И при том - это " если " ! Если бы сами собой оковы ниспали росой, если бы Бог не запретил самоубийства! К единственно видному для Гамлета исходу он приставляет это " если " , которое все убивает. Как Жак, когда он размышлял " вообще " , так и Гамлет, когда наткнулся на требующий ответа вопрос, не приходит и не может прийти ни к какому заключению. Чтобы увидеть, нужно всем существом своим захотеть посмотреть, Гамлет же хочет только, чтобы само собой случилось нечто такое, что облегчило бы его положение. Он " мыслитель " . События отражаются и запечатлеваются на поверхности его души, как предметы на фотографической пластинке: отчетливо, верно, - даже красиво - но мертво. Привнести от себя он не хочет и не может решительно ничего. Прежде было так, - теперь иначе. Он не узнает свет - и не только не хочет всмотреться в то новое, что открыл пред ним поспешный брак матери - он хочет забыть и старое. " Вопрос об отношении между добром и злом здесь, на земле, с его неразрешимой загадкой ведет к вопросу об управлении миром, о царящей справедливости, об отношении мира к Богу. И мысль - Гамлета и Шекспира - стучится в дверь тайны " , - говорит Брандес. " Вопросы " Гамлет разбирал еще отлично и в Виттенберге, где вместе со своим ученым другом Горацио не раз подходил к таинственной двери и не раз стучался в нее. Но теперь не в " вопросе " дело и не в том, чтобы " постучаться " . Гамлет, по обыкновению своему, натолкнувшись на трудное дело, ищет в сокровищнице своего ученического опыта материала для разрешения вопроса. Но там, куда обращает он свой печальный взор, нет ничего, что дало бы ему нравственную опору. Вся книжная мудрость кончается там, где начинаются житейские волнения, человеческие нужды, запросы души. Какая книга оправдает в его глазах - нет, не оправдает, а просто объяснит преступление родной матери? Он читал в истории, что были страшно преступные люди. Он знает про Нерона, умертвившего свою мать, знает вообще, какую силу имеет на земле " зло " . Но все эти сведения ничего не говорили ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

Патриаршее поздравление в связи с празднованием 450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав Российского государства 7 сентября 2007 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил президенту Кабардино-Балкарской Республики А.Б. Канокову поздравление в связи с празднованием 450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав Российского государства. Президенту Кабардино-Балкарской Республики Арсену Башировичу Канокову Многоуважаемый Арсен Баширович! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой — 450-летием добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав Российского государства. Благодарю за приглашение принять участие в этих торжествах. Однако, в виду принятых мною ранее обязательств, я, к сожалению, не смогу присутствовать на этом праздновании. Отрадно сознавать, что Вы стремитесь созидать мир и согласие среди жителей Кабардино-Балкарии, свидетельствуя о многовековой истории народов Кавказа, которые обладают сокровищницей культуры, укорененной в традициях, обычаях и быте. Посему Вы призваны сохранить и обогатить ее для будущих поколений. Уверен, что ныне, когда мир подвержен нестабильности, самоотверженными должны стать труды, направленные на сохранение и созидание подлинно справедливого, свободного и устойчивого миропорядка на всем Северном Кавказе. С уверенностью можно сказать, что нынешнее событие весьма важно в истории Кабардино-Балкарии, уже более четырех веков находящейся в составе России. В это памятный день, желаю Вам, многоуважаемый Арсен Баширович, мудрости и чувство справедливости, крепости душевных и телесных сил. Будьте настойчивы в защите интересов людей, заботьтесь о мире, общественном согласии. укреплении межнациональных и межконфессиональных отношений. Помощь Всевышнего да сопутствует Вам. руководству и многонациональному народу Кабардино-Балкарской Республики. С искренним уважением +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/291518.htm...

