Закрыть itemscope itemtype="" > По пути смирения Богослужения Страстной седмицы 28.04.2021 1480 Время на чтение 6 минут В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости - собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс - полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети...» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...». Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица - это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе... Каждый день этой недели - воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы - это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг - воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница - день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/17/...

Цитата из патриарха Сербского: «Великая Четыредесятница, также предписанная 69м Апостольским каноном, остается, безусловно, в целости». Сейчас я просто выписал эту цитату для того, чтобы вы подметили, что он не из Русской Православной Церкви. «Великая Четыредесятница… остается, безусловно, в целости» – это он предлагает на Соборе. «Первая седмица без елея, а также Великая, а остальные седмицы: среда и пятница без елея, а в другие дни с елеем. В субботу и воскресенье, считаю, можно согласиться позволить рыбу мирянам. Для монашествующих употребление рыбы должно остаться, как и было доныне. Соответственно, она может быть позволена в Неделю Крестопоклонную или какую-то иную». Вспомните: у нас в Неделю Крестопоклонную нет попущений поста, а у сербов есть, у них иначе. У них – с елеем, кроме среды и пятницы, у нас – строже, но я думаю, что на практике у нас в основном так же, но, тем не менее, мы придерживаемся других правил. Я думаю, что там, где мы слышим об очень коротких постах, наверняка люди вообще ничего не ели. Или же поступали как в палестинской традиции – днем не едят, едят вечером, ночью, как мусульмане сейчас. Была такая традиция у христиан. У нас очень богатая традиция. Теперь я хочу сказать немного о посте для того, чтобы мы все-таки, зная о том, что пост этот получается как бы Пасхальный, по-нашему. Получается, по нашим грехам,  кто в Великом посту плохо постился – а все мы много сачковали в Великом Посту, – где-то кто-то недопостился, дополнительные 42 дня в этом году выделяются на повторение, на работу над ошибками. Последние времена, потому что длинный пост? Так у нас эти последние времена повторяются периодически, циклично, в этом есть некоторая справедливость. И возгласы о последних временах в Церкви повторяются периодически. Я вам выписал немного из Триоди Постной. Это, правда, касается Великого Поста, но тем не менее: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаешься неядению, ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога как фальшивая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим».

