Зная это, и святый сказалъ въ сто восемнадцатомъ псалме: во Твоихъ поучуся; не забуду словесъ Твоихъ (16); и еще: пета бяху мне Твоя на месте моего (54). Ибо въ нихъ святые говоря: аще бы не законъ Твой мое былъ, тогда убо погиблъ быхъ во моемъ (92); какъ и Павелъ симъ ограждалъ ученика своего, говоря: въ сихъ поучайся, въ сихъ пребывай, да твое явлено будетъ (1 Тим. 4, 15). Сему поучаясь и такъ читая псалмы, и ты, руководствуемый Духомъ, возможешь постигнуть смыслъ каждаго, и возревнуешь о таковой же жизни, какую имели ихъ богоносные святые мужи. Печатается по : Tbopehiя иже во святыхъ отца нашего Aфahaciя Великаго, Apxienuckona Aлekcahдpiйckaro. Часть четвертая. /Uздahie второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Uздahie Спасо–Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 3–35. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903. пресвитеру Возлюбленному сыну, пресвитеру Епископъ желаетъ о Господе радоваться. Получивъ и тобою однимъ писанное былъ я радъ, темъ наиболее, что ты по дышешь Причина же, по которой живешь ты вместе съ возлюбленнымъ нашимъ известна мне стала не теперь только, но издавна, и я одобрилъ твое Продолжая поступать такъ, пиши и извещай насъ, какъ думаютъ о насъ и какъ враги истины. А чтó доводишь до моего о kecapiйckuxъ монахахъ, то известно уже мне отъ возлюбленнаго нашего и именно, что они негодуютъ и противятся Епископу, возлюбленному нашему Хвалю тебя за то, что даешь объ этомъ знать, а имъ высказалъ я, чтó следовало, и именно, чтобы какъ чада послушны были Отцу и не противоречили въ томъ, что онъ признаетъ лучшимъ. Если бы можно было подозревать его въ истины, то хорошо было бы идти противъ него. А если твердо уверены, какъ и все мы уверены, что онъ — похвала Церкви, подвизается паче за истину, и учитъ имеющихъ въ томъ нужду; то надобно не противоборствовать таковому, а паче — одобрять благую его совесть. Ибо изъ разсказаннаго мне возлюбленнымъ открывается, что негодуютъ они напрасно. какъ твердо уверенъ я, немощнымъ бываетъ немощенъ, да немощныя (1 Кор. 9, 22). И возлюбленные нами, взирая на цель и его — соблюсти истину, да прославятъ Господа, давшаго такого Епископа, какого желаетъ иметь и всякая страна. Посему и ты, возлюбленный, соблаговоли объявить имъ, чтобы, какъ писалъ я, были покорны ему. Это и ихъ покажетъ признательными Отцу, это и въ Церквахъ сохранитъ миръ. Желаю тебе, возлюбленный сынъ, возмогать о Господе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

16 января 1952 г. в беседе с митр. Николаем владыка Григорий говорил ему: «Положение в Финляндии для нас очень невыигрышное: молодежь - священники фанатично распропагандированы еще в Сердобольской семинарии; все будет зависеть от 1) от направления внешней политики в связи с общим положением, а 2) от того, насколько широко будет охвачено все финское общество и в частности, духовенство, нашими лекциями и радиовещаниями о положении и процветании РПЦ» [lxxix] . 2 февраля 1952 г. митрополит подготовил и отправил Патриарху доклад о задачах делегации в Финляндии - для рассмотрения на месте и возможного урегулирования продолжавшихся нестроений в общинах. В Хельсинки планировалось послать протоиереев П.Цветкова и М.Славницкого. 7 февраля митрополит отправил доклад также и Карпову, а митр. Николай просил выслать доклад и ему. 19 марта митр. Николай прислал владыке для просмотра и дополнений инструкцию для делегации, 24 марта владыка Григорий дал последние указания командируемым, и вечером они отбыли в Хельсинки с основной целью - ревизии приходов. 8 апреля прибывшие из командировки протоиереи М.Славницкий и П.