«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;» ... 85 «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более нежели Меня, не достоин Меня;». 86 «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня»... 87 «... получит конец жизни, который обещал Господь любящим Его». 88 «... не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» 89 Если человек не любит Бога, он не сможет войти в Царство Небесное: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран – афа». 90 Послушание Христу и Апостолам, на которое неоднократно указывается в Новом Завете, является проявлением на деле любви к Христу, о которой говорилось выше. Послушание Христу, апостолам и пастырям Послушание нужно рассматривать, как неотъемлемую часть любви к Богу. И здесь вполне уместна параллель житейскому моменту: если человек кого–то любит и уважает, он будет стараться ничем не огорчить его, а если тот человек занимает более высокое положение, будет беспрекословно выполнять все поручения. Самое печальное, что многие совершенно не понимают самой простой истины – если мы называем себя христианами и хотим спастись, то обязаны исполнять написанное в Священном Писании (Евангелии, Деяниях, посланиях, Откровении) причем не по своей воле решать, что правильно, что – нет, чему верить, а чему – нет. Христос пришел возвестить Свою Волю и ее нужно только исполнять и правильно понимать. О необходимости правильного вероучения говорилось выше. Здесь отметим: не может человек отменять и пересматривать Слово Божие, точно так же как не может простой человек по – своему понимать гражданские законы: – нарушит закон и будет нести наказание, и никто не спросит, как он понимает нарушенную статью закона, а осудят, и слушать не станут. Тем больше нужно слушать Всеведущего Бога: – Он и самые тайные мысли наши знает, не примет Он на Страшном Суде отговорок и философской премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». 140 «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие таинств, священная трапеза, ни принятие тела, ни причастие крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякаго греха». 141 Неотъемлемой частью нравственности является правильное почитание Бога, а нравственное самосовершенствование немыслимо без укрепления в истинной вере. Сравнение Исторически сформировались три взгляда на добрые дела: – православный, изложенный выше, и не совпадающие с ним католический и протестантский. Католическое юридическое воззрение. Заключается в том, что добрые дела заглаживают грехи человека. Вплоть до того, что можно совершить даже больше добрых поступков, чем нужно для спасения. Мнение не имеет оснований в Священном Писании. Оно не учитывает того, что все люди искуплены Страданиями Спасителя: «... Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, ...». 142 «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только наши, но и всего мира» 143 . «... прощены вам грехи ради имени Его». 144 «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» 145 . «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. ... Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих,»... 146 Из вышеприведенных высказываний совершенно ясно следует, что ни о какой плате за грехи нет и речи – Христос пострадал за грехи всех, каждый же человек должен добиваться, чтобы это прощение греха, содержащееся в потенции, отнеслось бы лично к нему. Католическая точка зрения не учитывает параллельных мест и игнорирует требование достижения святости, подменяя его формальным деланием добрых дел в качестве платы за грехи. Мы имеем дело с глубочайшим искажением основ духовной жизни, ее цели и сути доброделания. Юридическое воззрение фактически развивает низшую стадию доброделания, трансформируя ее в цель.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Католические богословы в большинстве своем придерживаются мнения, что Божия Матерь умерла и была воскрешена. Это течение называют морталистами, но есть и богословы, придерживающиеся мнения, что Пресвятая Богородица не умерла и была взята с плотью на небо. Это течение называют имморталистами. 1074 Сравнение Православное учение о смерти Божие Матери основано на Священном Предании, которое гласит, что Пресвятая Богородица умерла и была погребена в Гефсиманском саду. Опоздавший на три дня на погребение Апостол Фома прибыл в Иерусалим и хотел попрощаться. На третий день после погребения гроб открыли и обнаружили, что тела нет. 1075 По учению Православной Церкви Пресвятая Богородица была воскрешена Своим Сыном и взята с телом на небо. Католическая аргументация неправильно использует цитаты из Священного Писания. Случай воскресения святых не может быть аргументом в исследуемом вопросе, так как касается определенного и конкретного случая, указывает на всемогущество Божие, но не имеет никакого отношения к утверждению о том, что Пресвятая Дева Мария была взята с телом и душой в небесную славу. Псевдологические рассуждения о подобии судеб тел и душ, а также о природе связи, которая объединяла Мать с Сыном, не просто не имеют основания в Писании, но даже противоречат Евангелию: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». 1076 Иисус Христос родился совершенно чистым и святым: «... раждаемое Свято наречется Сын Божий». 1077 Христос был совершенно безгрешен – не имел ни единого даже малейшего греха, Его плоть была свободна от греха и растления 1078 и Он был свободен от закона смерти: «Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, яко беззакония не сотвори, вземляй грехи мира, ниже обретеся лесть во устех Его, не был подчинен смерти, ибо смерть вошла в мир через грех. И так, Он умирает, претерпевая смерть за нас, и Самого Себя приносит Отцу в жертву за нас». 1079

