Другие здания Посмотреть план монастыря на официальном сайте обители Скиты [ править править код ] Свято-Серафимовский скит (Красное) Подворья [ править править код ] Храм Троицы Живоначальной у Салтыкова моста (Москва) Деятельность монастыря [ править править код ] При монастыре действует Сретенская Духовная семинария и одно из крупнейших издательств Русской Православной Церкви. В 2000 году в Сретенском монастыре создан интернет-портал Православие.Ru. Хор Сретенского монастыря имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поёт на праздничных богослужениях, ведёт концертную деятельность в России и за рубежом. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 107031, Россия, город Москва, улица Большая Лубянка, дом 19, строение 1 (ст. м. Сретенский Бульвар) Проезд: от станций метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар», «Лубянка», «Трубная», «Кузнецкий мост» пешком около 10-15 минут. Телефон: (499) 490 12 23 +7 (499) 490 12 23 (справочная) Электронная почта: info@monastery.ru Остальные контакты см. на сайте монастыря Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений [ править править код ] Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте . Паломнический центр [ править править код ] Паломнический центр Сретенского монастыря приглашает в паломнические поездки и на экскурсии по монастырю. Список предлагаемых экскурсий можно посмотреть на сайте монастыря . По предварительной записи возможно проведение экскурсий на иностранных языках: английском, немецком, французском, итальянском, сербском, румынском. В преддверии отпускного сезона, когда многие собираются на отдых за границу, при Сретенском монастыре можно посетить курс экскурсий «Церковная лексика английского языка», где не только настроить себя на паломничество, но и усовершенствовать свое знание этого интернационального ныне языка в целях общения с верующими за рубежом. Телефон: +7 495 640 30 40 Электронная почта: palomnik@pravoslavie.ru

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_муж...

Главный храм обители – Владимирский собор – долгое время использовался как жилой дом (общежитие НКВД), но в 1958–1959 г.г. он был отреставрирован с восстановлением первоначального облика (архитектор-реставратор Г.К. Игнатьев). На месте бывшего монастырского сада и разобранных келий первой половины XIX в. в 1952 г. было выстроено здание школы (совр. вл. улица Большая Лубянка, 19, стр. 3). В нем расположился отдел скульптуры научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря. Лишь в 1991 г. собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был передан Церкви - в статусе приходского храма. На бывшей монастырской территории тогда по-прежнему располагалась общеобразовательная школа, открытая в 1952 г., остальные здания принадлежали светским организациям и находились в страшном запустении. В 1994 г. в обители возродилась монашеская жизнь. Первое время Сретенский монастырь существовал как подворье Свято-Успенского Псково - Печерского монастыря, но вскоре указом Святейшего Патриарха Алексия II оно было преобразовано в Сретенский мужской ставропигиальный монастырь. Со времени возрождения Сретенского монастыря прошло чуть более 20 лет. На сегодняшний день в обители воссозданы и заново отстроены настоятельский, келейный, административный и трапезный корпуса. Был значительно расширен монастырский храм - за счет пристройки к нему придела прп. Марии Египетской и продления придела Рождества Иоанна Предтечи. Также удалось осуществить масштабную реставрацию фресок собора. В 2010 г. монастырю было передано здание школы 1216 (ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 3), в котором после капитальной реконструкции расположилась Сретенская духовная семинария. Возвращение обители исторически принадлежавших ей зданий продолжается и в настоящее время. В 2010 г. в обители были построены домовые храмы в честь Святой Живоначальной Троицы в корпусе Наместника и святого праведного Иоанна Кронштадтского при лазарете монастыря. На территории монастыря в настоящее время расположены семинария, крупнейшее православное издательство, магазин, редакция одного из самых посещаемых интернет - сайтов «Православие.Ru», Патриарший совет по культуре, Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы и многие другие подразделения. Здесь проживают 45 человек братии и более 200 семинаристов.

