@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Объединиться вокруг Церкви, объединиться вокруг Президента! Если мы не преобразим своё духовно-нравственное сознание и не откажемся от потребительского мышления, то грош нам цена Михаил Красильников   08:34 04.05.2023 393 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Беспрецедентное, наглое, циничное злодеяние совершила киевская фашиствующая хунта! Покушение на главу Русского Государства вызвало гнев, ярость, тревогу прежде всего! Но мы проснёмся или нет от этого угара веселухи на телевидении? От американщины в кинопрокате, от сатанизма, который лезет в умы и души наших детей через разные программы компьютерного программирования, где подрастающему поколению предлагают сварганить «любимых героев» из американских мультфильмов! Чем забита голова у клоунов-аниматоров всяких частных цирковых балаганов, когда в рекламных буклетах малышам, да и взрослым, предлагают развлекаться с куклами Хагги-Вагги, этими зубастыми монстрами из преисподней, когда в городах отупевшие бизнеснюки с заплывшими от наркоты, наверное, мозгами, открывают ночные клубы под названием «Ад», прочищают мозги сатанинской культурой! Вы проснётесь наконец-то? Отдельно взятые сотрудники полиции по чьему-то навету и кляузе снимает с балконов стяги в поддержку наших ребят, на котором изображен Спас Нерукотворенный «Ярое Око», и проверяют такие «акции» на предмет экстремизма! И это в Москве, в Православной Столице! Понятно, что им отдали приказ… Но таких случаев не должно быть! Мы вправе молиться Богу в любом месте за Россию!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/04/ob...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance открытые лекции журнала «Фома» О чем говорят иконы Почему в каждом русском княжестве были «свои» иконы? Какие образы спасали Русь? Как изображался Христос-подросток? Какие секреты связаны с изображениями Богородицы? У каких икон была тяжела «судьба»? ПОЛНОЕ ВИДЕО Почему в каждом русском княжестве были «свои» иконы? Какие образы спасали Русь? Как изображался Христос-подросток? Какие секреты связаны с изображениями Богородицы? У каких икон была тяжела «судьба»? ЛЕКТОР КУРСА Татьяна Черникова Доктор исторических наук Короткие лекции Что такое икона? В чем разница подходов к пониманию иконы у искусствоведов и богословов? Почему у иудеев и мусульман нет икон?  Когда появились иконы в привычном для нас виде и где хранятся 3 самые древние из дошедших до нас икон? Иконоборцы и иконопочитание Как развивалось иконоборчество на Западе? В чем главная позиция иконоборцев? Какие решения были приняты на VII Вселенском соборе? Как на почитание икон повлияла жена императора-иконоборца Льва IV? Когда иконоборцы стали еретиками? Становление канона иконописи Как складывался чин почитания икон? В какой технике писались первые иконы? Можно ли изобразить вечность? Зачем изображениям придавали статику? Какие древние мозаики до нас дошли? Кто на них изображен? Македонский период византийской иконописи Как развивалась иконопись? В каком стиле оформлена Святая София Константинопольская? Что отвергал Аскетический стиль? Какие русские соборы украшены аскетическими иконами? Почему лица святых на иконах не выражают эмоций? Комниновский период византийской иконописи Как развивалась иконопись в эпоху Комнинов? В чем заключался подход «гармонии» и какие иконы написаны в этом стиле? Как передавили Богочеловеческую природу Христа? Что такое «комниновский маньеризм»? Иконопись периода Палеологов Какие иконы писали крестоносцы в своих мастерских? Почему во время падения Византии появился взлет иконописи? Как Палеологовский Ренессанс был воспринят на Руси? В чем парадокс иконы «Спас Ярое Око»?