Цветков доложили митрополиту Григорию о посещении Ново-Валаамского и Ново-Коневецкого монастырей и о положении в общинах в Хельсинки. Доклад они подготовили для Патриарха, а копию оставили владыке для дальнейших распоряжений. Протоиереи пробыли в Ново-Валаамской обители двое суток. Насельников в обители на то время было 82 человека. Хозяйство состояло из 30 коров и 8 лошадей. Проехали они и в Ново-Коневецкую обитель, - небольшой скит и храм на лесной поляне, где их приветствовал игумен Петр и 15 человек братии [lxxx] . В Хельсинки делегация констатировала нестроения в обеих общинах - и у о.Г.Павинского, и у о.В.Волкова: дрязги и отсутствие мира и в причтах, и в приходах. «Службу проводят, а духовной жизни - нет, работы по укреплению Православия и мира - нет», - записал владыка со слов о.о. М. Славницкого и П.Цветкова. На основании доклада делегации владыка подал Патриарху рапорт о необходимости дотации причтам в размере 191 тыс. финских марок в месяц на две общины. Также он писал, что «Вместе с назначением дотации причтам, было бы необходимо предложить причтам обоих приходов непременно усилить пастырскую деятельность в общинах путем обязательной живой проповеди по воскресеньям и праздничным дням, устройством внебогослужебных бесед и чтений, служением акафистов в сопровождении проповеди, активным участием в проповеди о сохранении мира во всем мире и другими пастырскими мерами» [lxxxi] . Согласно Уставу частных приходских общин, административным органом управления в них являлись выборные Церковные советы во главе с настоятелями и Общие приходские собрания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Похоронен ли шведский король на Валааме? Испокон веков военные походы шведских викингов на Русь через Приладожье сопровождались разорением и убийством местных жителей. С тех пор как в Х веке (согласно одной из версий) остров Валаам приютил первых русских монахов, соседство с беспокойными норманнами стало для них серьезным испытанием на долгие столетия. 1 Как шведский король стал валаамским схимником Согласно старинному монастырскому преданию, в 70-х годах XIV века очередная сокрушительная буря на Ладожском озере не пощадила целую шведскую флотилию. Шторм выбросил на каменистый берег Валаамского острова единственного выжившего человека. Его нашли русские монахи Спасо-Преображенского монастыря. Кораблекрушение и спасение монахами. Лицевой летописный свод Каково же было их изумление, когда спасшийся чужеземец представился шведским королем Магнусом II Смеком. Свидетельство игумена Валаамского монастыря Назария, данное в 1791 году графу А.И. Мусину-Пушкину, гласит: «Объявляем Вам, что погребен в 1374 году Шведский король именем Магнуш, во святом крещении Григорий. Жития его было в сей обители в живых 3 дня. При сем по желанию ево пострижли в схиму, таким образом и скончал жизнь свою». Все эти события увековечены на каменной надгробной плите его могилы, фрагмент которой сохранился до наших дней. Сама могила утеряна. Кроме того, валаамское предание о духовном преображении шведского монарха подтверждено его рукописным завещанием, зафиксированным в одной из летописей новгородского происхождения. Начинается оно следующими словами: «Се аз Магнуш король Свейский нареченный в святом крещении Григорием отходя сего свету пишу рукописание при своем животе а приказываю своим детям и своей братии и всей земле Свейской: не поступайте на Русь на крестном целовании занеже нам не пособляется…» Впрочем, историки сомневаются в подлинности этого «рукописания», поскольку не все указанные там сведения с точки зрения современной науки соответствуют действительности. К тому же, согласно самой распространенной версии, король Магнус погиб в Норвегии, хотя другие источники позволяют считать местом его смерти Швецию, а третьи — Финляндию. В любом случае, нигде, кроме Валаама, могилы шведского монарха не было найдено.

http://sever.foma.ru/pohoronen-li-shveds...

