь монаха во многом зависит от внутреннего устава монастыря. Монастырь, как духовная колыбель, принимает в себя младенцев и дает им все нужное для того, чтобы они росли для Бога. Молитва как главное дело монаха есть не только собеседование с Богом, она − атмосфера, в которой живет душа, а монастыри, или ισιχαστιρηα– в буквальном переводе место тишины, покоя, – создают ту атмосферу, которая способствует молитве. Два слова: προσ− ευχηв переводе из греческого составляют значение слова «молитва». Ευχη значит молитва, пожелание как бы в статичном состоянии, а в совокупности с προσ – обозначает ее направление или движение к какому-либо лицу, с целью соединения с ним. Этим лицом для монаха является Сам Христос, к Нему он призван непрестанно обращать свой внутренний взор и сердечное желание соединиться с Ним. Когда такое желание созревает в сердце человека, то ему становится неинтересным тот мир, в котором он живет; у него теряется интерес и к общению со своими близкими, он теряет вкус ко всему мирскому и в какой-то момент стучит в монастырские врата, чтобы войти... Можно сказать, что он услышал голос Божий, как некогда его услышал пророк Моисей : «взыди ко мне на гору и стани тамо…» (Исх. 24:12). И каков результат? − «...и взыде Моисей на гору и покры облак гору и сниде Слава Божия...» (Исх. 24:15−16). В Ветхом Завете монашескую жизнь предобразили святые мужи, такие, как пророк Моисей, святой пророк Илья, святой Иоанн Предтеча, которые жили «в пустынях, пещерах и в пропастех земных...» (Евр. 11:38). Моисей был избран Богом, чтобы вывести народ из рабства и привести к Земле обетованной. Моисей почти всегда находился в многолюдной среде, но главное − он не прекращал быть в постоянном общении с Богом, и Бог Сам его наставлял и являлся ему. Святой Иоанн Предтеча, прежде чем выйти к народу с проповедью Евангелия, много лет жил, удалившись от мира, в пустыне − в посте и молитве. И приходивший к нему народ, видя его суровую жизнь, − удивлялся. Современные монастыри, как разноликие Моисеи и Иоанны, по сути, воплощают в своих стенах эти разные по образу виды жительства, обьединенные одним − не прекращаемым пребыванием с Богом. Монастыри являются неотьемлемой частью Матери-Церкви и остаются активным органом в живом ее организме. Они как сердце, которое, будучи невидимым, может быть услышано. Монахи также желают быть невидимыми миру, но мир слышит о добрых делах их. Монашество − это Пасха, переход из человека душевного к человеку духовному. Человек выходит из мира, чтобы умолкнуть для мира и начать беседу со Христом. Этим он ни в коем случае не презирает людей и родных своих, но − саму только привязанность к ним, дух мира сего, так как жаждет Духа высшего.

http://pravoslavie.ru/76965.html

Закрыть Конференция «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия» 28.11.2017 1567 27 ноября в конференц-зале Сретенской духовной семинарии в Москве при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошла конференция по теме «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия». По прибытии в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении епископа Егорьевского Тихона , наместника Сретенской обители, посетил храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, где поклонился честным мощам священномученика Илариона (Троицкого). Перед открытием конференции в конференц-зале Сретенской духовной семинарии было совершено славление у иконы святых Царственных страстотерпцев. В президиуме конференции присутствовали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии, председатель церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, секретарь церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом. Среди участников конференции находились иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, члены церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом, исследователи и эксперты, участвующие в следствии по делу об убийстве святых Царственных страстотерпцев. Конференция представлена в 3-х частях Несколько часов с итогами многолетнего расследования в докладах врачей, ученых, историков и следователей. Впервые информация, которая способна поменять наше представление о мировой истории - прозвучит в прямом эфире - без грифа «Совершенно секретно»! Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Часть 1 Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Часть 2

http://ruskline.ru/video/2017/noyabr/28/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010