http://academy.foma.ru/istoriya-ikony

Зеркало треснуло Совсем недавно привычным занятием интеллигенции была охота за иконами в разоренных провинциальных церквах. Но одновременно коллекционировали «Вестники РХД» и ждали возрождения. Это было всего двадцать лет назад. Будущие менеджеры, что сегодня негодуют на алчность попов, вчера горевали о разорении имущества батюшек. Что же поменялось? 19 апреля, 2012 Совсем недавно привычным занятием интеллигенции была охота за иконами в разоренных провинциальных церквах. Но одновременно коллекционировали «Вестники РХД» и ждали возрождения. Это было всего двадцать лет назад. Будущие менеджеры, что сегодня негодуют на алчность попов, вчера горевали о разорении имущества батюшек. Что же поменялось? В условиях гражданской смуты рушить и Церковь как последнюю моральную скрепу общества — опрометчиво, если не сказать больше. И хотя призыв к нестяжательству можно лишь приветствовать, будет вовсе славно, если мораль сия будет применяться не выборочно, но повсеместно. Золото и пурпур византийского обряда — это сияние небес и кровь Христова, но князь Владимир объяснений богословов не знал, в выборе религии руководствовался красотой службы. Поскольку эстетика Корбюзье в то время еще не овладела умами, красотой почитались богатство и пышность. Князь выбрал церковь, которая наглядно являет могущество. Европейские храмы того времени были просты — лишь спустя два века после выбора Владимира аббат Сюжер убедил, что богатство и изощренность храма — ко славе Господней; так возникла готика. Православный храм всегда был пышен, а обряд — велеречив. Православные не баптисты, не квакеры и не сайентологи. Православный храм не протестантский молельный дом, в котором можно находиться, не снимая головного убора (квакерский обычай). Православный храм поражает величием. Роскошь не прихоть того или иного архипастыря — это дань обряду. Патриарх — по чину, а не по алчной прихоти (хотя иногда это совпадает, тяга к роскоши может быть особенностью человеческой) — облачен в драгоценные ризы и живет богато. Власть и слава собора и архипастыря уравновешены в православии несуетным равенством в мире общины, смиренным батюшкой, нищим, как и его паства, деревянной церковью в селе. Православная икона порой грозит, а часто блещет величием (Христос во славе, или Спас Ярое Око), но образ Покрова Богородицы (католический аналог — Мадонна Мизерикордия) утешает и согревает. Пренепорочная укрывает целебным своим омофором всех — нищих и властных, классовых врагов, представителей воюющих корпораций.

http://pravmir.ru/zerkalo-tresnulo/

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Богомолье " - радиоцикл Е. Смирновой. Протодиакон К. Лаптев продолжает рассказ об Успенском соборе Московского Кремля, передача 2. 29.08.2019 20:00 Протодиакон Константин Лаптев Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 гг. (над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым) и грандиозный иконостас 1653 г., созданный по инициативе Патриарха Никона. Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда. Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Среди наиболее ценных икон собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон» — моленное место, созданное в 1551 году для царя Ивана Грозного.

http://radonezh.ru/radio/2019/08/29/20-0...

Три придела собора напоминают о древних церквах, существовавших в Кремле до постройки собора. В обном из них, во имя св. Дмитрия Солунского, погребён князь Юрий Данилович (ум. 1325) Московский, брат Ивана Калиты. Второй придел посвящён апостолам Петру и Павлу, третий, во имя Похвалы Богоматери, устроен св. Ионой (1390-е-1461), митрополитом Московским (1448-1461), ради избавления Москвы от татар. Внутри собор поражал своей строгостью и великолепием. Его украшает " велелепная " роспись, над которой на протяжении столетий трудились лучшие мастера страны. После освящения собор ещё два года стоял не расписанным, пока в 1481 году к работе над восточной, алтарной частью не приступил великий русский иконописец 15 века Дионисий (ок. 1440-1502) с учениками - Тимофеем, Ярцем и Коней. Росписи Дионисия в алтаре Успенского собора частично сохранились до наших дней. Его кисти принадлежат также несколько икон: храмовая " Успение Богоматери " , иконы " О тебе радуется " , " Пётр митрополит с житием " , " Алексей митрополит с житием " . К росписи северной, западной и южных стен собора приступили только в 1513 году. Как выглядела эта роспись - неизвестно, так как в пожар 1626 года огонь сильно повредил её, и в 1642 году было решено расписать собор заново. Более ста живописцев приехали по царскому указу в Москву. Два года трудились мастера. Новая роспись была пышнее и богаче старой - только на позолоту было израсходовано более двух тысяч тонких листов золота. А через восемь лет после окончания росписи собора мастера Троице-Сергиева монастыря создали новый, существующий ныне иконостас. По мере присоединения к Москве новых земель в Успенский собор переносились особо почитаемые местные иконы - тем самым идея единения Руси получала сокральный смысл. Так в Успенском соборе оказались иконы новгородского письма 12 века - " Устюжское Благовещенье " и " Деисус " , икона 12 века " Спас Нерукотворный " из Владимира, " Деисус " работы владимиро-суздальских иконописцев конца 12 века, иконы самого раннего периода московской государственности: " Спас Золотые Власы " и " Михаил Архангел " , относящиеся к рубежу 12-13 веков, иконы времён Ивана Калиты - " Спас Ярое Око " и " Борис и Глеб на конях " , принадлежащие кисти московских мастеров !4 века.

