Необходимость любви к ближнему не вызывает ни у кого сомнений, поэтому на ней останавливаться не будем. Нужно знать, что спасение не только дар Божий, каждый должен трудиться: – «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают Его» 47 ; «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него». 48 Свое спасение нужно совершать: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение» 49 ... Сильнейшим искажением учения о спасении является учение о безусловном предопределении. Предопределение Вопрос предопределения присутствует в вероучении почти всех христианских сект и многих нехристианских религий, причем принадлежность к религиозной организации, по утверждению ее учителей, уже несет в себе основной элемент спасения – вступивший в секту спасен уже потому, что он ее член. Понятие предопределения и избранности присутствует не только в христианстве – оно характерно и для язычества. Рассмотрим христианский взгляд на предопределение. Суть теорий предопределения, независимо от того, в какой бы форме они ни излагались, заключается в том, что уверовавший и вступивший в данную конкретную религиозную организацию спасен уже самим актом вступления. Некоторые теории утверждают, что Бог Сам предопределил людей к погибели или к спасению и человек уже не может ничего изменить в этом предопределении. Учение о предопределении, в каком бы виде оно ни выражалось, противоречит вышеизложенному учению о необходимости соделывать спасение. Православный взгляд на предопределение основан на предведении Божием: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобным образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». 50 До конца понять суть слов о предопределении невозможно – всеведение Божие нам непостижимо и для уяснения смысла цитаты необходимо обратиться к параллельным местам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

непрерывная цепь возложения рук от Апостолов; правильное вероучение о священстве. Необходимость возложения рук. Дух Божий видимым образом сошел на Апостолов в день Пятидесятницы, а потом Апостолы Его передавали, возлагая руки. Это был видимый для людей знак, что тот, на кого возложены руки, получил Духа Святого. Все молящиеся за литургией видели, что Апостолы после соответствующей молитвы, возлагали руки на конкретного человека, получавшего благодать священства. Все это совершалось открыто, вся община видела происходившее и присутствующие были не только участниками совместной молитвы, но и свидетелями происходившего, они знали, что их новый епископ или пресвитер действительно таковым является – правильно рукоположен. Так продолжается непрерывно уж почти две тысячи лет в Православной Церкви. Дары Святого Духа передаются через рукоположение епископов. О передаче Даров Духа Святого через возложение рук говорится в Священном Писании: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго». 154 Это повествование свидетельствует, что апостолы обращались к Богу с молитвой, потом возлагали руки и люди получали Духа Святаго. Обратите внимание – молитва и возложение рук. Дело в том, что Дары Святого Духа, получаемые при возложении рук после крещения (о которых шла речь в вышеприведенном отрывке) отличались от подаваемых при поставлении священнослужителей и именно в молитве содержалась просьба подать соответствующие Дары. Первые диакона были крещены, Стефан был даже исполнен Духа Святаго, но, несмотря на это, на них были возложены руки Апостолов. Это пример отличия Даров Святого Духа, подаваемых в крещении, исполненности Духа Святого от благодати священства. 155

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Нигде в Писании не сказано, что детей крестить нельзя. В Писании приведены случаи крещения целых семей: «Когда же крестилась она и домашние ее ...». 186 «Крестил я так же Стефанов дом; ...». 187 Обычно в семьях, особенно на востоке, бывают дети самого разного возраста. Ни в одном случае нет оговорки о некрещении детей. К тому же крестные обещают научить детей вере. Необходимость веры перед крещением не вызывает ни малейших сомнений: – «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». 