Интервью номера: Алексей Рыбников . Покаяние не бывает запоздалым, или Музыка для оглашенных . Беседовала Ольга Булгакова . Фото Владимира Ештокина и «РИА-Новости»//Фома. - – июль 2011. – С.10-14. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Алексей Львович Рыбников » (С.12). Реклама : С.15. Тема номера. Поколение разводов: Юрий Пущаев , Алексей Соколов . Поколение разводов . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июль 2011. – С.16-21. – (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). На врезках к статье: «По Вашему мнению, развод – это…». Результаты опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru 6-7 июня 2011 года//Фома. - – июль 2011. – С.19. – (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Таблица соотношения браков и разводов за 1985, 2000, 2002, 2010 гг.//Фома. - – июль 2011. – С.20. - (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). Александр Ткаченко . Когда завянут помидоры. Мужские размышления о главной причине разводов //Фома. - – июль 2011. – С.22-27. – (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). См. также: Оскорбленная любовь . Отклик на статью «Когда завянут помидоры» («Фома» 7(99), июль 2011 года)/Автор отклика – Света //Фома. - – сентябрь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »); Что делать жене? Отклик на статью «Когда завянут помидоры» («Фома», июль 2011 года)/Автор отклика – Анна //Фома. - – октябрь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »). Протоиерей Николай Емельянов . «Человек отмороженный», или Почему развод нельзя привести в пример //Фома. - – июль 2011. – С.28-29. - (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). См. также отзыв о «Теме номера»: Владимир Викторович Уйба , руководитель Федерального медико-биологического агентства России. Не прятать голову в песок //Фома. - – июль 2011. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.30-45. Протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Русской Православной Церкви. Христос Евангелия или идол «хороших людей»? Ил.: Спас Ярое Око. Феофан Грек. 1378 г. (Фото «РИА Новости»)//Фома. - – июль 2011. – С.30-31. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-99-i...

Закрыть Объединиться вокруг Церкви, объединиться вокруг Президента! Если мы не преобразим своё духовно-нравственное сознание и не откажемся от потребительского мышления, то грош нам цена Михаил Красильников   08:34 04.05.2023 396 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Беспрецедентное, наглое, циничное злодеяние совершила киевская фашиствующая хунта! Покушение на главу Русского Государства вызвало гнев, ярость, тревогу прежде всего! Но мы проснёмся или нет от этого угара веселухи на телевидении? От американщины в кинопрокате, от сатанизма, который лезет в умы и души наших детей через разные программы компьютерного программирования, где подрастающему поколению предлагают сварганить «любимых героев» из американских мультфильмов! Чем забита голова у клоунов-аниматоров всяких частных цирковых балаганов, когда в рекламных буклетах малышам, да и взрослым, предлагают развлекаться с куклами Хагги-Вагги, этими зубастыми монстрами из преисподней, когда в городах отупевшие бизнеснюки с заплывшими от наркоты, наверное, мозгами, открывают ночные клубы под названием «Ад», прочищают мозги сатанинской культурой! Вы проснётесь наконец-то? Отдельно взятые сотрудники полиции по чьему-то навету и кляузе снимает с балконов стяги в поддержку наших ребят, на котором изображен Спас Нерукотворенный «Ярое Око», и проверяют такие «акции» на предмет экстремизма! И это в Москве, в Православной Столице! Понятно, что им отдали приказ… Но таких случаев не должно быть! Мы вправе молиться Богу в любом месте за Россию! Сатанизм вползает в уши, умы и сердце: всякие дьявольские символы на одежде, «фенечках» и повязках на руках у студентов, школьников: намедни в автобусе обратил внимание на руку молодого человека с длинными волосами, носящего какую-то перевязь черного цвета с дьявольской пентаграммой в круге. А ведь очевидно, что он ученик старших классов одной из находкинских школ. Господа учителя, вы еще спите тоже в основной массе и стыдитесь Креста Господня, икон, которые должны быть сейчас в каждом учебном заведении! Или стыдливо умалчиваете о своей Вере? Да, конечно, у нас же «толерантность» и «ой-ой, дети таджиков и узбеков, а вдруг они будут возмущаться…». Мы в своей стране! На своей Земле, которую открыли Муравьев-Амурский, Хабаров, Беринг, Дежнёв, Невельской… Глубоко верующие во Христа Люди! Бесовщина в виде Киркорова выигрывает дело об осквернении святыни – Креста Господня в судах… Патриарх и Президент говорят о возвращении к своим христианским истокам, и Президент противостоит волне растления, деградации, стоит на страже Российского Государства,

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/04/ob...