http://sobory.ru/article/?object=04528

Православный компонент учебного плана Школы при Андреевском монастыре реализуется в соответствии со статусом образовательного учреждения как православной школы и представлен следующими учебными курсами и дисциплинами в основном образовании за счёт часов, отведённых на компонент образовательного учреждения: и в дополнительном образовании: Данные программы составлены в соответствии со Стандартом православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утверждённого решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал 76). Школа участвует в различных мониторинговых исследованиях образовательных достижений учащихся, проводимых Департаментом Образования города Москвы, подтверждая стабильный уровень качества образования, обеспечивая реализацию Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС). Учащиеся 9 и 11 классов успешно сдают ГИА и ЕГЭ. Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения, такие как МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИУ ВШЭ, РУДН, МФЮА, МГЮА им. О.Е. Кутафина, Московскую Православную Духовную Академию, Московскую Сретенскую Духовную Семинарию и т.д. В дополнительном образовании учреждения представлены разнообразные кружки, студии, клубы: В школе со 2-го класса углублённо изучается английский язык, а с 5-го класса учащимся представлена возможность изучать второй иностранный язык: французский, немецкий и греческий по выбору. Осуществляется факультативная работа по подготовке к ГИА для учащихся 9 и 11 классов. Традиционными для всех учащихся стали такие мероприятия, как: паломнические поездки, которые проходят в форме образовательных экскурсий; благотворительная Рождественская ярмарка «Дарите добро на Рождество!»; торжества, посвящённые двунадесятым православным праздникам; акции милосердия в Петровском детском доме и реабилитационном центре РДКБ для детей-сирот «В гостях у Незнайки»; детские литургии с участием школьного церковного хора в храме Воскресения Христова Андреевского ставропигиального мужского монастыря, и, конечно же, ежедневное молитвенное правило перед началом учёбы. Инновационная деятельность в системе воспитательной работы в школе представлена в организации коллективно–творческой проектной деятельности, которая посвящена памятным датам Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Андреевский_му...

В 1688 г. боярин А. П. Прозоровский построил в монастырской стене рядом со св. воротами каменную часовню на месте существовавшей «из древлих лет» и теплую 2-этажную ц. во имя свт. Николая Чудотворца. На 1-м этаже церкви, вероятно, предполагалось устроить усыпальницу семьи Прозоровских (здесь была похоронена И. М. Прозоровская, супруга Б. И. Прозоровского, также позднее погребенного в Сретенском соборе), кн. Прозоровский жил в келье при часовне. 21 мая 1695 г. крестный ход из Кремля в М. С. м. изменил шествие и направился к храму в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, заложенному у Никольских ворот Китай-города в 1692 г. по обету царицей Наталией Кирилловной Нарышкиной, 2-й супругой царя Алексея Михайловича. В 1706 г., при настоятеле (1693-1719) игум. Моисее (Великосельском), по благословению митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) к Сретенскому собору был пристроен придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, в 1707 г. собор расписан по обету стольника С. Ф. Грибоедова. Тайная вечеря. Спас Нерукотворный. Роспись алтаря Сретенского собора. 1707 г. Тайная вечеря. Спас Нерукотворный. Роспись алтаря Сретенского собора. 1707 г. 18 февр. 1707 г. в мон-рь под колокольный звон окрестных церквей из дома думного дьяка Е. И. Украинцева пришел крестный ход, растянувшийся от Покровских до Сретенских ворот Белого города, который доставил в обитель серебряный ковчег с частицей мощей (фрагмент правой ступни) прп. Марии Египетской. Думный дьяк, посетивший по поручению царя Петра I К-поль, получил этот ковчег от Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары в 1700 г. Ковчег с мощами был поставлен в соборе перед почитаемой Владимирской иконой, находившейся в местном ряду иконостаса слева от царских врат. В 1722 г., следуя царскому указу 1707 г. о закрытии всех часовен в новой столице - С.-Петербурге, Синод принял решение в городах, селах и деревнях часовни не строить, имевшиеся деревянные разобрать, а каменные употребить на другие «потребы». В связи с этим каменную часовню в монастырской стене при игум. Исаакии (1721-1731) пытались переделать в келью. Указом Синодального казенного приказа от 13 марта 1723 г. был закрыт как самостоятельный приход храм прп. Марии Египетской (статус храма до этого времени неизвестен). Его клирики входили в состав братии обители, но вели самостоятельное хозяйство со своей утварью. У Мариинской церкви были свои прихожане, клир этой приходской церкви платил налоги независимо от монастыря. В 1728 г. игум. Исаакий участвовал в коронации имп. Петра II Алексеевича. К концу его игуменства, в 1730 г., в обители проживали 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и монах.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

