Возможность следования теории томистов создает положение, когда сосуществуют две взаимоисключающие теории. Теория томистов, противоречит Священному Писанию: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» 961 . «Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев» 962 . Очень важно, теория томистов является истоком лютеранского и кальвинистского учений о предопределении. Склонность католического вероучения к теории безусловного предопределения подтверждается и учением об актуальной благодати, которое, по сути, отрицает свободу воли человека, находящегося в состоянии благодати: «Актуальную благодать богословы разделяют на шесть подвидов: Одна освещает ум, другая укрепляет волю, третья действует до осознанного акта воли, четвертая – помогает акту воли сформироваться, совершиться, и сотрудничает с тем, пока тот происходит, пятая – достаточно поддерживает человека, чтобы тот произвел пригодные для спасения акты, шестая – достигает того, что такие акты действительно происходят» 963 . Нравоучение и защита вероучения насилием Католическая казуистика Казуистика – богословская дисциплина, возникшая в средние века. Главная ее задача дать ответ на самые разные вопросы нравственного характера, попытка точно оценить поступки по их нравственному значению и разрешить возникающие в связи с этим вопросы совести (casus conscienmia). Возникновение дисциплины тесно связано с практикой католической исповеди, носящей судебный характер (см. ниже в соответствующем разделе). Казуистика носила практический характер, и ее разрабатывали, в основном, монашеские ордена, которым по преимуществу предоставлялось право совершать исповедь. До XVI века казуистика излагалась в форме практических указаний для духовников, а с XVI века стали разрабатываться общие принципы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

«... дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем» 137 . «Всем этим отрицается праведность законная и на место ея поставляется праведность евангельская, праведность духа и истины, праведность, которая состоит не в исправном поведении, а во внутреннем обновлении, в перемене душевной. Эта духовная праведность только и дает человеку вход в небесное царство духа и истины». 138 Собственно говоря, понять значение добрых дел можно исходя из того, что каждый должен сделать себя хоть отчасти святым (в меру своих сил): только праведным будет открыт вход в Царство Небесное. У человека в духовной жизни есть разные степени восхождения, и индивидуальное отношение к добрым делам изменяется по мере духовного роста. Люди очень разные. Одни добры от рождения, другим приходится переламывать свой характер для делания добра. В связи с этим и отношение к доброделанию очень разное. На начале пути многим приходится творить добро, принуждая себя выполнять заповедь Спасителя, а по мере возрастания в духовной жизни, добрые дела сами исходят из сердца. Но нужно много над собой работать, преобразуя душу, приближая ее к идеалу праведности, так, как только праведник способен воспринять райское блаженство. Нравственное самосовершенствование. Выше говорилось, что человек в земной жизни должен преобразовать себя, чтобы хоть в малейшей степени Бог прославил его святостью. Для этого нужно сделать себя таким, чтобы нравственное состояние души соответствовало бы определению святости. Каждый сам совершает свое спасение, неустанным трудом преобразуя себя, свою душу, изгоняя из нее злое и насаждая любовь и добро, целенаправленно изменяя и формируя свой характер. Только тогда добрые дела станут естественной и неотъемлемой потребностью. Нравственное самосовершенствование – основная область, в которой каждый христианин должен постоянно трудиться и это следует из слов Апостола Петра: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: «будьте святы, потому что Я Свят». 139

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Дары Святого Духа (истинные харизматические дары) были получаемы через возложение рук: «... и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать». 330 Очень важным являются слова Апостола Павла о прекращении, со временем, особых Даров Святого Духа: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание прекратится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится». 