Из слова в праздник Преображения Господня после Божественной литургии на Соборной площади перед Спасо-Преображенским кафедральным собором г. Выборга, 18 августа 2017 года. Соединение с Богом Люди слышат проповедь в храме, и бывают случаи, хоть и не всегда, когда слова проповедника согревают сердце. Но достаточно ли этого, чтобы познать Бога? Чтобы пережить личную встречу с Господом, увидеть Его присутствие в своей жизни, в жизни своего народа, в жизни рода человеческого? Нет, никакие слова не могут пробудить чувства сопричастности Божественной жизни. Никакие, даже самые умные, слова не способны соединить человека с Богом – а именно через это соединение и познается Бог. Происходит это только тогда, когда с искренней, чистой верой, принеся покаяние, мы вкушаем Тело и Кровь Христа Спасителя. Тогда не слова, не умные книги в нас действуют. Мы можем в этот момент все забыть, но разумом и сердцем мы чувствуем присутствие Божие в нашей жизни, подобно тому, как узрели Христа Воскресшего Лука и Клеопа, причастившиеся из рук своего Воскресшего Спасителя. Из слова после Литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры 18 апреля 2017 года, во вторник Светлой седмицы. О СВЯЩЕНСТВЕ Патриаршее служение в Неделю Торжества Православия. Фото: Сергей Власов/foto.patriarchia.ru Самое главное – внутренний духовный мир Самое же главное – наш внутренний духовный мир. Самое главное – работа священника над самим собой. Самое главное – никогда не привыкать к своему пастырскому служению, не превращаться в машину, которая стереотипно отвечает на вопросы, задаваемые священнику. И если пастырское чувство сохраняется сильным, ярким, если совесть у священника всегда находится в состоянии повышенной готовности откликнуться на беду другого человека, то и результат работы с верующим, который к священнику обращается, совсем другой. Из доклада на VIII Общецерковном съезде по социальному служению « Координация социального служения в епархии». Москва, 19 октября 2018 года. Дело священнослужителя – это дело любви

