Часто, кроме бесед наедине, по отдельности, отец Феодор поучал братию и в трапезе. В монастыре воздвигнута была каменная двухэтажная церковь . Во время ее закладки, как рассказывали, рой пчел сел на место, определенное для алтаря. Отец Феодор велел одному из братии отрясти их в улей, и с тех пор повелись в обители пчелы. Достойная жизнь подвижника, по промыслу Божию, была увенчана подвигом неповинного страдания. Темниковский воевода Неелов пожелал иметь старца Феодора духовником. Старец предупредил его, что нужно полное повиновение во всем, что касается духовной пользы человека, избирающего себе духовного руководителя. Воевода обещал полное послушание и в течение трех лет исполнял советы духовника, но затем он стал нерадеть о душе и грубо грешить: нарушал посты, притеснял городских жителей, занимался поборами. Преподобный Феодор просил его, чтобы он перестал притеснять народ. Воевода велел записать, что отец Феодор назвал его грабителем, подал жалобу губернатору в Воронеж. Возникло дело, доходившее до Сената и Синода – и вскоре вышло повеление: преподобного Феодора отправить в Соловецкий монастырь. Девять лет томился преподобный на Соловках; наконец, по предстательству отца Феофана (Соколова) 1 , митрополит Санкт-Петербургский Гавриил доложил о его деле императрице, и старцу разрешили возвратиться в Санаксар. Но и там старцу не удалось избежать гонений и скорбей. Новый настоятель, недовольный тем, что все ходят только к старцу Феодору, донес архиерею, что он производит смущение. Духовным чадам было запрещено посещать старца, а самому старцу запретили ездить в устроенную его трудами Алексеевскую общину. Недолго оставалось жить отцу Феодору, когда он, наконец, по смерти настоятеля, теснившего его пять лет, получил некоторый покой. Преподобный Феодор тихо скончался 19 февраля 1791 года, на 73-м году. Мощи его почивают в Рождество-Богородичном Санаксарском мужском монастыре. Духовные наставления ◊ «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи! внидет в Царствие небесное; но творяй волю Отца Моего» ( Мф. 7, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В московском Сретенском монастыре прошло совещание игуменов и игумений ставропигиальных монастырей 27 октября 2015 г. 14:12 26 октября 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы состоялось очередное совещание игуменов и игумений ставропигиальных монастырей. Заседание возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност . В президиуме присутствовали наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Сретенского ставропигиального монастыря епископ Егорьевский Тихон , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа) . Участники встречи обсудили основные направления деятельности информационной службы Синодального отдела по монастырям и монашеству и вопросы взаимодействия ставропигиальных монастырей с канцелярией Московской Патриархии. Первым прозвучал доклад пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятеля московского подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь архимандрита Мелхиседека (Артюхина). В начале 2015 года ответственным за сайты ставропигиальных монастырей были предложены практические рекомендации по улучшению структуры сайтов и информационного наполнения рубрик. Как показал проведенный мониторинг, большинство сайтов выполнили поставленные перед ними задачи. На отдельных сайтах активно ведется всесторонняя перестройка структуры, улучшены качество новостных сообщений, репортажей. Создан новый сайт Троицкого Александро-Невского монастыря в Акатове. Докладчик особо отметил сайты Марфо-Мариинской обители , Соловецкого монастыря , московских Богородице-Рождественского и Зачатьевского монастырей, Оптиной пустыни, которые предложили свои творческие проекты, значительно повысившие интерес читателей к публикуемой информации.