http://sobory.ru/article/?object=03386

Велика заслуга в организации церковной жизни старообрядчества известных Московских меценатов середины XIX в. купцов - старообрядцев Рахмановых. Благодаря их благотворительной деятельности организовывались школы по изучению церковного пения и устава. Среди Рахмановского собрания икон выделяется «Вход Господень во Иерусалим» начала XIV в. Новгородских писем. У святого алтаря справа находится редкая икона Византийского письма XIV в. «Спас - ярое око», здесь же икона неизвестного Греческого иконописца XV в. «Спаситель - оглавный». В ризнице Покровского храма находится уникальное собрание древних священнических облачений, аналога которому, по заключению специалистов из музеев Московского Кремля, сегодня в России нет. По площади Покровский храм Рогожского кладбища превосходил Успенский собор Московского Кремля. Это вызвало недовольство духовных властей, в частности Митрополита Петербургского и Новгородского Гавриила. В своем донесении от 9 ноября 1792 г. он писал, что " начали строить церковь, превышающую пространством и огромностью Успенский собор: он длиной 17, а шириной 12 саженей, а их церковь длиной 25, шириной 15 саженей - чтобы огромностью сего храма унижать первую в России церковь в мыслях простого народа, а особливо в преклонных к расколу усилить к ним уважение " . Были приняты меры: " выпуски алтаря отломать (поэтому у храма нет наружной алтарной части), а вместо пяти глав оставить одну, но шпиц " унизить " . 7 июля 1856 г. алтари храма были опечатаны по требованию московского митрополита Филарета; их распечатали только после Манифеста 1905 г. До восстановления храма Христа Спасителя храм Покрова на Рогожском кладбище был самым обширным из московских храмов. Церковь никогда не закрывалась. В 1929 г. ее хотели закрыть, однако не тронули, вместо этого закрыли соседнюю зимнюю Рождественскую церковь. http://www.semeyskie.ru/hram_moscow.html Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 2001 году в России была выпущена   почтовая марка , посвященная Покровскому собору -->

