Главное сооружение архитектурного комплекса монастыря - 3-нефный 3-этажный Троицкий собор с 2 приделами в честь Успения Пресв. Богородицы и прп. Иова Почаевского. К собору пристроены 2-этажные кельи с трапезной и теплая ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1890). 3-ярусная колокольня оформлена с использованием в декоре кокошников, колонок и поясов. В одной из келий читается «Неусыпная Псалтирь». 1-го числа каждого месяца (по ст. ст.) вокруг обители совершается крестный ход с копией чудотворной иконы «Споручница грешных» - главной святыней монастыря. В нояб. 2001 г. была совершена попытка украсть этот образ, но грабителям удалось снять только серебряный оклад с украшениями. В К. м. имеются также иконы с частицами мощей святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Феодосия Черниговского, Тихона Задонского, Иоанна Тобольского, вмч. Пантелеимона, преподобных Иова Почаевского, Варлаама Киево-Печерского и др. В окт. 1990 г. полностью сгорели постройки Воскресенского мон-ря, где в те времена находилась торговая база. В 1994 г. развалины обители были переданы К. м. В восстановленной Воскресенской обители находятся церкви в честь Воскресения Христова и в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 30 апр. 1990 г. мон-рю было передано здание бывшей школы-приюта, в к-ром разместились «школа религии», актовый зал, мастерская по изготовлению свеч, а также гостиничные номера для приезжих священнослужителей. Осенью 1998 г. при К м. была открыта Регентская школа, в 2001 г. преобразованная в Корецкое регентско-катехизаторское ДУ. С 2006 г. функционирует отд-ние церковного кроя и шитья. Как и до революции, воспитанницы размещаются в кельях старого Воскресенского мон-ря. Арх.: ЦГИАК. Ф. 11 (Житомирский градский суд). Оп. 1. Д. 9, 11; Ф. 25 (Луцкий градский суд). Оп. 1. Д. 53, 69, 154, 187, 191, 200, 225, 244, 245, 255, 264; Ф. 2227 (Колл. док-тов Волынского музея). Оп. 1. Д. 15; ФКМФ-36 (Волынская метрика). Оп. 1. Д. 198; ГА Житомирской обл.- Ф. 1 (Волынская духовная консистория, 1795-1919). Оп. 1-72; ГА Ровенской обл. Ф. Р-204 (Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Ровенской обл.). Оп. 11. Д. 426, 537, 573; Оп. 12. Д. 142, 149, 162, 168, 204, 209, 244, 245, 262, 267, 274, 280, 295; ГА Тернопольской обл. Ф. 148 (Волынская правосл. духовная консистория, 1918-1939). Оп. 1-6; Арх. (монастырский, закрытого типа) ставропигиального Корецкого Свято-Воскресенского Троицкого жен. мон-ря, г. Корец Ровенской обл., Украина.

http://pravenc.ru/text/2057268.html

Корецкий Воскресенский монастырь в Новград-Волынском уезде. Эта необщежительная 2 класса обитель находится при местечке Корце, над рекой Корчиком, в 28 в. от уездн. г. Новград-Волынска. Основана она около 1571 г. князем Богушем Корецким и возобновлена в 1625 или 1633 году княжной Софией Корецкой, впоследствии игуменьей Серафимой. Несколько лет (с 1752 по 1765 г.) обитель находилась в руках униатов. В ней два храма – соборный Воскресенский и теплый Успенский. Оба они под одной крышей с корпусом. В обители хранится древняя икона Богоматери «Споручница грешных», по преданию привезенная из Рима кн. Корецким. С 1897 г. здесь учреждена двухклассная школа. Управляет игуменья. Любарский Свято-Георгиевский монастырь в Новград-Волынском уезде. Расположен в местечке Любаре, в 25 в. от станции Ю.-Зап. ж. д. «Печановки» и в 90 в. от уездн. города Новград-Волынска. Этим местечком в XVII в. владели князья Любарские, которые и основали в 1666 г. здесь мужской монастырь. Он считался православным, но в 1740 г. был занят униатскими монахами-базилианами. Через сто лет произошло воссоединение униатов с православной церковью, и обитель в 1839 г. перешла к православным, оставаясь мужской до 1871 года. По определению Св. Синода от 9 декабря 1872 г. она обращается в женский монастырь, а с 23 апр. 1873 г. фактически стала необщежительным женским монастырем, управляемым игуменьей. Храмов каменных три: соборный Свято-Георгиевский; теплый храм, построенный в 1776 г. и реставрированный в 1888 г., и третий – строящийся на доброхотные пожертвования. Овручская Васильевская община в г. Овруче. Община находится в городе, при древнем, возобновленном ныне храме во имя Св. Василия Великого . Учреждена по определению Св. Синода от 15–29 ноября 1906 года. Святогорский Зимненский монастырь во Владимиро-Волынском уезде. Монастырь этот находится в селе Зимне, в 5 в. от уездного города Владимира-Волынского, и расположен на высокой горе, на левом берегу реки Луга, почему и назван «Святогорским». Это первый по времени основания