Кондак 7 Хотя великий князь Василий защищение стяжати стольному граду своему, повеле Владимирскую икону Твою в Москву принести. И во сретение ея усердно изшедше князь и святитель Московский Киприан со освященным Собором и всем множеством людей, до земли пред нею поклонишася, якоже бо Самую Тя, Пречистая, к ним приходящую сретаху, зовуще Тебе: «О Мати Божия, спаси землю Русскую», вкупе же и поюще Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новое знамение сотворила еси, Пренепорочная, в день празднования сретения иконы Тюея Владимирския в Москве: в грозном бо видении, яко Всемогущая Царица, множеством воинств небесных обстоима, со святители Московскими явилася еси нечестивому агарянскому хану и от предел земли Русския отъити повелела еси. Тогда вернии людие Твои, врага видевше посрамлена и бежаща, с веселием пояху Тебе: Радуйся, победо непобедимая; радуйся, Царице небесных сил. Радуйся, врага грозное посрамление; радуйся, рабов Твоих Радосте нечаянная. Радуйся, надеждо всех лишенных надежды; радуйся, спасение во дно адово нисшедших. Радуйся, пришествием иконы Твоея Москву возвеселившая; радуйся, заступлением Твоим и град Владимир не оставившая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая. Кондак 8 Странную победу всесильною помощию Твоею, Владычице, без брани совершившуюся, и до ныне Церковь Православная светло прославляет, Сретение иконы Твоей Владимирския празднующи и вся верная чада своя созывающи милости Твоя благодарне исповедати, Сыну же Твоему и Богу пети: Аллилуиа. Икос 8 Всю Тя Бог освяти, Пренепорочная, и яко Матерь Свою в готовое прибежище и теплый покров всем нам дарова. Темже от меньших земли и незнаемых возвеличися благословенный Тобою град Москва, благочестно икону Твою почитаяй; вся бо племена русская во едино собра и область свою над окрестными языки от моря и до моря и даже до конец земли распростре, всем веру Христову возвещаяй, Тебе же вопия: Радуйся, земли нашея забрало; радуйся, Церкве утверждение. Радуйся, молитвенников наших похвало, радуйся, людей Твоих спасение. Радуйся, враги наша устрашающая; радуйся, полки чуждих далече отгоняющая. Радуйся, яко Тобою Русь православная содержится; радуйся, яко Тобою род христианский хвалится. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Помощью Пресвятой Богородицы и преподобной Марии Москва была спасена. В вечную память о покровительстве Богоматери покаявшимся горожанам был основан Сретенский монастырь и учрежден первый памятный крестный ход 26 августа. На месте получения чудесной помощи был поставлен деревянный Сретенский монастырский собор и помещен список Владимирской иконы. Святая Мария Египетская стала небесной покровительницей Москвы. На протяжении первого столетия своего существования церкви святой Марии Египетской и Сретения оставались деревянными, потому что при каждой новой угрозе вражеского нападения на Москву монахи с монастырскими иконами прятались за стены Кремля, а посад часто сгорал. Во время набегов татары старались среди прочего уничтожить ненавистный им Сретенский монастырь, воспринимавшийся как символ московской независимости. Но каждый раз деревянные церкви возобновляли.      Ситуация в корне поменялась после освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 году при государе Иоанне Васильевиче III. И снова для получения чудесной помощи при нашествии войск хана Ахмата москвичи совершили покаянное моление перед Владимирской иконой у церкви преподобной Марии Египетской. Крестным ходом 23 июня чудотворную икону приносили в Сретенскую обитель. В память второго чудесного спасения Москвы был учрежден второй ежегодный крестный ход из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь. В 1482 году церкви Сретения Владимирской иконы Богоматери и преподобной Марии Египетской были возведены кирпичными. Кирпичную Марьинскую церковь ремонтировали и перестраивали в XVI, в XVII и XVIII веках. В 1521 году произошло третье спасение Москвы от объединенного войска крымских, ногайских и казанских татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Повесть о том событии была составлена в середине XVI века летописцами под руководством митрополита Макария по литературному образцу сказания о гибели града Константинополя, чтобы подчеркнуть значимость описываемого. Махмет-Гирей уподоблялся султану Махмету, Пресвятая Богородица оставляла град за грехи его обитателей, и упоминались признаки скорого конца света .

