Его Блаженство приветствовал владыку Панкратия Пасхальным приветствием и рассказал о том, что принимал утром участие в освящении Никольского собора в Кронштадте, отметив, что это «двойной праздник: для Кронштадта и всего православного мира». Его Блаженство напомнил также слова апостола Павла о том, что, когда страждет один член тела, с ним состраждут и другие, и когда радуется один член — с ним радуются и другие (ср. I Кор. 12:26-27). Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь расположен на островах Валаамского архипелага в Карелии. Самый большой остров — Валаам, давший название архипелагу, второй по размерам — остров Скитский. По преданию апостол Андрей Первозванный установил на «горах Валаамских» каменный крест. Первыми христианами, поселившимися на Валаамских островах и положившими начало обители, стали двое иноков — Сергий и Герман. Известно, что пришли они из «восточных стран» (так в средние века называли славяне территорию Византийской империи). Основанный, по мнению ряда историков, в XI-XII вв., к концу XV века Валаамский монастырь называли уже «честною и великою лаврою». Основатели многих знаменитых русских обителей (например, преподобные Александр Свирский, Савватий Соловецкий) были выходцами с Валаама. К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но периодические нападения шведов привели к запустению обители. В 1715 году Петр I издал указ о восстановлении Валаамского монастыря. Наибольший подъем обители пришелся на XIX век. При игумене Ионафане II был построен величественный Спасо-Преображенский собор, рассчитанный более чем на 3000 человек. К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. После Октябрьской революции Валаам вошел в состав Финляндии. Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. монастырь попал в зону боевых действий, и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, в начале февраля 1940 года покинули острова, увезя с собою все самое ценное (включая подлинник иконы Валаамской Божией Матери, другие святыни и колокола). Они основали Ново-Валаамский монастырь, а на старом Валааме иноческая жизнь прервалась почти на 50 лет.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3008925...

В 1880–1884 годах по проекту архангельского архитектора Введенского производилась последняя перестройка Свято-Троицкого храма, причем могила преподобного Елеазара Анзерского оказалась внутри храма. В «Историческом описании Свято-Троицкого Анзерского скита», которое вышло в 1914 году, отмечалось: «По заведенному обыкновению и ныне в Анзерский скит отходят на время с благословения настоятеля Соловецкого монастыря испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдаленном уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и в безмолвии, внимая своему спасению, беседовать с единым Богом. Здесь богомыслящие отшельники занимаются вседневной службой по уставу и чиноположению церковному. Кроме сего богослужения всякий из них имеет и особое келейное правило, с поклонами и молитвой Иисусовой, и рукоделие. Многие из посетителей Соловецкого монастыря в летнее время путешествуют в Анзерский скит». В 1924 году, после закрытия Соловецкого монастыря, на Анзере было создано IV отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Скит стал административным центром анзерского отделения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство. В 1929–1931 годах в келейном корпусе скита находились в заключении инокини разных монастырей. В 1939 году Соловецкая тюрьма особого назначения была упразднена. Скит был заброшен. После Второй Мировой войны строения Свято-Троицкого скита временами использовались с хозяйственными целями. Колхозники из села Золотицы, с Летнего берега Белого моря, заготавливали на Анзере сено и выпасали скот. В 1967 году все здания и сооружения скита перешли в ведение Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. С 1994 года в скиту ведутся противоаварийные работы. С 1990 года, после возобновления Соловецкого монастыря, в престольный праздник – день Святой Троицы, в храме Свято-Троицкого Анзерского скита отправляются церковные службы. Анзер и его святыни. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. 2002. С. 9-20

http://sobory.ru/article/?object=03581

«Время собирать камни»: кому принадлежат Соловецкие святыни? 18 сентября 2007 г. 15:05 Юрисконсульт Московской Патриархии Ксения Чернега опровергает появившиеся в СМИ утверждения, будто передача расположенных на Соловецком архипелаге памятников истории и культуры религиозного назначения в безвозмездное пользование или собственность Русской Православной Церкви повлечет катастрофические последствия для Соловецкого музея и местного населения. В связи с опубликованными в СМИ Архангельской области интервью главы муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» Д. Лугового и директора Соловецкого музея М. Лопаткина полагаю необходимым дать следующие пояснения. На основании поручения Президента Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. Пр-2101 Правительство России рассмотрело вопрос о возможности передачи Русской Православной Церкви храмов и иных объектов культурного наследия Соловков, имеющих религиозное назначение. Согласно письму заместителя Председателя Правительства России А. Жукова от 28 марта 2007 г. - «правовая и организационные стороны вопроса передачи Соловецкому Спасо-Преображенскому ставропигиальному мужскому монастырю находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения урегулированы. Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь имеет возможность в установленном порядке формировать необходимый пакет документов для направления в Росимущество с целью принятия последним решения о передаче в безвозмездное пользование монастыря объектов религиозного назначения, расположенных на территории Соловецкого архипелага». Кроме того, Минкультуры России совместно с Роскультурой, администрацией Архангельской области и Комитетом по культуре Архангельской области, Государственным институтом искусствознания подготовлен уточненный перечень объектов Соловецкого историко-культурного комплекса, включающий 243 объекта монастырской культуры. Данный перечень направлен в Московскую Патриархию за подписью Министра культуры А. Соколова от 21.03.2007 767-01-26-А. В соответствующем письме Министра культуры, в частности, отмечено, что «с учетом правовой и организационной урегулированности вопроса передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения Минкультуры России полагало бы возможным рассмотрение обращения соответствующей религиозной организации относительно передачи расположенного на Соловках имущества религиозного назначения в собственность или в пользование».