монастырь в Волынской епархии: предание говорит, что он сооружен в 1001 г. Св. равноап. кн. Владимиром и был первоначально мужским Успенским монастырем. Называется он еще «Печерским», так как в нем, под главной верхней Успенской церковью, расположены на протяжении нескольких десятков сажень пещеры, в которых некогда подвизались иноки монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Тригорский Преображенский , 2 кл., общ. (с 1911 г.), в с. Тригорье, в 25 в. от г. Житомира. Основан в кон. XVI в. кн. Владимиром Житомирским, в XVIII в. отпал в унию; в 1839 г. возвращен в православие. В нем находится почитаемая икона Божией Матери. При мон. школа с общежитием. В. Христорождественский , 1 кл., в г. Владимире-Волынском. Основан в 1755 г. иезуитами, которые в 1773 г. были удалены, и мон. в 1783 г. поступил во владение униатов – базилиан. В 1840 г. он был обращен в православный. По образцу католических костелов на главной монастырской церкви куполов нет, а есть две башни с западной стороны, увенчанные небольшими главами с 6-конечными крестами. При мон. школа. Женские: Городищенский Рождество-Богородичный , 3 кл., в 17 в. от г. Заславля, в 7 в. от ж.-д. ст. Шепетовки, при с. Городище. Основан в 1538 г. Здесь находится Шкаплерная икона Богоматери. Шкаплер – кусочки сукна в виде сердца, с вышитым на них именем Пресвятой Девы Марии. Шкаплер носили на плечах и груди члены католического монашеского братства, которое называлось шкаплерным. По закрытии католического монастыря Шкаплерная икона Богоматери перешла к православным. Она называется также и Городищенской. Богоматерь на этой иконе изображена без Предвечного Младенца, с семью мечами, воткнутыми в сердце. В мон. хранится серебряный вызолоченный крест с частицей древа креста Господня. При мон. школа, больница и странноприимница. Корецкий Воскресенский , 2 кл., в м. Корце, в 30 в. от г. Новград-Волынска. Основан – по одним в XII в., но другим в 1-й полов. XVI в.; с 1752–1795 г. был униатским. Здесь находится древняя икона Богоматери, известная под наименованием – «Споручница грешных» (см. ниже, об Одрином мон. Орлов. еп.). При мон. двухклассная школа. Любарский Георгиевский , 2 кл., в 90 в. от г. Новград-Волынска, в м. Любаре. Основан в 1614 г. и был мужским; в 1740–1839 г. был в унии; в 1872 г. обращен в женский. В нем находится чудотворная икона св. Онуфрия. При мон. школа. Овручский Васильевский , учрежденный в 1910 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Центр монастырской жизни – Свято-Троицкий собор. Он имеет престолы в честь Святой Троицы, в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Иова Почаевского . В Троицком соборе находится главная святыня – Корецкая икона Божией Матери «Споручница грешных». В специальном ковчежце покоятся частицы мощей Киево-Печерских угодников. С левой стороны в храме помещена икона «Собор Киево-Печерских угодников», которая сейчас чудесным образом обновляется. Икона была очень темной, нельзя было прочитать имена святых. Сейчас икона посветлела, нимбы святых засияли позолотой. Особо следует отметить золотошвейное искусство обители. Корецкий монастырь, единственный в Русской Православной Церкви сохранил это древнее рукоделие во всей полноте. Воскресенский Новодевичий женский монастырь Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 100. Императрица Елизавета Петровна пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, для чего передала свой летний дворец, известный под названием «Смольный», где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. Закладка храма во имя Воскресения Христова ознаменовала рождение Воскресенского Новодевичьего монастыря, часто называемого Смольным по месту расположения. Екатерина II учредила при монастыре училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт. Постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь. Возобновлен монастырь был при императоре Николае I. Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божией Матери в 1848 году. Из Казанского собора столицы по этому случаю доставили великую православную святыню – старинный чудотворный Казанский образ Божией Матери. В ноябре 1849 года была произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова. Только в 1854 году в Неделю Всех святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. По сторонам собора в монастырских корпусах устроены были две церкви. Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери освятили в 1854 году. Список Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон. Вторая церковь во имя Трех святителей вселенских в больничном корпусе освящена в 1855 году. Постройка собора с пятью приделами: в честь Воскресения Христова, Успения Божией Матери, архистратига Михаила, святителя Николая и Всех святых завершена в 1861 году.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Я наслушался этого, и мне пришла такая мысль в голову во время всенощной, когда читали кафизмы. Я сидел на хорах на первой скамейке и думал: “Ведь, наверное, нет здесь, в этом храме, преподобных Сергия и Германа, а в другом, наверно, месте, Валаам велик. Раку поставили здесь, в церкви, а их самих нет”. Так размышлял я. Вдруг у меня умиление сердца и на глазах показались слезы. Я взглянул на Божию Матерь – образ, который висел на колонне напротив креста, – Ее называют Валаамской Божией Матерью. Около этой иконы увидел я преподобных Сергия и Германа, они стояли у ног Божией Матери: один по правую, другой по левую сторону. Одеты были они в мантии и схимы, на плечах и на груди было написано: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас”. В руках они держали свитки, лица у них были тощие, глаза голубые, вид был Божественный. Они смотрели на братию, а у меня от радости слезы лились и душа рвалась к небесам. Я посмотрел опять на икону Валаамской Божией Матери, но преподобных Сергия и Германа больше не было, они скрылись. После этого я твердо уверовал, что они положены здесь, где находится рака, и что они во время службы присутствуют с нами и стоят у ног Божией Матери, молятся и смотрят на нас. Преподобные Сергий и Герман избавили меня от неверия». В 1913 г. инок Василий, как исправный послушник и известный начальству монастыря своей благочестивой жизнью, был направлен игуменом Маврикием в Москву на Валаамское подворье. Здесь в 1914 г. наместник монастыря иеромонах Павлин постриг Василия в мантию с именем Борис. Эконом подворья о. Иона назначил его пономарем и звонарем. На подворье в Москве о. Борис чудесно обрел список с чудотворной иконы Божией Матери «Споручни- ца грешных», о чем о. Николай рассказывал в своих «Записках»: «В воскресенье за поздней обедней народу было очень много. Я находился на хорах. Внизу продавали просфоры. Я сошел вниз и увидел около окна на столе против моей кладовки толстую доску, обернутую газетой и завязанную веревкой. Я подумал: “Наверное, кто-нибудь оставили придет взять” – и не обратил внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В дальнейшем наиболее полными сочинениями о святителе Тихоне явились труды: 1) Н.В.Елагина («Житие свт. Тихона», 1861, в последствие более 10 раз переизданное. Как считает ряд исследователей, Житие это было написано Елагиным совместно с профессором МДА П.С.Казанским, автором акафиста свт. Тихону Задонскому и последующей статьей о нем: «Труды св. Тихона 1-го, Епископа Воронежского, по управлению Воронежскою паствою», 1862); 2) книги протоиереев А.Лебедева (1865) и Н.Сергиевского (1898); 3) брошюра протоиерея В. Михайловского «Св. Тихон, епископ Воронежский и Задонский», составленная для народного и детского чтения; 4) жизнеописание свт. Тихона Задонского, составленное архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским) ( В книге «Русские святые», 1863). Однако эти авторитетнейшие издания, к сожалению, не содержат подробных сведений, касающихся семьи святителя Тихона. К примеру, нигде не обозначены в тех книгах точно даже имена всех братьев и сестёр святителя Тихона. Имеются и мелкие разногласия, касающиеся названия того места, где родился святитель (к примеру, оно именуется, то Корецк, то Короцк, то Короцко)... В данной статье я остановлюсь лишь на некоторых, на первый взгляд, б.м., совершенно второстепенных аспектах, касающихся святителя Тихона и его близких, а также мест, освященных его пребыванием или именем. Интересно, что многие из потомков родных братьев (а возможно и сестер) Тихона Задонского ещё в дореволюционное время проживали на территории Воронежской и Орловской губерний. Трудно поверить, что все без исключения потомки свт. Тихона Задонского исчезли с лица земли русской. Скорее всего, некоторые родственники его и поныне здравствуют, вероятно, даже не подозревая о своих родственных связях с одним из любимейших святых Святой Руси. ФАМИЛИЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА Прежде чем перейти к дальнейшему повествованию, давайте сначала попытаемся ответить на один предельно простой вопрос: Какую фамилию носил святитель Тихон в миру? В разных исследованиях, посвященных Тихону Задонскому, упоминаются следующие фамилии: Савельев, Кириллов, Соколов, Соколовский. Так какая же из них принадлежала святителю Тихону?

