Владимирская икона Божией Матери Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: " Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет " . Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси - через Киев, Владимир и Москву. Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году ( 21 мая , 23 июня , 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: " Матерь Божия, спаси землю Русскую! " В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/db/text/914072.htm...

Ливаны. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Lvanu Dievmtes Vladimiras ikonas pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1937 и 1938. Архитектор: В.М. Шервинский Адрес: Латвия, Ливанский край, Ливаны, ул. Прейлю 7 Preiu iela 7, Lvni, Lvnu novads, Latvija Координаты: 56.356911, 26.18119 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В сентябре 1937 года протоиереем Н. Намниеком была совершена закладка храма в г. Ливаны. Храм размером 7,6 на 8,6 м был построен из бетона по проекту архитектора В.М. Шервинского. В связи с переводом прот. Н. Намниека в Рижский кафедральный собор с 1 января 1938 года религиозные нужды Ливанского прихода стал обслуживать священник Екабпилсской церкви о. С. Покровский. На 1 января 1938 года в Ливанском латышском приходе числилось 160 прихожан. Земли для Ливанского храма отведено 3 гектара в границах города Ливаны. Церковный староста - Яков Приеде, псаломщик - Александр Герлах. В послевоенное время храм остался закрытым, и вскоре здание церкви пришло в аварийное состояние. В начале 60-х годов тракторами был сорван купол, после чего в храме устроили склад. В качестве склада здание храма использовалось до 1986 года. В 1986 году местный архитектор взял храм под застройку дома. Однако в 1989 году священник Свято-Духовской церкви г. Екабпилса о. Петр Федотов-Иванов и православные верующие пришли на собрание горисполкома с требованием возвратить им церковь. Тяжбы о возврате продлились до 1993 года, когда, выплатив архитектору компенсацию за затраченные стройматериалы, община получила храм в собственность. 7 ноября 1997 года указом Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии, из Борисоглебского собора г. Даугавпилса в Ливанский приход настоятелем был назначен иерей Михаил Стойко. В этого времени в храме начались восстановительные работы. 8 сентября 2007 года, Его Преосвященство, Преосвященнейший Александр Епископ Даугавпилсский совершил чин великого освящения храма во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в городе Ливаны. Большое и редкое событие для Латвии в этот день усугубилось общеправославным празднованием сретения Владимирской иконы, которое установлено Церковью, в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. Источник: Страница храма на сайте Латвийской Православной церкви: Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09901

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре города Москвы 8 сентября 2015 г. 17:51 8 сентября 2015 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. По окончании богослужения Его Святейшество обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник, архимандрит Тихон! Дорогие братья, зде начальствующие, учащие и учащиеся! Дорогие прихожане и все, кто сегодня принял участие в этой торжественной праздничной Литургии! Всех вас сердечно поздравляю с праздником, имеющим очень большое значение для города Москвы и для всей нашей Церкви, — как и сам Владимирский образ Божией Матери. Основные этапы истории этой иконы хорошо известны. В далеком 1131 году византийский Патриарх направляет этот образ, бережно хранимый в Константинополе, в Киев, князю Мстиславу Киевскому, и святыня устанавливается в Девичьем монастыре в Вышеграде, удельном городе, принадлежавшем некогда святой равноапостольной Ольге. Но недолго этот образ находился на земле Киевской. Через 24 года князь Андрей Боголюбский, прозревая скорби, которые могут обрушиться на Южную Русь и на Киев, перевозит Вышеградский образ в город Владимир, где начинает формироваться новый центр политической власти единой Руси. А почему туда? А потому что на северо-востоке, в дремучих лесах, не могла действовать конница степняков — основная ударная сила полчищ, которые стремительно завоевывали пространства и земли, подчиняя себе народы. Надо было уберечь центр Руси, великокняжескую власть, а вместе с ней и великую святыню земли Русской, которая была помещена в Успенский собор города Владимира (отчего и получила наименование Владимирской) и пробыла там ровно 240 лет — в десять раз дольше, чем в Киеве. Это свидетельствует о том, что город Владимир действительно был центром Руси, и главная святыня земли Русской, икона Божией Матери, присланная из Константинополя, хранилась именно там.

http://patriarchia.ru/db/text/4213957.ht...

