1939  Упразднение концлагеря и организация на Соловках Учебного центра Северного флота (Школы юнг). 1967  В стенах обители создан филиал Архангельского краеведческого музея, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время. 1990  Решение Священного Синода о возобновлении Соловецкой обители. 1992  Возвращение на Соловки мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II . 1994  Начало реставрационных работ в скитах и пустынях обители. 1999  На острове Анзер были обретены честные мощи священномученика архиепископа Воронежского Петра (Зверева). 2000  Подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита. 2001  Освящение отреставрированного храма святителя Филиппа, митрополита Московского. 2007  Освящение вновь отлитых колоколов Соловецкой звонницы и великое освящение Спасо-Преображенского собора. 2008  Освящение поклонного креста и часовни на месте захоронения узников концлагеря у горы Секирной. Освящение храма Распятия Господня на горе Голгофе (остров Анзер). 2008  Освящение восстановленного храма Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту. 2009  Мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж. 2010  Учреждение Патриаршего Попечительского совета Соловецкого монастыря.  Выставка «Соловки. Голгофа и воскресение» в Храме Христа Спасителя в Москве. 2013   Освящение Вознесенского храма на Секирной горе. 2015 Презентация интернет-проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке». 2018 Освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. 2021 Территория Соловецкого архипелага признана объектом культурного наследия федерального значения. Скиты и пустыни Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (справка о состоянии на 2009 год) Спасо-Преображенский собор Соловецкой обители Соловецкий лагерь особого назначения Страна: Россия Адрес: 164070, Архангельская обл., п. Соловецкий Телефон: (8183590) 298 Факс: (8183590) 298 Web-caйm: http://solovki-monastyr.ru Наместник: Порфирий, епископ Озерский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шутов Владимир Викторович)

http://patriarchia.ru/db/text/964179.htm...

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского. Будущий патриарх Никон в возрасте 30 лет принял постриг со своим именем в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Через какое-то время преподобным Елеазаром Анзерским, начальный старец скита, в число обязанностей Никона было включено совершение литургий и заведование хозяйственной частью. Но в 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром, Никон бежал из скита и был позже принят в Кожеозерский монастырь. Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты. В 1765 монастырь становится ставропигиальным, то есть переходит под непосредственное подчинение Синоду. В монастыре процветали ремёсла: он владел солеварнями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-26). Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией. К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. После посещения монастыря Петром I в конце XVII века к Соловецкому было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье. В монастыре имелась обширная библиотека, а к XX веку появилась и собственная гидроэлектростанция. В XVI—XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда». После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайе мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель. В XVI b. Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода московскому престолу пользовался особым покровительством московских государей. В 1547 году на Церковном соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, соловецкие чудотворцы. Обитель получала щедрые царские дары от Иоанна Васильевича Грозного: земельные угодья в Сумской волости, колокола, драгоценную церковную утварь. В годы игуменства святителя Филиппа (1548–1566), будущего митрополита Московского, в монастыре началось каменное строительство. Новгородские зодчие вместе с братией монастыря возвели храм в честь Успения Божией Матери с трапезной и келарской палатами (1552–1557). Строились новые келейные корпуса, развивалось монастырское хозяйство. Прокладывали дороги, озера соединяли каналами, завели ферму на острове Большая Муксалма. Однако при этом игумен Филипп не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь. В 1558 году заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. В 1566 году храм освящен и святые мощи первооснователей соловецких перенесены в придел. В 1566 году, повинуясь царской воле, игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея Руси. Святитель Филипп заступался за невинных людей, жертв опричнины, и обличал царя. Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь. В 1569 году он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Особо прославились старчеством в XVIII— XIX вв. следующие обители. Флорищева Успенская пустынь . Основана в 1655 г. святым Иларионом, возведенным в 1682 г. в сан митрополита Суздальского и Юрьевского (14 декабря 1707). Прославилась строгим общежительным уставом. Саровская Успенская пустынь . Общежитие введено в 1706 г. иеросхимонахом Иоанном (1737). Там подвизались схимонах Марк Молчальник (1817) и преподобный Серафим Саровский (2 января 1833). Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря . Основан в 1715 г. на Анзерском острове Соловецкого архипелага преподобным Иисусом (1726). Иноки Голгофского скита способствовали духовному расцвету всего монастыря. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь . Старчество и устав Саровской обители введены в этом монастыре игуменом Назарием (1782—1801), Саровским иноком. В 1793 г. десять иноков Валаамской Спасо-Преображенской обители, прошедших школу игумена Назария, были посланы с миссионерской проповедью на Аляску. В их числе был и преподобный Герман Аляскинский (1837), Небесный покровитель Автокефальной Православной Церкви в Америке. Иноками Валаамского монастыря была устроена в 1895 г. первая обитель на Дальнем Востоке — Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Козельская Введенская Оптина пустынь Старчество введено с 1829 г Наиболее известные старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин; 11 октября 1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; 7 сентября 1860), схиархимандрит Моисей (16 апреля 1862), иеросхимонах святой Амвросий (Гренков; 10 октября 1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; 1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; 1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; 1894), иеромонах Анатолий (Потапов; 1922), иеромонах Нектарий (1928). Их подвиг продолжал в наши дни совершавший пастырское служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; 19 апреля 1966). С 1839 г. Оптина пустынь издавала на русском языке святоотеческие творения. Продолжая дело преподобного Паисия Величковского, братия пустыни переводили и издавали знаменитые творения великих врачевателей душ человеческих — преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина и Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Синаита, святителя Иоанна Златоуста, которыми руководствовались в духовной жизни многие поколения русских людей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436408/

