24 марта (воскресенье): Неделя 1-я. Торжество Православия. Воспоминание победы Православия над ересью иконоборчества в 843 году. После Литургии совершается Чин торжества Православия. 2-ая седмица 25—30 марта 30 марта: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 31 марта (воскресенье): Неделя 2-я. Святителя Григория Паламы. Церковь вспоминает святителя — выразителя учения о нетварных Божественных энергиях. 3-ая седмица 1—6 апреля 7 апреля (воскресенье): Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (воскресенье): Неделя 3-я Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню. Середина поста. 4-ая седмица 8—13 апреля 13 апреля: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 14 апреля (воскресенье): Неделя 4-я. Преподобного Иоанна Лествичника. Церковь вспоминает автора «Лествицы» — знаменитой христианской книги о духовной жизни. 5-ая седмица 15—20 апреля 18 апреля (четверг): Мариино стояние. Чтение Великого канона свт. Андрея Критского и жития Марии Египетской. Чтение совершается накануне — 17 апреля, в среду вечером. 20 апреля (суббота): Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Чтение Акафиста совершается накануне. 21 апреля (воскресенье): Неделя 5-я. Преподобной Марии Египетской. Церковь вспоминает Память святой Марии Египетской — грешницы, которая ушла в пустыню, прожила там многие годы и победила свои страсти. 6-ая седмица 22—27 апреля 27 апреля: Лазарева суббота. Воспоминание о чуде воскрешения Христом праведного Лазаря. 28 апреля (воскресенье): Неделя 6-я. Вербное воскресенье (Неделя ваий). Церковь вспоминает события входа Господня в Иерусалим. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая Воспоминание последних дней земной жизни Спасителя 29 апреля: Великий понедельник. Воспоминание ветхозаветной истории Иосифа, проданного братьями в Египет. 30 апреля: Великий вторник. Воспоминание обличения Христом книжников и фарисеев, а также Его притчей и бесед в Иерусалимском храме. 1 мая: Великая среда. Воспоминание предательства Христа Иудой. 2 мая: Великий четверг. Воспоминание Тайной Вечери.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta.h...

Вот что будет на лекции: — общие особенности Страстных служб. Что общего и чем отличаются Страстные службы и великопостные? Каково содержание воспоминаний каждого дня? — Литургия в дни Страстной седмицы. В какой день и в какое время какая Литургия совершается и почему? — рассказ о каждом дне недели с понедельника по субботу. Значение дня, какие службы служатся в этот день, основные чтения и песнопения. Данный текст — расшифровка лекции, проведенной порталом Предание.ру (видео и аудио записи лекции - ) Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Добрый вечер. Сегодня тема нашей беседы — это Страстная Седмица . Все знают, что Страстная Седмица - это последняя неделя перед Пасхой, и дни Страстной Седмицы традиционно в Церкви называются Великими. Поэтому и вся седмица может носить название Великой Седмицы. Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг и т.д. Страстная Седмица представляет собой отдельный пост и исторический и по смыслу. Она не принадлежит Великому Посту. Великий Пост заканчивается в пятницу перед Лазаревой Субботой. То что начинается с понедельника Страстной Седмицы - это новый пост. Как это было в древности, прям так и считалось 2 разных поста. И, действительно, содержание этого нового поста настолько отличается от прошедшего Великого поста, что их смешивать никак нельзя. Как можно назвать этот новый пост, который со Страстного Понедельника вступает в силу? В древности его называли Пасхальным постом, потому что он “вырос” из поста Великой Пятницы. Великая Пятница — это древняя Крестная Пасха. Мы, кажется, уже говорили о том, что в древности в Церкви отмечалась не только воскресная Пасха, но и Крестная. Крестная — это ни что иное, как наша Великая Пятница, то есть день воспоминания страстей, распятия и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Это тоже многими называлось Пасхой. Затем, после IV века, этот день перестали называть Пасхой, и осталась только воскресная Пасха. Но тем не менее этот пост, который “вырос” из поста Страстной Пятницы (потому что эта Крестная Пасха отмечалась строжайшим постом — это была Пасха Креста или Пасха Скорби) постепенно дорос до размеров целой седмицы перед ней, то есть нашей Страстной Седмицы, поэтому может по праву называться Пасхальным постом.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

     Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.      В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский пост 28 ноября – 6 января 2014      Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.      Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.      Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).      Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.      В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы       Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.      Сплошных седмиц пять:      Святки – с 7 января по 18 января,      Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста с 10 февраля 2014 по 16 февраля,      Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 24 февраля 2014 по 2 марта,      Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи с 21 апреля по 27 апреля 2014,      Троицкая – неделя после Троицы с 9 июня по 15 июня 2014. Пост в среду и пятницу      Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2391...

Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский пост в 2024 году С 28 ноября 2024 года по 6 января 2025 года. Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом. В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы в 2024 году Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять: Святки – с 7 по 18 января, Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса) Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи Троицкая – неделя после Троицы. Пост в среду и пятницу Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

http://pravmir.ru/kalendar-postov-i-trap...