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/25/...

656 Часто же приходящу ему на нь герьцюви.– Имеется в виду Оттокар Богемский, который захватил титул австрийского герцога, женившись на Маргарите Бабенберг. 657 ...ужика ми еси и свояк.– Пржемысл II Оттокар был женат на сестре австрийского императора Фридриха II Маргарите Бабенберг, а ее сестра Гертруда была женой Романа Даниловича. 658 «Сына ми поими ко дщери, держите и у тали».– По немецким и венгерским источникам у Гертруды Бабенберг был сын от брака с маркграфом Германом V. Его король Бела взял в заложники (Махновец, с. 433). 662 ...на Городокъ и на Смоць... Възъвягляне...– Семоц (Семоч), Городеск, Жедьчевьев, Чернятин, Возвягль – города в Киевской земле; Тетерев – правый приток Днепра. 663 ...стоя на Корейки...– Корецк (Корейка, Корчев, Корец, Кореческ) – город в Волынской земле (ныне Корец Ровенской области на Украине). 665 Прилучи же ся сице за грхы загортися Холмови от оканьныя бабы.– К сожалению, летописец ограничивается этим объяснением пожара в г. Холме; однако ему важно подчеркнуть, что не татары подожгли его, как думали жители, поддавшиеся панике, имевшей весьма неблагоприятные последствия для подготовки Даниила Романовича к встрече с Куремсой. Зрелище горящего города описано летописцем в нескольких взволнованных фразах, причем упомянутый им город Львов до сих пор не упоминался в летописи и никаких объяснений насчет его возникновения не было. О начале же самого Холма он тоже расскажет позднее, а здесь, подчеркивая трагичность происшедшего, только обещает рассказать о создании города и о прекрасной церкви, погибшей в пожаре. 666 Созда же церковь ...огнь попали.– Описание церкви Иоанна Златоуста в Холме является драгоценным свидетельством об архитектуре XIII в. в Галицкой Руси. Географическое положение Галицкой Руси, а также то обстоятельство, что, в сравнении с другими областями, Галицко-Волынское княжество значительно меньше пострадало от монголо-татарского ига, обусловило своеобразные черты архитектуры и искусства этой области. Галицко-Волынские архитектурные памятники сочетают в себе черты, типичные для древнерусской архитектуры, с западным влиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, мы скажем теперь и об этом предмете то, что передали нам, научившись из древнего предания, богообразные наши священносовершители. Они говорили, что и справедливо, что мла денцы, будучи возводимы к таинствам по священному законоположе нию, будут вводиться в священный порядок жизни, делаясь свободны ми от всякого нечестия и отдаляясь от жизни, чуждой святыни. Приняв это во внимание, божественные наставники наши положили принимать младенцев по священному чину так, чтобы естественные родители при водимого ребенка передавали его какому–либо из посвященных в тай ны учения божественного доброму руководителю, которым бы впослед ствии дитя было руководимо, как богодарованным отцом и споручни ком священного спасения. Когда этот даст обет руководить младенцем в святой жизни, священноначальник повелевает произносить отречения и священные обеты отнюдь не так, как бы он посвящал в Божественные Тайны одного вместо другого, как говорят те порицатели. Восприемник не говорит: «Вместо ребенка я делаю отречения, или священные обе ты», но говорит, что ребенок отрицается и сочетавается, т. е. как бы так: «Я даю обещание внушить этому младенцу, когда он будет входить в разум и в состоянии будет понимать священное, чтобы он отрицался всецело всего вражьего и исповедовал и исполнял на деле божествен ные обеты». Мне кажется, ничего нет страшного в том, что дитя руко водится в божественном