У Соловецькому готуються до нових святих 27 грудня 2010 р. 17:11 26 декабря 2010 года в Соловецком Спасо-Преображенском мужском монастыре прошла встреча паломников с руководителем паломнической службой обители М.В. Осипенко. В ходе встречи было рассказано о судьбах насельников обители после Октябрьского переворота, прежде всего о тех, кто подвергся гонениям и претерпел мученическую кончину. М.В. Осипенко уже несколько лет собирает сведения о последних насельниках обители. Эти сведения, по словам исследователя, «скудны и рассредоточены по разным источникам». М.В. Осипенко работает в московских, архангельских и петрозаводских архивах, изучает книги памяти различных епархий, базу данных о новомучениках и исповедниках Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , другие материалы; исследователь совершает экспедиции по местам, куда после закрытия монастыря переселились соловецкие монахи и по крупицам собирает необходимую информацию. По сведениям М.В. Осипенко, самые поздние сохранившиеся списки насельников Соловецкого монастыря датируются 1915 и 1920 годами. В 1915 году братия монастыря насчитывала 349 человек, а в 1920 г. — 571 человек монашествующих, послушников и трудников. В начале 1920-х гг. большинство из них выехало на материк. Они жили небольшими монашескими общинами в Архангельске и Кеми или вернулись в свои родные места. Часть братии осталась на Соловках и, согласно архивным документам, в 1929 году здесь находилось еще 58 соловецких монахов. По словам М.В. Осипенко, ей удалось собрать сведения о 458 последних насельниках обители. К настоящему времени канонизированы трое из них. На Архиерейском Соборе 2000 года в чине преподобномучеников были прославлены последний настоятель монастыря архимандрит Вениамин (Кононов) и его помощник иеромонах Никифор (Кучин). Кроме них к местному почитанию в Соборе Кольских святых был причислен преподобномученик Моисей (Кожин). Этот список будет пополнен. Имеются достоверные сведения о 30 соловецких монахах, погибших в заключении и достойных прославления как новомученики. Среди них — послушник Стефан Антонов, умерший в Карагандинском лагере в 1942 году, иеродиакон Потапий (Гулин), умерший в Архангельской тюрьме в том же 1942 году, иеромонах Тимофей (Никулин), расстрелянный в 1937 году на Вологодчине, иеромонах Дамаскин (Новоселов), погибший в Ухтпечлаге, и многие другие. Кроме 30 насельников, претерпевших мученическую кончину, немало и таких, что вернулись из заключения и могут быть канонизированы как исповедники. Эти сведения после дополнительного изучения следственных дел и уточнения подробностей биографий будут соответствующим образом оформлены и предоставлены на рассмотрение Синодальной комиссии по канонизации святых . Сайт Соловецкого монастыря /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1371161...