http://patriarchia.ru/db/text/4256828.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Георгий; ок. 1740, г. Карачев Орловской губ.- 28.10.1848, Соловецкий мон-рь), схим., отшельник Соловецкий. Основной источник сведений о Г.- анонимный «Соловецкий патерик» 1873 г. Овдовев, Георгий поселился в одной из брянских пуст., стал учеником рославльского иером. Арсения ( ок. 1822), ранее подвизавшегося на Афоне . Ок. 1820 г. вместе с наставником поступил в Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Вероятно, строителем архим. Иоасафом пострижен в монашество с именем Герасим. После кончины старца Арсения Г. нек-рое время жил отшельником в небольшой келье близ Никандровой обители, пользовался духовным руководством иеросхим. Матфея. Посещал Киев, Почаевскую лавру , тихвинский Большой монастырь , нек-рое время жил в Антониевом Дымском мужском монастыре . В 1823 г. Г. поступил в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь , по благословению архим. Макария II подвизался в 10 верстах от обители в земляной пещере, к-рую выкопал сам. Раз в сутки вкушал горсть сухарей, почти не спал. Стяжал дар непрестанной молитвы, почитался мн. соловецкими насельниками, по их просьбе ок. 1826 г. был переведен ближе к мон-рю, в новоустроенную келью. Ок. 1828 г. келья сгорела и Г. вместе с учеником Памфилом ( 1845) поселился в деревянной келье в Филипповой пуст., на том месте, где впосл. была построена каменная ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Учитель и ученик вели строгую аскетическую жизнь. В 1845 г. престарелый и ослепший Г. был переведен в монастырскую больницу. В 100-летнем возрасте не оставлял келейного молитвенного правила, регулярно посещал богослужения, беседовал с посетителями. Похоронен на монастырском кладбище, близ ц. прп. Онуфрия Великого. К 2006 г. могила утрачена, в Соловецком мон-ре сохранилось почитание Г. Ист.: Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв. СПб., 1900. С. 22-23; Соловецкий патерик. М., 1991. С. 177-179. Лит.: Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 189; Орловский И. И. Пустынножительство в Рославльских лесах. Смоленск, 2004. С. 46. Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич, 1647 – 1654), чудотворец, св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый

http://pravenc.ru/text/164567.html

Бес восторжествовал над отпавшей от Бога гордой душой и увлек ее в свой преисподний мрачный ад. Всякий раз, как вспоминаю я жалкую участь неосторожной начальницы приюта, так скорблю всем сердцем и готов плакать по погубленной душе.Не могу не отметить предсказания о моем последующем житии некоего соловецкого схимника. Некто из паломников захватил с собой мою фотографическую карточку и показал ее [одному] старцу, заочно попросив мне благословения. Старец посмотрел на фотографию, грустно покачал головой и скорбно сказал: " Ах, Витя, Витя! Много тебе придется перенести впереди. Помни житие митрополита Филиппа " . С паломником добрый схимник прислал мне восковую свечу и два больших куска сахара. Мне почему-то подумалось, не приму ли я смерть через удушение. Что касается личности московского Митрополита Филиппа [ 1 ], то она памятна для меня тем, что мое первое проповедническое выступление в полудетском возрасте падает на день памяти этого знаменитого исповедника Правды Божией. В названный день игумен Геннадий заставил меня прочитать поучение о жизни и подвигах святителя Филиппа по сборнику протоиерея Г. Дьяченко. Ободренный первым опытом благовествования Божия слова, я уже сам испросил настоятельского благословения на продолжение проповедничества, постепенно перейдя от чтения по книге к устному изложению проповеди без тетрадки. Святитель Филипп, Митрополит Московский (1507–1569), обличал царя Иоанна Грозного и по его приказу был низведен с кафедры, сослан и задушен. 25 марта 1928 года В один из вакационных [ 1 ] периодов, не помню, в каком году, кажется, перед шестым классом семинарии, с казначеем Яранского монастыря иеромонахом отцом Афанасием я побывал в Белогорском мужском монастыре [ 2 ] Пермской епархии. Опускаю второстепенные подробности поездки и остановлюсь на изложении более или менее интересных эпизодов путешествия.Когда возница, везший меня и отца Афанасия на крестьянской телеге, подъехал к крутой горе, на которой расположены монастырские здания, я поднял голову к вершине и заметил, что купол громадного монастырского храма весь в облаках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

