Октябрьский. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В приходе: с. Богучарово, д. Волоть, д. Скобелево, д. Севрюковка, с-цо Семеновка, д. Погромное. Время образования прихода не установлено. Церковь каменная с главным престолом в честь Сретения Господня построена в 1841 г. на средства Марии Алексеевны Хомяковой. Приделы: правый - в честь иконы Владимирской Божьей Матери, левый - во имя вмч. Феодора Тирона. ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 1045 , лл. 391, 397 Несколько слов о судьбе храма: «…Впечатлял находившийся в церкви серебряный, вызолоченный древний крест четырехконечный с мощами глубоко почитаемых святых, надпись гласит: «состроил себе по обещанию столник Григорий Иоаннович Безобразов» ноября 1400 года. Прекрасные старинные иконы, богослужебные книги, церковная утварь погибли в огне революции. По преданию старожилов, иконы на нескольких подводах были вывезены в поле и сожжены.  Одну икону с образом Георгия Победоносца, видимо из дома Хомяковых, сберег возница. Его семья бережно сохраняла реликвию, и наследники передали ее в возрожденный Сретенский храм. В середине 1992 года в Богучарове была организована община из людей старшего поколения, проникнутых верой и доброй памятью к своим предкам, почитавших традиции. В наследство от Богучаровского совхоза-миллионера остались ободранные стены и брошенный хлам от сельхозтехники. Церковь использовалась совхозом как складское помещение. Не один месяц, не один год прихожане с батюшкой наводили порядок, обустраивали и приобретали церковное имущество. Первые службы проходили в хомяковском доме, где ряд комнат занимала администрация сельсовета, в другой части жили без элементарных удобств работники совхоза. На Покров Пресвятой Богородицы 14 октября 1993 года, после 70-летней бездуховности, суетности и людского затмения, воссияло солнце правды и добротолюбия. Богучаровскую округу озарил крест и радостно зазвонили колокола. Ожила, обновилась необычайной красоты церковь. Наконец-то вспомнили о ее владельцах – создателях и благоукрасителях храма Хомяковых. Духовная память стала возвращаться к населению».

http://sobory.ru/article/?object=02299

В праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая в Толмачах 8 сентября 2009 г. 13:11 8 сентября, в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, отмечаемый в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Его Святейшеству сослужили председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион , митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай ( Грузинская Православная Церковь ), епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил ( Русская Православная Церковь Заграницей ), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Закхей (Вуд) , духовник Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма свт. Николая в Толмачах Николай Соколов. На богослужении присутствовали глава Национального олимпийского комитета России Л.В. Тягачев, ректор Московской консерватории А.А. Соколов, вице-президент Фонда Андрея Первозванного М.Ю. Байдаков, директор Государственной Третьяковской галереи И.В. Лебедева. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил молебен перед чудотворной Владимирской иконой, постоянно пребывающей в храме святителя Николая. Настоятель храма протоиерей Николай Соколов поблагодарил Его Святейшество за совершение богослужения и преподнес в дар Предстоятелю панагию с Владимирским образом Пресвятой Богородицы. Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь, посвященную значению икон в духовной жизни православных христиан. «Намоленность иконы есть отображение молитвенного и жизненного подвига людей, — сказал, в частности, Предстоятель. — У чудотворного образа мы соприкасаемся не только с Божией благодатью, не только с той силой, которую источает изображенный на иконе, но и с духовным опытом молитвы и подвигов многих и многих поколений людей». Предстоятель обратился также со словом приветствия к митрополиту Ахалкалакскому Николаю. «Будем молиться Царице Небесной, которая является покровительницей и Грузии и России, чтобы никогда более не омрачались отношения между нашими двумя православными странами и народами, чтобы Она Покровом Своим покрывала нас, помогая мирно преодолевать противоречия, что достались нам от исторического прошлого, храня единство духа в союзе мира », — сказал Святейший Владыка. В дар Грузинской Церкви Святейший Патриарх Кирилл передал точную копию чудотворного Владимирского образа. «Невозможно разделить наши народы, невозможно разделить наши Церкви», — сказал в ответном слове митрополит Николай и вручил Его Святейшеству в память о сегодняшнем совместном служении лампады с Владимирским образом Царицы Небесной. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/735953.htm...