Во многих местах, несмотря на мои рекомендации, не созданы молодежные центры, и привлечение в храмы молодых людей пущено на самотек. Однако опыт некоторых епархий показывает, что существуют удачные формы окормления и просвещения молодежи. Так, становится весьма популярной организация летних лагерей по программе " Реставросъ " . Проводимые в лагерях беседы со священнослужителями, катехизические и культурно-просветительные лекции, паломничества к святыням приводят к тому, что сотни молодых людей ежегодно принимают Крещение. Только в 1996 году по программе " Реставросъ " группы молодежи общим количеством 2500 человек были направлены в 35 монастырей и храмов. Всецерковное православное молодежное движение изыскивает возможность оплаты проезда молодежи в лагеря, что поможет существенно увеличить количество приезжающих. Учитывая большой опыт работы с молодежью, накопленный в различных Церквах и странах, Всецерковное православное молодежное движение развивает контакты с зарубежными и международными молодежными христианскими структурами. При этом приоритет отдается укреплению братских связей с православными организациями. Среди партнеров Движения - Всемирное братство православной молодежи Синдесмос, Всемирная студенческая христианская федерация, Экуменический совет молодежи Европы. Летом 1996 года при помощи Синдесмоса в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре был организован православный паломнический лагерь. Используя хорошо зарекомендовавшую себя во всем мире скаутскую методику, работают с детьми активисты Федерации православных следопытов. Эта форма воспитания детей и вовлечения их в церковную ограду, к сожалению, также пока не нашла должной поддержки в епархиях. За последнее время появились новые черты в деятельности Молодежного центра на Крутицком подворье в Москве. Здесь был проведен целый ряд семинаров, " круглых столов " , конференций, связанных с молодежной работой Церкви. Налаживается подготовка руководителей местных православных молодежных групп. Начата реализация совместной с Миссионерским отделом программы духовной и социальной реабилитации молодежи.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

А это говорю опытным, а не новоначальным. В гостях мы здесь – на земле, в нынешнем веке. Как говорит апостол Павел: «Братья!.. Наше… жительство на небесах» ( Флп. 3, 20 ). Будем же заботиться только о душах своих, а заступником во всех бедах будем иметь Бога. Нигде, никогда, ни в какой беде не оставляет Бог надеющихся на Него всей душой и служащих Ему всем сердцем из любви к Нему. Если живем надеждой на Бога, в Боге живем. А если и умираем от какой-либо беды по воле Божьей, к Богу отходим. Если даже один день проведем, надеясь на Бога, и в этот день умрем, это лучше, чем долголетие умерших с раздвоенной душою. Нигде не написано о том, что Бог оставляет надеющихся на Него. Нельзя спастись, не оторвав ум свой от суеты, шума и от всех забот. И не собрав воедино и ум, и тело. Ибо у человека один ум, и можно отдать его либо Христу, либо суетным заботам. От всяких же помышлений и забот, неуместно возникающих и отклоняющих ум наш от молитвы, ум и мысли следует отворачивать и не принимать их, поскольку их привносят бесы. Подлинная нужда сама себе время укажет без лишних забот, как преграда, которую невозможно ни обойти, ни перелезть. Тот, кто действительно желает спастись и стать угодным Богу, пусть откажется от всего земного и живет, словно одна из птиц. Найдет подходящее уединенное место и пребывает один или со своим духовным сыном, и терпит недостаток во всем, необходимом телу: в пище, в одежде и вещах. Ибо в нужде душа смиряется и умиляется, а ум сохраняет невозмутимость. Когда человека ничто не отвлекает, тогда выносливее он телесно и сильнее радуется душой о грядущем воздаянии. А там, где всего необходимого в избытке и много братии, невозможно сохранить ум безмятежным. И там требуются послушание, отказ от собственной воли и точное исполнение того, что велят. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков. Читать далее Источник: Цветник священноинока Дорофея/пер. с древнерусского Д. Кантова, ред. и ком. Н. Ларионовой. – Изд. Спасо-Преображенского Валаамского мон., 2005. – 431 с. ISBN 5-94762-004-9

