Я – Господь. 4Никто из потомков Аарона, если страдает он какой–либо кожной болезнью или имеет выделения болезненные, не смеет есть ничего от священных приношений, пока не станет чист. И дотронувшийся до того, что стало нечистым от соприкосновения с умершим, и тот, у кого было излияние семени; 5и кто коснется нечистой твари или человека, который нечист для него, и тем осквернится, – 6всякий прикоснувшийся к чему–либо такому будет нечист до вечера. Он не вправе есть что бы то ни было из святынь; ему надлежит прежде омыть свое тело водой, после захода солнца станет чист. Тогда сможет он есть свою часть от священных приношений, ибо это и его пища . 8Мертвечину или растерзанное зверем он есть не должен, дабы не оскверниться. Я – Господь. 9Священники должны повиноваться указаниям Моим, чтобы не навлечь на себя вины и не погибнуть из–за осквернения святыни . Я – Господь, Я освящаю их. 10Никто из посторонних не должен есть священные приношения: ни поселенец, ни наемный работник священника не должны есть святыни. 11Но раб, которого купит священник за деньги в свою собственность, может это есть. Эту пищу могут есть и те, кто родился в доме священника. 12Но дочь священника, вышедшая замуж не за священника , ничего от дара возносимого, взятого от священных приношений, есть не должна. 13Однако если дочь священника вдова или разведенная и нет у нее детей, если возвратилась в дом отца своего и живет там, как в дни юности своей, она может есть пищу отца своего. А посторонние есть ее не должны. 14 Если кто по неосмотрительности съест священное приношение – тот должен возместить священнику стоимость этого приношения, прибавив к ней пятую часть ее. 15Священники пусть не унижают достоинство тех святынь, кои сыны Израилевы возносят Господу, 16позволяя им по недосмотру есть священные приношения, навлекая на себя вину и наказание. Ведь Я – Господь, Я освящаю их“». О жертвоприношениях достойных и неприемлемых 17Господь опять говорил с Моисеем, Он велел 18обратиться к Аарону и сыновьям его, ко всем сынам Израилевым и сказать им: «Если кто–то из израильтян или переселенцев, живущих в Израиле, вознамерится по обету или из особого рвения принести Господу свое животное как жертву, полностью сжигаемую, 19то, чтобы жертва его была богоугодной, животное должно быть без изъяна, мужеского пола, из крупного рогатого скота, овец или коз.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

ст. 4). Это Он повторяет и в момент совершения чуда, в ответ на робость Марфы перед зловонием разлагающегося тела (ср. Ин.11:39–40 ). В этой точке повествование о Воскрешении Лазаря требует сопоставления с рассказом об исцелении слепорожденного. И там Господь говорит о явлении дел Божиих (ср. Ин.11:3–4 ), совершение которых ограничено недолгими часами кончающегося дня. В повествовании о Воскрешении Лазаря, вместо дел Божиих, речь идет о Славе Божией (ср. Ин.11:4, 40 ). И что еще важнее, Слава Божия, противополагаемая смерти, получает свое выражение в прославлении Сына Божия (ср. ст. 4). Догматически явление Славы Божией чрез прославление Сына Божия объясняет единение Отца и Сына, о котором Сын свидетельствует во всеуслышание в молитвенном обращении к Отцу у могилы Лазаря (ср. ст. 41–42). Но мы уже видели, что на всем протяжении Ин. Страсти Христовы толкуются как Его Слава (ср. Ин.7и др.). Мы помним и то, что в жертвенной смерти Пастыря-Сына получает выражение любовь к Нему Отца (ср. Ин.10:17 ). Указание на прославление Сына Божия неизбежно направляет мысль читателя к Страстям. Ожидаемая развязка оправдывается и течением событий. Как мы видели, весь вводный отрывок Ин.11:1–16 стоит под знаком смерти, причем сильно подчеркивается опасность, грозящая Иисусу в Иерусалиме (ср. ст. 7–9 и 16). Ее предвидят и ученики (ср. ст. 8–10 и 