http://sobory.ru/article/?object=03402

КР: То есть вообще нет никаких шансов для консолидации общества вокруг неких положительных героев? Ф. Г.: Я предлагаю искать настоящих героев в периоде Великой отечественной войны. Это была война с внешним врагом, и там есть действительно настоящие герои, которые безусловны. Они боролись за Родину, отражали внешнюю агрессию. А если их искать в Гражданской войне, то мы опять будем разделены. Потому что для меня герой – это Врангель, это Кутепов, Деникин, а для кого-то – Чапаев и Буденный. Я считаю, что акция власти – провальна. Вот празднование 70-летия Победы – это консолидирующее, объединяющее событие. А по Гражданской войне нужно покаяние. Покаяние в свержении царя, покаяние в нарушении присяги, покаяние за разрушении храмов и убийстве духовенства. А нам говорят, что события Гражданской прошли, а потом настала эра достижений в 30-е годы. Днепрогэс, Магнитка... Это все, конечно, замечательно, но люди-то куда делись? Куда мы в этой прекраснодушной концепции денем Соловки, Колыму. Это мы куда денем? За занавесочку уберем? Флоренский, Вавилов – что с ними делать? Еще надо раскрыть архивы по личности Ленина, рассказать о нем правду. По всей стране стоит 6 тысяч ленинских истуканов и тысячи улиц названы в его честь. Это ни что иное, как продолжение коммунистической пропаганды. Это даже не увековечивание его личности, а просто пропаганда. КР: Кстати, а как ты относишься к тому, что коммунисты выходят на свои демонстрации с иконами, – у них Спас Ярое око рядом с портретами Сталина, поздравляют читателей своих газет с Пасхой? Ф. Г.: Это издевательство! КР: Почему? Они в этом довольно искренни, не хотят никого обидеть... Ф. Г.: Это называется заблуждение и ересь! Это вещи несочетаемые! Написано в Писании, что нельзя пить бесовскую чашу и Господню. Ребята, символы имеют колоссальную власть. Духовную власть. За символами шли войска и целые народы! Это какой-то сумасшедший дом, где все смешалось. Это – постмодернизм. В постмодернистской системе координат это возможно – игра смыслов, игра символов, смешение несмешиваемого. Но на таких вещах нельзя построить ничего основательного. Это профанация. Либо вы кладете гвоздички Ленину, либо ходите в храм. Тоже самое касается примирительной концепции.

http://religare.ru/2_106855_1_21.html

Спас Ярое Око. Икона XIV века Может быть, подростки и вправду дурачки и максималисты, но эта удивительная чуткость к правде – достояние именно подросткового возраста, и счастье, если человек не утратит этот дар с годами. Эта благородная нетерпимость ко лжи и несправедливости свойственна не только детям и ангелам. Настоящий источник этой благородной нетерпимости – Агнец Апокалипсиса, взгляд которого так ясно и пугающе передает образ «Спас Ярое Око». Да, Царь Правды такой – не сентиментально-конфетный, не елейно-шепчущий, а живой и сражающийся, победитель ада и смерти, заступник сирот и обиженных. Нужны ли нам ангелы? Зачем призывать их в молитвах? Мне нечего у них просить. Но я очень нуждаюсь в их помощи, чтобы не оступиться, чтобы не увлечься ложью и малодушием, ведь, если сильные и крепкие падают, на что опереться нам? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 августа, 2023 16 апреля, 2023 21 ноября, 2012 21 июня, 2013 20 ноября, 2015 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 31 января, 2024 31 августа, 2023 16 августа, 2023 16 апреля, 2023 21 ноября, 2012 21 июня, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/angel-neterpimosti/

На сайте церкви есть фото отца N, грозного как Саваоф, разящего как «Спас Ярое око», и его высказывание: «Человек! Ты рожден для Вечности!» Да, конечно. Но в вечность не попадешь, минуя земную жизнь. Только транзитом – со всеми этими усталостями, болячками, маститами, мигренями, недосыпами. А значит, и усталость матери, и недосып отца, и вот эти все «труды многотрудныя плоти» – тоже важны, их надо видеть и признавать. И если женщина с младенцем дотащилась по слякоти под осенним дождем, надо ли ее казнить, как вора-рецидивиста, за то, что она не постилась три положенных дня? Милость или справедливость? Если 8-летний ребенок не умеет еще самостоятельно вычитывать большой массив Последования ко святому Причастию – стоит ли его отгонять, как забредшую в огород козу? Справедливость или милость? У меня нет ответов на эти вопросы. Учителя, психологи, врачи и, конечно, священники – это те профессии, представителям которых дана локальная ситуативная власть над человеком. И от того, как поведет себя учитель или священник, зависит порой судьба человека. Огромный разрыв между современными гуманистическими стандартами и практиками общения многих священников с паствой – отдельная широкая волнующая тема. Разница между социальным и психологическим обликом человека XXI века и человека традиционного, к которому часто апеллирует Церковь, – безграничное море. Но главное в этой нередкой истории – то состояние, в каком оказывается человек и из которого ему приходится выбираться. Справедливости ради скажу, что у батюшки есть и фанаты. Вот, например, В.В., женщина пенсионного возраста – добрейший и милейший человек, бывшая детсадовская воспитательница моей дочки, абсолютная Арина Родионовна, любимица всех окрестных детей. Она и на пенсии, выгуливая внуков, продолжает зорко следить и дарить своим вниманием всех детей на ледяной горке или на площадке – потому что можно увести человека из сада, но нельзя вывести сад из человека. – Да, батюшка у нас строгий! Нравится мне – со мной так и надо , я ж себя знаю! Как крапивой отхлещет, родимый! И прямо хорошо!