http://pravoslavie.ru/119049.html

Всем нужно, наконец, понять, что православие не было принесено в Латвию на советских танках в сорок пятом году, а существует на этой земле с XI века. Данные археологии (древние городища, кладбища, остатки зданий и музейные экспонаты), топонимики (названия ряда латвийских географических объектов), лингвистики (языковые нюансы латышского и русского языков, хроника Генриха Латвийского, Ерсикское Евангелие) - все это неоспоримо свидетельствует о том, что православие существует на этой земле уже порядка десяти столетий. - В СМИ сообщалось о судебной защите Латвийской православной церковью своих прав собственности на Петропавловский храм. Каково сегодня положение дел и можно ли надеяться, что православный храм Церкви возвратят? - Храм Петра и Павла был первым православным кафедральным собором Риги. Он построен еще в царствование императрицы Екатерины II. К концу XIX столетия собор утратил статус кафедрального, оставшись церковью Рижской цитадели. В крипте собора были похоронены два Рижских епископа. В начале XX века собор передали эстонскому православному приходу. К 1920 году приход распался, оставшиеся члены общины ходили молиться в кафедральный Христорождественский собор. Во время первой Латвийской буржуазной республики власть оставила церковное здание за собой. Архиепископу Рижскому священномученику Иоанну (Поммеру) собор не отдали, хотя он неоднократно обращался к латвийскому правительству, напоминая, что собор построен " православными и для православных " . Но даже этому выдающемуся архипастырю, коренному латышу, в просьбе отказали. В советское время собор хотели взорвать, останки епископов были предварительно перезахоронены в Спасо-Преображенской пустыни. А в 1989 году власти окончательно решили не трогать здание, но передали его под концертный зал латышскому национальному хору " Ave sol " . Принятый у нас в республике Закон о реституции и возвращении собственности гласит, что должно быть передано прежним владельцам имущество, принадлежавшее им до 1940 года. Однако никто из претендентов на здание собора не может документально подтвердить, что здание принадлежало именно ему. И сейчас им владеет даже не государство, а Рижская городская дума. Хотя для всех очевидно, что здание культовое - его купол до сих пор венчает крест, а внутри, на парусах купола, сохранились православные изображения четырех евангелистов с надписями на церковнославянском языке. Убрать их новые хозяева не удосужились. Теперь мы апеллируем в том числе к этому факту и к здравому смыслу: в конце концов, ну сколько можно плясать в храме?! Ведь это кощунство, когда на сцене, установленной как раз в алтарной части, ежедневно исполняются светские песни и танцы!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Иосифом во главе, но этот план не был исполнен (Там же. Оп. 7. Д. 158. Л. 11). В нояб.-дек. 1981 г. архиеп. Иосиф совершил последнюю поездку по епархии, посетив Рогатинское, Тлумачское и Снятынское благочиния. Решением Свящ. Синода 12 окт. 1982 г. на Ивано-Франковскую кафедру был назначен архиеп. Макарий (Свистун) , возглавлявший епархию с небольшим перерывом до марта 1990 г. При архиеп. Макарии на Ивано-Франковщине началась подготовка к празднованию Тысячелетия Крещения Руси . ЕУ выделило значительные средства на ремонт приходских храмов и кафедрального Воскресенского собора в Ивано-Франковске. Праздничные мероприятия в И.-Ф. е. начались в июле 1988 г. и продолжались до конца года. Архиеп. Макарий по возвращении из Москвы, где он 6-9 июня принимал участие в работе Поместного Собора РПЦ, совершил поездку по всем благочиниям епархии. В 70-80-х гг. XX в. для И.-Ф. е. были характерны сокращение количества приходов и одновременно рост числа священнослужителей. В 1970 г. в И.-Ф. е. было зарегистрировано 374 прихода и 208 священнослужителей, в 1980 г.- 357 приходов и 210 священнослужителей, в 1986 г.- 333 прихода и 455 священнослужителей (Там же. Оп. 6. Д. 307. Л. 79-80, 84; Д. 1963. Л. 84, 87-88; Д. 3135. Л. 120, 130-131). Насильственное закрытие приходов на территории УССР в 70-80-х гг. ХХ в., более интенсивное в сравнении с др. союзными республиками, шло по инициативе ЦК Компартии Украины. Спецификой Зап. Украины было вынужденное пребывание мн. клириков за штатом. Источником материального обеспечения таких священнослужителей было почти исключительно совершение треб, они не скрывали униат. настроений и в большинстве своем в кон. 80-х гг. ХХ в. перешли в униатство. 1989-2009 гг. 20 авг. 1989 г. в Ивано-Франковске начался многодневный крестный ход в Гошевский мон-рь на Ясной горе (близ с. Гошев Долинского р-на), в к-ром силами И.-Ф. е. осуществлялись реставрационные работы. Гошевский мон-рь, известный с кон. XVI в. и принадлежавший с XVIII в. униатам, был закрыт после Великой Отечественной войны, в 1988 г. возродился как правосл. Спасо-Преображенский муж. мон-рь, его наместником стал игум. Серафим (Демьянов). Для участия в крестном ходе на площади перед Воскресенским собором Ивано-Франковска собралось ок. 15 тыс. верующих. Архиеп. Макарий освятил Гошевскую икону Божией Матери (копию утраченного в годы войны чудотворного образа).

http://pravenc.ru/text/200517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Иванович Маслов (1874, Тверь - 17.01.1939, пос. Лыкошино Бологовского р-на Калининской обл.), сщмч. (пам. 4 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Поступил в Тверское ДУ, но был отчислен из 1-го класса. 13 мая 1894 г. был определен псаломщиком к Никольской ц. погоста Никольского-на-Пенье Калязинского у. Тверской губ. Позже переведен в Михаило-Архангельскую ц. с. Михайловского Тверского у. и губ. 4 дек. 1900 г. стал служить в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери. 16 авг. 1905 г. рукоположен во диакона с оставлением в должности псаломщика собора. По окончании в 1924 г. пастырских курсов был рукоположен во иерея. Служил в Твери (в 1931-1990 Калинин) в храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» за Волгой. После того как в городе закрыли почти все храмы, в эту церковь перешел служить Калининский архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский) . Иногда в храме собиралось все оставшееся на свободе правосл. духовенство города. 3 нояб. 1937 г. Н. был арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной фашистско-монархической организации», возглавляемой архиеп. Фаддеем (Успенским). Виновным себя не признал, не давал показаний на др. лиц. 2 дек. 1937 г. Особая тройка УНКВД по Калининской обл. приговорила его к 10 годам заключения в ИТЛ. Во время следствия Н. тяжело заболел, состояние его здоровья стало быстро ухудшаться. В июле 1938 г. он был перевезен из Калинина в тюрьму в пос. Лыкошино, где скончался после долгой тяжелой болезни. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: УФСБ России по Тверской обл. Д. 2761-С. Лит.: Тверские ЕВ. 1894. 14; 1900. 24; 1905. 18; Дамаскин. Кн. 3. С. 37-38; ЖНИР. Янв. С. 47-49. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2565754.html