Архив Пн В праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в храме святителя Николая в Толмачах 8 сентября 2023 г. 14:11 8 сентября 2023 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Мирликийского в Толмачах при Третьяковской галерее в Москве, где хранится великая святыня России — Владимирская икона Божией Матери. Перед началом богослужения у врат храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Е.В. Проничева и настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Толмачах протоиерей Николай Соколов. За Литургией Его Святейшеству сослужили:  митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Серпуховской Роман ; протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Толмачах; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Сергий Селезнев, благочинный храмов Москворецкого округа г. Москвы, настоятель храма Архангела Михаила (Покрова Богородицы) в Овчинниках;  протоиерей Николай Лищенюк , заместитель председателя  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, представитель Русской Православной Церкви при  Православной Церкви Чешских земель и Словакии ; столичное духовенство.   На богослужении присутствовали первый заместитель министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалин, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Е.В. Проничева. Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителя Николая Мирликийского в Толмачах под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.  Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире на телеканалах  «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. 

http://patriarchia.ru/db/text/6057412.ht...

Около 150 лет в этой местности не было никакой церкви. Затем, когда Казанская церковь Ямской слободы была перенесена на ее нынешнее место, когда сгорела и Петропавловская церковь, ближайшая к Стрелецкой слободе, когда с другой стороны население Владимира стало возрастать, явилась настоятельная надобность в церкви для населения Стрелецкой и ближайших к ней слобод. В 1784 г. переносится сюда церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, находившаяся на берегу реки Клязьмы, но поставлена эта церковь уже на новом месте в Солдатской слободе. Эта Сретенская церковь имеет также свою историю. В первый раз она была устроена вел. князем Андреем Боголюбским в 1164 г. по следующему поводу. Выстроив в своем стольном городе великолепный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, князь Андрей решил поставить в нем и ту чудотворную икону Богоматери, которую он привез с собою из Вышгорода и которая до сих пор оставалась в Боголюбове. Икона торжественно была привезена по реке Клязьме и во Владимире на берегу реки торжественно встречена князем, духовенством и народом. В память сей встречи князь Андрей и устроил на берегу Клязьмы церковь Сретенскую и учредил в нее крестный ход 21 сентября. В 1177 г. этот крестный ход был отменен. Первоначально построенная церковь, вероятно, была деревянная. Во время татарского нашествия в 1237 г. она была очевидно разорена или может быть совсем даже уничтожена. До XVII ст. о ней нет никаких известий. В патриарших окладных книгах под 1656 г. значится прибылою вновь «церковь Пресвятой Богородицы Сретенской у реки Клязьмы»; это свидетельствует, что на месте древней церкви существовала уже новая. В Топографическом описании г. Владимира 1761 г. упоминается церковь Пресвятой Богородицы, деревянная, построена в 1674 г. Построение церкви в этом году подтверждается заметкою в документах патриаршего казенного приказа: «1670 г. июня 25 по челобитной Владимирскому богородицкому протопопу Андрею на церковное строение, что он строит на берегу церковь во имя Сретения Богородицы, денег ему 10 руб. дано».

http://sobory.ru/article/?object=01995

Владимирская церковь первоначально была построена иноком Порфирием в XVI веке. В 1812 году церковь была перестроена. В уцелевшей от 1804 года описи церковного имущества говорится: «Владимирская церковь деревянная, об одной главе с железным крестом, крыта тесом, глава обита деревянною чешуею; с правой стороны придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы – освящен, а левый придел не освящен». Строителями храма в 1812 году были Нижегородские купцы Вологдин и Загибенин, некоторые жертвователи. Построенный ими храм был пятиглавым, с колокольней. Главный алтарь был освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Все иконы шестиярусного иконостаса были греческого письма, с левой стороны царских врат находилась редко встречающаяся икона " Единородный Сын " . Стены и купол были расписаны водяными красками. Храм делился на летний и зимний, состоял из двух приделов: северный – в честь святителя Николая Чудотворца, южный – в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского. В 1878 году северный придел переименован в честь преподобного Макария, а южный – в честь святителя Николая. В северном приделе находилась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» старинного письма. В южном приделе, устроенном нижегородским купцом В. В. Монаховым, находилась почитаемая Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. В 1878 году северный и южный приделы были поставлены на одной линии с алтарем. Полы были сделаны из простого белого камня, в дальнейшем выложены мозаикой, в некоторых местах были положены чугунные плиты. Внизу, под церковью, были оборудованы «духовые печи», вся церковь стала теплой. Иконостасы были резные, у главного алтаря – липовый. В 1897 году было совершено поновление храма: иконостасы и киоты были покрыты позолотой, поновлена живопись на некоторых иконах, окрашены своды и колонны. В 1895 году Владимирская церковь имела святыни: старинные иконы Спасителя, Боголюбская икона Божией Матери, " Всех скорбящих Радость " . Боголюбская икона считалась чудотворной с 1771 года, когда по молитвам перед ней Господь прекратил моровое поветрие. После этого был установлен крестный ход в день Святого Духа с вынесением Боголюбской иконы; Евангелие напрестольное (1627 г.), напечатанное при царе Михаиле Феодоровиче и Патриархе Филарете; Служебник времени патриархов при царе Алексее Михайловиче; Триодь постная времени Патриарха Филарета (1622 г.).