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Например, на нашем острове рядом с монастырем до сих пор еще живут миряне, хотя на Старом Валааме этого не было. Он был полностью монашеским островом. — Как решается вопрос с переселением мирян? — Сосуществование монастыря и светского поселения мы, конечно, рассматриваем как временное явление и стремимся к тому, чтобы Валаам снова стал северным Афоном. Но в то же время мы должны с любовью, по-христиански относиться к людям, живущим рядом с нами, хотя они могут быть как нашими прихожанами, так и людьми совсем других убеждений. Переселение мирян, которое происходит на протяжении всех последних 20 лет, исключительно добровольное. Если люди изъявляют желание переехать на материк, то мы с помощью государства и наших благотворителей предоставляем им благоустроенное жилье в собственность на материке, обычно в Сортавала. Это ближайший город, частью которого в административном отношении является и Валаам. В Сортавала за эти годы построено два 60-квартирных дома. Один был сдан в 2001 году, другой заселился в прошлом, в этом предстоит переселение еще нескольких семей. Всего перебралось 120 семей. Так что мирское население острова значительно сократилось по сравнению с 1993 годом, когда я приехал сюда. Тогда на Валааме проживало около 500 человек, сейчас прописано 160, но постоянно проживают 80, остальные приезжают на лето, чтобы поторговать, использовать туристический сезон. Зимой, как правило, туристов не бывает. Надеемся, что через несколько лет Валаам в основном будет заселен монахами. Люди же, которые здесь трудятся на электростанции, в пожарной части, лесхозе, больнице, будут работать вахтовым методом, имея дома и семьи на материке, как это нередко происходит и сейчас. — У главного Спасо-Преображенского собора обители стоит бюст Святейшему Патриарху Алексию II … — Я думаю, что современное состояние монастыря — гораздо лучший памятник Святейшему Патриарху Алексию, нашему духовному отцу, чем тот, который мы поставили около собора в дар нашей сыновней любви, уважения к почившему Патриарху. Нынешний Валаам во многом связан с трудами, благословениями и заботами Святейшего во время восстановления его любимой обители.

http://patriarchia.ru/db/text/1595610.ht...

Как замечательно учит нас сегодня апостол Павел, «чтобы понять человека, нужно иметь дух человеческий». То есть мы можем сами в себе разобраться, опираясь на то, что называют духом, — на свой разум, на свою память, на свою волю, на свои чувства. Нам не всегда удается это сделать, мы не всегда и в себе разобраться можем, но своих сил достаточно, чтобы в себе разобраться и себя понять. А вот Бога понять никаким человеческим духом, никакой силой разума, никакой силой воли, никакой силой чувств, никаким образованием, никакой техникой невозможно, и потому те, кто пытается понять Бога и веру, кто высокомерно подходит к этой задаче, опираясь на свой человеческий дух, тот заранее — заранее! — обрекает себя на разочарование и неудачу. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Почему? Господь говорит, что любой грех может быть прощен, кроме хулы на Духа Святого (Мф. 12:31), — потому что когда человек хулит Бога, он отказывается от того, чтобы Дух Божий присутствовал в его жизни. И не по жестокосердию Божественному такой человек не может быть прощен, а по его реальному состоянию, — ведь если нет частицы Божественного Духа, то человеку не выкарабкаться из ямы, он никогда не почувствует Божиего присутствия, он обречен. Именно находясь в этой обители, вспоминая подвиг Сергия и Германа, начинаешь понимать, что обретение Духа Божия, Который открывает человеку возможность богопознания — не только интеллектуальной убежденности в бытии Бога, но сердечного богопознания, когда Бог входит в душу человека, прикасается к ней, когда человеческий дух соединяется с Духом Божественным, — сопровождается колоссальными изменениями во внутренней жизни человека. Человек, обретающий Духа Святого, становится богатырем, духовно сильным, способным к прозрению; он видит то, что не видят другие. Почему мы говорим: тот человек — прозорливый старец? Отчего же он прозорливый? У него четыре университетских образования? Или компьютер с новейшим процессором в келье? Или он так внимательно следит за новостями, что может сделать какие-то далеко идущие предсказания? Ни то, ни другое, ни третье! Прозорливость есть действие Святого Духа, это и есть сила Божия, которая прикасается к человеческой немощи. Силой Божественного Духа такие люди способны прозревать внутренний мир другого человека, и многие из вас, кто приходил к таким просветленным духовникам на исповедь, знают это. Еще ничего о грехах не сказали, — а духовно опытный, просветленный Духом человек чувствует, что вам нужно сказать и от чего вас нужно предостеречь. Именно такие люди и прозревают будущее, и они несоизмеримо выше тех, кто силен лишь духом человеческим.

