Русская икона Иконописание на Руси. Феофан Грек Русская церковная живопись XI–XIII веков была тесно связана с византийской. В домонгольский период на Руси работало множество мастеров из Византии, создававших иконы, фрески и мозаики. Во второй четверти XI века в киевском Софийском соборе работает группа византийских мастеров. В 1080-х годах другая группа украшает Успенский собор Киево-Печерской лавры. Учеником греков был преподобный Алипий, иконописец Печерский, о котором упоминается в Киево-Печерском патерике (слово 34). Греческие мастера и их ученики работают и в Новгороде: в конце XII века здесь руководит иконописной артелью Олисей Гречин. Византийское влияние ощущается в росписях новгородской Софии (1108), собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125), Георгиевской церкви Старой Ладоги (посл. треть XII в.), а также Мирожского монастыря во Пскове (40-е гг. XII в.). Наиболее ранние из дошедших до нас русских икон отмечены ярко выраженным влиянием византийской иконописи. Это прежде всего новгородские иконы «Спас Нерукотворный» и «Ангел «Златые власы», обе датируемые XII веком. Лики на обеих иконах благородны, взгляды огромных глаз, обведенных темными линиями, устремлены в сторону от зрителя. В эпоху крестовых походов культурные связи между Византией и Русью ослабляются, однако в первой половине XIV века они опять становятся интенсивными, и художники из Греции – вновь частые гости в русских землях. В 1338 году Исайя Гречин расписывает новгородскую церковь Входа Господня в Иерусалим. В 1363 году греческие мастера, как предполагается, участвуют в росписи церкви Успения на Волотовом поле, а последняя четверть XIV века ознаменована деятельностью Феофана Грека. В искусствоведении принято говорить о нескольких «школах» русской иконописи – новгородской, псковской, ростово-ярославской, тверской, московской. Понятие «школа» в данном случае употребляется весьма условно: речь, скорее, может идти о некоторых местных традициях, сформировавшихся к XIV веку и придавших иконам, происходящим из того или иного региона, определенные характерные черты. Условность понятия «школы» подкрепляется тем фактом, что одну и ту же икону на основании отдельных признаков одни исследователи относят к одной школе, другие – к другой. Тем не менее очевидно, что развитие иконописного искусства на Руси происходит вокруг крупных городов, приобретающих значение духовных и культурных центров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Спас Златые Власы - описание Икона давно вошла в научный оборот, но не привлекала целенаправленного интереса исследователей. Исключение представляет статья А. И Яковлевой, посвященная непосредственно публикуемому памятнику. Ряд исследователей датируют икону рубежом XII-XIII веков (И. Э. Грабарь, Г. И. Вздорнов), другие - началом XIII столетия (А. И. Анисимов, В. Н. Лазарев, О. В. Зонов, Н. К. Голейзовский, Т. В. Толстая). Все они единодушны, что икона принадлежит домонгольскому периоду. К более поздней эпохе ее отнесли Д. В. Айналов (конец XIII в.), и Н. П. Кондаков (XV в.). издавна находится в Кремлевском Успенском соборе, но неизвестно, как он туда попал. Бытование иконы прослеживается по соборным описям только с начала XVIII века (Описи Успенского собора 1701 и 1771 гг.//РИБ. - СПб., 1876. Т. III, Стб. 435, 515, 687.). В предшествующих описях ее невозможно выделить из многочисленных . Возможно, в более раннее время она находилась в алтаре, а позднее - над входом в жертвенник собора. Сохранность иконы не идеальная: ее исторический путь отмечен чинками, поновлениями, утратами и изменением колорита. относили и к новгородской школе иконописи, и к ростово-суздальской, и к ярославской, и к Средней Руси. В. Н. Лазарев полагал, что икона является Византии (Лазарев В. Н. История византийской живописи. - М., 1947. С. 181.). На полях иконы сохранились фрагменты текста, написанного уставом. На левом поле читается приветствие: ; далее неразборчиво: : : : : На верхнем и правом полях помещено речение Христа из Евангелия от Иоанна (8:12): ( ). Надпись на нижнем поле не читается. Оплечный Спас выписан крупным планом, его плечи почти срезаны полями иконы. За головой Христа помещен крест ярко-зеленого цвета, на котором выписаны драгоценные камни и жемчуга. Нимб отсутствует, что достаточно редкий случай в иконографии Спасителя. Фон иконы первоначально был густого синего цвета. На нем симметрично расположены четыре стилизованных золотых медальона.

