И вот я увидел, что зверь и цари земные и воинства их собрались сделать брань с Сидящим на коне и с воинствами Его. И схвачен был зверь и с ним лживый пророк, творивший пред ним чудеса, коими он прельстил людей, принявших начертание зверя и поклоняющихся изображению его, и живые оба ввержени были в озеро огненное, горящее жупелом. Прочие же убиты были оружием Сидящего на коне, исшедшим из уст Его. И все птицы небесные насытились плотию их. Господи! Сподоби нас со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать и петь Тебе немолчное: аллилуиа. Человек! Прислушайся к этому странному, величественному, поразительному голосу, происходящему как бы от многочисленного народа или от множества вод или, наконец, от сильных громов: аллилуиа – воцарился Господь Бог Вседержитель! Будем радоваться и веселиться и петь Ему славу, потому что пришел брак Агнца и жена Его совсем приготовилась. Сколько духовных существ будет ликовать в светлых обителях неба и какие бесконечные потоки славословия будут журчать там, выходя из несметного множества уст. Все будут знать только радость, конца не имеющую, и славословие непрестанное, сладостное. Земля с ее горестями и мучениями будет забыта; диавол со своими аггелами и людьми нечестивыми будут в геенне. Святые души, или святые Божии человеки, соединятся с Богом, и в этом-то соединении миру, радостям и блаженству, коих никто отнять не в состоянии, не будет конца. Так щедро Бог награждает любовь и верность к Себе слуг Своих! Гл.20. Святой Иоанн видит Ангела, сходящего с неба, имеющего ключ бездны и большой канат в руке своей. Он схватил диавола и связал его на тысячу лет; потом бросил в бездну, заключил его и печать положил над ним, чтобы он не прельщал людей, пока исполнится тысяча лет; после этого он будет разрешен на малое время. И вот я видел престолы и сидящих на них, которым дан был суд; также души людей, убитых за свидетельство об Иисусе Христе и за проповедь слова Божия, которые не поклонились ни зверю, ни изображению его и не приняли начертания на челах своих и на руке своей: они ожили и воцарились со Христом на тысячу лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать; ибо заключил Господь всякое чрево [церк.-слав.: всяка ложесна] в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову. Замечательно: 1) то, как любил и хранил Бог Авраама с его женою, которую Авимелех царь хотел взять себе в наложницы; 2) сказание, что в доме Авимелеха жены и рабыни начали рождать после того, как Авраам помолился Богу об Авимелехе (значит, прежде они не могли рождать, потому что Бог заключил прежде ложесна женские в Авимелеховом доме). Здесь виден премудрый и всемогущий Творец рода человеческого, Который, если захочет, прекратит деторождение, заключит все женские ложесна, отнявши у них возможность образования младенцев и рождения их. Если теперь люди рождаются, то потому, что Бог благословляет родителей, делает плодотворными ложесна матерей; 3) достойна примечания мысль о ничтожестве смертных пред Творцом, Который может делать с ними, как горшечник со своими сосудами, что хочет. Ему угодно было заключить детородные части женщин в доме Авимелеха, и рождающий пол разболелся и перестал производить людей. Гл.21. У Сарры, сверх ее чаяния, по глаголу Всемогущего рождается в старости сын. Авраам делает большое угощение по отдоении 29 своего сына. Сарра говорит Аврааму, чтобы он изгнал из своего дому рабу свою Агарь с сыном Измаилом. Бог повелевает слушать Сарру. Агарь выпровождена с сыном: Авраам дал Агари хлеб и мех воды, положил на плечи ее сына ее, и Агарь отправилась. Она блуждает в пустыне у кладезя клятвенного; вода вся вышла из меха; Измаила, сына своего, положила она под елью, а сама отошла от него и села вдали, чтобы не видеть смерти своего сына; дитя плачет. Бог услышал плач малютки. Ангел с неба утешает Агарь, говоря: что с тобою, Агарь? Не бойся, Бог услышал плач детища твоего: встань, возьми его – Я сделаю из него большой народ. Агарь вдруг видит кладезь воды живой: пошла, налила мех водою и напоила дитя. И был Бог с сыном ее: он вырос и поселился в пустыне и стал стрельцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И