Продолжая речь, Ангел предсказывает Захарии судьбу его сына: Ангел – Златые власы (Архангел Гавриил). Икона. XII в. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный ( Лк. 1:14–17 ). Здесь Иоанн описан как пророк, посланный к сынам Израилевым: его миссия не будет простираться на язычников. Нарисованный ангелом образ Иоанна напоминает ветхозаветные образы назореев – людей, дававших (как правило, на какой-то срок) обет вести аскетический образ жизни, в частности, не пить вина или какого-либо иного напитка, изготовленного из винограда, не стричь волос и не прикасаться к мертвому телу ( Чис. 6:1–7 ). Рассказ о явлении ангела Захарии напоминает библейские повествования о том, как Бог являлся девяностодевятилетнему Аврааму и возвещал ему рождение наследника. В первый раз в ответ на эту весть Авраам рассмеялся, не поверив предсказанию, и воскликнул: неужели от столетнего будет сын? И Сарра, девяностолетняя, неужели родит? ( Быт. 17:17 ). При втором аналогичном предсказании Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И. господин мой стар ( Быт. 18:12 ). В данном случае священник Захария не смеется, но проявляет такое же недоверие: И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми ( Лк. 1:18–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И обратилась Асенеф переставить стол, и исчез из глаз ее человек тот; и увидела Асенеф как бы колесницу огненную, восходящую к небесам на восток. И сказала Асенеф: – Милостив буди, Господи, рабе Твоей! Ибо в неведении говорила я худое пред лицом Твоим. Глава 18 И когда случилось сие, вот, пришел юноша из челяди Иосифовен, говоря: – Се, Иосиф, могущий Божий, приходит сегодня к вам! И призвала Асенеф домоправителя своего, и сказала: – Приготовь мне вечерю добрую; ибо Иосиф, могущий Божий, приходит к нам. И вошла Асенеф в покой свой, и открыла ковчежец свой, и вынула ризу свою первую, видом подобную молнии, и облеклась в нее. И препоясалась она поясом блистательным и царственным; и пояс тот был в камень ях многоценных. И возложила она на руки свои окружия златые, и на ноги свои анаксириды златые, и убранство многоценное окрест выи своей; и главу свою увенчала она венцом златым, и в венце том были у чела каменья цены великой. И покровом покрыла она главу свою. И сказала она отроковице, рабе своей: – Принеси мне воды от источника, чистой! И погрузила Асенеф лицо свое в воду ту на блюде. И сделалось лицо ее как солнце, и очи ее как утренняя звезда восходящая. Глава 19 И пришел отрок малый, из челяди, и сказал к Асенеф: – Се, Иосиф у врат двора нашего! И сошла Асенеф, и вышла с семью девами во сретение ему. И когда увидел ее Иосиф, сказал к ней: – Прииди ко мне, дева чистая! ибо благую весть о тебе принес мне от небес некто, поведавший мне все, что было с тобою. И простер руки свои Иосиф, и обнял Асенеф, и обняла Асенеф Иосифа; и много лобызали они друг друга, и оживотворились дыханием друг друга. Глава 20 И сказала ему Асенеф: – Прииди, господине, войди в дом мой! И взяла она его за руку его десную, и ввела его в дом свой. И посадила она его на престоле Пентефрия, отца своего, и принесла воды омыть ноги его. И говорит ей Иосиф: – Пусть придет единая от дев твоих, и пусть омоет мне ноги. И говорит ему Асенеф: – Нет, господине! ибо руки мои руки твои суть, и ноги твои – ноги мои, и не омоет другая ног твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

XX. Идолослужение народа; предстательство Моисея Между тем люди Израильские видя, что Моисей медлит на горе, восстали на Аарона: «сделай нам богов, которые бы шли пред нами, вопияли они, потому что не знаем где вождь, изведший нас из Египта.» – Малодушествовал Аарон, собрав златые украшения жен и дев, он вылил тельца, воздал алтарь, и на утро принес всесожжение кумиру; вокруг него громко изрекали хулу неблагодарные: «Вот боги, изведшие нас из Египта!» взывали они, и потом сели есть и пить, и встали играть. Господь внял святотатный вопль их и сказал Моисею: «Поспеши с горы, народ твой беззаконствует; скоро совратился он с пути, заповеданного Мною. Ныне оставь меня, Я истреблю его гневом ярости Моей, и произведу из тебя народ великий.» – Но Моисей помолился Господу, о изведенных им, рукою крепкою, из Египта, чтобы враги не обрадовались их гибели и не отнесли её к бессилию их Бога. Он напомнил обещания, данные Аврааму, Исааку и Иакову, о многочисленном племени их, и умилостивился Господь. Вождь