188 Но Писание нужно рассматривать с параллельными местами. Крещение и вера две неотъемлемые части спасения. Без любой из них нет спасения. Такова воля Христа. Не нам ее пытаться оспаривать. Если человек болен или при смерти, его может крестить любой православный. В таких случаях присутствие священника необязательно. Но без крещения спастись нельзя: – «кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие» 189 . Крещение Духом Святым. Харизматические секты считают крещение Духом важнейшим моментом своей практики. Одним из оснований для выводов об отдельном крещении Духом Святым являются слова: – «Он будет крестить вас Духом Святым» 190 , «а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» 191 . Слова Мк.1:7–8 указывают на отличие Иоаннова крещения от Новозаветного, но следует вспомнить слова: – «кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие» 192 , являющиеся параллельным местом к вышеуказанной цитате, указывающее, что Новозаветное Крещение совершается водою и Духом – имеет две стороны одного действия. Слова, приведенные в Деян.1:4–5 говорят не об обычном крещении Духом Святым, а об обещании схождения Духа Святого в День Пятидесятницы, как это следует из контекста Деян.1:4–8 . Важна ссылка на крещение самарян, которые были крещены во имя Иисуса Христа, но не приняли Духа Святого – крещение уже состоялось или было совершено иным лицом! К самарянам были специально посланы Апостолы Петр и Иоанн: – «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса». 193

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Обрезание имеет значение только внешнего знака заключения Завета: «... обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и Вами». 1043 Но нет ни одного высказывания о том, что обрезанный спасется, как это говорится о крещении. Чисто юридическое утверждение о том, что Бог мог давать благодать еще до Христа противоречит Священному Писанию: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим». 1044 На это учение нужно обратить особой внимание, так как оно находит развитие в современном католическом и протестантском и православном модернизме, приходящем к выводу о возможности спасения и в язычестве. Православное вероучение о душе человека В Священном Писании нет никаких указаний на то, как появляется душа у новорожденного человека, поэтому учение о – появлении души не носит строго догматического характера. Высказывались три возможных пути появления души новорожденного: творение Богом души для каждого новорожденного; сотворение Богом всех душ еще при творении мира и потом определение их рождающимся; зарождение души младенца от душ родителей. Первые две теории не могут объяснить передачи первородного греха, так как души рождающихся людей не имеют ничего общего с душами прародителей, совершившими грехопадение, имеет место только плотское родство. Отсутствие связи с душами предков обрывает путь передачи первородного греха. Поэтому, принимая во внимания слова Апостола Павла о том, что «смерть перешла во всех человеков» необходимо принять полную взаимосвязь всех частей природы человека с природой предков. В человека вошла не только смерть телесная, но и смерть духовная, смерть вторая. От этой второй смерти и избавил всех Христос. Если бы портилась только телесная природа, то не нужно было бы спасение человечества, достаточно было бы обновления мира огнем и воскресения мертвых. Но ведь воскреснут не только праведники, но и грешники, и грешники соединятся с телами, но они останутся в состоянии второй – духовной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Одним из основных аргументов в пользу особой веры Петра является выдержки из Евангелия от Луки, которую необходимо рассмотреть с контекстом: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». 824 Христос молился за ученика перед крестными страданиями и смысл молитвы в том, чтобы укрепить Петра, которому предстояло тяжкое испытание. Слова об утверждении братии не дают права делать далеко идущие выводы о непогрешимости пап. Здесь речь о событиях ближайшего времени – отречении, крестных страданиях, смерти, воскресении, но нет ни малейшего намека на особые обетования Петру. В данном случае католические богословы необоснованно связывают две цитаты, не являющиеся по этому вопросу параллельными местами, и делают выводы, основанные на неправильном понимании текста, следовательно, и выводы неверны. Вера Рима известна во всем мире. Католическое учение Следующее основание для подтверждения непогрешимости католические богословы видят в словах Апостола Павла: «Прежде всего, благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире». 825 Сравнение Эти слова свидетельствуют только о значимости общины, о том, что весь христианский мир может узнать вероучение в Риме, но ни в коей мере здесь нельзя усматривать оснований для теории учительной непогрешимости пап, так как на это нет ни намека. К тому же послание написано еще до посещения Рима Апостолом Петром. Нужно отчетливо представлять, что Римская Церковь не возникла в результате проповеди одного из Апостолов. 826 «В Риме христианство насаждено было не апостолами Петром и Павлом, а людьми, бывшими в Иерусалиме в Пятидесятницу». 