Ты же, когда постишься, помажь голову твою, умой лицо твое, чтобы не люди видели тебя постящимся, а Отец твой, сущий в тайне, и Отец твой, видящий тайны, воздаст тебе. Не копите сокровища ваши в сокровищницах земных, где их разрушают ржавчина и моль и где воры подкапывают и крадут. Копите же сокровища ваши в сокровищницах небесных, где ни ржавчина, ни моль их не разрушают и воры не подкапывают и не крадут. Ибо где твое сокровище, там и сердце твое. Светильник тела твоего есть око твое. Если око твое будет чистым, то и все тело твое будет ясным. Если же око твое будет негодным, то и все тело твое будет темным. Ибо если свет, коий в тебе, есть тьма, то сама тьма какова будет? Никто не может служить двум господам: ибо или к одному будет питать ненависть, а другого любить, или же одному будет опорой, а другого презрит. Не можете служить Богу и Маммоне. Потому говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что будете есть, и для тела вашего, во что оденетесь. Разве душа не больше пищи и тело не больше одеяния? Посмотрите на птиц небесных, кои не сеют, не жнут, не собирают в амбары, и Отец ваш небесный питает их. Разве вы не много больше их? И кто из вас может, размышляя, добавить себе единый локоть роста? И об одежде что вы заботитесь? Поразмыслите о лилиях полевых, как растут они: не трудятся, не прядут. Говорю же вам, что и Соломон во всей славе своей не покрывался так, как единая из них. Если же траву полевую, коя сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то сколь больше вас, скудные верой! Посему не беспокойтесь, говоря: «что будем есть, что будем пить или во что оденемся?» Ибо обо всем этом спрашивают язычники. Знает же Отец ваш, что вы нуждаетесь во всем сем. Посему ищите прежде Царства Божьего и справедливости его, а все сие приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем. Завтрашний же день сам позаботится о себе. Довольно каждому дню своей беды. Глава 7 Не судите – и не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким и будете судимы; и какой мерой будете мерять, такой и вам отмерено будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

11 . Впрочем, представляющееся мне здесь сомнение требует точного разрешения. Отвергающие пророков говорят, что пророк говорит: и вложих их в храм Господень в горнило ( Зах.11:13 ), а Евангелие: и дали их за землю горшечника ( Мф.27:10 ). Как же то и другое может быть справедливо, об этом выслушай. Эти строгие иудеи, архиереи тогдашние, увидевши, что Иуда раскаялся, когда сказал: согрешил я, предав кровь невинную, говорят ему: что нам до того? смотри сам ( Мф.27:4 ). Неужели нет дела вам, которые распинаете? Тот, который получил плату за убийство и назад отдал, узрит, а вы, убивающие, не узрите? Потом говорят между собой: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови ( Мф.27:6 ). Из ваших уст исходит осуждение ваше. Если нечиста плата, нечисто и дело, а если поступаешь по справедливости, распиная Христа, то для чего не принимаешь платы? Но нам нужно доказать, что нет разногласия, когда Евангелие говорит: землю горшечника, а пророк: горнило. Не только художники золотых дел имеют горнило, и не одни занимающиеся медной работой имеют горнило, но и горшечники имеют скудельное горнило. Ибо для очищения мягкой и тучной и нужной части земли от мелких камней и для отделения от нее негодной грязи сначала обливают глину в горниле водой, чтобы беспрепятственно обрабатывать сосуды. Чему же дивиться, если Евангелие говорит ясно: землю горшечника, а пророк предрек гадательно, так как в пророчестве по большей части говорится гадательно? 12 . Связали Иисуса и ввели во двор архиерея. Хочешь ли узнать и видеть, что и об этом написано? Исаия говорит: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих. А беззаконнику горе ( Ис.3:9–10 ). И поистине горе душе их! – посмотрим почему. Исаия был распилен, но после того исцелен народ. Иеремия ввержен в тинный ров, но излечена рана иудеев. Ибо она была не столь велика, потому что грех их был против человека. Но ныне, поскольку не против человека, а против Бога вочеловечившегося согрешили иудеи, то горе душе их! свяжем праведного. Но не мог ли, скажет кто-либо, разрешить Себя разрешивший от уз смертных четверодневного Лазаря (см. Ин.11:1–44 ), и разрешивший Петра от железных уз темничных? (см. Деян.12:7 ). В готовности предстоят