В смутное время в Свияжском мужском монастыре от воровских людей отсиживались воеводы, дворяне, боярские дети, служилые и земские люди, даже татары. В одно из таких сидений воеводы роздали весь монастырский хлеб служилым посадским и ратным людям, в то же время главную монастырскую вотчину с. Исаково разграбили воры. 14 Игумена Чебоксарского Троицкого монастыря Геласия бродячие казаки сбросили с башни и убили (1610 г.). 15 В тревожное время после смут не только монастыри, во и их вотчины превращались в крепости. Так в 1617 году Казанский Спасо-Преображенский монастырь выпросил разрешение построить острожек в своей вотчине селе Мамадыше для защиты от ногайских людей. 16 Случалось, что набеги инородцев ограничивались разграблением одних монастырей. В таких случаях только монастыри выносили всю тяжесть неприятельских нашествий. Говоря о значении монастырей в Казанском крае, нельзя не упомянуть о том, что они много способствовали укреплению христианства и умственному развитию, как среди русских, так и среди инородцев в духе православия. Неоспоримо, что казанские монастыри на первых порах служили сосредоточием духовного образования и местом, где желающие могли получить «книжное учение». Самим инокам вменялось в обязанность чтение духовных книг. 17 Монастырские библиотеки, только частью сохранившиеся до сего времени, достаточно свидетельствуют о книжном богатстве старо-русских монастырей. Конечно, казанские монастыри по своему книжному богатству не могли сравняться с такими монастырями, как – Троице Сергиевская Лавра. Чудов, Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоколамский, Соловецкий и др. Тем не менее и в казанских монастырях имелись книги при самом начале. Святитель Гурий, устроитель первых из них, при отправлении в Казань был одарен, между прочим, множеством книг из царской казны и из монастырей. 18 В списке с писцовых книг г. Казани с уездом 1566–1568 г.г. в книгохранилище Спасо-Преображенского монастыря помимо Св. Евангелия, Апостола и богослужебных книг, названы Скитский и Печерский патерики, творения Исаака Сирина , Ефрема Сирина , Григория Богослова , Дионисия Ареопагита , Златоструй, Василия Кесарийского , Лествица и др. 19

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Посещение музея-заповедника «Кижи» (Карельская епархия) Прогулка на катере во время визита на Валаам Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий У Ильинского скита Валаамского монастыря Патриарший визит на Валаам Валаам Храм Христа Спасителя Божественная литургия в Свято-Иоанновском женском монастыре на Карповке Патриаршее служение в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в день памяти прп. Сергия Радонежского Вручение подарка ребенку с ограниченными возможностями во время визита на Украину Посадка дерева в одесском Успенском Патриаршем мужском монастыре Встреча с общественностью Одессы Посещение производственных помещений предприятия «ЮЖМАШ» в Днепропетровске Молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве Первосвятительский визит в Нижегородскую епархию Божественная литургия в Серафимо-Дивеевском монастыре. Хиротония архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского У Покровского храма в городе Лукоянов Нижегородской области В Псково-Печерском монастыре Соловки Вид Соловецкого монастыря с высоты птичьего полета На пути к острову Анзер Посещение острова Анзер Посещение острова Муксалма Соловецкий монастырь Божественная литургия в Задонском Рождество-Богородицком монастыре Освящение отреставрированной надвратной иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. Посещение Спасо-Преображенского собора города Углича Первосвятительский визит в Ярославскую епархию. Прибытие в Мышкин Посещение Воскресенского собора города Тутаева В Свято-Введенском Толгском монастыре Первосвятительский визит на Дальний Восток. Прибытие на Командорские острова Посещение военной базы 16-й эскадры подводных лодок Тихоокеанского флота ВМФ России Сахалин Первосвятительский визит на Дальний Восток Первосвятительский визит на Дальний Восток Встреча в аэропорту Якутска Посещение монастыря в честь Державной иконы Божией Матери в поселке Изобильное Полесского района Калининградской области С Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1375969...