Владыка Иларион всегда избирался в делегации к начальнику острова Эйхмансу, когда было нужно добиться чего-нибудь трудного, и всегда достигал цели. Именно ему удалось сконцентрировать духовенство в 6-й роте (особая рота заключенных СЛОН, состоявшая из священнослужителей, которой были поручены работы на кухнях и продовольственных складах), получить для него некоторое ослабление режима, перевести большинство духовных всех чинов на хозяйственные работы, где они показали свою высокую честность. Он же отстоял волосы и бороды духовных лиц при поголовной стрижке во время сыпнотифозной эпидемии. В этой стрижке не было нужды: духовенство жило чисто. Остричь же стариков священников значило бы подвергнуть их новым издевательствам и оскорблениям. Устраивая других — и духовенство, и мирян — на более легкие работы, Владыка Иларион не только не искал должности для себя, но и не раз отказывался от предложений со стороны Эйхманса, видевшего и ценившего его большие организаторские способности. Он предпочитал быть простым рыбаком...». Борис Ширяев приводит в книге такой эпизод: Владыка Иларион спас жизнь военкома Особого Соловецкого полка Сухова. Лодку военкома, попавшую в шугу — плотную ледяную кашу, уносило в открытое море, но Владыка вместе с несколькими добровольцами из числа заключенных сумел на рыбацком баркасе добраться до своего погибающего тюремщика и доставить его на берег. Летом 1925 г. архиепископа Илариона временно перевели из Соловков в Ярославский политизолятор: советская власть решила склонить авторитетного и любимого народом архиерея к поддержке возникшего в те годы нового, григорианского раскола. Попытка «завербовать» Владыку завершилась неудачно: архипастыря вернули на Соловки, а в ноябре 1926 г. он был осужден на новый трехлетний срок. Многотрудный и скорбный путь Владыки Илариона завершился в ленинградской пересыльной тюрьме: 15/28 декабря 1929 года он скончался от брюшного тифа. Занимавший тогда Ленинградскую кафедру митрополит Серафим (Чичагов) добился разрешения взять тело для погребения. Отпевание Владыки Илариона состоялось в петербургском Новодевичьем монастыре, на кладбище которого он был затем похоронен.

http://pravoslavie.ru/5797.html

Радуюсь убо аз о твоём исправлении; если и в плене пребываешь, но сам с Божией помощью пленяешь человеки, не ведущие в познание Евангельской правды; и сего ради, возлюбленный, да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленённых с тобою о вашем таковом случае, понеже Божией воле кто противиться может? а пленение ваше не без пользы Китайским жителям; яко Христовой православной веры свет им вами открывается, и вам спасение душевное и небесная мзда умножается. По святому Апостолу Иакову, который пишет в конце своего послания, глаголя: братие, Аще кто с вас заблудит от пути истины и обратит кто его, да весть яко обративый грешника от заблуждения пути его, и спасёт душу его от смерти и покроет множество грехов. Писан царства Сибирского в первопрестольном и Богоспасаемом граде Тобольске и в нашем Архиерейском доме лета 7303, Июня в 6 день. Грамота сия найдена бывшим в Пекине Архимандритом Софронием в Архиве тамошнего Сретенского монастыря к представлена Святейшему Синоду, по возвращению его оттуда в 1809 году, в Санкт-Петербург. Статья II. О Ставропигиальных монастырях 2 класса, ныне существующих I. Kpamkoe описание Ставропигильного Заиконоспасского монастыря О местоположении оного ЗАИКОНОСПАССКИЙ Ставропигиальный мужской 2 класса монастырь, находится в столичном Городе Москве, в первой Городской части, именуемой Китае, на Никольской улице. Окружается с одной стороны Греческим Николаевским монастырём, с другой каменной стеной города Китая, с третьей домом присутственных мест Московской Губернии, а с четвёртой монастырским каменным строением, в коем по Никольской улице въезжие в монастырь ворота и по обе стороны оных книжные лавки. Название своё имеет Заиконоспасский по местоположению от Кремля за Иконным рядом, и по церкви во имя Всемилостивого Спаса. Монастырь сей начат строением по Указу Государя Царя Алексея Михайловича в 1660 году, а по обещанию Боярина Князя Феодора Феодоровича Волконского. О зданиях В настоящее время находятся в оном следующие строения: I.  Церковь СОБОРНАЯ двухэтажная, в нижнем этаже, во имя Всемилостивого Спаса, построена в 1661 году вышеупомянутым Боярином Князем Феодором Феодоровичем Волконским; и освящена того же от Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Часть повестки дня собрания была посвящена правовым вопросам. Перед участниками выступили сотрудники Правового управления Московской Патриархии. Л.Г. Чавчанидзе сообщила, что в последнее время участились иски о защите прав интеллектуальной собственности, и правообладатели, как правило, успешно их выигрывают. Монастырям, ведущим информационную работу, необходимо предусмотрительно относиться к подобным ситуациям. Основные правила, которые необходимо соблюдать: пользоваться своими фотографиями при публикации; при необходимости использовать чужие снимки, предварительно выходить на связь и договариваться с автором; обращаться к открытым, в большинстве бесплатным фотобанкам с лицензированными изображениями. О судебной практике, связанной с защитой интеллектуальных прав на фото- и видеоизображения рассказал А.Д. Ермак. Представители Правового управления также ответили на многочисленные вопросы участников собрания. О деятельности курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих в 2023 году и о планах на 2024 год сообщил собранию игумен Петр (Еремеев) , председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви. В текущем году выездные экспертные группы Межведомственной комиссии посетили семь плановых митрополий и епархий с целью проведения оценки готовности соискателей к реализации программ и выдаче представления на право осуществления базовой богословской подготовки монашествующих. Сверх плана 2023 года были проведены выезды с целью экспертной оценки и открытия курсов в Донскую митрополию , Архангельскую епархию и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь , а также к соискателям прошлых лет в Оренбургскую и Томскую митрополии и в Петрозаводскую епархию . Все соискатели получили положительный отзыв экспертных групп. Также осуществлялись выезды аккредитационных групп Межведомственной комиссии на итоговую аттестацию к десяти религиозным организациям, завершающим трехлетнюю программу образования (в монастыри и духовные учебные заведения), которые получили положительные отзывы. В 13 митрополиях и епархиях до конца отчетного года запланированы выпуски с вручением свидетельств об окончании курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих Русской Православной Церкви: в текущем году предполагается осуществить выпуск 354 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/6081384.ht...