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

—155— жизни и, посредством загадок и образов внося образ истинного благочестия, как бы начертывает в наших душах тень научения чрез Христа. Поэтому-то и сказал Сам: «говорю вам, что всякий книжник, наученный царству небесному, подобен человеку богатому, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). Не малое и истинное богатство для человека представляет конечно и следование словам Моисеевым и получаемая от них польза в душе, но когда он воспринимает и красоту евангельского наставления, то украшается вдвойне, знанием и древних и новых законов. Поэтому Господь наш Иисус Христос , показывая, что Его заповедь лучше древней и что для живших под законом еще не доступна была спасительная проповедь, когда намеревался вознестись на небеса, закон любви наперед полагает как бы некоторым основанием и опорою всякого блага, но любви не по закону, а выше закона. Поэтому говорит: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Но каким образом, скажи мне, может спросить кто-либо, назвал эту заповедь новою Сказавший чрез Моисея древним: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всего разума твоего, и ближнего твоего как себя» ( Мк.12:30–31 ; Лк.10:27 ср. Мф.22:37–39 ). Вот, поставив, что и естественно, любовь к Богу выше и впереди всего прочего, присоединил рядом с нею и любовь друг к другу и с любовью к Богу сочетал и любовь к нам самим, так как и любовь к Богу по справедливости не могла бы быть в том случае, если бы за нею не следовала и подобающая любовь к ближнему, ибо все мы друг другу братья. Так и премудрейший Иоанн, прекрасно зная и научая —156— других, говорит: «любящий брата своего, Бога любит» ( 1Ин.4:21 ). Итак, каким образом Христова заповедь нова, хотя она и возвещена древними законами? Но замечай, пожалуйста, точность речи и смотри на дальнейшие слова. Ведь не удовольствовался тем, чтобы сказать: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга», но, показывая новость речи и что Его любовь гораздо выше той древней любви, разумею друг к другу, тотчас присоединил: «как Я возлюбил вас, да и вы любите друг друга».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3, 1). И поистине от такового " ночью " возьмут душу, ибо он не имеет озаряющего света богопознания, но находится в ночи богатстволюбия и омраченный ей захватывается смертью. Так, кто собирает сокровища для себя, тот по справедливости называется безумным и не успевает привести в исполнение свои намерения, но в самое время составления планов решительно исторгается из среды живых. Но если бы он собирал для бедных и для Бога, с ним не было бы так поступлено. Поэтому будем стараться " богатеть в Бога " , то есть на Него уповать, Его считать нашим богатством и хранилищем богатства. Не будем говорить: блага " мои " , но блага Божии. Если же блага Божии, то не будем отчуждать Бога от Его благ. Богатеть в Бога - значит веровать, что если я и все (свое) отдам и истощу, то и тогда ни в чем необходимом у меня не будет недостатка. Ибо сокровищница моих благ есть Бог: я отворяю и беру, что нужно. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Мало-помалу Господь восходит к учению о высшем совершенстве. Заметь же порядок. Он научил беречься любостяжания и присовокупил притчу о богатом в доказательство того, что желающий очень многого - безумен. Простирая учение далее, Он не позволяет нам заботиться и о необходимом. Как диавол, начиная с малых грехов, ввергает нас и в большие, почему и назван он у Иова (Иов. 4, 11) " могучий лев " , так, напротив, Господь, разрушая дела его, научает прежде бегать великих грехов, а потом указывает и начала их. Заповедав нам беречься любостяжания, доходит и до корня его, то есть заботы, чтобы и корень пресечь, и говорит: " посему говорю вам " . Поскольку, - говорит, - безумен тот, кто назначает сам себе продолжительную жизнь и, обольщаясь этим, желает большего, каков был помянутый богач, потому Я вам