http://sobory.ru/article/?object=30172

Сретенский ставропигиальный необщежительный мужской монастырь 20 декабря 2005 г. писателю, историку, автору знаменитой иллюстрированной истории московских храмов «Сорок сороков» Петру Георгиевичу Паламарчуку (1955–1998) исполнилось бы пятьдесят лет. К этой дате Православие.Ru публикует серию работ этого замечательного автора, а 20 декабря в Сретенском монастыре в 9 ч 30 мин после Божественной литургии будет совершена панихида, на которую приглашаются все, кто помнит и любит Петра Паламарчука. Вид монастырского двора изнутри, в центре - церковь Марии Египетской, 1885 г. Основан в 1395 г., назван Сретенским в честь установления в Москве праздника Сретения иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, в благодарное воспоминание чудесного избавления столицы и России от полчищ ордынского царя Темир-Аксака 26 августа. На месте, где встречен жителями Москвы чудотворный образ, называвшемся в древности Кучково поле, воздвигнут Сретенский монастырь и 26 августа установлено совершать в монастырь из Успенского собора крестный ход. «Прежде здесь было Кучково поле. В 1378 г. на этом поле казнен последний тысяцкий из рода Вельяминовых и вскоре построена древняя церковь во имя преп. Марии Египетской. Монастырь был основан в 1395 г. по повелению великого князя Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского, и им же выстроена церковь Владимирской Божией Матери в память избавления Москвы от нашествия Тамерлана в день перенесения из Владимира в Москву чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. В царствование Феодора Алексеевича на месте старой Владимирской церкви сооружена новая, освященная в 1679 г.». «По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы. Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли икону Владимирской Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь, собор которого стоит до сих пор. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в. называлась «Встретенской»)».

http://pravoslavie.ru/5797.html

Нижний Новгород. Храмовый комплекс Церкви Смоленской иконы Божией Матери и Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Гордеевке. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Ул. Гордеевская. Координаты: 56.32875, 43.93618 Проезд:Проезд Трамваями 6,7 от Московского вокзала (со стороны торговой площадки «Гордеевка»), пешком не более 15 минут. Изменить описание Храмы комплекса: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Смоленская церковь. Строительство начато по указу графа Григория Дмитриевича Строганова в 1680-х годах в Гордеевке. 22 декабря 1694 года был освящен придел в честь Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, 25 июля 1697 года – главный престол в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Помещение церкви невелико, поскольку оно было рассчитано на семью купца Григория Дмитриевича Строганова и людей, живших в усадьбе графа. В архитектуре этой церкви своеобразно применен ордер и резной орнамент в духе западноевропейского барокко, что коренным образом отличало ее от храмов середины XVII века. Высокий зал церкви перекрыт сомкнутым сводом, поднимающимся к центральной световой главе. Столбов, характерных для русских храмов, внутри церкви нет, что позволило строителям увеличить объем здания. Пространство храма зрительно расширялось за счет света, льющегося из больших окон, расположенных в два яруса. Соответственно этому на фасадах, в простенках между окнами, в два яруса поставлены колонны коринфского ордера. Все четыре стороны главного объема завершаются фигурными фронтонами, над которыми высятся пять глав. Малые глухие главы имеют шлемовидную форму и покрыты зеленой поливной черепицей. Следует отметить высокое качество кузнечных работ, для которых Г.Д. Строганов нанял известного балахнинского кузнеца Кондрата Прокофьева. После переезда Строгановых в Москву в 1705 году Смоленская церковь стала приходской. Храм был закрыт в 1930 году, использовался как музейный склад. Вновь открыт в 1993 году. Во второй половине XIX века рядом со Смоленской церковью был построен храм в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая.