    Утешение в скорбех и печалех Икона Богоматери в афонском ските русском Андрея первозванного. См. Странник 1864 г. апрель.     Тиносская или Теноссая икона Богоматери, обретена в 1824 году на о. Теносе в егейском море в церкви св. Исидора. Летопись Арзим. Арсения III. стр. 164. 4) Иконы Богоматери, коих время явления и дни празднества неизвестны, а известно одно наименование.    Богородицы Сохомской, Богородицы Умягчение злых сердец, Богородицы Численской, Богородицы Яноборской, Богородицы Животодательницы, Богородицы Дохтоурской, Богородицы: Нечаянная радость, Богородицы: Мати Дево, Богородицы: Избавление от бед страждущих, Богородицы: Блогодатное небо. Сия икона в Московском арханг. соборе по левую сторону царских врат; Богородицы: Умиление, что на Черных горах, Богородицы Споручницы грешных в мужском монастыре Одрине ордовской губернии. О чудотворн. иконах ее в Москве и Троицко-Савске сн. Странник, 1867 г. Февраль, и Душеполезн. чтен. 1872 г. Нам неизвестны также дни празднования свв. икон Богоматери Репицкой в Борисогдебской церкви в Чернигове, явившейся в селе Репках, Минской (Слава Пресв. Владыч. кн. III), Себежской в смоленской епархии в селе Липках, Целительницы в Алексеевском москов. монастыре, Ратьковской в селе Рудне, явившейся с 1867 г. Спасительницы утопающих в селе Ленкове близ Новгорода северского, Холмской в г. Холме, Сосновской и Хлебенной в Соловецком монастыре, Орловской, явившейся с 1648 г., Пахромской, Богоматери в селе Гидле в Подьше, и Богоматери в с. Дубоемцах (в смоленской епархии См. Опис. смолен. епархии стр. 834 и 836). Есть иконы Богоматери, коим празднования совершаются только в преходящие дни в зависимости от св. Пасхи: Умиление Псково-Печерской в неделю 7 по пасхе, Озерянская — от 30 октября до недели Антипасхи пребывает в Харькове, будучи приносима из Озерянской пустыни, Кипрской в день сошествии Св. Духа, в Москве в церкви св. Николая в Голутвине, Гербовецкая в Бессарабии в Гербовецком монастыре (Странник, 1866 г. август). Приложение 2

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Часовня и трапезная близ предполагаемого места гибели протопопа Аввакума. 2012 г. Фотография. 2015 г. В 1667 г. в Пустозерск были сосланы деятели раннего старообрядчества Аввакум Петров, его духовный отец Епифаний , симбирский свящ. Никифор (умер через неск. месяцев после прибытия) и Лазарь . В следующем году сюда же был привезен Феодор Иванов. В Пустозерске они писали сочинения (в т. ч. обличения нововведений патриарха Никона ) и распространяли их с помощью единомышленников. Здесь состоялся догматический спор между Аввакумом и Феодором Ивановым. В 1676 и 1680 гг. в Пустозерск прибывали участники восстания в Соловецком в честь Преображения Господня мужском монастыре . 14 авг. 1682 г. Аввакум, Лазарь, Епифаний и Феодор Иванов были сожжены в срубе. Несмотря на близость земель современного Мезенского р-на Архангельской обл., на которых проживало значительное число старообрядцев, на территории Н. а. о. приверженцев «старой веры» до XX в. было немного. Окладные книги XVIII в. Мезенской воеводской канцелярии фиксируют их проживание по р. Неси на п-ове Канин и по р. Оме. В янв. 1744 г. при приближении воинской команды к скиту Матвея Багрецова (уроженец Юромской вол. Мезенского у.) на р. Оме совершили самосожжение 12 чел. К этому времени скиту принадлежало более 800 оленей и другой скот. В связи с усилением борьбы Советского государства с религией и по причине проведения форсированной коллективизации в регион с нач. 30-х гг. XX в. переселялись старообрядцы из верхнепечорских сел и деревень. Лишенные имущества крестьяне нанимались в качестве рабочих на строительство Нарьян-Мара, трудились на Печорском лесопильном заводе. В это же время сформировалась небольшая нарьян-марская община беспоповцев поморского согласия. До 2-й пол. 80-х гг. XX в. члены общины для совершения богослужений тайно собирались на частных квартирах. В 1998 г. в Нарьян-Маре была освящена моленная в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя свт. Николы Чудотворца. В следующем году получила регистрацию община Древлеправославной поморской церкви . С 2003 г. при общине действует воскресная школа для детей и взрослых. В 2007 г. в городе была возведена деревянная часовня, а в следующем году освящена новопостроенная деревянная ц. во имя свт. Николы Чудотворца. В 2012 г. близ предполагаемого места гибели протопопа Аввакума построены деревянные часовня и трапезная; место привлекает паломников-старообрядцев разных согласий. В сент. 2012 г. его посетила делегация Русской православной старообрядческой церкви во главе с Московским митр. Корнилием (Титовым). Нарьян-марская община поморцев насчитывает ок. 500 чел. В др. населенных пунктах региона проживают небольшие группы старообрядцев. 12 марта 2017 г. в рамках подготовки к 400-летию протопопа Аввакума в нарьян-марской Никольской ц. состоялся съезд староверов-поморцев Н. а. о.