прославлю в тот день землю гесемскую 44 , в которой обитают люди Мои: в ней не будет песьих мух, чтобы ты знал, что Я – Господь Бог всей земли. И Я разлучу людей Своих от твоих: это знамение будет на земли завтра утром. Господь так и исполнил: прилетело множество песьих мух в дома фараоновы, в домы рабов его и во всю землю египетскую; от них погибла растительность земная. Фараон позвал Моисея и Аарона и сказал им: ступайте пожрите жертву Господу Богу вашему в этой земле. Моисей сказал: это не может быть так, потому что о нашей жертве посмеются египтяне. Нет, мы не положим здесь требу Господу Богу нашему, если же мы положим требу по обычаю египтян, по их хульному служению, то нас побиют камнями наши иноплеменники. На три дня пути мы отправимся в пустыню и там пожрем Господу Богу нашему, как Он сказал нам. И сказал фараон: отпускаю вас: пожрите Господу Богу вашему в пустыне, но дальше идти не простирайтесь; помолитеся и обо мне ко Господу. Моисей сказал: вот, я уйду от тебя и помолюсь Господу Богу, и завтра исчезнут песьи мухи от тебя, от рабов и от людей твоих; смотри, фараон, не вздумай еще искушать Господа – не отпустить людей для принесения жертвы Господу. И вышел Моисей от фараона и помолился Богу. Бог по молитве его истребил песьих мух. И опять фараон ожесточился и не захотел отпустить людей. Как величественно являет Себя Господь пред фараоном, гордым владыкою Египта. Как бы не смириться ему пред истинным Богом! – но языческая, бесовская гордость не хочет преклониться пред могуществом Бога истинного, для него не ведомого! А чего очевиднее была для фараона его собственная слабость и ничтожество, когда Бог, поражая Египет язвами, поражал ими вместе с другими и фараона? Или чего яснее присносущная сила и Божество Бога еврейского, когда Он, поразивши песьими мухами всю землю египетскую, не поразил ими одну только гесемскую землю, на которой жили евреи? Гл.9. Опять Господь говорит Моисею: войди к фараону и скажи ему: вот что говорит Господь Бог еврейский: отпусти людей Моих, чтобы они послужили Мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И сказал Господь [Бог] в сердце Своем [церк.-слав.: И рече (Ною) Господь Бог размыслив]; не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся [гл.8, ст.21–22]. Каково было для любви Твоей, Боже, видеть погибель столь многих созданий Твоих – мужей и жен, юношей и дев, взрослых, юных и младенцев, и всяких животных, ходивших и пресмыкавшихся по земле, также летавших по воздуху? Но для правды Твоей несносны были дела человеческие, безобразные и гнусные; Твоя святость не могла более терпеть неправд человека, созданного по образу Твоему, неправд, которые, возрастая все больше и больше, наконец подвигли Твое правосудие на праведную месть всему живущему на земле, так как кроме человека и вся прочая плоть растлила, по свидетельству Писания, путь свой на земле, как бы по примеру человека, царя всех земнородных тварей. Твоему правосудию принесена удовлетворительная жертва потопом; люди перестали от своего злочестия – утих и праведный гнев Твой; Отеческое сердце Твое снова раскрылось для любви к тварям, оком благоволения опять воззрел Ты на оставшихся тварей; Тебе как бы жалко стало погибших, и вот Ты обещаешь не наказывать впредь таким потопом созданий Твоих: не буду больше проклинать землю за человека... не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Так сказал Ты Ною, избранному Твоему. Тяжело было (говоря по-человечески) для любящего сердца Твоего, для Твоего всеуправляющего и всезиждущего Промысла видеть, как в продолжение такого периода времени на земле нет ни сеяния, ни жатвы, ни зимы, ни лета, ни осени, ни весны, ни дня, ни ночи, как все пришло в беспорядок и смятение. Неприятно было Тебе видеть такую пустоту на земле. И Ты сказал, что этого впредь никогда не будет, что впредь во вся дни земли сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна, день и ночь не престанут [ Быт. 8, 22 ]. И вот они послушны Тебе и доселе не престают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Истовость и разумность богослужения не замедлит дать результаты. «В самих себе будем иметь свидетельство о дивных делах Бога живого, вселяющегося и ходящего в своих рабах» (ср. 2Кор.6:16 ). На себе познаем мы силу слова: «Если служение смертоносным буквам, начертанное на камнях было так славно, то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?» ( 2Кор.3:6–7 ). Аминь. О чтении литургийных молитв вслух «Как в предшествовавшее время, так и в III веке, все молитвы читались вслух». (Собрание древних литургий восточных и западных с переводами на русский язык составлен, редак. «Христианское чтение» изд. при С.