Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Россия, Архангельская обл., пос. Соловецкий. В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигли Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера, они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобный Савватий и Герман прожили шесть лет. Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу. Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь. Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским, и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями. Зосима стал игуменом обители после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове. В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: XV в. Описание: Краткая история Соловецкой обители 1429-1434  Преподобные Савватий и Герман поселились на севере пустынного Соловецкого острова и пять лет жили там пустынножительным уставом. 1435 — конец XV beka  Nocлe кончины святого Савватия преподобные Зосима и Герман основали общежительный монастырь на юге Соловецкого острова, на месте видения «церкви на воздусе» между Святым озером и бухтой Благополучия. В центре обители, на возвышении располагались деревянные Спасо-Преображенский собор с Никольским приделом и Успенская церковь. Вокруг, по периметру, размещались одноэтажные келлии. Деревянный монастырь страдал от пожаров и дважды выгорал до тла. Конец XV — начало XVI beka  B 1503 году митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой со слов игумена Досифея I было составлено первое житие преподобных Зосимы и Савватия. Стараниями игумена Досифея была основана знаменитая соловецкая библиотека, в которой к 1602 году числились 481 рукопись и 38 печатных книг. 1547  При митрополите Макарии причислены к лику святых основатели обители, преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы. 1548-1566  Во время игуменства будущего святителя Филиппа в монастыре развернулось каменное строительство. По проектам игумена Филиппа возведены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). На Большом Заяцком острове была сооружена первая в России каменная гавань для морских судов, обновлена монастырская ферма на острове Большая Муксалма, начато сооружение канальной системы. Основным вкладчиком обители был государь Иоанн IV. Конец XVI — начало XVII beka  После кончины святителя Филиппа, под руководством монаха Трифона (Кологривова), были сооружены мощная валунная крепость (1582-96), Благовещенская церковь над Святыми вратами (1600) и центральная каменная галерея (1602). Оформилась окончательная планировка монастыря: пятиугольный, вытянутый в плане, он напоминает корабль, устремленный с севера на юг.

http://patriarchia.ru/db/text/964179.htm...

Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь был основан в 1397 г. В годы расцвета это был богатейший город-крепость, владевший крупными земельными наделами, соляными и рыбными промыслами; в его стенах находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек, складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и др. мастера. М. имел подворье в Московском Кремле, а также в ряде др. рус. городов. Размах хозяйственной деятельности М. был так велик, что он не раз помогал гос-ву денежными средствами и имуществом. М. стал центром монашеской жизни на землях Русского Севера. По инициативе настоятеля Кириллова Белозерского мон-ря архим. Иринарха в 1715 г. Петр I издал указ о возобновлении Валаамского мон-ря (см. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь ). С 1716 по 1736 г. обитель была приписана к Кириллову Белозерскому мон-рю и возрождалась на его средства, трудами и заботами его братии. На протяжении неск. лет - с 1604 по 1612 г.- М. регулярно оказывали гос-ву денежную и военную помощь. С 1604 г. М. стали поставлять в царское войско ратников в полном обмундировании, а при отсутствии таковых платили по 15 р. за каждого солдата. В 1609 г. кн. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский испытывал острую нужду в воинах и денежных средствах, к-рые были необходимы для оплаты наемного швед. войска. Не имея выбора, Скопин-Шуйский описал бедственное положение своей армии, истощенной постоянными стычками с поляками, в письмах Соловецкому в честь Преображения Господня монастырю , Трифонову Печенгскому Свято-Троицкому монастырю, устюжскому во имя архангела Михаила , Спасо-Прилуцкому (см. Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужской монастырь ) М., которые незамедлительно снабдили его деньгами. Женские М. часто создавались как приписные к мужским. Таковы были Иоанновский Емецкий (примерно в 180 км от совр. Архангельска), который зависел от Антониева Сийского монастыря; Солотчинский Зачатейский (св. Анны) в 22,5 км от Рязани, основан в XIV в., по описи 1628 г., в нем было 7 келий и 8 черноризец, кормившихся от Большого Солотчинского мужского мон-ря; Успенский Богородицкий (упом. в 1561) - приписной к Троице-Сергиевому мон-рю; Николаевский на Валухе вблизи Спасо-Прилуцкого мон-ря, в 1623-1648 гг. зависел от муж. М., но имел свою игумению, в списках приказных дел 1666 г. указывается, что монахинь Николаевского мон-ря власти Спасо-Прилуцкого мон-ря поят и кормят и одевают, но при этом вклады женщин, желающих постричься, вносились в Спасо-Прилуцкий мон-рь ( Емченко. 2002. С. 257).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Соловецкий монастырь и Соловецкий государственный музей-заповедник проведут культурно-просветительскую акцию в Архангельске 25 октября 2015 г. 12:07 Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь и Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник проведут культурно-просветительскую акцию «Дни Соловков в Архангельске». Ее цель — познакомить жителей и гостей столицы Поморья с неисчерпаемым наследием Соловецких островов и рассказать о том, как оно используется в современной деятельности музея и монастыря. Партнерами Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря в проведении «Дней Соловков» выступят администрация Архангельской области, Государственное автономное учреждение Архангельской области «Патриот», Архангельский краеведческий музей, общественная организация «Товарищество Северного мореходства». Мероприятия «Дней Соловков» пройдут с 30 октября по 3 ноября 2015 года и начнутся открытием выставки «Взят от земли яко Адам», посвященной традициям гончарного дела на Русском севере и в Соловецком монастыре. Эта выставка — результат совместной работы музеев Архангельской области и северных мастеров-керамистов. Открытие выставки состоится 30 октября в 16.00 в историко-архитектурном комплексе «Архангельские Гостиные дворы». Выставка будет действовать до 29 ноября, сообщает сайт музея-заповедника. Еще одна выставка, «Соловки: Голгофа и Воскресение. Наследие Соловков в прошлом, настоящем и будущем России», откроется 2 ноября в 16.00 в Доме офицеров г. Архангельска. Эта передвижная выставка существует уже пять лет. За это время она была показана во многих городах России, постоянно пополняясь новыми материалами, которые посвящены отдельным страницам истории Соловков и выдающимся личностям, связавшим свои судьбы с Соловецким архипелагом. Выставка «Соловки: Голгофа и Воскресение» будет действовать до 30 ноября, для всех желающих будут проводиться экскурсии. Сразу после открытия выставки, в Доме офицеров состоится презентация мультимедийных и издательских проектов Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря. Во время проведения «Дней Соловков» состоится защита студенческих проектов Летней школы Северного (Арктического) федерального университета, посвященных исследованию различных сторон жизни современных Соловков, а также вечер Товарищества Северного мореходства, который пройдет 1 ноября в Северном Морском музее. В этом году Соловецкий музей-заповедник впервые примет участие во всероссийской акции «Ночь искусств». Вечером 3 ноября для всех желающих сотрудники музея проведут экскурсии, мастер-классы, лекции, покажут фильмы, посвященные Соловкам, на выставках в Гостиных дворах и в Доме офицеров. Соловецкий монастырь /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Заявка составляется из предложений монастырей относительно используемых ими памятников, со всеми необходимыми прилагаемыми документами, представленными СОММ в Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии. Сбор заявок Финансово-хозяйственным управлением в 2022 году на 2023 год в рамках госпрограммы «Развитие культуры» по направлению 3 «Сохранение находящихся в собственности или пользовании религиозных организаций объектов культурного наследия народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия Русской Православной Церкви, находящихся в федеральной собственности и в собственности религиозных организаций» не производился в связи с изменением порядка формирования бюджета Министерства культуры РФ. Финансирование программы распределено на 2021-2023 гг. в полном объеме. Вопрос о дальнейшем включении религиозных памятников в государственную программу «Развитие культуры» может быть рассмотрен не ранее 2023 года в рамках проведения Финансово-хозяйственным управлением отбора заявок на 2024 год. С.А. Анохина перечислила объекты ставропигиальных монастырей, по которым заключены долгосрочные контракты до 2024 года: Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы; Крутицкое Патриаршее подворье в Москве; московское подворье  Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря (проектные работы); подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы Усадьба Милюково — главный дом; подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры — Спасо-Вифанский монастырь и Гефсиманско-Черниговский скит; Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь ; Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Направление бюджетного финансирования 1 «Объекты культурного наследия гражданской, промышленной и культовой архитектуры» формируется по обращениям самих монастырей напрямую в Минкультуры РФ. По этому направлению проходят:  Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь (48 млн рублей на проектные работы); Николо-Берлюковская пустынь; Свято-Троицкая Александро-Невская лавра г. Санкт-Петербурга; Воскресенский Новодевичий монастырь г. Санкт-Петербурга.  Новодевичий ставропигиальный женский монастырь г. Москвы проходит по отдельной программе, так же, как и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь . Сумма контрактов по этим двум направлениям бюджетного федерального финансирования на 2023-2024 годы: 447 355 408, 88 руб.