http://azbyka.ru/petropavlovskij-post

Наличие или отсутствие постов в той или иной культуре носит характер исторический. И сейчас не везде одинаково постятся. Это нормальное явление, живая жизнь Церкви. Возможно, что в Церкви и впредь форма постов будет видоизменяться, но сегодня мы имеем то, что есть по календарю, и принимаем это со смирением и радостью. – Зачастую смысл поста для многих людей сводится к пищевым ограничениям. Почему так происходит и как с этим бороться каждому из нас? – Причины подобного явления можно разделить на субъективные и объективные. Если христианин заглянет внутрь себя при размышлении на такой вопрос, то самокритично и смиренно поймет, что постится недолжным образом. О том, как нужно соблюдать пост, много сказано в святоотеческих книгах. Пост есть ущемление плоти, воздержание, молитва и милостыня, отрыв от земных пристрастий и вхождение в углуб­ленную духовную жизнь. Есть, конечно, и объективные причины тому, о чем вы говорите. В нашем календаре постных дней около двухсот – точнее сказать невозможно, потому что Пасха передвигается. Современный человек не способен двести дней в году на самом деле духовно реализовывать пост. Верующие стремятся соблюдать пост хотя бы формально, то есть кухонно – вкушать не все подряд, а только то, что благословляется. Особой духовной нагрузки здесь нет, конечно… Что греха таить, бывает так: вспоминает человек, что сегодня среда – колбасу возвращает в холодильник, ест только лук и помидоры. Начался четверг – рацион меняется. Какой итог такого поста? Непонятно. Сознавая это, каждый из нас все равно должен стремиться что-то делать иначе. Еще одна причина из числа объективных – сегодня богослужебно в церковном уставе отражен только Великий пост . Дети из одной священнической семьи как-то сказали мне, что он помнится им не столько тем, что они чего-то не ели, а – службами. Великий канон преподобного Андрея Критского , Торжество Православия, Мариино стояние, суббота Акафиста, Страстная седмица – все это, действительно, запечатлевается в человеческой душе, производит в ней свое духовное действие. Остальные же посты богослужебно сейчас никак не выделяются. Конечно, церковный устав предполагает отличие: есть дни, когда не совершается Божественная литургия, когда поется не «Бог Господь…», а «Аллилуиа» и даже произносится молитва преподобного Ефрема Сирина (не вся, наполовину) – однако это сейчас даже в монастырях не практикуется… Повторюсь, что в этом, видимо, заключается еще одна причина того, что современный человек не чувствует той духовной нагрузки во время постов, которая так или иначе ощущается во время Великого… Мне кажется, что богослужебной комиссии стоило бы в наши посты привнести некоторые элементы, которые позволят прихожанам храмов ощущать пост особо. Нужно, чтобы каждый из постов ассоциировался с чем-то особенным, так же, как неразрывно связаны Святая Четыредесятница и покаянная молитва святого Ефрема.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Оттого ни необузданным страстям плоти увлекать душу нашу не попускает стремление духа, ни духу порываться непомерными желаниями добродетелей не позволяет немощь плоти, чтобы иначе в первом случае не пустили корней всякого рода пороки, а во втором – возношение не нанесло нам глубокой раны мечом гордости. Правильное же уравновешивание взаимного их противоборства, сохраняя разумную меру между тем и другим стремлением, научает воина Христова всегда шествовать путем царским. Вот откуда происходит, что когда душа, по причине охлаждения или нерадения воли, готова бы клониться к плотским похотям, ее обуздывает рвение духа, не удовлетворяющееся земными благами; и напротив, когда дух, в возношении сердца, с непомерным жаром порывается к превышающим силы наши подвигам, его возвращает к должным пределам немощь плоти, и он, возвышаясь над охлажденным состоянием воли нашей, с умеренною ревностью и усердием к трудам, ровною стезею начинает востекать к предназначенному совершенству… (50,230). Усиление духа над природою есть брань и производится двояким образом: в новоначальных, чтобы не войти им в единение с (грехолюбивою) плотию, а в совершенных, чтобы и самое тело сделалось духовным (24,254). СРЕДА О БОРЬБЕ С ГРЕХОМ Всякой борьбе с грехом и вожделением служат началом труд, бдение и пост (52,96). Грех, живущий в глубине души, умерщвляется в ней принятием такого поста, который подлинно достоин сего наименования (4,6). Не пренебрегай никакою погрешностью, хотя бы она была менее всякого зловредного животного, но поспеши исправить ее покаянием… (5,43). Маловажному не противься слабо, чтобы не встретиться как ни есть с худшим (12,88). Если чрево у тебя на замке, то, может быть, спасешься от грехов. А если двери у него отворены, то боюсь, чтобы персть не сделалась наглою. Когда тело усмирено, тогда усмиряется вместе и бесстыдная похоть (12,89). Чтобы терния этой жизни (грехи) не уязвляли босых и ничем не охраняемых ног, наденем на ноги жесткость сапог, а это – воздержание и строгая жизнь, которая сама собою сокрушает и стирает острия терний, препятствует греху, из малого и незаметного взявшись начала, проникать во внутренности (14,293).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости — собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс — полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети…» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» . Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица — это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе… Каждый день этой недели — воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы — это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг — воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница — день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://pravoslavie.ru/69942.html