http://patriarchia.ru/db/text/2336312.ht...

А до этого род человеческий даже не знал, чем победить бесов. Но при помощи этого оружия бесы обессилили и были побеждены. Алкание избавляет и защищает человека от бесов. Словно к печи горящей, не могут приблизиться бесы к постнической плоти. А еще пост и бодрое бдение, и непрестанная и чистая молитва Иисусова, и трезвение – вершина и опора всех добродетелей. И кто желает спастись от лукавых бесов, изъять голову свою из рук их обмана, из темной сети отступивших от власти Бога, и боголюбиво искоренить желания, истончая внутренние и внешние чувства, быстро достичь спасения и обрести благодать, пусть тот не ослабевает и не унывает от труда постнического, бдения и молитвы. Ибо ими очищаются все душевные и телесные чувства. И пусть не клевещет на себя, будто слаб для борьбы и сопротивления, чтоб не страдать, как на кресте, испытывая медленные и тягостные муки. Ничто так не ободряет человека, как алкание, эта единственная из всех добродетелей телесная добродетель, внутренне, без внешне ощутимых побуждений, пробуждающая человека и постом, и молитвой Иисусовой, и памятью о смерти, и трезвением, и старательностью, и усердием к бдению и бодрости со страхом Божьим и к добродетелям. И тогда душа, подгоняемая ими, в трепете пробуждается. Если тело понуждается к молитве, бдению и бодрости днем, то и ночью душа не спит, и для бесов страшна и неприступна. Если же днем тело нерадиво к молитве, бдению и бодрости, то ночью и душа ленива и доступна для бесов. Иногда для бодрости пусть один брат молится, один – читает, а один – спит. И в пустыне или в другом месте, где случится, пусть поступают так. Чтоб не погубить понапрасну время жизни своей. А в общежительном монастыре пусть один из монахов или сторож, обходя обитель, будит братию, желающую Бога ради бдеть и бодрствовать. Ничто не делает бдение и бодрость такими длительными, как постижение Писаний, воздержание и рукоделие. А бодростью, воздержанием, бдением и уединением, ей-ей, сможем воистину достичь духовной мудрости и удивительных вещей! Ибо все великие богословы и слагатели церковных песнопений бодрствованием, воздержанием, бдением и отшельничеством приобрели это. Поскольку бодрствование, воздержание, бдение и уединение дают человеку рассудительность. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков. Читать далее Источник: Цветник священноинока Дорофея/пер. с древнерусского Д. Кантова, ред. и ком. Н. Ларионовой. – Изд. Спасо-Преображенского Валаамского мон., 2005. – 431 с. ISBN 5-94762-004-9 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Нестора), читаем: «Афетови же полуношная страна и западная... В Афетов=ъ же части седит русь» (ПСРЛ, Ленинград, изд. «Наука» Ленинградское отделение, 1989 г. 38 том, 11 стр.). 4 Подробнее об этом вопросе см в книгах: Nayagam Х.С. Thani, Thamil Culture and Civilization, Bombay, 1970. Oppert G. The Original Inhabitants of Bharatvvarsha or India. – Westminster, 1893 Pathak V.S. History of Shaiva Cult in Norhern India. – Benares, 1960. Ruben W. Krischna, Konkordanz und Kommentar der Motive seines Heldenlebens//Istambuler Schriften. – 1943. – 5 Varma L.A. Ravi, Rituals of Worship – CHI (The Cultural Heritage of India, vol.IV, Religions, ed. H. Bhattacharyya). – Calcutta, 1956. – Р.445. Dandekar R.N. Dravidian Influence on Hindu Mythology, – «Divine Life», Sivanandanagar, 1961. 