http://patriarchia.ru/db/text/5990847.ht...

Протоиерей Сергий Правдолюбов вспоминает о своем сослужении отцу Иоанну литургии, поразившем его: «9 июля 1978 года отец Иоанн был послан совершить литургию и отпевание умершего настоятеля храма. А я, тогда диакон, только что приехавший в монастырь, был направлен в помощь отцу Иоанну. Для меня участие в службе стало счастливым и единственным событием удивительного общения: послужить вот так вдвоем! Я почувствовал молитву как страшное таинство взаимодействия между Богом и человеком. Главное впечатление от служения предстоятеля – это его всепоглощающая молитва, отсутствие малейшего развлечения, могучая сила говорящего с Богом ума. Каждение не рукой, а всем своим существом. Отец архимандрит, поднимая кадило, будто сам не касался земли, он весь погружен в молитвенное священнодействие. Здесь было подлинное и непринужденное воплощение молитвы, совершенное воплощение. Он молился с силой и энергией древних пророков. Слова обжигали. Такая молитва пронзает небеса и не может быть не услышанной. Так дерзновенно можно говорить с Богом, если ты Ему не чужой. Такая молитва творится и побеждает все недостатки и грехи». 115 Соловецкий Спасо-Преображенский мужской монастырь, расположенный на Соловецких островах Белого моря, был основан в 1436 г. монахами Зосимой, Саввати-ем и Германом. Наибольшего расцвета достиг в XVI в. в период управления игумена Филиппа (Колычева), будущего митрополита Московского. С XVI в. до 1883 г. в монастыре была устроена политическая и церковная тюрьма. В 1920 г. Соловецкий монастырь был закрыт и на его территории устроен лагерь принудительных работ. В 1923 г. был учрежден Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 г. в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), расформированную в 1939 г. Значительную часть заключенных составляли т. н. «политические» – духовенство, офицеры белого движения, дворяне, эсеры, интеллигенция. В 1967 г. был создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 г. в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В декабре 1988 г. был создан церковный приход, а 25 октября 1990 г. Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. В 1992 г. мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь  — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море. Возник в 1429—1430-е годы, отстроен в камне трудами святителя Филиппа (Колычёва). При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения. Монашеская жизнь возобновлена 25 октября 1990 года. В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. См. также: Топографическое и историческое первокласснаго Соловецкаго монастыря (1834 год, 191 страница) Содержание История [ править править код ] Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Холмогорская епархия, монастырь находился в пределах Новгородской епархии. Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва), избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена новгородским архиепископом Феодосием. Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря данному царем праву беспошлинной торговли солью и образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц, был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Традиционный Патриарший визит в Соловецкий монастырь отменен 16.08.2021 10:43 Версия для печати Москва, 16 августа. Традиционный визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, совершаемый ежегодно в дни празднования Преображения Господня (6/19 августа), перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (8/21 августа) и Собора Соловецких святых (9/22 августа), в этом году отменен. Заявление Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси об этом опубликовано на официальном сайте Русской Православной Церкви. «В связи с заболеванием коронавирусной инфекцией наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря епископа Озерского Порфирия и возможным распространением коронавируса среди братии обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с прискорбием вынужден отменить давно запланированный визит в Соловецкий монастырь», — говорится в заявлении.  Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 18.08.2022 14:58