http://pravicon.com/info-889

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АССИСТ Пример ассистной разделки. Фрагмент иконы " Спас в силах " . 1-я треть XVI в. (ТОКГ) Пример ассистной разделки. Фрагмент иконы " Спас в силах " . 1-я треть XVI в. (ТОКГ) (Асист, сиаст), в рус. иконописи название густого клеящего состава (томленый чесночный сок или пивное сусло), служащего основой под сусальное (листовое) золото или серебро; наносится кистью на красочную поверхность в виде штриховки. Впосл. А. стали называть саму сеть золотых штрихов (инокопь), исходящих из золотого пятна - «силка». А. подчинен созданию образа и значим для художественного восприятия иконы. Как и золотой фон, он инороден красочному слою и является иконическим изображением Нетварного света (более чем пробел и вохрение). А. обычно выявлялись формы на одеждах Спасителя, Богородицы, ангелов, иногда и на одеждах святых, а также им оформлялись Евангелия, престолы, седалища и подножия. В XII-XIII вв. им разделывались власы Спасителя и архангелов (напр., на иконах «Спас «Златые власы»», кон. XII-XIII в. (ГММК), «Ангел «Златые власы»», XII в. (ГРМ)). На псковских иконах XIII - нач. XVI в., как и на нек-рых греч. образах, А. присутствует на одеждах всех изображенных. А. может быть разным по интенсивности и толщине, выполняться красками, при этом без имитации золота. Применялся и цветной А. (напр., на иконе «Лоратный арх. Михаил с Чудом в Хонех», кон. XV в. (РязХМ)). В XVII в. А. нередко заменялся золотопробельным письмом, выполнявшимся твореным золотом. Лит.: Иулиания (Соколова), мон. Труд иконописца/ТСЛ. Серг. П., 1995. С. 101-104; Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV-XIX в. СПб., 1995; Флоренский П. А. , свящ. Иконостас. М., 1995. С. 114-122, 131, 216-218; Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. М., 1997. С. 22, 73-74; Филатов В. В. Словарь изографа. М., 2000. С. 18, 85. Игум. Лука (Головков) Рубрики: Ключевые слова: АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах АДОПИСЬ, АДОПИСНАЯ слова, относящиеся главным образом к характеристике икон, на которых под красочным слоем или под левкасом были обнаружены изображения диавола ВЕЛУМ в восточнохрист. искусстве - изображение ткани в верхней части композиции, перекинутой между архитектурными сооружениями

http://pravenc.ru/text/76694.html

Много лет Вы возглавляли Отдел внешних церковных связей и с этого послушания Вы были призваны на Патриаршее служение. Когда Вам был вручен посох святителя Петра, митрополита Московского, Вы сказали о том, что Вашей приоритетной задачей будет сохранение и укрепление единства Церкви. И в этом апостольском труде, в Вашей священной миссии Отдел внешних церковных связей будет оставаться для Вас надежной опорой». Митрополит Иларион преподнес Его Святейшеству икону святителя Московского Петра и архиерейское облачение.  Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с Первосвятительским словом , в котором охарактеризовал деятельность ОВЦС как ключевого церковного органа, отвечающего как за связи с внешним миром, так и за укрепление единства мирового Православия. Поздравив сотрудников ОВЦС с памятной датой, Предстоятель Русской Церкви особо обратился к митрополиту Волоколамскому Илариону: «Благодарю Вас, владыка, за то, что несмотря на короткий срок пребывания во главе Отдела внешних церковных связей Вам уже многое удалось и удается делать. На Вас возложена Церковью очень высокая ответственность. Выражаю надежду, что в день, когда мы празднуем 65-летие Отдела, когда мы сугубо молились Господу о том, чтобы Он приклонил милость ко всем, кто трудится в сфере внешних церковных связей, и Вы получили особый дар благодати, особую поддержку от Господа». Святейший Владыка поздравил митрополита Илариона с 45-летием со дня рождения и вручил председателю ОВЦС панагию с памятной надписью. От лица братии Свято-Данилова монастыря Святейшего Патриарха Кирилла, председателя и сотрудников ОВЦС приветствовал архимандрит Алексий (Поликарпов). Наместник обители преподнес Его Святейшеству икону святого благоверного князя Даниила Московского. По окончании богослужения состоялась беседа Святейшего Патриарха с членами делегации IV Международного съезда «Содружество православной молодежи», который проходит в эти дни в паломническом центре Курской Коренной пустыни. Участники съезда выразили слова благодарности за отеческую заботу и напутственное слово и преподнесли Его Святейшеству икону, именуемую Спас Златые власы.

http://patriarchia.ru/db/text/1583780.ht...