    1995, 8 (26 августа) сентября— В Москве в связи с празднованием 600-летия Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы состоялся крестный ход из Кремля в Сретенский мужской монастырь, который возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.     1995, 26(13) октября — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил восстановленные в центре Москвы Иверскую часовню и Воскресенские ворота. К этому дню со Святой горы Афон был доставлен в Москву список Иверской иконы Пресвятой Богородицы, написанный иером. Лукой с древнего чудотворного образа, находящегося в Иверском монастыре.     1996, 10 августа — В день празднования Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в Сантахамина (Хельсинки, Финляндия) состоялась церемония возвращения списка Смоленской иконы Божией Матери на памятник 63 российским матросам и солдатам, погибшим 10—11 августа 1855 г. при бомбардировке крепости Свеаборг англо-французским флотом, когда крепостная артиллерия и корабли Балтийского флота предотвратили прорыв неприятельских кораблей в Финский залив. Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 март...     Алмаатинская епархия     1993    Мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Усть-Каменогорске.    Серафимо-Феогностовская Аксайская мужская пустынь.     Архангельская епархия    Антониево-Сийский мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в д. Сия.    Женский мон. во имя св. ап. Иоанна Богослова в г. Архангельске.    Мужской мон. во имя св. прав. Артемия Веркольского в д. Верколе.    Соловецкий мужской мон. в честь Преображения Господня (ставропигиальный).     Астраханская епархия     1994    Мужской мон. во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в г. Астрахани.     Барнаульская епархия     1994    Димитриевский мужской мон. в г. Алейске.     1994    Женский мон. в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» в г. Барнауле.     1995    Женский мон. в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Яровое.    Женский мон. во имя св. вел. кн. Александра Невского в г. Бийске.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы Летом 1395 года совершилось событие, оставившее глубочайший след в духовной и исторической жизни русского народа, ставшее вечным примером веры и упования на Промысл Божий и на заступничество Пресвятой Богородицы. В Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) – непобедимого и жестокого завоевателя. Непобедимого в прямом смысле этого слова: за всю свою долгую жизнь он не потерпел ни одного поражения. Тамерланом были завоеваны Персия, Ирак, Армения, Азербайджан, Месопотамия, Грузия, Индия и Сирия. К концу жизни Тамерлана, в 1405 году, его владения с востока на запад простирались от Черного моря до реки Ганг, а с севера на юг – от Аральского моря до Аравийского. В 1395 году этот грозный покоритель почти всей Малой Азии и Кавказа пошел на Русь, достиг рязанских пределов, разорил город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к верховьям Дона. Великий князь Василий Дмитриевич мужественно вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу, но все понимали, что силы слишком неравные. В этот великий и решающий момент истории стоял вопрос о существовании не только Москвы, но и всего Русского государства. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь, как никто понимал это. Благословив в поход князя Василия, он призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси – Владимирской иконой Божией Матери. Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная масса людей, которые, стоя на коленях, неустанно взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле. Сегодня улица, по которой тогда шел крестный ход из Владимира, называется Сретенкой (от славянского слова «сретение» – «встреча»), а ворота, которые появились впоследствии на месте Кучкова поля при сооружении Белого города, стали называться Сретенскими.