  Православная Церковь в Восточной Европе. ХХ век. Под ред. К. Шайо. К.: Дух и литера. 2010. С. 48. Service Orthodoxe de presse (SOP) 359 juin-juillet 2011 P. 4. Иерусалим, — изначальное место проповеди Спасителя, Матерь Православных Церквей — не будучи значимым административным центром не получил такого значения, как Константинополь. «Четвертый Вселенский Собор (451 г.) определил епископу Святого Града Иерусалима в диптихе Церквей занимать почетное пятое место. На этом же Соборе предстоятель Иерусалимской Церкви был увенчан титулом Патриарха. Иерусалимские Патриархи поначалу оспаривали отведенное им пятое место, пользуясь авторитетом Иерусалима, как колыбели христианства и местом жизни Спасителя. Но в силу политических процессов Иерусалим как город не имел сколько-нибудьзаметного влияния на жизнь Византии и даже не являлся центром префектуры» (Блохин В. С. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. Екатеринбург. 2004. С. 81). «Поскольку политический вес Иерусалима был меньше, чем у остальных городов, ставших центрами Патриархатов (Рима, Константинополя, Александрии и Антиохии), Иерусалимская кафедра, хотя и была наиболее древней и наиболее почитаемой, была помещена в списках (диптихах) после них» (Поместные Православные Церкви. М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 2004. С. 46.) Основана благовестническими трудами апостолов Варнавы и Павла (Деян. 13, 4–13.). Первостепенность проповеди христианства на Кипре и Антиохии следует решать, видимо, на основании свидетельства апостола Луки: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (Деян. 11, 19–20). В Антиохию христианство было принесено народом слушавшим проповедь Христа, а также апостолами Варнавой и Павлом. « У ченики (Христовы — прим. А. У.) в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11, 26), что было презрительным наименованием. «Согласно наиболее распространенной точки зрения, поначалу слово “христиане” было презрительным прозвищем, данным сторонникам нового учения со стороны. Одни  считают, что его придумали антиохийские язычники, другие — что авторство принадлежит римским властям. Многие полагают, что это прозвище было насмешливым или даже издевательским или намекало на политическую неблагонадежность» (Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы 9–28: Историко-филологический комментарий. СПб.: СПбГУ, 2008. С. 153. Там же указана  литература по данному вопросу).