В иконах нашли отражение многочисленные русские святые, русские костюмы и даже исторические события, но отнюдь не новые богословские идеи. Изобретение иконостаса потребовало нового распределения классических иконографических типов. Стенная роспись должна была уступить место деревянной иконе; мозаика в течение монгольского периода полностью исчезла, вероятно, изза упадка технического мастерства. И величественная апсида, ставшая невидимой для всех, кроме служащего духовенства, прячется за стеной из икон. Первый ряд икон (так называемый «местный чин»), большего размера, чем остальные, является самым важным. По обе стороны от царских врат мы видим Иисуса Христа (справа от зрителя) и Богородицу (слева). Обе фигуры изображаются по пояс. Спаситель держит в одной руке Евангелие, а другой рукой благословляет. Выражение Его лица могло быть мягким, любящим и, наоборот, суровым – использовались оба варианта. Второй вариант назывался «Спас Ярое Око». То же самое можно сказать и о Богородице. Из Византии к нам пришло два типа Ее изображения: «Одигитрия» и «Умиление». В обоих случаях Богородица держит Младенца Христа, но в разных положениях и с разным выражением лица. В типе «Одигитрия» головы Матери и Младенца изображены параллельно друг другу, безо всякой связи между собой. Младенец смотрит прямо перед собой всеведущими, недетскими глазами. Богоматерь с таким же выражением лица – идеальный образ Небесной Царицы. В отличие от Греции, Русь предпочла другой тип – «Умиление». Младенец прижимает Свою щеку к щеке Матери, лицо которой выражает, скорее, нежность, чем величие. В Новгороде почитали еще и третий тип иконы Богородицы, который также был заимствован у греков. В Византии этот тип изображения назывался «Эммануил». Мария изображалась молящейся (Oranta) с воздетыми кверху руками, с медальоном на груди, внутри которого Божественный Младенец до Своего рождения. На Руси эта икона называлась «Знамение», в память о выдающемся политическом событии 1169 года. Считалось, что победа республиканской новгородской армии над коалицией князей под руководством Андрея Боголюбского была достигнута благодаря заступничеству этой иконы Богородицы, которая стала, таким образом, Покровительницей города.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Спас Ярое Око. Феофан Грек. 1378 г. Фото РИА Новости Попытка переделать Бога под себя, под свою расслабленную душу — дело в истории не новое. Да и мало ли рядом с нами людей, которые лелеют «бога в душе», все одобряющего и со всем соглашающегося? Или тех, кто создал постхристианские «конфессии» — места непринужденной, ни к чему не обязывающей релаксации? Но вот что в нынешнем дискурсе новое — это попытка некоторых православных говорить тем же языком и с тех же позиций. То ли из внутреннего согласия с «Христом» Булгакова и Эндрю Ллойда Уэббера, то ли из нежелания обидеть секулярных и квазисекулярных гуманистов. Есть и еще один мотив. «Что стало с моим дядей, который умер неверующим? Неужели и он, такой хороший, в царство Божие не вошел»? Наконец, а как же Лев Толстой? Гений ведь, и лучше бы Церкви числить его не в противниках, а в союзниках! И Сахаров – разве не христианин без Христа? Да, мы не знаем, произнесли ли эти люди последние покаяние и не пребывают ли сейчас в Отчих объятиях. Но и причислять их уверенно к царству Божию не можем. В некоторых же случаях, увы, многое ясно. Я имею немало оснований утверждать, что многие мои ближайшие родственники в царстве Божием не присутствуют. И не только потому, что некоторые из них совершили напоказ, в отместку другим членам семьи, самоубийство. Дело еще и в том, что они жили только для земных дел. И были уверены в правоте такого житейского материализма, а в «гипотезе Бога» до последних дней не нуждались. В юности я спросил одного священника, как Церковь относится к Пушкину, и получил ответ: «Как к христианину, который находится в аду». Сказано, может быть, чересчур решительно, но разве мы не можем такого даже предположить? Любовь Христа направлена прежде всего на то, чтобы люди могли достичь вечной радости. И иногда путь к ней Бог пролагает через вразумление и страдание, которое по-человечески видится невинным и уж никак не вяжется с нынешним пониманием гуманизма. Исцеленный Господом слепорожденный страдал совершенно безвинно. И когда ученики спросили Иисуса, кто согрешил — этот человек или родители его, — Христос, заметим, не сказал им, что наказания за грех не бывает, но ответил: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин 9 :3). Многие сегодня удивятся: какая негуманность! Невинное страдание — ради «миссионерских целей»! Но именно эта цель — пробуждение людей для спасения — делает страдание оправданным и благим. Как она же направляет к пользе наши скорби и болезни, если они служат покаянию и исправлению жизни.