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни рыба, грибы, крупы с растительным маслом. Успенский пост 14 августа 27 августа Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Понедельник, среда, пятница сухоядение. Вторник, четверг горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский (Филиппов) пост 28 ноября 6 января В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье пища с маслом. В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы Седмица неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять: Святки с 7 января по 18 января, Мытаря и фарисея за 2 недели до Великого Поста с 6 февраля по 12 февраля, Сырная (масленица) неделя перед Великим Постом (без мяса) с 20 февраля по 26 февраля,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2136...

Среда. Великое повечерие. Великий канон, песнь 2-я, тропарь 2-й. Тело грубеет, дебелеет от злодеяний – грехов ( «каменовавшая тело злодействы» ), а ум убивается, умерщвляется неразумными животными, плотскими стремлениями ( «убившая ум безсловесными стремленьми» – песнь 4-я, тропарь 2-й ). Чрез умерщвление Тела Христова обновляется наше естество, чрез пролитие Крови Христа оно омывается, очищается от греховной скверны, чрез предание Христа Бога наш дух получает стремление к Нему, и все сие бывает по нашей вере, которой мы усвояемся Христу. Четверг, Великое повечерие. Великий канон. Песнь 2-я, тропарь 1-й: «Мужа убих глаголет, в язву мне, и юношу в струп, Ламех рыдая вопияше, ты же не трепещеши, о душе моя, окалявши плоть, и ум осквернивши» . Чистое по естеству тело своею степенностью и зрелостью подобно мужу, а ум по своей быстроте и подвижности свободный, не оскверненный грехом, – юноше. Одебеление, огрубение тела для души есть язва, а осквернение ума для него есть больной гнойный струп. Тропарь 3-й: «О како поревновах Ламеху, первому убийце, душу яко мужа, ум яко юношу, яко брата же моего тело убив, яко Каин убийца, любосластными стремленьми» . Душа, как и тело, будучи одно с ним, подобно мужу (см. предыдущее); тело же, по тесной связи и жизни с духом, подобно брату его. Сладострастные стремления убивают душу, ум и тело. Пятница, утреня. Стихира на стиховне 1-я: «да не усладится наша гортань почитаемыми брашны, по приятии же безчествуемыми» . Пища и питие по принятию их человеком подвергаются бесчестию, будучи постыдным образом извергаемы вон из тела. Поэтому не следует ни их почитать, ни прилепляться к ним. Канон св. великомученику Феодору Тирону на преждеосвященной литургии после заамвонной молитвы, песнь 9-я, тропарь 1-й . «Вещество мучения твоего, Божие Феодоре желание. Темже ти и вещество бысть вещественному тело огню: имже к божественному радуяся огню изшел еси, страстотерпче угодниче Божий Феодоре» . Божие желание есть вещество мучения для святых мучеников. Дух их сгорает огнем ревностной любви к Богу, душа их страдает ревностью стремления к Богу, а потому телесные страдания бывают малоощутимы, не столь чувствительны. Седмица 2-я Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Молоко и его производные имеют достаточно богатым минеральным составом. Его можно использовать в качестве слабого удобрения для огурцов, разбавив в пять раз и поливая растения. Молоко также является средством для профилактики мучнистой росы и других грибковых болезней. Обрабатывать молоком растения нужно в начале сезона раз в две недели. Борная кислота Борная кислота находится в природе в виде минерала сассолина, в горячих источниках и минеральных водах, а потому может считаться натуральным удобрением. Бор является одним из важнейших элементов в жизни растений, поскольку отвечает за начало цветения почти всех садовых и огородных культур. Благодаря бору также закладываются новые точки роста стеблей, корней и бутонов. Содержание сахара в плодах также регулируется бором. Если бора не хватает, то точки роста и новые бутоны отмирают, а растения часто поражаются сухой и коричневой гнилью. Для внекорневой подкормки используют 0,05% раствор борной кислоты, а для подкормки под корень требуется 0,01–0,02% раствор. Проще сказать: 5 г. и 1–2 г. на 10 литров воды. Борная кислота сравнительно мало растворяется в воде: при комнатной температуре в 100 мл воды растворяется 5,74 г, а это чуть больше 5%. Очевидно, что для получения раствора в сто раз меньшей концентрации нет необходимости нагревать воду: достаточно всыпать борную кислоту в воду и размешать. Как кислота она очень слабая, а потому не закисляет почву. Заключение К сожалению, одних только природных подкормок недостаточно, чтобы насытить почву. Зато можно её «перекормить», поскольку точный состав неизвестен. Если использовать рациональный подход к удобрениям, тогда на огороде вырастет богатый и полезный урожай. Рекомендуемые статьи Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение прп. Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754). прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийскаго (ок. 815). прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). мч. Бояна (Енравота), кн. Болгарского (ок. 830).

http://azbyka.ru/garden/luchshie-natural...