Израилев сходил с горы, неся в руках две каменные скрижали, на коих начертан был закон, перстом Божьим; спутник его Иисус услышал издали шумные вопли: «голос ратный в полку», сказал он Моисею, но извещенный Богом горько отвечал: «это не клики одолевающих и не вопль бегущих, нет, это шум упоенных вином»; когда же, приблизясь к стану, увидел золотого тельца и лики играющих, гневом воскипело сердце его; повергнув на землю скрижали, Моисей разбил их под горой. Он растопил тельца, стер его в прах, и смешав сей прах с водой, напоил ею сынов Израилевых; и на Аарона воспылал гнев брата, за соблазн целого народа. – Народ сей, после стольких чудес, согрешивший смертным грехом против Бога, который избавил его от смерти, и почти уже осужденный на всеобщее истребление, должен был однако понести казнь, по крайней мере в уменьшенном числе некоторых, наиболее виновных. Моисей стал во вратах стана и воскликнул: «есть ли кто Божий, пусть идет ко мне!» вокруг него собрались все сыны Левиины, и по слову вождя, прошли с мечем в руках, весь стан от края и до края, поражая каждый ближнего, соседа и брата, без всякой пощады, ибо все повинны были смерти; три тысячи человек пали от карающей руки их. «Ныне вы посвятили руки свои на служение Богу, сказал им Моисей, ибо не пощадили для него единокровных; да будет на вас благословение.» С тех пор колено Левиино исключительно избрано было в удел Божий, потому что в день общего отпадения, предпочло закон его любви человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В Киеве кафедра Митрополичья о семи ступенях и господствует над всею церковью, так что виден за престолом восседающий Святитель; а семь ступеней горнего места, кроме символического значения богословских добродетелей, изображенных и на Софийской иконе Премудрости Божией, знаменовали также степень чести Русского первосвятителя в иерархии вселенской Церкви, как самостоятельного архиерея, первенствующего над многими подведомственными ему епископами. Престол горний патриарха был о двенадцати ступенях, равно как и облачальный амвон, и это преимущество чести сохранилось доселе за Фессалоникийским архиепископом, который соблюдает его даже в убогой церкви своей, где едва может поместиться столь высокий амвон, ибо драгоценно такое предание бедствующему Востоку. Если теперь столь величественным представляется внутри алтаря сидение и стояние Святителя на горнем месте Софийском с двенадцатью сослужащими ему архимандритами и пресвитерами во время чтения Апостола и Евангелия, что же было прежде, когда с первенствующим Митрополитом служили еще, кроме двенадцати пресвитеров, и епископы всея Руси, занимавшие верхнюю ступень горнего сопрестолия над иереями? Все это было открыто взору мирян, и с высоты хор и из средины храма, потому что иконостас не был первоначально так высок и шире были царские двери. Зрелище сие представлялось еще в большем величии, когда целы и свежи были мозаические изображения Апостолов и Святителей вокруг горнего места, так что от низу и до верху все собрание живых и начертанных ликов сливалось в одно целое, и торжествующая на небесах Церковь являлась сослужащею воинствующей на земле, соединяясь с нею в один священный сонм. Знаете ли, откуда заимствована сия великолепная картина? – Св. Иоанн Богослов изобразил нам Церковь небесную, которую созерцал в духе. – Раскройте четвертую главу его Апокалипсиса: «по сих видех и се дверь отверста на небеси.» – Вот сквозь какие двери смотрел тайновидец. «Я был в духе, – и се престол стоял на небеси и на престоле Седящий... и окрест престола престолов двадцать четыре, и на престолах видел я двадцать четыре старца, седящих, облеченных в белые ризы, и имели венцы златые на главах своих; и от престолов исходили молнии, громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь Духов Божиих; и вокруг престола четыре животных, исполненных очами отовсюду: первое животное, подобно льву, и второе, подобно тельцу, и третье имело лицо как человека, и четвертое, подобно орлу летящему; каждое из четырех животных имело по шести крыл, изнутри исполненных очами; ни днем, ни ночью не имеют они покоя, взывая: свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель, который был, есть и будет.» Это символы, данные Церковью четырем Евангелистам, и заметьте, что сидение и стояние священнослужителей на горнем месте бывает собственно во время чтения Апостола и Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Вселенск. собор., изд. Каз. дух. Академ., т. VII, 593, 610, 612 стр.). Эту анафему на иконоборцев снова провозгласили отцы последующего, уже поместного, собора в первый воскресный день св. Четыредесятницы (19 февраля 842 года), когда при императрице Феодоре окончательно прекратилось гонение на православных за иконопочитание и когда во всех церквах восстановлены были иконы, низринутые при иконоборцах императорах (Льве Армянине, Михаиле Косноязычном и Феофиле). С тех пор и доселе в первый воскресный день Великого поста, в соборных храмах при святительском служении совершается «чин православия», и из года в год возглашается анафема отвергающим почитание святых икон Христа Спасителя, Божией Матери, святых ангелов и угодников Божиих. Таково учение, таково и прещение св. Церкви! Кто может не внимать голосу св. Церкви и не страшиться суда её как суда Божия? Только тот, кто не верит Священному Писанию , где начертаны непреложные слова Самого Господа: аще кто Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь ( Мф.18:17 ). Но иконопочитание не есть ли идолопоклонство, воспрещаемое второю заповедью Закона Божия? В Священном Писании запрещается всякое изображение языческое, как и само язычество, потому что язычники, познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся; потому что они заменили истину Божию ложью и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки ( Рим.1:21–25 ). Вторая заповедь Закона Божия, как известно, воспрещает творить кумир и изображение того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, именно потому, что эти идолы и эти изображения у язычников считались богами: да не будет, сказано Господом в первой заповеди еврейскому народу, у тебя других богов пред лицом Моим. Я Господь, Бог твой ( Втор.5:6–8 ). А что священные изображения предметов святых во славу Божию и допускаются и одобряются в Священном Писании, это видно из того, что сам Моисей, по повелению Самого Бога (заповедавшего: не сотвори себе кумира…) устроил ковчег завета во святом святых, а над ковчегом завета (в святейшем месте скинии, куда именно обращались лицом молящиеся) поставил златые изображения херувимов, исткал изображение херувимов на церковной завете, отделявшей святое святых от святилища, а также на виссонных покровах скинии ( Исх.25:10–22 ; Исх.26:31–34, 1 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другие считают драгоценным бисером чистую совесть, и это правда. Душа человеческая – это невеста Христова. Как невеста украшается драгоценными утварями, бисерами и жемчугом, чтобы понравиться жениху, так и душа человеческая должна украшать себя, как бы бисерами и жемчугом, многими добрыми делами, чтобы ее возлюбил Христос. Но и чистая совесть есть украшение немалое. Ею, как прекрасной утварью, украшались души святых апостолов, от лица которых апостол Павел говорит: «Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире» ( 2Кор. 1:12 ). А златые уста говорят: «Как очам человеческим приятно видеть прекрасное лицо, так очам Божиим приятна чистая совесть» (Святитель Иоанн Златоуст . Беседы на евангелиста Матфея). Однако и этот бисер сам по себе не удовлетворяет нас, ибо говорит апостол: «Я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» ( 1Кор. 4:4 ), – то есть, хотя я и знаю, что не сотворил зла и совесть не зазирает меня, однако не дерзаю считать себя праведником, ибо кто может сказать: чисто сердце мое? Принес свои товары и святой Иоанн Златоуст из Царьграда: книги его как сундуки великие. Он, как проповедник покаяния, называет бисерами слезы кающегося человека. Указывая на лицо кающегося Давида, он говорит: «Очи Давидовы были украшены, как бы бисером, дождем слезным». Кается человек, плачет о грехах, и каждая слеза его в очах Божиих столь же прекрасна, достойна, как драгоценный бисер. Не напрасно сказал Давид Господу: «Ты положил слезы мои пред Собою» ( Пс. 55:9 ). Ибо как любящий какую-либо вещь желает всегда иметь ее пред очами и постоянно смотреть на нее, так и Бог, любящий слезы покаяния, полагает их пред Собой, чтобы всегда смотреть на них. О некоем грешнике пишется, что он, придя в разум после многих грехопадений, сделался монахом и ежедневно неутешно плакал о своих грехах, вспоминая о Судном дне, и в таком сокрушении сердца прожил несколько лет. Господь, восхотев утешить плачущего Своего раба и показать, как Он любит и принимает слезы кающегося человека, явился ему в видении, облаченный в иерейские ризы, держа в руках и показывая чашу, полную слез.