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Крещение должно совершаться через троекратное погружение, обливание и окропление в православии является практикой допустимой только в крайнем случае, когда человек тяжело болен или нет достаточного количества воды. В приходах, где есть возможность, желательно устраивать бассейны для погружательного крещения взрослых. В разговорах с инославными не следует стесняться признать, что наша практика обливательного, а, точнее, окропительного крещения получила распространение в годы гонений и, со временем, погружательное крещение снова будет общеупотребительной практикой. Название «водное крещение» применяемое сектантами относится и к православному – ведь в воде крестим, водой обливаем или окропляем! Есть секты, отвергающие крещение водой, крестящие Духом. Вышеприведенные слова Спасителя ясно указывают на необходимость крещения водой. В Писании ясно выделяются два совершенно разных момента: – крещение в воде и получение Даров Святого Духа, составляющие внешнюю и внутреннюю стороны Таинства крещения. Это подтверждают вышеприведенные цитаты, а также: «... кто может запретить креститься водою тем, которые, как и вы, получили Святаго Духа?» 179 ; «... евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? ... и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха;»... 180 Особенно вторая цитата свидетельствует о двух моментах – крещении водой и схождении Святого Духа. Следует обратить внимание, что факт схождения Духа был в присутствии Апостола, который мог это подтвердить. Очень важно понимать – крещение в воде и получение Даров Святого Духа два совершено разных момента Таинственного возрождения человека. Слова Иоанна Предтечи, что за ним идет Тот, Который будет крестить Духом Святым и огнем 181 , следует понимать, как указание на отличие крещения Иоаннова от Новозаветного, которое совершается Духом Божиим при погружении в воду. Иначе будет противоречие в тексте, чего в Писании быть не может и, следовательно, трактовка, отвергающая крещение водой, не имеет основания в Писании. Предтеча говорил об отличии Новозаветного крещения водой и Духом, установленного Самим Иисусом Христом, в котором человек рождается заново, от Иоаннова, совершавшегося в покаяние и не выходившего за пределы обрядового омовения 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». 79 «... без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает». 80 «... однако, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа»... 81 Именно слова: – «а кто не будет веровать, осужден будет» указывают на невозможность спасения без веры. Некоторые различия во мнениях может вызывать вопрос укоренения веры в сердце человека. Иногда возможно неправильное понимание слов: «Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас – Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». 82 Контекст указывает на то, что речь идет о спасении, что оно дар Божий верующим, а веру человек получает от слышания (или чтения) слова Божия: «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия». 83 Но вера не может быть просто отвлеченной неясной и не сформулированной, неосознанной. Есть детская вера, но эта искренняя вера подразумевает принятие слов Иисуса Христа всем сердцем, а также обязательное следование авторитету Православной Церкви, безоговорочное послушание. Вера должна полностью соответствовать Учению Иисуса Христа (см. выше о необходимости правильного понимания Писания). Для определения правильности веры, полноты следования учению Христа составляются изложения веры, символы веры . Именно из них мы узнаем, как кто верует. Подавляющее большинство сект не имеет исповеданий или изложений веры. Это специально и тонко рассчитанный шаг, целью которого является сокрытие вероучения. Утверждение о том, что допускаются самые различные мнения, является совершенным обманом – ведь тогда полностью допустима и православная точка зрения! Они крайне фанатичны и имеют достаточно ясно сформулированное учение, но его нельзя предать огласке – сразу будет получен обоснованный его разбор и станет видна полная его несостоятельность. Намеренное сокрытие учения позволяет в дискуссиях выдвигать множество взглядов, совершенно неожиданных, могущих своей абсурдностью привести в замешательство