-Петербург. Дух. Акад. 1875 год. выпуск 1. стр. 10.). " Молитвы, совершаемые в литургии, у древних читаемы были священником не тайно, как ныне; но во услышание всего народа. Ибо при заключении каждой ектении возглашает дьякон: «премудрость!» Сие возглашение явно показывает, что люди должны себя только приуготовить к слышанию чего-либо важного; но в сем месте иного, ни в древних, ни в нынешних литургиях не обретается, как только сии священнические молитвы». (Историч. догматич. и таинствен, изъяснение на литургию. Собран. Проф. Иваном Дмитревским изд. четвертое. Москва 1856 г. § 75 стр. 220.). Законоположение Императора св. Иустиниана (529 г. По Р. Х. память 14 ноября) «Повелеваем всем епископам и пресвитерам не в молчании (тайно); но с возглашением, во услышание православною народа Божественное возношение (Евхаристию) совершать, что бы тем души слушающих, к большему восстановлены были умилению и славословию Божию. Тако бо и божественный Павел учит, говоря: «если ты будешь благословлять духом (тайно), то стоящий на месте простеца как скажет «Аминь», при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается». ( 1Кор.14:16–17 ) «сих убо ради, прилично есть, чтобы святое возношение и прочие молитвы с возгласом от святейших епископов и пресвитеров, произносимы были Богу нашему Иисусу Христу со Огнем и Святым Духом». (Кодекс Иустиниановских «Новых заповедей» гл. 137).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

К св. мощам угодников Божиих, чтимых в православной Церкви, вышеуказанные слова пророка Иеремии не имеют никакого отношения. Православная Церковь чествуя св. мощи, служит не идолам, а единому истинному Богу во Св. Троице, и св. угодники суть первые и избранные чада ее, просиявшие в земной жизни богоугодными добродетелями. Слова же из Псалтири: Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? как видно из связи речи, относятся не к праведникам, а к тем, которые после смерти находятся «в месте тления» и «в земле забвения» ( Пс.87:13–14 ), то есть, к грешникам. В этих строках говорится о мертвецах, преданных забвению (Твор. блажен. Феодорита, часть третья стр. 111. Москва 1856 г.). А потому нельзя вышеуказанных слов относить к мощам св. угодников, которые отнюдь не предаются забвению, а, напротив, прославляются Церковью. Точно также слова пророка Исаии: спрашивают ли мертвых о живых не имеют никакого отношения к почитанию св. мощей. В этом стихе говорится о язычниках, которые верили разным волшебникам, вызывавшим умерших, волшебникам подобным аэндорской волшебнице, вызвавшей тень Самуила ( 1Цар.28:14 ), верили в нашептывания, чревовещания и проч. 4) Возражая против почитаны св. мощей, мнимо-духовные христиане говорят еще, что Христос обличал книжников и фарисеев за почитание к умершим праведникам: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников ( Мф.23:29 ). И апостол Павел, продолжают мнимо-духовные христиане, пишет: отныне мы никого не знаем по плоти, если же и знаем Христа по плоти, то ныне уже не знаем ( 2Кор.5:16 ). И тело первомученика Стефана христиане во времена апостолов предали погребению, не воздавая ему почитания, а сделали только великий плач ( Деян.8:2 ). Но, во-первых, что касается слов Христа книжникам и фарисеям, то в них, как это разъяснено выше, Христос упрекает книжников и фарисеев за лицемерие, а не за почитание св. мощей. Во-вторых, из Св. Писания видно, что такие великие праведники, как патриарх Иаков и пророк Моисей, относились с почитанием к мощам святых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как это величественно, по-Божески! Господь говорит Моисею: вот, Я приду к тебе в столпе облачном, чтобы люди слышали, что Я говорю