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И был ей голос, говорящий: «Вовсе беспощадна была ты, оттого и предана теперь этому ангелу. Исповедуйся в грехах своих, какие совершила в мире». И сказала душа та: «Не грешила я, праведный Судия!» И сказал Господь душе той: «Истинно полагаешь, что, где бы ни была в мире, скрыта ты от людей. Но разве не известно тебе, что, когда умрет человек, вперед него спешат дела его, будь то добрые или злые?» Услышав эти слова, умолкла она. И услышал я, как говорил Судия: «Пусть подойдет ангел, держащий в руках рукописание грехов твоих». И говорит Судия тому ангелу: «Тебе говорю Я, ангел: умолчи обо всем, содеянном человеком сим, говори лишь о том, что совершил он за последние пять лет до смерти своей. Клянусь тебе Собою, что в первый век жизни его преданы были забвению все прошлые грехи его». И сказал ангел в ответ: «Господи, повели, чтобы явились души и стали рядом с ангелами своими». (18) И сей же час явились они и стали. И сказал Господь душе: «Признай души эти, и если в чем согрешила ты перед ними». Она же в ответ сказала: «Господи, года не прошло с тех пор, как одну из них я убила, а с другой вступила в сожительство. И это не все, но я же еще и обидела ее». И сказал Господь: «Разве не ведомо тебе, что обижающий кого-либо в мире после смерти содержится под стражей, пока не придет обиженный – и тогда оба будут судимы, и каждый получит по делам его?» И услышал я голос, говорящий: «Да будет предана душа эта ангелу Тартаруху, и да содержится она под стражей до великого Судного Дня». И услышал Я голос словно бы из тысячи уст, говорящий: «Праведен Ты, Господи, праведен и суд Твой». (19) Говорит тут мне ангел: «Видел ты это все?» И ответил я: «Да, господин мой». И снова сказал он мне: «Се, следуй за мной, и я покажу тебе место праведников». И последовал я за ним, и поставил он меня перед городскими воротами. И увидел я дверь златую, и два столба златых впереди нее, и две плиты златые поверх нее, заполненных письменами. И сказал мне ангел: «Блажен всякий входящий через врата сии, потому не все войдут Сюда, но только имущие простоту, непорочность и чистое сердце».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И призвал Пентефрий домоправителя своего, и сказал ему: – Поспеши, и устрой дом мой, и пир великий уготовь; ибо Иосиф, сильный Божий, приходит к нам сегодня. И услышала Анесеф, что пришли с поля наследия ее отец и ее матерь, и возрадовалась, и сказала: – Пойду и увижу отца моего и матерь, ибо пришли они с поля наследия моего. И поспешила Анесеф, и облеклась в ризу виссоновую, златотканую, шитую нитями иакинфовыми, и препоясась поясом златым, и возложила окружия на руки свои и ноги, и надела анаксириды златые, и вокруг выи своей возложила убранство. И каменья многоценные были на ней, имеющие со всех сторон начертание имен богов египетских, и окружия имели таковые начертания; и лики идолов были вырезаны на каменьях. И возложила она главу свою тиару, и замкнула повязь вокруг висков своих, и покровом покрыла главу свою. ГЛАВА 4 И поспешила она, и сошла по лестнице из горницы своей, и пришла к отцу своему и матери, и воздала им приветствие. И возрадовались Пентефрий и жена его о дочери их Асенеф радостию великой, ибо видели ее родившие ее приукрашенной, как невесту бога. И вынесли они все добро, что принесли они с поля наследия их, и дали дочери своей. И возрадовалась Анесеф о добре том, и о плодах, и о гроздьях, и о финиках, и о гранатовых яблоках, и о смоквах, ибо все было в поре своей. И сказал Пентефрий Анесеф, дочери своей: – Дитя мое! Она же отвечала: – Вот я, господине мой! И он молвил ей: – Садись же между нами, и скажу тебе слова мои. И воссела Анесеф между отцом своим и матерью своею. И взял Пентефрий рукою своею десною руку десную ее, и сказал ей: – Дитя мое! И отвечала Анесеф: – Да возглаголет господин мой и отец мой! И сказал ей Пентефрий: -Вот Иосиф, могущий Божий, приходит к нам сегодня, и сей есть правитель всей земли Египетской, и Фараон поставил его над всей землей нашей; и сей печется о хлебе для всего края нашего, и спасает его от предстоящего глада. Есть же Иосиф муж богобоязненный, и целомудренный, и девственник, как ты ныне, и муж могущий в премудрости и ведении, и Дух Божий на нем, и благодать Господня с ним. Приди же, дитя мое, и предам тебя ему в жены, и будешь ему невеста, и он будет тебе жених на вечные времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