http://pravoslavie.ru/2536.html

106. Речь на молебне по поводу открытия в г. Петрозаводске Отдела «Союза русского народа» в день празднования Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы 252 Собрались мы сюда, братие, помолиться о здоровой, успешной и плодотворной деятельности открывшегося в Петрозаводске Отдела «Союза русского народа». Значит, не на пламенном только юге, но и на холодном севере нашлись сердца, которые не могли с холодным равнодушием терпеть падение, повсюдное унижение и осмеяние русского имени, заветов, историей русскому народу оставленных. И вот они объединяются в союз, или братство, для более прочного хранения означенных заветов. Это не значит, конечно, что чрез то самое они становятся во враждебные отношения ко всем прочим партиям или народностям земли Русской, – ведь не по причине только вражды и борьбы образуются союзы и братства, но и ради достижения задач положительных. Даже в Церкви есть общества и братства (как, например, ревнителей духовного просвещения, трезвости и т. д.), хотя, конечно, это не значит, что входящие в состав союзов или братств объявляют вражду прочим верующим. Почему же враги «Союза русского народа» хотят непременно так представить дело, что причиной возникновения Союза является исключительно слепая вражда и ни на чем не основанная ненависть? Почему не может Союз возникнуть для возвращения к родным заветам русской истории, для более прочного хранения их русскими людьми, искренно эти заветы любящими? Ведь не «партией» даже называет себя «Союз русского народа», а самим русским народом, вспомнившим и желающим неизменно хранить заветы отцов. Не должен ли был бы подобный Союз сделаться общерусской партией и объединить в себе все партии, на знамени своем выставляющие прежде всего благо того же русского народа? Если же люди иных партий не одинаково с Союзом понимают заветы истории русской, то пусть предоставят членам Союза хотя бы свободу убеждения, которой доселе они в столь многих местах еще лишены. Не клеймите позором Союз, прежде чем он явился! «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» ( Ин. 7, 51 ) сказал некогда один из достойных представителей еврейского народа, столь враждебного везде Союзу.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

792. Сборник избранных служб , в четвертку, без начала и конца, 287 дл., полууставом XV– XVI вв., в дощатом с тисненою кожею переплете. Нет нескольких листов между 15 и 16 листами. На полях внизу листов 2–9 приписка скорописыо: «Книга глаголемая Минея Воздвиженская обещание черново попа Боголепа». Рукопись начинается тропарями 1 песни канона в службе 1 ноября, оканчивается ирмосом 5 песни канона в службе 1 января. Службы русским святым: 1) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (6 об.–15 об.) и 2) 21 декабря – Петру митрополиту (127 об.–137). 793. Сборник избранных служб , в четвертку, 269 лл., полууставом нескольких почерков XV–XVI вв, в дощатом с тисненою кожею переплете. со следами подмочки. Порваны листы: 82–85, 107–114, 170 и 194. Нет нескольких листов между листами: 23 и 24, 81 и 82, 119 и 120, 153 и 154. На полях внизу листов 1–4 приписка скорописью: «Сия книга Вологодского уезда от церкви Димитрия Салунс что во Княинине». Службы русским святым: 1) 11 февраля – Димитрию Прилуцкому (23–30); 2) 12 февраля – Алексию митрополиту (204–214 об.); 3) 14 мая – Исидору юродивому Ростовскому (231–242); 4) 20 мая – Алексию митрополиту (214 об.–225); 5) 23 мая – Леонтию Ростовскому (134–147); 6) 23 мая – Никите столпнику Переяславскому (225–230 об.); 7) 28 мая – Игнатию Ростовскому (154–161); 8) 1 июня – Дионисию Глушицкому (169 об.–179); 9) 9 июня – Кириллу Белозерскому (161–169); 10) 24 августа – Петру митрополиту (243 об.–258 об.к 11) 19 сентября – князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (189– 204); 12) тропарь и кондак Прокопию Устюжскому (242 об.). На лл. 230 об. и 243 отрывки из службы Игнатию Ростовскому. На лл. 180–189 служба Сретению иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы. 794. Сборник избранных служб , в четвертку, 207 лл., полууставом XV–XVI вв., в поломанном дощатом переплете. Состав: службы руссскнм святым: 1) сентября 19 – князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (1–17 об.); 2) сентября 25 – Сергию Радонежскому (17 об.–28 об.); 3) мая 28 – Игнатию Ростовскому (34 об.–41); 4) мая 23 – Никите столпнику Переяславскому (41–47); 5) июня 1 – Дионисию Глушницкому (47–57 об.); 6) июня 9 – Кириллу Белозерскому (57 об.–67 об.); 7) августа 26 – Сретению иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы (67 об.–80 об.); 8) сентября 20 – князю Михаилу Черниговскому и Феодору боярину его (80–об· 94 об.); 9) апреля 26 – Стефану Пермскому (94 об,–110 об.); житие святого по 6-й песни канона (103 об.–106 об.); 10) октября 29 – Авраамию Ростовскому (110 об.–134); житие святого по 6 песни канона (122–130); 11) мая 14 – Исидору юродивому Христа ради Ростовскому (134–156); житие святого по 6-й песни канона (144–152); 12) житие н подвиги преподобного отца нашего Сергия, в немже имать от божественных чудес, списано священно-иеромонахом Пахомием (156 об.–207 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2. Обычай возводить церкви в благодарность Богу за избавление от неприятеля существовал на Руси во все эпохи. Церковь Сретения Господня в городе Дмитрове стала одним из таких храмов – он построен в 1814 году в память о спасении страны от нашествия Наполеона. Главный храм-памятник победе в Отечественной войне 1812 года – знаменитый Храм Христа Спасителя – был возведен в Москве, а в Подмосковье такими церковными памятниками стали Спасо-Бородинский женский монастырь в Можайском городском округе и часовня напротив Воскресенской церкви в Павловском Посаде. Сретенский храм в Дмитрове был возведен на средства местных купцов, помнивших четырехдневное пребывание французов в подмосковном городе. В «Исторических материалах о церквях и селах XVI-XVIII вв.» В. и Г. Холмогоровых мы не встречаем почти никаких сведений о Сретенской церкви Дмитрова, названной в книге так: «Церковь Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на посаде, на речке Березовке». В то же время, несколько страниц посвящено другой Сретенской церкви, находившейся возле упраздненного Пятницкого девичьего монастыря. Сретенская церковь с приделом мучеников Гурия, Самона и Авива, хотя и имела такое же название, была посвящена другому церковному празднику – Сретению Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Сретение Господне – двунадесятый праздник, установленный в память о принесении на сороковой день после рождения младенца Иисуса в Иерусалимский храм. Это событие описано во второй главе Евангелия от Луки, а само слово «сретение» означает встречу. Под Сретением Пресвятой Богородицы понимают другую встречу. В 1395 году великий князь Василий Ibeлeл принести в Москву почитаемую русскую святыню – Владимирскую Богоматерь, чтобы просить ее избавить от нападения Тамерлана. Согласно «Повести о Темир-Аксаке», Тамерлану явилась сама Божия Матерь и, устрашенный этим чудом, захватчик неожиданно оставил намерение идти в русские земли. На месте встречи Владимирской иконы в Москве Василий I в благодарность за спасение от беды решил основать монастырь, получивший название Сретенского.