с тобою, и чрез то всегда верили тебе. Скажи это людям и очисти их ныне и завтра, пусть они вымоют свои одежды. В третий день все должны быть готовы, потому что в третий день Господь сойдет на гору Синайскую пред всем народом. Народ весь поставь ты вокруг, говоря: смотрите, не восходите на гору и не касайтесь ее ничем; кто прикоснется, тот умрет. Когда же перестанут голоса и трубные звуки и облако отойдет от горы, тогда пусть народ взойдет на гору. Моисей спустился с горы к людям и освятил их, и они вымыли одежды свои. И сказал им: будьте готовы; три дня не входите к женам. В третий день, когда время приближилось к утру, вдруг послышались громы, заблистала молния, мрачное облако покрыло гору Синайскую; трубные звуки сильно оглашали нагорное пространство и окрестности. Все пришли в страх. Вот Моисей вывел людей навстречу Богу из полка и оставил их под горою. Синайская гора вся была в дыму по причине схождения на нее Божия в огне; дым клубился и поднимался вверх, как дым из печи. На всех напал сильный страх. Моисей говорил, Бог отвечал ему в громе: взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы [Господь] не поразил их [ст.24]. Итак, для пользы же народа, оттого что он не вынес бы ближайшего присутствия Божия, Бог не повелел ему всходить на гору: да не когда, говорит, погубит от них Господь не по чувству мести, потому что Бог бесстрастен, но потому, что Он есть Огнь поядаяй для грешников; как солома опаляется или сгорает от огня, так грешник от Бога. Ищущие сана священства! Вы порываетесь, как народ израильский, взойти на гору боговедения, – но смотрите, способны ли вы перенести явление Божества? Глава 20. Изрекается Десятисловие. ст. Я Господь, Бог твой... творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Храни же повеления Божии из любви к Нему. 10[-11]. День седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда Моисей и Аарон сделали так, как заповедал им Господь, Аарон ударил жезлом по реке торжественно в присутствии фараона и рабов его. Так как и волхвы египетские своими волхвованиями сделали то же, то фараон и не положил себе во уме чуда Божия и не послушал Моисея и Аарона. Между тем египтяне не могли пить речной воды и подле нее ископали себе колодцы; чудо продолжалось семь дней. Как не узнать в этих чудесах Творца вселенной! Вся вода, все соки растений превращаются в кровь от одного удара по реке. Не яснее ли солнца видно здесь всемогущество Божие? Подобным образом проявил Свое Божество Господь наш Иисус Христос, запрещая волнению морскому и ветрам, ходя по морю, как посуху, пятью хлебами и двумя рыбами насыщая тысячи народа. Господь творит в Египте не одно и не два чуда, а десять – для того, чтобы постепенно явить все величие Своего могущества, чтобы чудеса были памятнее и разительнее для египтян и евреев и чтобы показать, какою мышцею высокою выводит Он евреев из египетского рабства. Бог попускает даже волхвам сделать такие же три чуда, какие сделал Моисей, – для того, чтобы показать ограниченность демонов, содействовавших жрецам, чтобы египтяне и евреи невольно убедились в их ничтожестве пред Всемогущим Творцом и сказали: доселе дойдешь и не перейдешь [ Иов. 38:11 ]. Гл.8. Господь снова говорит к Моисею: войди к фараону и скажи ему: вот что говорит Господь: отпусти людей Моих, чтобы они послужили Мне. Если же не хочешь отпустить, то вот, Я побиваю все пределы твоего царства жабами. И изрыгнет река жабы, которые войдут в домы твои, в клети опочивальней твоих, на постели твои, в домы рабов твоих и людей твоих, в теста и в печи. И взойдут они на тебя и на рабов твоих, и на людей твоих. И говорит Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, – простри рукою своею жезл свой на реки, колодцы и озера и изведи жаб на землю египетскую. Как сказано, так и сделано. Лишь только простер Моисей руку на воды египетские – вылезли жабы и покрыли землю египетскую. Волхвы тоже извели жаб на землю египетскую, но истребить их, подобно Моисею, не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда он увидел у сестры своей серьги и браслеты на руках и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая прибавила помимо всего: так говорил