При создании святцев было разработано новое стилистическое направление, получившее широкое распространение в московских иконописных мастерских, основанных выходцами из Мстёры. Рассчитанное на взыскательного заказчика, оно ориентировалось на принципы строгановского письма, давая им совр. интерпретацию с учетом некоторых формальных приемов академической живописи. Его отличает тщательное миниатюрное письмо с проработкой мельчайших деталей, повышенная декоративность, интерес к пейзажному фону и изысканной орнаментике одежд, богатый чистый колорит с обильным использованием золота и серебра. Д. основал собственную иконописную мастерскую в Москве, к-рой позднее владел вместе с сыном М. М. Дикарёвым (находилась на Земляном валу, затем на Николо-Ямской и Пятницкой улицах). В отличие от мн. владельцев аналогичных мастерских, в частности В. П. Гурьянова , Д. принимал непосредственное участие в написании икон. Большое внимание уделял качеству создававшихся в мастерской произведений, ставя его выше коммерческой выгоды. У него работали лучшие иконописцы, иконы писались исключительно по заказам. Работы Д. и художников его мастерской экспонировались на выставках в России и за рубежом. На оборотах икон встречаются штампы - «Художественно-иконописная мастерская М. И. Дикаревъ и Сынъ въ Москве» (напр., «Прп. Макарий Желтоводский», нач. XX в., частное собр.), «Иконописецъ Михаилъ Ивановичъ Дикаревъ въ Москве» («Св. Иоанн Предтеча и прп. Олимпиада», кон. XIX в., частное собр.). По заказу Комитета попечительства о рус. иконописи Д. выполнил неск. списков с древних икон для издания Лицевого иконописного подлинника ( Кондаков Н. П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905). Предположительно к ним принадлежит копия образа «Спас Златые власы» нач. XIII в. из Успенского собора Московского Кремля (нач. XX в., частное собр.). В 1912-1913 гг. принимал участие в создании образов для иконостаса верхнего храма собора Феодоровской иконы Божией Матери в С.-Петербурге, построенного к празднованию 300-летия Дома Романовых, в частности, написал в местный ряд иконы святых, соименных членам царской семьи (ГМИР - Серебряная кладовая ГМИР/Сост.: И. А. Павлова. СПб., 2004. С. 20-21).

http://pravenc.ru/text/172018.html

Еще была проповедь, где о. Сергий говорил, что, если мы просим у священника благословения, то нужно быть готовым его исполнить, независимо от того, то ли это, что мы хотим услышать. Благословение нужно принять как Волю Божию. И рассказал о знакомом семинаристе, который хотел жениться. Духовник указал ему на девушку, стоявшую в храме. Девушка оказалась из близкой семинаристу среды, с похожим воспитанием. Однако спустя некоторое время семинарист решил жениться на другой, которая, казалось, намного более ему подходила. Женился. И после свадьбы жена решила, что матушкой она быть не хочет и что жить будет отдельно. Так происходит, если не слушаться Воли Божией. Проповедь о. Сергия на Прощеное воскресенье 1999 года, думаю, запомнилась многим. Он с большой искренностью говорил о том, что постом мы должны понять слова старца Зосимы из «Братьев Карамазовых»: «Всякий перед всеми за всех и за все виноват!». Еще одна великопостная проповедь – о. Сергий рассказывал о домостроительстве нашего спасения, о том, что наше спасение строится как дом, начиная с фундамента. Каждым поступком мы кладем по кирпичику или отнимаем по кирпичику. Например – дали кому–то милостыню рубль – положили кирпичик в свое спасение. Дали 10 рублей – положили два кирпичика. Рассказали о милостыне кому–то или внутренне возгордились – отняли 10 кирпичиков. Говорил батюшка о то, что внутренняя жизнь начинается с малого – пройти 5 минут по улице, ни на кого не посмотрев. Это ничего от нас не отнимет, но сколько прибавит! Он умел говорить кратко. «Вы бы еще покаялись, что идете по рынку и Вам запах шашлыка в нос попадает, чем не нарушение поста?». о. Сергий Сидоров Рождественский пост 2000 года: о. Димитрий Туркин трудился над эскизом иконы «спас Златые Власы». О. Сергий сел рядом на скамеечку (и на эту скамеечку через 5 лет поставят гроб с его телом): «Можно посмотреть на работу мастера, о. Димитрий?». И долго сидел и смотрел. Потом сказал: «Спас Златые Власы – моя самая любимая икона»… Когда в воскресной школе для взрослых его беседы стали записывать на диктофон, он как–то пошутил: «А это что, заговор такой?»