http://pravenc.ru/text/2564916.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПАТИЙ (Голубев Валерий Юрьевич ; род. 17 июля 1966 г., город Куйбышев (ныне Самара), архиепископ Анадырский и Чукотский. В 1982 г. окончил среднюю школу. После службы в рядах Советской армии (1984-1986 гг.) поступил в Куйбышевский электротехнический институт связи (с 2008 г. Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики), который окончил по специальности «автоматическая электросвязь». В июле 1994 г. принят в число насельников Троице-Сергиевой лавры. 5 апр. 1996 г. пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым) с именем Ипатий в честь преподобного Ипатия, целебника Печерского. В февр. 1997 г. переведен в клир Новосибирской епархии (см. ст. Новосибирская и Бердская епархия). 24 марта того же года рукоположен в сан диакона, 7 апр. епископом Новосибирским Сергием (Соколовым) рукоположен во иерея. В 1996–2002 гг. заочно обучался в Московской духовной семинарии. В 2006 г. поступил на заочное отделение Московской духовной академии, которую окончил в 2012 году. С 1999 г. служил в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» на станции Мочище Новосибирского района Новосибирской области (с сер. 2006 г. храм является архиерейским подворьем). 6 апр. 2018 г. переведен в клир Анадырской епархии (см. ст. Анадырская и Чукотская епархия). Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. избран епископом Анадырским и Чукотским. 19 июля того же года возведен в сан архимандрита митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием (Судаковым) . 20 авг. наречен и 21 авг. хиротонисан во епископа. Оба богослужения в Соловецком в честь Преображения Господня ставропигиальном мужском монастыре возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) . Указом от 29 авг. 2018 г. назначен настоятелем московского храма Знамения Божией Матери в Кунцеве. 17 марта 2019 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Патриархом Московским Кириллом возведен в сан архиепископа. Лит.: Наречение и хиротония Ипатия (Голубева) во епископа Анадырского и Чукотского//ЖМП. 2018. 12. С. 18-20. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2502766.html

В разделе 3, посвященном демографии, исследовательницей проанализирован комплекс материалов писцового делопроизводства и переписных книг Спасо-Прилуцкого монастыря XVII — начала XVIII вв., на основании которых показана динамика демографического развития монастырской чины в этот период. Большое место уделено изучению состава крестьянской семьи и брачности, монастырского сообщества (старцев, слуг, работников). Интересно, что в гг. в мужском Спасо-Прилуцком монастырей наряду с монахами числились и «старицы-вкладчицы» (с. 197). Факты совместного проживания в монастырях мужчин и женщин имели место и в других монастырях. Один из подобных случаев зафиксирован, например, во вкладной книге Арсениева Комельского монастыря 5 .  Известно, что так называемые двойные монастыри, вызывали неоднократное осуждение и запрещались Русской Церковью на протяжении всего XVI в., тем не менее, как видим, в той или иной форме продолжали существовать. Представляют интерес и очерки, посвященные именам и прозвищам людей, а также «жизни и смерти» в монастыре, где уделяется внимание численному составу братии, их имуществу, в частности описанию монастырских келий, и их погребению, сведениям о разорении обители в годы Смуты и гибели насельников. Приведенные данные сравниваются с ситуацией в других монастыряхСоловецком, Кирилло-Белозерском, Кирилло-Новоезерском и Троице-Сергиевом и т. д.  В заключительном разделе, посвященном социокультурной роли Спас-Прилуцкого монастыря, дается характеристика его как государева богомолья, которое на протяжении XVI–XVII вв. нередко посещали представители власти. По словам М. С. Черкасовой, «Спасо-Прилуцкий монастырь, как и множество других обителей Московской Руси, исполнял молитвенные функции в отношении великих князей и царей, их семей, получал богомольные грамоты в случаях рождения детей в царских семьях, объявления войны, осуществлял заздравные и заупокойные поминания царствующих особ» (с. 225). В очерке «Посвятительное имя монастыря» исследовательница на основе актов проследила эволюцию именования монастыря в XV–XVII вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/10273348/