8 «Желая, чтобы Он был творцом всяческих, по необходимости делают Его и творцом зла, потому что, по словам их, и зло – в числе существ. А это окажется нелепым и невозможным; потому что зло не есть от добра, не в нем и не через него. Ибо не будет уже то и добром, что имеет смешанную природу или стало причиною зла» (Творения Святителя Афанасия, т. 1, стр. 132). 11 С. Радхакришнан. Индийская философия. Том 2. Изд. Иностранной Литературы, М., 1956 г. стр. 57. 12 Современные сектанты почему-то под словом «секта» понимают незарегистрированное религиозное объединение, но данный смысл этого слова более чем надуманный; действительный смысл этого слова (см. словари и справочники) – иной. В Словаре В.И.Даля мы читаем: «Секта м., франц. [secte, лат. secta] – братство, принявшее свое отдельное учение о вере;//согласие, толк, раскол или ересь». 13 Иллюстрированная история религий/Под ред. проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей. Т.2. Издание 2-е. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1992.–526 с. 14 Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1992. – т. 1: «Индуистская мифология, комплекс мифологических представлений, образов и сюжетов различного происхождения, объединенных в религиозной системе индуизма, сменившей к концу 1 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

священноинок Дорофей Глава 52. О том, что есть внушение Божие, а что – дьявольский прилог Вопрос Каким образом распознать, Божье благоволение в каком-либо деле или дьявольский прилог, если о добром деле две мысли: одна мысль понуждает его совершить, а другая – возражает? Ответ Обычно дьявол закрывает истину, смешивая и переплетая доброе со злым. А истину узнавай так. Божие благоволение соединено с кротостью, уверенностью, отсутствием сомнений и душевной радостью во всех наших благих начинаниях. И не только в чем-либо добром, но и в беззакониях наших с кротостью и долготерпением ожидает от нас Бог покаяния. А дьявольский прилог узнавай так. Обычно дьявол препятствует нам и отвращает от доброго во всех наших благих начинаниях. И если что-то возмущает ум, отталкивает от духовной тишины и страха Божьего, так что сердце тревожится и болит, будем понимать, что это дьявольский прилог и злоумышление, и отсекать его. Дьявольское всегда волнует, приводит в смятение и сомнение ум при всех наших благих начинаниях. А нежеланию сердца своего следует нам во всем доверять и размышлять, на пользу ли это желание. Когда враг насилует ум наш помышлениями и помрачением, тогда следует нам оставить все размышления и рассуждения о деле, к которому стремимся. Мы не постигнем истины до тех пор, пока ум не очистится молитвой. Ибо когда помышления поднимаются, как мутная вода, ум наш парит, как облако, и к благим делам нечувствительна наша душа. И желающие узнать истину пусть понудят себя к долговременной горячей молитве о деле, которого непрестанно хотят и желают. Ибо во время молитвы не в состоянии дьявол скрыть подлинную истину. В это время не имеет власти лукавый дух. А делом этим испытаем мы несомненность своей веры. И таким образом не прельстимся бесовским соблазном. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков. Читать далее Источник: Цветник священноинока Дорофея/пер. с древнерусского Д. Кантова, ред. и ком. Н. Ларионовой. – Изд. Спасо-Преображенского Валаамского мон., 2005. – 431 с. ISBN 5-94762-004-9 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010