http://pravmir.ru/ierej-sergij-sidorov/

И высока и осиянна высь, И все земное тщетно и ничтожно, И ты взыскуешь верить и спастись – Но человеку это невозможно. Ангел Златые Власы Слава дольняя, вспыхнув, как встарь, Кротко высушит капли росы. В душу кесаря и на алтарь Смотрит Ангел Златые Власы. О, не плачь, Византия, не плачь, Что так близок и яростен суд, А над хрониками неудач Бирюзовые очи цветут. Пусть отъидут апостолы, пусть Крест чалмой обмотает пророк: Ты ведь ведаешь все наизусть, Что Распятый Учитель прорёк. Все ты знаешь об истинном времени – и у стола твоего Каждый арсис горит о Царе Горним золотом славы Его. Твои ратники, аки трава, Полегли на османских мечах – И уже не Босфор, а Москва Отражается в скорбных очах. И над орарями русскими рек, Где Святая земля на весы Возлегла – не смежай своих век, Светлый Ангел Златые Власы... Св. Ефрем Сирин Великий Рим и в тоге готской тьмы Иззябнув, сетует о крахе скором. А мар Афрем поет себе псалмы И бьется над почтенным женским хором. Еще в глуши Европы племена Бурлят и бродят на пороге Даты. А Сирия Распятому верна И Пешитто хранит верней Вульгаты. Кто призван в пятый час, кто – во второй: Да радуются все и да не плачут! Благая вера двигает горой, А судьбами избранников – тем паче. Да сбудется реченное про суд! Пока ты ратуешь с греховной былью, Отцы-епископы тебе несут Благословение с епитрахилью. Ты ж в рубище смирения, как встарь, Прейдешь всю меру бытия земного И сам возложишь на Христов алтарь Безценный дар – благую жертву слова. И, на верблюжьем – сквозь ушко – горбе Потщась в Христово царство протесниться, Помолятся с тобою и тебе Сослужницы твои все – головщицы. И ты по благодати – ю же Спас Ти даровах – прости им сбой скорее И помолись Спасителю о нас, Как только ты молить Его умеешь... Романе Сладкопевче Преподобие Романе Сладкопевче, Поначаль мне воспети тропари И обкласть поучительные речи Изразцами Фаворский зари Возгревания духа ради! Тропы Несумнительно служат старине – Но харизма обочины Европы Византии не к цатам, сиречь – не К духоносному лику. Бить поклоны –

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Учение апологетов о Логосе формируется из 3 источников. Прежде всего это Откровение НЗ, и в особенности 1-я глава Евангелия от Иоанна. При этом само учение о Христе как предвечном Логосе имеет основание в традиции ВЗ, где Слово Божие выступает в качестве принципа откровения и промысла о мире. Бог, сотворивший мир Своим Словом, Словом же открывает Себя пророкам и Своему народу; Тора (Закон), имеющая универсальный характер принципов, по к-рым существует мир, и мыслившаяся в позднем иудаизме как предсуществующая, также является Словом Божиим, пророчество - также Слово Божие. Вторым источником является интуиция логосности космоса и концепции логоса в различных системах греч. философии, прежде всего в стоицизме и отчасти среднем платонизме. Третий источник - мысль Филона Александрийского, стремившегося дать философскую интерпретацию ветхозаветному Откровению, увязав библейское представление о трансцендентном Боге с греч. видением космоса посредством концепции логоса. Спаситель (Спас «Златые власы»). Икона из Успенского собора Московского Кремля. Нач. XIII в. (ГММК) Спаситель (Спас «Златые власы»). Икона из Успенского собора Московского Кремля. Нач. XIII в. (ГММК) В учении апологетов о Логосе проявляется их специфический миссионерский интерес - явить внутреннее единство христианства с лучшими достижениями античной культуры и всем высшим, что есть в самом человеке. Они показывают, что Логос есть источник блага и всего разумного в мире и человеке. «Всему человеческому роду всеяно семя Его. Логосу причастен весь род человеческий» ( Iust. Martyr. II Apol. 8). Согласно с Логосом жили Сократ и Гераклит ( Iust. Martyr. I Apol. 46). Эллинизм в его высших проявлениях и христианство происходят из одного источника и служат одной цели - воцарению Логоса в мире. Вся предшествующая культура человечества была примирена с христианством и неразрывно связана с ним. В учении о семенах Логоса апологеты используют стоическую идею о «семенных логосах». Под Логосом, действующим в мире, ими понимается Христос, первородный Сын Божий (I Apol.