16). И прямым последствием Воскрешения Лазаря оказывается решение иудейских начальников убить Иисуса (ср. ст. 46–53). Иисус удаляется вместе с учениками «в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим» ( Ин.11:54 ). Приближалась Пасха. В Иерусалиме наплыв паломников. И «первосвященники и фарисеи дали приказ, чтобы, если кто узнает, где Он, донес, дабы схватить Его " ( Ин.11:57 ). Решение начальников убить Иисуса налицо. С ним считается и Сам Иисус. Значение Воскрешения Лазаря не только в том, что оно символически выражает содержание Иоанновских речей на протяжении всей первой части Евангелия. Последние наши наблюдения показывают, что оно устремлено и в будущее и направляет внимание читателя к неизбежности Страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Лк.11:37–38 . «Фарисей просил Его к себе обедать»: подобное этому см. Лк.7и прим. «Хотя Господь знает недоброжелательство фарисеев, однако же обедает с ними, по тому самому, что они были лукавы и нуждались в исправлении. Ибо для того Он обедает с ними, чтобы иметь повод к улучшению нравов их» (Феофил.).– «Не умыл рук перед обедом»: об омовении рук перед вкушением пищи см. прим. к Мф.15и Мк.7:4 . Фарисей удивился этому тем более, что Христос перед тем только что был среди народа, прикосновение к которому, по мнению фарисеев, требовало после того омовения. Этот обычай – омывать руки перед обедом и после – произошел вероятно от того, что на Востоке обыкновенно не употребляли ложек, вилок и пр., а брали кушанья рукой из общего блюда. Собственно предосудительного в этом обычае умывать руки не было, но фарисеи сделали из него религиозный предрассудок, что не редко и обличал Господь. Лк.11:39 . «Господь сказал ему» и пр.: обличительные на фарисеев изречения, весьма сходные с теми, какие помещены ев. Матфеем в длинной обличительной речи против фарисеев, сказанной Господом незадолго до его страданий (гл. Мф.23 ). – Евангелист Матфей об этом обеде у фарисея не упоминает. Господь, часто обличавший фарисеев, вероятно, иногда повторял при подобных обстоятельствах изречения свои против них. Вероятно и то, что ев. Лука, не сообщающий грозной речи Спасителя против фарисеев, помещенной у ев. Матфея, заимствовал из нее некоторые изречения и вложил их в уста Господа, при обличении Им фарисеев, за обедом у фарисея, о котором он один повествует. – «Ныне вы, фарисеи»: ныне – не в противоположность лучшему древле, ибо ниоткуда не видно, чтобы Господь одобрял фарисейство прежних родов; это слово – «ныне» стоит здесь как общее неопределенное выражение в смысле вот, да, и т. п. – «Внешность чаши и блюда» и пр.: см. прим. к Мф.23:25 . У ев. Матфея противоположение внешнего чаши и блюда внутреннему, содержащемуся в них; у ев. Луки противоположение внешнего чаши – внутреннему душевному состоянию самих фарисеев; общий смысл впрочем один и тот же: внешность чаши чиста, а то, что в ней, приобретено хищением и неправдой, которыми заражена душа (внутренность) фарисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к Быт. 1:20 ; Исх. Ис. 27:1 . 9:6. Горние чертоги. Желая показать абсолютную власть Бога над творением, Амос начинает с описания «многоярусного» или состоящего из множества помещений святилища или дворца на небе (ср.: Пс. 77:69 ; Ис. 66:1 ). Эти «горние чертоги» соединяют купол небес с водами, на которых они покоятся (см.: Пс. 103:3 ). Впервые горние чертоги упоминаются в эпосе «Энума элиш». В нем описывается храм Эсагила, посвященный богу Мардуку в Вавилоне, в котором боги «построили огромную многоярусную башню высотой с Апсу (воды выше небес)». В библейском и древнем ближневосточном мировоззрении космос представлялся храмом, а храм – микрокосмосом. 9:7. Сыны Ефиоплян. См. коммент. к Чис. 12:1 . 