Епископ Игнатий совершил Великое освящение первого в мире храма в честь обретения мощей преподобного Арсения Коневского в новом Епархиальном управлении июня 2017 30 июня епископ Выборгский и Приозерский Игнатий в сонме духовенства Выборгской епархии совершил освящение первого в мире храма в честь обретения мощей преподобного Арсения Коневского . Церковь расположена в новом здании Епархиального управления Выборгской епархии. Работа Епархиального управления началась в здании недавно, оно было отреставрировано к 125-летнему юбилею Выборгской епархии. Его Преосвященству сослужил наместник Коневской обители игумен Александр (Арва), секретарь епархии благочинный Рощинского округа протоиерей Дионисий Холодов, благочинный Выборгского округа протоиерей Лев Церпицкий, благочинный Приозерского округа протоиерей Сергий Бельков и клирик Успенского храмового комплекса священник Дионисий Панушкин. В архипастырском слове, обращенном к духовенству и сотрудникам Епархиального управления, молившимся за богослужением, Преосвященнейший Игнатий подчеркнул уникальность храма. Он рассказал, насколько важным событием для всей епархии и для него лично было одобрение Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом инициативы установить еще один день празднования памяти Арсения Коневского - 28 мая, в честь обретения мощей преподобного. В 2016 году эта инициатива, исходившая от Преосвященнейшего Игнатия, была утверждена, и 28 мая того же года праздник впервые был отмечен торжественным богослужением с крестным ходом сонма архиереев Русской Православной Церкви. Этот день также отмечался как 25-летие возобновления монашеской жизни на Коневце. После богослужения правящий архиерей посетил строящийся собор в честь Успения Божией Матери на Успенском храмовом подворье Выборга, осмотрев ход строительства. ВСЕ ФОТОГРАФИИ Здание епархиального управления была передано Выборгской епархии в 2014 году и реставрировалось в течение нескольких лет. Первое совещание в здании Епархиального управления прошло в апреле 2017 года 125-летнему юбилею епархии. Центральным событием юбилея станет визит Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, который запланирован на 18 и 19 августа 2017 г. В течение двух дней Его Святейшество посетит Рощино - центр благочиннического округа, где строится большой храм во имя святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, - и совершит Божественную литургию на Соборной площади перед кафедральным Спасо-Преображенским собором Выборга.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Митрополит был заточен в Богоявленский монастырь, а потом свезен в Тверской Отрочь монастырь. Здесь, по приказу Ивана Грозного, 23 декабря 1569 года он был задушен главой опричников Малютой Скуратовым. После мученической кончины святителя Филиппа тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. Он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение мощей Казанских чудотворцев — святителей Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен Собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарху подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания, в которых призывал обратиться от злых дел своих.