http://pravoslavie.ru/144342.html

Из отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых здесь нет следующих: сентября 21 – Димитрий Ростовский ; сентября 30 – Михаил митрополит; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; июля 5 – Феодор Ярославич, князь; июня 15 – Иона Московский; июля 10 – Антоний Печерский. Означенныя памяти не показаны в единоверческих Святцах московской печати 1873 г., печатанных со святцев московской печати 1649 года. Из не отмеченных в Церковном Уставе памятей русских святых в рукописи показаны следующия: сентября 5 – Глеб князь; сентября 16 – Киприан митрополит; октября 5 – святители московские: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Обнорский; декабря 23 – Филипп митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский: марта 26 – Варсонофий епископ Тверской; марта 30 – Иона митрополит; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 20 – Александр Ошевенский; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – Иоанн князь Углицкий, в иноцех Игнатий; мая 26 – Макарий Колязинский; мая 27 – святители Киевские: Киприян, Фотий и Иона; июня 3 – Димитрий Царевич и Сретение иконы Димитрия Прилуцкаго; июня 8 – «обретение мощей Василия и Константина»; июня 10 – Александр Куштский; июня 13 – Андронин Московский; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июня 14 – Стефан Махрищский; июля 24 – Борис и Глеб; июля 27 – Николай Кочанов; августа 4 – Петр митрополит; августа 8 – Зосима и Савватий Соловецкие; августа 13 – Максим Московский и августа 14 – Феодосий Печерский . Памяти те же и в упомянутых выше единоверческих Святцах. Заметим, что нет листов с текстом с 16 по 28 ноября включительно. Из славянских святых отмечены те же, что и в процитованных выше единоверческих Святцах, а именно: октября 21 – Иларион Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский ; февраля 14 – Кирилл Катанский; мая 26 – великомученик Георгий новый, пострадавший от царя Селима турского; июня 2 – Иоанн Сочавский; августа 16 – Иоаким Сардипольский. Из праздников Богородичных русского происхождения в святцах отмечены следующие: октября 1 – Покров, октября 22 и июля 8 – Казанской Божией Матери; мая 21, июня 28 и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Божия Матери; июня 26 – Явление иконы Тихвинския Божия Матери; июля 8 – Знамение от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы в Великом Устюге; июля 9 – Явление иконы Пресвятыя Богородицы в граде Можайске иже на Колоче; июля 28 – Явление иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы; августа 8 – Явление иконы Пресвятыя Богородицы «иже на Толге».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православная Церковь совершает ещё и 23 июня празднование иконы Владимирской, в память избавления России чудесным заступлением Богоматери от ордынского царя Ахмата в 1480 году, при великом князе Иоанне III Васильевиче. Ахмат, хан Золотой Орды, шёл с громадными полчищами ограбить и разорить Москву. Он достиг уже реки Угры, которую русские называли поясом Богоматери, охраняющим московские владения. Великий князь, укрепляемый советами и молитвами святителей, приготовился защищать веру и отечество. Оба войска стояли целый день друг против друга, в ожидании нападения; река Угра разделяла их. По предстательству Богородицы совершилось дивное избавление нашего отечества: великий князь приказал своим войскам отступить от Угры, желая дождаться перехода татар, а татары объяснили это отступление тем, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сперва медленно, а ночью внезапно напал на них такой страх, что они побежали без оглядки. Избавление от Ахмата было окончательным свержением ига татарского, тяготевшего над Россией двести лет: не оружие, не мудрость человеческая спасли Россию, но Господь и Его Пречистая Матерь. В благодарность за освобождение России от тяжкого и позорного ига татар установлено в 1480 году 23 июня празднество, и в этот день совершается в Москве крестный ход в Сретенский монастырь с Владимирскою иконою Пресвятой Богородицы. В 21-й день мая Православная Церковь совершает в третий раз празднество сретению чудотворной Владимирской иконы по двум событиям. Первое было в 1514 г. ради поновления иконы Владимирской в доме митрополита Варлаама, почему и установлен был крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь 21 мая. С воспоминанием поновления соединено празднование другого исторического события: избавления России заступлением Владычицы в 1521 году от татар крымских, ногайских и казанских, под предводительством Мехмет-Гирея, который вторгся в пределы московские с такою быстротой, что великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести свои войска на берег Оки, чтоб удержать дальнейшее вторжение