«С самого начала ограничений на посещение богослужений в Псковской епархии храмы и монастыри стали транслировать богослужение онлайн. Службы, совершаемые митрополитом Псковским и Порховским Тихоном в Псково-Печерском монастыре, транслируются через официальный ютуб-канал Псковской епархии. В каждом таком онлайн-богослужении принимают участие в среднем 10 тыс. человек», - сказали ТАСС в Псковской епархии. В ожидании паломников Если храмы начинают постепенно открывать свои двери для прихожан, то в монастырях ситуация сложнее: большинство обителей остаются закрытыми, в ряде монастырей зафиксированы очаги распространения коронавируса. На этой неделе медики сообщили о росте числа инфицированных в Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре в Свердловской области, а также на территории Свято-Введенского женского монастыря в Иваново. Ранее вспышка коронавируса была выявлена в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в Нижегородской области. Те не менее, может возобновить прием паломников после 1 июня курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь - мужской монастырь, основанный на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», одной из самых почитаемых святынь Русской Православной Церкви. Меры предосторожности, как отметили в администрации монастыря, связаны с угрозой распространения коронавируса. Пока ограничен доступ для паломников из других регионов и на Соловецкий архипелаг в Архангельской области, где с первой половины XV века существует Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь, один из самых известных монастырских комплексов России. Сейчас в обитель могут попасть только жители островов: на службах присутствуют монахи и те, кто проживает в монастыре, а также прихожане из поселка Соловецкий. «Остров у нас закрыт на изоляцию, даты открытия мы пока не знаем. В паломническую службу поступает много звонков с вопросом, можно ли приехать. Мы надеемся, что все-таки такая возможность будет, меры по приему паломников разрабатываются: возможно, справки об отсутствии инфекции, маски, социальное дистанцирование, прием малыми группами», - добавила представительница паломнической службы Соловецкого монастыря.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Когда мы молимся вместе с нашими братьями и сестрами из Молдовы, мы представляем собой один народ пред Богом. Эта общность ценностей, общность духовной ориентации и формирует наше духовное единство, которое превыше всяких политических границ; и никакие политические партии, которые угрожают нам разрывом, не способны это единство разорвать», — подчеркнул Предстоятель. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага. Перед началом заседания члены комиссии ознакомились с ходом ремонтно-восстановительных работ, которые ведутся в Соловецкой обители. Все выступавшие указывали на необходимость комплексного подхода к решению проблем Соловков. Стратегический план, предложенный участниками заседания, предполагает гармоничное развитие церковной и светской частей Соловецкого архипелага, который рассматривается комп-лексно: как природный и культурно-исторический памятник, православная святыня и объект туризма и паломничества. Участники заседания констатировали необходимость тщательной финансовой экспертизы проектов по сохранению и развитию архипелага, а также высказались за принятие федеральной целевой программы по Соловкам. Комиссия поддержала также предложение губернатора Архангельской области И.Ф. Михальчука о создании на региональном уровне отдельной программы по финансированию развития Соловецкого архипелага. 22 августа, в праздник Собора Соловецких святых, Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии. На малом входе Литургии Предстоятель Русской Церкви удостоил богослужебных наград ряд насельников Соловецкого монастыря. 22 августа завершился визит Святейшего Патриарха Московского и Кирилла в Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь.   28 августа 2010 г. HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/church/duhovnaya_sto...