http://sobory.ru/article/?object=03755

Arhiva De ziua oraului Moscova în raionul Matveevskoie al capitalei, în cadrul „Programului-200” a fost sfinit prima biseric 9 septembrie 2013 15:38 9 сентября 2013 года, в неделю 11-ю по Пятидесятнице, праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и День города Москвы, в столичном микрорайоне Матвеевское (Западный административный округ) состоялось освящение храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, возведенного в рамках «Программы-200». Богослужение совершил благочинный церквей Михайловского округа протоиерей Георгий Студенов в сослужении настоятеля прихода Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском иерея Михаила Рязанцева и настоятеля храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерея Игоря Фомина. На богослужении присутствовали депутат Государственной Думы ФС РФ, куратор «Программы-200» от Правительства Москвы Владимир Ресин, руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Юрий Артюх, префект Западного округа г. Москвы Алексей Александров. Жители района Матвеевское с 2002 года обращались в управу с просьбой разрешить возвести по улице Нежинской небольшую церковь. Были отправлены тысячи писем и обращений. После того как разрешение было получено, на этом месте установили поклонный крест. Ко Дню города была смонтирован небольшой временный храм-часовня. Средства собирали всем районом. Это первая в Матвеевском православная церковь. «Наша часовня построена по уникальной древнерусской технологии, что называется, " без единого гвоздя " . Такая традиция была характерна для северных областей Древней Руси», — рассказал настоятель священник Михаил Рязанцев. На этом месте скоро начнется возведение большого каменного храма на 450 человек в честь Успения Пресвятой Богородицы. «Такое посвящение также неслучайно, — пояснил отец Михаил. — Дело в том, что раньше на территории современного района Матвеевское располагались одноименная деревня и села: Троекурово, Волынское и Аминьево. В деревне Матвеевское своего храма никогда не было. И сегодня мы исправляем это упущение. Храм в Троекурове дошел до наших дней, а уничтоженный некогда Спасский храм в селе Волынском отчасти возобновлен в храме Спаса Нерукотворного при Волынской больнице и храме великомученика Георгия Победоносца при МЧС. И только древнейший храм Успения Пресвятой Богородицы в Аминьеве до сих пор не получил своего духовного преемства. Поэтому наш новый храм мы возводим в память утраченной святыни».