9:7. Филистимляне из Кафтора. О связи филистимлян с Кафтором (Критом) см. коммент. к Иер. 47:4 . В Иез. 25они также отождествляются с критянами. См. коммент. к Втор. 2о связи филистимлян с аввеями. Показывая заботу Бога обо всех народах, пророк руководствуется идеей универсализма, всеобъемлющей любви Бога. Филистимляне и арамеи, как и израильтяне, были приведены в Палестину, но условия завета между Яхве и Израилем требуют, чтобы ныне народ Израиля потерпел наказание. 9:7. Арамляне из Каира. ( В оригинале – «из Кира».) Амос рассматривает Кир как родину арамейских племен, однако в 4Цар. 16Кир упоминается как место, куда ассирийские завоеватели переселили арамеев после казни их царя Рецина. По-видимому, это обстоятельство находит подтверждение в Ис. 22:6 , где Кир упоминается наряду с Эламом, к востоку от Тигра. В анналах Тиглатпаласара I (1115–1107 гг. до н. э.) сообщается о миграции этих племен в Ассирию на протяжении XII в. до н. э. Здесь, как и в 1:5, Амос, вероятно, хочет сказать, что Бог может изгнать израильтян из Ханаана с такой же легкостью, с какой Он возвратил арамеев на историческую родину. 9:9. Зерно в решете. Процесс обработки зерна включал его обмолот на току с помощью молотилок, веяние (см.: Иер. 4:11 ) и просеивание через сито для удаления мелких камешков и другого сора.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   Как Царство Божие первоначально должно было открываться в народе израильском — для того избранном и подготовлявшимся — так и проповедь о приближении сего Царства должна была быть предложена сынам Царствия, а потом уже от них, через них и после них, прочим народам. Посему, как Сам Иисус Христос говорит, что Он нест послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 15:24), так и ученикам Своим повелевал на путь язык не ити и во град Самарянский не входити, но ити паче ко овцам погибшим дому Израилева.    Сие запрещение проповедовать язычникам и Самарянам объясняется:     а) Недостаточностью подготовки самих проповедников, не убо бе пришёл в мир Дух Святый, Его же хотяху приимати веруюиии во Имя Его (Ин. 7:39); и Который должен был научить учеников и наставить их на всякую истину (Ин. 16:13;)     б) Трудностью проповеди язычникам — не подготовленным откровениями, обетованиями и пророчествами к пониманию тайны воплощения Сына Божия — и Самарянам, ослеплённым предубеждениями против Иудеев (Лк. 9:52,53­Ин. 4);     в) в особенности же предубеждениями самих Иудеев против язычников и Самарян (Ин. беседа с Самарянкой Ин. 4), из опасения, чтобы сами Иудеи не отвергли проповедников, если бы узнали, что они ходят к отверженным, по их мнению, язычникам и нечистым Самарянам.    Как проповедники мира и любви, Апостолы и продолжатели их дела должны при входе в город или селение приветствовать благословением мира, хотя и обычным у Иудеев, но только у проповедников Евангелия получившим своё настоящее значение, так как они только вносили в душу человека мир с самим собой и примирение с Богом. Но если приветствуемый не был достоин мира, то мир возвращался к Апостолам, то есть мирное благожелание оставалось недействительным, как бы возвращалось к благожелателям. Но самое большее наказание тем, кои не приняли Апостолов, было удаление их от негостеприимного дома или города и отрясение праха от ног их, как бы во свидетельство того, что между ними и отвергшими их нет ничего общего.    Следствием же такого удаления должна была быть столь печальная участь, какая не постигла даже отверженные города Содом и Гоморру. Участь эта настолько несчастна, насколько Апостолы выше Лота — проповедника покаяния отверженным городам, и насколько условия узнания истины у Иудеев выше таких же условий в погибших городах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