говорю: " не заботьтесь для души вашей, что вам есть " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Должно более стараться тебе о том, чтобы избавиться от власти диавола, который влечет тебя вместе с собою ко второй смерти, когда нечестивые, стоящие по левую сторону, услышат: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Об избавлении от этой второй смерти и следует позаботиться тебе. Может быть, скажешь: Как? Не имуществом, конечно, не деньгами; будь лишь справедлив, если хочешь избежать второй смерти. Деньги может отнять у тебя враг твой и потом уведет тебя в плен, и ты не будешь иметь, чем выкупить себя, так как всем имуществом твоим владеть будет тот, кто будет владеть и тобой. Справедливости же не потеряешь ты, если не захочешь. Во внутренней сокровищнице сердца твоего обитает она. Ее старайся иметь, ею старайся овладеть, чтобы потом избавиться от второй смерти. Если ты не захочешь этой второй смерти, ее не будет, так как будет у тебя, если захочешь, средство, коим можешь избавиться от нее. Правду же получает воля наша от Бога и пьет ее, как бы из своего источника. Всякий безпрепятственно приближается к этому источнику, если достойно приближается. Обрати внимание и на помощь, которая подается тебе. От неприятеля спасает тебя серебро твое. От первой смерти избавляешься ты иногда имением твоим. От второй смерти избавляет тебя кровь Господа твоего. Имел Он кровь и для того принял кровь, чтобы пролить для спасения нашего. Кровь Господа твоего за тебя проливается, если хочешь, и не за тебя, если ты не хочешь этого. Может быть, скажешь ты: имел кровь Господь мой, чтобы избавить меня. Но когда страдал, Он всю ее отдал. Что осталось еще у Него, чтобы Он мог дать еще и за меня? Но, однажды проливши кровь, Он пролил ее за всех. Кровь Христа — спасение для следующих за Ним и наказание для отвергающихся от Него. Будешь ли сомневаться еще ты, боящийся смерти, что лучше избавиться от второй смерти? А от нее избавляешься тогда, если берешь крест твой и следуешь за Господом, потому что Он подъял Свой крест и взыскал раба Своего.    5.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Обличая неверность Своего народа, поклонявшегося идолам, Бог повелевает Иезекиилю изречь пророчество к «горам Израилевым». Он обещает разрушить языческие жертвенники и положить «трупы сынов Израилевых перед идолами их», чтобы они узнали, что Он Господь (Иез 6. 1-7). По всей земле, где люди творили беззакония, «между идолами своими вокруг жертвенников их, на всяком высоком холме, на всех вершинах гор... где они приносили благовонные курения всем идолам своим», будут лежать те, кого Господь поразит в Своем гневе (Иез 6. 13-14). Однако истребление народа не будет окончательным, Бог сбережет из него «остаток». Когда они будут отведены в плен, то вспомнят о Нем, после того как Он приведет «в сокрушение блудное сердце их». Они поймут верность и справедливость всех исполнившихся грозных пророчеств и «почувствуют отвращение за то зло, какое они делали во всех мерзостях своих» (Иез 6. 8-10). Бог обращается к Иезекиилю еще с одной речью о грядущей погибели Израиля. Он говорит о неотвратимости наказания, к-рое Он, «Господь каратель» (Иез 7. 9), возложит на народ за «все мерзости» его (Иез 7. 1-3), и о приближении «дня смятения», когда Он изольет весь гнев Свой. Все человеческие чувства, радости и печали теряют смысл: «...купивший не радуйся, и продавший не плачь; ибо гнев над всем множеством их» (Иез 7. 12). От гнева Господня нигде не будет спасения, от него невозможно скрыться: «Вне дома меч, а в доме мор и голод. Кто в поле, тот умрет от меча; а кто в городе, того пожрут голод и моровая язва» (Иез 7. 15). Те, кто уцелеют, будут проводить жизнь в нищете и в стыде, золото и серебро потеряют для них цену, ибо они бессильны «спасти их в день ярости Господа» (Иез 7. 19). В наказание за использование израильтянами драгоценной утвари для идолослужения Бог попустит чужеземным завоевателям, «злейшим из народов» (Иез 7. 24), захватить св. город и осквернить храмовую сокровищницу (Иез 7. 22). Все это народ заслужил: «Поступлю с ними по путям их, и по судам их буду судить их...» (Иез 7. 27).