http://patriarchia.ru/md/db/text/3232843...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в храме святителя Николая в Толмачах 8 сентября 2023 г. 15:45 8 сентября 2023 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Мирликийского в Толмачах г. Москвы, где хранится великая святыня России — Владимирская икона Божией Матери. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем и молимся перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Само слово «чудотворный» означает, что это образ, который творит чудеса. Мы знаем, что чудеса творит Пресвятая Дева, но Она творит их в ответ на нашу веру и на нашу молитву, а чувство благоговения перед Пресвятой Богородицей, наша вера, наши молитвы становятся особенно сильными, когда мы взираем на Пресвятую Богородицу через видимый Ее образ, запечатленный в многовековой иконографии, ярчайшим представителем которой является и замечательная святыня, присутствующая ныне в этом храме Владимирской иконы Божией Матери, перед которой мы все сегодня усердно молились. Когда мы говорим «чудотворная икона», мы говорим о чуде. А что такое чудо? Само слово «чудо», в переводе со славянского на русский, — это в первую очередь удивление. Это нечто, что выпадает из логики человеческой жизни. Это нечто, что выпадает из действия физических законов бытия. Когда такое явление имеет место, оно удивляет людей. Поэтому чудо — это в первую очередь удивление и, конечно, благоговение. И чудотворный образ — это именно тот, по молитвам пред которым происходят великие, часто непонятные с точки зрения и физических законов бытия, и логики человеческой жизни события, касающиеся и отдельных людей, и всего народа и страны нашей. И мы знаем, как в самые тяжелые годины испытаний, когда стоял вопрос, быть или не быть Руси, России, державе Российской, люди приходили к чудотворным образам Пресвятой Девы и горячо молились об избавлении Отечества нашего.

http://patriarchia.ru/db/text/6057453.ht...

Песнопение малой формы – тропарь или кондак, или крупной – канон – это особое словесное церковное искусство. Искусство гимнографическое, призванное рассказать о торжествуемом событии или святом, прославить их, а также напомнить нам основы нашей веры. Это сближает гимнографию с другими церковными искусствами, например ангиографией – искусством словесным и иконографией – искусством изобразительным. У каждого из них свой особый язык и свои особые художественные приемы. И в этом смысле песнопение никогда не будет повторять содержание библейской книги, хроники, жития святого, вероучительного текста, оно расскажет обо всем своим особым языком. Говоря об истории России и Руси, о прославлении Владимирского образа Пресвятой Богородицы, мы можем обратить внимание на то, что в наших Минеях – богослужебных книгах, содержащих тексты служб на каждый день церковного года, – находится служба в честь Владимирской иконы Божией Матери в дни 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября). При этом трижды в году повторяется одна и та же служба, отражающая три события нашей церковной истории. По мнению исследователей, эта служба связывает прославление Владимирского образа с историей России, а установление всех трех празднеств имеет основанием события государственного значения: память перенесения иконы из Владимира в Москву при нашествии Тамерлана в 1395 году, совершаемая 26 августа (8 сентября); воспоминание избавления Москвы от нашествия хана Ахмата Ордынского в 1480 году 23 июня (6 июля) и празднование ради избавления в 1521 году Москвы от нашествия крымского хана Мехмед Гирея, празднуемое 21 мая (3 июня), 500-летие которого приходится на 2021 год. Считается, что служба была написана не ранее конца XV века, хотя и говорится в ней о Сретении иконы на Москве, однако трудно предположить, что речь идет о самом событии Сретения, потому что тексты службы говорят об уже совершившемся избавлении града Москвы от неприятеля. Но в то же время есть в тексте службы и моления, прошения, обращенные к Богородице, об избавлении от врагов, еще грозящих граду.

http://pravoslavie.ru/139576.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010