http://patriarchia.ru/db/text/53437.html

В 1928 г. он получает титул архиепископа и направляется на Самарскую кафедру. В это время это была одна из самых тяжелых кафедр в Русской Церкви. С 1924 г. она не имела правящего архиерея, потому что там были очень сильны обновленцы, которые имели своего лжемитрополита и захватили все храмы в городе. Когда Владыка прибыл в Самару, она подействовала на его душу удручающе. Впечатление вавилонского столпотворения. Во всем обширнейшем городе не было видно ни креста, ни верующего, ограждающего себя крестным знамением. Все были запуганы. Не многое духовенство, оставшееся верным православию, одевшись в штатское, собирается на окраину в древнейший храм Самары - маленькую Спасо-Преображенскую церковь, чтобы сослужить первую службу с новым владыкой. С 1928 г. она становится кафедральным собором. В штате - 7 протоиереев и 7 диаконов. Владыка Александр деятельно принимается за возрождение православия в Самаре и епархии. Видя невозможность победить обновленчество в городе, он направляет свою кипучую деятельность в сельские храмы. Владыка служит по 2-3 литургии в неделю, объезжая последовательно благочиние за благочинием. Архиерейские службы проходят очень торжественно и привлекают множество народа, на них Владыка произносит поучения, смысл которых прост и ясен крестьянскому населению - бежать раскола, держаться православия. Обязательно заканчивается богослужение колокольным звоном и крестным ходом. Владыка старался за каждым богослужением рукополагать священников и диаконов из грамотных крестьян с целью сохранения и восстановления священства, поредевшего из-за расколов и репрессий. Труды владыки Александра не остались напрасными, и, хотя в Самаре православные имели один храм, но по губернии православных приходов стало большинство. Не забывал он и о монашестве, проводя тайные постриги достойных, а также тайно рукополагая их. Через своих духовных чад (Прасковью Никифорову и др.) поддерживал духовную связь и помогал материально бывшим насельницам Серафимо-Дивеевского монастыря. Многие из монахинь нашли приют в Самарской епархии у владыки Александра. Поддерживал возвращавшееся из ссылок и тюрем духовенство, помогая им зарегистрироваться и получить разрешение на службу. Заштатным благословлял антиминсы, чтобы они могли тайно служить Литургию в домах благочестивых христиан, преподавая им Тело и Кровь Спасителя. В своих многочисленных поучениях Владыка Александр опирался на духовный опыт преподобного Серафима Саровского, призывая прихожан подражать ему.

http://pravicon.com/info-1698

В черниговское княжение Святославом Ярославичем до начала 1070-х годов была организована титулярная Черниговская митрополия , которую в 1072 году возглавлял митрополит Неофит (до 1080-х годов существовала одновременно с Киевской и титулярной Переяславской митрополиями). При Святославе Ярославиче был достроен Спасо-Преображенский собор , который стал самым древним из дошедших до наших дней сооружением Чернигово-Северской земли. В течение 900 лет он был кафедральным собором Чернигова и епар­хии. Помимо своего храмового назначения, он стал усыпальницей черниговских князей и знатного духовенства. Прославился князь Святослав и основанием монастырей. Елецкий был основан при сле­дующих обстоятельствах. Однажды, находясь под Черниговом, он стал свидетелем необычного знамения - явле­ния на ели образа Божией Матери, сиявшего осле­пительными лучами. Она сидела среди еловых вет­вей и держала левой рукой Младенца Иисуса Хри­ста. На месте явления в 1060 году построили дере­вянную церковь, затем основали Елецкий мона­стырь. Существующая ныне каменная Успенская церковь сооружена вместо несохранившейся дере­вянной в середине XII века (по некоторым источни­кам ещё раньше - в 1094-1097 годы). Второй монастырь, Ильинский, был основан при нём на Болдиных горах, которые отстояли от города ещё дальше места явления Богородицы. В 1069 году здесь выкопал пещеру прибывший из Ки­ева монах Киевского Печерского монастыря Анто­ний , которому Святослав предоставил в Чернигове убежище, предотвращая тем самым его конфликт с князем Изяславом. Так было положено начало подземному пещерному монастырю, названному Богородич­ным. При участии князя Святослава сверху была сооружена наземная церковь во имя пророка Ильи, с которой специальный ход вёл в подземелье. Святослав поддерживал контакты с братией Киево-Печерского монастыря . В начале киевского княжения он находился в конфликте с игуменом Киево-Печерского монастыря преподобным Феодосием , осуждавшим князя за изгнание с киевского стола старшего брата (так, преподобный отказался явиться на княжеский пир по приглашению Святослава). Конфликт завершился примирением. В мае 1074 года Святослав посетил находившегося при смерти преподобного Феодосия, и тот завещал князю позаботиться о братии и новом игумене преподобном Стефане .