О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога, и восприяла еси святое Крещение, и положила еси начало просвещению земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальница наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о отечестве Всероссийстем, воинстве и всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли Премилосердаго Царя небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во путях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смеротоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да сохранит страну нашу от всех козней и навет вражиих, да соблюдет в судеях и правителех правду и милость, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение, о еже усердно службы своя исполняти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы. Да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на Небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйся, даже до смерти Господу послуживый; радуйся, путь мученический добре совершивый. Радуйся, Царствия Божия и правды его проповедниче; радуйся, веры истинныя и благочестия светильниче. Радуйся, достойный Ангелов собеседниче; радуйся, апостолом Христовым сопрестольниче. Радуйся, новомучеников Российских красото и славо; радуйся, отечества нашего освящение и благословение. Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение. Кондак 13 О, преславный угодниче Божий, священномучениче Серафиме, скорый помощниче всем с верою к тебе прибегающим! Приими хвалебное пение сие и твоими святыми молитвами в Православии нас утверди, от бед и напастей избави, и научи творити волю Божию, да сподобимся в селениих небесных вкупе с тобою воспевати Христу ангельскую песнь: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов Творец и всея твари Создатель от юности яви тя подвижника совершенна, священномучениче Серафиме, сильнаго словом и делом и уготова ти подвиг страдальческий, в немже венец мученический стяжал еси. Мы же, прославляюще тя новаго исповедника веры Христовы, со умилением взываем сице: Радуйся, от младенства Богом возлюбленный; радуйся, покровом Царицы Небесныя осененный. Радуйся, путь девства и чистоты избравый; радуйся, старцем Алексием Зосимовским воспитанный. Радуйся, сокровища мира сего ни во чтоже вменивый; радуйся, благое иго Христово на себе восприемый. Радуйся, светом благодати Божия осиянный; радуйся, росою Духа Святаго напоенный. Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение. Кондак 1 Избранный от Бога архиерею и исповедниче Христов, в годину безбожия на подвиг стояния за веру Православную призванный и мученическим венцем преславно украшенный, восхваляем тя любовию, священномучениче Серафиме. Ты же, ходатайственно предстоя Престолу Божию, о нас присно молися, с любовию зовущих: Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение. Рекомендуем молитвы Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Максимальное содержание эфирного масла в мяте достигается в период цветения. В это время лучше всего и собирать листья как для использования их сразу в свежем виде, так и для сушки. После срезки листьев, отрастают новые. Свежую мяту можно получать вплоть до осени. А осенью в зависимости от региона мяту либо оставляют на зиму, либо выкапывают, о чём сказано выше. Применение мяты В кулинарии Свежую и сушеную зелень мяты добавляют в бульоны, различные супы, приправляют ею мясо, надо только иметь в виду, что при сильном нагревании она может придавать блюду горьковатый привкус. На Кавказе и в Средней Азии мяту традиционно используют при производстве сыров. Кладут ее и в маринады и рассолы при консервировании овощей. Свежую молодую мяту кладут в салаты. Начиная с древнейших времен и по сей день мята перечная — незаменимый ингредиент в изготовлении освежающих и прохладительных напитков, особенно летних. Её добавляют в морсы, компоты, кисели, сиропы. Особой популярностью у многих народов пользуется чай с мятой, который не только очень вкусен, но и чрезвычайно полезен. Мята — прекрасный медонос. Мятный мёд обладает тягучей консистенцией, напоминающей мягкую карамель. Цвет — от белого до светложёлтого. Главная его особенность — это освежающий, холодящий мятный вкус. К сожалению, его не так часто можно увидеть у продавцов мёда. В медицине В медицине давно известны ветрогонное, потогонное, желчегонное, успокаивающее, противовоспалительное, противосудорожное, спазмолитическое и обезболивающее действие различных видов мяты. Стебли, листья и цветки этого растения часто включаются в состав сборов, назначаемых при болезнях органов пищеварения, дыхательных путей, печени, желчного пузыря. Мята перечная улучшает кровообращение мозга, нормализует сердечную деятельность, особенно при аритмии. Масло мяты перечной также входит в состав многих лечебных препаратов: мятные капель, мятных таблеток, различных мазей. Рекомендуемые статьи Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста

http://azbyka.ru/garden/myata/

Забывшим школьную физику напомним, что при увеличении расстояния от лампы до растений в два раза растения получат в четыре раза меньше света. Эта верно в случае прямо падающего луча, а по краям светового конуса уменьшение интенсивности света будет ещё больше. Слишком близко ставить лампы к рассаде не стоит, чтобы не перегреть её. Также нужно учитывать, постоянный рост растений, чтобы вовремя регулировать расстояние между ними и лампой. Линзы Для улучшения эффективности освещения используют дополнительные линзы.  У светодиодов обычно есть первичная линза с углом засветки 120 градусов. Иногда это может оказаться слишком большим углом, из-за чего часть мощности будет тратиться впустую. Чтобы сфокусировать всю мощность светодиодной лампы именно на растения, а значит не потратить лишних денег на покупку ненужных мощностей, устанавливают дополнительные линзы. Они отличаются углом засветки и бывают на 15, 30, 45, 60 и 90 градусов. Новичкам сложно с первого раза правильно отрегулировать свет и понять необходимость дополнительных линз. Лучше довериться профессионалам, которые все настроят. Впрочем, эксперименты в этой области могут быть очень интересными. Дополнение Следует ли напоминать, что при работе  с фитолампами необходимо соблюдать правила электробезопасности. Самым важным в данном случае будет требование беречь лампы, регуляторы и розетки от воды при поливе растений. Помните, что алюминиевые корпуса ламп нагреваются, поэтому сразу после выключения не дотрагивайтесь до них. Добавим, что не стоит экономить и покупать лампы в дешёвом пластиковом корпусе. Синий свет для человека в целом неопасен, но он мешает выработке мелатонина — гормона сна, поэтому врачи и рекомендуют минимум за полчаса до сна не пользоваться компьютерами и смартфонами. Этот также относится и к фитолампами — их лучше не ставить в помещении, где вы спите, или выключайте за полчаса до сна. Рекомендуемые статьи Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение

http://azbyka.ru/garden/chto-nuzhno-znat...

Возможно всё дело том, что корням холодно, и они не справляются со своей задачей и просто не могут изъять фосфор из почвы. Если рассада выращивается на подоконнике, то нужно изолировать холодный подоконник от дна рассадного ящика куском пенопласта. Также можно перенести рассаду в более тёплое помещение, где почва по всему объему прогреется выше 15 градусов. Если после этой процедуры симптомы не исчезнут, то это означает недостаток фосфора в почве. В таком случае необходимо внести внекорневую подкормку комплексным удобрением с высоким содержанием фосфора. Дефицит калия Гораздо чаще отмечается недостаток калия, который особенно активно потребляется растениями в фазе роста. Симптомы дефицита калия таковы: края листьев становится коричневыми, а потом засыхают. Чаще всего от дефицита калия страдают огурцы и перцы. Очевидно, что с этой проблемой поможет внесение калийных удобрений, например, нитрата калия. Это вещество одновременно является и азотным удобрением, поэтому если азота растениям хватает, лучшее взять сульфат калия. Другой источник калия — древесная зола. Вносят её в почву в виде раствора или просто посыпают сверху. Зола также защитит растения от чёрной ножки и корневой гнили. Дефицит других элементов Бор, медь, молибден и цинк потребляются растениями в незначительном количестве, а потому их дефицит — явление крайне редкое, потому что никто в здравом уме не выращивает рассаду в чистом песке и не поливают её дистиллированной водой. Недостаток кальция может появиться уже только у взрослых растений в виде вершинной гнили плодов. Другие симптомы: осветление листьев, появление на них пятен, прекращение роста верхушек и их пожелтение. Решается эта проблема внесением хлористого кальция в почву. Заключение Очевидно, что кроме покупки семян и приготовления почвы, необходимо позаботиться о минеральных подкормках. Если каждому виду растений подобрать необходимую подкормку, рассада вырастет крепкой и здоровой. Рекомендуемые статьи Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста

http://azbyka.ru/garden/chem-podkarmliva...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010