И причинила ему принуждение, и омыла ноги его. И взял ее Иосиф за десную руку ее, и лобызал руку; Асенеф же лобызала главу его. И пришли родители Асенеф с поля наследия своего, и увидели Асенеф, сидящую с Иосифом и облеченную в ризу брачную, и возрадовались, и прославили Бога, и ели, и пили. И сказал Пентефрий ко Иосифу: – Завтра созову я вельмож и сатрапов египетских и устрою брак ваш, и возьмешь Асенеф в жены. И ответил Иосиф: – Прежде возвещу о Асенеф Фараону, ибо он отец мой есть и сам даст мне Асенеф в жены. И пробыл Иосиф день тот у Пентефрия, и не вошел к Асенеф, ибо молвил: – Неприлично мужу богобоязненному прежде брака почить с женою своею. Глава 21 И восстал Иосиф на заре, и отошел к Фараону, и говорил ему о Асенеф. И послал Фараон вестников, и призвал Пентефрия и Асенеф. И изумился Фараон красоте ее, и сказал: – Благословит тебя Господь, Бог Иосифа, избравшего тебя в невесту себе; ибо дщерью Всевышнего наречешься, и будет тебе Иосиф женихом вовеки. И взял Фараон венцы златые, и возложил на главы их, и сказал: – Благословит вас Бог Всевышний и умножит вас вовеки! И повернул их Фараон друг ко другу, и они облобызались. И учинил Фараон брак их, и пиршество, и винопитие великое на семь дней. И призвал он всех правителей земли Египетской, и возвестил им таковые слова: – Всякий человек, который будет делать работу свою в сии семь дней брака Иосифа и Асенеф, смертию горькой умрет! Когда же совершилось торжество брачное и закончилось пиршество, вошел Иосиф к Асенеф, и зачала Асенеф от Иосифа. И родила она Манассию и Ефрема, брата его, в доме Иосифа. Глава 22 И было после того, и прошли семь годов изобилия, и начались семь годов голода. И когда услышал Иаков о Иосифе, сыне своем, вошел в Египет со всеми сродниками своими во втором месяце, в двадцать первый день месяца, и поселился в земле Гесем. И сказала Асенеф Иосифу: – Пойду и увижу отца твоего, ибо отец твой, Израиль, отец мой есть. И сказал ей Иосиф: – Сотворим путь наш вместе. И пришли Иосиф и Асенеф в землю Гесем, и вышли во сретение им братья Иосифа, и поклонились им до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

И простер человек тот руку свою, и коснулся главы ее, и сказал: – Блаженна ты, Асенеф, ибо неизреченные тайны Божьи открылись тебе; и блаженны притекающие ко Господу Богу в покаянии, ибо от сота сего вкушать будут. Ибо мед сей сотворили пчелы в Раю Радования, и ангелы Божьи вкушают от него, и всякий, кто вкусит от него, не умрет вовек. И простер человек тот руку свою десную, и отломил от сота, и вкусил, и вложил рукою своею от сота во уста Асенеф. И простер он руку свою, и возложил перст свой на край сота, обращенный на восток, и соделался путь перста его как кровь. И простер он руку свою в другой раз, и возложил перст свой на край сота, обращенный на север, и соделался путь перста как кровь. И стояла Асенеф ошуюю, и созерцала все, что делал человек тот. И вылетали пчелы из ячеек сота, и были они белы, как снег, и крылышки их как пурпур, и как гиацинт, и как нити златые; и венцы златые были на главах их, и жала их были изостренны. И покрыли Асенеф все пчелы роем с ног до головы, и другие пчелы, большие, как бы царицы роя, присели к устам Асенеф. И сказал человек тот пчелам: – Отойдите в места ваши! И отлетели они от Асенеф, и пали на землю, и умерли. И сказал человек тот: – Оживите и удалитесь в места ваши! И ожили они, и удалились все на двор, ближний к дому Асенеф. Глава 17 И сказал человек тот к Асенеф: – Видела ли слово сие? И отвечала она: – Так, господине: всё сие я видела. И сказал человек тот: – Таковы будут все словеса, что молвил я тебе. И прикоснулся человек тот до сота, и поднялся огонь от стола, и пожрал сот. И вышло от сота сожигаемого благовоние, и наполнило покои. И сказала человеку тому Асенеф: – Есть, господине, со мною семеро дев, служащие мне, и воспитанные со мною от младенчества моего, и рожденные в одну ночь со мною, и вот, люблю их; так призову их, и благословишь ты их, как меня благословил. И сказал человек тот: – Призови! И призвала их Асенеф; и благословил их человек тот, и сказал: – Благословит вас Бог Всевышний во веки веков! И сказал человек тот к Асенеф: – Вынеси стол сей!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010