http://pravenc.ru/text/149441.html

В число величайших созданий мировой живописи входят написанные в Новгороде в XII веке иконы «Спас Нерукотворный», «Устюжское Благовещение» (обе находятся в Третьяковской галерее) и «Ангел Златые власы». Формальная логика знает несколько типов определения предмета, явления. Один из них – определение посредством наглядного примера. Так, можно долго объяснять словами понятие красоты святости, но достаточно взглянуть лишь на икону «Ангел Златые власы», чтобы в объяснениях уже не было нужды. Особый смысл для Руси, для Православия вообще приобрел праздник Благовещения. «...Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю, Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой сойдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба господня, да будет Мне по слову твоему». ( Лк 1, 26–38 ). В чем смысл этого евангельского события? Всевышний через Своего Архангела дал человечеству благую весть о его грядущем спасении. Но, как сказано, даже Бог не может дать спасения человеку без его доброй к тому воли, без согласия его. Богородица в день Благовещения от имени всего человечества изъявила такую добрую волю: «Да будет Мне по слову твоему». Если же Божья Матерь была освобождена, как то утверждает католичество, от вины первородного греха, находясь как бы в противостоянии всему человечеству, то сакральный смысл этого события утрачивается, ибо в таком случае Она выражала лишь свое личное, обособленное от человечества, приятие воли Божией. Человечество остается как бы вне согласия двух внеположных ему начал. Непорочное зачатие не становится актом слияния двух свободных волевых изъявлений: Творца и Его творения, пребывающего в поврежденности первородным грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

призму реальности Воплощения и мук Христа на кресте, понимаемую во множестве аспектов, в том числе и в эмоционально-личном переживании, но сквозь ритуально осознанную идею поклонения Страстям Христовым, напоминая песнопения Великого четверга: «Поклоняемся Страстем Твоим Христе и чтим Твое Воскресение». Типологическую близость к иконе «Спас Златые власы» обнаруживает икона «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» 798 второй четверти XIII в. среднерусского происхождения, попавшая в Успенский собор, по мнению Т. В. Толстой, 799 одновременно со «Спасом Златые власы» при великом князе Василии и митрополите Варлааме. Преемственность в художественных принципах существует между «Спасом» и образом Богоматери Умиления (Старорусской) из ГРМ (99,5x82). Икона поступила из собрания Д. С. Большакова, а её название связано с происхождением – она была обнаружена в Старой Руссе (город вблизи Новгорода, на другой стороне Ильмень-озера). Такой значительный образ мог являться храмовым, но имел ли он отношение к старинному пригороду Новгорода и, соответственно, к его собору, построенному еще владыкой Мартирием, или к храму в самом Новгороде, сказать с определенностью нельзя. Предание связывает икону с Влахернской базиликой в Константинополе. В строе произведения из Русского музея (как и в иконографии маленького «Умиления» из Успенского собора Московского Кремля) отчетливо проявились особенности почитания Ризы Владычицы – главной реликвии Влахернской базилики. Плат-убрус пурпурного цвета, наброшенный на главу богоматери Старорусской, как и в «Умилении», – не что иное, как риза Богоматери, ткань того покрывала, которое простерла Дева над молящимся народом в видении Андрея Юродивого. К сожалению, красочный слой на Старорусской иконе плохо сохранился, и можно лишь предполагать, что на нем был тот же традиционный узор, что и на убрусе Марии в образе Успенского собора. Поза Младенца, способ размещения его главы вровень с головой Марии также восходит к древнейшим образам Богоматери. Судя по всему, Новгород являлся на Руси одним из центров, где культивировались традиции Влахерн, особенно в Десятинном Богородичном монастыре, исторически связанном с темами защиты, дарованной граду и его жителям Богородицей. Возможно, Старорусская икона происходила из этой новгородской обители, откуда либо позднее попала в Старую Руссу, либо еще в древности была вложена в старорусский городской собор как список с одной из икон в Новгороде. Связь с греческим или восточным образцом в типологии иконы несомненна: вытянутый овал лика, массивный подбородок, сильно изогнутый нос, характерный абрис глаз и бровей, укрупненность пропорций лика свидетельствуют о явно нерусской природе образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010