Времена смуты (до 1615)  Настоятели монастыря святые игумены Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. В историю борьбы с захватчиками вписаны имена пострижеников Соловецких — митрополита Новгородского Исидора и старца Авраамия (Палицына), келаря Троице-Сергиевой лавры. 1620  Преподобный Елеазар основал Свято-Троицкий скит на острове Анзер. 1634  Поставление в Патриархи Московские и всея Руси Иоасафа I, постриженика Соловецкого. 1635  Преподобный Елеазар в Свято-Троицком скиту совершил иноческий постриг священника Никона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. 1652  Перенесение святых мощей святителя Филиппа из Соловков в Москву. Интронизация Патриарха Никона. 1668-1676  «Соловецкое сидение». Вооруженное сопротивление иноков-старообрядцев церковным реформам привело к разорению обители царскими стрельцами. 1713  Преподобный Иов (в схиме Иисус) основал Голгофо-Распятский скит на острове Анзер. 1765  Соловецкий монастырь становится ставропигиальным. 1854  Безуспешный штурм Соловецкого монастыря английской военной эскадрой, девятичасовой пушечный обстрел обители. Начало ХХ века  На Соловках за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни, 19 церквей (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали: училище для 200 детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала Биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Обитель имела хорошо налаженное и рентабельное хозяйство, ориентированное на прием паломников, число которых достигало 20 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись тремя монастырскими пароходами; монастырский флот давал четвертую часть доходов обители. 1920  Упразднение монастыря советской властью. 1923  Создание в стенах обители Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) ОГПУ. 1928  Жестокое убиение преподобномучеников архимандрита Вениамина, настоятеля Соловецкого монастыря, и иеромонаха Никифора.

http://patriarchia.ru/db/text/964179.htm...

Вскоре «Василий Косяков» взял курс на Соловки. Несмотря на летнее солнце, холодный ветер пронизывал до самых костей. Оставшийся за кормой пустынный причал дополнял северную природу, которая заставляла душу трепетать. Оказалось, красоты эти зацепили не меня одного: позднее рядом с одиноким причалом построят деревянную церковь и декорации к нашумевшему фильму Павла Лунгина «Остров»... Тем временем облупленный форштевень «Косякова» все дальше углублялся в Белое море. А я все больше влюблялся в его безбрежную гладь, проникаясь предчувствием близкой встречи. ...И вот на горизонте в слепящем полуденном солнце показались очертания Соловков. Словно град Китеж, перед глазами вырос Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Молчаливые, невозмутимые, не подвластные ·ни времени, ни стихиям, сложенные из валунов стены потрясали мощью и великолепием. Первое живое знакомство с монастырем пронзило сердце и навсегда запечатлелось в памяти. Как писал Габриэль Гарсия Маркес, «жизнь – это не те дни, что прошли, а те, что запомнились!» Тиканье часов Первым делом я отправился на пешую прогулку по острову. Это было сознательным решением. Хотелось, не отвлекаясь на спутников, насладиться торжественной соловецкой тишиной. Она была такой беспредельной, космической, что я слышал тиканье своих наручных часов. Одновременно в сердце тикали «часы», отсчитывающие секунды, отделяющие меня от Встречи, которая случилась там, в северном одиночестве, в тишине Соловков. Как конкретно – сказать не могу: трудно подобрать нужные слова и образы. Дав нам свободу, Господь не отнимает ее. Он приходит неслышно, в веянии тихого ветра, и, возможно, кто-то может расслышать шаги Его навстречу нам на городских улицах, мне же для этого понадобилось попасть сюда, на далекие северные Соловки, до краев наполненные первозданной тишиной. В этом мире все неслучайно, вот и университетский альманах, куда мы писали статьи, получил название «Тишина Соловков». Для меня же эти два слова наполнились особым смыслом, став олицетворением встречи с Господом, благословенного края, куда с тех пор влечет «магнит души». Он стал по-настоящему поворотным для меня, этот непредсказуемый вояж на Соловки в 2003-м году, поделивший жизнь на «до» и «после»...