http://patriarchia.ru/db/text/1416188.ht...

В День памяти жертв политических репрессий в Архангельске пройдет презентация издания Соловецкого монастыря 24 октября 2013 г. 17:30 30 октября 2013 года в Архангельской областной научной библиотеке имени Н.А. Добролюбова состоится презентация издания «Воспоминания соловецких узников», а также открытие книжно-иллюстративной выставки «Книги, люди, судьбы: книжное наследие Каргопольлага», сообщает сайт Соловецкого монастыря . Организаторами выступили Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь , Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и Архангельская областная научная библиотека имени Н. А. Добролюбова. Мероприятия приурочены ко Дню памяти жертв политических репрессий и призваны напомнить о скорбной годовщине — 90-летии организации Соловецких лагерей особого назначения. На выставке будут представлены издания книжной коллекции русских классиков конца XIX — начала XX века, книги общественно-политического и справочного характера из фонда Ерцевской библиотеки Коношского района. В 1930-1940-е годы они поступили из спецхрана Управления лагерей. Часть из них можно назвать собранием репрессированных изданий, поскольку многие из них разделили горькие судьбы их владельцев — узников Каргопольлага. Посетители познакомятся с работами фотолетописца Соловков, автора книги «Соловки: 20 лет особого назначения» Юрия Аркадьевича Бродского. Книга «Воспоминания соловецких узников», изданная Спасо-Преображенским Соловецким монастырем, стала результатом работы большого коллектива специалистов из России и зарубежья — историков, культурологов, филологов, общественных деятелей. Этим изданием открывается серия «Воспоминания соловецких узников 1923-1939 гг.». Вышедший в свет первый том включает мемуары 14 узников, находившихся в заключении в период с 1923 по 1927 гг. Воспоминания сопровождаются статьями экспертов, справочным аппаратом, богатым иллюстративным материалом.

http://patriarchia.ru/db/text/3321379.ht...

Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигла Поклонный крест у Секирной горы 21 августа 1992 г. в память всех погибших узников Соловецкого лагеря. 3 июля 1994 г. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов воздвигнут у подножия горы Голгофы на острове Анзер. Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 г. установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа. С июня 2003 г. возобновлена монашеская жизнь в Свято-Вознесенском скиту на Секирной горе. В октябре 2009 г. наместником Соловецкого монастыря назначен архимандрит Порфирий (Шутов), ранее исполнявший послушание казначея Свято-Троицкой Лавры. В настоящее время богослужение в обители совершают постоянно во всех восстановленных храмах: в церкви святителя Филиппа, надвратном храме Благовещения Пресвятой Богородицы; в летнее время – в Спасо-Преображенском соборе и в храме Успения Пресвятой Богородицы. На острове Анзер постоянное богослужение проводят в церкви Воскресения Христова. В храмах скитов, большинство из которых еще не восстановлено, богослужение проводят периодически, как правило, в летнее время. В обитель с каждым годом приезжает все больше паломников. Вновь зазвучали молитвы Соловецким чудотворцам. Соловки постепенно становятся тем, чем они были на протяжении шести веков, – островами молитвы среди житейского моря. Среди святых, подвизавшихся в разные годы в Соловецком монастыре, особо почитаются в России преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.), преподобный Елисей Сумский (XVI в.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.) и многие другие.

