Некий юноша происходил из знатного рода. Отец был комитом и необыкновенно богат. Юноша оставил родителей и с великой ревностью пришел в монастырь. Старец, чтобы испытать его смирение, немедленно приказал ему возложить на свои плечи десять больших корзин, в продаже которых тогда не было необходимости, носить по улицам города и продавать. К поручению было добавлено еще одно условие, с целью как можно дольше удержать новоначального в его послушании, чтобы он не продавал всех корзин разом, если бы кто и пожелал купить их оптом, но продавал их по одной. Юноша исполнил это с покорностью. Поправ всякий стыд ради любви ко Христу, он возложил корзины на свои плечи, носил их по улицам, продавая так, как ему было приказано, а вырученные деньги принес в монастырь (107, 537). Источник. Видели мы одного чудного мужа. Он жил в маленькой пещере, в которой возможно было помещаться только одному человеку. К нему во время его трапезы стала приходить волчица, и редко когда она ошибалась, не попадая к принятию пищи. Ожидала волчица всегда у входа в пещеру столь долго, доколе пустынник не выносил ей остатков от своей трапезы. Тогда она лизала его руки и уходила, как бы исполнив долг свой и получив утешение. Случилось, что святой отлучился на продолжительное время из пещеры, провожая посетителя, и возвратился только к ночи. В это время приходила волчица к обычному часу трапезы. Ощутив, что келья пуста, что господин ее ушел, она вошла в пещеру, тщательно отыскивая обитателя. В пещере висела корзинка из пальмовых ветвей с пятью хлебами. Из этих хлебов волчица достала один и съела, и, совершив преступление, ушла. Источник. Пустынник, возвратившись, увидел, что корзинка повреждена и что недостает одного хлеба. По оставшимся крохам от съеденного хлеба он легко угадал виновного. Справедливость подозрения подтвердилась последствиями: в следующие дни волчица не приходила, не решаясь прийти к тому, кому она нанесла оскорбление. Прерванное знакомство с воспитанницею огорчало пустынника. Призванная его молитвами, она, по прошествии семи дней, возвратилась и села, как обычно, перед пещерой в то время, как пустынник принимал пищу. Однако, какова была стыдливость кающейся! Волчица не осмелилась подойти так близко, как подходила прежде, но сидела вдали, опустив глаза в землю по причине глубокого стыда, чем ясно выражала, что просит прощения. Пустынник, сжалившись над нею, приказал ей подойти ближе и, ласково погладив рукой по голове печальную, угостил ее удвоенным количеством хлеба. Получив прощение, волчица развеселилась и снова начала исполнять принятую ею на себя обязанность – посещать пустынножителя. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен. Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих – это начатки учения, для преуспевающих – приращение ведения, для совершенных – утверждение; это глас Церкви. Он делает празднества светлыми; он производит печаль, яже по Бозе ( 2Кор. 7, 10 ). Ибо псалом и из каменного сердца вынуждает слезы. Псалом – занятие Ангелов, небесное сожительство, духовный фимиам. Это – мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели и вместе учились полезному. От этого и уроки лучше напечатлеваются в душах. Ибо с принуждением выучиваемое не остается в нас надолго; а что с удовольствием и приятностию принято, то в душах укореняется тверже. Источник. Чему же не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь? Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетования славы, откровения таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге Псалмов... (свт. Василий Великий , 5, 156–157). Источник. ...Книга Притчей есть образование нравов, исправление страстей и вообще учение жизни, заключающее в себе множество правил для деятельности (свт. Василий Великий , 8, 166). Источник. ... Екклесиаста касается естествословия и открывает нам суету того, что в этом мире, чтобы не почитали мы для себя вожделенным преходящего и душевных забот не тратили на суетное (свт. Василий Великий , 8, 166). Как путнику во время жара дорога чаша холодной воды, так слово Божие орошает душу (прп. Ефрем Сирин , 30, 137). Источник. Что сладкий мед устам человека, то словеса Божии душе боящихся Господа (прп. Ефрем Сирин , 30, 210). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Четыре добродетели ограждают душу и избавляют ее от смущения врагов: милосердие, безгневие, долготерпение и забвение обид (прп. авва Исаия , 59, 50). Источник. Четыре вещи помрачают душу: ненависть к ближнему, уничижение других, зависть и ропот (прп. авва Исаия , 59, 51). Кто любит душу свою, тот, чтобы не погубить ее, делает дела, свойственные новому человеку (прп. авва Исаия , 59, 51). ...