http://foma.ru/xristos-evangeliya-ili-id...

В храме находится местночтимая икона Тихвинской Божией Матери. По сложившейся традиции к этой иконе прикладываются перед таинством причащения. Слева за стеклом находятся наиболее древний иконы нашего храма: св. Парасковия Пятница XIV в. Новгородских писем. В Покровском храме почти нет икон, которые были написаны специально для него. В основном иконы были пожертвованы благочестивыми прихожанами, попечителями храма. В разные годы попечителями были купцы Рябушинские, пожертвовавшие немало древних образов храму, среди которых икона с «оглавным» изображением Спаса Эммануила - школы Андрея Рублева XV в. Даром одного из известнейших меценатов середины XIX в. Козьмы Терентьевича Солдатенкова являются иконы Строгановской школы живописи XVII в. Среди авторов икон знаменитый царский иконописец Никита Павловец, принятый в Оружейную палату в 1668г. Здесь его икона с поясным изображением св. Николы чудотворца, а также миниатюра с житием преп. Сергия Радонежского. Не менее известен иконописец той же Оружейной палаты Прокопий Чирин. Здесь его иконы Спаситель на престоле с припадающими Макарием Исповедником и св. муч. Иоанном-мучеником и Богоматерь с предстоящими св. Григорием Богословом и св. муч. Никитой воином. Велика заслуга в организации церковной жизни старообрядчества известных Московских меценатов середины XIX в. купцов - старообрядцев Рахмановых. Благодаря их благотворительной деятельности организовывались школы по изучению церковного пения и устава. Среди Рахмановского собрания икон выделяется «Вход Господень во Иерусалим» начала XIV в. Новгородских писем. У святого алтаря справа находится редкая икона Византийского письма XIV в. «Спас - ярое око», здесь же икона неизвестного Греческого иконописца XV в. «Спаситель - оглавный». В ризнице Покровского храма находится уникальное собрание древних священнических облачений, аналога которому, по заключению специалистов из музеев Московского Кремля, сегодня в России нет. По площади Покровский храм Рогожского кладбища превосходил Успенский собор Московского Кремля. Это вызвало недовольство духовных властей, в частности Митрополита Петербургского и Новгородского Гавриила. В своем донесении от 9 ноября 1792 г. он писал, что " начали строить церковь, превышающую пространством и огромностью Успенский собор: он длиной 17, а шириной 12 саженей, а их церковь длиной 25, шириной 15 саженей - чтобы огромностью сего храма унижать первую в России церковь в мыслях простого народа, а особливо в преклонных к расколу усилить к ним уважение " . Были приняты меры: " выпуски алтаря отломать (поэтому у храма нет наружной алтарной части), а вместо пяти глав оставить одну, но шпиц " унизить " . 7 июля 1856 г. алтари храма были опечатаны по требованию московского митрополита Филарета; их распечатали только после Манифеста 1905 г.