врагов. Предав огню селения от Нижнего Новгорода и Воронежа до берегов Москвы-реки, враги взяли в плен множество жителей, женщин и девиц; младенцев убивали, бросая их на землю; продавали толпами пленников в Казани и Астрахани; слабых и старых морили голодом; оскверняли святыни храмов. Под заревом пылающих деревень стоял Мехмет-Гирей в нескольких верстах от Москвы, и неоткуда было ждать помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Мониторинг СМИ Молиться или сохранять: ложное противоречие Как живет в храме древняя Владимирская икона 15.02.2010 14:27 В последние недели в обществе идут споры о реституции церковной собственности. Вслед за передачей Церкви всего комплекса Новодевичьего монастыря развернулась полемика о передаче Церкви Торопецкой иконы Пресвятой Богородицы (XII век, Русский музей) и других икон -- музейных экспонатов. Музейщики критикуют Церковь за небрежность по отношению к древним памятникам искусства. Но, как известно, одна из величайших святынь -- Владимирская икона Пресвятой Богородицы, икона XII века, уже давно передана Церкви, перед ней совершаются молебны и зажигаются свечи. Как может быть организована жизнь древней святыни в храме и когда можно перед ней помолиться, узнала корреспондент НС. В храме-музее свт.Николая в Толмачах, в особом пуленепробиваемом киоте, хранится Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Внутри киота поддерживается необходимая температура Напомним, что святыня была перенесена в храм свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее в 1999 году, на праздник Сретения Владимирской иконы. Тогда же храму был официально присвоен статус храма-музея, со своим особым музейным режимом. С тех пор войти в церковь можно только через двери Третьяковской галереи со стороны Малого Толмачевского переулка, рядом с колокольней. Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено оставить в гардеробе верхнюю одежду и одеть бахилы. Оборудованный как музейный зал с искусственно созданным климатом, температурным режимом и сигнализацией, он в то же время остается самостоятельным храмом, где по праздникам и выходным дням проходят богослужения и даже горят свечи (правда, разрешается использовать только свечи из натурального воска). В рабочие дни с 10 до 12 утра -- это храм, а с 12 до 16 -- музей. В помещении храма поддерживается постоянный температурный режим, за ним следят приборы установленные по всему периметру храма. Прибор, который следит за влажностью в храме

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Нужно ли говорить, с какой радостью узнали об этом жители Москвы? С чудотворной иконой Владычицы встретили они великого князя, когда от возвращался из похода, и благоверный князь пал пред ликом Заступницы, в слезах изливая пред Ней свои благодарные чувства. В память чудесного заступления Богоматери на месте сретения Ее иконы был построен Сретенский монастырь и тогда же был установлен 26 августа праздник в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Спустя 55 лет Москве угрожал татарский царевич Мазовша, жители прибегли опять к помощи Матери Божией, и Мазовша бежал, услышав необыкновенный шум, по которому вообразил, что великий князь идет против него с большим войском. Прошло еще несколько лет. На Русь двинулся Ахмат, хан Золотой Орды, великий князь Иоанн готовил ему отпор. Только река Угра разделяла оба войска. Татары ждали, пока река покроется льдом. Морозы настали. Угра замерзла. Иоанн велел отступить своим войскам, они оробели и побежали. Татары, вместо того чтобы ударить по бегущим, подумали, что Иоанн заманивает их в засаду, и побежали сами. Так спасена была Москва, и в память этого события был установлен второй праздник в честь Владимирской иконы Богоматери – 23 июня. В 1521 году татары под предводительством Махмет-Гирея снова двинулись на Русь; опустошая все на своем пути, они дошли до Москвы. Великий князь Василий Иванович ушел из Москвы собирать войска. В столице было смятение, но молитвы не прекращались. Однажды ночью юродивый старец Василий со слезами молился у дверей Успенского собора. Вдруг он услышал в храме шум, двери собора растворились, и чудотворная икона Владимирская сошла со своего места. От иконы послышался голос: «Выйду со святителями из города сего», и с этими словами вся церковь наполнилась пламенем, который тут же исчез. В ту же самую ночь в Вознесенском монастыре одна слепая старушка-монахиня, сидя в своей келии, узрела в видении, что из Кремля направляется в Спасские ворота как бы в крестном ходу сонм святителей и других угодников Божиих, среди них – Чудотворная икона Владимирская.