Душа, доколе обращается и беседует с Богом, бывает огнем, и пожигает врагов своих, которые обыкновенно утесняют ее, нанося ей вред во время нерадения (прп. авва Исаия , 59, 155). ...Душа, имеющая недостаток в какой-либо добродетели, не может переплыть волн страстей (прп. авва Исаия , 59, 157). Горе нам, что мы к болезням и недугам телесным довольно внимательны, к болезням и язвам душевным, самым тягчайшим – бесчувственны. Горе нам: ибо главнейшая часть человека, душа, покоряется плоти, которая есть оной раба; часть худшая повелевает лучшею, вместо того, чтобы обоим им согласно служить Творцу своему Богу (прп. авва Исаия , 59, 190–191). Украшение тела есть разорение души... (прп. авва Исаия , 89, 350). ...Душа похожа на железо, которое, если будет оставлено в небрежении, ржавеет... (прп. авва Исаия , 89, 405). сотворена была созерцать Бога и озаряться Им... (свт. Афанасий Великий , 1, 134). ...Душа, и не учась, желает свойствено ей и сообразного с ее природою. По сей-то причине для всякого похвально целомудрие, достойна одобрения справедливость, удивительно мужество, вожделенно благоразумие. Сии добродетели душе более свойственны, нежели телу здоровье (свт. Василий Великий , 5, 143). Душа... грешника, живущего по плоти, погрязшего в телесных удовольствиях, валяется в плотских страстях, как в тине. Враг, попирая ее, старается еще более осквернить и, так сказать, погребсти, наступив на падшего и ногами своими втаптывая его в землю, т. е. жизнь поползнувшегося – в тело (свт. Василий Великий , 5, 173). Источник. Когда душа не будет раболепствовать мудрованию плоти, но в сознании того, что дано ей от Бога, восприемлет приличные ей величие и достоинство, тогда в ней глас Господень ( Пс. 28, 4 ) (свт. Василий Великий , 5, 205). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Авва Тифой сидел в своей келье, а брат стоял близ него. Авва, не видя его, вздохнул. Не заметил он брата потому, что был в восхищении. Но, придя в себя, поклонился брату и сказал: «Прости меня, брат! Еще не сделался я монахом, потому что вздохнул при тебе» (97, 275). Авва Даниил рассказывал: «Пришли мы однажды к авве Пимену и обедали с ним. После обеда он сказал нам: «Пойдите, братия, отдохните немного». Братия пошли, а я остался, чтобы поговорить с ним наедине, и пошел в его келью. Но он увидел, что я иду к нему, и лег, будто бы он хочет спать. Таково было правило у старца – делать все втайне» (97, 217). Источник. Брат, воздерживавшийся от пищи и хлеба, пришел к старцу. В это время старца посетили странники; и он приготовил для них немного кашицы. Когда сели вкушать, воздерживающийся брат поставил перед собою моченый горох и ел его. Когда же встали из-за стола, старец отвел того брата в сторону и сказал ему: «Брат! если ты придешь к кому-либо, не обнаруживай перед ним жительства своего; если же хочешь никогда не нарушать принятых тобою обычаев, то пребывай в келье, не выходи никуда». Брат признал справедливость слов старца и с того времени, когда приходил к братии, уже следовал общему порядку жительства (106, 497–498). Источник. Некогда во время праздника братия вкушали трапезу в церкви. Один из братии не ел вареной пищи. Прислужнику сказали об этом, и тот, подозвав другого брата, сказал: «Такой-то брат не ест вареного, принеси ему соли». Тогда встал один из старцев и сказал брату: «Лучше бы тебе сегодня есть в своей келье мясо, нежели услышать таковое слово перед всеми» (106, 497). Ученик блаженного Иоанна Милостивого, пресвитер Евлогий, великий подвижник, постился по два дня и был прославляем людьми. Он пришел в Панефос к авве Иосифу, надеясь увидеть у него еще более строгое подвижничество. Старец принял его радостно и предложил на трапезе все, что у него было. Увидя это, ученики Евлогия сказали старцу: «Пресвитер ничего не вкушает, кроме хлеба и соли». Но авва Иосиф продолжал есть молча. Евлогий провел у него три дня и не слышал, чтобы старец и ученики его занимались псалмопением, не видел, чтоб они молились, потому что подвиг их был тайный.