http://sobory.ru/article/?object=03402

Подтверждением этому считается тот факт, что большинство 2-сторонних выносных И. имеют на лицевой стороне изображение Божией Матери в типе Одигитрии, а на обороте - «Распятие» или связанные с ним сюжеты. Размещение образов на обеих сторонах И. было обусловлено в первую очередь размещением почитаемых И., подобно святыням Креста, в специально оформленных пространствах храма (под балдахином, киворием в наосе или в отдельной часовне, но не в алтаре) для удобства обозрения и поклонения (Там же. С. 579). Как правило, на обеих сторонах выносной И. были воспроизведены чтимые в определенном храме И. и образ святого. Таким И. посвящались особые городские процессии, в к-рых могли нести чтимые И. др. храмов. С городскими литиями были связаны те визант. процессионные И., иконография к-рых восходила к столичным палладиумам - И. и реликвиям. В рус. соборном богослужении, согласно рус. Чиновникам, участие И. в литиях фиксируется в XVI и раннем XVII в., в то время как вынос мощей в процессии - лишь со 2-й пол. XVII в. ( Саенкова. 2007. С. 473). Традиция 2-сторонних поклонных И., с особым их местом в наосе храма, долго сохранялась и в Византии, и на Руси. В истории выносных И. остаются неясными причины и время их появления, принципы формирования иконографических программ, место в храме и в богослужении, причины различия стилистической манеры исполнения 2 сторон и т. д. Трудность в определении (и разделении) разных типов И. связана отчасти с отсутствием источников, особенно раннего времени, с невозможностью точно отождествить сохранившиеся И., имеющие признаки почитания, с известными по письменным источникам как выносные И. Определенную сложность представляет вопрос перемещения И., когда, напр., чтимый выносной образ ставится в местный ряд иконостаса, утрачивая элементы процессионной И. Так., напр., на нижнем поле иконы «Спас Ярое Око» из Успенского собора Московского Кремля (1-я пол. XIV в., ГММК) сохранились следы 3-частной «вилки», свидетельствующие, что образ некогда был выносным или же имел отдельное место почитания вне иконостаса, тогда как в сохранившихся описях Успенского собора (с нач.

http://pravenc.ru/text/389040.html

Из 150 икон, представленных в монографии М. В. Алпатова, нет ни одной с размерами 104 на 69 см или 68 на 44 см и только у 11 пропорции равны 3 : 2, то есть 1,5 : 1. Это 7 % от всего спектра пропорций, у которых абсолютный пик приходится на 4 : 3, то есть 1,333... : 1 (54 доски, или 36%). Одна из досок с пропорцией 3 : 2 – новгородская икона Покрова начала XV в. (по Алпатову, 30; 74 на 50 см). Можно предположить, что она происходит из Покровского Зверина монастыря, первое упоминание о котором в связи с пожаром церкви Богородицы относится к 1148 г. Считается, однако, что это «покровское» название может относиться к более позднему времени, поскольку в летописи церковь также названа просто церковью Богородицы. Даже порознь иконные размеры 104, 69–68 и 44 см встречаются не часто. И нет ни одного случая, чтобы пропорция 3 : 2 и размеры или иконы Владимирской Богоматери, или Покровской иконы из Суздаля совпали одновременно и с пропорцией, и хотя бы с одним из размеров какой-либо иконы из антологии М. В. Алпатова. Двойное совпадение (самой пропорции и одного из размеров), на наш взгляд, говорит о том, что: 1) доски для Владимирского образа и для первоначальной Покровской иконы сделаны в одной мастерской и в одно время специально для посылки в Киев; 2) хотя икона Покрова – второй список с присланной из Константинополя, ее размер и пропорция показывают, с какой тщательностью на Руси дважды (в XII и XIV вв.) обмерялись и мастерились доски для ее копий. Если так, то это свидетельствует об исключительном статусе данной иконы и говорит о том, сколь тщательно выполнялись оба списка (почему М. В. Алпатов и отмечает «глубокую архаичность» Покровского образа «по типу и по исполнению», хотя сам образ относится к XIV в.). Обычно народное прозвище прибавляется к каноническому имени иконы: «Спас Ярое Око», «Ангел Златые власа», «Благовещение Устюжское». Богородичных икон, не относящихся напрямую к двунадесятым праздникам, три: Богоматерь «Умиление» (к этому типу относится и Владимирская икона), Богоматерь Одигитрия (Путеводительница), Богоматерь Оранта (Молящаяся). В данном случае мы имеем дело с другим, праздничным (то есть сюжетным) типом Богородичной иконы. Богоматерь Пиргиотисса, то есть Богоматерь Башенная (Защитница), в начале XII в. была вписана Киевской митрополией в традиционный праздничный ряд: Благовещение (25 марта), Успение (15 августа), Рождество (8 сентября), Введение во храм (21 ноября). Под именем «Покрова Пресвятой Богородицы» она заняла место между двумя последними праздниками. (Покров отмечается 1 октября по старому стилю.)

http://pravicon.com/icons_unpublished.ht...