3:11. Увенчала мать в день бракосочетания. Во время брачной церемонии жених и невеста увенчивались венцами ( Ис. 61:10 ; ср.: Есф. 2:17 , где царь возлагает царский венец на голову Эсфири и делает ее царицей). О том, чтобы сын увенчивался матерью, в библейском тексте нигде больше не говорится, хотя, если рассматривать этот эпизод в контексте мудрого правления Соломона, здесь можно усмотреть связь с «прекрасным венком», возложенным Премудростью на своего избранника ( Прит. 4:9 ). Мать пользовалась в семье непререкаемым авторитетом и играла главную роль в том, что касалось сердечных дел. 4:1–7. Описание тела возлюбленной. Киль отмечает, что большая часть описаний сосредоточена на динамике, движении, а не на внешнем сходстве. Так, глаза похожи на голубиные не по очертаниям, но они действуют как голуби (см. коммент. к 1:15). 4:4. Столп Давида. Как явствует из египетских «Любовных песен» и скульптурных изображений (бюст Нефертити), длинная шея у женщин была в моде. Таким образом, сравнение со столпом Давида, вернее с крепкой и стройной башней Давида, здесь вполне уместно (см.: сравнение со столпом из слоновой кости). Однако такого рода строение археологам неизвестно, и неясно, где оно находилось – в Иерусалиме или в каком-то другом городе. Значение имела даже не столько форма башни, сколько тот факт, что она была символом гордости и славы города. Этот образ не впервые используется в Библии для описания шеи (напр.: Пс. 74:5 ). 4:4. Щиты, повешенные на башне. Описание женской шеи продолжается сравнением щитов, которые украшают башню (ср.: 3Цар. 10:16,17 ), с ожерельем и нитками бус, которые носят богатые женщины или возлюбленные (см.: Прит. 1:9 ; Песн. 1:10 ; Иез. 16:11 ). В своем «Плаче о Тире» Иезекииль говорит, что щиты на стенах города придавали ему величие ( Иез. 27:10,11 ). 4:8. Вершина Аманы. Герой призывает свою возлюбленную спуститься к нему с недосягаемых вершин. Это метафора отражает страстное желание влюбленного быть рядом со своей возлюбленной, а не ее действительное нахождение в столь далеком месте. Амана – одна из вершин Антиливанских гор, вблизи истока реки Аман.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

С другой стороны, слово, переведенное как «колесо» (galgal), может относиться к котлу. Такое толкование основано на его сходстве с аккадским понятием gulgullu, которое, вероятно совсем не случайно, означает еще и «череп». Книга Песни Песней Соломона 1:1. Лобзание. Поцелуй в губы рассматривался как выражение пылкой любви по всему Ближнему Востоку, хотя в Египте в древности его часто заменяло касание носами. 1:2. Благовоние мастей. Для курения и умащения тела использовали целый ряд благовоний, основными ингредиентами которых были масло и смолы растений, в том числе мирра и ладан (см.: Ис. 60:6 ; Иер. 6:20 ). Шафран, аир и алоэ привозили из Индии, корицу – из Шри-Ланки, нард – из Непала. О других способах применения благовоний в библейские времена см. в коммент. к Исх. 30:34–38 и Прит. 27:9. 1:4. Кидар. Кидар – одно из самых могущественных арабских племен в Северной Аравии в период между VIII и IV вв. до н. э. Оно упоминается в ассирийских и нововавилонских хрониках, а в Быт. 25его происхождение возводится к Измаилу (см. коммент. к Быт. 25:12–16 ; Ис.21 :16и42:11). Кидарские шатры делались из шкур животных или тканей, которые натягивались на шесты и представляли собой трехсторонние конструкции. Черный цвет обусловлен, вероятно, тем, что материал покрытия был изготовлен из черной козьей шерсти (см. коммент. к Исх. 26:7–13 ). 1:10. Золотые подвески с серебряными блестками. Как и в Прит. 25:11 , библейский автор использует здесь образ искусно изготовленного ювелирного украшения, чтобы продемонстрировать свою влюбленность. Об украшениях см. также в коммент. к Ис. 3:18–23 . 