331 Эти слова, помимо исторического факта прекращения ко времени издания Миланского эдикта массового подаяния особых Даров, являются для нас основанием очень осторожного и сдержанного отношения к современным проявлениям особых дарований. Остановимся подробнее только на двух видах чрезвычайных Даров – пророчестве и говорении на языках. Дар пророчества Это дар был распространен достаточно широко в Апостольские времена и в ближайшие последующие века. Но уже в древности умели различать истинных пророков от ложных. Очень интересно в этом отношении свидетельство Пастыря Ерма , произведения относящегося к концу I началу II века по Рождестве Христове 332 . Независимо от авторства мы имеем важнейший и интереснейший исторический памятник, передающий взгляды апостольского периода, к которому так стремятся сектанты и о котором не приводят никаких исторических свидетельств. Это произведение не является святоотеческим, но его можно использовать просто как древнюю хронику. Популярность произведения определяется хотя бы тем, что на него ссылаются такие известнейшие авторы, как Климент Александрийский , Ориген и Тертуллиан 333 . «... каким же образом можно узнать, кто истинный пророк и кто лжепророк?» «Выслушай, говорит, об обоих пророках; и по тому, что я скажу тебе, распознаешь пророка Божия и пророка ложнаго. По жизни узнавай человека, который имеет Духа Божия. Во – первых, имеющий Духа свыше – спокоен, кроток и смирен, удаляется от всякаго зла и суетнаго желания этого века, ставит себя ниже всех людей и никому не отвечает по вопросам, не говорит на едине; Дух Божий говорит не тогда, когда человек желает, но тогда, когда угодно Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Дары Святого Духа люди получают в священнодействиях – богослужениях, которые называются Таинствами. Для их совершения необходим правильно рукоположенный священник: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих». 147 Слово «домостроители» в древнегреческом языке имеет значение «правители, распорядители». По контексту следует, что эти слова относятся к Апостолам 148 , а не ко всем христианам. Благодать священства передается при рукоположении священнослужителей (см. ниже), которые и получают власть Апостольского священства, становясь при этом и домостроителями таинств. Сам термин Таинства совершенно незнаком подавляющему большинству неправославных, за исключением, пожалуй, только католиков и части протестантов. Даже староверы беспоповцы и большинство отпавших от православия в секты не знакомы с ним. Название произошло от слова тайна: – человек не может видеть, как ему сообщаются Дары Святого Духа. Он их получает неизвестным для него, тайным образом. На невидимость Духа Божия, невозможность человеку Его ощущать, отсутствие Духа Божия в мире, существование духа мира, его отличие от Духа Божия указано в Священном Писании: – «И умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» 149 ; «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» 150 ; «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы, знать дарованное нам от Бога». 151 Следовательно, мир Духа Божия принять не может, ибо людям не дано знать, откуда Он приходит, но есть дух мира, которого мы не приняли, а ведь это дух нечистый и не всякий сумеет отличить его от Духа Божия. Мы знаем проповедников говорящих: я даю вам Духа Божия, примите Дары Духа Божия, на вас сошел Дух Божий. Здесь возможно все: – как искреннее заблуждение, основанное на незнании, так и преднамеренный обман, а непосредственная проверка органами чувств человека или научной аппаратурой невозможна.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

«Дерзающий и молящий Бога о совершении чего – либо необычайного, не будучи вынужден к тому необходимостью, желающий, чтоб чудеса и знамения совершались руками его, искушается во уме своем от насмехающегося над ним диавола, оказывается тщеславным и недугующим совестию своею». 320 Опасность дара чудотворений многократно приводила подвижников к духовной и телесной гибели. «Многие ... совершили знамения, воскресили мертвых, потрудились в обращении заблудших, сотворили великия чудеса, привели других к познанию Бога, а после сего сами они, оживотворившие других, впали в скверныя и мерзостныя страсти, умертвили себя». 321 Выводы Стремление к избавлению от жизненных трудностей и бед посредством чудес от Бога и желание творить чудеса – величайшее и опаснейшее заблуждение. Нужно особенно подчеркивать, что Православная Церковь предостерегает на основании печального святоотеческого опыта своих чад от всего этого для их же блага. 322 Чудеса истинные и ложные Чудесами мы называем явления, при совершении которых нарушаются законы природы, установленный ход событий или существующие причинно – следственные связи. Всю общность сверхъестественных явлений можно разделить на несколько групп: чудеса истинные; чудеса ложные; воздействия на психику, вызывающие кратковременное улучшение состояние здоровья; намеренные мистификации. Термин «ложное чудо» дан в Новом Завете. Там же неоднократно упоминается о лжепророках и ложных чудесах: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззакония». 323 Эти слова указывают не то, что не каждый, творящий чудо именем Бога, на самом деле совершает чудо от Бога. «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». 