http://drevo-info.ru/articles/13681472.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Владикавказский Преображенский собор " Старый " собор в честь Преображения Господня в городе Владикавказе (снесён в 1930-х) Храм был сооружён в центре Владикавказской крепости. Ныне на этом месте находится Пушкинский сквер. Возведение церкви было оговорено в указе императрицы Екатерины II от 9 мая 1785 года, который гласил: " ...14. В построенной крепости при входе в горы Кавказские позволяем Мы соорудить церковь православного нашего закона, употребя на оную и на украшение ея оставшиеся в Кизляре из суммы на приласкание кумык и прочих народов определенной; комиссию же Осетинскую из Моздока перевести в губернский город, но при том наблюдать, чтобы духовенство как той комиссии, так и церкви в крепости, при входе в горы построенной, не употребляли народам тамошним притеснений или принуждений " . Какое посвящение имел первый храм неизвестно, но в делах соборного архива за 1806 год упоминалось о церкви во имя Иоанна Предтечи . Церковь была выстроена из турлука и обмазана глиной. В 1818 году вместо прежней была сооружена новая деревянная Преображенская церковь. Церковь принадлежала Владикавказскому гарнизонному полку, а затем Кавказским линейным батальонам. Об этой церкви известно наличие в ней очень хорошего письма иконостаса , приношения одной из царственных особ. В 1858 - 1859 годах храм был расширен приделами на юг и север. В 1863 году церковь была определена собором и перешла в собственность города Владикавказа. В 1885 году к собору был пристроен придел во имя святителя Николая Чудотворца и он получил статус кафедрального собора Владикавказской епархии . В 1890 году вместо деревянной церкви был воздвигнут каменный собор. В сентябре того года по инициативе архиепископа Карталинского экзарха Грузии Павла (Лебедева) при Спасо-Преображенском соборе было учреждено православное братство Грузинского Экзархата во имя Пресвятой Богородицы, покровительницы Грузии, с целью распространения и утверждения религиозно-нравственного просвещения, осуществления миссионерской деятельности среди сектантов и раскольников.

http://drevo-info.ru/articles/13678774.h...

Один из хоронивших архиепископа священников рассказывал впоследствии, что, когда зарыли могилу, над ней стал виден столп света, и в нем явился владыка Пётр и всех благословил. Весной 1929 года по распоряжению лагерного начальства все кресты на Соловецких кладбищах были сняты и использованы как дрова. Мощи священномученика Петра были обретены 17 июня 1999 года во время археологических раскопок. В течение десяти лет они находились в храме священномученика Филиппа, митрополита Московского, в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре. 9 августа 2009 года мощи святителя Петра были перемещены на место его последнего епископского служения – в Воронеж и размещены в воронежском Алексиево-Акатовом монастыре. Ковчег с мощами для поклонения верующих был поставлен в часовне, освященной в 2007 году в честь новомучеников Воронежских. Предполагается, что после освящения Кафедрального Благовещенского собора они будут перенесены в новый собор города Воронежа. В 1999 году архиепископ Петр (Зверев) был прославлен как местночтимый святой Воронежской епархии. В 2000 году Архиерейским собором святитель Петр был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских . Сквозь годы звучат строки письма, написанные святителем Петром на далеком острове Анзер: «Слава Богу за все, что пришлось мне за это время пережить и переживать… Но все это решительно надо терпеть… Не так живи, как хочется, а как Бог велит». Молитва священномученику Петру (Звереву) О досточудне Петре, священномучениче славный, един от сонма новомучеников Соловецких и всея земли Российския, граду Воронежу похвало, пастырю дивный стада Христова, верный служителю Божий, защитителю ревностный Церкве Православныя! Все житие твое любве ко Господу и страданий о Христе исполненно: многи мучения, болезни и скорби, изгнания и заточения Его ради претерпев, исповедник безстрашен явися, венцем нетленныя твоея славы увенчал еси Церковь Русскую. Вся предав в руце Божии, доблественне службу твою на земли совершил еси, в Голгофе Анзерстей кончину мученическую прияти сподобился еси, богоблаженне.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010