1:12. Мирровый пучок. Мирровые деревья растут к северу от прибрежных холмов Йемена и Омана, в зоне, орошаемой дождями, выпадение которых определяется действием юго-западного муссона. Мирра, красноватая ароматическая смола, каплями сочится из надрезов, сделанных в коре стволов и колючих ветвей. Мирру использовали для изготовления благовоний и в медицинских целях. Ее естественный аромат, несколько напоминающий скипидар, был довольно устойчивым, поэтому ее нередко помещали в саше для усиления сексуального удовольствия или использовали для уничтожения запахов, часто наполнявших в те времена дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24), который был ей прислан Катбертом; а пара обуви, принадлежавшая святому, уже после его смерти принесла выздоровление монаху, страдавшему от паралича (гл. 45). Взгляд Беды на мощи святого как на источник исцелений основан на Священном Писании и святоотеческой традиции и относится к воззрениям общехристианского характера. Неслучайно поэтому желание одного из персонажей жития иметь хотя бы «крошечную частицу нетленных мощей» (гл. 45) святого. Чудом является и обретение мощей Катберта. Одиннадцать лет спустя после смерти Катберта его гробница была открыта. Монахи «обнаружили тело целым, как если бы оно было все еще живо, суставы рук и ног сгибались, и Катберт был скорее похож на спящего, чем на усопшего. Более того, все облачения, в которые он был одет, не только не истлели, но казались совершенно новыми, и цвета их чудесным образом не поблекли» (гл. 42). Беда подчеркивает необычность этого происшествия, описывая реакцию монахов, которые были очевидцами чуда: они «были поражены великим страхом и трепетом, так что они едва дерзнули сказать что-либо» (гл. 42). Подобное отношение к чуду определяется Священным Писанием (Мк др.). У мощей Катберта «и до сего времени не перестают происходить чудеса, если этого требует вера просящих» (гл. 43). Однако, бывают случаи, когда чудо исцеления не происходит. Поясняя исчезновение «льняного пояса» (гл. 23), который был прислан Катбертом тяжело больной Аэльфлед, Беда пишет: «Ясно, что божественным смотрением совершилось так, что святость возлюбленного Богом мужа могла быть явлена верным в этих двух чудесах и что недоверчивые были лишены всех поводов для сомнения в его святости. Ведь если бы пояс все время находился в том месте, больные всегда желали бы приходить туда; и если бы один из них случайно не удостоился исцеления от недуга, он стал бы хулить пояс по причине его бессилия, потому что не исцелился, тогда как сам больной был недостоин исцеления» (гл. 23). Вероятно, объяснение того, почему чудеса иногда не происходят, было необходимо во времена Беды, так как еще во времена Катберта часть населения Древней Англии придерживалась языческих верований и проповедь христианства продолжалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В договорах и царских указах часто в конце высказывались проклятия или угроза наказания за неповиновение официальному повелению. Напрашивается сравнение с проклятием Иисуса Навина ( Нав. 6:25,26 ) в адрес того, кто перестроит Иерихон, или князя, который переместит ворота, построенные царем Азитаваддой из Каратепе, вопреки его запрету. Аналогичного рода заявление записано также в эпилоге кодекса Хамураппи, где на будущих правителей возлагается ответственность вершить справедливый суд, дабы не навлечь на себя проклятие богов. Сажание на кол – казнь, которая изображена на ассирийских рельефах из Лахиса и отражена в ряде царских архивов. Эта казнь известна и в Персии, например, так поступила Аместрис с Инаром (вождем ливийского восстания) во время правления своего сына Артаксеркса. Жертву обычно не хоронили, и ее останки уничтожались птицами и насекомыми. Одно проклятие Дария, которое он использовал в своих надписях, гласит: «Если ты не изгладишь эти слова, пусть Ахурамазда поразит тебя и разрушит твой дом», тогда как в другом случае написано: «Путь поразит тебя Ахурамазда за твои дела». 