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Прекрасная вещь – конь, и чем он по природе горячее и резвее, тем лучше. Но он требует наездника и управителя. Если наездник как должно распорядится природными свойствами животного, то употребит его с пользою для себя и достигнет предположенной цели: и сам останется целым, и животное окажется весьма годным в дело. Если же наездник худо правит молодым конем, то конь неоднократно сбивается с дороги, попадает на дорогу непроезжую, низринувшись же со стремнины, уносит иногда с собою и самого седока, и нерадение наездника подвергнет опасности обоих. Так рассуждай и о душе с телом. Тело получило естественные стремления, которые не бессмысленны, но, без сомнения, на что-нибудь хороши и полезны, но оно не получило на свою долю рассудка, чтобы преимуществом разума почтена была душа. Если душа как должно управляет стремлением тела, то и тело спасено и душа пребывает вне опасности. Если же вознерадит об управлении и, объятая сном беспечности, перестанет держать тело в узде, то и само тело, как не имеющее рассудка, совращается с прямого пути и душу ввергает в равные со своими падениями (нестроения), не по собственной негодности, но по нерадению души. Ибо если бы телесные страсти были бы таковы, что их не могла бы укрощать душа, то по справедливости было бы виновно тело. Но если они стали покорны многим потщившимся преодолеть их, то тело не может быть обвинено теми, которые стараются очернить его, называя первым виновником порока. Достойна же укоризны за нерадение душа, ослабившая власть свою над телом, а… также и поставившая себя во зле чрез оскудение в ней добра (5,330). Как мог демон отдалить тебя настолько от Христа, уловить твой язык, и слух, и зрение, о несчастная душа? Где ты блуждаешь вне кроткого Света, волнуемая житейскими желаниями, беспокойствами, заботами, трепеща одной тени страха, служа обольщениям, иссыхая и истаивая в порывах кипящего гнева? Не предавайся, душа, кружениям парящего ума, но и не забывай своей жизни, когда приближаешься к плоти, к прикровенным и явным плотским недостаткам! Пусть в дольнем мире возмущаются все житейскими бурями, пусть здесь время, как шашками, играет всем: и красотою, и богатством, и неверным счастьем, и могуществом! А я, крепко держась за Христа, никогда не покину надежды, что увижу сияние Воединосочетаемой Троицы, когда достояние великого Бога (душа), теперь смесившаяся с плотью, а прежде – образ Божий, вступит в единение с Небесным (12,21).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Так как Бог даровал нам блага, превышающие человеческое разумение, то Он но справедливости требует веры, потому что не может быть твердым тот, кто ищет объяснений (свт. Иоанн Златоуст , 55, 399–400). Если же Он не терпит никакого вреда, когда мы отрекаемся от Него, то значит, что Он требует исповедания нашего не для чего иного, как для нашей же пользы (свт. Иоанн Златоуст , 55, 789). ...Мы приняли веру просто, так что не имеем нужды прилепляться к бесчисленным ересям и входить в исследования, но все то, что вздумают прибавить к ней или убавить, считаем неправым (свт. Иоанн Златоуст , 56, 83). Источник. ...Мы, хотя бы тысячу лет пребывали в вере, еще младенцы, если остаемся нетвердыми в ней, если не ведем сообразной с нею жизни... (свт. Иоанн Златоуст , 56, 88). Вера требует души бодрственной и юной, возвышающейся над всем чувственным и парящей выше немощных помыслов человеческих (свт. Иоанн Златоуст , 56, 181). Трубные звуки никак не могут разрушить каменных стен, хотя бы кто трубил тысячу лет; а вера может делать все! (свт. Иоанн Златоуст , 56, 220). Вера укрепляет, а разум колеблет, потому что вера противна разуму (свт. Иоанн Златоуст , 56, 271–272). ...Вера пребывает с имеющими ее; она не обманывает обладающего ею, не изменяет приобретшему ее; не похищается ворами, недоступна для грабителей... ее охраняет Бог, ради нее доставляющий всем все с готовностью (свт. Иоанн Златоуст , 56, 399). Источник. Вера не принимает заключений не потому, что они безрассудны, но потому, что она превосходит всякое размышление (свт. Иоанн Златоуст , 56, 445). ...Мужи евангельские и апостольские вполне чувствовали, как всякое добро совершается не иначе, как с помощью Господа, и исповедали, что своими силами или свободою своей воли они не могут сохранить невредимою даже веру свою; почему молили Господа то вспомоществовать ей, то даровать ее. Если таким образом вера Петрова имела нужду в помощи Божией, чтобы не ослабеть; то кто будет столько самонадеян и слеп, что для сохранения ее в себе думал бы не иметь нужды в непрестанном содействии Божием, особенно когда Сам Господь в Евангелии ясно выразил, говоря: якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете... без Мене не можете творити ничесоже ( Ин. 15, 4–5 ) (прп. авва Пафнутий, 57, 219–220).