http://sobory.ru/article/?object=30172

В летописях сообщается, что Тамерлану во сне явилась светозарная Дева в окружении небесного воинства и повелела отступить от Москвы. И завоеватель, не знавший ни одного поражения, отступил: без боя повернул он назад и вернулся в монгольские степи. Известно, что вскоре Тамерлан скончался и был похоронен с великими почестями. А Москва праздновала победу и прославляла Богородицу за чудесное избавление, чествовала Ее чудотворный образ. Торжественная встреча иконы москвичами была описана в летописях, и в память об этом событии в церковный календарь был введен праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. На месте сретения (встречи) москвичами чудотворной иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. Нынешний каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери во дворе монастыря был возведен в 1679 году на месте древнего деревянного храма, стоявшего здесь с 1397 года. Успенский собор Московского Кремля, где икона была поставлена с великими почестями, в народе стали именовать Домом Пресвятой Богородицы. Митрополит Киприан заказал для чудотворного образа позлащенный оклад, около иконы постоянно служились благодарственные молебны. С тех пор Владимирская икона почитается как защитница Руси. Много раз отводила она беду от нашей земли. Так, к 1480 году Заступница вновь заставила татар уйти без боя от границ Руси. На этот раз войска хана Ахмата двинулись на Москву и раскинули стан в калужских пределах. Это событие вошло в историю под названием Стояние на реке Угре. На другом берегу стали собираться русские полки. Так стояли русские и ордынцы друг против друга несколько дней, никто не решался начать бой первым. Москвичи молились перед Владимирской иконой, и в один момент неожиданно хан Ахмат снялся с места и повернул на восток, ушел в заволжские степи. По преданию, на неприятеля напал жуткий, необъяснимый страх. Русские даже не преследовали татар, так поспешно те покидали Русскую землю. Летописцы объясняют столь странное поведение татар вмешательством Богородицы, которая явилась Ахмату и повелела уйти с Русской земли, как за сто лет до этого Она являлась Тамерлану. Народ вновь прославил Богородицу, защитившую Русь, а река Угра, где стояли войска русских и татар, получила в народе название Пояса Богородицы. После этого события великий князь московский Иван III разорвал татарскую грамоту, отказавшись платить дань Орде, и Русь стала свободной.

http://patriarchia.ru/db/text/5826493.ht...

В праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая в Толмачах Код плеера Livejournal Liveinternet 8 сентября 2009 г. 16:04 8 сентября, в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, отмечаемый в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Его Святейшеству сослужили председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион, митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Грузинская Православная Церковь), епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Русская Православная Церковь Заграницей), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Закхей (Вуд), духовник Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма свт. Николая в Толмачах Николай Соколов. На богослужении присутствовали глава Национального олимпийского комитета России Л.В. Тягачев, ректор Московской консерватории А.А. Соколов, вице-президент Фонда Андрея Первозванного М.Ю. Байдаков, директор Государственной Третьяковской галереи И.В. Лебедева. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил молебен перед чудотворной Владимирской иконой, постоянно пребывающей в храме святителя Николая. Настоятель храма протоиерей Николай Соколов поблагодарил Его Святейшество за совершение богослужения и преподнес в дар Предстоятелю панагию с Владимирским образом Пресвятой Богородицы. Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь, посвященную значению воспоминаемого сегодня события. Предстоятель обратился также со словом приветствия к митрополиту Ахалкалакскому Николаю. «Будем молиться Царице Небесной, которая является покровительницей и Грузии и России, чтобы никогда более не омрачались отношения между нашими двумя православными странами и народами, чтобы Она Покровом Своим покрывала нас, помогая мирно преодолевать противоречия, что достались нам от исторического прошлого, храня единство духа в союзе мира », — сказал, в частности, Святейший Владыка. В дар Грузинской Церкви Святейший Патриарх Кирилл передал точную копию чудотворного Владимирского образа. «Невозможно разделить наши народы, невозможно разделить наши Церкви», — сказал в ответном слове митрополит Николай и вручил Его Святейшеству в память о сегодняшнем совместном служении лампады с Владимирским образом Царицы Небесной. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/736035.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010