Вторник, утреня. Стихира 1-я на стиховне: «Вскую, унывающи, душе моя, греху работаеши?» Уныние, производя расслабление духа, заставляет человека жить по плоти или гордости. Посему при отсутствии борьбы с ним оно непременно сопровождается грехом для унывающего. Но и само оно есть следствие греховного состояния, составляя как бы одно с ним. Поэтому оно и есть грех . А так как грех может быть очищен только благодатию Божиею, то и с унынием можно бороться только молитвою. 1925 г. Седмица 4-я Великого поста Среда, вечерня. Стихира 1-я на «Господи, воззвах» : «Благих напряжение множайшее благодеяние творит» . То есть понуждение себя к добру с напряжением сил приносит много добра всему человеку. Седмица 5-я Великого поста Среда, утреня, 2-я стихира на стиховне в конце: «Разбойническими помышленьми уязвився окаянный, и еле жив бых, Господи, пророческий же лик презре еле жива видев суща и хитростьми человеческими неисцелена» . Священник и левит в притче о милосердном самарянине отнесены здесь к пророческому лику. Значит, если ветхозаветному священству дана была благодать освящения и учительства, то тем несравненно более таковая присуща новозаветному. Стихира 3-я мученична на «Господи, воззвах» на вечерне в ту же среду: «…мечем бо преклониша выи, Тебе ради преклоншаго небеса и сошедшаго: излияша кровь свою Тебе ради истощавшаго Себе, и зрак рабий приимша: смиришася до смерти, нищету Твою подражающе» . Пострадать за Христа значит понести с Ним вместе Его поношение и уничижение. Там же, стихира 17-я по «От стражи утренния» : «Езеро иссушивый страстей, кровоточивыя прикосновением ометов Твоих» . Кровотечение женское есть знак плотского страстного состояния; тело не подчиняется духу, но расслабляется от колебания души между ним и грехом. От того же могут происходить истечения и жижи, особенно у мужчин, если, конечно, последнее не от природы. Неделя 5-я поста. Стихиры на стиховне, стихира на Славу: «Помысла прегрешения молчанием обучения подавила еси...» При обучении добродетели, пребывая в молчании языка и ума, уничтожаем грехи мысли. Седмица 6-я Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

22 марта – вторник. День памяти Сорока Севастийских мучеников. Сорок Севастийских мучеников — это воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году при Ликинии. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) 1 раз в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 23 марта – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 24 марта – четверг. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 25 марта – пятница. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 26 марта – суббота. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200 г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 26 марта — Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста Третья седмица — с 27 марта по 2 апреля 2016 года 27 марта – воскресенье. Вторая неделя Великого поста (второй воскресный день поста). День памяти святителя Григория Паламы. Св. Григорий Палама жил в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Поначалу я дала своим новым запискам название «В затворе…». Потому что и написаны они были именно в затворе, а по-нынешнему – в самоизоляции. Однако, прочитав предисловие отца Константина Пархоменко и увидев там слово «весна», поняла, что слишком сузила реальные рамки своих заметок. …Читатели 60-х 70-х годов годов прошлого века наверняка помнят роман американского писателя Джона Стейнбека «Зима тревоги нашей». Так вот, это была… весна тревоги нашей… Декабрь-2020 Весна тревоги нашей… 9 марта С начала Великого поста «постилась» от внешних новостей. В YouTube заходила только ради нового проекта отца Константина «Великий пост с Ветхим Заветом». Но, увидев ролик с Сергеем Михеевым на тему: «Эмиграция – это глупость. Плевелы пусть валят, а зерна должны оставаться и создавать новую реальность», решила «разговеться»… Строго дозированно, но все же в новости заходить нужно. «Старая реальность» под напором паники с коронавирусом, обвала рубля и т.д., и т.п., начинает распадаться, и от приходящей ей на смену «новой реальности» отгородиться все равно не удастся. Происходит какой-то глобальный сдвиг… Вечером звонила моя одноклассница, Оля П. Некоторые из старых ее друзей, живущих нынче в Германии, рассказывают, что там опустошают магазины, делая запасы. А в одной из Земель вдруг пропали… картошка и морковка. Это в картофельной-то Германии! И – сюжет из новостей: у дверей супермаркета в напряженном ожидании стоит огромная толпа. Но вот двери открываются – и толпа устремляется в них. На это страшно смотреть… Старой, доброй Европе не позавидуешь. Это мы ко всему привыкли, а им это еще предстоит… Ну ладно, поживем – увидим. Главное – держаться края Ризы Господней!.. 10 марта Утвердилась, после дней, когда «давили небеса, как гробовые плиты» (Бодлер), ясная, тихая погода. Весна света… 11 марта Смотрела-слушала Великий пост с Ветхим Заветом. 2 седмица. Среда . Шла вместе с отцом Константином (он шел на радио «Град Петров» и вел рассказ-проповедь) по исхоженной когда-то, в незапамятные времена, вдоль и поперек университетско-академической вотчине…

http://azbyka.ru/parkhomenko/vesna-trevo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010