мне человек этот, – пришел он к рабу Авраамову, стоявшему у верблюдов, и сказал ему: ступай, зайди, благословенный Господом, зачем ты стоишь вне города? Я приготовил комнату для тебя и твоих товарищей и место для верблюдов. И вошел человек в дом; и расседлал Лаван верблюдов, дал им плевы и сена, воду умыть ноги ему и товарищам его и предложил им пищу. А странник сказал: не буду есть, пока не скажу заветных слов моих. Лаван сказал: говори. Пришлец продолжал: я раб Авраама. Господь благословил щедро господина моего, и он стал велик: Он дал ему много овец и тельцов, серебра и золота, рабов и рабынь, верблюдов и ослов. Сарра, жена господина моего, родила единственного сына господину моему, когда он был уже стар, и отдала ему все, что имела. Дальше пересказывает волю и завещание Авраама о женитьбе сына своего и то, как он нашел невесту для сына господина своего. Затем говорит: если вы хотите сделать милость и правду господину моему, то это [ладно], а если не хотите, так скажите, чтобы мне идти направо или налево. Лаван и Вафуил сказали: это дело – от Господа: не можем мы сказать тебе нет. Вот Ревекка пред тобою: возьми ее и иди; пусть она будет женою сына господина твоего, как это угодно Господу. Услышав эти слова, раб Авраамов поклонился Господу до земли. Вынесши золотые и серебряные сосуды и одежды, он дал их Ревекке; дал также дары брату ее и матери ее. И ели и пили сват Авраамов и товарищи его, а затем опочили. На следующий день, выпросив согласие невесты, мать и братья отпустили ее с рабом Авраамовым и отдали ей ее имение. Благословивши ее, братья сказали ей: ты сестра наша: да произойдут от тебя тысячи тысяч народа и да будет семя твое наследовать города супостатов. Ревекка и рабыни ее сели на верблюдов и отправились со сватом. Исаак в это время переходил пустыню, что у колодца клятвенного; жил он на юге земли. К вечеру он вышел на поле (поглумитися 32 ) и, взглянув вдаль, увидел верблюдов, приближающихся к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Стр. 19, строка 25. Вместо: спускалось — в корр. и «Совр.»: опускалось Стр. 19, строки 28—29. Вместо: натягивая на руку не совсем белую, но опрятную перчатку, — в «Совр.»: надевая на руку перчатку, — Изменено цензурой. Стр. 19, строки 30—31. Вместо: нагороженных — в корр., «Совр.» и изд. 1856 г.: настроенных Стр. 19, строка 31. Слово: Морской — в «Совр.» с строчной буквы. Стр. 19, строки 32—34. Вместо: Выражение некрасивого с низким лбом лица этого офицера изобличало тупость умственных способностей, но при том рассудительность, — в корр.: Выражение некрасивого с низким лбом лица этого офицера изобличало простодушие, но притом рассудительность, — в «Совр.»: Выражение лица этого офицера изобличало простодушие, рассудительность, — в изд. 1856 г.: Выражение некрасивого лица этого офицера не изобличало больших умственных способностей, но простодушие, рассудительность, — Изменено цензурой. Стр. 19, строки 35—36. Вместо: Он был дурно сложен — длинноног, неловок — в «Совр.»: Он был не совсем ловок и — в изд. 1856 г.: Он был дурно сложен, не совсем ловок — Изменено цензурой. Стр. 19, строка 37. Вместо: была незатасканная фуражка, — в«Совр.»: была немного поношенная фуражка, — в изд. 1856 г.: была мало поношенная фуражка, — Изменено цензурой. Стр. 19, строка 38. Вместо: лиловатого — в «Совр.»: лилового. Стр. 20, строки 2—3. Слов: хотя и с немного стоптанными в разные стороны каблуками, — нет в «Совр.» и изд.1856 г. Исключено цензурой. Стр. 20, строки 3—7. Слов: но не столько кончая: а немного повыше. — нет в «Совр.»и изд. 1856 г.Исключено цензурой. Стр. 20, строка 8. Вместо: его чисто русское — в изд. 1856 г.: его чистого русского Стр. 20, строка 9. Вместо: квартермистр — в «Совр.»: квартирмейстер Стр. 20, строка 12. Вместо: был перешедший — в изд. 1856 г.: был офицер, перешедший Стр. 20, строка 16. Вместо: большой приятельницы. — в рукописи описка: большей приятельницы. Стр. 20, строка 16. Вместо: вспоминал — в корр., «Совр.» и изд. 1856 г.: вспомнил Стр. 20, строка 17. Вместо: товарищ пишет: — в «Совр.»: товарищ писал:

http://predanie.ru/book/220794-sevastopo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010