http://pravoslavie.ru/123567.html

Е. род. в семье купца Афанасия из «беломестных козаков», мать святого носила имя Татьяна. С детства преподобный проявил склонность к монашеской жизни. Получив благословение родителей, вместе с братьями Романом и Михаилом он отправился в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь ; Роман вскоре умер, Михаил покинул обитель и поселился в Сумском остроге. Е. пришел в Соловецкий мон-рь при жившем там на покое в 1606-1614 гг. бывш. игум. прп. Иакове , монашеский постриг Е. принял при игум. прп. Иринархе (1613-1626) (предположительно 1 авг., в день памяти 2 ветхозаветных мучеников по имени Елеазар). Е. участвовал в работах по реконструкции иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, начавшихся в 1613 г.: выполнял резные надписи о времени создания иконостаса. Часовня на месте первого поселения прп. Елеазара Анзерского. 90-е гг. XX в. Фотография. 2007 г. Часовня на месте первого поселения прп. Елеазара Анзерского. 90-е гг. XX в. Фотография. 2007 г. В кон. 1614 г. по благословению прп. Иринарха Е. удалился на Анзерский о-в для пустынножительства. Там молодой монах, по его воспоминаниям, подвергался многочисленным тяжким искушениям от бесов, стремившихся изгнать подвижника с острова. Преподобный много молился и был удостоен явлений Божией Матери, укреплявшей его. Е. обменивал вырезанные им деревянные чаши у приходивших к острову на ладьях поморов на продукты. Е. нашел пристанище в глубине острова, недалеко от озера, называемого Круглым. Здесь преподобный установил собственноручно вырезанный крест и устроил келью. Ок. 1616 г. Е. встретился с отшельником иером. Фирсом и принял от него постриг в схиму. 4 следующих года Е. провел в подвигах пустынножительства: он принимал скудную пищу раз в неделю, умерщвлял плоть ношением вериг (по описанию Жития, он был «дебел составы и плотию», т. е. крупного телосложения), занимался чтением и перепиской книг. В кон. 1619 - нач. 1620 г. Е. переселился к узкому глубокому заливу, на 2 версты врезающемуся в Анзерский о-в, позднее названному Троицкой губой.

http://pravenc.ru/text/189679.html

Монастырская тюрьма С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 г. через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников, среди которых такие заметные личности, как П. А. Толстой, В. Л. Долгоруков, П. И. Калнышевский, Ф. П. Шаховской. Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви. Советский период В 1920 году монастырь был окончательно ликвидирован: приказ о ликвидации отдал М. С. Кедров. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы. В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. В 1923 году был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения — СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли т. н. «политические» — духовенство, офицеры белого движения, эсеры, интеллигенция. С 1942 года по октябрь 1945 года в монастыре в течение 3 лет базировалась часть Соловецкой школы юнг, при учебном отряде Северного Флота, готовившихся к боевым действиям, открыта 25 мая 1942 года по приказу наркома ВМФ СССР Кузнецова Н.Г. В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины. В декабре 1988 года был создан церковный приход, куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010