кого угодно. Столкнувшись с «не сформулированным учением» главное сохранять полное душевное равновесие и быть готовым тактично выяснить каждый вопрос до конца, направляя беседу в сторону выяснения основных моментов спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Молитвенными собраниями сектантов руководят особые люди. Не каждому разрешают выйти и управлять. Все заявления о том, что священники не нужны, сводятся не к тому, что нет необходимости в духовных руководителях вообще, а конкретно направлены против апостольского священства, которого у них нет. Нам же нелишне вспомнить, что священник необходим только для общественной молитвы, связанной с совершением таинств. При этом вполне можно привести несколько жизненных примеров, когда общественная молитва у православных была без священника, а потом поглубже рассмотреть вопрос о необходимости Апостольского преемства и таинств. Празднование воскресения и покой субботы Ряд сект считает необходимым соблюдать субботний покой, установленный четвертой заповедью Моисеевой. При этом православных упрекают в том, что они нарушают волю Божию. Христос многократно творил чудеса в субботу, подчеркивая, что Он является Господином субботы, а, подтвердив необходимость соблюдать ряд ветхозаветных заповедей, Он не упомянул субботы. С другой стороны, Христос сказал, что: – «закон и пророки до Иоанна» 259 , тем самым, отменив соблюдение ветхозаветного закона. Следующие за этой фразой слова о том, что ни одна черта из закона не пропадет, следует понимать с учетом параллельного места: – «Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». 260 «Слова эти имеют такой смысл: невозможно, чтобы закон остался без исполнения, но и малейшая черта его должна быть выполнена, что и доказал Господь Своим примером, во всей точности исполнивши закон». 261 Христос исполнил закон всей Своей жизнью. Дальнейшие угрозы к неисполнителям относятся уже к несоблюдающим установления Христа 262 . Это подтверждается отменой обрядового закона Апостолами: – «Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, ... Ибо угодно Духу Святому и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Мы не клянемся Именем Божии или Богом, а перед лицем Бога обещаем говорить только правду, или быть верными данному обещанию. Этим мы не нарушаем установления Христа, а удостоверяем перед людьми, что говорим правду, призывая Бога в свидетели, а если обещаем, то даем обет (обещание) Богу, нарушение которого для христианина величайший грех. Таким образом, присяга есть, по сути, призывание Бога в свидетели или обещание перед Ним быть верными данному обещанию. Ложь или нарушение обещанного навлекает на человека величайшую кару Божию, поэтому Апостол Иаков и предостерегает от необдуманных клятв. Христос не запрещал давать обещаний Ему или Призывать Его в Свидетеля правдивости сказанных слов. Как же иначе христианин докажет правдивость своих слов? Посты Кроме православия посты соблюдают староверы и католики, правда, католики в менее строгой форме. Остальное инославие и сектантство постов не соблюдает и решительно выступает против их необходимости. Суть поста в послушании Христу. Противники постов основываются на словах Спасителя «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». 289 Этого, по их мнению, достаточно для того, чтобы не поститься, так как пища не может осквернить, и, следовательно, нет греха в том, что человек не постится – ведь он не оскверняется от пищи. В данном случае не учитывается параллельное место, когда Спаситель сказал Ученикам, что поститься они будут после Его смерти: «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». 290 Христос установил пост, совершенно не связывая это установление с обрядовым осквернением, поэтому совершенно неправильно говорить об осквернении скоромной пищей: – грех не постящихся в непослушании Христу. Пост – средство, помогающее человеку в духовной жизни. Он имеет две стороны: – внешнее воздержание от мясной и молочной пищи, уменьшающее телесные силы и облегчающее духовное делание, и внутренний пост, заключающийся в усиленном покаянии и воздержании от греха, то есть период особого внимания к состоянию своей души.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, который Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их,»... 169 Эти выдержки особенно ярко указывают на недопустимость понимания слов Апостола Петра в смысле принадлежности священства каждому христианину. В качестве аргумента, на котором основывают возможность получения священства в сектах, используют описания случаев схождения Святого Духа на людей без участия Апостолов. Сектанты, приводя эти моменты, утверждают, что они именно таким образом получили священство непосредственно от Бога. В Деяниях Апостольских описаны случаи схождения Духа Святаго и на не крещенных, но, как это ясно из контекста, описаны особые случаи, когда самим Апостолам давались знамения о необходимости просвещать крещением необрезанных. Особенно важно отметить, что события происходили в присутствии самих Апостолов, которые и могли лично засвидетельствовать истинность происшедшего. 