С 1792 г. отливались К. на заводе Самофаловых в Воронеже гл. обр. для нужд Воронежской губ. В 1770 г. был основан колокольный завод Шишкиных в Елабуге. Его изделия дважды удостаивались выставочных наград: в 1890 г. в Казани, в 1907 г.- в г. Сарапуле Вятской губ. (ныне Удмуртия). В XVIII в. работали неск. колокольных заводов в Чебоксарах. На них отливались большие и малые К. для этого и других городов Казанской губ. В 80-х гг. XIX в. на 14 чебоксарских церквах висели 122 К., из них только 5 были отлиты не в Чебоксарах. Во 2-й пол. XVIII в. появились колокололитейные заводы в С.-Петербурге. В 1762-1775 гг. с.-петербургский купец П. Е. Евдокимов отлил 4 колокола для Соловецкого монастыря. Вес самого большого составлял 1100 пудов. В 1845 г. организовали производство К. выходцы из Валдая И. М. и М. М. Стуколкины. Известны благовестник весом 428 пудов, отлитый И. М. Стуколкиным в 1845 г. для собора в Нов. Ладоге, и набор из 9 К. (самый большой из них весил 296 пудов) работы М. М. Стуколкина для гатчинского собора ап. Павла. На их заводе был отлит набор из 11 К. для Исаакиевского собора, среди которых был самый большой К. С.-Петербурга (весом 1860 пудов). Один К. Стуколкиных (58 пудов, 1847) находится в Мариинском театре, один (235 пудов, 1850) - на звоннице Всехсвятского скита Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря , один (100 пудов, 1864 г.) - в Староладожском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре . С 1870 по 1888 г. владела и управляла заводом А. П. Васильева (урожд. Стуколкина). В 1873 г. для Валаамского мон-ря был отлит 1000-пудовый К. св. ап. Андрея Первозванного (утилизирован в 1947), в следующем году - 4 К. для Аничкова дворца в С.-Петербурге. К. завода Васильевой весом ок. 50 пудов находится в базилике Рождества Христова в Вифлееме. С 1888 по 1910 г. заводом владел В. М. Орлов. В 1895 г. для храма, построенного на п-ове Гангут (ныне Ханко, Финляндия) в память 900-летия Крещения Руси и в благодарность Господу за спасение имп. Александра III при крушении поезда около ст. Борки, был отлит набор из 7 К. На заводе Орлова был изготовлен К., подаренный имп. Александром III Франции. Сохранился К. (312 пудов, 1898) в соборе св. блгв. кн. Александра Невского в Таллине, еще один (1903) - в соборе вмч. Георгия Победоносца в Вифлееме.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Был арестован на вокзале по прибытии в город, допрошен, но потом освобожден. 7 янв. Н. был вторично арестован в своих покоях, когда встречался с белгородским духовенством после Рождественского богослужения. Арест архиерея вызвал массовые протесты верующих, к местным властям было направлено неск. делегаций с просьбой об освобождении Н. Он был освобожден, вернулся в белгородский Троицкий мон-рь, где 8 янв. во время вечерней службы произнес проповедь, содержащую критику большевиков. Сразу после службы Н. был снова арестован прямо в алтаре Троицкого собора ворвавшимися туда сотрудниками ЧК. Тогда же были арестованы и вскоре казнены руководители делегаций верующих, выступавших в защиту архиерея. На 2-й день после ареста Н. был расстрелян по приказу начальника комендатуры 2-й Украинской Советской армии С. А. Саенко на дворе пожарной части и тайно захоронен в общей могиле за городским кладбищем. После взятия в июне 1919 г. Белгорода войсками ген. А. И. Деникина были найдены останки Н. Медицинский осмотр установил, что перед смертью Н. подвергался мучениям. Помимо огнестрельной раны в груди у него был проломлен ударами тяжелых предметов череп и сломаны гортанные хрящи. Останки Н. были торжественно перезахоронены в белгородском Свято-Троицком мужском мон-ре с сев. стороны Троицкого собора. В 20-х гг. ХХ в. Троицкий храм был разрушен, могила Н. оказалась погребена под развалинами. 