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Ему приятны не столько многоценные приношения, сколько нелицемерные жертвы от чистого сердца (свт. Иоанн Златоуст , 55, 941). Два вида благочестия... Первый самый святой и божественный – в душе; потому что прекраснейшая и самая угодная Богу жертва – иметь чистое сердце, представлять в уме Божие присутствие, твердо и постоянно хранить оное во святилище души. Другой вид – в чистоте тела. В ком нет сих двух видов, тот, если принесет в дар самые редкие драгоценности суши и моря... не угодит Богу (прп. Исидор Пелусиот , 62, 205–206). Источник. ...Любителю того, что угодно Богу, по справедливости даруется упоение обилием небесных благ (свт. Кирилл Александрийский , (36, 11). Источник. Если желаем воистину угодить Богу и блаженнейшею возлюблены быть от Него любовью, представим Богу ум наш нагим, ничего от века сего не влекущим с собою и в себе, ни искусства, ни знания, ни софистического мудрования, хотя бы мы изучили всю премудрость мирскую. Ибо Бог отвращается от того, кто приступает с самомнительным нравом, упитан тщеславием и надмен (прп. Иоанн Карпафский , 91, 89). ...Как никто из произведших множество изделий не может сказать, что произвел их ночью и без света, так и тот, кто ведет жизнь Богу угодную, не может сказать, что ведет ее без Умного Света. Если дерзнет кто сказать это, то явный он лжец и сын диавола. Таковый никогда не познавал себя и немощи своей, и совсем не вступал на путь Божий (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 165). Источник. ...Какими делами угодили Богу удалявшиеся в горы и жившие в пещерах? Никакими, кроме дел покаяния с верою и любовью. Оставя мир весь, они последовали Христу, и прияв Его в себя, упокоивали, насыщали и напояли Его в себе, посредством покаяния и слез (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 189–190). ...Устранимся, братие, молю, от Богу ненавистных дел и слов, чтобы со дерзновением называть Бога Отцом. Обратимся к Нему в истине, дабы и Он обратился к нам и очистил нас от всякого греха и сделал достойными Его божественной благодати. Ибо таким образом и во веки мы будем торжествовать и праздновать богодухновенно и духовно исполнение Божественного обетования – пришествие Всесвятаго Духа к людям и почивание Его на них, результат и исполнение блаженной надежды, в Самом Христе Господе нашем... (свт. Григорий Палама , 26, 247).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Возвысившись своею жизнью над всем миром и почитая одну только добродетель бесценным для себя стяжанием... проводит жизнь мирную, без печалей и борьбы. Потому что сокровище добродетели, хотя в нем принимают участие все люди, каждый по своим силам, вполне удовлетворяет ищущих его; не таково земное сокровище, которое, когда делят его на части, сколько прибавляют к одной части, столько же отнимают у другой, и избыток у одного сопровождается уменьшением участвующего в доле: отсюда борьба за большую часть, отсюда, вследствие уменьшения, возникает между людьми ненависть. А в оном сокровище стремление приобрести больше не возбуждает зависти, и восхитивший больше не наносит никакого ущерба тому, кто считает себя достойным равной части: но по мере того, как кто вмещает и сам удовлетворяется в своем благом желании, и богатство добродетелей не оскудевает у имевших оное прежде (свт. Григорий Нисский , 24, 306–307). Милосердие есть наилучшее семя добродетели (авва Евагрий, 89, 538). Муж добродетельный есть райское древо (авва Евагрий, 89, 602). Плоть Христова – деятельные добродетели; кто вкушает их, тот сделается бесстрастным (авва Евагрий, 89, 613). ...Главных добродетелей четыре: разумность, мужество, целомудрие и справедливость. Дело разумности... состоит в том, чтобы созерцать умные святые силы; дело мужества – стоять в истине и, хотя бы встретилось противоборство, не уклоняться к несущему; приняв семена от первого Земледельца, – отвращаться от всевателя (врага) свойственно... целомудрию . А дело справедливости – воздавать каждому по достоинству (авва Евагрий, 89, 666). Богатство добродетели так велико, настолько приятнее, настолько вожделеннее, что обладающие им никогда не захотят взять вместо него и всю землю... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 65). Источник. ...Добродетель! Она не только делами, но и страданиями своими не оставляет в темноте и безвестности и саму себя, и исполняющих ее (свт. Иоанн Златоуст , 44, 67). Источник. Одно обетование благ недостаточно для побуждения к добродетели, если не имеющих усердия к ней не поощряет страх наказания (свт. Иоанн Златоуст . 