http://pravoslavie.ru/94215.html

Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Соловецкий монастырь 20 августа 2019 г. 16:10 20 августа 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь . В поездке Святейшего Владыку сопровождают управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков . У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали губернатор Архангельской области И.А. Орлов, глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков, председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, генеральный директор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Ходос, заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин, глава Кемского муниципального района В.М. Беляков, а также наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) и братия обители. Святейший Патриарх Кирилл проследовал в Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор, где совершил молитву и славление у мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Поклонившись честным мощам основателей Соловецкой обители, Святейший Владыка обратился со словом к насельникам монастыря, членам Попечительского совета и паломникам: «Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Досточтимый отец наместник! Дорогие братья! Дорогие братья и сестры! Всегда вхожу с особым чувством под своды храмов сей святой обители, которая прославлена подвигом иночествующих, подвигом человеческого духа и великой силой, которую Господь дает тем, кто с верой обращает к Нему свою молитву. В этих очень сложных для проживания условиях, в полном уединении, лицом к лицу с бурями, штормами, снегопадами, во времена, когда еще не было налаженных связей с окружающим миром, здесь трудились иноки Божии. Они созидали свой внутренний мир, однако красота, которую Господь дарует каждому живущему с верой в сердце, не может оставаться только внутренней красотой, но изливается вовне.

http://patriarchia.ru/db/text/5487620.ht...

При поддержке Соловецкого монастыря в Калининграде пройдет культурно-просветительская акция «Дни Соловков» 11 ноября 2016 г. 14:24 С 25 ноября по 20 декабря 2016 года Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь проведут в Калининграде культурно-просветительскую акцию «Дни Соловков». Ее цель — познакомить жителей и гостей столицы российской Прибалтики с наследием Соловецких островов и рассказать, как оно используется в современной деятельности музея и монастыря. Партнерами музея-заповедника и монастыря в проведении «Дней Соловков» выступают Балтийский федеральный университет и Калининградская митрополия . Центральными событиями станут проведение выставки «Соловки: Голгофа и Воскресение. Наследие Соловков в прошлом, настоящем и будущем России» и концерт «Соловецкий монастырь: Златая цепь времен». Выставка работает уже шесть лет. За это время с ней познакомились жители многих регионов России, в том числе, Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Архангельска, Петрозаводска. В разделах выставки в современной и наглядной форме представлена шестивековая история Соловецкого монастыря, его трагическая судьба в XX столетии и современное возрождение. Выставка рассказывает о духовных традициях, хозяйственных технологиях, морской и воинской доблести, архитектуре, художественном убранстве, книжности, а также выдающихся людях, которые создали и отстояли духовную твердыню Русского Севера. В составе экспозиции — иконы, картины, копии документов, видео-презентации, фотографии, подлинные предметы из Соловецкого лагеря особого назначения. Выставка будет открыта для посещения с 28 ноября по 20 декабря в главном корпусе Балтийского федерального университета. Сотрудники Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря будут проводить по ней экскурсии для организованных групп. В концерте «Златая цепь времен», который начнется в 16.00 27 ноября в кафедральном соборе, прозвучат духовные песнопения, классические музыкальные произведения, песни русских композиторов, отрывки из житий святых, воспоминания заключенных Соловецкого лагеря. В концерте примут участие братский хор Соловецкого монастыря, солисты Мариинского театра, хор «Кириллица» (г. Калининград), Калининградский областной симфонический оркестр.

http://patriarchia.ru/db/text/4666695.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Во вторую часть вошли церковные песнопения таких церковных композиторов как Гречанинов, Чесноков, Рахманинов, Львов, Кастальский, Ипполитов-Иванов, Лядов а также сочинения на слова Пушкина (Песнь о Вещем Олеге) и Чепикова (Легенда о двенадцати разбойниках) в исполнении мужского хора “Православные певчие”, дирижер Г.Смирнов, хора Московской хоровой академии, дирижер В.Попов, хора “Древнерусский роспев”, дирижер А.Гридненко, хора под руководством дирижера В.Рыбина, Уральского хора, дирижер В.Новик, капеллы г. Санкт-Петербург, дирижер В.Чернушенко. В третью часть вошли церковныепеснопения в исполнении мужского хора «ВАЛААМ»   3.  Хор братии Ватопедского монастыря   Песнопения на греческом языке. Ватопед — греческий монастырь, один из самых древних и больших на Афоне.  2.  Хор братии Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря   Отрывок из вступительной статьи к «Современному нотному обиходу Соловецкого монастыря» о соловецком клиросном пении: « Веками Соловки жили молитвой. С молитв первоначальников своих и начинался древний северный монастырь. Умножалась братия, воздвигались благолепные храмы – пение церковное обретало строй и законченность, выражая всем своим звучанием духовную основу суровой островной обители: строгость, простоту и глубинную красоту сосредоточенных на внутренней молитвенной настроенности соловецких распевов .»   1.  Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря   Валаам — остров в северной части Ладожского озера, на котором расположен Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, являющийся величайшим памятником русского зодчества. Служба там поется знаменным распевом. Знаменное же пение сугубым образом поддерживает, успокаивает, делает более доступным содержание молитвы и не оставляет безразличным ни одно православное сердце. Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО

http://blog.predanie.ru/article/top_12_m...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010