2 нояб. 2012 г. обнаружен склеп с останками Н. Ныне рака с его мощами находится в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Белгорода. Н. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893–1965. Т. 5. С. 94–96; Польский. Ч. 1. С. 72; Ч. 2. С. 299–305; Синодик СПб епархии. С. 7; Шаляпин С. О. Никодим//Поморская энцикл. Архангельск, 2001. Т. 1: История Архангельского Севера. С. 264; СПб мартиролог. С. 9. Э. П. Р. Лит. наследие Н. представлено десятками трудов: исследованиями в области агиологии, сочинениями на темы миссионерства, богослужебными текстами и т. д. Главным делом своих ученых занятий Н. считал изучение «отдельных святых личностей» - представителей рус. монашества и «их церковного почитания», к-рое может пролить свет «на некоторые эпохи и стороны исторической жизни России» (Верное и краткое… 1900. С. 4-5). Важная задача отечественной агиологии заключается, согласно Н., в составлении полного месяцеслова рус. святых и Четьих-Миней с изложением Житий святых и истории их канонизации и чествования (Там же. С. 10-11). Особенно весом вклад Н. в изучение и популяризацию севернорус. агиографии. Его перу принадлежат труды, посвященные архангельским, олонецким, соловецким святым: Никодиму Кожеозерскому, Антонию Сийскому, Александру Ошевенскому, Александру Свирскому, Иову Ущельскому, Трифону Печенгскому, Диодору Юрьегорскому и мн. др. Н. является составителем «Архангельского патерика» (1901) и «Олонецкого патерика» (1910); он попытался обобщить сведения о святых Вологодской, С.-Петербургской, Калужской, Ярославской и других епархий.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

1739 г.- «Сказание о освидетельствовании честных мощей преподобномученика Иова», хранившееся в Ущельской ц. как отдельная записка ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 79-80). Введение ко 2-й редакции Жития, в к-ром отсутствие биографических сведений о преподобномученике объясняется Божественным произволением, носит риторический характер и восходит к «Слову о явлении мощей прав. Иакова Боровичского» в сб. «Рай мысленный», опубликованном в Валдайском Свято-Озерском в честь Иверской иконы Божией Матери мужском монастыре в 1659 г. Во 2-й редакции Жития содержится краткое описание 51 чуда (в последнем сообщается об исцелении мезенского титулярного советника А. Фёдорова в 1822); в некоторых случаях датировки чудес незначительно отличаются от дат в 1-й редакции Жития. Автором 2-й редакции мог быть свящ. Никита Петров, в 1858 г. составивший описание Ущельского прихода (его ркп. в числе источников сведений о приходе упомянута в изд. «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» (1895)). Список Жития И. (по-видимому, 2-й редакции) видел в 1865 г., во время путешествия по Северу, писатель С. В. Максимов , пересказавший текст в кн. «Год на Севере» ( Максимов. 1984. С. 486-487). С Житием И. ознакомился сщмч. Никодим (Кононов) , когда в 1892-1896 гг. работал с документами, хранившимися в Ущельской ц. ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 151-165). Е. А. Рыжова Биография Прмч. Иов Ущельский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ненецкий окружной краеведческий музей) Прмч. Иов Ущельский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ненецкий окружной краеведческий музей) Отца И. звали Патрикий. И. Ф. Токмаков писал, что в Московском архиве Мин-ва юстиции хранилась родословная Мазовских. Ранее 1608 г. святой принял монашеский постриг. Согласно ставленнической грамоте И. от 1 нояб. 1608 г., Новгородский митрополит Исидор «инока Иова Патракиева сына Мозовского» поставил «в чтецы, потом в иподиаконы и наконец хиротониса его» к Преображенскому собору Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря ( Рыжова.