324 Это высказывание не может служить основанием того, что любой человек может творить чудеса Именем Христа – здесь речь идет о том, что если человек действительно творит чудеса Именем Христа, то он не будет злословить Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Евхаристические Таинственные моменты непостижимы разумом, поэтому самым правильным будет получение ответа на интересующие вопросы в святоотеческих творениях и, где необходимо, передавать учение более современным языком. Иначе неизбежны самые глубокие заблуждения. Об этом свидетельствует история католицизма и протестантизма. Желательно избегать необоснованного применения иностранных слов (терминов). Русский язык достаточно богат, чтобы с его помощью выразить любую мысль. Использование неясной терминологии не только затрудняет восприятие, но и облегчает проникновение чуждого учения. Святые отцы писали очень простыми словами о том, что непостижимо умом, писали с высоты святости, которой нам не достичь. Воспоминание всей земной жизни Иисуса Христа, страданий, смерти, Воскресения, Вознесения В послании Апостола Павла к Коринфянам недвусмысленно указывается на обязательность воспоминания: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал; сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». 209 О воспоминаниях на проскомидии святые отцы пишут: «По этой–то причине и то, что приносится ныне и чем знаменуется это тело, не сейчас же возлагается как священная жертва на престол, – это бывает уже под конец, а сначала оно предлагается, оно служит и называется честными дарами Богу. Так поступил и Христос, когда взял хлеб и вино в руки, показал Богу и Отцу, принося их Ему как дары, когда предложил, представил (их Ему)». 210 «... священник, прежде перенесения хлеба на престол и принесения его в жертву, предварительно старается представить на нем все эти образы. Каким же образом? Когда, отделив его от цельного хлеба, делает из него дар, изображает на нем, как на доске, страдания и смерть Господню и, что ни делает, делает или по необходимости, или с намерением, соединяя (с своими действиями) именно это самое значение: эти действия составляют повествования самим делом о страданиях Христовых и о Его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Здесь только нужно отметить, что понятие первородного греха (испорченность природы) и потеря благодати Божией – два разных последствия грехопадения. Католические богословы смешивают понятия и подменяют испорченность природы отъятием благодати. Все философствование идет не по поводу первородного греха, а по поводу отсутствия благодати. Вопрос же первородного греха, как греховности природы, не затронут вообще. Не приведен ни один аргумент по поводу того, что природа Божией Матери была избавлена от порчи, первородного греха. В цитате Лк.1:28 слово – Благодатная в латинском переводе – gratia plena, то есть полная благодати, но в греческом оригинале использовано слово , дословно переводящееся как облагодатствованная. Эти слова поясняют дальнейшие слова Ангела: «ибо Ты обрела благодать у Бога» 1064 . Католические богословы рассматривают слово с отрывом от контекста, который ясно указывает, что благодать не изначально дана, а приобретена образом жизни, к тому же здесь нет ни малейшего намека на прощение первородного греха, заключающегося в испорченности природы человека! 1065 Ссылка на слова: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего» 1066 совершенно не обоснована, так как здесь вообще нет речи ни о первородном грехе, ни о благодати. Ссылки на то, что Православная Церковь отмечает особой службой зачатие Пресвятой Богородицы, не является указанием на то, что и в православии имеет место такое же учение – ведь есть служба и зачатию Предтечи! Просто отмечается важнейший момент в истории человечества. Учение католиков о непорочном зачатии отделяет Пресвятую Богородицу от рода человеческого и ставит под вопрос родство Христа по плоти роду человеческому и противоречит принципу спасения, указанному Апостолом Павлом: «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». 1067

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Из Священного Писания мы знаем, что после смерти бессмертная душа человека находится в ожидании всеобщего воскресения, когда она соединится с телом и будет испытывать вечное блаженство или вечные муки. После смерти совершается частный суд: «... человекам положено однажды умереть, потом суд» ... 32 То, что речь не идет о Страшном Суде свидетельствует притча о Лазаре: нищий отнесен на лоно Авраамово, а богатый в ад. Эта же притча говорит о том, что после смерти человек не может сам ничего делать для того, чтобы перейти из ада в рай или вернуться на землю. 33 Эти цитаты из Священного Писания свидетельствуют о том, что нет реинкарнации (повторного рождения человека в другом теле или даже животном, или растении после смерти). На основании Евангельского Учения жизнь человека разбивается на три этапа: земная жизнь; существование души человека, разлученной с телом до Второго Пришествия, когда после частного суда человек находится в состоянии неполного блаженства или неполных страданий, (причина неполноты – разлученность с телом); после Второго Пришествия и Страшного Суда полнота блаженства или страданий – это навсегда. Особое значение земной жизни подчеркивается тем, что после смерти человек не может изменить свою судьбу. Только жизнь с телом определяет все существование в вечности: «... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа, и потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». 34 Эти слова Апостола Павла говорят о том, что будущая жизнь зависит от того, что сделали в земной жизни и напоминают о том, что мы должны быть угодными Богу. Цель земной жизни – спасение души, то есть прожить жизнь так, чтобы после смерти попасть в рай – спастись от попадания в ад. Спасение от адских мук мы подразумеваем, когда говорим о спасении души, а земная жизнь своего рода испытательный период, когда человек сам себя делает достойным или недостойным райского блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Из этого следует, что Бог призывает к себе каждого человека, но спасаются не все, а только покоряющиеся Богу – добровольно исполняющие Его повеления. Об этом писал Иоанн Златоуст : «Если Он просвещает всякаго человека, грядущего в мир, то отчего столько людей остаются не просвещенными? Оттого конечно, что не все познали веру Христову. Как же Он просвещает всякаго человека? Смотря по приемлемости каждаго. Если некоторые, по своей воле смежив очи ума, не хотят принять лучей этого света, то омрачение их происходит не от естества самаго света, а от злобы этих людей, добровольно лишающих себя дара. Благодать изливается на всех; она не чужда ни иудея, ни эллина, ни варвара, ни скифа, ни свободного, ни раба, ни мужа, ни жены, ни старца, ни юноши; ко всем одинаково близка и всех равночестно призывает. Но те, которые не хотят воспользоваться этим даром, те по справедливости самим себе должны приписывать такое ослепление. Если тогда, как вход открыт для всех и никто не преграждает его, некоторые по произвольному ожесточению остаются вне, то они гибнут не от чего–либо другого, а от собственной порочности». 61 В Священном Писании есть высказывания о предопределении, которые необходимо понимать, сопоставляя их между собой и вышеприведенными цитатами, как параллельными местами: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». 62 «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которую Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов по благодати Его»... 63 Последние две цитаты говорят о предопределении, но это предопределение не строится на акте решения Божия, а на предведении – Всеведущий Бог , зная жизнь каждого человека, на этом основании предопределяет индивидуума к спасению (погибель совершается против воли Божией и является следствием воли человека).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Изменения в епиклезе и ее устранение свидетельствуют о глубочайших изменениях в строе католической догматики. 1116 Полагаясь на то, что католически содержат правильное учение о преложении, полагаясь на милосердие Божие, православие допускает некоторую возможность преложения Даров в католической Мессе. Поэтому совершенно недопустимо неблагоговейное отношение к освященным остиям (облаткам). Особенности причащения у католиков В католиков причащение совершается только под видом Тела – священник вкладывает причастнику в рот облатку. «Двухвидовая Коммуния или Причащение не является необходимой для спасения верующего; этого не просит ни Закон Божий, ни порядок спасения. 1117 Весь, во всей полноте Христос есть в каждом виде, т.е. в хлебе и вине. И поэтому Тридентский Собор не согласился с гуситами и реформаторами, которые просили причащения под обоими видами. Мы действуем правильно, используя только один вид 1118 . Христос действительно просил, чтобы мы ели и Его Тело и пили Его Кровь 1119 , но не дал никаких обязывающих указаний на то, как это делается. Первые христиане один вид использовали только в исключительных случаях, напр., когда кто заболевал и причащался дома. Но средние века отказались от чаши по практическим обстоятельствам». 1120 Необходимость причащения под обоими видами непосредственно вытекает из слов Христа: «... если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Поэтому в православной практике считается необходимым причащение под обоими видами: ведь слова Христа говорят об обоих видах. В Православной Церкви под одним видом (только Кровью) причащают только младенцев, не могущих принять твердую пищу. Очень интересно явно схоластическое учение о видах причащения: «Тридентский Собор различил три вида получения Евхаристии: чисто таинственный, чисто духовный и таинственно – духовный 1121 . Чисто таинственным была бы такая Коммуния, когда кто получил бы, находясь в смертном грехе (недостойное причащение). Чисто духовную Коммунию «получает» тот, кто фактически к причащению не приступает, но внутренне действительно хочет это сделать. Третий вид получения есть настоящее, достойное получение: человек получает Причащение физически и духовно, будучи в состоянии Божией благодати. Можно еще присоединить четвертый вид – чисто материальную Коммунию, когда ее получает некрещеное лицо или некое животное». 1122

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010