Не в последнюю очередь - это и украшение дома, ведь иконы заключены в дорогие сияющие оклады с драгоценными камнями. Но дорогие оклады не могут «подавить» иконных ликов. В этой поэме у Лермонтова возникает мотив оживления иконописного изображения. Сам мотив оживления произведения искусства очень древний (напомним только Пигмалиона и Галатею), но у поэта оживают только глаза иконных ликов. Висят над ложем образа; Их ризы блещут, их глаза Вдруг оживляются глядят - Но с чем сравнить подобный взгляд? Он непонятней и страшней Всех мертвых и живых очей! (2, 248) Действительно, глаза на некоторых образах Спасителя, например, на иконе «Спас Ярое Око», строги и проницательны, о чем говорит и народное прозвание упомянутой иконы. Кроме того, как было многократно отмечено искусствоведами, на многих иконах очи Спасителя, Богородицы или святого написаны так, что при движении человека вправо или влево возникает зрительный «эффект слежения»: глаза изображенного на иконе движутся вслед за перемещениями молящегося. У поэта же они неожиданно «оживляются, глядят». В поэме эти ожившие глаза подчеркивают силу беспричинного страха Орши, предсказывают те трагичные события, которые последуют в ту же ночь, и вместе с тем заранее осуждают героя - убийцу своей дочери. В поэме «Мцыри» в исключенном самим поэтом отрывке из 20-й главы опять возникает этот мотив оживания глаз. Мцыри рассказывает чернецу-исповеднику: И вспомнил я ваш темный храм И вдоль по треснувшим стенам Изображения святых Твоей земли. Как взоры их Следили медленно за мной С угрозой мрачной и немой!... (2, 567) Здесь также очень важен этот мотив «слежения» и угрозы. Монастырь, келья, молитва, православные святые остались чужды Мцыри, и он дважды «проговаривается» в своей исповеди: ваш темный храм, святые твоей земли. Поэтому и изображения святых источают для него не «мир и отраду», а угрозу. Вероятно, Мцыри воспринимал святых как угрозу своей свободе или угрозу наказания в случае попытки бежать из монастыря. В ранней поэме «Литвинка» иконный мотив играет другую роль.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/18/...

Описание иконы Спас Ярое Око Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Спас Ярое Око Эта страничка относится к разделу   Икона Господа Спас Ярое Око СПАС ЯРОЕ ОКО Икона " Спас Ярое Око " выдержана в темной, драматической гамме, навеянной византийской палитрой. В смелом, асимметричном очерке головы, в живописной трактовке лица при помощи сочных бликов и отметок, в светлом голубом цвете хитона уже чувствуются новые веяния. Но, с другой стороны, формы носят еще несколько грузный характер, а выражение лица не менее сурово, чем на иконах XII века. Глубокие морщины на лбу и резко обозначенные складки кожи на шее необычны для чисто византийских икон, выполненных в более гладкой манере. Здесь же эти динамичные линии придают образу большую внутреннюю напряженность. Недаром икона заслужила прозвище " Спас Ярое Око " . Автор ее как бы стоял на распутье: кое-что он позаимствовал из искусства XIV века, кое в чем остался верен прошлому. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Господа Спас Ярое Око " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-850

Изображение иконы Спас Ярое Око #26668 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Спас Ярое Око #26668 Эта страничка относится к разделу   Икона Господа Спас Ярое Око Скачать или распечатать изображение 26668.jpg 770x1024, 0.79 MPix, 102 Kb. 6.5x8.7cm @ 300DPI (9.8x13cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 4 (126) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2016-04-08) Происхождение изображения: Загружено 2016-04-08 участником [ Milla ]. Описание: 834_81.jpg Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Господа Спас Ярое Око " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-26668

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010