827 Рим был местом проповеди, содержания в узах и смерти Апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Они так же послали в Иерусалим большую сумму серебряных денег и просили священников, чтобы те принесли Богу жертву, удовлетворяя за преступления погибших. Очевидно, они были уверены, что молитвы и жертвы могут помочь умершим. И агиограф соглашается с действием иудеев: «Это святая и здоровая мысль молиться за умерших, чтобы они были освобождены от грехов» 940 . «... если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» 941 . Из слов Христа «понимаем, что многие грехи могут быть прощены в этом мире и многие – на том свете» 942 . Если кто трудится во имя Христа, но не работает хорошо, его труд, говорит Апостол Павел, «сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня», т.е. как при пожаре все погибает, и сам еле спасает свою жизнь 943 . Отцы Западной Церкви под фразой «как бы из огня» понимали огонь в чистилище, где души грешников должны страдать известное время. Если ты не будешь соблюдать установленную Богом заповедь о любви к ближнему, Божественный Судия бросит тебя в тюрьму, и «истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» 944 . Отцы Церкви под тюрьмой усматривали чистилище. Но поистине солидное доказательство существования чистилища идет от отцов Церкви и особенно от того, что о вышеприведенных библейских текстах говорили отцы Западной Церкви, например, св. Августин часто упоминает огонь, который на том свете исправляет и очищает. Некоторым «некое время нужно страдать после смерти2 за грехи, допущенные в этом мире 945 . ... Божия святость может разрешить вход на небеса только святым душам. Божие правосудие просит, чтобы неперенесенное наказание за грехи было бы перенесено, но вместе с тем запрещает Богу отправить в ад тех, кто связаны с Ним узами любви. Следовательно, должна быть одна переходная стадия, которая производит необходимое очищение. И по отношению к людям, так много из них нам кажутся не вполне хорошими, не вполне плохими, и природному уму нетрудно представить чистилище, рассуждая об их посмертном пути.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Основанием предопределения Божия, как следует из ранее приведенных выдержек, является предведение поступков человека. Понять этого мы не можем, так как бытие Божие для нас непостижимо. Бог обращается к каждому, пострадал за всех, предопределил спасти все человечество через Иисуса Христа. Поэтому говорить о предопределении к погибели вообще нельзя. Те же, кто не спаслись, «гибнут не от чего–либо другого, а от собственной порочности». 64 Слова: «предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которую Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов по благодати Его»... 65 говорят о предопределении от века пришествия Спасителя, о предопределении усыновления, о предопределении людей к блаженству, а не к погибели. Воспользоваться же возможностью усыновления может каждый, что и следует из вышеприведенных цитат. Суть православного учения Бог: – обращается к каждому человеку, каждый спасается только в зависимости от того, как он следует учению Иисуса Христа. Бог по предведению определяет человека к спасению, а погибель является следствием воли человека, люди сами определяют себя к погибели. 66 Освящение души К части спасения, совершаемой лично самим человеком, относятся : вера в Истинного Бога и в Сына Божия Иисуса Христа; делание добрых дел и нравственное самосовершенствование; любовь к Иисусу Христу и послушание Ему и Церкви; любовь к ближнему. К части спасения получаемой от Бога при посредстве Церкви относятся: крещение; пребывание чадом Церкви Христовой; получение Даров Святого Духа; получение прощения грехов; причащение – то есть освящение души человека, которого сам человек совершить не может, но получает в Церкви. Человек сам должен прийти в церковь и приступить к Таинствам, через которые получит благодать. Он сам выбирает, в храм какого христианского исповедания придет, и сам должен удостовериться, сможет ли там получит необходимые лично ему Дары Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Особо следует отметить, что в Церкви присутствует Святой Дух, которого нет в миру, отличающийся от духа мира сего: «И умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». 238 «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». 239 «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы, знать дарованное нам от Бога». 