http://pravmir.ru/nikogda-bolshe-v-czerk...

Одним из таких центров была Тверь. Тверское княжество выделяется в самостоятельный удел в середине XIII века. В 1271 году в Твери уже существует епископская кафедра, в 1285 году начинается строительство Спасо-Преображенского собора – первого каменного храма на Руси после начала татаро-монгольского ига. Спасский собор становится главным религиозным центром Твери, а сам город начинают называть «домом Святого Спаса». Уже в конце XIII века Тверь становится крупным центром иконописания. Самая ранняя из сохранившихся тверских икон – образ святых Бориса и Глеба – относится к этому периоду. Икона выполнена яркими красками, лики святых обильно покрыты пробелами, одежда украшена серебряными узорами; нимбы белые, фон серебряный. Стилистически близкой является икона Спаса Вседержителя, датируемая концом XIII – первой третью XIV века и хранящаяся в Третьяковской галерее. Лик Христа на иконе экспрессивен, огромные миндалевидные глаза излучают свет, переданный сетью пробелов, радиусами исходящих от глаз. К той же школе относится образ первой четверти XV века «Богоматерь «Одигитрия» (Музей Андрея Рублева). Относительно происхождения иконы святителя Петра, митрополита Московского (Третьяковская галерея), датируемой тем же периодом, взгляды искусствоведов расходятся: одни видят в ней произведение тверской школы, другие – московской. Святитель изображен в белом митрополичьем куколе с Херувимом наверху, белом омофоре с черными крестами и саккосе из ткани с богатым орнаментом; лицо святителя отрешенное, углубленное и несколько скорбное; взгляд обращен внутрь. Московская школа иконописи развивается параллельно с укреплением Москвы в XIV веке в качестве крупного, а затем и главного духовно-политического центра Руси. Самые старые иконы московской школы относят к первой половине – середине XIV века: это иконы «Спас оплечный» и «Спас Ярое Око» из Успенского собора Московского Кремля. Первая из них написана мягкими полутонами; отсутствуют пробела; свет ровно распространяется по всему лику Спасителя, как бы озаряя его изнутри; выражение лица – спокойное и мягкое. На второй иконе – лик Судии, взирающего на зрителя широко раскрытыми глазами с черными зрачками (отсюда необычное название иконы «Ярое Око»). Брови Спасителя грозно приподняты, глубокие морщины прорезают Его лоб, полукружия под глазами высвечены пробелами. Ярко-красные губы, тщательно выписанные киноварью, лишь усиливают ощущение суровости облика. К московской школе относят икону «Богоматерь Донская» (кон. XIV в.), приписанную некоторыми искусствоведами Феофану Греку или его школе. Икона принадлежит к тому же типу, что и знаменитая Владимирская: знакомство ее автора с Владимирской иконой очевидно. На иконе «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» (кон. XIV в.) Иоанн представлен во власянице, со свитком в левой руке и с крыльями за спиной. В соответствии с традицией волосы и борода Предтечи взлохмачены. Яркой киноварью прописаны не только губы, но и нос, что создает ощущение отблеска пламени на лике Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010