http://pravenc.ru/text/578160.html

«Для монаха не имеет значения, на какое место его поставит Бог» О православной миссии в католической Аргентине Евгения Воробьева О жизни православного прихода в Аргентине РП рассказал настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев, иеромонах Герасим (Войцеховский). Богослужение в праздник Благовещения в храме Святых Царственных Страстотерпцев. Фото: Из личного архива      — Как вы стали священником в аргентинском храме и что вас больше всего удивило по прибытии? Случались ли какие-то казусы и связанные с местным менталитетом случаи? — До своего приезда в Аргентину я с 1996 года проходил послушание в Соловецком мужском монастыре, и 12 лет был в сане иеродиакона. До сего дня нахожусь в штате братии родной обители. В Соловецком монастыре мне пришлось нести различные послушания, а одним из основных моих послушаний были административно-представительские вопросы. Имел честь быть помощником наместника по административно-представительским вопросам и связям с общественностью. Поэтому назначение на миссионерское служение в аргентинский приход имело прямую связь с моим прошлым послушанием. По благословению священноначалия, Священного архимандрита Соловецкого, Спасо-Преображенского монастыря, Святейшего патриарха Кирилла, указом Священного Синода, а также по рекомендации митрополита аргентинского Платона, в 2012 году я был назначен настоятелем на приход храма Святых Царственных Страстотерпцев в Мар-дель-Плата. Мне достался новый, абсолютно неустроенный, необжитый храм и приходской дом, поэтому в первый период настоятельства пришлось много трудов положить на их благоустройство и облагораживание прилегающей территории. Мы вместе с прихожанами проводили воду, газ, делали централизованное отопление, устраняли те недоработки, которые выявились в период строительства. Материально-духовную поддержку в становлении приходской жизни храма на самой отдаленной точке от центра, то есть от России, я получил от митрополита Марка, управляющего сейчас Рязанской епархией. На то время он возглавлял Отдел по зарубежным учреждениям. По его благословению и благодаря его личному участию, нашему приходу была отправлена вся необходимая богослужебная литература на весь годичный круг богослужений: Октоих, Минеи, требники, духовная литература, а также церковная утварь, без которой совершать богослужение во всей полноте и красоте было бы невозможно.

http://pravoslavie.ru/93049.html

144 Pitra. Iuris ecclesiastici graecorum historia et monunienta. Romae, 1868. T. II. p. 330. Migne Patrol, curs. t. C. col. 861. Tj dЪo το sc " matoj, sper cousi t eucolTgia, men e„j guna kaj, sun κα tisi tropar…oij… 145 Goar. р. 496: τ cor τν frou…mwn κα cousa τς eЩsebe…aj kataxiwq e„selqe n e„j τν ™rnion τς a„wn…e zw j nimfuna. 149 Martene. De antiquis eccl. ritibus. Т. III. L. II. с VI p. 118, 126, 127. transeat in numerum sapientium puellarum, ut caelestem sponsum accensis lampadibus cum oleo praeparationis expectet... Accipe annulum... ut sponsa Dei noceris... Accipe signum Christi in capite, ut uxor ejus efficiaris… 159 Рук. (1085): «вставши ей. И посем вопросы писаны в мужском постригании. и великий вопрос до приятия ножниц. пострнгают поюще: Блажени непорочни всю кафизму. и введет ю в конечной ризе». 161 В Соловецкой библиотеке есть несколько лечебников подобного рода. Особенно замечателен В нем от очень многих болезней предписываются молитвы, который нужно или читать или писать на бумаге, олове и других веществах и носить на себе. Большая часть этих молитв имеют форму заговоров и вообще странную форму, но некоторые суть молитвы обыкновенной формы. Вот наприм., лечение болезни сердца: «аще человеку сердце болит, напиши на хартию сию молитву:» Боже великий, Господи Иисусе Христе иже сия разрешил по твоему смотрению и воскросению иже суть были во гробах от всех век, разреши Господи болезнь сердечную рабу своему имрк. ныне и присно и в веки веков. Аминь, (л. 171 об.). 169 Объяснение слов: дны и нежить см. в статье И. Я. Порфирьева : Апокрифические молитвы по рукописям Сол. библ. Труды IV арх. съезда. Особенна много апокрифических молитв в глаголическом Требнике XI в. изданном Гейтлером. См. о них статью Мансветова в Приб. к твор. св. от. 1883 г. т. 32 стр. 347 и дал. 171 Рус. Истор. Библиотека, т. VI. Памятники древнерусск. канонического права, изд. проф. Павловым. с. 33, 34. 178 Мансветова, Митрополит Киприан в его литургической деятельности. Москва. 