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы Архимандрит Никон в обеих описях указывает, что «церковь Владимирской Пресвятой Богородицы покрыта железом, за ее ветхостью во многих местах по сторонам имеется течь. У этой церкви три двери железные растворчатые». Он описывает облачения престола и жертвенника в алтаре соборной церкви. Из икон, находящихся в алтаре, указывает: с одной стороны – запрестольный Владимирский образ Пресвятой Богородицы, а на другой стороне – образ Николая Чудотворца; описывает крест запрестольный деревянный, оправленный кругом серебром. В алтаре – паникадило небольшое, медное, двухъярусное; подсвечников медных шесть и один подсвечник медный, ручной, полиелейный. Горнее седалище новое сделано в 1762 году игуменом Маркеллом. Катапетасма у царских врат тафтяная, зеленого цвета, сделана в 1762 году игуменом Маркеллом. Над царскими вратами находился образ Богоматери, украшенный жемчугом . (В описи 1776 года указано, что он был шитый по красному атласу.) Иконостас столярной старинной работы позолочен и местами посеребрен. «Вверху иконостаса – Распятие Господне с предстоящими, в первом ярусе – Страсти Господни, во втором – Знамение Пресвятой Богородицы, по сторонам праотцы и пророки, в третьем – Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле, по сторонам – предстоящие Богоматерь, Иоанн Предтеча и апостолы, в четвертом – Тайная вечеря и двунадесятые праздники Господни». Царские Врата резные вызолочены. «Местные образа по правую сторону: образ Всемилостивого Спаса Нерукотворенного, образ Владимирский Пресвятой Богородицы, принесения Ее честного образа; образ Николая Чудотворца, украшенный камнями; образ Феодора Стратилата, образ преподобной Марии Египетской и Алексия, человека Божия; вверху образ Знамения Пресвятой Богородицы. По левую сторону: образ местный Владимирский Пресвятой Богородицы, богато украшенный жемчугом, яхонтами, изумрудами и другими камнями; образ Воскресения Христова, на верхнем поле изображение Живоначальной Троицы; образ Иоанна Предтечи, в стороне изображен Саваоф с ангелами; образ мученицы Агафии, образ Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, вверху – Живоначальной Троицы; образ Александра Свирского поясной.

http://pravoslavie.ru/33766.html

Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. Вып. 1898 г. По переписным книгам 1678 г. в Гороховце значится: «монастырь девич, в нем церковь холодная Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской, другая церковь теплая Сергия Радонежского, в монастыре 20 келий, в них 44 сестры питаются милостыней и рукоделием». В 1764 г. Сретенский монастырь был упразднен и к Благовещенскому собору с 1870 г. приписана была Сретенская церковь женского монастыря. Из переписных книг видно, что монастырь существовал уже в 1678 г., построен он был между 1646 и 1678 гг., так как в описи 1646 г. он не упоминается. В 1678 г. в монастыре было две деревянных церкви: в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери и преп. Сергия Радонежского. В 1689 г. на средства гостиной сотни торгового человека Семена Евфимовича Ершова вместо деревянной церкви построен существующий в настоящее время каменный храм с престолом в то же наименование. При этой церкви есть отдельная теплая каменная церковь во имя преп. Сергия Радонежского. Когда и кем она построена, сведений о том не сохранилось. В 1764 г. Сретенский монастырь был упразднен, монахини были переведены в г. Арзамас и церковь обращена в приходскую. До 1870 г. это был самостоятельный приход с особым причтом, а в этом году церковь со всеми принадлежащими к ней зданиями и земельными владениями приписана была к Благовещенскому собору. В зданиях после упраздненного Сретенского монастыря кроме квартир для соборного причта помещаются: церковно-приходская школа, богадельня и лабазы, отдаваемые под склады товаров. В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В. А. Паркова, 1898 г. Сретенский женский православный монастырь города Гороховца расположился на центральной городской площади, был основан по указу патриарха Никона в 1658 году. Спустя 20 лет здесь построили две деревянные церкви – Сергиевскую, являвшуюся тёплой, и Сретенскую, службы в которой проводили в холодное время года. Здесь же возвели кельи для монахов. Немного позднее на средства, выделенные гостиной сотней купца Семена Ершова, вместо деревянной Сретенской церкви построили уже каменный собор, который существует до сих пор. Купола монастырского собора были украшены глазурованным лемехом, ажурными крестами, сам он отличался богатством декоративных решений. Храм считают одним из выдающихся архитектурных памятников города Гороховца XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=01073