http://pravenc.ru/text/293579.html

Слава, о которой здесь говорит Премудрость, которой может быть причастен человек, откликнувшийся на ее зов – это слава у Бога, слава в Царстве Небесном. Не каждый человек, который идёт по пути добродетели, становится славным в этой земной жизни. Некоторых святых Господь делает известными еще при жизни, других прославляет после смерти, как, например, святого отрока Артемия Веркольского, добродетели которого были явлены через внезапное открытие его нетленных мощей. А кого-то Господь оставляет безвестными на земле, но в Своём Небесном Царстве Он всех их удостоит славы. Также Премудрость говорит: «у Меня правда», поэтому все правдолюбцы, все, кто ищет правды, справедливости, должны знать, что искать нужно у Христа. Притч. 8:19 «Плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра» ( Притч. 8:19 ). Потому что ни отборное серебро и ни золото человека не спасают, а спасает Христос, ипостасная премудрость Божия. Поэтому плоды её лучше, чем что-либо из материальных вещей. Притч. 8:20 «Я хожу по пути правды, по стезям правосудия» ( Притч. 8:20 ). Святитель Григорий Нисский так комментирует эти слова: «Как прекрасно приводить душу в движение и упражнение на этих путях!» То есть, подражая премудрости Божией, христианин должен стремиться ходить по этим путям правды, правосудия. И ходить – не то что один раз пройти, а регулярно ходить и не довольствоваться тем, что один раз исполнил заповедь. Притч. 8:21 «Чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю» ( Притч. 8:21 ). Прежде всего имеются в виду «неветшающие хранилища» на небесах, в которых собирается «негиблющее сокровище». Хотя и здесь, на земле, Господь не оставляет верующих в Него. Это не значит, что Он делает всех их богатыми. Богатство, к сожалению, людей чаще губит, чем спасает. Но при этом необходимое для жизни Господь обеспечивает как праведникам, так и их детям. Притч. 8:22 Следующий 22 стих был очень важен во время арианских споров. В синодальном переводе Библии этот стих звучит так: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» ( Притч. 8:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

„Наконец, – говорит Филиппи, – Божественная воля, которую Христос пришел исполнить вместо нас, требовала от нас не только святой смерти, но и святой жизни“. – Но этому с полной справедливостью можно противопоставить слова Меланхтона: „lex (divina) obligat vel ad obedientiam vel ad poenam“, но не „ad poenam et ad obedientiam“. Божественная воля относительно греховного человечества ближайшим образом состояла в том, чтобы посредством святой смерти Богочеловека удовлетворить Божественному правосудию, осудившему нас за грех на смерть и этим способом примирить Бога с нами; а потом, правда, что искупленное человечество должно вести святую жизнь при помощи благодати св. Духа, ниспосылаемого верующим по силе искупительных заслуг И. Христа, но это промыслительное действие Божие о верующих в И. Христа, есть уже не искупление, а освящение, причем и в этом случае нравственные недостатки верующих по силе искупительных заслуг Христовых просто прощаются милосердием Божиим и благодатию св. Духа, но не возмещаются из сокровищницы совершенного исполнения Христом нравственного закона; добродетели Христа не переводятся на нас по подобию того, например, как в банке могут быть переведены деньги с богатого человека на бедного. Принявши obedientia activa, протестанты в существе дела вновь возвратились к католическому учению о сокровищнице сверхдолжных заслуг Христовых, из-за которого они отделились от католиков, и вся разница между католиками и протестантами в этом случае только та, что там известную часть заслуг Христовых выдает тому или другому верующему папа, а у протестантов всякий сам себе берет из сокровищницы святой жизни Христовой столько, сколько ему нужно и угодно, что в практической жизни может вести к большей нравственной распущенности, нежели Римское учение о сокровищнице сверхдолжных дел и об индульгенциях. Таким образом, выходит, что протестанты, убегая от одного зла, пришли к другому, большему. Посему и сами более благомыслящие протестантские богословы не признают деятельного послушания И. Христа необходимым средством примирения. Так, напр., Крейбиг пишет: „собственно примиряющее есть страдание как таковое, а деятельное послушание не средство к примирению, а предположение ходатайства и необходимое условие (condition sine quo non) примирения“ 656 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010