1882, стр. 117 и прил. IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Когда наконец она настолько поправилась, что могла уже начать работать, доктор оставил ее в больнице, назначив на незадолго перед тем освободившуюся должность сестры-хозяйки. Анелька вернулась к жизни совершенно перерожденною: ровная, ко всем приветливая, она словно излучала вокруг себя атмосферу чистого, стыдливого счастья. От недавней истерии не осталось и следа. За порученную ей работу она взялась горячо, с увлечением. Без устали бегала со связкой ключей по больничным коридорам и лестницам, выдавая продукты или белье, обходя больных, заботливо расспрашивая их о нуждах. Ей так хотелось оправдать доверие доктора, оказаться достойной его выбора. В быте больных произошло значительное улучшение. Больничный стол стал обильнее и лучше: Анелька прекратила те, узаконенные с самого основания больницы, традиции расхищения продуктов, о которых знали все, но на которые и лагерное, и больничное начальство, если само в нем и не участвовало, давно смотрело сквозь пальцы. И старший врач тоже разительно переменился: прежде, бывало, зачастую суровый, придирчивый к персоналу, резкий с больными, он стал совершенно неузнаваем: веселый, приветливый и доступный для персонала, он сделался особенно внимателен к больным, охотно принимал все рационализаторские предложения Анельки и помогал ей осуществлять их; совсем бросил пить, что водилось за ним прежде. Причина такой метаморфозы была, конечно, ясна всем, и все, кроме лиц, причастных к продуктовой кладовой, были только довольны и благословляли Анельку. Больные же просто боготворили ее. Но совсем иное отношение вызвали голгофские перемены, когда слухи о них дошли наконец до Анзера. Какое злорадство они возбудили у анзерских женщин! – А наша-тο принцесса-недотрога, скромница-монашка вертит, говорят, главврачом, как хочет, держит его под башмаком, а он, как дурак, совсем потерял голову и исполняет все ее причуды. Какова скромница, а? С обидой и мстительной злобой был принят этот слух анзерскими мужчинами, почувствовавшими себя одураченными, оскорбленными в своем мужском достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В книге содержатся статьи о прп. Тихоне Калужском, основателе Успенской пустыни, прп. Тихоне Карачевском, основавшем Воскресенский мужской монастырь, прп. Тихоне Лухском, прп. Тихоне (Москвитянине), пустыннике Соловецкого острова, архиепископе Ростовском, Ярославском и Белозерском Тихоне (Малышке), священномученике Тихоне Архангельском, расстрелянном по распоряжению Особой тройки при УНКВД по Воронежской области в 1937 году, священномученике Тихоне (Никанорове), согласно преданию повешенному красноармейцами в 1920 году на Царских вратах, преподобномученике Тихоне (Бузове), расстрелянном в 1937 году на Бутовском полигоне, преподобномученике Тихоне (Кречкове), расстрелянном в 1930 году под Воронежом. Том содержит статью о митрополите Псковском и Порховском Тихоне , известном своей просветительской и культурной деятельностью, авторе книги «Несвятые святые». В книге опубликованы статьи о монастырях, в частности о Теплодарском Воскресенском женском монастыре Одесской епархии , Тервеническом Покровском женском монастыре Санкт- Петербургской епархии , Теребенской в честь святителя Николая Чудотворца мужской пустыни, Терноватском в честь апостола Иоанна Богослова женском монастыре Запорожской епархии , Терновском в честь Вознесения Господня женском монастыре Днепропетровской епархии , Тетеринской в честь Успения Богородицы женской пустыни Костромской епархии , Тираспольском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Пахомия Великого женском монастыре, женском монастыре Тисмана Румынской Православной Церкви , Тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, Тихвинском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Тихвинской иконы Божией Матери женском монастыре Нефтекамской епархии , Тихвинской иконы Божией Матери Керенском мужском монастыре Сердобской епархии , Тихоновом Карачевском в честь Воскресения Христова мужском монастыре Брянской епархии , Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре Кинешемской епархии , Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни, Тобольском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужском монастыре, Толгском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/6008002.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010