Братск. Архитектурно-этнографический музей " Ангарская деревня " . Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Братском остроге. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Год постройки:Между 2017 и 2021. Ссылки:   Адрес: Россия, Иркутская область, Братский городской округ, Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня им. О. Леонова» Координаты: 56.222826, 101.682669 Проезд:От центра г. Братска автобусами 10а, 10к, 15, 50, 55, 55А или 819 до остановки Ангарская Деревня, далее пешком на восток ок. 3 км. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Архитектурно-этнографический музей " Ангарская деревня им. О. Леонова " был создан в 1979 году. Он расположен в черте городского округа Братск, на левом (западном) берегу Братского водохранилища и занимает территорию в 35 гектар. Музей состоит из русского и эвенкийского секторов. В 2012 году руководством музея было принято решение о воссоздании Братского острога на основе сохранившейся юго-западной башни. Братский острог был первой русской крепостью, заложенной на территории расселения бурят. Он за свою историю сменил несколько мест. Первый острог был построен 18 июня 1631 года атаманом Максимом Перфильевым, который доложил енисейскому воеводе: " в двух плёсах у брацкого порогу Падуна в Кондогоновых улусах на полднище ходу до устья Оки " . Первый Братский острог находился на правом берегу реки Ангары, в нижней части Падунского порога, где сейчас примерно находится створ Братской ГЭС. Место для возведения крепости было определено енисейским воеводой возле устья реки Оки. Но оно не было исполнено, так как находилось почти в центре бурятских стойбищ. В 1632 году в Братском остроге было уже около ста служилых людей. Существование острога вызвало недовольство бурят. Поэтому 22 июня 1634 года в Братский острог " на царскую службу " был направлен отряд во главе с пятидесятником Дунайкой Васильевым. Буряты в 1635 году начали активные военные действия и сожгли острог. Второй острог был поставлен в 1636 году енисейским сыном боярским М. Радуковым на стрелке Оки и Ангары. Это небольшое поселение просуществовало недолго. Новый острог поставлен в 1645 году сыном боярским К. Ивановым и укреплён в 1646 году И. Похабовым. Из документов известно, что в остроге на правом берегу Оки была часовня, построенная, вероятно, до 1649 года. В 1649-1650 годах енисейский воевода Ф. Полибин обращался к архиепископу Сибирскому и Тобольскому Герасиму в связи с челобитной царю енисейских служилых людей, которые просили разрешить построить в Братском остроге на месте часовни церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и прислать священника, чтобы служилые люди от ран и болезней " без отца духовного, без покаяния и причастия в брацком острожке не помирали " .

http://sobory.ru/article/?object=58721

Службы русского происхождения: 1) Покрову Богородицы (22–37об.); 2) июня 26 – Явлению иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы (38–68); 3) мая 21 – Сретению иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы (71–91); 4) июля28 – Явлению иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы (92–105 об.) и 5) отрывок из службы Явлению иконы Казанския Пресвятыя Богородицы (1–2, 68–70 об. и 106–107). 837. Сборник избранных служб преимущественно русским святым, в четвертку 271 л., полууставом XVIII в., в дощатом с кожею переплете; 270 и 271 листы чистые. Состав; службы: 1) сентября 7 – аще прилучится предпразднество Рождества Богородицы и Иоанна архиепископа Новгородского в неделю, из церковного устава (1–3); 2) сентября 14 – Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы Мирожския во Пскове (3–20 об.); 3) октября 4 – Гурию архиепископу Казанскому и Варсонофию епископу Тверскому (21–51 об.); 4) октября 5 – митрополитам: Петру, Алексию и Ионе (52–68 об.); 5) октября 19 – царевичу Димитрию (69–86 об.); 6) октября 21–Иллариону епископу Меглинскому (87–97); 7) октября 22 – Явлению иконы Казанския Пресвятыя Богородицы (97 об.–108 об.); 8) октября 23 – Иакову Боровицкому (108 – 125 об.); 9) октября 28 – Арсению архиепископу Сербскому (126 – 140); 10) ноября 5 – Ионе архиепископу Новгородскому (140 об. –157 об.); 11) ноября 11 – Максиму юродлвому Христа ради Московскому (158–175 об.); 12) ноября 14 – Григорию архиепископу Солунскому (176–191 об.); 13) ноября 16 – священномученику Ипатию, епископу Гангрскому (192–204); 14) ноября 19 – Варлааму и Иоасафу (204 об.– 216 об.); 15) ноября 22 – князю Михаилу Ярославичу Тверскому (217–232 об.); 16) ноября 26 – великомученику Георгию, в воспоминание освящения церкви во имя великомученика в Киеве пред враты святой Софии (233–253); 17) ноября 27 – Иакову епископу Ростовскому (253 об.–265); 18) богородичны воскресны восьми гласов (265– 269). 838. Сборник служб , в четвертку, 110 лл., полууставом конца XVIII в., с разрисованными буквами, без переплета; 107 лист порван с ущербом для текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010