воспитании, имея у себя руководителя и свя щенного восприемника, который вкореняет навык к божественому и хранит его непричастным всему вражескому. Священноначальник пре подает также ребенку и причастие священных таин, чтобы он напитался ими и не знал бы другой жизни, кроме той, которая всегда устремлена к божественному, и причастника таин возращает в святости, утверждает в священных навыках и священнолепно возводит к совершенству под влиянием богообразного восприемника. Таковы–то, чадо, и так прекрасны доступные для меня единовидные тайны нашего священноначалия. Может быть, для других, прозорливей ших умов зримо не только это, но и гораздо более светоносное и богообразнейшее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Но Давыдович не слушался; тогда Святослав в другой раз послал к нему из Чернигова: «Ступай из Киева, идет туда Юрий; а я тебе Чернигов уступаю ради христианских душ». Изяслав все не хотел выйти из Киева, потому что этот город сильно понравился ему, говорит летописец. Наконец, сам Юрий послал сказать ему: «Мне отчина Киев, а не тебе». Без права и без особенного народного расположения Давыдович не мог более оставаться в Киеве и потому послал сказать Юрию: «Разве я сам поехал в Киев? Посадили меня киевляне; Киев твой, только не делай мне зла». Юрий помирился с ним (1156 г.) и вошел в Киев с четырьмя старшими сыновьями, которых посажал около себя: Андрея – в Вышгороде, Бориса – в Турове, Глеба – в Переяславле, Василька – на Поросье. На Волыни сидели Мстиславичи: Владимир с племянниками – Мстиславом и Ярославом; первый, как видно, успел помириться с Юрием, обещаясь действовать заодно с ним против племянников, на которых Юрий послал старого союзника своего и врага Мстиславичей – Юрия Ярославича с внуками брата его Вячеслава; они прогнали Мстислава из Пересопницы в Луцк; но и здесь он не мог долго оставаться спокойным; Юрий велел идти на Луцк зятю своему Ярославу галицкому; тогда Мстислав, оставив брата Ярослава в Луцке, сам ушел в Польшу за помощью; галицкий князь вместе с Владимиром Мстиславичем подошел к Луцку, но, постоявши несколько времени под городом, ушел, ничего не сделав ему. Юрий не мог продолжать войны с Изяславичами, потому что черниговский Давыдович в надежде на вражду Юрия с остальными Мономаховичами и на нерасположение к нему народа в Руси, не оставлял своих притязаний: немедленно по приезде в Чернигов он уже начал уговаривать Святослава Ольговича к войне с Юрием; но тот удовольствовался тем, что отобрал у племянника Святослава Всеволодовича три города (Сновск, Корачев, Воротынск), давши ему взамен какие-то три похуже, и не захотел вооружиться против старого союзника; Юрий, вероятно, знал о замыслах Давыдовича; с другой стороны, беспокоили его половцы; и потому он послал в Смоленск сказать Ростиславу Мстиславичу: «Сын! Приезжай сюда, а то мне не с кем удержать Русской земли». Ростислав приехал к нему и устроил мир между дядею и племянниками своими, причем Владимир Мстиславич и Ярослав Изяславич имели личное свидание с Юрием; но Мстислав Изяславич не поехал из страха, что киевский князь схватит его. Уладившись теперь с своими, Юрий послал сказать Давыдовичу решительно: «Приходи к нам на мир, а не придешь, так мы к тебе придем». Давыдович, видя, что все Мономаховичи в соединении, испугался и приехал вместе с Святославом Ольговичем на съезд, где уладились: Юрий дал им по городу на западной стороне Днепра: Давыдовичу – Корецк на Волыни, Ольговичу – Мозырь в Туровской область; кроме того, Юрий женил сына своего Глеба на дочери Изяслава черниговского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004   005