http://bogoslov.ru/article/2239930

Иконостас Сретенского собора. Фотография. 1923 г. Иконостас Сретенского собора. Фотография. 1923 г. В результате действий властей храмы и территория М. С. м. были доведены до такого состояния, что 26 июля 1922 г. Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины Главнауки НКП обратил внимание главного управления домами ГПУ (Б. Лубянка, д. 18) «на сильную загрязненность территории Сретенского монастыря, главным образом около церкви Марии Египетской, представляющей значительный художественно-исторический интерес» (ЦАГМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 130. Л. 4). В документе указывалось, что должны быть приняты меры по удалению нечистот и предотвращению разрушения древнего здания. Такое бедственное состояние М. С. м. во многом оказалось связано с тем, что еп. Иларион 22 марта 1922 г. был арестован. В то же время игум. Сергий (Плаксин) стал свидетелем не только изъятия церковных ценностей, но и захвата обители обновленцами в 1922 г.; здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и «по-старому», обновленческий еп. Антонин (Грановский) . Однако уже в 1923 г. обитель стала первой вернувшейся под омофор патриарха Тихона. В кон. июня 1923 г. еп. Иларион вернулся в Москву и 5 июля заново освятил Сретенский собор, накануне празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери. В тот день храм не смог вместить всех пришедших, был заполнен даже монастырский двор. Еп. Иларион произнес проповедь, в которой обратился к священству, вступившему в обновленческие группы, чтобы они покаялись всенародно. Присутствующее духовенство публично покаялось, и владыка Иларион освятил церковь. На следующий день, как и ожидалось, Божественную литургию в мон-ре совершил патриарх Тихон. Перед Причастием еп. Иларион произнес яркую проповедь. После литургии патриарх объявил о возведении еп. Илариона в сан архиепископа. 15 нояб. 1923 г. владыка был вновь арестован, 7 дек. приговорен к 3 годам заключения за «распространение ложных слухов и агитацию против советской власти под религиозным флагом»; 28 дек. 1929 г. архиеп. Иларион скончался.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

В 1911 г., при настоятеле (1908-1918) Афанасии (Самбикине), во Владимирском соборе были переложены печи и он стал отапливаться. На территории М. С. м. располагались настоятельские покои, 2-этажный каменный братский корпус, «в глубине усадьбы в недавнее время устроен особый корпус для церковноприходской школы и для временного проживания почетных иноков и гостей» ( Иосиф, иером. 1911. С. 18). До 1812 г. при мон-ре было кладбище, но к 1911 г. памятников от него на монастырском погосте не сохранилось. Однако к нач. ХХ в. уцелело несколько вделанных в юж. и зап. стены собора надмогильных досок с надписями, напр. о захоронении думного дворянина В. Я. Голохвастова († 1678) и ген.-майора кн. А. А. Прозоровского († 1769). Др. надписи свидетельствовали, что здесь были погребены князья Вадбольские и Прозоровские, дворяне Лихаревы, Балк-Полевы, Черновы, Павловы, Бахметьевы, Мещериновы, Голохвастовы, Корины, Марковы, Милютины и др. С юж. и сев. сторон к монастырю примыкали 3 подворья с доходными домами. Монастырь занимал площадь почти 2,5 га, а его годовой доход составлял 34 тыс. р. В Московской губ. обители принадлежали мельница на р. Сестре и 1095 кв. саж. земли в Дмитровском у., 6 дес. 160 кв. саж. при с. Никольском (Озерецкое) в Московском у. и дача Румянцевская Пустошь с 31 дес. 1561 кв. саж. в Подольском у. В нач. XX в. в обители проживали ок. 30 чел. (по данным на 1907, архимандрит, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 14 послушников). В авг. 1918 г. архим. Афанасий (Самбикин) выехал из М. С. м. и более не возвращался в обитель. С 1918 г. властями предпринимались попытки закрыть мон-рь. Так, 19 июля 1918 г. было объявлено, что по декрету в мон-ре должно быть оставлено только 10 чел. братии и им вместе с настоятелем «должно быть предоставлено лишь 6 комнат» (ГАРФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 159. Л. 2), остальные помещения братии по указанию советской власти передали жильцам, учинявшим в обители беспорядки. С февр. 1919 г. распоряжением Московского епархиального управления М. С. м. возглавил архим. Леонид (Скобеев ; впосл. один из деятелей обновленческого раскола). С июля-авг. 1919 г. управляющим обителью, а впосл. и настоятелем стал архим. Гурий (Степанов) , но уже в окт. он был арестован. Вскоре его освободили, 8 февр. 1920 г. хиротонисали во епископа Алатырского. Патриарх Московский и всея России Тихон дважды в 1919 г. служил в мон-ре: 6 июля и 8 сент. он возглавлял крестный ход из Казанского собора в мон-рь, где отслужил литургию. В июле 1919 г. в М. С. м. был проведен учет художественно-исторических ценностей, Главмузей взял на учет Сретенский собор как имеющий историческую ценность. К нач. 1919 г. в мон-ре оставалось не более 7 насельников.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010