240 Проверка возможности присоединения Таинственное членство в Церкви Христовой невозможно увидеть, поэтому рассмотрим критерии, по которым можно определить, есть ли в конкретной христианской общине возможность присоединения. Само собой разумеется, что членом Церкви Христовой может быть только христианин, при этом необходимы: вера во Христа; крещение; получение Даров Святого Духа в Таинстве Миропомазания; прощение грехов в Таинстве исповеди; причащение. Необходимость веры и крещения не вызывает сомнения ни у кого. Ни одна православная Апостольская Церковь не практикует причащение лиц, не приступивших к Миропомазанию, и не исповедавшихся в установленном пора порядке. Главным моментом присоединения является причащение, так как в Писании другие способы присоединения к таинственному телу Церкви не указаны. Церковь, христианская община, секта Каждый, хоть немного знакомый со Священным Писанием, знает, что слово « Церковь » используется там в разных значениях: не только для обозначения таинственного тела Церкви, но и для обозначения христианских общин. При обозначении общин имеется и своя специфика: христиане, живущие в определенном городе или на определенной территории, называются Церковью Ефесской, Смирнской, церквами Асийскими, «все Церкви Христовы» 241 ; небольшая группа христиан – семья, называется домашней церковью 242 . В этом нет никакого противоречия. Просто общины христиан, принадлежащих к телу Церкви, являются ее частями и для их обозначения используется дополнительное определение, указывающее на местность проживания вплоть до очень узкой семейной группы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Особые Дары Духа Святого не носили всеобщего характера, а были исключительным явлением. Потому утверждения о том, что крещение обязательно должно в каждом случае сопровождаться получением особых Даров, противоречит Писанию и историческим фактам в Апостольского времени. То, что имеет место в сектах при Крещении Духом Святым может быть идентифицировано только с воздействием бесов на человека (дополнительно см. ниже разделы о прелести, ложных чудесах, глоссолалии), а человек оказывается вообще некрещенным. Православное учение о получении даров Святого Духа – Миропомазании Апостолы после крещения возлагали руки на новопросвещенных и те получали Дары Святого Духа. Уже сами Апостолы ввели миропомазание, заменившее возложение рук. О Миропомазании упоминается неоднократно: 1Ин.2:20,27 ; 2Кор.1:21–22 . Его введение имело причины практического характера – со временем число крестящихся увеличилось, Апостолы и епископы были неспособны на всех возложить руки, и, чтобы это таинство могли совершать и пресвитеры, было введено Миропомазание. Миро освящают епископы. В принципе, православный епископ может совершить таинство возложением рук, но это вышло из обихода. То, что получение Даров Святого Духа не является частью крещения, не является крещением Духом и огнем, было рассмотрено выше, здесь же отметим, о каких Дарах идет речь. В крещении человек рождается заново и после этого получает Дары Святого Духа. Необходимость следует из того, что Апостолы сообщали их после крещения всегда. Даже специально были посланы апостолы Петр и Иоанн в Самарию, где они возложили руки на уже крещенных, а ведь те времена не было транспорта и, скорее всего, Апостолы десятки километров шли пешком. В тексте нет ни малейшего даже намека на то, что прибывшие Апостолы совершили крещение: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса». 197

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

По учению православной Церкви священник такой же человек, как все, имеющий благодать, способствующую в его служении и власть совершать таинства. Таинства совершает Христос Сам (см. выше в соответствующем разделе). Ссылка на слова Апостола Павла: «А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы». 1098 Здесь не идет речь о действии вместо Христа в совершении таинства, а о прощении личном, что следует из контекста. На эту разницу в учении следует обратить серьезное внимание. В католической среде бытует мнение, что при совершении таинств благодать идет через священника, который является сосудом благодати или каналом, через который проходит благодать. На это положение направлена критика протестантов и сектантов. Такой взгляд на священника неизбежно приводит в постановке вопроса о том, что таинство может оказаться не совершившимся при недостойности священника. Поэтому в разговоре, когда затронут этот вопрос, всегда следует изложить православный взгляд и указать на его принципиальное отличие от католического. Отличается от православного и учение о неизгладимости Таинства священства, в то время как у православных священник может быть лишен сана и после этого становится мирянином. Обрядовые отличия хиротоний Отличается обряд хиротонии священника: «Правда, при церемонии посвящения (в священный сан Н.Т.) и обычный присутствующий пресвитер возлагает руки на голову посвящаемого, но это жест пожелания, а не посвящения». 1099 Более серьезным отличием является возможность хиротонии епископа одним епископом: «Одного епископа достаточно для посвящения епископа, но разрешено церемонию посвящения совершать только трем епископам. ... 4 канон Никейского Собора требует участия трех епископов, и только в особых стесненных обстоятельствах церемонию разрешается совершить одному епископу». 1100 Ссылка на Никейский канон неуместна, так как в его тексте отсутствует разрешение хиротонисать епископа одному епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010