170 Но нет никаких оснований утверждать, что это был дар священства. Очень примечателен случай схождения Святаго Духа на Корнилия сотника и его семью. Есть основания полагать, что оно сопровождалось теми же явлениями (огненные языки и шум) как и в день Пятидесятницы. 171 Но и здесь не говорится о получении даров священства. Нет никаких оснований утверждать, что таким образом непосредственно от Бога, можно получать Дары Святого Духа и, тем более Дары священства. Вышеописанные случаи должны были побудить Апостолов отменить исполнение обрядового закона для прозелитов из язычников. Апостол Павел исполнился Духа Святаго через возложение рук Анании, а Апостолы, бывшие в Иерусалиме, это подтвердили, приняв Павла в общение. 172 Утверждение о том, что посвящает община не имеет оснований в Писании – Апостолы возлагали руки сами, а не община. В ряде сект имеются утверждения о том, что в Апостольские времена не было трехстепенной иерархии, а под наименованием епископ и пресвитер имели в виду одну иерархическую степень.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Не менее характерен ответ Христа ученикам, когда на Тайной Вечери возник спор, кто из них больший. Христос не назвал Петра, а наоборот «... сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий». 778 И опять ни слова о роли апостола Петра! Эти цитаты, особенно вторая, свидетельствуют, что Христос Сам не поставил Петра над остальными Апостолами, а даже наоборот намеренно не называл старшего между ними. В католической аргументации не рассмотрены параллельные места и сделан необоснованный вывод юридического характера. Власть ключей. Католическое учение «... и дам тебе ключи Царствия Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». 779 С этими словами Христос обратился единственно и прямо к Петру, обещая ему тройную власть в новом, религиозном обществе, которое Он называет Своей Церковью, власть, которая определяет положение на земле и небе, иными словами говоря, обещает Петру наивысшую власть в Церкви. Петр там будет скалой положенной в основание, силой и принципом единения. У кого ключ, тот может отпереть и запереть, впустить и не впустить внутрь, тот определяет, кому в доме быть, кому не быть. Кто связывает, тот запрещает, кто развязывает, тот разрешает – тот издает законы и их интерпретирует, как хочет». 780 (Курсив мой Н.Т. Курсивом выделены доводы, носящие юридический характер.) Сравнение «... и дам тебе ключи Царства Небеснаго: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». 781 Ниже приводятся параллельные места. «Истино говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». 782 Это было сказано не только Петру, но и другим ученикам, приступившим к Христу. 783 «Сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». 784 Слова и действие относятся ко всем ученикам, собравшимся в доме. 785

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Необходимость крещения в воде особенно подчеркивается событием крещения Корнилия сотника: «Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» 183 . В то время, когда человек видимо погружается в воды крещения, благодать Божия невидимо действует на все существо крещаемого, совершая, по слову Спасителя, рождение свыше: «... аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия» 184 . Погружение является видимой стороной Таинства, возрождение совершается Духом Святым невидимо . Точно так же, лишь как акцент на одной из сторон христианского крещения, следует рассматривать высказывания о крещении во Христа. В последних стихах Евангелия от Матфея Апостолам дано указание крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Обязательность крещения в воде и крещение во имя Отца и Сына, и Святого Духа вытекает из принципа необходимости соблюдения всего, написанного в Священном Писании Нового Завета. Если в каком–либо месте делается акцент на одной из сторон Божественного установления, наша обязанность, исследовав текст, найти параллельные места и соблюсти весь объем требований по данному вопросу. Православное крещение совершается в три погружения. Основанием для этого является Апостольское постановление, зафиксированное в Правилах Святых Апостолов: «Аще кто, Епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единаго тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть мою крестите, но: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». 185 Православная Церковь признает не совершившимся крещение, если при этом не совершены три погружения или не произнесены слова о том, что человек крестится «во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Исторические свидетельства в писаниях святых отцов и правилах Соборов указывают на всеобщность в древней Церкви Крещения в три погружения. Исключения были, но это были именно исключения, которые полнота Церкви отвергала.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010