Вышел в свет январский номер журнала «Монастырский вестник» Москва, 24 января 2018 г. Вышел в свет январский номер журнала «Монастырский вестник» 2018 г.) – официального издания Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви . Тема выпуска – Стройка молитве не помеха «Нет молитвы, нет богослужения — нет и не может быть монашеской жизни. Это духовный центр. Духовный подвиг монаха заключается в том, чтобы ежедневно присутствовать на богослужениях, а не оправдывать своё отсутствие на них другими делами. Если заботы становятся приоритетом в монашеской жизни, то служение суете будет вытеснять общение с Богом». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На сегодняшний день более 60 монастырей и патриарших подворий включены в Федеральную целевую программу «Культура России», направленную на сохранение объектов Русской Православной Церкви — памятников истории и культуры. В неё входит финансирование проектных, противоаварийных, а также ремонтно-реставрационных работ. На выделенные из бюджета средства ведутся работы в Соловецком мужском монастыре – объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также в таких именитых обителях, как Богородице-Рождественский, Высоко-Петровский, Иоанно-Предтеченский, Иосифо-Волоцкий монастыри, на Успенском подворье Оптиной пустыни, в соборе Сошествия Святого Духа Вифанского подворья Троице-Сергиевой лавры и других. «Но необходимо помнить, что при реставрации и восстановлении древних памятников культуры, в том числе монастырей, – подчёркивает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, – следует максимально пытаться сохранить традиции храмового зодчества. Самое главное, чтобы не было никаких «новоделов», которые бы коробили глаз». Московский и всея Руси Кирилл Из первых уст Митрополит Рязанский и Михайловский Марк: «Творим новое в традициях старого» Глава Рязанской митрополии, председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Рязанский и Михайловский Марк рассказал «МВ» о Программе строительства православных храмов в столице, проектах реставрации памятников церковной архитектуры по всей России, о необходимости сохранять исторический облик восстанавливаемых монастырей и ответственности игуменов и игумений во всех этих важных служениях. Интервью подготовил Денис Халфин.

http://pravoslavie.ru/110158.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОДИМ Прп. Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) Прп. Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) (В миру Никита; † 3.07.1639, Кожеозерский мон-рь), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Житие прп. Никодима Основным источником сведений о жизни и чудесах Н. является его Житие, сохранившееся в 16 списках. Самый ранний список «Об отшельнице авве Никодиме» (ГИМ. Син. 850, 1646-1654 гг.) - т. н. первоначальная записка о святом - представляет собой его Краткую редакцию (КР), составлявшуюся с 1640 по 1649 г. иноком Боголепом (в миру Б. В. Львов; 1675), навестившим отшельника за полгода до его смерти. Возможно, по благословению Н. Борис (Львов), послушник Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря , впосл. принял постриг в Кожеезерском (Кожеозерском) в честь Богоявления мужском монастыре. «Боголепово повествование» представляет собой отголосок непосредственного разговора с Н., сохраняет особенности «крестьянской» речи старца и его живые воспоминания о детстве, о ярославском и московском периодах жизни. Краткое Житие Н. с небольшими изменениями было внесено в Пролог 1662 г., что подтверждает факт канонизации подвижника (Пролог, 2-я пол. [март-авг.]. М., 17.03.1662. Л. 146-147). Примерно в это же время была составлена служба Н. (БАН. Арханг. Древлехран. 405, нач. XVIII в.; РНБ. Собр. П. Н. Тиханова. 473, кон. XVIII - нач. XIX в.; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 196-224). Видимо, пространное Житие, на которое могли опираться создатели стихир и канонов, уже существовало. Прп. Никодим Кожеозерский. Литография В. А. Черепанова. 1884 г. Прп. Никодим Кожеозерский. Литография В. А. Черепанова. 1884 г.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010