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Соловецкий монастырь 20 августа 2018 г. 17:52 20 августа 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  посещающий Соловецкий архипелаг, прибыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь . У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали наместник монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) и братия Соловецкой обители, а также полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе А.Д. Беглов, директор Российского института стратегических исследований, председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, губернатор Архангельской области И.А. Орлов, члены Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Святейший Патриарх Кирилл проследовал в Свято-Троицкий храм, где совершил молитву и славление у мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. В богослужении участвовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , архимандрит Порфирий (Шутов). Поклонившись честным мощам основателей Соловецкой обители, Святейший Владыка обратился со словом к насельникам монастыря, членам Попечительского совета и паломникам: «С особым чувством я всегда вступаю под сень сей святой обители. И в первую очередь вспоминаются сказания тех представителей нашего духовенства, которые пребывали здесь, на сем месте, не в качестве паломников и не в качестве иночествующих, а в качестве узников. Всплывают в памяти также письменные тексты, свидетельствующие о небывалом величии, красоте сего места в прошлом, о его духовном, государственном значении, о мужестве иноков, не только несших в суровых арктических условиях свое служение и послушание, но и встававших на защиту от внешнего врага своей обителей, а значит — и всего русского северного порубежья. Это действительно место нашей духовной славы, место подвигов монашеских, и место, совершенно особенное в истории нашего Отечества.

http://patriarchia.ru/db/text/5254865.ht...

Соловецкий иконостас Этой весной в Тракайском историческом музее-заповеднике в Литве среди прочих древностей из частных собраний граждан России, Украины, Канады и Литвы можно было видеть и иконостас из Соловецкого монастыря: семь вертикальных досок с 22 самостоятельными изображениями. Тот самый, вокруг возвращения которого России вот уже несколько лет не утихают споры. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь – самый северный из православных монастырей Руси – был основан в первой половине XV века трудами и молитвами преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В 1485 и 1538 годах монастырь выгорал дотла так, что из доныне сохранившихся икон, написанных специально для него, древнейшие не могут быть старше середины XVI века. Мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия покоились за алтарями Преображенской и Успенской церквей монастыря. В 1547 году основатели монастыря были прославлены в лике святых, и тогда же, в 1548–1549 годах, по благословению игумена монастыря Филиппа (Колычева) над могилами святых были построены часовни с небольшими иконостасами. Представленный на выставке в Литве – один из них. В 1558–1566 годах в монастыре был сооружен каменный Преображенский собор с Зосимо-Савватиевским приделом, и 8 августа 1566 года в этот придел были перенесены мощи преподобных, а вместе с ними и иконостас. В 1668–1676 годах Соловецкий монастырь, не признавший церковных реформ патриарха Никона, был осажден стрельцами царя Алексея Михайловича. Из осажденного монастыря постепенно ушли почти все иноки, державшиеся старообрядчества. Они уносили с собой дорогие их сердцу реликвии. Среди прочего и тот самый иконостас, который впоследствии долгое время считался бесследно исчезнувшим. Беглецы селились в основном в Предуралье и Зауралье. В Центральную Россию старообрядцы с Урала смогли вернуться лишь в XIX веке. С одной из таких групп переселенцев в Центральную Россию попал и Соловецкий иконостас. С конца XIX века до 1945 года он украшал молельный дом общины старообрядцев «старо-поморского согласия», обитавших в одной из глухих деревушек. В 1945 году во время очередной атеистической компании молельный дом был разорен, но старообрядцы смогли спрятать иконостас на чердаке в доме одного из членов общины. Ни тогда, в 1945 году, ни позже старообрядцы не желали отдавать иконостас в какой-либо из государственных музеев. И это чуть не погубило бесценную реликвию.

http://pravoslavie.ru/3557.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010