6:12. Проклятие именем местных божеств. Поскольку многие в Древнем мире верили, что боги связаны с определенными местами и народами, мысль о том, что все происходящее в пределах данной божественной «юрисдикции» подвластно местному божеству, представляется вполне закономерной. 6:13–22 Освящение храма и празднование Пасхи 6:15. Дата завершения строительства. Такое важное событие, как завершение строительства второго храма, требует точной датировки. Указанные здесь данные позволяют определить, что речь идет о двенадцатом месяце вавилонского календаря, адаре, который приходится на февраль-март. Шестой год Дария, вероятно, падает на 515 г. до н. э., а третий день месяца адара указывает на то, что строительство завершилось 15 марта 515г. до н. э. Следует отметить, что автор 1Езд. Иосиф Флавий приводят дату 23 адара, и некоторые исследователи отдают ей предпочтение, поскольку 3 адара была суббота.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

22 Моисей так и сделал, как повелел ему Господь: призвал Иисуса, поставил его перед Элеазаром–священником и всей общиной, 23возложил на него руки и поручил ему служение, как повелел Господь через него, Моисея. Дополнительные указания о жертвоприношениях 28 Господь дал Моисею 2такие вот еще указания для сынов Израилевых: «Вы в ответе за то, чтобы все приношения Мне, пища Мне – дары для благоухания Мне приятного – были предо Мной в определенное для них время. Жертвоприношение каждодневное 3 Скажи им: «Вот дар, который вы должны приносить Господу каждый день: два годовалых ягненка без изъяна – это постоянное, непрекращающееся всесожжение. 4 Первого ягненка надлежит приносить в жертву утром, второго – вечером, перед наступлением темноты; 5к этому нужно будет прибавлять хлебный дар: десятую часть эфы лучшей муки, политой четвертью гина чистого елея, выжатого из маслин. 6Такое непрерывное всесожжение было учреждено на горе Синай как дар приятного благоухания Господу. при этом в возлияние следует использовать на каждого ягненка четверть гина крепкого напитка ; это возлияние должно совершаться пред Господом на святом месте. 8Второго ягненка надо будет предавать огню вечером, перед наступлением темноты, и делать с ним надлежит всё то же, что и с утренним приношением: прибавляя и в этот раз возлияние. Это дар Господу, благоухание Ему приятное. Субботние жертвоприношения 9В субботний день два годовалых ягненка – опять же без изъянов каких–либо – должны быть дополнительно принесены в жертву, а также две десятых эфы лучшей пшеничной муки, политой елеем, и положенные возлияния. 10Такое всесожжение следует совершать каждую субботу сверх непрекращающихся, постоянных всесожжений и положенных возлияний. Ежемесячные жертвоприношения 11А в первый день каждого месяца приносите Господу такое всесожжение: двух молодых быков, одного барана и семь годовалых ягнят – всех без изъянов. 12 С каждым быком должен быть и хлебный дар из трех десятых эфы лучшей пшеничной муки, политых елеем; с бараном – две десятых эфы муки, политой оливковым маслом; 13а на каждого ягненка достаточно одной десятой части эфы муки, политой елеем. Это всесожжение, дар приятного благоухания Господу. 14Возлияния при этих дарах должны быть такими: по половине гина вина на каждого молодого быка, по трети – на барана и по четверти гина – на каждого ягненка. Это всесожжения, совершаемые каждый месяц, в первый день месяца, в течение года. 15А кроме постоянного всесожжения приносите Господу козла в жертву за грех с положенным при нем возлиянием. О пасхальных жертвоприношениях

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010