44, 171). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не надобно иметь вещь для того именно, чтобы оказывать милость; это скорее великая немощь, но и вовсе не имеющий, чем оказать милость, должен иметь милосердие ко всем, и тем может помочь нуждающимся, сделавшись беспристрастным к вещам житейским, а к людям имея сострадание (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 42). ...Всеми мерами помогайте вдовству, оказывая ему должную справедливость, особенно же, если найдется действительная вдовица, лишенная человеческой помощи... (свт. Василий Великий , 6, 59). Источник. ...Если, приобретая праведными трудами, не приносишь Богу приношений, которыми бы питались нищие, то сие вменится тебе в хищение... (свт. Василий Великий , 8, 337). Источник. Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтоб не быть нам осужденными в недостатке любви и в немилосердии (прп. Ефрем Сирин , 30, 144). Источник. Человек страннолюбивый – чистая пшеница (прп. Ефрем Сирин , 30, 200). Кто оказывает милость ближнему, тот найдет милость у Господа: но суд бо без милости не сотворшему милости ( Иак. 2, 13 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 213). Источник. ...Очистим себя милосердием, отрем сим прекрасным злаком нечистоты и скверны душевные, и убелимся, одни, как волна1, другие, как снег (см.: Ис. 1, 18 ), по мере благосердия нашего (свт. Григорий Богослов , 13, 43). Источник. Старайся приобрести в тесных обстоятельствах благоволение свыше. Дай взаим Богу милосердие. Никто не раскаивался из принесших что-либо Богу. Он щедр на воздаяние, наипаче же тамошними благами Он вознаграждает тех, которые здесь что-либо принесли и дали Ему взаим; иногда же, чтобы уверить в будущих благах. Он награждает и здешними благами. Еще мало, и мир прейдет и тень исчезнет. Воспользуемся временем, искупим непостоянным вечное (свт. Григорий Богослов , 13, 97). Пришел нищий? Вспомни, как ты был убог, и как обогатился! Он просит у тебя хлеба или пития; или, может быть, другой Лазарь лежит у твоих ворот? Устыдись таинственной Трапезы, к которой ты приступал, Хлеба, которого вкусил, Чаши, которой приобщился, освященный Христовыми страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Благодать Всесвятаго Духа не только преподает людям нравственное и догматическое учение, но и прямо научает их тому, как должны воспевать они Творца (свт. Иоанн Златоуст , 49, 739). ...Божественная благодать не дается тем, кто не имеет благого произволения... (свт. Иоанн Златоуст , 49, 792). ...Кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог дарует все, а в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы и то, что он имеет, и Бог не сообщит ему даров Своих... Это не значит, что Бог отнимает у него, но что не удостаивает его даров Своих (свт. Иоанн Златоуст , 51, 476). Благодать не истощается и не оскудевает. Этот источник струится беспрестанно, и от полноты его мы можем исцелить и души, и тела наши (свт. Иоанн Златоуст , 51, 689). Источник. Благодать изливается на всех... Но те, которые не хотят воспользоваться этим даром, те по справедливости самим себе должны приписывать такое ослепление (свт. Иоанн Златоуст , 52, 58). ...Не только наше происхождение из небытия, но и немедленное, по происхождении, научение тому, что должно делать и чего не делать, вложение закона этого в самую природу нашу, внедрение в нас неподкупного судилища совести – все это есть дело величайшей благодати и неизреченного человеколюбия (свт. Иоанн Златоуст , 52, 93). Источник. ...Получив столь великую благодать и истину, не сделаемся, вследствие самой великости дара, беспечны. Чем большей мы удостоены почести, тем более должны быть и добродетельны (свт. Иоанн Златоуст , 52, 95). Как солнечные лучи светят каждый день и никогда не истощаются, и свет от их излияния на многие предметы не уменьшается, так и еще более сила Духа нисколько не уменьшается от множества приемлющих ее (свт. Иоанн Златоуст , 52, 239). Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается (свт. Иоанн Златоуст , 52, 335). Мы были врагами и грешниками, были лишены дара Божия и стали ненавистными Богу; а благодать есть свидетельство примирения, и дар подается не врагам и лицам ненавистным, но друзьям и людям благоугодившим. Поэтому надлежало прежде принестись за нас Жертве, разрушиться вражде во плоти, нам соделаться друзьями Божиими и тогда уже получить этот дар (свт. Иоанн Златоуст , 52, 336).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010